Как выглядят тормоза на велосипеде на заднем колесе

Обновлено: 30.06.2024

Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

пятница, 14 февраля 2020 г.

Велосипедный тормоз

Велосипедный тормоз - это устройство, позволяющее велосипеду снижать скорость и останавливаться.

В разное время на велосипедах использовались различные типы тормозов, которые можно свести к трем классам: ободные, дисковые и барабанные. В свою очередь, привод тормозов может быть механическим или гидравлическим.

Виды приводов тормозов

Механический привод тормоза велосипеда

При механическом тормозе усилие передается с помощью тросового привода или цепи велосипеда (вращением педалей назад).

Тросовый привод представляет собой стальной трос с бобышкой на одном конце и наконечником на другом, скользящий внутри рубашки со спиральной намоткой проволоки. При нажатии на ручку трос передает усилие на рычаг (или рачаги) тормоза, что вызывает прижатие колодок к тормозной поверхности.

  • простота, надежность и дешевизна конструкции
  • дегкость ремонта в полевых условиях
  • мощность ограничена растяжением троса
  • необходимость регулярной подстройки по мере износа колодок и растягивания троса
  • чувствительность к загрязнению тросов, что приводит к ржавлению тросов и, соответственно, ухудшению работы тормозов вплоть до отказа. Кроме того, зимой грязь и вода в рубашках может замерзнуть.
  • со временем пластиковая трубочка внутри рубашек протирается и качество работы падает. Поэтому тросы и рубашки рекомендуется менять во время сезонного технического обслуживания. Смазка тросов в таком случае не требуется, поскольку временно улучшая работу, она в будущем способствует еще большему загрязнению и замерзанию рубашек.

Гидравлический привод тормоза велосипеда

Гидравлический привод тормозов основан на передаче давления от тормозной ручки на тормозные колодки с помощью тормозной жидкости или специального масла для гидроприводов.

Велосипедный тормоз

Принцип работы гидравлического привода (открытая система) показан на рисунке ниже.

Давление от тормозной ручки передается через шток на поршень с манжетами, далее — на тормозную жидкость (или масло), которая в свою очередь передает давление на поршни с колодками, сжимающие тормозной диск (или обод колеса). В открытой системе компенсация расширения-сжатия жидкости и износа колодок происходит за счет жидкости, содержащейся в расширительном бачке, поэтому положение колодок остается постоянным (автоподвод колодок).

  • высокая мощность (поскольку жидкость не сжимаема, а трос может растягиваться)
  • не требуется регулярное обслуживание
  • автоподвод колодок — не нужна подстройка по мере износа
  • сложность и дороговизна конструкции
  • практическая невозможность ремонта в полевых условиях
  • требуется более или менее частая прокачка системы

Ободные велосипедные тормоза

У ободных тормозов усилие торможения передается на обод колеса с помощью 2 колодок, прижимаемых к ободу рычагами, приводимыми, в свою очередь, мускульной силой велосипедиста через тросовый привод или гидравлически.

В ободных тормозах используется 2 вида колодок: обычные и картриджные. Различие в том, что картриджная колодка может быть разобрана на составные части и при износе не требуется покупать колодку целиком, достаточно заменить накладку.

  • малая нагрузка на втулку и спицевой набор.
  • простота конструкции, обслуживания и ремонта.
  • унификация конструкции: ручки, тормоза и колодки разных фирм совместимы между собой.
  • легкость в совмещении с багажником.
  • дешевые колодки.
  • малый вес.
  • у хороших вибрейков — высокая мощность.
  • низкая цена.
  • высокая подверженность загрязнению и обледенению механизма;
  • плохое торможение, когда ободья мокрые и грязные;
  • отсутствие торможения по обледенелым ободьям;
  • чувствительность к восьмеркам на ободьях;
  • относительно быстрый износ колодок;
  • износ ободьев, опасность их перегрева в горах;
  • необходимость регулярной подстройки.

Дисковые велосипедные тормоза

У дисковых велосипедных тормозов усилие передается на тормозной диск (обычно называемый ротором), жестко закрепленный на втулке колеса. Тормозная машинка (калипер) крепится на вилке или на раме и содержит в себе 2 колодки, прижимающимися к ротору одним или несколькими поршнями. Такие тормоза требуют наличия втулок с крепежом для роторов, а также креплений на раме и вилке.

  • сложности в совмещении с багажником
  • высокая стоимость тормозов и колодок
  • высокая нагрузка на втулку, вилку и спицы колеса
  • совместимость по запчастям (гидр.) и колодкам только с моделями того же производителя (или вообще, только с самими собой).
  • относительно большой вес (мех.)
  • плохая модуляция (мех.)

Барабанные велосипедные тормоза

Весь механизм тормозов находится внутри втулки колеса. Торможение производится путем нажатия педалей назад. Используются на недорогих городских велосипедах, привычны для ездивших на советских велосипедах.


Иногда барабанные тормоза ставятся в сочетании с передним ободным тормозом. Это очень удачная и надежная комбинация, использующая преимущества их обоих и компенсирующая недостатки друг друга.

Барабанные тормоза наиболее эффективны, когда педали находятся в горизонтальном положении и велосипедист начинает, слегка нажимая ногой, потихоньку притормаживать. Если ситуация на дороге становится экстремальной - позволят остановить несущийся велосипед с минимальным тормозным путем.

  • весь тормозной механизм находится внутри втулки заднего или переднего колеса.
  • обслуживания практически ни какого не нужно – служат весь срок жизни велосипеда.
  • Не подвержены никаким погодным и механическим воздействиям, работают "и в дождь и в зной", в любой грязи и на любой "восьмерке", зимой и летом.
  • не боятся падений и ударов
  • для их установки нужны специальные втулки и на заднем колесе работают только на односкоростных велосипедах
  • при вертикально расположенных педалях неудобно пользоваться. В результате приходится тратить драгоценные мгновения, чтобы привести их в действие. Иногда это критически важно. Хотя опытные велосипедисты при езде всегда держат педали либо горизонтально, либо одну выше другой, но не вертикально. Это дает возможность в нужный момент сразу начать тормозить или прибавить скорости.
  • если цепь слетает со звездочки – тормоза уже не работают. Правда эту проблема, как и вертикально расположенные педали, решается установкой на переднее колесо дублирующих тормозов. Обычно это V-brake.
  • иногда еще в качестве недостатков говорят, что они имеют больший вес, чем вибрейки, втулка и спицы испытывают при торможении более значительные нагрузки, чем на дисковых и вибрейках, а при длительном торможении сильно нагреваются. Однако, для городских и дорожных велосипедов, на которых устанавливают барабанные тормоза, это не имеет никакого решающего значения.

Роллерные велосипедные тормоза

Инженеры компании Shimano решили сконструировать тормоза, сочетающие в себе плюсы всех предыдущих типов и не имеющих их минусов. От дисковых тормозов они должны были перенять эффективность и мощность, от барабанных – надежность и неприхотливость в обслуживании.


Механизм тормоза находится снаружи втулки, закреплен на раме. Само торможение происходит за счет силы трения, возникающего между тормозными колодками и рабочей поверхностью тормозного барабана. Тормозные колодки раздвигаются роликовым механизмом при нажатии на ручку тормоза. А усилие от ручки на роликовый механизм передается при помощи тросика. Для отвода тепла, возникающего при торможении, на внешнем корпусе барабана устанавливается радиатор.
Роллерные велосипедные тормоза
Схематичный принцип работы роллерного тормоза

Этот тип тормозов не получил на территории стран СНГ большого распространения, хотя в магазинах его можно найти и установить.

Тормоза бывают разные. Я не отношусь скептически ни к какому виду, и призываю Читателя тоже не судить о той или иной конструкции опираясь на чужое мнение, моду и тренды. Есть разные стили катания (намеренно пока не касаюсь этой темы, она обширна), и очень разные финансовые возможности у людей.

Введение.

Основное и самое главное в любых велотормозах - модуляция. У разных видов она разная. Если коротко - это момент усилия передаваемый от ручки до колодки. У дисковых гидравлических эта модуляция в самом красивом виде - можно легко управлять тормозами всего одним-двумя пальцами на ручке. На механических дисковых и ободных V-Brake желательно побольше пальцев, на роллерных я лично торможу всей ладонью (прокатные велобайки отдельная тема).

Первые два основных вида, которые широко распространены - дисковые и ободные, поехали:

Ободные, они же V-Brake:

Несмотря на активное выдавливание с рынка, довольно надёжный и ремонтопригодный в полевых условиях конструктив.

Что может быть проще - ручка тормоза на руле тянет трос, тот в свою очередь тянет рычаг, который в свою очередь прижимает губку к ободу. Всё простое - гениально!

При необходимости ремонта с помощью 1-2 шестигранников конструкция полностью разбирается и любая запчасть в ней меняется.
Причем даже ночью, зимой, в поле (с дисковыми такой фокус не пройдёт - только сухая, оборудованная мастерская с хорошим освещением, если надо делать что-то серьезней замены колодок).

Плюсы:
+ Хорошая ремонтопригодность.
+ Простота обслуживания.
+ Стоимость.

Минусы:
- В пасмурную, дождливую погоду и зимой работают плохо, из-за мокрого/обледеневшего/грязного обода. Тот в свою очередь легко пачкается в грязи и мокнет в траве, ибо в нескольких сантиметрах от земли/грязи/мокрого-грязного снега.
- При экстренном торможении и при дерзкой манере езды опасны (дисковые в этом случае выигрывают).

Итог - ободные тормоза идеальный выбор экономного человека только для прогулочных и детских велосипедов. Для велотуризма летом на небольшие расстояния они тоже хороший выбор. За дальние расстояния не скажу - настоящие велопоходы на серьезные расстояния, это отдельная наука.

Дисковые, они же Disc:

1) Механические:

Ручка тормоза тянет трос, тот тянет рычаг, рычаг прижимает пятку колодки к тормозному ротору.

Плюсы:
+ Дешевле гидравлики.
+ Выглядят куда лучше и интересней ободных.
+ Тормозят немного лучше ободных - тормозной ротор далек от поверхности, засрать его труднее, чем обод.
+ Легки в настройке и ремонте.
+ При замене тормозной системы с ободных на дисковую переключатели на руле можно оставить - трос же.

Минусы:
- Тормозят наполовину хуже гидравлики, модуляция не та - тонкое управление усилием НЕ работает.

Итог:
Неплохой середнячок для экономного пользователя. Подходят для использования в коротких велопоходах (ремонт и обслуга не сложнее ободных). Плюс "вид имеют". Для прогулочного использования - отлично.

2) Гидравлические:

Ручка тормоза содержит встроенный гидроцилиндр, и выход гидролинии, по ней в свою очередь посредством повышения давления усилие передается на калипер, внутри которого масло давит на поршень, который прижимает в свою очередь пятку колодки к тормозному ротору.

Плюсы:
+ Удивительная, чёткая модуляция. Буквально можно управлять одним пальцем на ручке тормоза (на небольших скоростях, конечно).
+ Почти полная герметичность. В любой дождь максимум куда попадёт вода - намочит ротор и колодки, но на торможении это почти не сказывается.
+ Реже, чем у механических обслуживание - тросик не надо смазывать. Максимум замена колодок по надобности и при необходимости "прокачка".

Минусы:
- Стоимость значительно выше механических.
- Трудоемкость ремонта (для новичка).
- При езде в зимнее время возможна некорректная работа из-за падения давления.

Экзотика:

Тормоза типа V-Brake гидравлические.

Интересные, но - требуют установки усилителя перьев рамы/вилки, и достаточно мощных-прочных ободов. На любой прогулочной/не рассчитанной на гидравлику конструкции категорически не рекомендуются.

Роллерный тип тормозов:

Образно это те же барабанные как мото, но меньше и вместо башмака-колодки внутри свободно двигающиеся ролики. При нажатии на ручку тормоза, через трос усилие передается на рычаг, тот в свою очередь прижимает ферму с цилиндриками-колодками к внешней стороне корпуса тормоза. Корпус бывает как встроенный в втулку, так и в виде доп. устройства. Используется обычно в велосипедах круизерах, прогулочных городских и часто вместе с планетарной втулкой (прокатные велосипеды ВТБ "Велобайк").

1) На дисковых тормозах можно улететь через руль при торможении.

Автор в своё время исполнил этот трюк на Merida Kalakhari 570. С ободными тормозами (V-Brake). От травм рук спасло наличие "рогов" на руле, в остальном просто повезло - перекувырнулся, сгруппировался и аккуратно приземлился ногами вперед, чуть ушибся мягким местом, не сильно. Соль того случая - задние колодки стертые были, работал только передними, и первое же экстренное торможение окончилось болезненно. Толстый намёк 😉

Так вот - при условии исправных тормозов, и ПРАВИЛЬНОГО торможения (мягко-плавно одновременно задним 40% и передним 60%, с указанным соотношением усилия) Вы плавно остановитесь там где задумали.

2) Ободные тормоза чушь. Дисковые рулят. И наоборот.

Не будем о тех, кто так утверждает. Вообще считаю судить других людей не хорошо. У всех своя внутренняя матрица, на которой то что у одного близко к центру, к "Я", у другого за пределами понимания надобности вообще.

И те, и другие, и много ещё какие вполне работоспособны. Просто образно выражаясь - топор Колун для колки, но боевой томагавк для веселья🔥

3) Гидравлические сложные в обслуживании .

Относительно механических да, НО - при прогулочном темпе гидравлика не потребует вмешательства несколько сезонов. Потом потребуется замена колодок. Это можно (и нужно!) сделать самому (ютубчик в помощь). Но можно отнести велик в мастерскую, обычно это типичная процедура, не сильно бьющая по кошельку.

Есть конечно вероятность повреждения гидролинии и падения давления масла, но это вопросы обычно сезонные и именно у тех, кто "вкручивает"(быстро двигается, стиль вождения как у боевого кабанчика). Обычно такие люди знают, умеют и имеют всё необходимое для профилактики гидролиний.


Тормоз – важнейшая деталь велосипеда, отвечающая за безопасность движения и поэтому проверять его необходимо перед каждой поездкой.

Велосипедные тормоза бывают разных типов:

Мы коротко расскажем обо всех этих типах тормозов, но отметим, что на велосипедах, продающихся в нашем магазине, установлены только 3 вида тормозов, как самые распространенные. Это - барабанные (ножные), ободные типа V-brake и механические дисковые.

Каждый из этих тормозов имеет свои плюсы и минусы и предназначен для вполне конкретных вариантов использования. Главная задача любого тормоза – остановить велосипед. И все они ее решают.

Очень сильно выбор тормоза зависит от двух основных причин:

  • режима эксплуатации велосипеда: где, как и когда Вы собираетесь ездить;
  • Вашего финансового положения.

Например, дисковые – самые дорогие, а вибрейковые – значительно дешевле. Конечно, если вопрос денег для Вас вообще не стоит, то дисковые гидравлические тормоза – очень хороший выбор. Но, честно говоря, и тут не все так однозначно – не все в нашей жизни решают деньги.

Tormoza-nojnoy.jpg

Итак, попробуем разобраться по-порядку.

Начнем со старых, добрых барабанных тормозов.

Барабанные тормоза

Тормоза этой конструкции используются в дорожных велосипедах уже не один десяток лет. Их конструкция проста и технологически давно отработана. Используются в основном в дорожных и городских велосипедах с одной передачей (в нашем магазине это городские велосипеды Dorozhnik Retro и Dorozhnik Comfort Male).

Принцип работы: тормозные колодки находятся внутри втулки заднего колеса и приводятся в действие при нажатии велосипедистом педали назад. Если тормоз установлен на переднем колесе, то он приводится в действие при нажатие на тормозную ручку, установленную на руле и тормозного тросика.

Практически всегда устанавливаются на детских и одно скоростных подростковых велосипедах. Иногда в сочетании с передним ручным V-brake тормозом. Это очень удачная и надежная комбинация, использующая преимущества их обоих и компенсирующая недостатки друг друга.

Устнавливают на передних и задних колесах, хотя чаще всего на задних колесах односкоростных велосипедов.

Маленький, но важный нюанс:

Для наиболее эффективного использования этих тормозов во время движения, педали, когда Вы их не крутите, лучше всего держать в горизонтальном положении или одна чуть выше другой. Тогда велосипедист, слегка нажимая одной ногой назад, сразу начинает потихоньку притормаживать. Если ситуация на дороге становится экстремальной – такое положение ног позволят остановить несущийся байк с минимальным временем и тормозным путем.

Правильное расположение ног при работе с барабанными тормозами

При вертикально расположенных педалях быстро затормозить не всегда удобно. Одна нога в самом нижнем положении, а другая - в самом верхнем и крутануть педаль назад просто невозможно. В результате приходится или немного прокрутить педали вперед, тем самым увеличивая свою скорость, или подавать корпус вперед и давить педаль назад. В итоге Вы тратите драгоценные мгновения, чтобы привести тормоза в действие, что иногда критически важно.

Не правильное расположение ног при использовании барабанных тормозов

Поэтому опытные велосипедисты, когда не крутят педали во время езды, всегда держат их либо горизонтально, либо одну выше другой, но не вертикально. Это дает возможность в нужный момент сразу начать тормозить или прибавить скорости.

Барабанные тормоза на переднем и заднем велосипедном колесе

Есть у них и свои недостатки.

Для их установки нужны специальные втулки и на заднем колесе работают только на односкоростных велосипедах.

Если цепь слетает со звездочки – тормоза уже не работают. Правда эту проблема, как и вертикально расположенные педали, решается установкой на переднее колесо дублирующих тормозов. Обычно это V-brake.

Иногда еще в качестве недостатков говорят, что они имеют больший вес, чем вибрейки, втулка и спицы испытывают при торможении более значительные нагрузки, чем на дисковых и вибрейках, а при длительном торможении сильно нагреваются. Однако, для городских и дорожных велосипедов, на которых устанавливают барабанные тормоза, это не имеет никакого решающего значения.

виды ободных тормозов

Принцип барабанных тормозов так же используется в планетарных втулках, которые сочетают в себе возможность переключения передач и тормоз.

Ободные тормоза

Бывают нескольких видов и представлены на рисунке.

Идея работы. Тормозные колодки прижимаются к ободу колеса и тормозят велосипед.

Мы остановимся только на V-brake типе. Сейчас они наиболее распространенные и установлены на большинстве продаваемых в нашем магазине моделей.

Связано это с их хорошим тормозным усилием, малым весом, низкой ценой (очень простая конструкция), дешевизной и легкостью в обслуживании. Поменять тормозные колодки, подтянуть тросик можно где-угодно с помощью шестигранника.

Тормоз V-brake на велосипеде Discovery
Устройство V-brake тормозов
Тормоз V-brake на велосипеде Discovery Устройство ободных тормозов типа V-brake

Есть и у них свои недостатки. Самый основной – плохое торможение в мокрую погоду. Если проехать по глубокой луже или в дождь, то тормозные колодки работают хуже, не обеспечивая необходимое тормозное усилие. Хотя тут есть свои приемы - при проезде глубокой лужи тормоза сушат путём кратковременных нажатий на ручку тормоза.

Грязеотводящие колодки для V-brake тормозов

При попадании на обод колеса песка или грязи он и колодки быстро изнашиваются. Вообще в грязи характеристики торможения резко ухудшаются. Хотя здесь есть нюансы. Первое, отнюдь не все велосипедисты ездят по большой грязи – слишком тяжелое это занятие. Второе. В грязи слишком быстро не поедешь и в тормозах большой необходимости нет. К тому же колесо в грязи вообще теряет контакт с поверхностью и тут уже никакой тормоз не поможет. Для того чтобы грязь не мешала торможению, ставят специальные колодки с грязе-отводящими канавками.

При максимальном усилии на тормоз штаны вилки и перья рамы подвергаются расширению, хотя для устранения этого недостатка устанавливают специальные коромысла, придающие дополнительную жесткость.

При длительном торможении нагреваются обода колес, что приводит к повреждению покрышек и быстрому износу колодок. Хотя колодки - это расходные материалы, стоят довольно дешево и, как уже упоминалось выше, довольно легко меняются.

Еще в качестве недостатка приводят мнение о том, что на колесе нельзя установить более широкие покрышки (шире чем 2,5 дюйма). По-моему, мнению - это уже надуманно. Можно подумать, что простой бюджетный велосипедист постоянно меняет себе покрышки. Какие стояли на велосипеде – те чаще всего и останутся на нем до конца срока службы.

Как видно из перечисленных выше недостатков большинство из них для среднего велосипедиста не играют принципиальной роли, так что ободные тормоза – практически лучший выбор по цене и качеству работы для бюджетных велосипедов с переключением скоростей.

Интересное видео о настройке V-brake тормозов

Дисковые тормоза.

Пришли в велосипеды из мотоспорта и бывают двух видов – механические и гидравлические.

Дисковый тормоз на велосипеде Formula
Tormoza-disc-detali.jpg
Дисковый тормоз на велосипеде Formula Устройство дискового тормоза

Идея работы проста дисковых механических тормозов. К прикрепленному ко втулке колеса стальному диску справа и слева прижимаются тормозные колодки с помощью специального механизма.

В механических тормозах усилие от ручки передается на колодки через тросик, именно такие продаются в нашем магазине. В гидравлических - с помощью несжимаемой тормозной жидкости, находящейся в шланге высокого давления. Гидравлические дисковые тормоза, хотя и являются в настоящее время самыми эффективными, стоят довольно дорого и в моделях, представленных в нашем магазине, не установлены.

Среди недостатков дисковых тормозов, прежде всего, хочется отметить их цену. Она значительно выше, чем у V-brake. Они тяжелее вибрейков и требуют повышенной жесткости амортизационной вилки. Сюда же относят и сложность замены колодок. Да, есть момент, если при смазке велосипеда вы случайно попали маслом на ротор и поехали – скорее всего, придется менять колодки, потому что они пропитаются маслом. Так что смазывайте внимательно, не капайте маслом.

С дисковыми тормозами нужно быть аккуратнее при транспортировке и хранении. Если погнется ротор - тормоз перестанет работать и вообще ехать на велосипеде будет проблематично. Выпрямить его очень сложно – нужно менять.

Так же при наличии заднего дискового тормоза – проблемно установить на велосипед багажник. Нужны багажники специальной конструкции.

Учтите вот еще что. Если Вы хотите сейчас купить велосипед с ободными тормозами, а потом проапгрейдить его до дисковых, то стоить это будет очень дорого, и не факт что вообще получится. Не на каждый велосипед с V-brake можно установить дисковый тормоз. Так что если хотите диски - лучше подкопите денег и сразу купите байк с дисковыми тормозами.

Хочется остановиться еще на одном нюансе дисковых тормозов. Чем больше диаметр ротора, тем выше эффективность торможения. Как говорят они более "стоповее".

Если вес байкера 100 кг и даже более или при будущих поездках планируется, что нагрузка на велосипед будет порядка этих величин (например, будете брать в велопоход тяжелые рюкзаки), то тем более просто необходимо брать ротор как минимум диаметром 180 мм, а еще лучше 203 мм. Если с деньгами туговато, а дисковые тормоза нужны, лучше ставьте на переднее колесо ротор большего диаметра, чем на заднее. Это связано с тем, что переднее колесо при торможении играет большую роль, чем заднее.

В нашем магазине все типы тормозов оптимально подобраны к тем моделям, на которых установлены. Поэтому перед покупкой внимательно проанализируйте где, как и когда Вы собираетесь ездить, а так же оцените свой бюджет.

Видео и о настройке Дисковых тормозов

Роллерные тормоза

Предыдущие три вида тормозов – самые распространенные на территории постсоветских стран. Каждый из них, как говорилось выше, имеют свои плюсы и минусы.

Инженеры компании Shimano решили сконструировать тормоза, сочетающие в себе плюсы всех предыдущих типов и не имеющих их минусов. От дисковых тормозов они должны были перенять эффективность и мощность, от барабанных – надежность и неприхотливость в обслуживании.

Роллерный тормоз на переднем колесе велосипеда
Роллерный тормоз - общий вид
Роллерный тормоз на переднем колесе велосипеда Общий вид роллерного тормоза

Идея роллерных тормозов в том, что тормозной барабан закреплен на левой стороне втулки (серий Nexus и Nexave), которая и тормозится, замедляя вращение колеса.

Принцип работы велосипедных роллерных тормозов

Само торможение происходит за счет силы трения, возникающего между тормозными колодками и рабочей поверхностью тормозного барабана. Тормозные колодки раздвигаются роликовым механизмом при нажатии на ручку тормоза. А усилие от ручки на роликовый механизм передается при помощи тросика. Для отвода тепла, возникающего при торможении, на внешнем корпусе барабана устанавливается радиатор.

Схематично принцип работы роллерного тормоза показан на рисунке справа.

К достоинствам роллерных тормозов относят, то что:

Нельзя сказать, что идея создать идеальный тормоз совсем не состоялась. Однако, как всегда бывает в жизни и у этих тормозов проявились свои недостатки. Отчасти они связаны с коммерческим принципами компании Shimano, отчасти с законами физики и принятыми инженерными решениями.

Недостатки роллерных тормозов:

  • Эти тормоза совместимы не со всеми видами втулок. В результате для апгрейда велосипеда нужно было покупать и менять еще и втулку. А с этим связан и перебор всего колеса, что, естественно, не вызвало энтузиазма у большинства велолюбителей.
  • При выжатом тормозе возможно кручение колеса назад, что, согласитесь, совсем не хорошо.
  • Конструкция этого тормоза такова, что сам факт установки его на втулку тормозит ее вращение и ухудшает накат сам по себе, даже без нажатия на ручку тормоза. Это торможение не столь сильно, но все-таки есть.
  • Несмотря на радиатор, тормоз все-равно греется, так как колодки расположены в замкнутом пространстве. Это тепло передается на подшипники втулки, что тоже не улучшает их работоспособность.
  • Так же они не подходят к некоторым типам амортизационных вилок – хотя сказать, что это большой недостаток нельзя.
  • Как говорилось выше, тормоз хорошо защищен от дождя, снега, пыли и грязи. Однако при погружении в воду или попадании воды внутрь корпуса смазка вымывается, и тормоз начинает плохо работать.
  • Вес тормозов получился больше, чем у других типов, да и цена кусается

Как бы там ни было, но этот тип тормозов не получил на территории стран СНГ большого распространения, хотя в магазинах его можно найти и установить.

Стремянные тормоза

В заключении скажем пару слов о них. Это старый тип тормозов и сейчас не используется.

Принцип работы - тормозная колодка трётся о протектор колеса. На фотографии ниже хорошо виден их принцип работы.


Велоспорт

Тормозная система на вашем транспорте — это прежде всего безопасность. Сейчас можно встретить разные типы тормозов на велосипеде.

От того, какая конструкция используется, зависит — по какой трассе, в какую погоду и при каких условиях можно кататься. Также тормозные системы отличаются по цене, возможностям починки в “полевых условиях”, необходимости обслуживания.

Идеального универсального варианта практически не существует. Важно понимать: где, сколько и с какой скоростью вы будете ездить.

Давайте определяться вместе!

Классификация велосипедных тормозов

Типы велосипедных тормозов принято разделять на три большие группы: барабанные (или ножные), ободочные (самые распространенные) и дисковые (самые модернизированные).

Разберем плюсы и минусы каждой из этих групп.

Барабанные тормоза


Барабанные тормоза можно встретить на обычных городских прогулочных велосипедах, детских моделях.

Устройство их очень простое. Внутри втулки заднего колеса расположены колодки. При движении педалей назад колодки расклиниваются и приводятся в действие, прижимаясь к барабану. Когда колодка трется о барабан, движение колеса тормозится.

Плюсы

  • Самый дешевый вариант;
  • Позволяет хорошо тормозить при плохой погоде, ездить на колесе с “восьмеркой”. Подробнее об этих проблемах мы поговорим позже;
  • Обод не участвует в процессе торможения, поэтому не изнашивается;
  • Специального технического обслуживания такое устройство не требует;
  • Легко ремонтируется.

Минусы

  • Используются на велосипедах с одной скоростью (или при наличии планетарной системы переключения);
  • Утяжеляют транспорт;
  • Очень важно помнить, что использовать барабанные типы тормозов на велосипеде можно только при езде на низких скоростях. При большом разгоне на прогулочном велосипеде может спадать цепь. В таких условиях торможение будет невозможным — высокий риск травмироваться;
  • Несмотря на то, что барабанный тормоз позволяет останавливаться при езде с “восьмеркой”, он же является частой причиной деформации колеса. Это возникает из-за нагрузки на втулку и спицы;
  • При вертикальной позиции шатунов возникает “мертвая зона”, в которой торможение невозможно;
  • Сила и скорость торможения небольшая. Очень резко затормозить на большой скорости трудно;
  • Осуществлять сложные маневры у вас также не получится.

Ободные тормоза

Самый распространенный велосипедный тип тормозов — ободной. Его тоже можно встретить на городских моделях более современного образца, а еще — на спортивных, в том числе и профессиональных, велосипедах.

Устройство их более сложное. На руле есть ручки тормоза, от которых идут специальные тросики к тормозным колодкам. При нажатии на эти ручки колодки прижимаются к ободу самого колеса.

Скачайте тренировочные планы для подготовки к марафону и полумарафону.

Начните подготовку прямо сейчас !

Здесь прямая корреляция — чем сильнее зажать обод, тем резче будет торможение.

Плюсы

  • Хороший эффект и скорость торможения, легкий для эксплуатации вариант;
  • Средняя стоимость (дороже барабанных, но дешевле дисковых). При этом хорошие ободные тормоза пользуются большей популярностью, чем дисковые типы велосипедных тормозов низкого качества;
  • В отличие от барабанных тормозов — меньше весят, не перегружают втулку и спицы;
  • Можно регулировать силой нажима ручки резкость торможения;
  • Используется на велосипедах с большим количеством передач.

Минусы

  • Так как торможение осуществляется через обод колеса, невозможно эффективно тормозить при его загрязнении. Поэтому в плохую погоду езда на таком велосипеде может оказаться опасной;
  • Постоянное трение об обод приводит к его износу. Часто на ободе велосипеда имеется специальная линия. Если она стирается, это говорит о 70% износе обода;
  • Такой тормоз нуждается в частом ремонтном обслуживании, смазывании и замене тросов, колодок, обода;
  • Тормозить колесо в позиции “восьмерки” будет практически невозможно, ведь обод колеса непосредственно задействован в процессе.

Классификация

Существуют разные типы ободных тормозов на велосипеде. Самые популярные среди них: V-brake, клещевые и гидравлические.

  • V-brake — один из самых универсальных и востребованных вариантов. Здесь рычаги “охватывают” обод по типу буквы V. Единственный минус такой конструкции — невозможность использовать с широкими покрышками;


  • Клещевые названы так тоже по своему внешнему виду. Их недостатком является крепление к одному болту, что значительно снижает уровень надежности механизма;
  • Предыдущие два варианта имели механический тип устройства. Но существует также гидравлический вариант ободных колес.

Здесь вместо тросика используется тормозная жидкость. Благодаря этой особенности вы сможете быстро (и в то же время плавно) затормозить одним пальцем.

Главный недостаток — трудность починки в процессе поездки. Также они имеют относительно высокую стоимость.

Дисковые тормоза


Дисковый тип велосипедных тормозов имеет множество преимуществ для езды по горным хребтам, пересеченной местности, при плохой погоде.

Все это благодаря их особому устройству. Тормозное действие от ручек по тросикам или через тормозную жидкость передается на колодки, которые зажимают уже не барабан или обод, а специальный ротор (диск). Этот ротор устанавливается на втулке колеса, поэтому его зажим приводит к торможению.

Плюсы

  • Благодаря высокому уровню трения металла о металл торможение происходит максимально быстро;
  • Можно использовать при плохой погоде, езде по грязи, на высокой скорости. Тормозная система полностью автономная и не зависит от формы или состояния обода;
  • Тормоза не нуждаются в частой замене, обслуживании и дополнительной настройке;
  • Вы можете выбрать плавный или резкий тип торможения (особенно на гидравлике).

Минусы

  • Главный минус — дороговизна;
  • Невозможность отремонтировать тормоза за пределами мастерской;
  • Относительно большой вес;
  • Есть нагрузка на втулку колеса.

Классификация

Дисковые типы тормозов на велосипеде бывают двух типов: механические и гидравлические.


Принцип классификации тот же, что и у ободных тормозов. В первом случае торможение передается к колодкам по тросикам, во втором — через тормозную жидкость. Второй вариант считается более продвинутым, удобным, но и дорогим.

Заключение

Если вы собираетесь ездить по ровным городским дорогам в хорошую погоду, вам подойдет прогулочный велосипед с барабанным типом тормозов.

Хотите скоростных заездов или путешествий по пересеченной местности в хорошую погоду? Можете остановить свой выбор на ободных тормозах. Но учтите, что вам придется обслуживать свой транспорт, следить за износом деталей.

Для ярых фанатов экстремальной езды по горам, лесам, полям в плохую погоду, или для тех, кто хочет потратиться на самую современную модель, подойдет дисковый тормоз.

Читайте также: