Как удалить ржавчину с диска велосипеда

Обновлено: 06.05.2024

Коррозия – естественный процесс взаимодействия металла с окружающей средой. Процессу окисления человечество нашло множество противоядий, но до конца препятствовать ему не удастся: рано или поздно металл начнет окисляться, или ржаветь.

Велосипед, по большей своей части, металлическая конструкция и подвержен коррозии так же, как и автомобиль. В этой статье рассмотрим, как убрать ржавчину с велосипеда быстро и самостоятельно. Предотвратить развитие коррозии – это просто. Но для начала несколько мер предосторожности, соблюдение которых вообще сведет риски появления ржавчины до 1 – 2%.

Бережем велосипед

Возникновение ржавчины на велосипеде связано с прямым контактом воды с металлом, влажностью воздуха, а также ненадлежащим уходом за механизмами. Несмазанные и грязные детали больше подвержены коррозии, поэтому чистые и смазанные и сухие поверхности – ключ к долгой эксплуатации.

Катание в дождь и грязь. От него никто не застрахован, а некоторым велосипедистам нравится так проводить время. Важно помнить, что мокрые детали сильно подвержены окислению. Особенно в труднодоступных местах, где влага скапливается. Чтобы велосипед не заржавел, после поездки в дождь всё насухо протираем и сушим.

Хранение во влажном помещении. Это еще опаснее, чем покатушки в дождь. Высокая влажность буквально проникает в каждую частичку велосипеда, из-за чего может образоваться несколько обширных участков коррозии. Храните свой велик в просторных теплых и сухих местах. Что касается кладовок, то их периодически нужно проветривать, вытаскивая велик наружу.

Но что делать, когда ржавчина все-таки возникла? На самом деле, убрать ее – не такая уж проблема. Какие методы существуют и как это сделать – читаем дальше.

Методы удаления ржавчины – какой самый эффективный?

Какие места чаще всего ржавеют? Как ни странно, рама – это последняя стадия, и, если портится она, значит, все остальное уже давно запущено. Чаще всего коррозия образуется в колесах, передней вилке, под седлом, на металлических стыках.

Существует три распространенных способа:

  1. Электродный.
  2. Чистка средствами на основе ортофосфорной кислоты.
  3. Домашняя: слабыми кислотами и раствором соды.

Электродный способ интересен тем, что после обработки поверхности она покрывается антикоррозийным слоем, после чего уже никогда не заржавеет. Позволяет избавиться от глубокого оксидного поражения. Особенно проявляет свои качества на больших поверхностях, например, раме или ободе.

Для работы понадобится:

  • Аккумулятор;
  • небольшая цинковая пластинка;
  • паяльная кислота;
  • провод;
  • саморез;
  • лампочка на 12 В;
  • вата;
  • ветошь;
  • диэлектрические перчатки.

Будем собирать цепь, сооружая электрод с электрической цепью. Этапы работы:

  1. Очистить, обезжирить и высушить все ржавые поверхности/детали.
  2. Замотать цинковую пластину в вату и ветошь (сделаем т.н. тампон).
  3. Через вату продеть саморез, чтобы кончик его коснулся цинковой пластинки.
  4. Соединить провод с саморезом, лампочкой и аккумулятором.
  5. Тампон смачивается в паяльной кислоте и прикладывается к окисшим участкам.

Все работы делаются в диэлектрических защитных перчатках.

  • лимонная кислота (или сок лимона/лайма);
  • смесь уксусной и лимонной кислот в соотношении 1:1;
  • не кислота, но тоже эффективное средство – раствор пищевой соды (кислая соль).

Казалось бы, все очень просто: лей кислоту на ржавчину. Но на практике все выглядит иначе. Итак:

  1. Очищаем и обезжириваем поверхности мелкой наждачкой.
  2. Меняем листок наждака и аккуратно наносим на него капельки кислоты.
  3. Смачиваем шлифовальной поверхностью участок ржавчины и втираем с небольшим усилием.
  4. Промывка водой. Вода удаляет следы кислоты, которая в дальнейшем бы разъедала металл (что похуже ржавчины). Чистой смоченной ветошью проходим все обработанные участки, затем насухо протираем и оставляем в вентилируемом сухом помещении. Можно вытащить на солнышко.

Данный метод эффективен для поражений средней степени. Хорошо подойдет для звездочек, рулевой, ободьев, наконечников спиц.

Удаление ржавчины с помощью специального средства. Составы содержат довольно сильный реагент – ортофосфорную кислоту. Они подходят, если глубина поражений недостаточно большая. Хотя некоторые, более агрессивные составы, удаляют и серьезные коррозионные изъяны. Ход работы аналогичен удалению вторым способом – подготовка поверхностей, нанесение состава на шлифовальную поверхность, мягкое втирание состава и промывка. Работу желательно проводить в перчатках и медицинской маске.

ортофосфорная кислота


Вместо спецсредств можно чистить и раствором ортофосфорной кислоты

Продаются такие средства в баллончиках в специализированных магазинах. Для большинства трепетных хозяев велосипедов эти средства – простой способ предупредить возникновение ржавчины.

Подведем итог: какой из перечисленных методов самый лучший? Конечно, снять коррозию эффективнее всего электродным методом. Вместе с тем, наиболее доступными для человека в домашних условиях будут второй и третий методы. А последний даже выиграет, так как он даже сэкономит время на приготовление состава.

Чистка рамы и труднодоступных мест

Первой чистится рама велосипеда. Особое внимание (помимо видимых участков ржавчины) стоит уделить внутренним полостям подседельной трубы, кареточного и рулевого стаканов. Часто ржавеет труба на руле и раздвижной крепежный конус одновременно с внутренними стенками колонки. Это обусловлено недостатками смазки и попаданием влаги внутрь вилки.

Детали трансмиссии – звезды, металлические остовы педалей, цепь – вычищаются отдельно от велосипеда. По крайней мере, цепь и педали точно необходимо снять.

средства для очистки

Отдельная история – колеса. Здесь ржавчина может скапливаться во втулках, спицах, внутренних плоскостях ободьев. Последовательность работы по очистке колеса:

  • разбортировать покрышки;
  • разобрать втулку: вынуть конусо-подшипниковую пару и ось, очистить детали от грязи;
  • удалить ржавчину в полостях втулки, промыть и просушить;
  • далее очищаем колесные спицы и поверхность обода, затем промыть и насухо вытереть;
  • собрать втулку, смазав все детали;
  • установить шину;
  • только после полного высыхания обода и спиц.

После того, как все детали в разобранном виде высохнут, собираем велосипед. Рама посушится чуть дольше, так и нужно. Желательно подержать велосипед в разобранном состоянии и в сухом помещении около суток. Эффективнее всего убирать коррозию в зиму или при подготовке к новому сезону.


Р жавый велосипед теряет прежний вид, скрипит и перестает выполнять свои функции. Нет специальных способов удаления ржавчины с велосипеда или его составных частей, но в домашних условиях можно попробовать очистить байк.

Лимонная кислота


Кола


Соль


Уксус

Если велосипед долгое время хранится в ненадлежащем месте, на нем появляется ржавчина. Подвержены ей все детали транспортного средства: цепь, ободки колес, спицы, рама, педали и даже багажник. В домашних условиях избавиться от ржавчины на велосипеде можно с помощью магазинных средств или народных рецептов.

Как убрать следы окисления


Ржавчина может поражать любые металлические части велосипеда

Ржавчина – это показатель коррозии, которая возникает из-за хранения предмета в помещениях с повышенной влажностью. Сначала в процесс вовлекаются мелкие велосипедные детали, затем страдает рама. Если обнаружены пятна на ней, то остальные части с большой вероятностью уже сильно заржавели.

Сначала определяют степень повреждения. Небольшие кляксы, похожие на налет, можно удалить домашними средствами — содой и лимонной кислотой. Но для более крупных и глубоких повреждений потребуются серьезные меры – магазинные растворители и очистители.

Мелкие детали, которые можно снять, помещают в таз или ведро с подготовленным растворителем на 10-20 минут. Велосипедную цепь очистить от ржавчины можно другими средствами – отдельно от остальных частей.

Алгоритм борьбы с загрязнениями одинаков для всех элементов:

  1. Убирают пыль и грязь с помощью мыльного раствора.
  2. Обезжиривают и просушивают детали.
  3. Наносят слой средства на элементы, которые нельзя погрузить в емкость с раствором.
  4. Оставляют на время, указанное в рецепте.
  5. Очищают с помощью салфетки или тряпочки.
  6. Тщательно промывают и просушивают.

Только после того, как велосипед полностью просохнет, оценивают результат работы.

Очищение от ржавчины – процесс, требующий соблюдения техники безопасности. Для работы применяют натуральные и химические магазинные средства. Но при использовании любого из них надевают защитные перчатки, маску. Все процедуры проводят в проветриваемых помещениях.

Обзор народных средств от ржавчины на велосипеде


В домашних условиях удалить слабую ржавчину с велосипеда можно колой, содой, лимонной кислотой. Уксус и уксусная эссенция помогут избавиться от пятен средней сложности. Для каждого из них есть уникальный алгоритм применения.

Сода от слабых загрязнений

Используют состав, приготовленный из 1 части воды и 1 части соды. Густую пасту можно смешать с небольшим количеством лимонного сока для повышения эффективности. Смесь наносят на пятна ржавчины с помощью губки. Через 15-20 минут втирают состав в загрязненные места, используя пластиковую или стальную щетку (мочалку). Оставляют велосипед еще на 10-15 минут, затем снимают содовую пасту сухой тряпочкой из микрофибры.

Применение соли и колы для слабых загрязнений

Вместо соды используют смесь из 3 частей соли и части лимонного сока. Наносят на поврежденные места, оставляют на 20-30 минут, затем растирают щеткой и смывают.

Колу используют в основном для замачивания съемных деталей. Их кладут в емкость, наполненную напитком, на 30-60 минут. Однако этот способ не эффективен против налета средней устойчивости.

Уксус от стойких пятен

Для удаления прочной коррозии используют столовый уксус 9%. Его наливают в пульверизатор, добавляют на 100 мл 1 ч. л. пищевой соды. Наносят смесь и оставляют на 15 минут. Колеса и другие съемные элементы можно положить в плоскую емкость, наполненную уксусом.

Смывают кислый раствор и насухо вытирают велосипед мягкой тряпочкой. Если этот способ не помогает, придется чистить его химическими средствами.

Аккумуляторный метод от сильной ржавчины

Необычный народный подход к удалению пятен с любой детали велосипеда потребует:

  • кусок цинкового металла,
  • паяльную кислоту,
  • длинный провод,
  • саморез,
  • вату,
  • чистую ветошь,
  • лампочку 12В,
  • перчатки,
  • аккумулятор.

Цинк оборачивают ватой и заматывают ветошью. Сверху вкручивают саморез. Создают электрическую цепь: к саморезу крепят провод, пропускают его через лампочку и присоединяют к аккумулятору. Металл смачивают в паяльной кислоте, предварительно надев перчатки. Обрабатывают этим элементом пятна коррозии, пока не появится серый налет – признак взаимодействия с кислотой. После процедуры цепь отключают, промывают поверхности мыльным раствором и хорошо просушивают.

Народные средства – самый безопасный способ обработки деталей велосипеда от ржавчины слабой и средней стойкости. Если же коррозия въелась глубоко, придется использовать покупные растворители.

Химические растворы для борьбы с коррозией


При работе с агрессивными средствами нужны маска, перчатки и очки

Магазинные средства превращают избавление велосипеда от ржавчины в простой и быстрый процесс. Однако они требуют тщательного соблюдения безопасности. Преобразователи ржавчины – вещества, которые продаются в строительных, автомобильных магазинах. Их существует очень много – российского и зарубежного производства. За один раз продукты помогают вывести до 90% глубокого налета.

Продаются очистители в баллончиках, а для их применения нужно подготовить инструменты:

  • защитную маску,
  • перчатки, устойчивые к химическим веществам,
  • чистые тряпочки.

Очищают велосипед на свежем воздухе или в проветриваемом помещении (гараж, балкон). Следуют инструкции, указанной на упаковке.

Ортофосфорная кислота от устойчивых пятен


Ортофосфорная кислота — лучшее средство от глубоко въевшейся коррозии

Кислотная смесь относится к токсичным и пожароопасным средствам борьбы с ржавчиной. Применяют ее, как и другие магазинные средства, на открытом воздухе или в гараже. Алгоритм работы с веществом следующий:

Остатки кислоты в банке необходимо убрать в темное место, хорошо закрыв упаковку.

Как очистить цепь велосипеда от ржавчины


Удалять ржавчину с цепи можно не снимая ее

С цепи велосипеда убрать ржавчину можно машинкой для очистки. Снимать деталь при использовании инструмента не нужно. Состоит он из пластикового корпуса, в котором расположены шестеренки со щетками. Процедура очищения:

  1. В емкость наливают подготовленный раствор.
  2. Крепят машинку к подвижному элементу, как указано в инструкции, полностью помещая деталь в контейнер.
  3. Крутят педали – цепь проходит через шестеренки и очищается от налета.

Продают машинку в гипермаркетах, автомобильных салонах, можно встретить ее в спортивных магазинах. Стоимость устройства – от 300 до 2000 рублей.

WD-40, солярка и керосин для цепи

Удалить ржавчину со звеньев можно раствором WD-40 – деталь снимают и погружают в него на 5 минут. Затем ополаскивают и протирают сухой тряпкой. Когда цепь полностью высохнет, наносят минеральное масло для защиты. Для устранения не слишком обширной коррозии применяют керосин или солярку по аналогичному алгоритму.

Дополнительные средства

Профилактика коррозии

Чтобы велосипед не ржавел, хранить его нужно в чехле

Единственный способ защиты велосипеда от ржавчины – это правильное хранение. Транспортное средство на зиму убирают в сухое, теплое помещение, в котором в течение года показатели влажности остаются на одном уровне. Если единственное место в доме, подходящее для зимовки, — это балкон, то велосипед убирают в плотный непромокаемый чехол.

Весной, перед началом использования цепь смазывают минеральным маслом. Если на раме появились сколы, ее покрывают лакокрасочным средством.

Если неприятные оранжевые и коричневые пятна всё же появились, лучше сразу же использовать один из описанных методов для устранения коррозии. Иначе ржавчина будет распространяться и портить велосипед.

Ржавая велотехника

Регулярные осмотры и качественное техническое обслуживание продлевают срок службы любого транспортного средства. Чтобы велосипед не подвел в самый неподходящий момент, важно обращать внимание не только на крупные поломки, но и на мелкие дефекты, такие как ржавчина. Многие считают ее лишь косметическим дефектом, однако дальнейшая коррозия способна причинить значительный вред велобайку. Узнать о том, как снять ржавчину с велосипеда, можно из этой статьи.

Что такое ржавчина

Ржавый металл

Под ржавчиной понимают продукт коррозии металлов, чаще всего стали. Ржавчина представляет собой рыжеватый налет или пятна, возникающие в результате химической реакции между железом и кислородом при обязательном участии воды либо влажного воздуха. Данный процесс является неизбежным, и при наличии кислорода и влаги ржавчина покроет любое изделие из стали, что с течением времени приведет к его полному разрушению.

Любой велосипед, даже изготовленный из титанового или карбонового сплава, может комплектоваться деталями из стали.

Наиболее подвержены коррозии:

  • руль;
  • передняя вилка;
  • подседельные штырь и дуги;
  • обода и спицы;
  • кривошипы (шатуны) и другие металлические элементы педалей;
  • цепь;
  • болты.

На раме поржавение появляется весьма редко, так как каждый велотранспорт окрашивается и обрабатывается специальным антикоррозионным составом. Лишь значительное повреждение покрытия рамы может стать причиной того, что на ней проступила ржавчина.

Причины появления

Велосипедное транспортное средство рискует заржаветь, если оно:

  • длительное время хранится во влажном, непроветриваемом помещении;
  • велосипед не был хорошо просушен после мытья или дождя;
  • используется в местности с повышенной влажностью воздуха;
  • имеет повреждения хромированного или никелированного покрытия руля;
  • приобрел дефекты, связанные с нарушением лакокрасочного слоя на раме.

Как устраняется ржавчина

Устранение поржавения

Существует несколько способов, с помощью которых велобайк можно очистить от поржавения:

  • механический;
  • химический;
  • комбинированный, соединяющий в себе оба вышеуказанных.

Выбор метода зависит от размера участка, подвергшегося коррозии, а также от того, насколько глубоко проржавел металл.

Механический способ

Механический способ

В случае, если велосипед имеет единичные ржавые пятна на поверхности, для их удаления можно воспользоваться механическим способом:

  • поржавение на поверхности очищается при помощи металлической щетки или скребка;
  • обработанная поверхность обрабатывается минеральным маслом, которое оставляется на пораженном месте не менее, чем на двадцать минут;
  • масло полностью удаляется тканью или скребком и насухо полируется салфетками или бумажным полотенцем.

Чтобы очистить металл механическим способом, потребуется наличие:

  • наждачной бумаги или металлической щетки;
  • минерального масла;
  • чистой ветоши;
  • бумажных салфеток или полотенца.

Химические способы

Химические способы

Различные химические составы способны успешно справляться с коррозией. Наиболее часто используются:

Преобразователи

Автовладельцы и райдеры, использующие велосипед не один год, хорошо знакомы с химическими преобразователями ржавчины. В настоящее время такие составы можно купить в любом авто- или веломагазине. С их помощью проблема устраняется очень быстро и практически без усилий, однако сильный химический запах, которым обладают все преобразователи, вынуждает проводить все манипуляции в гараже, мастерской или на открытом воздухе.

Прежде чем обрабатывать велосипед химическим составом, необходимо досконально изучить инструкцию и точно следовать ей. Помимо баллончика с преобразователем также потребуется:

  • ветошь;
  • средство для обезжиривания поверхностей (растворитель, спирт);
  • перчатки;
  • респиратор;
  • пленка или прочная бумага.

Ржавчина удаляется в следующей последовательности:

  • под велосипед укладывается прочная бумага или полиэтиленовая пленка;
  • поверхность, на которой локализуется ржавчина, очищается от пыли, грязи и прочих загрязнений;
  • детали, на которых обнаружена ржавчина, обезжириваются специальными составами;
  • после обработки велосипед необходимо полностью высушить;
  • тонким слоем нанести преобразующий состав при помощи пульверизатора или обычной губки;
  • выждать время, указанное на упаковке производителем;
  • удалить нанесенный состав плотной салфеткой или тряпкой.

После этого необходимо пристально осмотреть место, на котором была ржавчина. Иногда велосипед не удается избавить от коррозийных пятен с первого раза. В этом случае рекомендуется повторно обработать велосипед преобразователем.

Кислоты

Если ржавчина покрывает значительные участки поверхности, многие велосипедисты советуют обработать велосипед кислотой. Наиболее доступной и не слишком агрессивной является ортофосфорная кислота, выпускаемая в виде 85-процентного раствора. С ее помощью ржавчина легко удаляется с металлической поверхности. Ее преимуществом перед другими кислотами является образование защитной пленки, препятствующей дальнейшему распространению коррозии.

Чтобы обработать велосипед ортофосфорной кислотой, необходимо позаботиться о наличии:

  • респиратора;
  • резиновых перчаток;
  • ватных дисков;
  • пищевой соды;
  • ветоши;
  • плотных бумажных салфеток.

Важным условием для проведения этой манипуляции является обязательный приток чистого воздуха. Во избежание повреждения напольного покрытия под велосипед рекомендуется постелить плотную кленку или бумагу.

Поржавение удаляется в следующей последовательности:

  • поврежденные участки очищаются металлической щеткой или скребком;
  • подготавливается содовый раствор, который при помощи ватных дисков наносится на подверженную коррозии поверхность для ее обезжиривания;
  • затем остатки соды удаляются тряпкой, обильно смоченной водой;
  • пораженное место обрабатывается кислотой, которая наносится на поверхность при помощи обильно смоченного в ней ватного тампона;
  • время воздействия кислоты не должно превышать указанного на флаконе;
  • кислота тщательно нейтрализуется содовым раствором, а затем смывается водой;
  • велосипед насухо вытирается бумажными полотенцами.

Комбинированный способ

Лимонная кислота

В каждом доме обязательно найдется уксус и лимонная кислота. И если ржавчина не полностью покрыла велосипед, избавиться от нее возможно при помощи этих неагрессивных кислот. Процесс займет несколько больше времени, так как коррозионные поверхности потребуется дополнительно обработать шлифовальным материалом. Для обработки понадобится:

  • лимонная кислота;
  • уксус;
  • сода пищевая;
  • шлифовальный материал или обычная металлическая мочалка для чистки посуды;
  • металлическая щетка;
  • масло для смазки;
  • ветошь;
  • краска.

Следует помнить, что все манипуляции с кислотами следует производить в защитных перчатках.

Подверженное коррозии место обрабатывается в следующей последовательности:

  • смешать лимонную кислоту и уксус в пропорции 1:1;
  • подготовить содовый раствор, где на одну часть соды берется одна часть воды;
  • смесь кислот наносится на шлифовальный состав или металлическую мочалку;
  • поверхности, на которых имеется поражение тщательно обрабатываются этим составом;
  • чистая ветошь обильно смачивается в содовом растворе и наносится на обработанные кислотой поверхности для нейтрализации ее действия. Сода не должна попадать на алюминиевые детали транспортного средства;
  • тщательно вымыть велосипед, особенно обращая внимание на места, где находилась ржавчина;
  • необходимо полностью высушить транспортное средство, для чего необходимо оставить его на некоторое время в сухом хорошо проветриваемом помещении, а затем удалить остатки влаги салфеткой;
  • если манипуляции осуществлялись с рамой, места, в которых отсутствует краска, дополнительно необходимо покрасить.

Профилактика

После того, как ржавчина была удалена, необходимо защитить велосипед от ее появления в дальнейшем. Для этого необходимо:

  • покрасить места, в которых было повреждено заводское покрытие;
  • смазать машинным маслом неокрашенные детали.

Лучшим решением будет последующее хромирование или никелирование этих деталей в специализированных мастерских.

Итоги

Чтобы защитить байк от коррозии, следует оберегать его от длительного воздействия влаги. Во время поездок следует избегать форсирования луж и ручьев, попадания под дождь, а если это невозможно, после возвращения необходимо полностью высушивать велосипед.

Читайте также: