Как разобрать шинный манометр

Обновлено: 06.07.2024

Манометр шинный легковой автомобильный МД214 производства "Точмаш" продаётся и сейчас. Стоит он где-то от 100 руб. и выше, при этом по-прежнему выпускается.

В 1981 году отец купил новенькую ВАЗ-2106 ещё в советском автосалоне, который тогда назывался автосервисом, потом автоцентром. Стоил ВАЗ-2106 тогда 9100 советских рублей, при этом машина имела двигатель 1600 куб. см. мощностью 80 л/с. По тем временам это был люксовый автомобиль, самые дорогие "Жигули" из всего модельного ряда вазовской классики. И вот сразу, как только помнится, в бардачке машины завёлся именно манометр МД214. А вот шёл этот манометр в комплекте с автомобилем, или был тогда приобретён отдельно, сказать не берёмся. Иногда кажется, что его выпускали чуть-ли не со времён царя Гороха.

Несмотря на не всегда высокую точность, использовать манометр МД214 достаточно удобно. По крайней мере, проконтролировать давление в шинах автомобиля им можно было всегда быстро, и с достаточной достоверностью.

Перед вами отлично сохранившийся экземпляр манометра МД214, который автор самолично приобрёл в советском магазине в 1990 году:

Манометр шинный легковой автомобильный Точмаш МД214

Полиэтиленовый футляр у него вполне компактный и удобный. Но вот петли крышки таких футляров иногда при открывании на морозе могли сломаться. Но этот футляр пока цел. Вид в закрытом виде:

Манометр шинный легковой автомобильный Точмаш МД214

Сам такой манометр в прежние годы выпуска имел прочный карболитовый корпус, и мощные металлические элементы конструкции. У данного экземпляра корпус выполнен уже из пластмассы. Также снизу имеется механическая кнопка сброса стрелки на "0":

Манометр шинный легковой автомобильный Точмаш МД214

Циферблат манометра крупным планом. Закрыт он не каким-то там плексигласом, а кружком настоящего оконного стекла, матированного в нижней части с целью маскировки механизма стрелки:

Манометр шинный легковой автомобильный Точмаш МД214

Вид прибора с другой стороны:

Манометр шинный легковой автомобильный Точмаш МД214

Манометр шинный легковой автомобильный Точмаш МД214

Штуцерная часть прибора:

Манометр шинный легковой автомобильный Точмаш МД214

Пользование измерителем очень простое. Достал из футляра, обнулил показания нажатием на кнопку, открутил колпачок с вентиля автомобильного колеса, и можно приступать к измерениям. Приложил штуцерную часть манометра к вентилю, и надавил на неё с целью небольшого продавливания головки ниппеля. В итоге получаем кратковременный напор воздуха из накачанного колеса в манометр, и показания его стрелки о действующем давлении в шине:

Манометр шинный легковой автомобильный Точмаш МД214

Стрелка при этом запоминает своё положение до тех пор, пока прибор снова не обнулят. Таким образом, это простой и вполне эффективный измеритель давления в автомобильных шинах. Причём это прибор отечественного производства.

Все манометры, встроенные в компрессоры, показывают неверные значения! И причина не только в неточности приборов.

В чём ошибка?

Первая мысль: врут штатные манометры. Для их проверки к шлангу компрессора подсоединили разветвитель. Один его рукав подключили к образцовому манометру, а второй – к накачиваемому колесу.

Действительно, все они врали, но при этом давление в накачанной шине всё равно не соответствовало требуемому. Образцовый манометр, соединённый с работающим компрессором, показывал 2,0 бара, но как только электродвигатель замирал, давление уменьшалось до 1,8 бар. То же самое образцовый манометр показывал при подключении напрямую к вентилю колеса. Как ­объяснить этот факт?

Tyres_manometr

Наконечники компрессоров имеют разную конструкцию. Чем больше сечение, тем лучше для прохода воздуха.

Дело в том, что примерно 0,2 бара теряется при преодолении узенького бутылочного горлышка – каналов в золотнике. Как только компрессор выключается и расход воздуха становится равным нулю, тут же и давление во всей системе выравнивается – тогда можно оценить погрешность манометра ­компрессора.

Разброс показаний зависит от того, насколько смещается стержень золотника, когда на него надавливает насадка шланга компрессора. Только не думайте, что мы недостаточно плотно надевали или наворачивали наконечник насоса на вентиль. Если наконечник вообще не нажимает на стержень золотника, то клапан откроется под давлением не меньше 5 бар. А такое обычный ­автомобильный компрессор развивает с большим трудом.

Лучше накачать колесо с запасом, измерить давление точным манометром и привести его в норму, стравив из шины лишний воздух

Больше давление, меньше неточность

Tyres_manometr

В начале накачки поток максимален, скорость велика и сопротивление (оно пропорционально квадрату скорости) больше. По мере накачивания шины компрессору становится тяжелее качать, расход воздуха падает, а вместе с ним уменьшается и сопротивление на золотнике. Поэтому на больших давлениях манометры компрессоров показывают давление в шине всё точнее и точнее. И при максимальном давлении, которое может развить насос, скорость потока, а вместе с ней и противодавление, стремятся к нулю. И ошибка в замерах исчезает.

Как правильно накачивать

Осталось признать очевидное: точно выставить давление с помощью манометров компрессоров нельзя. Ведь любой вентиль – это препятствие на пути воздушного потока. А любое препятствие создаёт то самое противодавление. Именно по этой причине во всех без исключения компрессорах создаваемое давление всегда превосходит то, которое мы позднее измеряем непосредственно на колесе. Поэтому даже самый точный встроенный прибор всегда покажет давление выше, чем в шине. И соответственно, компрессор будет отключаться раньше, чем нужно.

Можно задавать давление с некоторым упреждением. Если нужно получить 2,0 бара, следует накачивать колесо до 2,2 бар. Однако разные вентили создают разное противодавление, величина которого заранее неизвестна. И даже на одной машине она может гулять от колеса к колесу. Именно с этим явлением мы столкнулись в экспертизе электронных манометров.

Кстати, в большинстве случаев их точность выше, чем у встроенных в компрессоры приборов. Поэтому всем советуем обзавестись таким манометром вдобавок к компрессору.

В результате самый верный способ: накачать колесо до заведомо большего давления, с превышением на 0,2–0,3 бара, а затем замерить манометром фактическое давление, стравливая при необходимости воздух из шины. Так мы и рекомендуем поступать. ЗР

VASILIY_KIP

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Информация

Недавно просматривали 0 пользователей

Популярные темы

Автор: GaLina_
Создана 23 часа назад

Автор: Иван1991
Создана 11 часов назад

Автор: ShevaBat9
Создана 4 часа назад

Автор: rutik
Создана 27 Декабря 2021

Автор: GaLina_
Создана 23 часа назад

Автор: Иван1991
Создана 11 часов назад

Автор: ШтирJIиц
Создана 22 Октября 2021

Автор: AtaVist
Создана 11 Августа 2017

Автор: larina 38
Создана 1 Декабря 2021

Автор: владимир 332
Создана 15 Ноября 2021

Автор: AlexMETRОLОG
Создана 16 Декабря 2021

Автор: владимир 332
Создана 3 Декабря 2019

Автор: AtaVist
Создана 11 Августа 2017

Автор: berkut008
Создана 16 Января 2019

Автор: ЭДСка
Создана 23 Ноября 2020

Автор: Metrolog-sever
Создана 2 Июля 2014

Автор: владимир 332
Создана 3 Декабря 2019

Автор: AtaVist
Создана 11 Августа 2017

Автор: berkut008
Создана 16 Января 2019

Автор: Metrolog-sever
Создана 2 Июля 2014

Автор: efim
Создана 20 Ноября 2012

Автор: UNECE
Создана 8 Декабря 2016


Манометр представляет собой устройство, предназначение которого заключается в измерении уровня давления. А необходимость измерения давления у автомобилиста может возникать в разных случаях. Подробнее о том, как в домашних условиях осуществляется поверка автомобильных манометров, и какие требования предъявляется к этим устройствам, вы сможете узнать ниже.

Точность показаний манометра: не доверяй — проверяй

Манометр представляет собой устройство, предназначение которого заключается в измерении уровня давления. А необходимость измерения давления у автомобилиста может возникать в разных случаях. Подробнее о том, как в домашних условиях осуществляется поверка автомобильных манометров, и какие требования предъявляется к этим устройствам, вы сможете узнать ниже.

Для начала рассмотрим предъявляемые по ГОСТ требования к манометрам:

  1. Монтаж устройства в соответствии с ГОСТ может осуществляться на штуцере сосуда до запорной арматуры.
  2. Основное требование по ГОСТ, которое должно предъявляться, касается такого нюанса, как погрешность манометра. Класс точности должен быть не менее 2.5, если уровень рабочего давления составляет ниже 25 кг/см2. Если же давление выше, то класс точности должен быть равен 1.5.
  3. Любое устройство по ГОСТ оснащается шкалой таким образом, чтобы предел измерений необходимого параметра располагался во второй трети шкалы.

Это основные требования, которые предъявляются к девайсам такого типа в соответствии с ГОСТ.

Датчик давления на компрессоре Daewoo

Особенности калибровки

Далее, предлагаем вам узнать о калибровке прибора.

Саму процедуру калибровки устройств в общем можно разделить на несколько основных шагов:

  1. Диагностика параметров, о чем мы расскажем ниже, используя известный эталон либо входные данные.
  2. Следующим этапом будет регулировка устройства до того момента, пока полученные показатели не станут равными либо же пропорциональными в соответствии с уже имеющимися входными данными.

Что касается непосредственно калибровки, то эта процедура включает в себя множество проверок, а также регулировок. В том случае, когда устройство будет полностью откалибровано, это будет означать, что с его помощью можно будет получить наиболее точные значения параметров, которые вы замеряете.

Теперь вкратце расскажем об оборудовании, которое может понадобиться для калибровки. Основное оборудование, которое потребуется, должно включать в себя так называемый эталонный прибор, источник рабочего давления, который можно регулировать при необходимости. Также вам потребуется элементы для подключения прибора к источнику давления и эталонному устройству и несколько инструментов, которые пригодятся для регулировки девайса. Предназначение измерительных устройств заключается в передаче размеров физических единиц от эталонов рабочим устройствам.

Фото 1. АМ для измерения давления Фото 2. Измерение давления в шинах

Что касается рабочих средств для замера (измерительных устройств), то их назначение заключается в осуществлении замеров в промышленности. По своему классу точности они могут разделяться на технические и лабораторные. Поскольку такие девайсы есть далеко не у каждого автолюбителя, произвести замер может быть проблематично.

Все о проверке

Теперь поговорим о том, как производится проверка манометров, какие сроки и периодичность проверяемых устройств и какие правила следует соблюдать.

Если поверка манометров осуществляется в лабораторных условиях, то по правилам она включает в себя следующие этапы:

  • визуальная диагностика;
  • выставление стрелки шкалы на нулевую метку;
  • диагностика положения стрелки на этой метке;
  • методика проверки включает в себя выявление основной погрешности.

Периодичность и сроки

Что касается периодичности, то на предприятиях обычно она вносится в соответствующий журнал проверки. Но поскольку рядовые автолюбители обычно не заводят журнал контрольных проверок манометров, эта информация может фиксироваться отдельно в блокноте. Периодичность диагностики может варьироваться в зависимости от производителя устройства, по правилам в среднем она может составлять от 12 до 60 месяцев (автор видео — канал Avtozvuk.ua — База Автозвука).

Инструкция по проверке манометра своими руками

Теперь вкратце о том, как проверить манометр своими силами. Перед тем, как приступить к измерению, необходимо произвести визуальную диагностику устройства. Внимательно осмотрите корпус на предмет наличия трещин, сколов, зазоров или других механических повреждений, которые могли бы привести к неработоспособности устройства. Если вы заметили следы повреждений, при этом прибор в принципе не работает, то его дальнейшая диагностика, вероятнее всего, будет бесполезной. Гораздо проще будет купить новое устройство, чем тратить время и ресурсы на ремонт старого.

Что касается непосредственно диагностики значений, то она осуществляется следующим образом:

  1. Сначала необходимо продиагностировать давление, но для такой проверки вам понадобится так называемый эталонный девайс, то есть то устройство, в показаниях которого вы уверены. Если вы замеряете компрессию в цилиндрах силового агрегата или, к примеру, в шинах автомобиля, то измерьте давления сначала одним прибором, а затем — другим. В том случае, если показания вашего устройства не совпадают с эталонным, необходимо произвести его регулировку. Вам необходимо добиться того, чтобы показания от измерения с помощью двух устройств совпадали.
  2. Чтобы выполнить настройку, на корпусе прибора должны располагаться специальные винты регулировки. Если вы используете электронное устройство, то принцип здесь, в целом, аналогичный, однако следует учитывать, что девайсы такого типа обладают инерционностью. Соответственно, показания надо будет удерживать от 8 до 10 с.
  3. Если эталонный прибор у вас отсутствует, можно произвести диагностику правильности показаний, применив расчеты. Вам потребуется сосуд, об объеме которого вы знаете точно, причем воздух в нем находится при атмосферном давлении, уровень которого замеряется барометром, а температура должны быть комнатной. Сосуд следует плотно закрыть и немного нагреть, чтобы увеличились температура и давление, которые также следует измерить. Вам следует произвести расчет показания давления в самом сосуде, разделив конечную температура нагрева с изначальной, комнатной. После этого результат следует умножить на показатель атмосферного давления.
  4. В том случае, если показатели устройства при такой температуре не совпадают с теми, которые были рассчитаны, необходимо произвести регулировку устройства таким образом, чтобы девайс показывал такое значение, которое получилось в ходе расчетов. Когда вы будете производить расчеты, учитывайте тот факт, что уровень температуры следует замерить к Кельвинах, а для этого к полученным градусам Цельсия следует добавить цифру 273. В большинстве случаев шкалы на приборах имеют градуировку в кг/см2, соответственно, расчет будет осуществлен в паскалях либо мм ртутного столба. Поэтому для получения более точных результатов необходимо будет перевести все единицы и только после этих действий производить сравнение.

Если регулировка не дает необходимых результатов и полученные показания прибора не являются верными, можно попробовать отдать устройство на диагностику специалистам. Но если и в лабораторных условиях не удалось получить нужный результат, то единственным выходом будет ремонт устройства либо его замена.

На видео ниже вы можете ознакомиться с обзором цифрового автомобильного прибора, привезенного из Китая (автор обзора — Андрей Канаев).

Была ли эта статья полезна?Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями

Проверка

Выездную проверку и калибровку манометра осуществляют исключительно квалифицированные специалисты, которые специально обучены. Проверка происходит на специализированном оборудовании, которое находится в лаборатории.

Одним из видов оборудования, при помощи которого осуществляется проверка, и калибровка манометра является грузопоршневой манометр МП 60, который дает возможность выполнить точную и квалифицированную проверку.

Выполняя проверку точности манометра в лабораторных условиях, должны соблюдаться определенные правила:

  • изначально происходит визуальная диагностика прибора;
  • далее стрелка шкалы выставляется на нулевую отметку;
  • когда стрела находится в нулевом положении, выполняют диагностику;
  • таким образом, выполняют несколько проверок и выявляют основную погрешность.

Как проверить манометр

Манометр должен быть, как правило, установлен таким образом, чтобы его показания были достаточно отчетливо видны обслуживающему персоналу. Номинальный диаметр корпуса манометров, которые устанавливаются на высоте до двух метров от уровня расположения площадки наблюдения должен быть примерно 100 мм, не менее. На высоте от двух до трех метров – не меньше 160 мм. При этом запрещается установка манометра на высоте более трех метров от уровня расположения площадки наблюдения. Между манометром и сосудом обязательно должен быть установлен специальный трехходовой кран либо заменяющее его устройство, которое позволит проводить периодическую проверку манометра при помощи контрольного устройства.

В необходимых случаях, в особенности от условий работы, а также свойств рабочей среды, снабдите манометр сифонной трубкой, масляным устройством, буфером и другими дополнительными элементами, которые смогут обеспечить надежную работу манометра и предохранять его от непосредственного воздействия окружающей среды и температуры.

Манометры и трубопроводы, соединяющие их с сосудом должны быть обязательно хорошо защищены от промерзания.

Далее подсоедините сам монометр. На тройнике его затяните, немного не дотягивая сам монометр, чтобы выгнать воздух.

Цели и периодичность проверки

Первичный контроль правильности работы манометра проводится для установления показателей давления. В дальнейшем обследование необходимо, чтобы исключить вероятность неточности показаний и выхода устройства из строя.

Регулярная поверка манометров необходима для приборов, использующихся в сферах, которые попадают под ГРОЕИ (госрегулирование в области единства измерений). Для других областей, в том числе для частных домовладений, ревизия проводится по инициативе руководителя или владельца, желающего убедиться в исправности его работы.

Если проверка измерительного прибора не проводится, могут появится следующие проблемы:

  • погрешность при фиксации измерений, в отдельных случаях необходимо точно знать показатели давления;
  • снижение срока эксплуатации прибора, быстрый износ поврежденных элементов, что приводит к дорогостоящему ремонту или замене;
  • возможна утечка перемещаемой среды, что приведет к снижению давления в системе.

В технических паспортах приборов указано, как часто надо проверять манометры. В зависимости от модели и конструктивных особенностей периодичность поверки составляет:

  • один раз в год для моделей, выпущенных до 2000 года;
  • один раз в 2-5 лет для новых модификаций, более технологичных и усовершенствованных.

Установленная производителем периодичность поверки должна строго соблюдаться. Срок может уменьшен, если область применения устройства для замера давления попадает под стандарты по безопасности или внутренние производственные регламенты.

Лекарство от давления: тестируем шинные манометры

6 марта 2014 года

Отрадно, что шинные манометры из продажи не исчезли. Некоторые хочется купить за один только внешний вид. Осталось понять, есть ли от них польза. Жаль, что многие не приспособлены стравливать избыточное давление. Это раньше колпачки вентилей были стальными, с коротенькой отверткой, выкрутить золотник и стравить давление было несложно. Современные же колпачки пластиковые, бесштыревые — что делать, если перекачал?

Мы проверили образцы из разных классов — механические и электронные, простейшие и элитные. На фото они расположены в алфавитном порядке. Больше других нам понравились два: абсолютную точность они сочетают с удобством пользования.

Чаще проверяйте давление, коллеги! И не только артериальное…

Лекарство от давления: тестируем шинные манометрыЛекарство от давления: тестируем шинные манометрыОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Когда выполняется проверка

Диагностика манометра зависит от производителя. В большинстве случаев проверять прибор нужно с периодичностью от 12 до 60 месяцев, это все индивидуально. Каждое предприятие, которое пользуется манометрами во время производственного процесса, обязательно должно вести журнал, в который вносится каждая проверка.

Как проверить давление в шинах автомобиля? — Homo habilis. Журнал для умелых людей

Как проверить манометр автомобильный в домашних условиях?

Как проверить давление в шинах автомобиля? Странный вопрос, берем шинный манометр и измеряем! Но знаете ли вы, насколько многообразны стали сегодня эти простые, в общем-то, устройства?

Давление в шинах автомобиля – один из важных параметров, который влияет как на покрышки, так и на автомобиль в целом. Если шины накачать посильнее, то машина будет катиться легче и расход топлива уменьшится, но любая неровность дорожного полотна будет передаваться на кузов. Если же давление уменьшить, то автомобиль поедет мягче, но увеличится износ покрышек.

Рекомендуемое давление в шинах зависит от их размера, загрузки автомобиля, времени года и даже преимущественной скорости движения. На большинстве машин в проёме водительской двери или на её торце, на лючке бензобака имеется специальная наклейка. Если ее нет, то рекомендуемое давление стоит уточнить в документации на автомобиль.

Для измерения давления в шинах существуют специальные приборы – шинные манометры. По своей сути это устройства для измерения давления воздуха со специальным присоединительным наконечником, подходящим к ниппелю автомобильной шины.

Самое простое и миниатюрное устройство – шинный манометр с выдвижным штоком. Длина такого манометра не более 5 см, что позволяет использовать его в виде брелока на связке ключей.

Работает манометр по принципу поршня – сжатый воздух воздействует на находящийся в цилиндре поршень и, преодолевая сопротивление пружины, выталкивает его на определенную длину. Нанесенная на штоке шкала позволяет определить давление.

К сожалению, точность такого прибора не слишком высока. Из-за трения между поршнем и цилиндром при одном и том же давлении воздуха шток может устанавливаться с погрешностью 3-5 мм. При столь миниатюрной шкале это приводит к погрешности до 0,5 атм. Приобрести такое манометр можно за 80-100 рублей, но это не более чем занятный сувенир.

Есть и более серьезные манометры с выдвижным штоком. По принципу действия они ничем не отличаются от предыдущего, но имеют длину 12-15 см.

За счет более длинной шкалы точность прибора значительно выше. Но и здесь есть существенный недостаток – при использовании манометра внутрь цилиндра неизбежно попадает пыль и грязь, что довольно быстро выводит прибор из строя. Стоимость манометра 80-120 руб.

Механические манометры со стрелочной шкалой – самые старые и привычные устройства.

Теоретически механические манометры позволяют измерять давление с точностью до 0,05 атм., но практически точность сильно зависит от качества изготовления. Погрешность дешевых приборов может достигать тех же 0,5 атм.

Существенным преимуществом механических манометров является наличие кнопки сброса давления. Если шина накачана больше, чем нужно, нажатием на кнопку можно выпустить немного воздуха, не отсоединяя манометр от ниппеля. Стоимость механических манометров от 100 руб. для простых моделей китайского производства до нескольких тысяч для брендовых устройств.

Более удобны в использовании цифровые приборы, которые сразу показывают значение давления на табло. Такие манометры выпускаются в широком ассортименте, от миниатюрных брелоков до больших профессиональных моделей.

Недостатком таких приборов является наличие элементов питания. Батарейки имеют обыкновение садиться в самый неподходящий момент, а без них прибор бесполезен. Стоимость цифровых манометров от 150 руб. до нескольких тысяч. Естественно, что приобретать дорогой цифровой прибор для индивидуального использования нецелесообразно, а вот на станции технического обслуживания он будет в самый раз.

Кстати говоря, в инструкции к большинству автомобилей проверять давление в шинах предписывается перед каждым выездом. Понятно, что делать это манометром быстро надоест. Но и здесь есть выход – шинные колпачки с индикатором давления.

Колпачки навертываются на ниппель вместо штатных и указывают на давление внутри шины. Зеленый цвет – все в порядке, желтый – давление снижено, красный – немедленно подкачать. Выпускаются такие индикаторы для легковых автомобилей на разное давление от 1,8 до 2,4 атм. Стоимость комплекта – от 150 до 250 руб.

Шинные манометры часто встраиваются в насосы для подкачки колес, как в механические, так и в электрические модели.

К сожалению, встраиваются обычно самые дешевые манометры, имеющие значительную погрешность измерения. Поэтому доверять таким приборам без предварительной проверки опрометчиво.

Если в гараже есть компрессор, имеет смысл купить шинный пистолет с манометром.

Это самый удобный вариант, позволяющий накачать шину точно до нужного давления.

Самодельный шинный манометр

Шинный манометр можно сделать и своими руками. Для этого нужно приобрести обычный манометр с верхним пределом измерения 3-6 атм. и классом точности не ниже 2,5.

Читайте также: