Как разобрать заднее колесо скоростного велосипеда

Обновлено: 05.07.2024

Готовь сани летом, а телегу зимой. Старая добрая пословица актуальна во все времена. У меня телеги нет, а вот велосипед есть. Пришла пора готовить его к началу нового велосезона.

В принципе, обычно он у меня готов ещё с осени. Обычно в ноябре я ставлю его в гараж (гаража у меня пока тоже нет, но есть во дворе летняя кухня, исполняющая обязанности гаража для велика), предварительно хорошенько почистив и смазав. Но в прошлом году, аккурат в конце велосезона, случилась проблема: в заднем колесе пришёл в негодность один из насыпных подшипников. Случилось это в поездке, хорошо хоть недалеко от дома. Велосипед просто отказывался ехать дальше, поэтому домой велосипед поехал на мне.

Добравшись до дома и разобрав заднее колесо, я увидел, что на одной из чашек во втулке, в которой собственно и находится подшипник, образовалась выемка, которой там быть не должно в принципе. Втулка уже давно не новая, поэтому рано или поздно подобное должно было произойти. Подобная проблема лечится только заменой втулки, либо можно поменять подшипники с насыпных на промышленные.

Что такое промышленный подшипник? Интернет даёт нам такое определение: под промышленными понимаются особые подшипники качения, изготовленные с максимальной точностью, отличающиеся дополнительной защищенностью от пыли, загрязнений и влаги.

К плюсам промышленных подшипников можно отнести: долговечность; они гораздо реже требуют обслуживания, чем насыпные; из-за закрытой конструкции в них почти не попадает грязь. Ну и цена конечно же. Заменить подшипники дешевле, чем заменить втулку.

Вот цены, можете сами сравнить.

Цены на втулки: от 350 до 1500 рублей и дороже.

Цены на подшипники: от 25 до 150 рублей за штуку.

Разница очевидна. Подшипники дешевле. Безусловно, есть втулки и по 350-400 рублей, но меня как-то смущает такая низкая цена. Опасаюсь, что качество там будет не очень (это ещё мягко сказано). Короче, решил поменять подшипники.

Ничего сложного в этом нет. Вся процедура занимает полчаса максимум. Можно и быстрее, но я никуда не спешил. Начал с того, что выбил из втулки старые чашки. Делать это нужно аккуратно. Чашки больше не понадобятся, а вот втулку важно не повредить. Чашки выбивал с помощью стального прутка и молотка.

сборка колеса велосипеда

.

Велосипед универсален, очень приятен в использовании, способен не только настроение повышать от прогулок, но и благотворно влиять на организм. Но он так же требует к себе некоторого внимания. И чтобы он служил дольше, важно научиться некоторым действиям самостоятельно, чтобы можно было самому решить некоторые проблемы.

Когда перед человеком встает проблема переспицовки, либо замены камеры, то навык самостоятельного разбора и съема колеса придется как нельзя кстати. Можно, конечно, обратиться к специалистам которые смогут сделать ремонт колеса велосипеда, но, во-первых, это слишком долго, а во-вторых, за это придется платить деньги. Но все работы по замену деталей, их разбору и сбору можно выполнить самостоятельно. Это будет не только выгоднее, но и по качеству, чаще всего, практически не отличается.

Снятие колеса

дисковый вид тормозного устройства велосипеда

Дисковый вид тормозного устройства .

ободная система тормозов велосипеда

Ободная система тормозов .

    Дальнейшие действия можно разделить на этапы:

Заднее колесо снимается точно так же, несмотря на кажущуюся на первый взгляд сложность.

Установка колеса

Соблюдая порядок, который будет обратен снятию, колесо так же легко можно будет собрать. И если с передним все ясно, то, устанавливая заднее колесо, важно следить, чтобы цепь полностью и правильно была одета на зубцы звездочки.

Разборка

Велосипедные колеса следует разбирать с регулярностью в несколько месяцев. Это важно делать для проведения самостоятельного обслуживания, что позволит заранее выявить возможную поломку, своевременно заменить детали и избежать неожиданного выхода из строя этого транспортного средства. Чаще всего именно втулка велосипеда является той деталью, работоспособность которой необходимо регулярно проверять. Можно выделить два их вида, сообразно которым будет отличаться и их разбор:

насыпной подшипник для велосипеда

съемник кассеты (хлыст) для снятия заднего колеса велосипеда

Съемник кассеты (хлыст) .

промподшипник для велосипеда

ниппельный ключ для велосипеда

Разбор колеса, снятого с велосипеда, начинают с процедуры, при которой спицы несколько ослабляют. Для этого понадобится ниппельный ключ. Из ободного желоба удаляется одноименная лента, далее ниппели откручиваются, а спицы вынимают совсем. Сборка колеса должна происходить поэтапно:

  • Спицы (¼ часть) вставляются так, что их головки оказались снаружи колеса. При этом следует пропускать по одному отверстию. Важно помнить, что если фланец будет с одной стороны раззенкованным, то спица устанавливается в плоскости по его поверхности.
  • Кольцо с резьбой у спицы следует провести через ободное отверстие. Все они несколько смещены от обода в стороны. Спицы вставляются через каждый три отверстия. Уже после сборки можно проследить, что внутренние спицы собраны головками наружу — именно они и составляют некую основу.
  • Расположение некоторых спиц на колесах всегда немного отличается. На заднем она должна пересечь три внутренних спицы. Впервые перекрещивание происходит у фланца, а далее — еще дважды на пути к ободу. В случае с передним колесом, внешняя спица будет пересекать две внутренних.

Переспицовка

Колеса играют огромную роль, потому следует уделять им достаточно внимания. Специалисты считают, что дешевый велосипед, если заменить его колеса на более качественные, будет гораздо лучше дорогих и раскрученных брендов.

В любом случае, переспицовка — весьма полезный навык, так как во многих сервисах по ремонту не производятся все нужные действия. Качество службы в этом случае снижается в разы.

Можно использовать на данном этапе некоторые специальные инструменты:

    ; ;
  • Станок для правки колес;
  • Прибор для замера натяжения спиц.

Конечно, найти их у каждого нелегко, но, возможно, у кого-то все же окажется та или иная деталь. Без них можно спокойно обойтись, хотя они и способны существенно ускорить всю работу.

Итак, можно выделить следующие важные этапы:

  1. Резьбу спиц вместе с ободом рекомендуется предварительно смазать, так как это поможет крепче затянуть их;
  2. На заднем колесе работа начинается только с той стороной втулки, которая имеет резьбу. Вставив во фланец девять спиц, необходимо найти отверстие, которое будет ближе всех к вентильному, вставить в него спицу. Она будет ключевой;
  3. От нее отсчитывается по часовой стрелке четыре отверстие, далее спица вставляется, ниппель закручивается. Другие спицы (7 штук) крепятся такие же способом;
  4. Поворачиваем колесо левой стороной, после чего следует соединить девять спиц с ободом в левом наружном фланце;
  5. Пересечения между ключевой и десятой быть не должно;
  6. Спицевые головки находятся снаружи, особенно если они расположени на заднем колесе;
  7. Спицы, которые считаются натяжными, а точнее, их головки будут расположены внутри. Одну из них следует продеть в фланцевое отверстие. Втулка закручивается, при этом другим спицам должно предаться направление относительно фланца по касательной. Две первых спицы сверху натяжная проходит вверху, а под третью она должна заходить внутрь;
  8. При сборе ниппели следует лишь немного прикручивать. В противном случае, спицы не смогут достать до отверстий;
  9. Равномерную натяжку лучше производить от месторасположения ключевой спицы. Очень важно, чтобы при этом закручивание ниппеля совершалось только на один оборот. Допускается сделать еще один-два дополнительно, если спица остается слишком слабой. Если же постепенно по мере закручивания становится понятно, что ниппели больше не закручиваются, значит, необходимо будет вернуться, вновь раскрутить их все и дальше закручивать каждый лишь на пол-оборота. Когда работа будет сделана, дополнительно можно будет без проблем любую спицу приладить сильнее.

На протяжении всей работы важно следить за соблюдением следующих моментов:

  • К работающему обязана быть повернута фигурная часть втулки;
  • Справа от человека будет находиться спица, которая около вентильного отверстия;
  • Соединение обода с правой стороны фланца производится обеими спицами;
  • Наличие трех отверстий, остающихся незанятыми.

Зонтик колеса всегда обязан располагаться в плоскости, которая проходит между задней втулкой и наконечниками не меньше половины расстояния. Если это не будет соблюдено, то велосипед постоянно будет пытаться повернуть в сторону. Если зонтик правильный, то расстояние от тормозных колодок до обода будет равным и когда колесо прямо, и когда оно повернуто.

Окончательное натяжение

На последнем этапе следует заняться усадкой спиц. Можно надавить на них, взяв колесо в руки, в тех местах, где они пересекаются. Делать это нужно по всей поверхности. После всей процедуры следует дополнительно провести настройку и вновь провести усадку. Эту последовательность нужно повторять до той поры, пока не прекратится сопровождающий действия треск.

Когда балансировка будет завершена, важно осмотреть колесо. Если спицы выступают над ободом, их необходимо спилить. Далее удаляется лишняя смазка и колесо полностью готово к установке.

В целом, разбор, переспицовка и сбор колеса на велосипеде не так сложно повторить самостоятельно. Конечно, для новичка это будет несколько труднее, однако, попробовав несколько раз, на следующий данная инструкция может уже не понадобиться.

Вам будет полезно также узнать как снять покрышку с колеса велосипеда своими руками.

Особой популярностью на российском рынке пользуются велосипеды марки Stels. Они привлекают внимание многих велосипедистов отличным качеством сборки и невысокой стоимостью. Стоит отметить, что линейка великов Стелс довольно обширна. В магазинах можно найти модели как для опытных людей, так и для новичков.

Ремонт колеса Стелс

Несмотря на качественную сборку, такие велики периодически ломаются. Чаще всего приходится ремонтировать заднее колесо на Стелс. Однако прежде чем этим заняться, необходимо разобраться с основными нюансами такого ремонта.

Из чего состоит заднее велосипедное колесо

Перед тем как разобрать заднее колесо велосипеда Стелс необходимо узнать, из чего именно оно состоит.

Покрышки

Они влияют на управляемость велика на дороге. От качества установленных покрышек зависит комфорт передвижения на велосипеде. На переднее и заднее колесо велосипеда Стелс установлены покрышки, изготовленные из качественной резины. С их помощью можно комфортно ездить даже по мокрой дороге.

Обод – одна из главнейших деталей колеса, которая подсоединена к втулке и оснащается спицами. На большинстве моделей великов Stels используются стальные или алюминиевые обода. На байках, которые используются для езды по грунтовым дорогам, иногда устанавливают усиленные обода с дополнительным ребром жесткости.

Спицы

Это один из важнейших конструкционных элементов колес байка, который соединяет ступицу с ободом. Спицы позволяют в разы облегчить вес конструкции, не влияя на ее прочность. Изготавливаются они из титана, алюминия или стали. Для соединения спиц с ободом используются специальные ниппели. Устанавливаются они при помощи плоскогубцев.

Втулка

Втулка – основная деталь колеса, которая отвечает за его вращение. Задняя ось велосипеда Стелс имеет довольно сложную конструкции в сравнении с передней. Она оснащается специальной трещоткой, на которую прикрепляются звезды. Слева на некоторых втулках есть дополнительное крепление, используемое для установки тормозных дисков.

Когда нужно заниматься ремонтом заднего колеса

Каждый велосипедист должен знать, когда именно нужно проводить ремонт заднего колеса велосипеда Стелс. Среди наиболее распространенных поломок можно выделить следующее:

  • Спустила камера. Чаще всего владельцам байков приходится заниматься ремонтом из-за пробития велосипедной камеры. Есть несколько причин появления такой проблемы. Камера может спускать из-за порезов или проколов. Иногда это случается из-за некачественного ниппеля или появления микротрещин.
  • Износ покрышки. Велосипедистам нужно периодически менять покрышки на колесах, так как со временем шипы стираются. Чтобы заменить их, придется полностью снимать колесо.
  • Поломка втулки. Разборка заднего колеса велосипеда Стелс может понадобиться, если втулка перестала нормально работать. Она может сломаться из-за неправильного обслуживания, естественного износа, перетяжки конуса или использования некачественных деталей в процессе сборки.

Ремонт колеса Стелс

Как заменить камеру

Наиболее распространенная поломка велосипедных колес – пробитие камеры. Прежде чем заменить ее, необходимо полностью открутить колесо. Делается это следующим образом:

  1. Перевернуть велик, чтобы колесо можно было легче снять. Перед этим необходимо открутить зеркала, звонок и другие дополнительные элементы, находящиеся на руле.
  2. Снять тормоза. Их откручивают в обязательном порядке, так как они будут мешать.
  3. Открутить колесо. Для этого нужно подобрать ключ подходящего размера и открутить все крепежные гайки. Рекомендуется использовать ключи накидного типа.

Теперь можно приступать к снятию покрышки. Для начала необходимо спустить оставшийся в камере воздух, открутив ниппель. Затем надо при помощи специальных лопаток избавиться от покрышки. Она аккуратно поддевается инструментом с противоположной к ниппелю стороны. Когда покрышка начнет стягиваться, лопатку нужно постепенно переставлять немного дальше. Снимать ее надо осторожно, не применяя много силы.

Когда покрышка будет снята, проводится сборка заднего колеса велосипеда Стелс с новой камерой. Она помещается в старую покрышку. Затем ее нужно аккуратно установить на обод. Начинать надо со стороны, где расположен ниппель. Шину нужно надевать на обод аккуратно, чтобы случайно не повредить новую камеру. При этом нужно посмотреть, в какую сторону направлен протектор. На резиновой поверхности покрышки должна быть специальная стрелка, с помощью которой можно определить правильное направление. Когда сборка заднего колеса Стелс будет завершена, его прикручивают на велосипед.

Ремонт задней втулки

Прежде чем приступить к ремонту, необходимо ознакомиться с часто встречающимися поломками втулки. Среди них можно выделить следующее:

  • неправильная затяжка конусов;
  • сильное загрязнение втулки и отсутствие смазки;
  • поломка конуса или чашек;
  • поломка подшипников.
  1. Приготовить рабочее место. Его надо очистить от инструментов и других ненужных предметов, которые не понадобятся для выполнения работы.
  2. Перевернуть велосипед.
  3. Снять заднее колесо, открутив при этом все крепежные гайки.
  4. Открутить звездочки.
  5. Снять стопорное кольцо.
  6. Выкрутить втулку. Для этого необходимо избавиться от всех деталей, находящихся напротив задних звездочек.
  7. Ослабить контргайку ключом.
  8. Раскрутить и постепенно вкрутить конусную гайку. Делать это надо осторожно, чтобы во время закручивания гайка не соскочила.
  9. Затянуть контргайку.

Ремонт колеса Стелс

После выполнения вышеописанных действий необходимо поставить на байк колесо и убедиться в том, что люфт полностью исчез. Однако перед тем как собрать заднее колесо велосипеда Стелс, необходимо разобраться с основными нюансами сбора задней втулки. Чтобы собрать ее правильно, необходимо выполнить такую последовательность действий:

  1. Установить ось. Делать это нужно очень внимательно, чтобы случайно ничего не сломать. После установки ось необходимо отрегулировать. Деталь надо тщательно прокрутить до упора, чтобы ничего не болталось.
  2. Установить шайбы.
  3. Прикрутить контргайку.
  4. Отрегулировать подшипники.

После завершения сборки втулки необходимо установить колесо на велосипедную раму и проверить работоспособность байка. Заднее колесо должно крутиться без затруднений.

Как обслуживать втулку

Чтобы не приходилось слишком часто заниматься ремонтом втулки, ее необходимо регулярно обслуживать. Для этого нужно периодически прочищать и смазывать внутренние компоненты втулки. Такие профилактические мероприятия помогут продлить срок службы деталей. Однако прежде чем приступить к обслуживанию, надо разобраться, что именно следует использовать для смазки.

Смазывать подшипники рекомендуется только качественными смазками. Для этого идеально подойдет масло Литол-24, которые используются в автомобилях. Также можно приобрести специальные смазочные смеси для подшипников. Например, среди велосипедистов пользуется популярностью продукция от фирмы Shimano.

Ремонт колеса Стелс

Стоит отметить, что есть некоторые разновидности смесей, которыми лучше не пользоваться для смазывания велосипедных втулок. К ним относят такие типы масел:

  • для вязальных машинок;
  • моторные масла.

Вышеперечисленные масляные составы совершенно не подходят для обработки велосипедных подшипников. Поэтому от их использования придется отказаться, чтобы не повредить заднюю втулку байка.

Чтобы произвести качественное обслуживание втулки, придется полностью разобрать ее и тщательно очистить от скопившейся грязи каждую деталь. Затем их смазывают и собирают. Поэтому чтобы регулярно проводить профилактические мероприятия, все равно придется разобраться, как правильно собрать заднее колесо велосипеда Стелс и как его разбирать.

zamena_kolesa_gl

Без велосипеда на даче никуда. В прямом смысле слова – никуда не съездить. Ни за хлебом, ни за саморезами, ни за спичками. К тому же если и автомобиля нет. А если машина есть, а водитель с утра ароматный яблочный кальвадос распробовал? Приходится идти пешком, на что тратится большое количество времени. А если велосипед есть – прыгнул на него, и через несколько минут и хлеб будет, и саморезы куплены, и спички добыты. Поэтому, мало того, что велотранспорт необходимо иметь в своём распоряжении, да к тому же он должен быть всегда исправным, готовым в любой момент доставить вас по срочным делам.

Перевернём велосипед вверх колёсами, открутим гайку эксцентрикового зажима, вынем сам эксцентрик из отверстия в оси, освободим подножку, снимем цепь и колесо. При этом нужно ослабить тормозные колодки и выпустить воздух из колеса, чтобы покрышка за них не цеплялась.

snyali_koleso

Выкрутим ниппель, вытащим одну сторону покрышки, аккуратно поддев её плоской отвёрткой, при этом не порвав камеру. Достанем камеру, затем снимем покрышку.

snyali_kameru

Теперь надо снять звёздочку. Без специального съёмника это сделать невозможно, поэтому мы заранее позаботились о его покупке.

sjemnik_dlya_zvezdochki

Вставляет съёмник внутрь звёздочки и газовым ключом выкручиваем её. Кстати, для этих целей может подойти любой ключ на 24.

snyatie_zvezdochki

snyali_zvezdochku

Здесь обнаружилась ещё одна неприятность – обод протёрся до дырки. Ремонт его оказался невозможен, поэтому пришлось идти в магазин за новым.

lopnul_obod

На нашем скоростном велосипеде стояло колесо с одинарным ободом. Почти все современные велобайки комплектуются колёсами с двойным ободом. Считается, что они прочнее и надёжнее. Разница в цене не очень большая, поэтому мы послушали продавца и купили экземпляр с двойным ободом.

kolesa

Сначала план замены заднего колеса на скоростном велосипеде казался прост: накрутить звёздочку на новое, вставить камеру, покрышку и установить на велосипед. Но при более детальном осмотре выяснилось, что оси колёс разные. Старое — с отверстием внутри под эксцентрик, а новое – без него.

vel_osj

Поэтому, пришлось переставлять ось со старого колеса на новое. Для этого нужно 2 ключа. Одним держим контргайку, а другим откручиваем вторую. Открутив, снимаем шайбу и откручиваем контргайку, которая является пыльником подшипника. Во время откручивания гайки следите за шариками, которые могут выпасть из образовавшийся щели. Теперь можно вынимать ось.

2_klucha

zadnyaya_vtulka

Таким же образом снимаем ось с нового колеса. В нём смазка свежая, густая, поэтому шарики подшипника, прилипнув к ней, оказались на своём месте.

podshipnik_kolesa

Аккуратно, добавив свежей смазки, вставим ось с отверстием для эксцентрика на новое колесо и в обратном порядке закрутим гайки.

Затягивать гайки с конусом для подшипника нужно до тех, пор, чтобы в каретке не было люфта, но в тоже время колесо вращалось свободно. С двух сторон оси по краям оставляем место, равное 1 см, чтобы она встала в проушины задней вилки велосипеда. Это расстояние регулируется шайбой в виде втулки. Закручивая вторую гайку, ключом фиксируем первую, чтобы она не двигалась, иначе колесо будет крутиться с усилием.

Дальше всё собираем в обратном порядке. Устанавливаем защиту спиц, с помощью съёмника закручиваем звёздочку.

zachita_spic

С одной стороны заправляем покрышку, вставляем камеру, заправляем покрышку полностью. Накачиваем камеру насосом, потом стравливаем воздух, чтобы она встала на место.

nakachka_kolesa

Теперь берём колесо, надеваем цепь на звёздочку и устанавливаем ось в проушины вилки. Покрышку, надавив на неё, надо просунуть между тормозными колодками.

Устанавливаем подножку, вставляем эксцентриковый зажим и закрепляем его гайкой.

ustanovka_kolesa

ustanovka_podnogki

Отрегулируем тормоза, закрепив колодки возле обода. Накачиваем камеру и делаем пробный выезд. На этом замена заднего колеса спортивного велосипеда закончена. Если статья понравилась, поделитесь ей в соцсетях.

zamena_zadnego_kolesa

ВИДЕО

Читайте также: