Как ведет себя зимняя резина в дождь

Обновлено: 07.07.2024

Миф 1: Без зимних шин можно обойтись

Автомобильные шины эволюционируют параллельно со всеми другими элементами и узлами транспортных средств. Если ещё каких-то пару десятков лет назад сталь обладателем автомобиля, разменивающего 100 км/ч за 5–6 секунд, могли в буквальном смысле избранные, то сегодня приобрести намного более динамичное авто вроде электрокара Tesla, выполняющего то же упражнение за 2 секунды, может даже бабушка. Аналогичным образом развиваются и шины. В странах с холодным климатом вроде России представить себе зимнюю эксплуатацию автомобиля без специально предназначенных для этих условий шин уже невозможно, и в этом нет ничего плохого.

По теме

Миф 2: Мастерам – можно

В России до сих осталось немало адептов летней резины зимой. В основном это представители так называемой старой школы – водители советской закалки, – а также лица со сниженной социальной ответственностью.

Желание продолжать ездить зимой на летних шинах обусловлено несколькими факторами. Пожилые водители апеллируют к стародавним временам, когда ни о каких специализированных зимних шинах ни один советский человек и слыхом не слыхивал – и, мол, ничего, ездили и не бились.

По теме

Опыт и мастерство действительно играют не последнюю роль, но сравнивать старые шины с новыми абсолютно некорректно, как и прежние скорости с современными, как чистые заснеженные дороги и дороги, сдобренные реагентами. Ещё раз повторим: в зимних условиях современные летние покрышки не работают – совсем, никак. Многие из них давным-давно превратились в полуслики, встреча со снегом и льдом для них фатальна.

Летние шины действительно могут неплохо работать и зимой, но только в случае, когда они оказываются на совершенно сухом асфальте при околонулевой или плюсовой температуре. Не стоит забывать: погода переменчива, а заигрывание с безопасностью чревато.

Миф 3: Зимние шины – это дорого

По теме

В России принято считать, полный привод наделяет любой автомобиль недюжинными способностями: он, мол, до последнего цепляется за промёрзший асфальт и спасает своего обладателя на любой резине и в любых условиях. Звучит, конечно, красиво, но всё обстоит с точностью до наоборот.

По теме

Профильные эксперты и профессиональные автогонщики в один голос заявляют, что лучшие зимние шины – узкие шины. Дело в удельном давлении на единицу площади: чем оно больше, тем эффективнее резина цепляется за нестабильное зимнее покрытие в виде снега и льда. И наоборот: чем шире шина и меньше вес на единицу площади, тем раньше начинает скользить автомобиль и тем хуже он управляется зимой. Правда, перебарщивать с заужением тоже не стоит: в поворотах на снегу узкая покрышка может оказаться неэффективной.

Можно ли ездить летом на зимней резине без шипов? Нет, свойства зимней резины для не предполагают эксплуатацию в летний период. Если автовладелец не меняет колеса с приходом тепла, он подвергает авто быстрому износу и выходу из строя. Деление шин по сезонам возникло не на пустом месте, они отличаются составом и характеристиками.


Отличия зимних шин от летних

Компаунд

Покрышки для автомобильных колес изготавливаются на основе каучука. Этот компонент подвержен воздействию температур и может терять свою пластичность.

В зависимости от того, в какой период будут эксплуатировать шины, в них добавляют соответствующие химические элементы.

С повышением температуры воздуха и асфальта, у летних шин улучшается сцепление с дорогой. Зимняя же, наоборот, быстрее изнашивается и ухудшает свое качество в жару, поэтому производители колес создают оптимальный состав шин для каждого сезона.


Рисунок протектора

Для лучшего сцепления с дорогой в снежный период, рисунок протектора колес содержит глубокие и широкие каналы.

Для зимы состоит из крупных частей, но в то же время для водоотвода в период оттепели на них предусмотрено много мелких углублений. Для эффективного управления машиной на дороге, покрытой льдом или плотным слоем снега, в протектор встроены 54 острые кромки.


Маркировка шин

Маркировка зимних шин не может быть такой же, как и у летних покрышек, и наоборот. Это обусловлено тем, что зимние шины имеют более широкие канавки и шипы на протекторе, которые не так сильно подвержены износу, как летние.

Зимние покрышки имеют больший диаметр, за счет чего они требуют больше места для установки в колесных арках автомобиля.

Маркировка зимних шин обозначается символом снежинки, расположенным рядом с маркировкой ширины покрышки.


Зимняя резина имеет большую глубину рисунка, что обеспечивает хорошее сцепление с дорогой. Такое сезонное оборудование производится с ламелями, которые обеспечивают дополнительное сцепление с поверхностью дороги.


Летняя маркировка покрышек включает цифру в диапазоне от одного до девяти. Например, маркировка 185/65 R15 означает, что речь идет о покрышках для легковой машины, а рисунок имеет размерность 185 мм и 65 мм.

Почему нельзя ездить на зимней резине летом

У автовладельцев, пользующихся несезонными покрышками, зачастую возникают несколько проблем:

  • ускоряется износ колес;
  • ухудшается управляемость машины;
  • тормозной путь становится значительно больше;
  • повышается уровень шума и расход горючего;
  • возникает вероятность взрыва шины.


Чем отличается зимняя резина с шипами и без шипов

Законодательно, эксплуатация машины на зимних колесах без шипов летом не запрещена, но так ездить небезопасно. Водитель может поплатиться своим автомобилем или даже жизнью.

За отсутствие знака “Шипы”, при езде на шипованной резине в любое время года, штраф 500рублей.


Свойства резины, предназначенной для езды по снежным дорогам, в теплые месяцы имеют свои особенности:

  1. Даже при незначительном повышении температуры ухудшается торможение машины. Отличие тормозного пути составляют несколько метров. Авто на летних шинах на горячем асфальте лучше тормозит почти на 40%.
  2. Состав и рисунок протектора не предназначены для езды на горячем дорожном покрытии, поэтому шины прилипают к асфальту.
  3. В дождь водитель может потерять контроль над управлением из-за аквапланирования.


Что будет, если ездить летом на зимней резине без шипов

Управление автотранспортом на несезонных нешипованных колесах опасно. Ниже описано, как ведет себя зимняя резина летом.

Тормозной путь зимних шин летом

Уже при нагреве асфальта (более +10 градусов по Цельсию), машина на зимних шинах ухудшает свои показатели торможения. На высокой скорости разница при торможении составляет от 1,5 до 4 корпусов автомобиля. Большее расстояние, затраченное на тормозной путь, провоцирует аварию или наезд на пешехода.

Расход топлива на зимней резине летом

Расход горючего у машины с неподходящими покрышками возрастает на 15%. Так происходит из-за того, что состав резины не подходит для теплой погоды, она становится мягкой. Соответственно, на таких колесах авто не может свободно катиться и количество топлива, необходимого для эффективной езды, увеличивается.

Износ зимних шин летом

Технология изготовления покрышек для зимы направлена на то, чтобы в холодное время года резина не становилась твердой. Летом же такие шины, под воздействием температуры, перегреваются и их износ ускоряется.


Управляемость на зимних колёсах летом

На мягких колесах летом машина становится менее предсказуемой. При езде на скорости по горячему асфальту возможны заносы, нечеткое вхождение в повороты. Из-за несоответствия резины, колеса не так быстро отзываются на движение руля.

Опасность взрыва шин

При совпадении ряда факторов, колеса летом могут взорваться. Наиболее высока вероятность взрыва, если шины изношены или имеют серьезные повреждения, а также при езде на высокой скорости по горячему асфальту.


Уровень шума

Повышение уровня шума от зимней резины связано с рисунком протектора, более сложным и крупным. Поэтому на сухом горячем асфальте увеличивается показатель по сравнению с летними колесами.

Езда по лужам на зимней резине

Протектор зимних шин меньше рассчитан на предотвращение аквапланирования. Особенно сложно справляться с этим эффектом на высокой скорости. Поэтому летом лучше использовать рассчитанные на этот период шины.

Можно ли летом ездить на зимней резине по закону

Можно ли ездить на зимних колесах летом по правилам ГИБДД

Штраф за зимнюю резину с шипами летом

Можно ли пройти техосмотр на зимней резине летом

В случае, если техосмотр проводится летом на шипованной резине, в прохождении осмотра отказывают, так как колеса не соответствуют нормам техрегламента. Но на обычной зимней шине, с соответствующей нормам остатка рисунка протектора (4мм), пройти ТО можно.


Можно ли поставить авто на учет летом на зимней резине

Отзывы

Был бы нормальный доход, то понятное дело не экономил бы на резине, а так, когда денег кот наплакал, то обуваешь что есть.

Александр, 19 лет

Если изначально нормальная резина, а не ширпотреб, то и не заметишь особой разницы. Предпочитаю купить пусть дороже, но проверенную не одним годом качественную резину. Понятно, что на шипах не поедешь летом. А в целом, лучше всесезонные, чтобы нормально ездить в любую погоду.

Сергей, 52 лет

Всегда меняю колеса на лето и зиму. Мне не лень ради своей безопасности постоять на шиномонтаже. Да и не сказать, что это так уже и дорого, ведь они могут пару сезонов отслужить.

Игорь, 41 лет

20 ноября 2021 года автоблогер с полумиллионом подписчиков Саид Губденский погиб в ДТП на Кутузовском проспекте. Мы не будем искать виноватых и читать морали. Так совпало, что сегодня, 21 ноября — всемирный день памяти жертв ДТП. Кажется, это подходящий день, чтобы подумать, как добраться до дома живым.

И напомнить всем, кто еще не переобулся: ребят, пора.

Чем отличаются зимние и летние шины?

Что происходит с летними шинами при низкой температуре?

При температуре ближе к 0°С летняя резина начинает дубеть.

Шины теряют сцепление с дорогой и начинают катиться — будто они сделаны не из резины, а из гладкого, твердого пластика. Если машина сможет тронуться с места, то во время движения автомобиль, скорее всего, станет неуправляемым.

А если дорожное покрытие мокрое?

Если дорога буквально скользкая, сцепление — что логично — снижается.

Но если скорость достаточно высокая, а воды на дороге много, может начаться аквапланирование: под колесами образуется водная подушка, контакт с дорогой пропадет, и машина может не реагировать на управление. Тормозить при этом тоже нельзя: можно уйти в занос.

При чем здесь все это?

Летняя резина + температура около нуля + мокрый асфальт + осадки (сниженная видимость) + высокая скорость = гарантированная возможность не вернуться домой.

Шипованная резина на асфальте

Многие автовладельцы стремятся выбирать автопокрышки не только по доступному бюджету, но и по многим другим параметрам. Например, по результатам тестов, проводимых различными независимыми компаниями. Но некоторые из них делают одни и те же ошибки. Например, при выборе зимних покрышек они не обращают внимания на то, что в тестах была использована нешипованая или шипованная резина на асфальте.

Итак, многочисленные тесты показываются, что шипы на асфальте ведут себя намного лучше, чем раньше предполагали. Оказывается, что современные модели покрышек имеют достаточно жесткий сплав самих шипов и резиновой смеси. Из-за этого происходит более уверенное управление и торможение авто на сложных и прямых участках дороги.

Шипованная резина на сухом асфальте

Обкатка шипованной резины на сухом асфальте

Езда на шипованной резине по асфальту приводит к тому, что и сама резиновая смесь, и шипы снашиваются равномерно, поэтому они не стачиваются, не выпадают и не образуют пустоты. Также раньше было распространено мнение о том, что тормозной путь на шиповках гораздо больше, если использовать их на сухом дорожном покрытии.

На самом деле тормозной путь действительно будет больше, но только в том случае, если водить будет осуществлять такие действия юзом. А это неправильно ни для сухого покрытия, ни для льда, ни для снежной каши. Также шипованная резина на асфальте тормозной путь уменьшает, если были подобраны покрышки с правильными шипами. Они должны быть многофланцевые.

Разнообразные тесты показывают, что однофланцевые шипы ведут себя на всех покрытиях дороги даже хуже стандартных липучек. И об этом можно догадаться даже по цене автопокрышек с такими шипами. Поэтому лучше заплатить немного больше, и не бояться о собственной безопасности, чем сэкономить и ждать как должного неприятной ситуации на дороге.

Обкатка шипованной резины на асфальте

Обкатка шипованной резины на асфальте

В первую очередь необходимо разобраться, зачем вообще нужна обкатка. Водитель должен привыкнуть к покрышкам, используемым зимой, так как их поведение на дороге отличается от летних вариантов и адаптация в данном случае не помешает. Во-вторых, новые покрышки имеют специальную заводскую смазку, поэтому они достаточно скользкие. Необходимо время и небольшая притирка к дорожному покрытию, чтобы такая смазка сошла.

И еще один момент — это необходимость прикатать автошины, чтобы могли стать равномерно в гнезда и не вылетали при маневрах на экстремальных участках дороги и на поворотах. Обкатка шипованной резины на асфальте — это наиболее правильный вариант действий. Ведь можно спокойно пройти 300-500 км и не делать резких движений, обгонов, торможений. Причем не стоит дожидаться сильных холодов и гололедов.

Шипованная резина на мокром асфальте

Шипованная резина на мокром асфальте

При выборе автошин на зимний период необходимо учитывать условия, при которых они будут эксплуатироваться. Так, в условиях города шипованная резина на мокром асфальте будет вести себя намного хуже липучки, так как пятно контакта увеличивается, при высоких скоростях резко отмечается эффект аквапланирования, машину может заносить на поворотах и при сложных маневрах.

Если же управление автомобилем происходит аккуратно, безе резкой смены скоростей, то шипованые варианты хороших производителей вполне подойдут. Но в большей степени они подходят для гололеда или снега, который уже укатан на дорожном покрытии или только выпал. При этом температура воздуха может быть как нулевой, так и до -10 градусов. Если температура ниже, то одинаково хорошо себя показывают и шиповки, и липучки.

Скорость шипованной резины на асфальте

Скорость шипованной резины на сухом асфальте

Как ведет себя шипованная резина на асфальте и на льду — это понятно, но при этом необходимо учитывать не только тип дорожного покрытия и выпавшие осадки, но и манеру вождения, а также скоростной режим водителя. Это очень важные параметры, которые нельзя отбрасывать в сторону при выборе очередного комплекта обуви для своего авто.

На каждой современной покрышке обязательно указана скорость шипованной резины на асфальте. При этом значение представлено в допустимом максимальном значении, а не в качестве рекомендаций для любителей погонять на загородных трассах. Если стоит индекс Т, то это значит, что максимальная скорость составляет от 160 до 190 км/ч.

Но как ездить на шипованной резине по асфальту с такими скоростными режимами зимой — непонятно, ведь даже при скорости 100 км/ч водитель перестает чувствовать контроль на любом покрытии дороги, в том числе на сухом асфальте, льду или снежной каше. Именно поэтому лучше доверять здравому смыслу и собственной интуиции, чтобы обезопасить себя и других участников дорожного движения от любых непредвиденных ситуаций.


Вот и настал на большей части территории России зимний период времени, который принес и приносит ежегодно на дорогах нашей страны увеличение аварийных ситуаций и снижение средней скорости движения автотранспорта. К нашему сожалению, не все автомобилисты с наступлением зимы вовремя меняют летнюю резину на зимнюю. Причем многие из них прекрасно знают, что таким своим бездействием они игнорируя правила дорожного движения умышленно нарушают российское законодательство, ставя под угрозу не только свою безопасность, но и безопасность других участников дорожного движения. Такие горе автомобилисты не спешат переобуть свои автомобили и считают, что зимой можно легко и смело использовать ту же летнюю резину.

Мы не будем в нашем сегодняшнем материале пугать в очередной раз всех тех водителей, которые не меняют и еще не поменяли летнюю резину на зимнюю. По этому поводу на нашем тематическом ресурсе имеется в настоящий момент достаточно подобных материалов. А еще много такой информации по замене сезонной резины содержиться и в самой интернет сети.

Надеемся, что наш рассказ не покажется вам слишком скучным и замудреным. Так же мы со своей стороны считаем, что данный редакционный материал поможет убедить многих автомобилистов и заставит их в конце-то концов отказаться от использования летних шин в зимний период времени.


Многие наши автомобилисты предполагают, что летняя резина в основном отличается от зимней только лишь протектором. Отчасти это так, но не в совсем полной мере. Ведь протектор шин играет важное значение для сцепления с дорогой и как-раз в разное время года.

Но надо знать и о том, что сам протектор не является тем главным различием в летних и зимних шинах. Что же самое главное для автопокрышек — это в каком диапазоне температур они сохраняют свою эффективность и свои технические характеристики. Ведь наверное многие из вас знают, что летняя резина при низких температурах обычно становится очень жесткой. А вот почему так происходит, кто из вас господа может ответить.

Да, многие автомобилисты это знают, что все это происходит из-за разного наполнительного состава резины используемой в летних и зимних покрышках. Но мало кто из вас знает, какой на самом деле процесс происходит в летней резине на морозе, и тем более, мало кто понимает какой химический процесс происходит в зимних шинах при росте положительной температуры.

Мы попытаемся Вам сейчас это объяснить.

Для начала мы советуем Вам посмотреть видео-ролик зарубежного видеоблогера, который в традиционной для себя манере решил своим подписчикам научно объяснить и показать существующую разницу между летними и зимними шинами:

Включите субтитры и их перевод, если не знаете английского языка.

Отличия и различие между летними и зимними шинами


Зимние шины в отличии от летних на не теряют при морозе свою гибкость, а за счет особого химического состава содержащегося в резине позволяют поддерживать высокое сцепление с дорогой. Летние же шины действую иначе, они обеспечивают оптимальное сцепление с дорогой только при высоких температурах. Дело тут в следующем. При высоких температурах состав резины летних шин становится более липким и вязким.

Существуют, как вы знаете, и всесезонные шины. Это что-то среднее между летними и зимними шинами, которые тоже обеспечивают оптимальное сцепление с дорожной поверхностью при определенном диапазоне плюсовых и отрицательных температур. Но к большому сожалению, в мире сегодня нет ничего идеального. Поэтому так называемые всесезонные шины не могут обеспечить автомобилю то максимальное сцепление с дорогой при высоких положительных плюсовых и при слишком низких минусовых температурах.


Все мы наверно с вами знаем, что автомобильная резина была создана на основе каучука. Так дело обстоит и сейчас в наше время. Сам каучук представляет собой амфорный полимер, который в зависимости от температуры может находиться в трех состояниях, а именно:

  • - в стеклообразном
  • - в высокоэластичном
  • - в вязкотякучем

Вот к примеру, при температуре в -70 -72 градуса каучук переходит из аморфного состояния в кристаллическое (происходит кристаллизация). Правда сам этот процесс происходит не мгновенно, а постепенно. При такой низкой температуре каучук полностью теряет свою пластичность и переходит (так называемый фазовый переход) в стеклообразную массу.


Текучесть же натурального каучука начинает происходить при температуре плюс 180 - 200 градусов. Таким образом получается, чем выше температура окружающей среды, тем мягче и пластичней становится каучук.

Если же нагреть каучук до плюс 250 градусов, то он распадется на газообразные вещества и на жидкие продукты.

Как и другие полимеры каучук начинает менять свои химические свойства за счет фазового перехода к определенной температуре. Правда эти изменения происходят постепенно, то есть по мере снижения или увеличения температуры.

Что же такое температура фазового перехода резины? Отвечаем, - это температура, при которой молекулы резины перестают свободно двигаться, что в конечном счете приводит к уменьшению энергетических свойств самих молекул. Чем меньше двигаются молекулы резины, тем меньше они излучают тепла.

Из-за низких энергетических свойств молекул состав резины становится менее пластичным.

То есть, говоря простым и понятным всем языком, начинает происходить затвердевание или остеклование резины и поэтому уменьшается трение между самой резиной и дорожной поверхностью, что приводит естественно к уменьшению сцепления автомобиля с дорогой.


Вот что может произойти с летней резиной на морозе


Как вы уже знаете друзья, между летними и зимними шинами существует большая разница по химическому составу покрышек. Это сделано специально, чтобы каждая резина имела свой собственный фазовый температурный переход.

Летняя резина имеет не очень низкий температурный порог при котором молекулы резины начинают влиять на ее пластичность.

Вот например, молекулы резины в летних покрышках изменяют свои первоначальные свойства, что влияют на пластичность шин, уже при положительных плюсовых температурах примерно в диапазоне от 4 до 7 градусов.

Соответственно, чем выше будет температура, тем лучше обеспечивается сцепление с дорожным покрытием. Как вы уже поняли или догадались, что при отрицательных температурах эффективность летних покрышек существенно упадет и в первую очередь это произойдет из-за снижения пластичности резины (в резине начинается процесс стеклования), а во вторую очередь из-за уменьшения сцепления шины с дорогой.

Зимняя же резина наоборот, имеет низкий порог фазового перехода. Это позволяет ей сохранять максимальное сцепление с дорогой (благодаря большему трению с дорогой) даже при очень низких отрицательных температурах.

А знаете ли Вы друзья о том, что положительная температура может тоже также отрицательно влиять на резину. Дело в следующем,- по мере увеличения положительной температуры, резина, становясь пластичней начинает быстрее изнашиваться. Происходит это из-за увеличения сцепления с дорогой. То есть, при высоких положительных температурах сама по-себе резина просто-напросто становиться липкой.

Как вы уже поняли из выше нами сказанного, у зимних и летних шин разные точки температурного фазового перехода при увеличении положительной плюсовой температуры. Например, в зимних шинах фазовая температурная точка, где молекулы резины начинают свободно двигаться, находиться в положительном значении не далеко от 0 градусов.

Соответственно, при положительной плюсовой температуре на улице эта зимняя резина намного раньше становится слишком липкой, чем те же летние покрышки, которые имеют и содержат в себе совершенно другой полимерный состав.

В итоге получается, что при высоких положительных температурах зимняя резина будет изнашиваться быстрее, чем летняя.


Вот почему друзья невозможно создать и сделать универсальные шины, которые подошли бы для использования их в широком диапазоне действия, как при отрицательных так и при положительных температурах. Поэтому производители шин для каждого сезона используют свой химический состав резины, который обеспечивает покрышкам оптимальные характеристики в определенном диапазоне температур.

Кстати, надо заметить, что на этот диапазон температур не влияют даже внешние факторы. Например, при движении в дождь на летних шинах диапазон температур для оптимальных характеристик шин, как правило, не меняется.

Так же все мы с вами знаем, что летние шины обеспечивают более лучшее сцепление с дорогой при движении в дождь, и все благодаря своему специальному протектору, который позволяет отводить из-под колес лишнюю воду (влагу), что в свою очередь защищает в такой ситуации машину от аквапланирования.

Кроме всего прочего, протектор летних шин имеет особую конфигурацию, которая обеспечивает автомобилю определенное сцепление на скорости при прохождении им поворотов.


В общем и в целом задача этих летних шин обеспечить автомобилю максимальное сцепление с дорогой, как на сухом асфальте, так и на мокром шоссе.

К нашему сожалению зимние покрышки имеют уже другой протектор, который предназначен конкретно для движения по скользкой дорожной поверхности, по льду, а также и по снегу.

Кстате, новые зимние шины имеют более глубокий протектор по сравнению с теми же новыми летними шинами. Это необходимо им для более эффективного движения по снегу.

Благодаря глубине протектора зимние покрышки обеспечивают более лучшее сцепление на заснеженной поверхности, если их сравнивать с летними шинами, которые по своей сути имеют в отличии от летних шин неглубокий протектор.

И последнее. Многие зимние шины дополнительно оснащают еще и шипами или зигзагообразными канавками сверху протектора, делается это для лучшего сцепления автомобиля на льду. Например, поверхность специального протектора зимних шин обеспечивает лучший захват снега или льда.

Читайте также: