Как увеличить количество каналов в магнитоле

Обновлено: 02.07.2024

Как выбрать автомагнитолу


На что же следует обратить внимание при выборе ? В первую очередь на то, что магнитола – лишь один из элементов аудиосистемы. Для максимально полного раскрытия всех возможностей важно, чтобы параметры магнитолы соответствовали параметрам электрооборудования в целом и аудиосистемы в частности.

Характеристики автомагнитол

Стандартный типоразмер определяет высоту устройства. Ширина всех моделей одинакова – 180 мм. А вот по высоте они подразделяются на два типа: 1 DIN (50 мм) и 2 DIN (100 мм).


В первую очередь следует посмотреть на штатное место под магнитолу в вашем автомобиле – если там 1 DIN, то выбирать не из чего – двухдиновая магнитола туда просто не полезет.

А вот если производитель оставил под магнитолу 2 DIN, то вариантов становится больше – однодиновая магнитола легко ставится в двухдиновое гнездо с помощью переходной рамки.


И хотя большинство параметров автомагнитолы от типоразмера не зависит, у 1DIN и 2DIN магнитол есть и другие различия, кроме размера:

- двухдиновые магнитолы дороже;

- элементы управления на двухдиновых магнитолах могут быть крупнее и удобнее;

- двухдиновые магнитолы могут иметь экран большего размера, что важно для устройств с возможностью проигрывания видео и с поддержкой камеры заднего вида.

Впрочем, по последнему пункту не все так однозначно – среди однодиновых магнитол есть модели с большим выдвижным экраном.


Максимальная выходная мощность – это пиковая мощность, которую усилитель магнитолы может выдать в принципе. Параметр важный, но при выборе магнитолы пользоваться им следует с осторожностью: общепринятой методики измерения максимальной мощности не существует, каждый производитель определяет её самостоятельно. Кроме того, продолжительная работа на такой мощности невозможна, а номинальная выходная мощность обычно в разы (а то и в десятки раз) ниже пиковой.

Для недорогой автомагнитолы без преобразователя напряжения выходная мощность в принципе не может быть больше 50 Вт. Стандартное сопротивление динамиков 4 Ом, если принять, что выходное напряжение не может быть больше напряжения питания, то из формулы мощности




. Выбирая недорогую автомагнитолу, не рассчитывайте получить больше этого значения, какие бы числа не были нарисованы на коробке.

Если в характеристиках магнитолы приведена максимальная синусоидальная мощность (RMS) то ориентироваться следует именно на нее. Если же этой информации нет, то максимальную выходную мощность следует рассматривать только в комплексе с классом устройства и честностью производителя. У дешевой модели малоизвестного производителя RMS может отличаться от указанной мощности раз в 20-40. В то же время у моделей известных производителей RMS ниже максимальной мощности всего в 2-3 раза. Но для магнитол в одном ценовом сегменте разницы между 4х40 и 4х50 на слух вы вряд ли заметите.

Все автомагнитолы по максимальной мощности можно условно поделить на три группы:

4х35 Вт и менее – недорогие магнитолы, способные обеспечить автомобиль звуком по минимальной цене. На этом их достоинства, как правило, исчерпываются.

В диапазоне 4х40 – 4х60 Вт находится основная масса автомагнитол. Дальше все зависит от комплектующих и качества сборки.

Магнитол с максимальной мощностью более 4х60 ватт пока немного, но они есть, и непритязательному меломану установка такой модели может позволить совсем отказаться от автоусилителя. Как убедиться, что 4х80 или 4х100 на коробке - не обман, а реальная максимальная мощность?


Во-первых, следует обратить внимание на цену устройства и на производителя. Двуполярный преобразователь, позволяющий увеличить напряжение питания, а следовательно, и мощность устройства, на дешевые модели не устанавливается. Да и производитель "с именем" вряд ли пойдет на явный обман.

Во-вторых, можно проверить номинал предохранителя на тыльной стороне автомагнитолы. У большинства устройств там стоит красный 10 А предохранитель, т.е. номинальная мощность устройства не может быть больше 10*14 = 140 Вт. Магнитола с таким предохранителем в принципе не может давать больше 140/4=35 Ватт на канал.


Устройства с большей выходной мощностью комплектуются предохранителями большего номинала - на 15 (голубой) или 20 (желтый) ампер.

Количество выходных каналов усилителя автомагнитолы – это первое число в обозначении максимальной мощности: 2х35, 4х35 и.т.д. Количество каналов определяет количество независимых динамиков, которые можно подключить к магнитоле.

Четырехканальные магнитолы стоят незначительно дороже двухканальных, поэтому они сегодня наиболее распространены.

Тип дисплея.

Сегментныйдисплей недорог и способен отобразить необходимый минимум информации по звучащему треку или прослушиваемой радиостанции. Но возможности такого экрана невелики.


При выборе магнитолы с сегментным дисплеем обратите внимание на цвет его подсветки. Многие магнитолы предоставляют возможность выбора цвета, но если этого нет, то лучше подобрать модель с цветами подсветки экрана и кнопок, соответствующими подсветке элементов управления приборной панели автомобиля.

TFT или ЖК-дисплей уже представляет собой полноценный экран, как у смартфона или планшета.


Многие современные магнитолы имеют поддержку Bluetooth, и могут воспроизводить музыку с подключенных смартфонов и плееров.

Некоторые из них могут работать как Bluetooth-гарнитура, обеспечивая режим hands-free. Это очень важная опция, значительно повышающая безопасность вождения – из-за того, что водитель отвлекся на разговор по телефону, произошло (и, к сожалению, происходит) множество аварий.


Поэтому, выбирая новую автомагнитолу в машину, на поддержку hands-free следует обратить самое пристальное внимание. И обязательно при этом следует убедиться, что у магнитолы есть встроенный микрофон или же возможность его подключения (разъем на задней панели).


Разъемы на передней панели служат, как правило, для подключения источника звука или носителя с записанной музыкой.


Разъем AUX пригодится, если у вас есть плеер с линейным выходом. Туда же можно завести сигнал с разъема для наушников смартфона.

Разъемы на задней панели используются для подключения динамиков и дополнительного оборудования.


Разъем ISOсегодня является основным стандартом для подключения автомобильных аудиосистем. Даже если на корпусе магнитолы разъем другой, в комплекте наверняка есть переходник на разъем ISO.

Линейные выходы потребуются, если вы собираетесь устанавливать автоусилитель. Канальность линейных выходов может быть больше, чем канальность магнитолы – для подключения сабвуфера (3 и 5 каналов) и создания систем объемного звука (7 каналов).

Антенный входвряд ли у кого вызовет вопросы, а вот зачем их может понадобиться сразу два? 2х антенный вход используется на некоторых магнитолах для улучшения качества принимаемого сигнала – установленный в магнитоле DSP процессор, анализируя сигнал с двух разнесенных антенн, способен устранять некоторые помехи и шумы, возникающие вследствие отражения радиосигнала от зданий.

USBна задней панели может понадобиться для подключения дополнительных устройств. Либо его можно просто вывести удлинителем в бардачок и использовать для зарядки телефонов и прочих гаджетов.

Разъем подключения GPS-антенныесть на магнитолах со встроенным GPS-приемникоми навигатором, а подключаемая в него антенна, как правило, входит в комплект.

А вот разъемы RGBи NAVI используются, если GPS-приемника в магнитоле нет, но она может работать в качестве навигатора, получая данные от внешнего GPS-приемника по соответствующему интерфейсу.

Разъем для проводного (рулевого) пульта ДУ используется для возможности управления магнитолы с помощью руля, точнее, пульта, расположенного на руле или под рулем. Это позволяет выполнять основные операции с магнитолой, не ослабляя внимания над дорогой. Опция полезная, но имейте в виду, что сам рулевой пульт в комплект входит редко, чаще всего его нужно приобретать отдельно.

Также на задней панели могут располагаться аналоговые аудио- и видеовходы – для подключения внешнего источника звука и видео – видеорегистраторов, камеры заднего вида, DVD-проигрывателя и пр.

Диапазоны радиочастот

При рассмотрении этого параметра порой возникает некоторая путаница. Разобраться с ней можно с помощью следующей таблицы:


У разных моделей границы диапазонов могут быть смещены, так, японские магнитолы, не рассчитанные на международный рынок, принимают в FM диапазоне 76-90 МГц.

Часто возникает вопрос – поддержка какого диапазона должна быть, чтобы иметь возможность слушать переговоры дальнобойщиков? Ответ: никакого. Частота 27,135 МГц, используемая дальнобойщиками, не входит в сетку радиовещания и большинство радиоприемников её не принимают. Чтобы слушать дальнобойщиков, нужно покупать рацию.

Варианты выбора автомагнитол


Если вам нужен звук в автомобиль по минимальной цене, выбирайте среди бюджетных моделей.

Если у вас в машине под магнитолу отведено место в 1DIN, но вы хотите устройство с большим цветным экраном, выбирайте среди 1DIN моделей с выдвижным экраном.


Hands-free – это не только удобство, но и безопасность. Если вам приходится разговаривать в машине по телефону, выбирайте среди моделей с поддержкой Bluetooth и hands-free. Если хотите, чтобы собеседник вас хорошо слышал в режиме hands-free, выбирайте среди моделей с выносным микрофоном.

Подрулевой пульт ДУ также увеличивает безопасность вождения, магнитол с поддержкой управления на руле довольно много. К сожалению, пульт придется покупать отдельно.


Компакт-диски потихоньку уходят в прошлое, но если у вас много CD с любимой музыкой, выбирайте среди магнитол со встроенным CD-проигрывателем.


Одним из преимуществ большого экрана является возможность вывода на него изображения с камеры заднего вида. Магнитолы с парковочной камерой эту возможность предоставляют.

Настройка поканалки

Как настроить поканалку? Поканалка, для тех кто не в курсе, это та система в которой каждому динамику выделен персональный канал усилка.

Настройка поканалки

Развеим несколько мифов.

1. Поканалка НИКАК не может сделать звук вашей системы ни громче ни качественнее. Ибо не с чего. Усилки те же, аппаратура та же.

2. Хорошая заводская акустика с пассивными кроссами НИЧЕМ не уступит поканальному усилению этой же акустики в том же инсталле.

3. Избавление в поканалке от пассивных кроссов никак не снизит искажения потому как замена пассивных кроссоверов на активные (не важно в усилителе, в ГУ или внешние) сомнительный путь к качеству. Активные элементы поганят сигнал гораздо сильнее чем толковые пасскроссы.

Процессорную магнитолу вполне реально найти б/у за 4500-5000р. и ею можно организовать поканалку даже без усилителей а имея лишь компонентный фронт мистери за 1200р и желание грамотно его установить. Процевые гу выставляют задержки и на свои встроеные усилители и их же могут резать. По этому поканалку можно организовать даже в самой начальной системе и смысл в этом будет. Эффект тоже.

Теперь давайте определим пару простых но очень важных фактов.

Суть установки поканалки в организации звуковой сцены с целью прослушивание живой инструментальной музыки в качестве СД аудио. И ТОЛЬКО в этом.

Организация поканалки требует достаточного уровня знаний и навыков, а также дотошный подход в аккуратности и надежности.

Все динамики включая пищалки подключаются напрямую к усилителям и любая наводка или щелчок от отвалившегося провода в рукозадом инсталле может послужить причиной моментальной гибели части акустики.

Работа поканалки требует определенного положения динамиков. Ставить их придется не как получилось и не как удобнее а так как нужно именно им и там где нужно им. Если вы к этому не готовы то никакого смысла организовывать поканалку нет. Толку не будет.

Поканальная процессорная система это звук для эгоистов. Место прослушивания в машине создается только одно: водительское. Все остальные будут слушать звуковую кашу.

Работоспособность и безаварийная работа такой системы полностью зависит от вашей грамотности и осознанности того что вы делаете и для чего.

Если ваша цель делать максимально орущую и долбящую систему а в вашем багажнике живет огромный саб с накручеными в пол басс бустами то опять же затеваться с поканалкой нет никакого смысла, эффект от нее есть практически на любом жанре но на малой и средней громкости ну и конечно при правильном балансе громкостей каждой полосы. В любом другом случае звук снова превратится в кашу.

В общем объяснять в деталях что куда тыкать в мафоне и что куда подключать для поканалки я не буду.В инете есть все что надо. Да и те кто вдумчиво подошел к этому вопросу и так прекрасно понимают как ее организовать а те кому лишь бы сляпать толку от разъяснений никаких не будет. Они все равно читать это не будут.

Короче пришлось выдумывать велосипед в виде кустарного способа настройки сцены. Сразу оговорюсь что годится он только тем кто только начал знакомиться с поканалкой и просто не знает с какой стороны к ней подойти.

Метод достаточно грубый и приблизительный и на достоверность особо не тянет. Хотя и вполне сможет дать понять что собственно такое звуковая сцена.

Начнем с небольшой теории. Что собственно делает проц в мафоне?

Суть и проблема автозвука в том что мы всегда сидим ближе к какому либо каналу (в зависимости от того где руль. Для примера возьмем левый). Так вот звук имеет свою скорость и соответственно от левого канала звук долетает гораздо быстрее чем из правого. Кроме того скажем в левом канале от пищалки звук долетит быстрее чем от мида в этом же канале потому как он дальше и т. д. У человека (для тех кто не в курсе) 2 уха и мозг определяет где находится источник звука просчитывая запоздание сигнала принимаемого ушами ( Кстати именно по этому по сути сами по себе уши не могут определить высоту расположения источника. Это делает мозг опираясь на свой опыт. Уши лишь могут определить по горизонтали где находится источник звука).

Можно отличить где именно поет каждый исполнитель.При этом становится практически не слышно что звук идет из динамиков. Звук весь перед вами, а не в стойках, в картах дверей и т. д. Если послушать закрыв глаза, то открыв их достаточно сложно себя убедить что звук издают на самом деле динамики.

Кажется что они молчат а играет лобовое стекло. Эффекты возникают не только на инструментала но и на любой другой музыке приемлемого качества.

Даже на неграх порой ширина, глубина и детальность звуковой сцены уже во многом зависит от качества используемых компонентов. Тут у многих и начинается погоня за железом с бесконечными отслушками)

Самые распространенные конфигурации поканалок это:

  • двухполосный фронт + саб;
  • трехполосный фронт+ саб;
  • 2.5 полосный фронт + саб (это когда полос динамиков 3, но пишалка и серединка висят либо на общем усилке либо имеют общий канал задержек и соответственна настраиваются одновременно).

Перед тем как приступить к делу нужно глянуть в магнитоле в каких единицах выставляется задержка. в сантиметрах или милисекундах. Если в милисекундах, то в инструкции к гу есть формула как измеренные сантиметры перевести в милисекунды. Заострять на этом внимание не буду и сами разберетесь.

Перед настройкой качаем вот этот архивчик с треком скачать.

Трек постарался выбрать с достаточно широкой полосой. Это обычный трек просто перевел его в режим моно.

Для начала проверяем правильную полярность подключения всех динамиков. Если где-то лохонетесь то запаритесь настраивать.

Тыкаем папку фазировка и слушаем. Когда голос озвучивает фазу звук должен собираться посередине примерно перед вами. А при слове противофаза рассыпаться по стойкам, а бас существенно ослабевать (иногда на вч не слышно разницы и это не страшно, но в поканалку такие вч не очень хорошо использовать. Они будут портить сцену).

Рассмотрим пример моей кустарной настройки задержек двухполосной поканалки + саб.

Ищем на фронте самый дальний динамик. Как правило это правый мидбас.

Меряем расстояние от головы до него и от головы до пищалки правой. Вычитаем расстояния и полученное значение выставляем для правой пищалки. Таким образом мы задержали пищалку относительно мида. На этом замеры и расчеты все фтопку. Откидываем линейки с каналов мидбаса и саба чтоб они нам не мешали. Тыкаем трек моно. Сев в то положение какое вы занимаете при езде медленно увеличиваем задержку левой пищалки и слушаем. Вскоре звук пищалки оторвется от левой стойки и начнет перемещаться по стеклу слева направо по мере увеличения задержки. Крутите пока звук не окажется посередине лобового стекла под зеркалом заднего вида.

Сохраняем настройку, вырубаем систему. Подключаем тюльпаны мидов и отключаем пищалки.

Включаем, запускаем трек снова. Крутим задержку левого мидбаса пока звук не окажется там же под зеркалом. Для примерного ориентира могу сказать что задержка выставленная на слух примерно будет равняться реальной разнице расстояний от правого и левого мидов до вас.

Теперь снова сохраняем и снова вырубаем. Подключаем миды и вч без саба. Запускаем трек, слушаем не смещены ли пищалки относительно мидбаса. К примеру, миды играют по центру, а вч перед вами. В этом случае опять же настройками задержек левых динамиков загоняем все в центр лобового стекла. Учитываем что увеличение задержки двигает звук слева направо, а уменьшение справа налево. Сделали. Сохраняем вырубаем.

Отключаем пищалки. Берем Y коннектор (разветвитель тюльпанов), пихаем его в гнезда сабового уся и подключаем левый канал сабового выхода (и смотрим чтоб правый во время процесса не коротнул на + а то на этом вы и закончите настройку с дымком) ).

Включаем трек и слушаем мидбас с сабом. Крутим задержку левого сабового канала до тех пор пока саб не начнет звучать не в затылок а перед вами (чем ниже настройка саба тем сложнее уловить движение звука. Это нужно учитывать что придется возможно повозиться). Сделали. Выставляем такую же задержку для правого канала саба и подключаем тюльпаны саба без всяких коннекторов как было.

Подключаем пищалки, включаем трек снова и слушаем при необходимости корректируя задержки. В полную полосу как правило звук чуть расползается из-за наложения звука между полосами в фазе и противофазе. Приходится корректировать. Теперь тыкаем папку 5 позиций для определения параметров получившихся звуковой сцены. Там в треках звучат инструменты разных диапазонов и тонов. Каждый трек озвучивает определенную точку на стекле. В правильно настроенной системе 1 набор звуков прозвучит ближе к левой кромке лобового, второй прямо перед вашими глазами, третий по центру стекла, четвертый перед пассажиром относительно вас и пятый около кромки правой стекла. Хорошей сценой считается если звуки все звучат на одном уровне по высоте и промежутки откуда звучит каждый набор примерно равны.

Да и еще звучать они должны на расстоянии лобового стекла от вас или за ним. Если вы достаточно четко закрыв глаза все это слышите значит ваше ухо обмануто хорошей системой). В завершение настройки ткните папку проверка) Там неплохая локализация звуков на мой взгляд. При этом желательно покрутить каждую задержку на два пункта больше и меньше и послушать. На музыкальном сигнале изменение задержки влияет не только на положение сцены но и на тональный баланс системы. Что-то в звуке накладывается и усиливается, а что-то ослабевает. Кроме того бывает такое, что при регулировке задержки звук прыгает по стеклу то выше то ниже. Вот опытным путем можно в итоге подобрать оптимальное положение. Ну вот собственно и все. В итоге возможно придется чуть перенастроить срезы динамиков для оптимального баланса громкостей и диапазонов.

Аналогичным образом проводится настройка и 2,5 и 3 полос с той лишь разницей, что в трехполоске серединку нужно поочередно отслушать и с мидом и с вч.

Отдельным абзацем упомяну СПЛ системы с поканальным звучанием. В таких системах поканалку организовывать дело вынужденое и необходимое. В таких системах фронт настолько мощный, что парой каналов усилка его просто не усилить. Приходится устанавливать отдельные усилители для вч, для сч, для мидов, а то и по нескольку. Соответственно процессорной магнитолой настроить весь этот сложный механизм гораздо проще в плане кроссоверов.

Но в принципе в спл системе вполне можно обойтись и безпроцевой магнитолой + активные кроссы. Просто зачем все усложнять когда есть вариант все в одном. Никакой речи о звуковой сцене в прямом смысле этого понятия в спл системе быть не может.

Приобрести дорогую автомагнитолу – только полдела. Очень многие автомобилисты, любящие музыку, выкладывают немалые средства на приобретение качественного аудиоцентра и оказываются страшно разочарованными, когда из динамиков раздается совсем не то, что ожидалось.

Как правильно настроить магнитолу

Действительно, задача правильной настройки звука совсем не так проста, как кажется – недаром этой тематике посвящено немало узкоспециализированных сетевых ресурсов

Наша задача – ознакомить любопытного читателя, как настроить магнитолу, включая все её компоненты, ведь именно это, по мнению многих экспертов, определяет на 50-60% качество её звучания.

Особенности настройки автомобильной аудиосистемы

О тонкостях настройки звука любой акустической аппаратуры можно говорить часами. Но это – весьма узкоспециализированная тема, рассчитанная в основном на меломанов с идеальным слухом и достаточными знаниями теоретической части.

В этом плане настройка домашней и автомобильной аудиоаппаратуры сильно отличается – прежде всего, из-за ограниченности объема салона. Мы наглядно расскажем, в чём состоят эти отличия. Но обратим внимание, что возможности современных головных устройств по воспроизведению звука существенно расширились, даже если речь идёт о магнитолах среднего и бюджетного уровней.

И немаловажное значение приобретают именно возможности базовых и более деликатных настроек такой аппаратуры.

В частности, мало кто из автовладельцев знает, как грамотно настроить эквалайзер, благодаря которому звучание приобретёт именно тот вид, который доставит вам наибольшее наслаждение.

Строго говоря, мы во многих случаях тратим большие суммы за автомобильный аудикомплекс, даже не догадываясь, что его возможности по воспроизведению звука столь велики, что изучить их за один урок представляется невозможным.

Что ж, мы попробуем изложить только некий базис понятий, которые пригодятся при настройке автомагнитол любого бренда. А если потребуется – опишем особенности настройки конкретной модели. Мы не ориентируемся на людей, хорошо разбирающихся в радиотехнике. Наша аудитория – люди, которые имеют поверхностное представление о современной музыкальной аппаратуре, которые не знают, что такое эквалайзер, сабвуфер и другие специфические термины.

Но это не означает, что для профессионалов этот материал будет абсолютно бесполезен – вполне вероятно, что и они найдут здесь полезную для себя информацию.

Настройка басов

Принято считать, что акустические особенности салона среднестатистического легкового автомобиля заключаются в улучшении звучания низких частот. Это объясняется достаточно просто. Как известно, чем ниже частота звуковой волны, тем больше её длина. Так, звуку, воспроизводящемуся с частотой 1000 Гц, соответствует длина волны порядка 30 см, при троекратном уменьшении частоты длина акустической волны увеличивается до метра. Если продолжить её уменьшать, эта величина становится сравнимой с длиной салона от заднего до переднего стекла. Это означает, что звуки, раздающиеся из динамиков/сабвуфера на очень низких частотах, фактически перестают распространяться – начинается последовательность сжатий/разрежений воздушной массы по всему внутреннему объёму автомобиля. Таким образом, замкнутое пространство небольших размеров становится своего рода усилителем низкочастотных звуков, причем корреляция носит линейный характер: чем басовитее звук, тем сильнее акустическое усиление.

Теоретически порог усиления в легковом авто составляет примерно 50-100 Гц (точное значение зависит от размеров машины, которые могут различаться практические вдвое). Более того, подсчитано, что уменьшение тональности на одну октаву соответствует усилению звучания на 10-12 дБ. Впрочем, учитывая утечки воздуха через технологические отверстия (коих в автомобиле достаточно) и затухания акустических волн вследствие вибраций и других особенностей (имеет значение даже материал обивки сидений), усиление будет далеко не таким существенным, как в теории.

Вы можете убедиться в справедливости всего вышесказанного, закрывшись наглухо в автомобиле и включив композицию с преобладанием низкочастотного диапазона. Немного привыкнув к звучанию, откройте двери – и вы убедитесь, насколько непропорционально станут слабее именно басы.

Мы можем изменять следующие значения:

Настройка звучания тыловых/фронтальных динамиков

Здесь следует оговориться, что акустические системы откровенно бюджетного класса могут и не содержать фронтальных динамиков. Но это так, к слову.

Итак, рассмотрим, как правильно произвести настройку фронтальных звуковоспроизводящих устройств.

Этой компоненте акустической системы следует уделить особое внимание: если установка произведена по всем правилам, дополнительных действий по настройке других компонентов аудиосистемы может и не потребоваться. Но если допущена серьёзная ошибка, все ваши дальнейшие усилия по улучшению звука окажутся просто бессмысленными.

Грубо говоря, фронтальные колонки выступают в роли фронтмена всей системы (уж извините за непроизвольный каламбур). Чтобы добиться от фронтальных колонок максимально качественного звучания, используют такие элементы, как 2- или 3-компонентные системы с отдельными для каждой полосы динамиками и кроссоверами.

Настройка динамиков в машине

При построении тыловой акустики возможности намного шире, но требования к звучанию задних динамиков не настолько высоки, что отражается и на использовании проводки с худшими электрическими характеристиками.

При этом имеет значение предпочтения пассажиров:

  • если они большие ценители мягкого звучания, следует устанавливать динамики с твиттерами из шёлка;
  • для любителей агрессивного стиля более подходящими будут изделия с металлическими твиттерами.

Что касается чувствительности тыловых динамиков, то она линейно зависит от мощности звучания в децибелах. То есть чем меньше динамик, тем с большей вероятностью он окажется менее чувствительным, и наоборот.

Если чувствительность акустического элемента высокая, ему не потребуется запредельная мощность. То есть от удачного подбора этой пары характеристик зависит как качество звучания, так и необходимость подключения усилителя.

Но что можно сказать однозначно – звучание фронтальных/тыловых динамиков на максимальной громкости однозначно вас не обрадует – это будет больше хрип или визг, чем музыка.

А что же настройка высоких частот?

Если в акустической системе отсутствует сабвуфер, можно попробовать установит значение HPF на диапазоне 50 Гц, если не понравится – увеличить до 60 Гц. Проверка звучания возможна при выходе из меню, для чего следует воспользоваться кнопкой возврата на предыдущий уровень. Громкость при проверке звучания лучше установить на значении 30.

При неудовлетворительном результате можно попытаться установить нижний лимит высокочастотного фильтра на значение 80, поднимая его с шагом 20 до получения требуемого качества звучания.

Наличие сабвуфера позволяет сразу начать со значений порядка 80-120, при необходимости повышая эту границу. Отметим, что правильная настройка данного фильтра позволяет повысить чистоту звучания с одновременным увеличением громкости без использования ползунка мощности.

Здесь же, в настройках сабвуфера, можно установить значение крутизны затухания высоких частот – по аналогии с настройками для басов.

Перед тем, как приступить к настройке эквалайзера машины, расскажем об основных правилах регулировки баланса.

Выставление баланса

Обычно наилучшие результаты достигаются, если сместить баланс звучания тыловых/фронтальных динамиков в сторону последних. И дело не в том, что таким образом вы улучшаете звучание на переднем ряду сидений: это не так, такая пропорция вызвана особенностями геометрии салона – обычно спереди пространства немного больше чем сзади.

Теперь можно приступать к регулировке баланса между правыми/левыми колонками. Здесь нужно следить, чтобы звучание посередине салона было одинаковым, без сваливания в ту или иную сторону. На этом же этапе можно заняться правильной настройкой эквалайзера, которая, к слову, делается исключительно на слух. А он у разных людей – неодинаковый.

При наличии в акустической системе высокочастотного фильтра HPF будет весьма желательно его задействовать. Как – смотри выше. Затем можно произвести обрезку низких частот на уровне 100-120 Гц, что позволит динамикам не напрягаться в попытке воспроизвести частоты, лежащие ниже 75-100 ГЦ. В этом случае вы избавитесь от ненужных хрипов.

Если на задней полке имеются овалы, то даже без сабвуферов, используя только низкочастотный фильтр LPF (обозначение может быть и другим), можно добиться очень качественного звучания басов. Отметим, что регулировка баланса можно рассматривать в более широком смысле слова – как глобальную настройку звучания автомобильной акустики.

Настройка параметрического эквалайзера

Базовые настройки звука с помощью фильтров позволяют сбалансировать звучание низких/высоких частот, не затрагивая более тонких настроек. Для этих целей в современных автомагнитолах присутствует такой инструмент, как эквалайзер.

Отметим, что в автозвук эквалайзеры параметрического типа мигрировали из студийной аппаратуры. Они позволяют произвести тонкую настройку звука по трём параметрам: частоте сигнала, уровню звучания и добротности.

Другими словами, параметрический эквалайзер позволяет с высокой точностью регулировать частотные характеристики в каждом конкретном диапазоне. Это важно, поскольку искажения звука могут возникать на разных диапазонах частот.

Настройки эквалайзера в автомагнитоле

Приведём для более точного понимания, как настроить эквалайзер на магнитоле, следующий пример:

  • допустим, что при прослушивании любимого трека вы заметили, что партия вокала звучит слишком резко, ненатурально, переходя практически в визг;
  • для начала нужно отыскать диапазон, в котором и происходит наиболее заметное искажение звука – обычно это характерно для средних частот;
  • устанавливаем ползунок добротности и уровня звука на минимальное значение (соответствующее нижней риске);
  • начинаем изменять частоту фильтра, пока искажающие звуки не исчезнут;
  • затем поднимаем уровень и добротность до значений, при которых наблюдается наилучшее звучание музыки.

Аналогичная схема настройки эквалайзера на магнитоле применима для всех случаев неудовлетворительного звучания.

Встречается два типа параметрических эквалайзеров: у которых можно изменять значения параметров плавно, и с дискретным (ступенчатым) изменением характеристик.

Первый тип более предпочтителен, поскольку в этом случае настройка получается более точной. К сожалению, на бюджетных автомагнитолах чаще встречается именно ступенчатая настройка, поэтому добиться максимально качественного звучания не получится. Впрочем, различия могут оказаться настолько минимальными, что для уха среднестатистического любителя музыки они будут практически неразличимыми. И всё же, если есть возможность, лучше приобретать головные акустические устройства от известных мировых брендов.

Настройка радио

Но и здесь алгоритм будет иметь примерно одинаковый сценарий:

  • выбор нужного диапазона радиочастот;
  • сканирование радиостанций;
  • сохранение настроек в памяти магнитолы

Поиск радиоканалов может осуществляться либо в автоматическом режиме, либо вручную. В режиме автоматического поиска каналы обычно запоминаются не в порядке уменьшения/увеличения частот, а по убыванию мощности сигнала (вначале будут идти радиостанции с наилучшим качеством звучания).

Имеет смысл привести алгоритм настройки радио для всех популярных брендов, занимающихся изготовлением автомобильной акустики.

Девушка слушает радио в машине

Pioneer

Эту торговую марку можно назвать безусловным лидером на российском рынке автоакустики. Достойное качество при доступной цене – хороший набор характеристик. Но и настройки радио здесь несложные, ничего особо заумного, если не считать отсутствие русификации. Итак, для автоматического поиска в меню FUNC ищем подпункт BSM. Чтобы начать поиск радиостанций, нажимаем кнопки верх или вправо. Как только будет просканирован весь диапазон, включится канал, найденный первым. Все станции будут записаны в память.

В ручном режиме удастся сохранить только 6 радиоканалов, они будут записаны в первом банке памяти. Для перехода на второй опять нажимаем на клавишу BAND, перемещаемся во второй банк (на дисплее появится надпись F2) и продолжаем процедуру поиска. На большинстве моделей имеется три банка, что позволяет сохранить в памяти 18 станций, но в отельных изделиях памяти может выделяться и больше.

Некогда суперпопулярный японский концерн, аудиоаппаратура которого считалась эталоном, сегодня не столь востребован, во многом – из-за консервативной ценовой политики и нежелания считаться с конкурентами. Тем не менее, бренд очень известный, да и с качеством здесь всё в порядке.

Поиск каналов здесь также возможен в двух режимах.

Включение автоматического осуществляется в следующей последовательности:

  • нажимаем и удерживаем клавишу Source, пока на информдисплее не появится надпись ТЮНЕР;
  • менять диапазон можно клавишей Mode. Надавив на регулятор-джойстик, попадаем в меню опций;
  • крутим рукоятку. Пока не высветится надпись ВТМ, при этом запустится автосканирование, а каналы будут записаны в память по номерам, согласно стандартному алгоритму.

Как правило, вся процедура при автоматическом сканировании длится порядка пяти-десяти минут.

Supra

Когда мы журили компанию Sony за негибкую политику в отношении конкурентов, имелась в виду именно эта фирма, которая вышла на рынок и закрепилась на нём благодаря агрессивной ценовой политике. Разумеется, этот бренд не столь знаменит, но по уровню востребованности вполне самодостаточен.

Чтобы перейти к поиску радиоканалов, следует зайти в основное меню (клавиша MODE) и выбрать пункт Радио. На дисплее появится соответствующая надпись с указанием сохранённого в памяти диапазона и конкретной частотой вещания. Нажав на клавишу BND, можно выбрать другой диапазон и нажать на нужную цифру в диапазоне 1-6 для использования ранее сохранённого канала.

Нажатие клавиши >>|| запустит сканирование новой станции. Если на протяжении десяти секунд не предпринимать никаких действий, автомагнитола перейдёт в прежний режим работы, который был включен до поиска.

Поиск ранее сохранённых каналов следует осуществлять в такой последовательности:

Нажимаем однократно кнопку AS/PS, при этом начнётся поиск сохранённых станций. Каждый из записанных радиоканалов будет проигрываться несколько секунд, переходя к следующему. Чтобы автоматически записывать каналы, следует пару секунд удерживать кнопку AS/PS. Всего в автоматическом режиме будет записано шесть радиоканалов, при этом предпочтение будет отдано самым мощным. Поиск можно осуществлять в любом частотном диапазоне, для каждого из них будет сформирован свой фаворитный список.

В автомагнитолах JVS количество сохранённых радиостанций в диапазоне FM составляет 30 единиц, в АМ-диапазоне можно сохранить до 15 каналов. По этому показателю данный бренд – безусловный лидер.

Автомагнитола JVS

Ручной режим поиска/сохранения осуществляется следующим образом:

  • для выбора частотного диапазона нажимаем кнопку TUNER BAND;
  • клавиша 4 запустит поиск, для запоминания радиостанции следует нажать и пару секунд удерживать нужный номер, который в результате отобразится на информдисплее в мигающем виде. Затем будет отображено наименование сохранённой станции;
  • чтобы запомнить каналы под номерами, большими 10, нажимаем кнопку +10 (быстро), после чего – нужную цифру, например, 5. В этом случае сохранённой станции присвоится номер 15. Для номеров больше 20 кнопку +10 нажимаем дважды;
  • после запоминания поиск продолжится, для сохранения каналов повторяем пункты 1-3. Если вы совершили ошибочное действие (стёрли нужный канал, записали ненужный и т.д.) процедуру поиска придётся повторить, но запоминать нужно только те станции, которые не попали в список сохранённых.

Начинаем сканирование с нажатия кнопки TUNER BAND, после чего выбираем на панели магнитолы клавишу AUTO PRESET, которую следует удерживать несколько секунд для запуска режима.

Если результаты сканирования вас не устраивают, подкорректировать список в нужном вам порядке можно, запустив ручной режим поиска.

Kenwood

Галерею магнитол японского происхождения завершает бренд Кенвуд, который больше ассоциируется как производитель бытовой техники. Впрочем, и аудиоаппаратура у этого производителя – на высоте.

В этих автомагнитолах, кроме ручного/автоматического режимов сканирования, имеется и третий – локальный, обозначаемый как LO.S.

Старт автоматического поиска осуществляется кнопкой >>|.

При выборе ручного сканирования очередная найденная станция будет отображаться на дисплее символами ST, для сохранения канала следует нажать и удерживать его номер.

Настройка поканалки

Как настроить поканалку? Поканалка, для тех кто не в курсе, это та система в которой каждому динамику выделен персональный канал усилка.

Настройка поканалки

Развеим несколько мифов.

1. Поканалка НИКАК не может сделать звук вашей системы ни громче ни качественнее. Ибо не с чего. Усилки те же, аппаратура та же.

2. Хорошая заводская акустика с пассивными кроссами НИЧЕМ не уступит поканальному усилению этой же акустики в том же инсталле.

3. Избавление в поканалке от пассивных кроссов никак не снизит искажения потому как замена пассивных кроссоверов на активные (не важно в усилителе, в ГУ или внешние) сомнительный путь к качеству. Активные элементы поганят сигнал гораздо сильнее чем толковые пасскроссы.

Процессорную магнитолу вполне реально найти б/у за 4500-5000р. и ею можно организовать поканалку даже без усилителей а имея лишь компонентный фронт мистери за 1200р и желание грамотно его установить. Процевые гу выставляют задержки и на свои встроеные усилители и их же могут резать. По этому поканалку можно организовать даже в самой начальной системе и смысл в этом будет. Эффект тоже.

Теперь давайте определим пару простых но очень важных фактов.

Суть установки поканалки в организации звуковой сцены с целью прослушивание живой инструментальной музыки в качестве СД аудио. И ТОЛЬКО в этом.

Организация поканалки требует достаточного уровня знаний и навыков, а также дотошный подход в аккуратности и надежности.

Все динамики включая пищалки подключаются напрямую к усилителям и любая наводка или щелчок от отвалившегося провода в рукозадом инсталле может послужить причиной моментальной гибели части акустики.

Работа поканалки требует определенного положения динамиков. Ставить их придется не как получилось и не как удобнее а так как нужно именно им и там где нужно им. Если вы к этому не готовы то никакого смысла организовывать поканалку нет. Толку не будет.

Поканальная процессорная система это звук для эгоистов. Место прослушивания в машине создается только одно: водительское. Все остальные будут слушать звуковую кашу.

Работоспособность и безаварийная работа такой системы полностью зависит от вашей грамотности и осознанности того что вы делаете и для чего.

Если ваша цель делать максимально орущую и долбящую систему а в вашем багажнике живет огромный саб с накручеными в пол басс бустами то опять же затеваться с поканалкой нет никакого смысла, эффект от нее есть практически на любом жанре но на малой и средней громкости ну и конечно при правильном балансе громкостей каждой полосы. В любом другом случае звук снова превратится в кашу.

В общем объяснять в деталях что куда тыкать в мафоне и что куда подключать для поканалки я не буду.В инете есть все что надо. Да и те кто вдумчиво подошел к этому вопросу и так прекрасно понимают как ее организовать а те кому лишь бы сляпать толку от разъяснений никаких не будет. Они все равно читать это не будут.

Короче пришлось выдумывать велосипед в виде кустарного способа настройки сцены. Сразу оговорюсь что годится он только тем кто только начал знакомиться с поканалкой и просто не знает с какой стороны к ней подойти.

Метод достаточно грубый и приблизительный и на достоверность особо не тянет. Хотя и вполне сможет дать понять что собственно такое звуковая сцена.

Начнем с небольшой теории. Что собственно делает проц в мафоне?

Суть и проблема автозвука в том что мы всегда сидим ближе к какому либо каналу (в зависимости от того где руль. Для примера возьмем левый). Так вот звук имеет свою скорость и соответственно от левого канала звук долетает гораздо быстрее чем из правого. Кроме того скажем в левом канале от пищалки звук долетит быстрее чем от мида в этом же канале потому как он дальше и т. д. У человека (для тех кто не в курсе) 2 уха и мозг определяет где находится источник звука просчитывая запоздание сигнала принимаемого ушами ( Кстати именно по этому по сути сами по себе уши не могут определить высоту расположения источника. Это делает мозг опираясь на свой опыт. Уши лишь могут определить по горизонтали где находится источник звука).

Можно отличить где именно поет каждый исполнитель.При этом становится практически не слышно что звук идет из динамиков. Звук весь перед вами, а не в стойках, в картах дверей и т. д. Если послушать закрыв глаза, то открыв их достаточно сложно себя убедить что звук издают на самом деле динамики.

Кажется что они молчат а играет лобовое стекло. Эффекты возникают не только на инструментала но и на любой другой музыке приемлемого качества.

Даже на неграх порой ширина, глубина и детальность звуковой сцены уже во многом зависит от качества используемых компонентов. Тут у многих и начинается погоня за железом с бесконечными отслушками)

Самые распространенные конфигурации поканалок это:

  • двухполосный фронт + саб;
  • трехполосный фронт+ саб;
  • 2.5 полосный фронт + саб (это когда полос динамиков 3, но пишалка и серединка висят либо на общем усилке либо имеют общий канал задержек и соответственна настраиваются одновременно).

Перед тем как приступить к делу нужно глянуть в магнитоле в каких единицах выставляется задержка. в сантиметрах или милисекундах. Если в милисекундах, то в инструкции к гу есть формула как измеренные сантиметры перевести в милисекунды. Заострять на этом внимание не буду и сами разберетесь.

Перед настройкой качаем вот этот архивчик с треком скачать.

Трек постарался выбрать с достаточно широкой полосой. Это обычный трек просто перевел его в режим моно.

Для начала проверяем правильную полярность подключения всех динамиков. Если где-то лохонетесь то запаритесь настраивать.

Тыкаем папку фазировка и слушаем. Когда голос озвучивает фазу звук должен собираться посередине примерно перед вами. А при слове противофаза рассыпаться по стойкам, а бас существенно ослабевать (иногда на вч не слышно разницы и это не страшно, но в поканалку такие вч не очень хорошо использовать. Они будут портить сцену).

Рассмотрим пример моей кустарной настройки задержек двухполосной поканалки + саб.

Ищем на фронте самый дальний динамик. Как правило это правый мидбас.

Меряем расстояние от головы до него и от головы до пищалки правой. Вычитаем расстояния и полученное значение выставляем для правой пищалки. Таким образом мы задержали пищалку относительно мида. На этом замеры и расчеты все фтопку. Откидываем линейки с каналов мидбаса и саба чтоб они нам не мешали. Тыкаем трек моно. Сев в то положение какое вы занимаете при езде медленно увеличиваем задержку левой пищалки и слушаем. Вскоре звук пищалки оторвется от левой стойки и начнет перемещаться по стеклу слева направо по мере увеличения задержки. Крутите пока звук не окажется посередине лобового стекла под зеркалом заднего вида.

Сохраняем настройку, вырубаем систему. Подключаем тюльпаны мидов и отключаем пищалки.

Включаем, запускаем трек снова. Крутим задержку левого мидбаса пока звук не окажется там же под зеркалом. Для примерного ориентира могу сказать что задержка выставленная на слух примерно будет равняться реальной разнице расстояний от правого и левого мидов до вас.

Теперь снова сохраняем и снова вырубаем. Подключаем миды и вч без саба. Запускаем трек, слушаем не смещены ли пищалки относительно мидбаса. К примеру, миды играют по центру, а вч перед вами. В этом случае опять же настройками задержек левых динамиков загоняем все в центр лобового стекла. Учитываем что увеличение задержки двигает звук слева направо, а уменьшение справа налево. Сделали. Сохраняем вырубаем.

Отключаем пищалки. Берем Y коннектор (разветвитель тюльпанов), пихаем его в гнезда сабового уся и подключаем левый канал сабового выхода (и смотрим чтоб правый во время процесса не коротнул на + а то на этом вы и закончите настройку с дымком) ).

Включаем трек и слушаем мидбас с сабом. Крутим задержку левого сабового канала до тех пор пока саб не начнет звучать не в затылок а перед вами (чем ниже настройка саба тем сложнее уловить движение звука. Это нужно учитывать что придется возможно повозиться). Сделали. Выставляем такую же задержку для правого канала саба и подключаем тюльпаны саба без всяких коннекторов как было.

Подключаем пищалки, включаем трек снова и слушаем при необходимости корректируя задержки. В полную полосу как правило звук чуть расползается из-за наложения звука между полосами в фазе и противофазе. Приходится корректировать. Теперь тыкаем папку 5 позиций для определения параметров получившихся звуковой сцены. Там в треках звучат инструменты разных диапазонов и тонов. Каждый трек озвучивает определенную точку на стекле. В правильно настроенной системе 1 набор звуков прозвучит ближе к левой кромке лобового, второй прямо перед вашими глазами, третий по центру стекла, четвертый перед пассажиром относительно вас и пятый около кромки правой стекла. Хорошей сценой считается если звуки все звучат на одном уровне по высоте и промежутки откуда звучит каждый набор примерно равны.

Да и еще звучать они должны на расстоянии лобового стекла от вас или за ним. Если вы достаточно четко закрыв глаза все это слышите значит ваше ухо обмануто хорошей системой). В завершение настройки ткните папку проверка) Там неплохая локализация звуков на мой взгляд. При этом желательно покрутить каждую задержку на два пункта больше и меньше и послушать. На музыкальном сигнале изменение задержки влияет не только на положение сцены но и на тональный баланс системы. Что-то в звуке накладывается и усиливается, а что-то ослабевает. Кроме того бывает такое, что при регулировке задержки звук прыгает по стеклу то выше то ниже. Вот опытным путем можно в итоге подобрать оптимальное положение. Ну вот собственно и все. В итоге возможно придется чуть перенастроить срезы динамиков для оптимального баланса громкостей и диапазонов.

Аналогичным образом проводится настройка и 2,5 и 3 полос с той лишь разницей, что в трехполоске серединку нужно поочередно отслушать и с мидом и с вч.

Отдельным абзацем упомяну СПЛ системы с поканальным звучанием. В таких системах поканалку организовывать дело вынужденое и необходимое. В таких системах фронт настолько мощный, что парой каналов усилка его просто не усилить. Приходится устанавливать отдельные усилители для вч, для сч, для мидов, а то и по нескольку. Соответственно процессорной магнитолой настроить весь этот сложный механизм гораздо проще в плане кроссоверов.

Но в принципе в спл системе вполне можно обойтись и безпроцевой магнитолой + активные кроссы. Просто зачем все усложнять когда есть вариант все в одном. Никакой речи о звуковой сцене в прямом смысле этого понятия в спл системе быть не может.

Читайте также: