Как проверить стартер от аккумулятора

Обновлено: 05.07.2024

Каждому автовладельцу полезно знать, как проверить стартер своими руками. Существует много методов, позволяющих убедиться в исправности устройства (на автомобиле, путем снятия, с помощью мультиметра, контрольной лампы и т. д.). Но для начала нужно убедиться в существовании проблемы и выявить неисправность. Ниже рассмотрим, какие поломки стартера существуют, и как их правильно устранить своими руками.

Признаки и причины неисправности стартера

Важность стартера трудно переоценить, ведь сегодня этот узел применяется на всех автомобилях. Создателем устройства считается Ч. Каттеринг, разработавший уникальный механизм в 1912 году. Сначала изделие играло роль генератора, но впоследствии использовалось по прямому назначению. Более чем за 100 лет конструкция стартера усовершенствовалась, он стал более надежным и простым. Несмотря на это, элементы устройства время от времени выходит из строя.

Выделим главные признаки и причины неисправности стартера:

  1. Двигатель авто время от времени прокручивается, но электрический моторчик вращается при каждом пуске. В момент пропуска появляется скрежет или треск. Причиной может быть поломка вилки, демпферной пружины или шестерни. Для проверки механизма необходимо снять его, а после провести диагностику.
  2. Нормальное вращение без прокручивания коленвала (без скрежета, треска или иных посторонних звуков). Подобный симптом свидетельствует о поломке вилки (ее нужно демонтировать и сделать замену). Стоимость изделия составляет около 1000 р., а замену легко сделать своими руками.
  3. Двигатель запускается, но после пуска слышен странный металлический звук. В такой ситуации нужно срочно заглушить мотор. Вероятные причины поломки — зависание втягивающего реле, клин шестеренки или вилки. Для точного определения неисправности придется снять стартер.
  4. ДВС периодически заводится, но иногда запустить его не удается. Нужно постучать чем-то тяжелым по кожуху механизма. Если мотор завелся, проблема в щетках и их износе.
  5. Втягивающее реле клацает, но стартер не прокручивает мотор. Вероятная причина — разрядка АКБ. Напряжения на клеммах достаточно для работы втягивающего реле, но дальше ничего не происходит, ведь электромотор не получает необходимого питания. Если проверка показывает нормальный уровень U, высок риск подгорание пятаков. Во многих авто в цепочку стартера вставляется вставка плавкая на 800 Ампер. Необходимо проверить ее целостность, а также наличие 12 В на момент пуска.
  6. Стартерный механизм прокручивается медленно, но проверка АКБ показывает полный заряд. Вероятная проблема — износ втулок, появление грязи в электрическом моторчике.
  7. Запах горелого в момент пуска. Такая неисправность говорит о подпаливании обмотки реле втягивания (иногда якорной обмотки). При подобной поломке возможен нагрев проводов, которые идут к стартеру.
  8. При повороте ключа зажигания механизм втягивающее реле работает, но вращения стартерного механизма нет. В таком случае нежно оценить состояние электрической проводки авто, правильность работы ЭБУ и остальной электроники машины.

С учетом сказанного можно выделить главные неисправности реле — поломка втягивающего реле, износ графитовых щеток или подшипников механизма.

Снятие стартера для проверки на факт неисправности

Большая часть проверок проводится на демонтированном механизме, ведь он находится в неудобном месте и не позволяет автовладельцу проводить измерения. Для разных моделей принцип снятия устройства различается, но общий алгоритм имеет такой вид:

При возникновении трудностей лучше использовать инструкцию, которую приводит производитель. Для удобства демонтаж проводится с нижней стороны, а после снятия можно приступать к работе.

Как проверить стартер от аккумулятора

Для начала важно определить поломку. Для этого проверяем стартер и убеждаемся в его работоспособности или выходе из строя. Ниже рассмотрим основные проверки.

Бендикс

Для проверки бендикса действуем следующем образом:

  • фиксируем кожух обгонной муфты (при использовании тисков нужно проложить что-то мягкое);
  • крутим влево и вправо (вращение в одну сторону должно быть свободным).

Если устройство легко прокручивается в обе стороны, обгонная муфта неисправна. Одна из причин — повреждение зубцов и неспособность бендикса войти в зацепление. Проблемы с шестеренкой легко увидеть путем простого осмотра, а вот залегание определяется при условии разборки и чистки от загрязнений.

Обмотка

Для контроля целостности обмотки применяется лампа на 220 Вольт или дефектоскоп. Принцип такой:

Если лампочка горит, это свидетельствует о пробое. При отсутствии лампы можно использовать омметр и измерить сопротивление (оптимальный уровень 9-11 кОм). Роторная обмотка проверяется по такому же принципу. Подаем 220 В на лампу. Далее один вывод садим на коллектор, а вторым касаемся к сердечнику. Если лампа горит, придется менять ротор или перемотать обмотку.

Втягивающее реле

Щетки

Проверка щеток проходит двумя путями:

  1. С применением лампы на 12 В. Подключаем один провод к держателю щетки, в второй — к кожуху. Если контрольная лампа горит, это говорит о пробое. Следовательно, щетки придется менять.
  2. Мультиметр. Чтобы проверить стартер на работоспособность (точнее, его элемент), нужно разобрать узел и измерить число Ом между главной пластинкой и держателем. В идеале этот параметр должен стремиться к максимальному числу Ом.

При снятии щеток осматриваем остальные детали, уделяя внимание втулкам, обмотке и другим элементам. При выявлении выработки ток может подсаживаться, из-за чего мотор работает плохо или на срабатывает вовсе. Если целостность коллектора нарушена, со временем он повреждает и щетки. В случае повреждения втулок появляется перекос якоря, и имеет место неравномерный износ. Как результат, возрастает риск замыкания между витками.

Якорь

Для контроля исправности якоря необходимо напряжение 12 Вольт с АКБ. Питание подается сразу к стартеру. Если устройство срабатывает, можно говорить о его исправности. В случае отказа в работе имеет место проблема со щетками или самим устройством. Для понимания причин нужно разобрать узел и проверить каждый элемент с помощью мультиметра.

К главным неисправностям якоря относится пробой в обмотке, КЗ между витками или отпаивание выводов. Для проверки используется мультиметр, ППЯ или обычный осмотр соответственно. КЗ легко определить визуально по ряду симптомов — появление металлической стружки и сгорание ламелей. Если ничего не предпринимать возможны более серьезные последствия — повреждение щеток и неисправность стартера. Глубина между проточками должна составлять от 0,5 мм и ниже.

Как проверить стартер на работоспособность мультиметром

Простейший способ проверки исправности стартерного механизма — использование лампочки или дефектоскопа. Но этих компонентов часто нет под рукой, поэтому можно взять мультиметр. Прибор используется для проверки обмотки и щеток на КЗ. Алгоритм такой:

  • устанавливаем режим измерения сопротивления;
  • проверяем число Ом между пластинкой и щетками/сердечником;
  • смотрим сопротивление между корпусом и обмоткой;
  • измеряем R между выводом отключения и болтом шунта (1-1,5 Ом);
  • проверяем сопротивление между контактом подключения и кожухом реле (2-2,5 Ом).

Как проверить стартер?

Стартер выполняет функцию по запуску двигателя и когда он не может функционировать, то завести машину бывает трудно. Обычно его неисправность выявляется не сразу, а постепенно и не смотря на его поведенческие особенности, по симптомам все-таки можно выявить поломку. Если вы не смогли это сделать, то нужно провести проверку стартера, как теми предметами, что есть в данный момент под рукой, так и с помощью мультиметра. Быстро проверить втягивающее реле либо мотор стартера можно, даже не доставая его из машины либо вынув его из-под капота. Для данной работы понадобится только заряженное аккумуляторное устройство и два силовых провода. А для проверки якоря, щеточки либо обмоточки стартера, нужно будет все разобрать и прозвонить с помощью мультитестера.

В материале содержится:

  • Способ проверки стартера аккумулятором
  • Способ проверки втягивающего реле
  • Способ проверки стартерной щетки
  • Способ проверки бендикса
  • Способ проверки стартерной обмотки
  • Способ проверки якоря стартера
  • Способ проверки с помощью мультиметра

Способ проверки стартера аккумуляторным устройством

Как проверит, крутится ли стартер?

Проверяем стартер тремя простыми действиями

Проверить стартер на способность двигать шестерней и крутить (так он обязан функционировать, если стоит на автомашине), можно при помощи аккумуляторного устройства. Для теста хорошо зафиксируйте элемент, клемму с минусом подсоединим на каркас, а с плюсом - к верхней клемме реле и контакту его подключения. Если работа исправна, произойдет вынесение бендикса и прокрутится моторчик шестерни.

Способ проверки по отдельности каждого из узлов оборудования запуска двигателя будет рассмотрен с примерами и в подробностях.

Способ проверки втягивающего реле

Для проверки втягивающего стартерного реле, необходимо соединить с ним клемму АКБ с плюсом, а с минусом - на каркас стартер. Если реле исправно работает, то шестерня бендикса станет выдвигаться с определенным звуком (щелчком).

Проверка втягивающего реле аккумулятором

Проверяем втягивающий элемент стартерного устройства

Шестерня может не выдвигаться из-за следующего:

  • подгорели контакты элемента втягивания;
  • заклинил якорь;
  • перегорели стартерные обмотки либо реле.

Способ проверки стартерных щеток

Щеточки проверяются несколькими методами, самым простым из них является - исследование 12-ти вольтовой лампочкой. Для данной цели нужно подсоединить один вывод лампы на держатель щетки, а второй - на каркас, если она горит, то щеточки нужно менять, так как есть пробоины в защитном элементе.

Проверяем стартерные щетки замыкания на массу

Способ проверки бендикса

Деятельность бендикса стартерного устройства исследуется тоже очень легко. Необходимо зажать каркас муфты обгона в тиски (сквозь мягонькую прокладочку, дабы не навредить) и попытаться прокрутить его, он не должен делать вращений в обе стороны. Если провернулся, то поломка в муфте обгона, так как при поворотах в другой бок, он обязан застопориться. Помимо этого, бендикс может не войти в зацепление и стартерное устройство станет крутиться впустую, если он просто залег либо съелись зубики. Когда поломку шестерни видно при осмотре, то залегание можно найти только при полном разборе и чистке редуктора от загрязненностей и засохшего смазывающего вещества в самом механизме.

Лампочка для контроля, чтобы проверить стартерную обмотку

Способ проверки стартерной обмотки

Обмоточка статора стартерного устройства проверяется как с помощью дефектоскопа, так и лампой 220 Вольт. Схема проверки тут похожа на проверку щеточек. Лампу до 100 Вольт нужно последовательно подключать между обмоткой и корпусом статора. Один проводочек крепится на каркас, второй к обмоточному выводу (сначала к одному, после ко второму), если загорается, значит есть пробой. Нет такой контрольки - берем омметр и замеряем сопротивление - должно быть около 10 кОм.

Обмоточку ротора стартерного устройства проверить можно также - включить в сеть 220 Вольт контроллер и первый вывод приложить к коллекторной пластине, а второй на сердечник, если горит, нужно перемотать обмоточки либо ротор весь сменить.

Способ проверки стартерного якоря

Для проверки стартерного якоря необходимо дать напряжение 12 Вольт с аккумуляторного устройства прямо на стартерное, обойдя реле. Если он крутится, то все хорошо, если нет, получается, что или неисправности с ним, или со щеточками. Если умолкло и не крутится, то необходимо разобрать, чтобы осмотреть в целях диагностирования и проверки с помощью мультиметра (режим омметра).

Проверяем стартерный якорь аккумуляторным устройством

Проверяем якорь на ППЯ

Главные проблемные вопросы с якорем:

  • пробоина обмоточки на каркасе (проверяем с помощью мультиметра);
  • распайка коллекторных выводов (можно рассмотреть при пристальном осматривании);
  • замыкание между витками обмоточки (проверяем лишь особым прибором ППЯ).

Выгорели ламели вследствие нарушенного контакта посередине петушка и шинки

Частенько замыкание обмоточки определяется пристальным визуальном осмотром:

  • стружечка и прочие частицы, проводящие ток, находятся посередине коллекторных ламели;
  • прогоревшие ламели из-за контакта посередине шинки обмотки и петушка.

Часто неравномерное изнашивание коллекторного устройства ведет к изнашиванию щеточек и отказу стартерного устройства. К примеру: выступает изоляция в зазоре посередине ламели, потому что смешен коллектор по отношению к валовой оси.

Глубина между проточками коллекторного устройства якоря обязана быть не меньше 0,5 мм.

Способ проверки при помощи мультиметра

Часто у обычного владельца авто нет возможности для проверки контрольной лампы или дефектоскопа, поэтому доступными методиками проверки стартерного устройства стали - проверочка с помощью аккумулятора и мультиметра. Щеточки и обмотки стартерного устройства проверяются на замыкание в режиме мегомметра либо прозвонки, а обмоточки реле на небольшое сопротивление.

Проверяем стартер с помощью мультиметра

Разбираем и проверяем все детали стартера

Таким образом, способ проверки стартера с помощью мультиметра заключается в том, что необходимо лишь демонтировать его и измерить сопротивляемость между:

  • щетками и пластиной;
  • обмоткой и корпусом;
  • пластинами коллектора и сердечником якоря;
  • корпусом стартера и обмоткой статора;
  • контактом выключения зажигания и постоянным плюсом, он же болт шунта подключения обмоток возбуждения электродвигателя стартера (проверяется состояние втягивающей обмотки реле). При исправности должно быть 1-1,5 Ом;
  • выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле (проверяется удерживающая обмотка втягивающего реле). Должно быть 2-2,5 Ом.

Не должно быть проводимости между корпусом и обмоткой, валом ротора и коммутатором, контактом зажигания и плюсовым контактом реле, а также между двух обмоток.

Нужно добавить, что сопротивляемость обмоточек якоря малая и простым мультиметром ее не определишь, потому можно только сделать прозвон обомоточки, чтобы определить, есть ли обрыв (каждая ламель коллекторного устройства должна прозваниваться с другими) либо проверяем падение напряжения (у всех обязано быть единым) на соседних ламелях при подаче на них непрерывного тока (примерно 1А).

Мы надеемся, что приведенные сведения окажут вам помощь при самостоятельной проверке стартера в гараже, когда у вас есть лишь аккумулятор либо мультиметр. Потому что проверочка стартерного устройства автомашины на возможность запуска движка, как правило, не требует профессиональных инструментов либо знаний электрических схем. Нужно лишь обладать простыми навыками пользования омметром и тестером с лампой для контроля. Но для профессионального ремонта обязательно необходим ППЯ.


Стартер – специальный механизм, предназначенный для запуска авто. Это надежная деталь, но со временем она тоже приходит в негодность. Происходит это не сразу, обычно неисправности можно выявить до момента полного выхода из строя. Ниже мы расскажем, как проверить работоспособность стартера в домашних условиях.

Виды поломок

  • механические. Они возникают из-за износа комплектующих стартера (бендикса, якоря, щеток, обмотки) в ходе эксплуатации;
  • электрические. Появился пробой в электропроводке или электричество подается на узел неправильно.

Независимо от того, с каким видом поломки вы имеете дело, нужна комплексная диагностика стартера.

Как определить поломку стартера

О неисправности стартера свидетельствуют следующие признаки:

  1. Стартер вообще не срабатывает при повороте ключа в замке зажигания.
  2. Двигатель запускается, но стартер продолжает крутить.
  3. Стартер работает, но двигатель не запускается.
  4. Скрежет и нехарактерный шум при срабатывании стартера.

Что делать, если стартер не срабатывает

Не исключено, что стартер в рабочем состоянии, а запуску препятствуют другие факторы:

  • проверьте надежность соединения проводов аккумулятора и стартера;
  • проверьте заряд аккумулятора. Для этого включите аварийку и фары, если свет тусклый, аккумулятор разряжен. В таком случае, нужно прикурить автомобиль и при первой возможности зарядить аккумулятор.

Как проверить стартер, если аккумулятор в порядке

1. Проверка от аккумулятора

Проверка стартера от АКБ

Нужно замкнуть минусовую клемму аккумулятора на корпус стартера, а плюс подключить на верхнюю клемму реле.

Если шестерня не выдвигается, причин может быть несколько:

  • подгорели контакты втягивающего;
  • заклинило якорь;
  • перегорела обмотка стартера или реле.

В норме бендикс должен выдвинуться с характерным щелчком, после чего шестерня начинает прокручиваться мотором стартера. Такой метод позволяет проверить втягивающее реле, при этом проверка втягивающего реле от аккумулятора достаточно достоверна.

2. Проверка щеток стартера

Щетки стартера

Щетки быстрее всего проверяются при помощи контрольной лампочки на 12 вольт. Один вывод лампы присоединяется на щеткодержатель, другой – на корпус. Если лампочка загорелась, пора менять щетки.

Также щетки можно проверить тестером — мультиметром. Для этого стартер нужно разобрать. Основная цель сводится к тому, чтобы проверить замыкание на массу. В норме щетки не должны замыкать.

3. Диагностика бендикса стартера

Бендикс стартера

Бендикс в исправном состоянии крутится только в одну сторону. Снимите его, и зажмите в тиски, попробуйте прокрутить в обе стороны, если крутится в обе, меняйте бендикс.

4. Проверка якоря стартера

якорь стартера

Для этого потребуется напрямую подавать напряжение 12 Вольт с аккумулятора на стартер. Другими словами, напряжение подается в обход в реле.

Если стартер крутит, значит, якорь в порядке. Если же вращения нет, тогда проблемным может оказаться как якорь, так и щетки. В такой ситуации стартер нужно разбирать, после чего провести дефектовку и проверку мультиметром, переведя устройство в режим омметра для замеров сопротивления.

Проверка стартера мультиметром

Данный способ оптимален, если нет дефектоскопа или контрольной лампы. Тестер позволяет быстро прозвонить щетки и обмотки стартера на замыкание, а также проверить обмотки реле путем замеров сопротивления.

  • разберите устройство;
  • измерьте сопротивление между щетками и пластиной, затем между обмоткой и корпусом;
  • измерьте сопротивление между пластинами коллектора и сердечником якоря, а также корпусом стартера и обмоткой статора.
  • параллельно нужно получить показания, выполняя замеры между контактом выключения зажигания и постоянным плюсом (речь идет о болте шунта подключения обмоток возбуждения электрического двигателя стартера). Так можно проверить, в каком состоянии находится втягивающая обмотка реле. Нормальный показатель – от 1 до 1.5 Ом.
  • еще замеры производятся между выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле. Это позволяет проверить удерживающую обмотку втягивающего реле. Норма – от 2 до 2.5 Ом.

Рекомендуем также прочитать статью о правильном ремонте стартера. Из этой статьи вы узнаете о диагностике неполадок и на чем нельзя экономить при ремонте.

Обратите внимание, проводимости между корпусом и обмоткой, валом ротора и коммутатором, контактом зажигания и плюсовым контактом реле, а также между двумя обмотками быть не должно. Еще добавим, что сопротивление обмоток якоря минимальное, простым мультиметром его не измерить.

Тестером можно разве что осуществить прозвон обмотки на предмет того, что нет разрывов. Для этого при проверке нужно убедиться, что каждая ламель коллектора прозванивается с остальными. Еще можно проверить, падает ли напряжение на расположенных рядом ламелях после подачи на них постоянного тока 1А. В норме напряжение везде одинаковое.

Если вы не хотит вникать в то, как снять, как проверить снятый стартер и разобрать его для диагностики, приезжайте к нам на СТО. Мастера быстро проверят работоспособность стартера, вынесут свой вердикт и предложат варианты решения проблемы.

Ремонт Стартеров

Ремонт Стартеров

  • Срочный ремонт
  • Наличие запчастей
  • Гарантия от 3 месяцев

Ремонт Генераторов

Ремонт Генераторов

  • Срочный ремонт
  • Наличие запчастей
  • Стенд для проверки генератора
  • Гарантия от 3 месяцев

Промывка радиатора печки

  • Замена охлаждающей жидкости
  • Опрессовка системы охлаждения
  • Промывка радиатора печки без снятия

Ремонт печки автомобиля

Ремонт печки автомобиля

  • Промывка печки
  • Диагностика и ремонт заслонок
  • Промывка или замена печки
  • Ремонт вентилятора печки

Ремонт Кондиционера

Заправка кондиционера

  • Любые марки авто
  • Заправка с красителем
  • От 55 BYN

Ремонт Кондиционера

Ремонт Кондиционера

  • 100% диагностика
  • Ремонт любой сложности
  • Опытные мастера
  • Заправка с красителем

Ремонт заслонки печки

Ремонт заслонки печки

  • Опытный мастер
  • Ремонт любой сложности

Ремонт Тормозной Системы

Ремонт Тормозной Системы

  • Ремонт суппортов
  • Изготовление тормозных трубок
  • Замена колодок, дисков и т.д.
  • Гарантия 1 год

Ремонт Автоэлектрики

Ремонт Автоэлектрики

  • Компьютерная диагностика BOSCH KTS
  • Ремонт фар, стеклоподъемников, стеклоочистителей
  • Замена датчиков
  • Ремонт электропроводки

Ремонт Рулевого Управления

Ремонт Рулевого Управления

  • Восстановление рейки
  • Восстановление шлангов и трубок
  • Ремонт электроусилителя руля

Замена Тех. Жидкостей

Замена Тех. Жидкостей

  • Замена масла в автомат коробку
  • Замена масла двигателя, охлаждающей, тормозной
  • Замена фильтров

Ремонт Глушителей

Ремонт Глушителей

  • Срочный и качественный ремонт
  • Наличие гофры любого размера
  • Замена глушителя

Ремонт Трансмиссии

Ремонт Трансмиссии

  • Ремонт механической КПП
  • Замена сцепления
  • Замена ступичного подшипника, ШРУСа

Ремонт ГРМ

Ремонт ГРМ

  • Замена ремня ГРМ
  • Замена цепи ГРМ
  • Только качественные запчасти и материалы

Ремонт Двигателя

Ремонт Двигателя

  • Опытный моторист
  • Ремонт в присутствии клиента
  • Только качественные запчасти и материалы
  • Гарантия от 6 месяцев

Ремонт Системы Охлаждения

Ремонт Системы Охлаждения

  • Диагностика спец прибором на утечку
  • Сложные ремонты
  • Промывка печки и системы охлаждения
  • Ремонт радиаторов

Ремонт Подвески

Ремонт Подвески

  • Диагностика только явных неисправностей
  • Замененные детали возвращаем клиенту
  • Разумные цены на работы и запчасти

Антикоррозийная обработка

Антикоррозийная обработка

  • Обработка днища
  • Обработка колесных арок

Диагностика автомобиля перед покупкой

Диагностика автомобиля перед покупкой

  • Компьютерная диагностика
  • Диагностика подвески
  • Проверка двигателя
  • Состояние кузова

Аргонная сварка

Аргонная сварка

  • Сварка алюминия любой сложности
  • Велосипеды, детские коляски и прочее

Ремонт Топливных баков

Ремонт Топливных баков

  • Принимаем снятые баки и с автомобилем
  • Гарантия 3 года

Кузовной ремонт

Кузовной ремонт

  • Ремонт после аварий
  • Замена порогов
  • Ремонт днища

Ремонт стеклоподъемников

Ремонт стеклоподъемников

  • Новые и старые автомобили
  • Востановление тросов

чистка форсунок

Чистка бензиновых форсунок

  • Чистка
  • Промывка
  • Проверка компрессии

Ремонт запотевшей фары

Ремонт фар

Как подключить телефон к автомагнитоле и включить музыку в машине

Узнай первым о выходе нового полезного контента

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

Читайте также: