Как работает климат контроль suzuki

Обновлено: 05.07.2024

Что такое "климат" в автомобиле, нынче знает любой школьник. Но многие ли задумывались, как эта штука понимает - когда, где и как регулировать температуру в салоне? Сегодня я отвечу на этот вопрос на простом примере холодного старта зимой. Итак.

1) Сели в машину, завелись, тыкнули кнопку на приборке (если не настроен автозапуск при зажигании), задали необходимую температуру. Первым делом любой блок управления проводит самодиагностику на предмет наличия ошибок. Она включает в себя опрос всех датчиков и сервомоторов положения заслонок. Если всё О'кей - начинается штатная работа. Если нет - уже зависит от конкретной системы. Вообще, нормальный "мозг" должен даже при наличии ошибок продолжить работу, основываясь на показаниях оставшихся на связи датчиков.

Так вот, электронный мозг любого климат-контроля со мной солидарен. :) Первым делом он сравнивает данные с датчика температуры салонного воздуха и такого же, но находящегося на улице - датчика забортной температуры . Если брать рассматриваемый нами пример зимы, то чем меньше разница между этими показаниями - тем менее интенсивным будет поток воздуха направленный на пассажиров, а не на стёкла. А при превышении определённого порога разниц, обдув и вовсе сведётся до минимальной скорости вентилятора. Ну то есть, если за бортом -20, а в салоне (что логично) при этом не теплее -15, то любой адекватный блок управления подождёт до какого-то минимального прогрева двигателя, прежде чем начать купать ездоков в ледяных аэроволнах. А до того момента обдув будет подаваться в основном на лобовое стекло, и то несильно. На некоторых моделях автоматически включится и обогрев заднего. С увеличением же температуры двигателя, напор воздуха будет автоматически нарастать, а часть его переключится уже в направлении пассажиров, ежели таковые ещё остались в живых. :)

Кстати, на уже известном вам по моим записям SAAB 9000 есть ещё чисто скандинавская и очень редкая "фишка": обдув стёкол задних дверей. В них стоят отдельные электровентиляторы. А на картинке слева показан "датчик солнца", о котором речь пойдёт ниже.

Кстати, на уже известном вам по моим записям SAAB 9000 есть ещё чисто скандинавская и очень редкая "фишка": обдув стёкол задних дверей. В них стоят отдельные электровентиляторы. А на картинке слева показан "датчик солнца", о котором речь пойдёт ниже.

3) Итак, двигатель прогрет, температура внутри автомобиля растёт и это регистрирует датчик салонной температуры. Но согласитесь, если блок климат-контроля будет ориентироваться только на его показания, то получится не климат-контроль, а какая-то автоматическая печка по принципу "вкл/выкл". Кстати, нечто подобное есть на "десятом" семействе ВАЗов. Но мы-то хотим, чтобы температура держалась точно! И вот для этого по салону распихана ещё куча датчиков .

  • Датчик, стоящий после заслонки температуры (№6 на первой картинке). Он мониторит температуру потока по результатам работы той самой заслонки. Так блок понимает, правильно ли он регулирует подмес тёплого воздуха (от печки) к холодному (с улицы) в соответствии с заданным водителем значением.
  • Датчики температуры на выходе из дефлекторов салона . Эти уже фиксируют температуру воздуха, который успел подостыть зимой и подогреться летом (если работает кондиционер), проходя через воздуховоды в приборной панели. Соответственно, эту дельту разницы блок управления тоже учитывает.
  • Датчики положения электроприводов заслонок . Не тех, что дроссельные , а тех, что регулируют распределение воздушных масс, поступающих в салон. Именно они "переключают" обдув, например, с ног на стекло или в любых иных комбинациях.
  • Так называемый датчик "солнечной радиации" . Он же просто датчик солнца или солнечной активности - как его только не зовут. Но суть одна: определять яркость "засветки" салона солнцем. Сообщая таким образом блоку управления, что ездокам сейчас конкретно припекает и неплохо бы добавить "холодненькой".

Выше перечислены обязательные компоненты климат-контроля, но ныне существует ещё куча дополнительных и не всегда очевидных в плане практической пользы прибамбасов. Типа датчика ионизации и прочих понтов для выколачивания бабла на пустом месте.

Итого: краткий алгоритм всех действий

Мы задаём температуру, блок мониторит текущее положение дел - что сейчас за бортом и что внутри. В соответствии с этим выставляется угол заслонки температуры - насколько холодным или тёплым должен быть подаваемый воздух. Если текущей забортной температуры для необходимого охлаждения недостаточно (летом) - включается компрессор кондиционера. Далее блок контролирует разницу между температурой воздуха на выходе из печки и на выходе из дефлекторов обдува в салоне. И корректирует по данным показаниям положение заслонки температуры. А в случае "засветки" солнцем, датчик на торпедо это регистрирует и блок управления вносит свои коррективы в поддержании необходимой температуры (например, увеличить интенсивность обдува летом). Ну а насколько эффективно де-факто поддерживается заданная температура, блоку сообщают показания датчика в салоне - и процесс повторяется.

Кстати, нельзя не отметить и автоматическое распределение потоков , которым также заведует климат-контроль. Но я не даром не стал акцентировать на этом внимание, так как здесь каждый производитель видит вопрос по-своему. Единственный общий момент: когда в салоне холодно - всё начинается с обдува лобового стекла. Далее уже импровизация. Кто-то считает, что с постепенным прогревом нужно переводить тепло в ноги, а кто-то уверен, что начинать отмораживать пассажиров стоит начиная с их благородных лиц. Ну и так далее.

распределение и температура потоков при запуске климатической установки зимой и летом, на примере олдскульных картинок к SAAB 9000

распределение и температура потоков при запуске климатической установки зимой и летом, на примере олдскульных картинок к SAAB 9000

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем исправных "климатов" и комфортных температур!

Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен. Если вы читаете ее на ином ресурсе без ссылки на мой канал, знайте: ее просто своровали :)

Работа кондиционера.

Вопрос. Стало жарко. Включаю кондиционер и не могу настроить на оптимум. В Авео был климат-контроль с выставлением температуры. А сейчас то холодно. то жарко. Как настроить что крутить, куда выгоднее дуть в смысле комфортной температры. Как же я ездила на жигулях с неотключаемой печкой.

Например, корейцы из Южной Кореи ни за что не начнут работу прежде чтения мануала, а наши люди, и я, в том числе, не люблю продираться чрез заросли канцелярита. Я пробую, если не выходит-ну тогда обращаемся за помощью, сли опять неудача, тогда мануал. В реале можно ЭТО (кондиционер) настроить?


Алиса, настроить кондиционер один раз на оптимальный режим не получится!
На то он и кондиционер с ручным управлением а не климот(автоматический)
ВсЁ ручками в зависимости от ситуации!

первый рычажок- температура подоваемого воздуха(по ситуации)
второй рычажок- сила подоваемого воздуха(по ситуации)
третий рычажек- направление подоваемого воздуха (сам ставлю смешаный цикл(как на фото)

Комфорт в автомобиле обеспечивается не только свойствами подвески и количеством регулировок кресел. Всё это быстро отойдёт на второй план, если температура в салоне станет невыносимой, причём неважно с каким знаком по шкале Цельсия.

В подобной атмосфере ездить просто небезопасно, водитель потеряет концентрацию, а пассажиры ещё больше отвлекут его от управления своими жалобами. В напряжённом трафике одной из самых важных систем автомобиля становится климатическая.

Что называется климат-контролем в машине

Кондиционеру в автомобильном салоне скоро предстоит отметить вековой юбилей, а отопитель (печка) ещё старше. Но идея совместить все их функции в единой установке относительно свежая.

Связано это с необходимостью широкого применения управляющей электроники для работы в автоматическом режиме.

Все три функции установки должны работать в комплексе:

  • охладитель салонного воздуха (автокондиционер);
  • отопитель, всем известная печка;
  • система вентиляции, поскольку микроклимат в салоне требует закрытых окон и слежения за обновлением воздуха, например, регулировки его влажности и загрязнённости.

Как только подобная автоматическая система была разработана и серийно установлена на машины, её назвали климат-контролем.

Удачное название полностью отражает суть нововведения. Водителю уже не надо управлять рукоятками печки и кондиционера, за этим проследит автоматика.

Виды систем

Источники тепла и холода вполне традиционны, это испаритель кондиционера и радиатор отопителя. Их мощность всегда достаточна и мало кого интересует в численном выражении. Поэтому потребительские качества установок классифицируются по количеству зон регулирования температуры в салоне.

Самые простые системы – однозонные. Внутреннее пространство для них едино, подразумевается, что климатические пристрастия у водителя и пассажиров одинаковые. Регулировка производится по одному набору датчиков.


Двухзонные системы выделяют пространства водителя и переднего пассажира как индивидуально настраиваемые объёмы. В автоматическом режиме для них температура устанавливается отдельными ручками или кнопками с соответствующей индикацией.

Не всегда получится нагревать водителя, при этом замораживая пассажира, но разница температур достаточно существенная, чем дороже и сложнее автомобиль, тем она может быть больше.

Дальнейшее расширение количества зон регулирования обычно заканчивается на четырёх, хотя ничто не мешает сделать их больше.

Трёхзонный регулятор выделяет заднее сиденье полностью, а четырёхзонный обеспечивает раздельное регулирование для правого и левого пассажиров заднего отсека. Естественно, установка при этом усложняется и цена удобства растёт.

Отличия климат-контроля и кондиционера

Кондиционер с точки зрения управления устроен значительно проще, но настолько же сложнее в настройке. Водителю приходится вручную регулировать температуру, скорость и направление потоков холодного воздуха.

При этом управляя и автомобилем в целом. В результате можно отвлечься от дороги и попасть в неприятную ситуацию. Или забыть подкорректировать температуру и незаметно простудиться на сильном сквозняке.

Отличия кондиционера от климата

Климат-контроль всего этого не требует. Достаточно выставить температуру на дисплее по каждой из зон, включить автоматический режим и забыть о существовании системы. Разве что в самом начале отдать предпочтение потокам на остекление, но многие системы и сами с этим справляются.

Устройство климат-контроля

В едином блоке размещается всё необходимое для нагрева и охлаждения воздуха:

  • радиатор отопителя, в котором циркулирует охлаждающая жидкость двигателя, имеющая высокую температуру;
  • испаритель кондиционера, примерно такой же радиатор, в рабочем режиме имеющий температуру хладагента около нуля градусов;
  • вентилятор, приводимый электродвигателем с регулируемой скоростью вращения и создающий общий поток воздуха через радиаторы;
  • система воздуховодов и автоматических заслонок;
  • внутрисалонный воздушный фильтр, часто с угольной и антиаллергенной очисткой;
  • устройство управления с пультом, датчиками и дисплеями отображения информации.


Воздух может забираться снаружи или изнутри салона (рециркуляция). Последний режим полезен при экстремальных внешних температурах или сильном загрязнении за бортом.

Система может отслеживать даже забортную температуру и количество солнечной энергии, проникающей в салон. Всё это учитывается устройством управления при автоматической оптимизации потоков.

Как пользоваться системой

Для включения климат-контроля достаточно нажать кнопку автоматической работы и выставить желаемую скорость вентилятора. Температура задаётся механическими или сенсорными регуляторами, после чего она высветится на дисплее. Остальное сделает электроника.


При желании можно принудительно включить кондиционер, для чего имеется отдельная кнопка. Это полезно в случае, когда температура невелика, но требуется снизить влажность воздуха. Испаритель сконденсирует и отберёт часть воды.

Системы в разных автомобилях отличаются, могут быть применены и иные управляющие кнопки. Например, принудительное перераспределение потоков вверх или вниз, управление рециркуляцией и прочее.

Что такое кнопки Econ и Sync

Не совсем понятен функционал специальных клавиш Econ и Sync. Они имеются не на всех системах. Первая из них служит для оптимизации работы кондиционера, когда у автомобиля наблюдается недостаток мощность или надо экономить топливо.

Муфта компрессора чаще размыкается, и его ротор перестаёт нагружать двигатель, а обороты холостого хода падают. Эффективность кондиционера снижается, но такой компромисс иногда полезен.


Кнопка Sync означает синхронизацию работы всех зон многозонной системы. Она превращается в однозонную. Управление упрощается, нет необходимости выставлять исходные данные по всем выделенным пространствам.

Преимущества и недостатки

Плюсы климат-контроля известны каждому, кто им пользовался:

  • за погодой в автомобиле следит не водитель, а комплекс точных датчиков, оперативно подающих команды на все изменения внешних условий;
  • температура выставляется один раз, её не надо вручную регулировать по мере прогрева или охлаждения салона;
  • направления потоков подбираются оптимальным образом, отсутствуют сквозняки;
  • постоянная работа охладителей и нагревателей в оптимальном режиме заметно экономит расход горючего;
  • незаметно для водителя включаются и выключаются дополнительные устройства, если они установлены, например, электрические нагреватели в особо экономичных автомобилях с низким собственным разогревом двигателя.

Недостатком является повышенная сложность и высокая цена оборудования. Разобраться в нём в случае отказа тоже затруднительно, потребуется квалифицированный персонал.

Тем не менее, практически все автомобили снабжаются именно такими автоматическими регуляторам температуры в салоне, редкие исключения остаются только в самых базовых комплектациях наиболее бюджетных моделей. Разница только в сложности аппаратуры и количестве датчиков и воздуховодов с автоматическими заслонками.

Как правильно пользоваться климат-контролем в автомобиле зимой

17.10.2019

Владельцы автомобилей с продвинутой системой поддержания температуры в салоне нередко задумываются: можно ли включать зимой? Если с отопителем все относительно понятно, то кондиционер, как составляющая , вызывает вопросы в зимний период. О том, как пользоваться зимой и пойдет речь ниже.

Можно ли зимой включать

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как работает зимой.

Любая современная климатическая установка сочетает в себе две системы: кондиционирования и отопления салона. Летом обычно работает кондиционер. Зимой — отопитель. По сути, — это просто автоматизированная система управления кондиционером и отопителем в связке, которая нацелена на поддержание заданной водителем температуры в салоне авто. Холодно, нужно подогреть салон — климат включит отопитель. Если жарко и нужно охладиться — в дело вступит кондиционер.

как использовать климат контроль зимой

Кондиционер устроен сложнее, чем отопитель, система кондиционирования закрытая. В ней циркулирует специальный газ: фреон. За счет довольно сложного процесса изменения агрегатного состояния фреона удается добиться его охлаждения до примерно -2 °C. В максимально охлажденном состоянии фреон прокачивается через так называемый испаритель, через который прогоняется воздух из салона, и за счет этого происходит его охлаждение.

Однако с падением температуры окружающей среды (а значит, и всей системы кондиционирования в целом), превращение фреона из жидкого состояния в газообразное становится все более сложным. И приблизительно, начиная с температуры окружающей среды около +5 °C, повышается вероятность, что в испарителе фреон не полностью перейдет в газообразное состояние и подастся на компрессор в виде жидкости. Жидкость, как известно, несжимаемая среда. И как только жидкий фреон попадет в поршневую камеру компрессора — произойдет гидроудар: компрессор выйдет из строя.

Но не все так страшно, как кажется. Автоматизированная система любого автомобиля имеет защиту: у вас не получится включить кондиционер зимой. Да, будет гореть индикатор работы кондиционера. Но сам кондиционер физически не включится.

Даже в самой простой системе кондиционирования есть как минимум два датчика: температуры окружающей среды и давления фреона в системе. Если их показания выйдут за допустимые — кондиционер не включится ни при каких манипуляциях на панели управления. позаботились о том, чтобы работа зимой в автомобиле была не только комфортной, но и безопасной.

Как использовать в автомобиле зимой

Пользоваться зимой в автомобиле нужно так же, как и летом — без ограничений. Логически бессмысленное включение кондиционера для охлаждения салона зимой, когда за бортом отрицательная температура, будет невозможным срабатывания защиты. А включение отопителя никак не скажется на работоспособности всей системы, так как отопитель рассчитан на работу в зимний период.

Но чтобы снизить нагрузку на климат контроль зимой и продлить его срок службы, можно воспользоваться несколькими простыми советами.

Читайте также: