Как проверить обод велосипеда

Обновлено: 05.07.2024

Одна из самых неприятных вещей, с которыми приходится сталкиваться, особенно если вы человек, который любит ездить на велосипеде, — это погнутый обод. Изогнутые диски случаются и встречаются слишком часто, но после получения изогнутого обода означает ли это, что все это нужно выбросить? Является ли обод совершенно бесполезным? Можно ли зафиксировать изогнутый велосипедный обод?

Определение искривлений на колесах

Проверка дефекта

Изогнутые диски могут быть как серьезными, так и не такими плохими, просто в зависимости от того, через что прошел обод. Совсем не редкость иметь слегка изогнутый обод, который вы едва ли можете заметить с самого начала. Как правило, слегка изогнутый обод осознается после того, как вы услышите странный шум, исходящий от самого обода. Слегка изогнутый обод сохранит функциональность велосипеда, но определенно немного замедлит вас. Погнутые диски возникают из-за слишком большого количества выбоин, столкновения с бордюром на улице, перекручивания при попытке вставить велосипед в велосипедную стойку или вынуть из нее, или даже когда ломается спица.

Устранение дефектов велосипедного колеса

В случае проверки спиц вы можете легко убедиться, что ваши спицы находятся в идеальной форме, используя инструмент со спицами или гаечный ключ со спицами, который поставляется в нескольких разных размерах и должен быть частью вашего набора инструментов для велосипеда. Спицы так же важны, как и сам обод, поэтому убедитесь, что ваши спицы здоровы, и при необходимости выполняйте техническое обслуживание в этом отделе.

Вам захочется перевернуть велосипед, чтобы вы могли получить доступ к колесам. Велосипед будет удобно сидеть на сиденье и руле, так что вам даже не придется снимать колеса с велосипеда. Используя гаечный ключ со спицами, тщательно измерьте и выпрямите каждую из спиц, чтобы в конечном итоге выровнять обод. Если спицы прямые, обод также выпрямится. Это отличный инструмент, потому что вы не поверите, как легко выпрямить все спицы, в результате чего получится выпрямленный обод. Ключ со спицами (гаечный ключ со спицами) поможет вам сохранить все в порядке и работать должным образом.

Сильное повреждение колеса

Если обод велосипеда сильно согнут, вы можете попробовать использовать ключ со спицами, чтобы помочь со спицами, но сам обод нужно будет выпрямить, возможно, вручную. Возвращение к этому колесу настройки, используемому профессионалами, возможно, станет вариантом для того, чтобы все снова заработало и заработало. Если основные перегибы в колесе устранены, то войдет ключ со спицами и убедится, что все остальное прямо и готово к работе. Эту серьезную вмятину можно было бы относительно вернуть на место, перевернув велосипед вверх дном и слегка постучав молотком по ободу, чтобы вернуть его на место. Затем, с помощью этого замечательного ключа со спицами, вы можете выпрямить каждую спицу, чтобы в конечном итоге выпрямить весь обод на место.

Если с ободом произошло что-то действительно сумасшедшее и обод сильно погнут, даже легкое нажатие на него может привести к появлению трещины или поломки обода. Даже процесс возврата его на место может привести к тому, что весь обод сломается, что явно делает его незаменимым. Это когда вам нужно выйти и купить себе совершенно новый обод. Ключ со спицей и сгибание назад по форме будут действительно работать только в том случае, если обод только слегка согнут. В противном случае езда по сильно изогнутому ободу может привести к серьезным травмам, связанным с велосипедом, или даже разрушить ваш велосипед, если вы попытаетесь на нем покататься.

Погнутый обод может серьезно повредить тормозные колодки, если вы не будете осторожны. Если вы начинаете замечать странный звук, исходящий от ваших спиц или обода велосипеда, убедитесь, что изогнутый обод на самом деле не давит на ваши тормозные колодки. Со временем, если обод прижимается к тормозной колодке, даже слегка, обод может серьезно повредить колодки, что впоследствии может привести к ужасной аварии. Важно серьезно относиться к каждому звуку, который вы слышите, чтобы предотвратить любые повреждения или травмы в будущем.

Советы

Чтобы освободить место для большего затягивания, вы можете ослабить некоторые спицы напротив тех, которые вы затягиваете.

Обод может быть помят во многих местах. Если это так, сначала сосредоточьтесь на устранении самой большой вмятины, а затем переходите к другим позже.

Если вы находитесь в ситуации, когда вмятина на ободе находится далеко от ступицы по сравнению с другими вмятинами, вам следует просто затянуть спицы, расположенные ближе всего к этой области.

Вы можете потянуть за спицы, чтобы посмотреть, насколько они тугие.

Бывают моменты, когда обод уже не годится и его нужно заменить. Обычно, когда спицам требуется около пяти поворотов гаечного ключа, чтобы затянуться, это означает, что обод больше не подходит для дороги.

Как вы можете видеть, ключ к исправлению изогнутого велосипедного обода лежит в действительно отличном ключе со спицами. Опять же, если обод сильно изогнут, вы мало что можете с этим поделать. Мы переносим весь свой вес на наши велосипеды, которые лежат на велосипедных ободах, поэтому даже сильный изгиб, который был возвращен на место, может привести к серьезной травме, если вы не настроите все правильно.

Профилактическое обслуживание

Регулярное техническое обслуживание и уход, в конечном счете, станут фактором сохранения вашего велосипеда как можно дольше и обеспечения вашей безопасности в будущем. Вы можете найти действительно хороший ключ со спицами или гаечный ключ со спицами в любом магазине велосипедов, но в стандартных универмагах на открытом воздухе и магазинах походного снаряжения тоже должны быть хорошие ключи.

По крайней мере, вы знаете, что вам не нужно выходить и покупать совершенно новый обод для каждого изогнутого обода или излома. Таким образом, вы сможете самостоятельно отработать изгиб, сохранить долговечность своих спиц и снова стать великим велосипедистом!


Как и любая машина, велосипед будет работать лучше и дольше, если вы должным образом будете о нем заботиться. Пусть регулярная проверка велосипеда станет вашей привычкой. Простые проверки и несложное обслуживание могут помочь наслаждаться отличной ездой и избежать ремонта. Эти простые советы — отличный способ убедиться, что велосипед готов к безопасной езде.

  • велосипедный насос,
  • набор шестигранных ключей.

Проверьте ваш велосипед в 11 шагов:

  1. Заднее колесо. Оно должно быть плотно подогнано и ручка эксцентрика должна находиться в безопасном закрытом положении. Не все колеса имеют втулки с эксцентриком. Если это ваш случай, убедитесь, что гайки на обеих сторонах колеса надежно закреплены.
  2. Спицы. Натяжение всех спиц должно быть одинаковой степени, и они не должны сидеть свободно.
  3. Воздух в шинах. Если шина мягкая, подсоедините насос к ниппелю и накачайте шину. Есть два типа ниппелей: Presta (длинные и тонкие) и Schrader (толще и немного короче). Рекомендуемое давление в шинах обычно указано \на шине.
  4. Седло. Проверьте, что подседельный штырь не болтается, и что вы не превысили предел, указанный на подседельном штыре. После того, как вы это проверите, используйте шестигранный ключ, чтобы затянуть подседельный зажим. После этого проверьте еще раз, что сидение безопасно.

Именитые обода из самой Англии. Hope Tech Enduro в свое время продавался на различных интернет-площадках. Это довольно крепкий и надежный обод, на котором я собрал довольно много колес. Никто на обода фирмы Hope не жаловался. В настоящий момент данные обода уже сняты с производства, и фирма Hope представлена ободами Fortus в размерностях 23, 26, 30 и 35 мм. Отдельно обода в продаже встречаются нечасто. Из обзоров и сравнительных тестов можно сделать вывод, что в колесах Hope больше ценятся их втулки, а обода тяжеловаты по сравнению с конкурентами, хотя и вполне надежны.

oboda-hope

Обода WTB: отзыв и обзор

oboda-ztr

Обода DT Swiss: отзыв и обзор

oboda-dt-swiss

Обода Mavic: отзыв и обзор

oboda-mavic

Обода ZTR NoTubes: отзыв и обзор

oboda-ztr

Обода Sun Ringle: отзыв и обзор

_obod-sunringle

Обода AlexRims: отзыв и обзор

Alex rims — производитель ободов из Азии. Компания появилась на свет в начале 90-х годов прошлого столетия. На сегодняшний день Alex rims является безоговорочным лидером в производстве ободов для большинства производителей велосипедов. Например, фирма Syncros делает обода для велосипедов Scott на мощностях Alex Rims.
Много ободов есть и в свободной продаже. Качество изготовления ободов я бы назвал средним. Лично мне кажется, что ободам данной фирмы не хватает новых решений, жёсткости. В общем, мой вердикт: Alex Rims — неплохие обода, которые ставятся на большинство велосипедов в стоке. Гонщики, спортсмены, туристы часто меняют их на что-то более приличное.

alexrims

Обода Weinmann: отзыв и обзор

Обода ещё одного китайского производителя. Качество среднее, неплохо подойдут для бюджетных велосипедов. Особо плохих отзывов по этим ободам у меня нет, но и рекомендовать к покупке можно лишь в случае низкой цены.

weinmann

Обода Xenium: отзыв и обзор

_xenium-oboda

Обода Velocity: отзыв и обзор

Обода от американского производителя из Мичигана. Хорошее, добротное качество, неплохой модельный ряд. Славятся, в основном, производством ободов для шоссейных дисциплин. Цена довольно высокая, но особой магии в изготовлении ободов я не заметил. Если есть бюджет, могу смело рекомендовать к покупке, но у конкурентов можно легко найти более бюджетные решения с тем же качеством.

_velocity-rims

Обода Spank: отзыв и обзор

Данная контора делает очень хорошие обода для экстремального катания и различных жёстких дисциплин. Качество исполнения ободов всегда на высоком уровне. Цены, конечно, не низкие, но по распродаже бывают весьма приятные. На ободах данной фирмы можно собрать надёжные, крепкие колеса. Могу смело рекомендовать обода этой фирмы к покупке.

spank-1

Обода Sixpack: отзыв и обзор

sixpack

Обода e*thirteen: отзыв и обзор

Ещё одна весьма уважаемая в велосипедном мире фирма из США, которая имеет довольно хорошую репутацию. Обода этой фирмы внешне очень схожи с ободами фирмы WTB. Где-то я читал, что обе конторы производят свою продукцию на одних и тех же мощностях. Могу смело рекомендовать к покупке, но единственное, что смущает, — это весьма высокая цена.

_e13-oboda

Другие производители ободов

Помимо вышеперечисленных фирм есть и другие хорошие производители ободов. Неплохими будут обода от Race Fасе, Mach, b.o.r, NsBikes, Dartmoor и прочих других фирм При выборе той или иной продукции обязательно читайте отзывы, не поленитесь изучить сегмент зарубежного интернета. А если есть вопросы — пишите комментарии, а также в мессенджеры, нашу группу ВК или мне на почту.

oboda-bor

Искренне Ваши, Владимир Кулигин и Алексей Иванов

На колесе образуется восьмерка

Неисправность возникает по нескольким причинам:

Постепенно форма колеса начинает меняться и образуется восьмёрка, которая приводит к выходу изделия из строя.

На скорость образования деформации влияет не только стиль катания. Велосипедист должен уметь правильно настраивать шпицы. Прочность обода может отличаться в зависимости от марки велосипеда и качества материала, который был использован в процессе производства.

Как определить искривление на колесах?

Как определить искривление на колесах?

Чтобы определить точное место возникновения неисправности необходимо перевернуть транспортное средство. При этом колёса должны находиться в верхнем положении. Можно выделить 2 метода нахождения поврежденных мест.

Визуальный метод

Процедуру проверки обода можно разделить на несколько этапов:

  • Для начала необходимо раскрутить колёса, так как на малых скоростях сложно определить грубые дефекты.
  • Чтобы увеличить частоту вращения заднего обода можно использовать педали. При этом искривленные участки опыт будут отклоняться плоскости вращения.

Контактный метод

Для более точного выявления неисправности можно воспользоваться контактным методом:

  • Пользователь должен в момент раскрутки колеса подвести мелок к ободу. Такой способ позволяет определить вершину дефектной области.
  • После процедуры на деформированной части колеса появится жирная линия, нарисованная мелом.

Какие инструменты необходимо подготовить для ремонта?

Какие инструменты необходимо подготовить для ремонта?

  • спицевой ключ;
  • кусок мела, который используется в качестве маркера;
  • при монтаже и демонтаже покрышек потребуются пластиковые монтажки.

В процессе ремонта искривленного обода необходимо выполнить несколько операций

Владелец велосипеда должен определить тип неисправности и место, в котором находится искривленный участок.

С этой целью необходимо перевернуть транспортное средство и раскрутить колесо. После выявления дефектной зоны можно приступить к выпрямлению колеса.

  • для исправления дефекта в пути можно прибегнуть к силовому выпрямлению;
  • подтяжка спиц – более точный метод, который потребует длительной настройки.

Силовое выпрямление

Способ можно использовать в любых условиях. К примеру, велосипедист может столкнуться с поломкой в дороге.

При этом нужно выполнить следующие действия:

  • Чтобы приступить к силовому выпрямлению необходимо снять колесо с рамы.
  • Теперь обхватите обод руками.
  • После этого надавите на самый выпуклый участок с помощью колена.

Самостоятельно выполнить силовое выпрямление обода могут только физически крепкие люди. Для устранения крупных дефектов необходимо найти помощника, который во время операции должен прижимать колесо к полу.

К недостаткам метода можно отнести:

  • Отсутствие возможности устранения мелких изгибов.
  • Силовое выпрямление имеет низкую точность.
  • Неправильное использование способа может привести к перегибам в другую сторону

Настройка спиц

Силовое выпрямление не подходит для устранения большого количества дефектных участков. Чтобы убрать восьмерку на колесе, необходимо отрегулировать спицы.

Преимущества метода очевидны:

  • Способ отличается высокой точностью и позволяет избавиться от любых типов дефектов.
  • Пользователю нужно всего лишь ослабить или наоборот подтянуть спицы.

Недостатки:

  • Регулировка спиц– длительный процесс, который сложно выполнить новичкам.
  • Для устранения кривизны обода может потребоваться помощь профессионала. В процессе работы используются специальный инструмент, который можно приобрести в любом веломагазине.

На рабочей части ключа присутствует квадратное отверстие, которое предназначено для разных размеров спиц. Не пытайтесь использовать плоскогубцы, так как существует риск порчи изделия. При сильном нажатии можно повредить шлицы спиц.Обратите внимание на состояние обода колеса и ниппеля.

Настройку спиц можно проводить несколькими способами:

  • Найдите спице, расположенную в самом центре дефектной области. Поверните ее в сторону, которая находится напротив выпуклости.
  • Другой вариант устранения дефекта заключается в затягивании спицы, расположенной в центре, на четверть оборота ключа. Отрегулируйте степень натяжения спиц, которые находятся на краях дефектной зоны.

Чтобы отрегулировать спицы, необходимо обратить внимание на состояние ниппелей. Их нужно завернуть на один оборот.

Как проверить качество работ?

Проверить результат устранения дефекта можно только после сборки транспортного средства. Велосипед необходимо перевернуть вверх колесами и повторить процедуру выявления восьмерки.

Маркировку проводят с помощью мела. Если на ободе присутствует остаточное искривление, то необходимо снять колесо. После этого процесс велосипедист должен настроить спицы с учетом характера дефекта.

Причины появления дефекта

причины появления восьмерки

Колеса байка постоянно подвергаются нагрузкам. Они бывают:

Первые относительно стабильны – это степень натяжения спиц или давление воздуха в камере. Данный тип нагрузки либо не изменяется вовсе, либо изменения происходят очень плавно. В свою очередь, динамические нагрузки делятся на три типа:

  1. растяжение;
  2. сжатие;
  3. скручивание.

Следует рассмотреть каждый тип в отдельности, чтобы определить причину образования восьмерки и способы устранения дефекта.

Постоянные нагрузки

Это интересно! Идеально собранное колесо способно выдерживать колоссальные нагрузки, например, на 36 спиц – около 350 кг.

Большое значение имеет давление в камере. Этот фактор зависит от типа колес и модели велосипеда.

Это важно! При протяжке колесо может издавать незначительное потрескивание. Это нормальное явление, которое не обязательно свидетельствует о наличии неисправности.

Динамические нагрузки

торможение велосипеда

Они оказывают воздействие на колесо в процессе движения, что в конечном итоге приводит к деформации обода и спиц. Примеры динамических нагрузок на колесо:

Возможные типы изгибов

тип изгиба колеса яйцо

Их можно разделить на 2 группы: обратимые и необратимые. Чаще встречаются 3 разновидности обратимых искривлений:

  1. Восьмерка – искривление одного из участков колеса.
  2. Яйцо – процесс, при котором обод приобретает форму овала.
  3. Зонт – колесо отклоняется от центральной части вилки.

К необратимым дефектам можно отнести вмятины обода, которые могут появиться как в поперечном, так и в продольном направлении. Возникают они чаще всего после сильного механического воздействия (например, после удара или столкновения). В таком случае выпрямить колесо не получится, остается полностью менять обод, спицы, втулку, то есть выполнять комплексный ремонт.

Этот дефект представляет собой отклонение одного из участков обода от вертикальной плоскости. В результате происходит ослабление и перетяжка некоторых спиц. Различают несколько степеней:

  • Легкая. При данном дефекте обод остается целым и спицы тоже – достаточно только отрегулировать их натяжение. Биение при этом находится в пределах 3 мм. Причиной может послужить типичная усталость металла. Нужно только натянуть спицы должным образом.
  • Средняя. Отклонение в данном случае уже превышает 3 мм, но спицы и обод остаются невредимыми. Возникает такой дефект при незначительных ударах или столкновениях.
  • Сильная. Дефект настолько серьезен, что обод и спицы повреждены тоже. В этом случае остается только переспицовывать колесо, меняя поврежденные элементы.

Необходимые инструменты

спицевой ключ

Самый главный инструмент для устранения восьмерки – это спицевой ключ. Если есть, пригодится стойка для велосипеда, которая позволит надежно зафиксировать байк и спокойно заниматься работой в домашних условиях. Если ее нет, можно просто поставить велик на руль.

В любом случае основным инструментом остается спицевой ключ. Есть две его разновидности: фрезерованный и штампованный. Первый вариант является более предпочтительным, поскольку такая модель имеет более четкие грани, да и качество его изготовления заметно выше.

Методы определения искривлений

Если у вас возникли подозрения, остается только определить местонахождение дефекта, после чего выровнять восьмерку. Для этого нужно зафиксировать байк в специальной стойке или перевернуть его верх тормашками и поставить на руль, надежно закрепив его. Существует два метода определения:

как убрать восьмерку на колесе

Силовой метод

Пошаговая инструкция для выпрямления:

  • Демонтировать колесо, а покрышку вместе с камерой не трогать.
  • Развернуть колесо вмятиной к себе, взяться за него с обеих сторон так, чтобы угол между коленом и центром искривления составлял 60 .
  • Прижать колено к кривому участку и с силой надавить его к себе.

После всех проведенных манипуляций колесо нужно поставить на место и проверить его траекторию движения. Понятно, что силовыми методами идеально выровнять колесо у вас не получится. Поэтому имеет смысл познакомиться со вторым методом.

Регулировка спиц

регулировка спиц

  • На 3 спицы: затянуть центральную на четверть оборота, немного ослабить боковые, приблизительно на 1/8 (ослабление должно быть в 2 раза меньше силы натяжения).
  • На 7 спиц: натянуть центральную на 1/5, ослабить боковые на четверть 2 и 3 спицы, на 1/8 затянуть 4 и 5. Ослабить крайние (6 и 7) спицы на 1/8.

После этого нужно поставить колесо обратно и оценить результат проделанной работы.

Это важно! После ремонтных работ необходимо проверить, насколько надежно закреплены непосредственно все спицы. Если этого не сделать, в процессе движения могут возникнуть аварийные ситуации, которые чреваты еще большими потерями для колеса.

Профилактика

техническое обслуживание велосипеда

Избежать появления восьмерки практически невозможно. Однако вполне реально оттянуть этот момент до максимально поздних сроков. Профилактикой появления восьмерок являются следующие факторы:

  • аккуратная и спокойная езда;
  • при преодолении бордюров, лестниц и других препятствий следует спешиться;
  • большие колеса спицовать лучше качественными элементами;
  • используйте двойные обода (актуально для частого образования восьмерок);
  • регулярное ТО, которое позволяет выявить дефект еще на ранних стадиях.

Заключение

Восьмерка колеса – это достаточно распространенный дефект, который существенно влияет на поведение велосипеда. Оставлять ситуацию без внимания нельзя. Определить место образования дефекта и устранить его можно и самостоятельно, но лучше отдать велик в мастерскую, где ему смогут оказать полноценную помощь.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Читайте также: