Как влияет превышение оптимальной для работы водителя температуры в салоне автомобиля

Обновлено: 04.07.2024

Санитарные нормы и правила устанавливают требования к факторам производственной среды, режимам труда и отдыха, санитарно-бытовому обеспечению, личной гигиене водителей автомобильного транспорта (далее – водитель), санитарному состоянию автомобильного транспорта (далее – автомобиль).

Действие санитарных норм и правил распространяется на водителей автомобилей, занятых внутриреспубликанскими и международными автомобильными перевозками пассажиров и багажа или автомобильными перевозками грузов общего назначения, за исключением грузов, перевозка которых регулируется Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением МЧС РБ от 08.12.2010 № 61.

Внимание! Санитарные нормы и правила вступили в силу 08.07.2013.

Кроме того, действие Санитарных норм и правил не распространяется на автомобили, предназначенные для эксплуатации в закрытых помещениях и подземных условиях, на автомобили, предназначенные для выполнения специальных технологических операций и оснащенные двигателями внутреннего сгорания, электродвигателями, экспериментальные и спортивные модели, автомобили физических лиц, эксплуатирующих их для собственных нужд.

Факторы производственной среды на рабочих местах

На рабочих местах водителей автомобилей должны обеспечиваться параметры факторов производственной среды в соответствии с Санитарными нормами и правилами и Гигиеническим нормативом.

Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха автомобиля должны обеспечивать:

- оптимальные или, при невозможности их достичь, допустимые значения параметров микроклимата не позднее, чем через 30 минут после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем в соответствии с требованиями Гигиенического норматива;

- организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха, обеспечивать перепад температуры воздуха по высоте, температуру ограждающих поверхностей в кабине водителя и салоне автомобиля.

ВАЖНО! Запрещается эксплуатация автомобилей с неисправными и (или) с не отрегулированными системами вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха, предусмотренными конструкцией транспортного средства, при отсутствии или изношенности предусмотренных технической документацией уплотнителей, ковриков и других средств, обеспечивающих герметичность кабины и салона (п.10 Санитарных норм и правил).

Для обеспечения параметров микроклимата на рабочем месте водителя кабина автомобиля должна быть оборудована средствами защиты от тепла, поступающего из моторного отсека, а также инсоляции.

Автомобили, предназначенные для эксплуатации в условиях карьеров, должны быть оборудованы эффективными средствами отвода и очистки отработавших газов от двигателей внутреннего сгорания для обеспечения в воздушной среде на рабочих местах водителей (воздух рабочей зоны) и в воздушной среде салонов вредных веществ в концентрациях, не превышающих допустимых значений (атмосферный воздух).

Требования, которым должна отвечать кабина водителя

Кабина автомобиля должна быть оборудована:

- устройством крепления аптечки первой медицинской помощи для оснащения транспортных средств;

- устройством для подвешивания верхней одежды;

- устройством для закрепления емкости (термоса) с водой.

Материалы, используемые для внутренней отделки кабины и салона автомобиля, не должны выделять в воздушную среду химические вещества в концентрациях, превышающих предельно допустимые.

ВАЖНО! Запрещается хранение и перевозка в кабине и салоне автомобиля смазочных материалов, технологических жидкостей, запасных частей, не предусмотренных технической документацией на автомобиль. В автомобилях-такси в багажном отделении запрещается хранение и перевозка смазочных материалов, технологических жидкостей, запасных частей, не предусмотренных технической документацией на автомобиль (п.34 Санитарных норм и правил).

Для исключения возможности загрязнения верхней одежды водителя, пассажиров, их багажа, кабина и салон автомобиля должны содержаться в чистоте. В автомобилях, предназначенных для перевозки пассажиров, курение запрещается, должны быть созданы необходимые условия для проведения регулярной чистки и уборки салона и багажного отделения по мере их загрязнения, обшивка салона и сидений не должны иметь механических повреждений и видимых загрязнений, воздух салона не должен иметь посторонних запахов.

В целях предотвращения возникновения и распространения сезонного подъема инфекционных заболеваний должны проводиться дезинфекционные мероприятия в салонах автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров.

Психофизиологические условия выполнения трудового процесса

Организация рабочего места водителя должна обеспечивать максимальное восприятие профессионально значимой информации во время движения автомобиля, поддержание удобной рабочей позы.

Компоновка органов управления должна обеспечивать возможность свободного доступа водителя ко всем устройствам и узлам автомобиля, подлежащим обслуживанию и контролю в процессе эксплуатации, а показатели тяжести и напряженности труда при работе с органами управления не должны превышать допустимых значений в соответствии с требованиями Санитарных норм и правил, устанавливающих гигиеническую классификацию условий труда.

Режим труда и отдыха водителей

Автомобильный перевозчик (наниматель) должен обеспечивать режимы труда и отдыха, направленные на снижение нервно-эмоционального напряжения и производственного утомления водителей (вводная гимнастика, физкультурная пауза, психологическая разгрузка, организация отдыха, пропаганда здорового образа жизни и другое).

Справочно: в отношении водителей автомобилей, занятых на международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов, применяются положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 года.

При продолжительности рейса более одной смены, администрацией автомобильного перевозчика должны сообщаться водителям места ночного отдыха, на постоянных маршрутах − места расположения организаций здравоохранения по маршруту следования.

Санитарно-бытовое обеспечение и личная гигиена водителей

Водители автомобилей должны проходить обязательные медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством РБ.

Все диспетчерские пункты автомобильного перевозчика должны быть обеспечены аптечками первой медицинской помощи.

ВАЖНО! Водители, не прошедшие в установленном законодательством порядке обязательные медицинские осмотры, а также предрейсовые и иные медицинские обследования, к работе не допускаются.

Выдача молока и горячего питания водителям

Администрация автомобильного перевозчика должна обеспечивать создание условий для горячего питания водителей путем работы объекта общественного питания и (или) оборудования мест для приема пищи с полным набором санитарно-бытовых помещений.

Условия труда водителей автомобилей при выполнении ремонтных работ должны соответствовать Санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования для организаций по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств.

Значения параметров микроклимата на рабочих местах водителей в кабинах автомобильного транспорта


Хорошо настроенная климатическая система ― инженерный шедевр. Учитываются даже такие нюансы, как используемая в то или иное время года одежда.

Парадокс заключается в том, что мощности отопителей и кондиционеров достигают 8–10 кВт, тогда как для поддержания комфортной температуры человеческого тела необходимо в 50–100 раз меньше. Дело в том, что основную энергию приходится тратить на нагрев или охлаждение самого автомобиля, в частности элементов интерьера. Около трети поверхности тела пассажира соприкасается с сиденьем ― именно поэтому подогрев или вентиляция (охлаждение) сидений при малых затратах энергии дают большой эффект. Но климатическая система в любом случае должна подавать в салон не менее пяти-десяти кубометров воздуха в минуту, в зависимости от размера машины.


Считается, что в салоне наиболее комфортна температура от 18 до 22 С°. Это среднее значение, потому что ближе к полу должно быть на пять-восемь градусов теплее, чем в области головы. Такова физиология. Не зря бабушка надевала вам в детстве тёплые носки: греть надо прежде всего ноги. А охлаждать летом эффективнее всего грудь, спину и руки. Поэтому при отоплении основной поток горячего воздуха должен быть направлен вниз, а холодный напор летом ― в центральные дефлекторы. Кстати, с их помощью наиболее эффективно остывает и задняя часть салона.


Компьютерные методы проектирования позволили сделать климатические системы эффективнее и тише в работе. Обратите внимание, как важен поток из передних дефлекторов в салоне кроссовера Skoda Kodiaq для задних пассажиров.

Раздельный климат-контроль ― безусловный плюс. Однако под одним и тем же названием скрываются системы разной степени совершенства. В бюджетных машинах можно индивидуально менять лишь температуру. Водитель, которому нужно разморозить боковые стёкла, неизбежно заберёт тепло от ног пассажиров. Продвинутые системы позволяют позонно управлять также направлением и интенсивностью обдува. И даже тонко настраивать разницу температур по слоям.


Даже простейшие автоматические системы имеют датчик солнечной радиации, потому что когда солнечный свет попадает на кожу, наше восприятие температуры меняется. В более дорогих автомобилях таких датчиков может быть несколько. А ещё инфракрасные сенсоры запотевания стёкол (лобового и передних боковых), качества воздуха, содержания углекислого газа в салоне, информация от навигационной системы, например, о тоннелях… Продвинутые системы оценивают температуру в разных местах внутри блока HVAC. В общем, температура в салоне на самом деле постоянно меняется ― но если климат-контроль настроен классно, мы этого не замечаем.


Существенную роль играет вытяжная вентиляция через клапаны, обычно расположенные в заднем бампере. Чем она эффективнее ― тем свежее воздух в салоне.

В большинстве автомобилей климат-контроли работают адекватнее, чем среднестатистический водитель, управляющий микроклиматом вручную. Я регулярно езжу в такси, и, по моим наблюдениям, лишь единицы шофёров понимают, что и как нужно делать. Самые распространённые ошибки ― подача горячего воздуха не в ноги, а вверх и полное отключение вентилятора. Недостаток воздухообмена и неправильное распределение температуры в салоне ― прямой путь к утомлению и той самой потере адекватного времени реакции. Смысла в выключении вентилятора ― ноль: климатическая система фактически перестаёт функционировать вовсе.


Климатические системы автопроизводители традиционно заказывают у специализированных поставщиков. Таких в мире с десяток. Справа ― испаритель кондиционера со встроенными в соты теплоаккумуляторами, для машин со старт-стопом.


В автомобиле светлого цвета температура после стоянки всегда на 8–15% ниже, чем в чёрном. Значит, энергозатрат на кондиционирование соответственно меньше.

Вообще, отапливать автомобиль проще не становится. Чем эффективнее и экологичнее оказываются современные двигатели, тем меньше тепла они отдают. Чтобы скорее протопить салон, приходится идти на хитрости ― играть опережением зажигания, использовать частичную рециркуляцию воздуха и более дорогие паяные радиаторы. Эффективны электрические догреватели, некогда применявшиеся только с холодными дизелями, а сейчас необходимые и для экономичных малообъёмных турбомоторов.

Опосредованное управление дефлекторами через дисплей ― скорее дизайнерская фишка, чем инженерная. Но до чего ж модная!


Porsche Taycan не имеют подвижных выходных элементов, а меняют направление и фокусировку потока воздуха благодаря заслонкам, спрятанным в глубине. ">

Дефлекторы электрокара Porsche Taycan не имеют подвижных выходных элементов, а меняют направление и фокусировку потока воздуха благодаря заслонкам, спрятанным в глубине.

Никита Гудков, 6 мая 2020 в 11:56. Фото фирм-производителей и из открытых источников

Труд водителя представляет собой сочетание физической и умственной работы и требует от него физической и психической выносливости и приспособляемости. Водители должны обладать здоровой психикой, безукоризненным здоровьем, и выносливостью.

Безошибочность управления автомобилем зависит не только от психофизиологических особенностей человека, но и от условий, в которых совершается процесс управления. К таким условиям следует отнести в первую очередь условия на рабочем месте водителя — в кабине автомобиля.

Большое влияние на работоспособность оказывает правильная посадка водителя за рулем автомобиля, которая определяет его спокойное положение в состоянии готовности. При правильной посадке водитель должен сидеть прямо, а его спина полностью прилегать к спинке сиденья, ноги должны легко доставать до педалей, а руки, лежащие на рулевом колесе, должны быть слегка согнуты в локтях. Такая посадка дает возможность принять наиболее естественное положение, не испытывать утомления от длительной поездки, а также обеспечивает максимальный обзор, требует наименьших усилий при работе рулевым колесом, педалями и рычагами.

Одежда водителя. Основное назначение одежды — поддерживать нормальную температуру тела и защищать его от пыли, грязи и механических повреждений кожи. Ткань одежды должна быть мягкой, эластичной, не вызывать раздражения кожи. Кроме того, одежда должна обеспечивать необходимый теплообмен между телом и окружающей средой.

Одежда не должна стеснять движения водителя при управлении автомобилем и нарушать нормальный теплообмен, а поясной ремень не препятствовать нормальному дыханию.

Обувь водителя должна быть с жесткой нескользящей подошвой и с широким невысоким каблуком (не более 2—3 см). В любое время года необходимо пользоваться хлопчатобумажными носками. Носки из синтетических материалов не впитывают пот и плохо предохраняют ноги от охлаждения.

Непригодна для работы резиновая обувь (кеды и др.), так как в ней нарушается вентиляция стопы, что приводит к повышению потливости, а иногда и к трещинам кожи.

Температура воздуха в кабине зависит от температуры окружающей среды, степени нагрева двигателя и обшивки, условий вентиляции. Наиболее благоприятная температура 18 — 20 °C. При слишком высокой температуре в кабине (25 °C и выше) значительно снижаются психофизиологические характеристики водителя, нарушаются функции центральной нервной системы, снижаются внимание, способность к сосредоточению, ослабляется чувство осторожности, увеличивается время реакции водителя, и он допускает больше ошибок. Развитию перегревания способствуют: высокая влажность воздуха, ограничивающая отдачу тепла; непроницаемая для влаги одежда, ожирение, усталость, перенесенные тяжелые болезни. В воздухе, насыщенном водяными парами, резко затрудняется теплоотдача путем испарения.

Пониженная температура воздуха вызывает усиленную отдачу тепла и сковывает движение рук и ног водителя, снижает быстроту и точность его движений, что может привести к ошибкам при управлении автомобилем.

Скорость движения потоков воздуха оказывает большое влияние на теплорегулирование организма. Человек начинает ощущать воздушные потоки при скорости движения воздуха 0,25 м/с. Увеличение скорости движения воздуха значительно увеличивает теплоотдачу с поверхности тела.

Большая относительная влажность воздуха при высокой температуре может быть причиной перегрева тела человека. В воздухе, насыщенном водяными парами, теплоотдача путем испарения невозможна или затруднена — пот стекает по коже, но охлаждающего эффекта не дает. Высокая влажность воздуха оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека также и при низкой температуре воздуха из-за повышенной теплоотдачи с поверхности тела. Нормальная влажность воздуха для большинства людей лежит в пределах от 30 до 70%.

Шум и вибрация могут оказывать неблагоприятные влияния на работоспособность человека. При движении автомобиля основным источником шума является: двигатель, силовая передача, шины и кузов.

Шум внутри легковых автомобилей находится в пределах норм на шумы, принятых для производственных рабочих мест. В кабинах грузовых автомобилей, особенно большой грузоподъемности, интенсивность шума превышает эти нормы и может достигать значительных величин.

Источники вибрации в автомобиле те же, что и шума. Ускорения, возникающие при вибрации, растут с увеличением скорости движения автомобиля, с ухудшением дороги, а также с уменьшением полезной нагрузки.

Под воздействием вибраций ухудшается зрительное восприятие, снижается внимание, замедляются реакции, понижается точность действий. Длительное воздействие на человека вибраций вызывает утомление, головную боль.

Воздух кабины автомобиля может содержать пары бензина и вредные примеси отработавших газов: углеводороды, окислы азота, угарный газ, что может привести к отравлению организма. Степень отравления и его проявления чрезвычайно разнообразны и зависят от концентрации угарного газа в воздухе и продолжительности воздействия его на организм водителя. Основными направлениями в борьбе с отравлениями являются: правильная регулировка двигателя; тщательная установка резиновых прокладок, закрывающих отверстия в полу кабины; повышение эффективности системы вентиляции. Повышенная концентрация паров топлива и вредных примесей отработавших газов в воздухе кабины сказывается на ухудшении работы органов зрения и слуха, нарушении координации движения, преждевременном наступлении усталости, появлении сонливости.

Профилактика утомления.

При усталости скорость движений водителя замедляется. Переход от одного движения к другому затруднен и требует больше времени. Это объясняется включающимися в рабочие приемы микропаузами. Действия водителя органами управления автомобилем замедляются. Усталость, особенно чрезмерную, следует предотвращать.

Профилактика утомления производится по нескольким направлениям. Основным из них являются: обеспечение оптимальных условий среды обитания в отношении микроклимата (температура, влажность, скорость потока воздуха); снижение шумов и вибраций, вредных химических примесей к воздуху; создание дополнительных удобств на рабочем месте; уменьшение усилий, требуемых в процессе управления автомобилем, упрощения процесса управления; рациональная организация труда и отдыха — все это предупреждает развитие утомления.

Режим труда и отдыха.

Главной задачей рациональной организации режима труда водителя является достижение и поддержание на протяжении всей рабочей смены высокой эффективности труда с сохранением здоровья водителя.

Внутрисменные регламентированные перерывы для отдыха должны устанавливаться с учетом тяжести и напряженности труда, видов перевозок и климато-географических условий среды движения. Рекомендуется первый перерыв устанавливать через 2-3 ч после начала работы на линии, во второй половине дня - не реже чем через каждые 2 ч продолжительностью по 10 мин. Длительность непрерывного пребывания за рулем рекомендуется ограничить 2 ч. Частота, организация и длительность внутрисменных перерывов устанавливается по согласованию с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих данное АТП, указывается в путевом листе и контролируется службой безопасности движения АТП.

Администрация автопредприятия обязана внедрять мероприятия, направленные на снижение нервно-психического напряжения и производственного утомления работающих (вводная гимнастика, физкультурная минутка, физкультурная пауза, психологическая разгрузка и др.).

Запрещается привлекать к сверхурочным работам и устанавливать продолжительность рабочей смены более 10 ч: водителям со стажем вождения автомобиля менее трех лет, в возрасте свыше 55 лет, часто и длительно болеющим (3 и более раза в году, длительность одного случая утраты трудоспособности 30 и более дней), допущенным медицинскими водительскими комиссиями к управлению автотранспортными средствами в виде исключения.

Создание сайта Екатеринбург — Медиасайт

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

"Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области"

Адрес: 620078, г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 3

Чем ниже температура за окном, тем медленнее прогревается салон автомобиля. Специалисты дали рекомендации, как за короткий промежуток времени создать комфортную атмосферу внутри машины.

Рециркуляция

Режим рециркуляции активируется механическим рычажком или электронной кнопкой. Эта функция переводит забор воздуха с улицы на внутренний (из салона). Прогревать воздух, сосредоточенный внутри автомобиля, намного проще, чем ледяной воздух с улицы.

Алгоритм вентилятора

Дополнительная нагрузка от гидротрансформатора

Если автомобиль оснащен "автоматом" или вариатором, в первые минуты работы силового агрегата следует перевести селектор коробки в режим D или R, после чего затянуть ручник и/или нажать педаль тормоза. В этом случае двигатель прогреется быстрее из-за дополнительной нагрузки от гидротрансформатора, пишет "Российская газета".

Не стоять на месте

Если машина оснащена малообъемным бензиновым турбомотором или турбодизелем и при этом в конструкции нет автономного подогревателя, нет смысла греть мотор, стоя на месте дольше двух минут.

Алгоритм действий должен быть следующим: дать двигателю поработать пару минут на холостых оборотах, а затем начать медленное движение. Важно следить за тем, чтобы стрелка тахометра не превышала отметку в 2000-2500 оборотов в минуту. Двигаться следует плавно, не превышая в первые минуты скорость 40-50 км/ч.

Приспособления

Для того чтобы сократить время прогрева салона, некоторые автоэксперты советуют устанавливать перед решеткой радиатора картонку (перекрывает поступление холодного воздуха под капот). Разумным решением будет и установка портативных автомобильных тепловентиляторов или автономного воздушного обогревателя.

Ранее автоэксперт рассказал, как "утеплить" автомобиль. В частности, он дал совет, как прогревать машину.

Читайте также: