Как снять стартер на мтлб

Обновлено: 03.07.2024

1. Отсоедините провод от клеммы "минус" аккумуляторной батареи.

2. Отсоедините провода от двух клемм тягового реле стартера.

3. Отверните две гайки верхнего и нижнего креплений и снимите стартер.

4. Очистите стартер от грязи. Выверните два винта 1 и снимите крышку 2. Отверните гайку 4 и отсоедините шину 3 от клеммы тягового реле.

5. Снимите стопорное кольцо 1. Отверните две гайки 2 крепления и снимите крышку 3 со стороны коллектора.

6. Выверните два винта 1 крепления и снимите тяговое реле 2. Якорь должен остаться на рычаге привода.

7. Выньте с помощью отвертки резиновый уплотнитель 1 рычага. Снимите якорь 2 тягового реле, нажав на якорь вниз, и отсоедините от рычага.

8. Снимите статор 1 со щеткодержателем 2. Для того чтобы отсоединить щеткодержатель от статора, необходимо отжать концы пружин 3 и вынуть две изолированные щетки 4 из держателей (эти щетки остаются на выводах обмотки статора).

9. Выверните ось рычага, предварительно отвернув контргайку с другой стороны.

10. Снимите крышку 1 со стороны привода и выньте рычаг 2.

11. Сбейте через оправку упорное кольцо 1 по направлению стрелки и снимите стопорное кольцо, установленное под упорным кольцом. Снимите с вала якоря привод 2 стартера в сборе.

Видео про "Снятие и разборка стартера 42.3708" для УАЗ 31519

Ремонт стартера(Белорусского) ГАЗель,Соболь,УАЗ.

При отказах электродвигателя, становится невозможно завести мотор автомобиля. Чтобы найти причину неисправности, в большинстве случаях, приходится демонтировать пусковое устройство. Однако снять стартер не так просто, как это может показаться на первый взгляд.

Расположение, крепление

Демонтаж стартера

Основной проблемой становится чрезмерно низкое расположение узла — достать болты крайне сложно сверху. Приходится ставить машину на яму или эстакаду, в крайних случаях — на домкрат, с обязательными профилактическими мерами. Таким образом, обеспечивается доступ снизу.

Устройство пуска расположено так, чтобы быть возле маховика коленчатого вала. Другими словами, он находится под силовой установкой, со стороны водительского кресла. А вот способы крепления электродвигателя могут отличаться, в зависимости от марки и даже модели автомобиля. Классическая схема подразумевает два болта сверху и один снизу. Соответственно, от варианта фиксации зависит трудоёмкость процесса демонтажа и его время. Приблизительно уходит не меньше получаса на снятие, и около 2 часов — на полноценную замену.

Можно снимать стартер несколькими способами. Выбор удобного варианта зависит от наличия или отсутствия ямы, свободного времени и т. д. Желательно обеспечить доступ к электродвигателю с двух сторон одновременно — сверху и снизу. Для этого надо убрать АКБ, систему воздушного охлаждения, а также нижний защитный кожух (брызговик). Вот так примерно должно проводиться снятие, в зависимости от типа ДВС:

  • моторная установка типа C — по классической схеме, два болта сверху, один снизу;
  • F — сначала крепёжные болты стартера, затем демонтаж защитной накладки и отсоединение опоры мотора;
  • V8 — на 16-клапанных версиях сначала вытаскивается защитный кожух, затем отворачиваются болты электродвигателя, потом демонтируется переднее колесо и часть системы выхлопа, обязательно — снимается задняя опора двигателя.

Инструменты

Снятие пускателя должно осуществляться правильными инструментами:

Инструменты демонтаж стартера

Демонтаж снизу — яма, эстакада или подъёмник

Автомобиль ставится на яму или эстакаду, в крайнем случае — переднее колесо вывешивается. Обеспечивается свободный доступ к крепежам брызговика двигателя. Он представляет собой щит из толстого листа стали. Крепится как минимум в четырёх точках. Обычно сложностей с откручиванием болтов не возникает, поскольку во время технического обслуживания защита часто снимается и устанавливается. Однако бывает и наоборот — фиксаторы прокисают, ржавеют, и тогда приходится обрабатывать их ВД-40 или другим средством.

На некоторых моделях авто присутствует также дополнительная металлическая накладка, закрывающая глушитель. Её тоже необходимо снимать. Возможно также наличие полимерной пластины под мотором — тоже надо откручивать.

Снятие стартера

На стандартных стартерах проще выкручивать один болт снизу, а два верхних — из-под капота. Поэтому надо обеспечить свободу движений и сверху. Демонтировать аккумулятор, корпус ВФ, кронштейн шлангов охлаждения. Далее нужно переместиться под машину:

Демонтаж без ямы

Все работы в этом случае проводятся сверху, под капотом. Этот способ подойдёт в ситуациях, когда электрическое устройство отказало внезапно, на дороге, поблизости нет гаража или эстакады. Обязательно использование домкрата. Что нужно сделать:

  • обеспечить доступ ко всем болтам крепления, включая и нижний — как правило, используется длинный вороток с головкой;
  • снимать проводку с втягивающего реле на ощупь.

При недостаточном опыте и отсутствии технических навыков, операцию по снятию стартера желательно доверять квалифицированным специалистам на СТО. В автосервисе не только демонтируют устройство, но и грамотно проверяет его.

Как отремонтировать бендикс стартера самостоятельно

Вот кручу в руках бендикс роторного стартера . У меня есть задача отремонтировать его, он вращается свободно во все стороны, а так не должно быть. Так вот, это считается неразборной деталью, да и по внешнему виду это мнение подтверждается — ни болтиков, ни стопоров, ничего. Цельнометаллический корпус обгонной муфты не намекает на возможность вскрытия и ремонта.

Но забегая вперед скажу, что я смог его победить и развальцевал, причем без хлопот. Ниже расскажу, как это сделать, чтобы сохранить муфту бендикса для дальнейшей эксплуатации. Но, прежде чем приступать к ремонту, нужно сначала снять его со стартера, а это может вызвать вопросы у простых автовладельцев. Давайте с этого и начнём.

Как снять бендикс со стартера для его ремонта

Будем снимать бендикс на примере роторного стартера ВАЗ 2107. Чтобы добраться до него, нужно его разобрать. В зависимости от типа и производителя это делается по-разному. Мы рассмотрим, как это сделать своими руками на классическом типе.

Частичная разборка стартера

Первым делом откручиваем гайку на шпильке втягивающего реле, которая держит “косу” (гибкий провод) электродвигателя. Очень часто, по неопытности, многие его обрывают. Чтобы этого не произошло, сразу отсоедините его.

Чтобы разобрать стартер перед снятием бендикса нужно отсоединить провод втягивающего реле

Откручиваем болты, которые держат втягивающего реле. Прежде чем вынуть его из корпуса стартера, желательно пометить маркером, как он стоял. Для этого просто проводим линию через место, где он соединяется с корпусом.

Так вы не перепутаете местами силовые болты. Кроме этого, при установке якоря втягивающего, можно перепутать его положение относительно вилки. После этого не будет надежного соединения между ним и вилкой. Для этого, слегка вытягиваем реле, не меняя положение якоря, маркером проводим линию по нему и корпусу втягивающего.

Для снятия бендикса можно отсоединить втягивающее реле от стартера

Теперь можно его смело снимать. Сдергиваем якорь силового реле с вилки и вынимаем его. Посмотрите на него. Можно не отсоединять силовое реле от корпуса, не вытягивать якорь. Это делается для простоты разбора.

Не на всех моделях стартеров есть язычок в месте фиксации якоря к вилке. Если его нет и якорь одинаковый со всех сторон, то помечать его положение относительно реле не нужно.

Откручиваем гайки с тыльной стороны электродвигателя. Они удерживают его корпус в собранном виде. Бывает такое, что гайки от старости закисли. Если они выкручиваются вместе со шпильками – ничего страшного. Если так произошло, то вынимаем шпильки.

Выкручиваем гайки электромотора для снятия бендикса со стартера

Чтобы разъединить две части корпуса электромотора, можно наставить отвертку или пробой в стык двух частей, и слегка стукнуть молотком. Или поддеть отверткой. Снимаем нижнюю часть.

Разбираем стартер для снятия и ремонта бендикса

Как снять бендикс с вилки втягивающего реле

Как снять бендикс

Опять же, в зависимости от типа снимается он с якоря по-разному. В редукторном стартере его достаточно вынуть из редуктора, если он с внешним соединением. Такие стартеры применяются в спецтехнике. Для гражданского транспорта, в большинстве случаев, используются планетарные редукторы. Здесь уже нужна частичная разборка, чтобы добраться до него.

Сбиваем стопорную шайбу чтобы снять бендикс с вала якоря стартера

Размещаем вал электромотора стартера ВАЗ 2107 бендиксом вверх. Небольшими ударами молотка по ключу или втулке вниз, сбиваем стопорную шайбу. Отверткой или пассатижами снимаем стопорное кольцо. Оно снимается вверх.

Будьте аккуратными. Если это делаете отверткой, не держите сверху якорь рукой. Отвертка может вылететь и проколоть руку. Соблюдайте меры безопасности.

Для снятия бендикса нужно разжать стопорное кольцо на валу электромотора

Снимаем стопорное кольцо и шайбу. Снимаем с вала якоря электродвигателя бендикс с обгонной муфтой и шестернёй. Теперь нужно развальцевать его две части.

Как разобрать бендикс стартера

Существует несколько способов развальцевать бендикс. По-другом его не разобрать:

Как развальцевать бендикс

Теперь можно разобрать полностью бендикс. Вынимаем шестерню с верхней крышкой. Отрывается доступ к пружинам и роликам. Теперь можно заняться его ремонтом.

Важно, вместе с шестерней снимаются две шайбы. Одна цельная, а вторая состоит из двух половинок полумесяцев. Запомните в какой последовательности они устанавливались и не потеряйте их.

Как разобрать бендикс стартера

Этот способ менее варварский, но нужно быть осторожным. Во-первых, работа с электроинструментом. Во-вторых, желательно не распилить полностью обгонную муфту с её корпусом.

Начинаем самостоятельно ремонтировать

Если визуально всё в порядке, то весь ремонт закончиться банальной промывкой внутренностей обгонной муфты. Главное, вытереть всю внутреннюю часть от грязи и пыли. Бывает жуткий износ роликов или пружины сильно ослабляются. В таком случае, бендикс нужно заменить на новый или заведомо исправный.

Ремонт этого бендикса стартера ограничится чисткой и промывкой

Как собрать обгонную муфту в кучу

Как завальцевать бендикс пробоем после ремонта

Сделав пропилы на крышке бендикса завальцовываем его

Важно, во время сборки правильно собрать все части бендикса в нужной последовательности и не потерять пружинки или шайбы.

Некоторые умельцы прихватывают верхнюю крышку сваркой и зачищают сварочные места. Другие используют герметик, чтобы надежно зафиксировать крышку на корпусе бендикса после его ремонта.

Установка бендикса и сборка стартера

  1. Стопорную шайбу, не путать с кольцом, нужно устанавливать выемкой вверх, в сторону кольца.
  2. После одевания стопора, его лучше обжать пассатижами.
  3. Стопорную шайбу лучше сразу вбить в это кольцо, чтобы оно уперлось в него.
  4. Если вынимали полностью якорь электродвигателя, то нужно разжать контактные щетки. Им будет мешать коллектор якоря. Для этого можно снять щёточный узел целиком, а потом надеть щетки. Если конструкция стартера не предусматривает его снятия, то отодвигаем пружинки вместе со щетками. Вставляем вал электромотора и прижимаем их к коллектору якоря.
  5. Если так получилось, что вы разобрали, сняв втягивающее и вилку, то устанавливать вилку нужно правильной стороной. Присмотритесь, в большинстве случаев на ней есть изгиб. Этим изгибом ставим её наружу.

Как правильно устанавливать вилку втягивающего реле после ремонта бендикса

Остальная сборка не должна составить трудностей. Надеваем на вилку якорь втягивающего, прикручиваем его. Закручиваем шпильки корпуса электродвигателя и стягиваем его гайками.

При вынимание якоря из корпуса электромотора, вместе с ним может выпасть втулка. Её нельзя потерять. При разборе будьте предельно внимательными, мелкие запчасти могут потеряться, а без них ничего работать не будет.

Подведем итог

В таком случае лучше заменить бендикс на новый. Но если при визуальном осмотре разобранной муфты все её внутренности целые, то достаточно отмыть их. После такого ремонта бендикс может проработать еще несколько лет, пока все не забьется обратно грязью.

Бендикс

Ремонт

Легкий запуск двигателя автомобиля возможен только при условии безупречной работы каждой детали, передающей крутящий момент от стартера к коленвалу. Бендикс стартера является одним из важнейших элементов этой системы. Каждому владельцу машины важно не только получить исчерпывающие сведения о техническом устройстве и принципе работы этого механизма, но и научиться определять его неисправность.

Что такое бендикс на стартере и для чего он нужен

Бендикс стартера – это устройство, принцип действия которого похож на работу сцепления, устанавливаемого в трансмиссию автомобиля с механической коробкой передач. В отличие от более массивной системы, которая служит для плавной передачи крутящего момента от коленвала к колесам, обгонная муфта на стартере выполняет свою функцию крайне малое количество времени. Кроме того, разъединение с ведомой шестеренкой, которая находится на маховике коленвала, должно осуществляться в самом начале самостоятельной работы стартера. Эти требования и обуславливают особенности конструкции бендикса.

От состояния бендикса стартера зависит не только возможность легкого и быстрого запуска автомобиля. Существенные отклонения в работе этой детали могут привести к выходу из строя шестерней, по которым передается крутящий момент на коленвал. Практически всегда, если выходит из строя одна часть, скоро выйдут и сопрягаемые с ней детали.

Устройство бендикса стартера

Бендикс является компактной деталью, устанавливаемой на вал стартера. Этот элемент изготавливается из прочного металлического сплава. Детали приходится работать при повышенных механических нагрузках, что и объясняет необходимость в использовании износостойких материалов.

Устройство бендикса следующее:

  • Ведущая и ведомая обоймы.
  • Кожух.
  • Опорные чашки.
  • Прижимная пружина.
  • Ролики.
  • Пружины роликов.

Обоймы между собой механически соединяются за счет роликов, которые прижимаются пружинами и загоняют их в узкие каналы конструкции. Благодаря этой особенности муфта начинает работать только в момент запуска двигателя. После раскрутки двигателя муфта сразу выключается, как только мотор начинает работать самостоятельно.

Устройство бендикса

Принцип работы бендикса

Как работает бендикс стартера

Бендикс на стартере работает следующим образом:

  • В момент, когда включается зажигание и ключ перемещается в крайнее положение, электрический ток подается от аккумулятора на двигатель стартера.
  • Электродвигатель стартера начинает вращаться и приводить в движение вал, на котором находятся винтовые насечки, по которым муфта под собственным весом перемещается. В результате происходит зацепление ведущей шестерни, находящейся на бендиксе с шестерней маховика.
  • После запуска двигателя шестерня бендикса начинает быстро вращаться и перемещаться внутрь корпуса стартера.

Стабильность работы механизма бендикса объясняется также наличием буферной пружины, которая в значительной степени смягчает момент соприкосновения ведущей шестерни со шлицами маховика.

Признаки неисправности бендикса стартера

Бендикс стартера является очень надежной деталью, но при длительной эксплуатации автомобиля этот механизм также может выйти из строя. Практически всегда такое нежелательное событие предваряется различными проявлениями, которые невозможно не заметить. Наиболее характерные признаки неисправности бендикса:

  • Шум во время запуска двигателя.
  • Коленвал двигателя не вращается.

Если бендикс не полностью неисправен, то признак неправильной работы детали может проявляться периодически. Иногда, этот элемент входит в зацепление с ведомой шестерней, но после непродолжительной работы соскальзывает с характерным звуковым эффектом.

При наличии признаков неисправности бендикса не следует откладывать ремонт надолго. Если вовремя поврежденная деталь не будет отремонтирована или заменена, то потребуется выполнить более сложную операцию, связанную с установкой новой шестерни маховика, повреждение которой не позволит нормально эксплуатировать автомобиль, даже после покупки и монтажа новой обгонной муфты.

Неисправный бендикс

Возможные причины поломки

Обгонная муфта стартера состоит из небольшого количества деталей, поэтому причин поломок может быть несколько. Наиболее часто изнашиваются внутренние ролики. Уменьшение диаметра этих деталей приводит к невозможности надежного зацепления подвижных элементов. Иногда, на роликах могут образовываться плоские поверхности, которые также препятствуют нормальной работе муфты.

Все рабочие поверхности, входящие в зацепление, могут со временем изнашиваться. Такие неисправности бендикса стартера являются естественными, но при их наличии деталь восстановлению не подлежит.

Как проверить бендикс стартера

Если двигатель автомобиля не заводится либо момент пуска сопровождается неприятными металлическими звуками, то, прежде чем принимать решение о ремонте или замене, необходимо проверить бендикс стартера. Первоначальный этап диагностики может основываться именно на слуховом восприятии неправильной работы этой детали. Чтобы воспользоваться этим методом, необходимо находиться в непосредственной близости от двигателя, поэтому рекомендуется к мероприятию по звуковому определению качества работы бендикса привлечь помощника. Если в момент запуска двигателя электромотор стартера работает, и со стороны расположения этой детали доносится металлический скрежет, то, с высокой вероятностью, обгонная муфта является неисправной.

Как проверить бендикс стартера

Не следует полагаться только на свой слуховой орган при проверке бендикса. После обнаружения шумов, локализованных в области расположения стартера, необходимо демонтировать эту деталь и тщательно осмотреть. Первое действие, которое позволяет сразу определить возможность дельнейшего использования детали, представляет собой проворачивание ведущей шестерни в различных направлениях. Если подвижный элемент вращается в обе стороны, то бендикс необходимо будет поменять. Наличие слизанных зубьев также говорит о невозможности дальнейшей эксплуатации детали. При наличии люфта на якоре, а также чрезмерного износа вилки бендикс потребуется заменить новой деталью.

Ремонт бендикса стартера

Стоимость нового бендикса даже на дорогие марки автомобилей является относительно невысокой, но в качестве эксперимента, можно попытаться восстановить деталь своими руками. Следует отметить тот факт, что при наличии чрезмерного износа обойм ремонтная операция является практически невозможной. Нарастить металл этих деталей нельзя, но если в муфте подверглись изменению геометрии только ролики, то можно отремонтировать деталь, заменив эти элементы подходящими по диаметру отрезками металла. С этой целью могут быть использованы, например, куски сверл подходящего диаметра или подходящие по размеру фрагменты гвоздей. В последнем случае для повышения прочности металла рекомендуется закалить его таким образом, чтобы внешняя поверхность приобрела большую прочность, а внутри металл не был слишком хрупким.

При поломке пружин роликов или прижимной пружины, также можно подобрать детали подходящей жесткости и диаметра для замены. При наличии еще одной неисправной детали возможна комбинация элементов таким образом, чтобы в результате получить один исправный бендикс. Наличие нескольких поломанных элементов существенно увеличивает возможность подобных заимствований хорошо сохранившихся элементов.

Бендикс в разобранном виде

Как разобрать бендикс

Если принято решение заняться ремонтом бендикса стартера, то потребуется разобрать эту деталь. Выполняется эта операция следующим образом:

  • Снять стартер с автомобиля. Перед выполнением этой операции следует отсоединить клеммы аккумулятора, открутить крепежные элементы и отсоединить провода от детали.
  • Открутить болты крепления стартера и разобрать корпус.
  • Снять втягивающее реле.
  • Разобрать бендикс.

Для того чтобы разобрать бендикс необходимо снять стопорное кольцо, удалить шайбу и разъединить внешнюю и внутреннюю часть элемента. Перед сборкой шестерни бендикса необходимо вымыть в ацетоне, высушить и смазать температурной смазкой.

Как поменять бендикс на стартере

Установить новую деталь взамен изношенной намного проще и правильнее. Если приобретается оригинальная запчасть, то после правильно выполненной работы, продолжительность эксплуатации узла может исчисляться годами. На первоначальной стадии ремонта, все операции идентичны с ремонтом узла своими руками. Потребуется также аккуратно снять стартер, разобрать его и отсоединить бендикс. Разбирать деталь не обязательно, сразу после выполнения демонтажных работ можно будет приступить непосредственно к установке нового бендикса.

Замена бендикса стартера

После того, как старая деталь будет уделана, работы по установке нового бендикса осуществляются в такой последовательности:

  • Смазать температурной смазкой вал.
  • Установить деталь на вал.
  • Надеть на вал шайбу и стопорное кольцо.

Сложности при установке бендикса могут часто наблюдаться при установке стопорного кольца. Эта деталь может быть помещена на место с использованием рожковых ключей или раздвижных пассатиж. При выполнении этой операции следует соблюдать осторожность, ведь упругий элемент может отпружинить на значительное расстояние.

Как снять бендикс

Как снять бендикс

Некоторые сложности могут также наблюдаться при снятии стопорного кольца, удерживающего бендикс на валу. Для выполнения этой работы рекомендуется применить специальную оправку. При ее отсутствии, для выполнения операции можно использовать тонкие отвертки, а также круглогубцы, которые следует применить в качестве съемника.

Бендикс стартера является очень важной деталью автомобиля, но стоит эта запчасть относительно недорого. Например, для автомобилей Ваз можно приобрести новую деталь менее чем за 1 тыс. рублей. При появлении первых признаков неисправности бендикса рекомендуется незамедлительно обратиться в автосервис для выполнения ремонтных работ либо самостоятельно выполнить установку новой запчасти. Несвоевременное проведение восстановительной операции может привести к очень нежелательным последствиям. Отсутствие надежного привода между стартером и коленвалом может стать наиболее опасным в момент, когда потребуется быстро завести двигатель в экстренной ситуации.

Читайте также: