Как выглядит танк пантера внутри

Обновлено: 04.07.2024

Подлежал замене и прицел — вместо бинокулярного TZF 12, стоявшего на модели Ausf.D, предполагалось использовать монокулярный TZF 12а. Это повлекло за собой уменьшение угла вертикальной наводки орудия до +18 градусов (против 20 на Ausf.D).

Вид на механизм отбора мощности (от карданного вала двигателя) для вращения башни. Слева и справа расположены аккумуляторные батареи, над днищем танка видны торсионы (ВШ).

Вид на механизм отбора мощности (от карданного вала двигателя) для вращения башни. Слева и справа расположены аккумуляторные батареи, над днищем танка видны торсионы (ВШ).

Впоследствии в серию пошли орудийные маски с одним отверстием для монтажа TZF 12a.

В августе 1943 года бронекорпусные заводы отказались от цементации лобовых листов корпуса, но при этом продолжали производство цементованных 40-мм бортовых листов. От цементации последних окончательно отказались лишь в начале 1944 года.

Однако в результате установки такой системы возникли проблемы с охлаждением левого выхлопного патрубка на кормовом листе — он стал перегреваться.

Для устранения этой проблемы с января 1944 года параллельно левой выхлопной трубе устанавливались две дополнительные трубки меньшего диаметра, которые монтировались в отверстия бронекожуха на уровне их основания. Внутри эти трубки соединялись с листовым металлическим кожухом, окружающим левый выхлопной коллектор, восстанавливая, таким образом, путь охлаждающего воздуха за левым коллектором. В результате этот воздух выбрасывался наружу через две дополнительные трубки.


Так, на танках модификации Ausf.А использовалось два варианта броневой крышки, закрывавшей вентиляционное отверстие в крыше корпуса над трансмиссией (под стопором пушки) — большего и меньшего диаметра.

На люки механика-водителя и стрелка-радиста добавили второй стопор с рукояткой изнутри.

— Устранение проблем в механизмах поворота, выпуск которых с августа 1942 года вела компания Henschel (MAN присоединилась к их производству в феврале — марте 1943 года).

Всего для реализации этих программ по ремонту и модернизации, по заявлению фирмы MAN, она поставила 730 208 узлов и деталей общей массой примерно 476 тонн. На их изготовление ушло 183 000 человеко-часов — это было эквивалентно 130 опытным рабочим, работавшим непрерывно в течение пяти месяцев.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.



Прототип VK 3002(DB).



Монтаж гусениц в заводском цехе.

По бортам башни крепились мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.


К характерным особенностям машин серии D (официально D2) относится отсутствие шаровой установки курсового пулемёта (он размещался внутри танка и только для стрельбы вставлялся в узкую вертикальную щель, закрывавшуюся откидной крышкой), а также наличие в левом борту башни круглого лючка для выброса стреляных гильз и бойниц для стрельбы из личного оружия в бортах и корме башни.









В течение 1944 года изготавливалось и испытывалось несколько прототипов. Проектирование закончилось лишь в январе 1945 года.

В итоге толщина брони башни составляла: лоб — 100 мм, борт и корма — 50, крыша — 30. В лобовом листе всё ещё сохранялась амбразура для телескопического прицела TZF 13. В окончательном варианте лобовая броня увеличилась до 120 мм, бортовая — до 60, а броня крыши — до 40. Устанавливался новый стабилизированный перископический прицел TZF 1 и стереоскопический дальномер фирмы Zeiss. Дальномер с базой 1320 мм и 15-кратным увеличением располагался в передней части башни, по бортам которой имелись броневые колпаки для его окуляров. Предусматривалась и установка прибора ночного видения FG 1250.


Новшества не обошли и вооружение танка. И если пушка осталась прежней и была лишь модернизирована на заводах ?koda — она лишилась дульного тормоза и получила индекс KwK 44/1, то башенный пулемёт MG 34 заменили на MG 42. Вместо курсового пулемёта устанавливался автомат МР 44. Монтаж вооружения в башне осуществлялся на заводах Krupp и ?koda.

Изменения затронули не только башню, но и корпус. Толщину крыши увеличили с 17 до 25 мм, изменили люки водителя и стрелка-радиста.

Испытывались и два новых двигателя: Deutz Т8М118 мощностью 700 л.с. (515 кВт) и Maybach HL 234 с непосредственным впрыском топлива и мощностью 850 л.с. (625 кВт).





Заказ на БРЭМ выдали 7 мая 1943 года, а уже месяц спустя фирма MAN начала выпуск шасси Ausf D, предназначенных для неё. Первая партия БРЭМ (46 машин) не имела крана и лебёдки, но уже очень скоро на заводе Henschel в Касселе были разработаны и изготовлены кран и лебёдка с тяговым усилием 40 т и длиной троса 150 м. Отбор мощности производился от двигателя танка, в кормовой части которого имелись два откидных упора-сошника, предназначенных для удержания машины на месте при работе лебёдки. Во время буксировки последняя блокировалась. Башню заменили на грузовую платформу для перевозки запасных частей или демонтированных агрегатов.


БРЭМ, выпущенные на шасси Ausf А и Ausf G, имели увеличенные топливные баки. На верхнем лобовом листе корпуса устанавливался кронштейн для 20-мм пушки KwK 38, прикрытой щитом толщиной 10–15 мм.

В передней части БРЭМ имели два упора с вкладками из твёрдого дерева — для толкания более узких машин.



Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanther.

1 марта 1944 года на полигоне Бад Берка Bergepanther была продемонстрирована генеральному инспектору танковых войск генерал-полковнику Г. Гудериану. 7 апреля Гитлер отдал приказание об ежемесячном производстве 20 машин. Впрочем, реальный выпуск составил в апреле 13 машин, в мае — 18, в июне — 20, а в июле — только 10. Всего же заводские цехи покинули 347 Bergepanther (в зарубежной литературе встречается и другая цифра — 297).




Размещение антенн на командирских танках.


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

История создания

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Экранированные танки Т-28 проходят по Красной площади. Москва, 7 ноября 1940 года.В конце 20-х годов наиболее активно танкостроение развивалось в трёх странах — в Великобритании, Германии и Франции. При этом английские фирмы вели работы широким фронтом,

История создания

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ До наших дней сохранились только четыре экземпляра легкого танка LT vz.35 — в Сербии, Болгарии, Румынии и США. В наихудшем состоянии находится машина из военного музея в Софии — у нее полностью отсутствует вооружение, в наилучшем — танк в Военном музее на

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Танк Pz.38 (t) Ausf.S, находящийся в музее Словацкого национального восстания в г. Баньска-Быстрица.23 октября 1937 года в министерстве обороны Чехословакии состоялось совещание с участием представителей министерства, генерального штаба, Военного института

История создания

История создания

История создания Разработка боевой машины пехоты началась в СССР в 1960 г. К тому времени в достаточной степени были отработаны не только гусеничные, но и колесные варианты вездеходного шасси. Кроме того, в пользу колесного варианта говорила высокая оперативная

История создания

История создания В 70-е годы развернулись работы по созданию машины в развитие БМП-1 – предполагалось внести изменения в комплекс вооружения и размещение экипажа БМП.Упор делался на возможность поражения равных себе машин, легких оборонительных сооружений, живой силы

История создания

История создания Заживо сгоревшим в танках посвящается. Танк ИС-2 из 7-й гвардейской тяжелой танковой бригады у Бранденбургских ворот. Берлин, май 1945 года.Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13: первый танк

История создания

История создания

История создания

История создания Единственным средним танком, принятым на вооружение армией США между двумя мировыми войнами, был М2. Эта ничем не выдающаяся боевая машина, тем не менее, стала этапной для американского танкостроения. В отличие от всех предшествовавших образцов, главным

История создания

История создания В январе 1933 года харьковский завод № 183 получил задание на разработку новой машины, в которой предполагалось устранить все недостатки предшественников—БТ-2 и БТ-5. Тактико-техническими условиями на новый танк предусматривалась установка на нем

Су-27 история создания

Су-27 история создания

Су-27 история создания Фото и СтадникаБоевая живучестьЕще в период создания боевых самолетов Су-2 и Су-6 в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны ОКБ П.О. Сухого накопило значительный опыт работ по обеспечению боевой живучести (БЖ) самолетов от огня

Су-27 история создания

Су-27 история создания ПрочностьПри проектировании самолета Су-27 ОКБ П.О. Сухого впервые столкнулось с интегральной компоновкой самолета, в которой несущими свойствами обладало не только крыло, но и фюзеляж. Это наложило определенные условия на конструктивносиловую

Модель танка Pz.IV Ausf. H

Танки

Pz.Kpfw. V Panther

Немецкий танк Pz.Kpfw. V Panther, ставший экспонатом музея в Кубинке

История создания

Германия вступила во Вторую мировую войну, имея на вооружении только лёгкие и средние танки. Все они даже по меркам 30-х годов были слабо бронированы и плохо вооружены. В частности, самый мощный на тот момент танк вермахта Panzerkampfwagen.IV Ausf.C обладал лобовой бронёй толщиной не более 30 миллиметров и короткоствольной 75-мм пушкой, пригодной только для решения задач по сопровождению пехоты.

И всё же отдельные эпизоды столкновений с французскими тяжелыми танками произвели на немецкое командование сухопутных войск определённое впечатление, что привело к активизации работ по проектированию новой бронетехники. Впрочем, разработки проводились неспешно. Будущие тяжелые танки предполагалось использовать для прорыва мощных оборонительных линий после вторжения на Британские острова.

Эти планы были довольно смутными, поскольку главной целью вермахта сразу после разгрома Франции стал СССР. К возможностям советской оборонной промышленности и вооружению Красной Армии немецкое военное командование относилось довольно пренебрежительно, особенно после Советско-Финляндской войны зимой 1939-1940 года. Как ни странно, даже донесения разведки о появлении советского КВ ничего не изменили.

Конечно, нельзя сказать, что в Германии в этот период ничего не делалось для повышения боеспособности танковых войск. Продолжалось совершенствование имеющихся моделей боевой техники – появились такие её образцы, как Pz.Kpfw.III Ausf.H и Pz.Kpfw.IV Ausf.F с улучшенным вооружением и усиленной бронёй. Кроме того, компания Henschel продолжала разработку нового среднего танка, вес которого должен был составить 30 тонн – то есть больше, чем у любой из имеющихся моделей. Все эти меры, однако, оказались недостаточными.

Танк Т-34

Советский средний танк Т-34, подбитый в начале Великой Отечественной войны

Даже в сентябре 1941 года Г. Гудериан, упоминая в одном из своих донесений про Т-34, отозвался об этом танке крайне пренебрежительно.

Сегодня вполне понятно, что успех 4-й танковой бригады М.Е. Катукова был обусловлен грамотной тактикой ведения боя и ошибками, допущенными противником, а вовсе не чудодейственными качествами Т-34. Тем не менее нельзя сказать, что инициатива Гудериана не несла в себе ничего рационального. Вермахт действительно нуждался в новом среднем танке с противоснарядным бронированием и мощной пушкой.

Комиссия, в состав которой вошли представители ряда немецких машиностроительных компаний, офицеры из управления вооружений вермахта и конструкторы, рассмотрела несколько вариантов решения проблемы, обозначенной Гудерианом:

  1. Модернизация стоящих на вооружении танков Pz.III и Pz.IV до уровня, позволяющего сравниться или превзойти Т-34;
  2. Буквальное копирование советского среднего танка;
  3. Создание принципиально новой модели боевой машины.

Прототип VK 30.01 (H)

Современная модель прототипа VK 30.01 (H)

Техническое задание предполагало, что этот танк будет обладать следующими основными характеристиками:

Масса 35 тонн
Максимальная скорость по шоссе 55 км/ч
Минимальная толщина брони 40 мм
Мощность двигателя Не менее 650 л.с.
Ширина Не более 3,15 м
Высота Не более 2,99 м

23 января 1942 года Гитлеру были продемонстрированы два альтернативных проекта нового среднего танка. Изучив их, фюрер отдал предпочтение варианту, предложенному компанией Daimler-Benz. В феврале эта фирма приступила к изготовлению прототипа боевой машины, получившему обозначение VK 30.02(DB). В конце этого же месяца А. Шпеер, рейхсминистр вооружений, сменивший на этом посту погибшего в авиакатастрофе Ф. Тодта, получил от Гитлера распоряжение об оформлении заказа на постройку первой серийной партии из двухсот новых средних танков.

Прототип VK30.02 (DB)

Модель прототипа VK30.02 (DB). Построена в соответствии с поздним вариантом – использована шахматная схема расположения опорных катков

Кроме того, проект, разработанный компанией MAN, не предусматривал прорезание боковых эвакуационных люков в корпусе машины, что также оценивалось положительно, поскольку любые проёмы ослабляли прочность брони.

Проекция башни Pz.Kpfw. V Ausf. D1

Боковая проекция башни Pz.Kpfw. V Ausf. D1. Хорошо заметна выступающая вбок командирская башенка

Pz.Kpfw. V Ausf. D2

Pz.Kpfw. V Ausf. D2. Один из ранних танков. Вертикальная щель на передней лобовой детали корпуса предназначена для курсового пулемета

Особенности классификации

Танк КВ-1

Танк КВ-1 считался в СССР тяжелым, несмотря на то, что эта машина вооружалась сравнительно слабым орудием калибра 76,2 мм

Танк M26 Pershing

Американский танк M26 Pershing. Соответствовал как советским, так и немецким представлениям о тяжелых танках

Танк, предлагавшийся компанией Daimler-Benz, был более простым и компактным, так что не исключено, что комиссия рейхсминистерства вооружений всё-таки допустила ошибку, отказавшись от него.

Корпус

Броня, прикрывающая корму, также имеет толщину в 40 миллиметров. Угол наклона заднего листа – 30 градусов.

Отделение управления

Кроме того, в этой части боевой машины устанавливалось следующее оборудование:

  • Механизм поворота;
  • Главный фрикцион;
  • Органы управления;
  • Контрольные приборы;
  • Радиостанция.

Боевое отделение и башня

  • Сиденья командира танка, наводчика и заряжающего;
  • Механизмы наводки пушки по горизонтали и вертикали;
  • Приборы для прицеливания и обзора окружающего пространства;
  • Основное вооружение (пушка и спаренный с ней пулемет).

Наименее защищенной частью башни являлась крыша. Толщина её на машинах позднего выпуска увеличили до 30 мм, изначально же этот параметр не превышал 17 мм. Необходимо также отметить, что неравномерность распределения броневой защиты привела к тому, что башня стала неуравновешенной, с перевесом на нос. Из-за этого маховик ручного поворота мог действовать только при движении танка по ровной горизонтальной поверхности. Даже незначительный крен в 5 градусов делал невозможным использование этого устройства, так что оставалось полагаться только на гидравлический привод.

Нижняя часть боевого отделения образовывалась корпусом танка. Здесь находился боекомплект. Выстрелы к орудию размещались в специальных нишах и были неплохо защищены. В самом низу, на днище, монтировался компрессор и два насоса – один водяной, а другой для гидравлического привода, при помощи которого поворачивалась башня.

Силовая установка и трансмиссия

Чтобы исключить перегрев двигателя, на танке устанавливались мощные боковые вентиляторы. Имелась также система подогрева, облегчавшая запуск в холодное время года. Конструкция моторного отделения обеспечивала его герметичность и непроницаемость для воды.

В качестве горючего использовался этилированный бензин. Минимально допустимое октановое число – 74. На борту танка размещалось до 730 литров топлива в пяти отдельных емкостях.

Главной частью трансмиссии являлась семиступенчатая КПП. Она оборудовалась синхронизаторами для всех передач, кроме первой. При этом для упрощения сборочных работ при изготовлении танка КПП и механизм поворота были сделаны, как единый агрегат, соединенный с бортовыми передачами при помощи поперечных валов. Такое решение действительно в значительной степени способствовало наращиванию массового производства, однако расплатой за это преимущество стало существенное усложнение демонтажа элементов трансмиссии при выполнении ремонтных работ.

Ходовая часть

Приборы наблюдения и прицелы

Наведение орудия на цель осуществлялось при помощи бинокулярного прицела TZF-12 или монокулярного TZF-12A. Поле зрения первого из них составляло 30 градусов, кратность увеличения – 2,5. У TZF-12A имелась возможность переключиться на кратность увеличения 5. Поле зрения при этом сужалось до 15 градусов. Отдельный прицел имелся также в шаровой установке курсового пулемета.

Вооружение танка

Пушка

Главной частью вооружения Pz. Kpfw V являлось семидесятимиллиметровое орудие KwK 42 с длиной ствола в 70 калибров. Изготавливали его в Дюссельдорфе, на одном из предприятий, входящих в концерн Rheinmetall. Литая маска пушки достигала в толщину ста миллиметров. Тактико-технические характеристики орудия выглядят следующим образом:

Длина (с дульным тормозом) 5,535 м
Масса установки 2,65 тонны
Диапазон углов вертикальной наводки От -8 до 18 градусов
Масса выстрела с осколочно-фугасным снарядом 11,4 кг
Масса выстрела с бронебойным калиберным снарядом 14,3 кг
Масса выстрела с подкалиберным бронебойным снарядом 11, 55
Бронепробиваемость калиберным снарядом 111 мм на дистанции в 1000 метров
Бронепробиваемость подкалиберным снарядом 150 мм на дистанции в 1000 метров

Пулеметное вооружение

Танковый пулемет MG 34

Танковая версия единого пулемета MG 34

Предусматривалась также возможность установки зенитного пулемета MG 34 или MG 42 на командирской башенке. Общее количество патронов составляло от 4800 до 5100 штук в зависимости от модификации танка.

В тыльной части башни, справа от центральной оси, располагалась небольшая мортирка (гранатомет) калибром 26 мм. Она могла стрелять осколочными, осколочно-зажигательными и дымовыми снарядами. Это оружие являлось вспомогательными и применять его следовало в ближнем бою. Прицельные приспособления отсутствовали. Боекомплект состоял из 56 гранат различных типов.

Тактико-технические данные Pz.Kpfw V

Масса танка 44 800 кг
Длина 8,85 м
Высота 2,91 м
Ширина 3,43 м
Клиренс 0,54 м
Толщина лобовой брони 85 мм
Толщина бортовой брони 40 мм
Толщина лба башни 100 мм
Скорость движения по шоссе До 46 км/ч
Скорость движения по пересеченной местности 18,6 км/ч
Запас хода по шоссе До 200 км
Запас хода по пересеченной местности До 100 км

Танк Pz.Kpfw V строился в следующих серийных модификациях:

Командирский вариант танка делался на базе модификации Pz.V Ausf.D2. Его главным отличием стало связное оборудование, максимальная дальность действия которого составляла 80 километров. Чтобы разместить в машине дополнительные радиостанции, пришлось пожертвовать частью возимого боекомплекта.

Планировалось также производство еще одной модификации, Ausf. F. Такие танки должны были оснащаться новыми башнями. Лобовое бронирование увеличивалось до 120 миллиметров, в то время как геометрические размеры башни, разработанной компанией Daimler-Benz и получившей название Schmalturm 605, наоборот, уменьшались.

Семейство боевых машин на базе Pz.Kpfw V

Из неосуществленных проектов машин на базе Pz.V упоминания заслуживает зенитная самоходная установка, вооруженная скорострельными малокалиберными пушками, САУ с орудием калибра 150 мм и узкоспециализированный танк, который предназначался для корректировщиков и артиллерийских наблюдателей (как утверждается в ряде источников, несколько таких машин всё-таки было изготовлено).

Боевое применение танка

Столь неблагоприятные показатели едва ли удастся объяснить, изучая одни только тактико-технические характеристики Pz.V и советских танков, как это делают многие авторы. Чтобы понять причины столь высоких потерь, следует обратиться к опыту боевого применения этих немецких танков на Западном фронте.

Как тут не вспомнить об огромных потерях советских КВ и Т-34 в 1941-м году, когда эти машины зачастую оставались не у дел из-за поломок или отсутствия горючего. В 1944-м году стороны поменялись местами, и никакие, даже самые выдающиеся характеристики брони и вооружения немецких танков уже не могли ничего спасти.

Преимущества, недостатки и общая оценка танка Pz.Kpfw V

Pz.Kpfw. V Ausf. A

Танк Pz.Kpfw. V Ausf. A. Корпус покрыт циммеритом – составом, защищающим от магнитных мин

Перечень наиболее очевидных недостатков Pz.Kpfw V таков:

Читайте также: