Как закрепить звездочку на колесе велосипеда

Обновлено: 05.07.2024

При износе задних звездочек на велосипеде, а также при замене спиц на правой стороне или регулировки конуса и смазки внутренностей втулки - необходимо снять кассету.

Для снятия кассеты нам понадобятся несколько инструментов, - съемник, ключ под него и хлыст (можно использовать старый кусок цепи).

съемник кассеты и хлыст

  1. Первым делом необходимо снять заднее колесо.
  2. Звезды притянуты к храповому механизму (трещотке) специальной гайкой. Для того чтобы открутить такую гайку берем съемник кассеты и ключ, соответствующий размеру (обычно на 17-21)

снятие кассеты на велосипеде

Когда гайка поддалась, обычно будет слышен треск, это нормальное явление, так как самая маленькая звездочка и шлицевая гайка имеют рифленую поверхность, чтобы произвольно не раскрутится.


Ремонт

Трансмиссия скоростного велосипеда состоит из трех основных элементов: переключателя на заднем колесе, переключателя (манетки) на руле и набора звездочек. На последние приходится большая нагрузка, поэтому они подвержены быстрому износу. Перед тем как снять звездочку с заднего колеса скоростного велосипеда, надо изучить, как правильно это сделать. Ошибки, допущенные при разборке, приведут к повреждению детали, либо выходу из строя подшипников трещотки (все зависит от типа конструкции).

Зачем может понадобится

Демонтаж старой кассеты необходим при полном техническом обслуживании. В этом случае разборке подлежит чуть ли не весь велосипед. Если ТО проведено недавно, снятие понадобится по следующим причинам:

Также есть и другие причины, по которым требуется снятие кассеты трансмиссии велосипеда. Они будут упомянуты далее. Но прежде надо разобраться с последовательностью действий перед разборкой.

Пошаговый демонтаж с заднего колеса

Последовательность действий отличается в зависимости от типа конструкции детали. Поэтому перед снятием старой кассеты владелец велосипеда должен выяснить, к какой категории она относится. Всего их две:

  1. Стандартная кассета. Состоит минимум из шести звезд, фиксируется к втулке с помощью специальной гайки, которая прикручивается к барабану. Бюджетные модели кассет состоят из клепаного основания (от 1-й до 3-й или 4-й звезды) и набора дополнительных звезд, прикрученных к основанию с помощью шестигранного болта. Все, что выше по стоимости, свободно разбирается благодаря двум общим болтикам под шестигранник, закрепляющим сразу все звездочки.
  2. Трещотка. Многие путают ее с обычной кассетой. Визуально она сильно напоминает стандартную велосипедную кассету, но конструктивно сильно отличается. Прежде всего, она не снимается так, как обычная кассета с барабана. Все потому, что барабан, оснащенный насыпными подшипниками, является одним целым с трещоткой. Чтобы снимать ее, придется разбирать чуть ли не половину втулки, оставив только вал с насыпными подшипниками втулки.

Теперь подробнее о последовательности действий при снятии велосипедной кассеты. Процедура не отнимет много времени. Главное — придерживаться инструкции:

  1. Снятие заднего колеса с велосипеда. Для этого надо открутить две гайки на валу, либо вытянуть на себя рукоять эксцентрика (если такой имеется), чтобы ослабить крепление. Важно проследить за цепью, чтобы не искривить задний переключатель скоростей.
  2. Проверка текущего состояния. Это можно сделать и на велосипеде, не разбирая его. Но в таком случае не всегда можно заметить, что ремонт кассеты своего велосипеда требуется выполнить как можно быстрее. Например, если втулка страдает от микролюфта, в то время как владелец списывает эту проблему на кассету.
  3. Снятие. Для демонтажа используется цепной хлыст и специальный съемник для кассеты. Сначала надо посмотреть, где находится 12-зубчатое стопорное кольцо. Если задняя втулка сильно загрязнена маслом и грязью, не позволяющими быстро найти место фиксации стопорного кольца, достаточно очистить последнюю звездочку кассеты с наименьшим количеством зубьев. Ее и держит стопорное кольцо, имеющее левую (обратную) резьбу. При раскручивании можно услышать характерный хруст, иногда — скрежет. Не нужно беспокоиться, посторонние звуки возникают из-за блокирующих зубцов и ослабления момента затяжки. Хлыст используется для того, чтобы предотвратить повреждение барабана втулки.
  4. Сдвигание кассеты. Чтобы вынуть элемент, его надо сдвинуть относительно барабана в любую сторону. Деталь не разлетится на отдельные разборные части, если все они зафиксированы шестигранными длинными болтами.

На этом все — процедура завершена, можно внимательно ознакомиться с техническим состоянием детали. Проверке подлежат внутренние грани звезды, зубья. Дополнительно нужно убедиться в том, что сама звезда не искривлена.

Снятие заднего колеса с велосипеда
Проверка текущего состояния
Снятие
Сдвигание кассеты

Особенности снятия со скоростного велосипеда

При необходимости снять кассету со скоростного велосипеда нужно внимательно ознакомиться с рядом особенностей и нюансов, характерных для этой процедуры. Так, например, можно столкнуться с определенными трудностями при разборке звездочек на шести- и семискоростном велосипеде. Для каждого случая есть свое решение проблемы.

С 7 звездочками

Чтобы выполнить демонтаж, надо заранее убедиться в наличии стопорного кольца и ознакомиться с технологией зажима всех звездочек между собой. В бюджетных моделях трансмиссии звездочки не прикручены, а жестко соединены с помощью заклепок. Необслуживаемые экземпляры можно сразу же выбросить, если с их зубьями что-то случится.


С 6 звездочками

Шестискоростной набор — это, в подавляющем большинстве случаев, трещотки. Для выполнения этой процедуры необходимо использовать ключ 15 мм — чтобы избавиться от заднего колеса, и ключ 17 мм — для откручивания гаек на оси. Далее для снятия заднего набора звездочек с велосипеда нужно придерживаться инструкции:

  1. Снятие подшипникового конуса.
  2. Снятие подшипника с противоположной стороны втулки.
  3. Снятие оси с подшипником и конусом. Если старые элементы втулки вышли из строя, у владельца велосипеда появляется отличный повод установить новый ремкомплект.
  4. Установка в шлицы съемника для кассеты.
  5. Установка хлыста на наиболее легкую (большую) звезду.
  6. Вращение звезды в направлении по часовой стрелке.

Последний этап — вращение съемника против часовой стрелки с помощью головки или разводного ключа.


Снятие кассеты без съемника

При необходимости поменять кассету многие владельцы сталкиваются с проблемой отсутствия инструмента для выполнения таких работ. Очевидно, он не может быть в каждом доме, так как съемник имеет специфическую конструкцию. Приобретение специнструмента не вынудит распрощаться с большой суммой. Однако велосипедисты лишь в единичных случаях решаются на дополнительные расходы. Все потому, что в качестве альтернативы можно создать инструмент для самостоятельного снятия звездочек.

Для его изготовления нужно обзавестись четырьмя экземплярами саморезов, прочной деревянной палкой (40 х 20 х 300), отверткой и старой цепью. Последняя всегда найдется у любого велосипедиста, уважающего свое транспортное средство. Менять саморезы на гвозди не рекомендуется.

К краю палки надо прикрепить старую цепь четырьмя саморезами. Далее, при снятии задней кассеты, велосипедист ставит на нее цепь от импровизированного хлыста. Затем — раскручивает гайку.

Открутить гайку при отсутствии хлыста и съемника можно, но это будет очень сложно. Такой вариант подходит, если гайка закручена недостаточно сильно.

Для раскручивания нужно взять плоскую отвертку и молоток. Рабочую грань отвертки ставят на шлицы гайки, а затем аккуратно бьют по рукояти молотком. Если все сделано правильно, гайка постепенно должна поддаться, начав раскручиваться. Важно не переборщить с силой удара, чтобы не повредить шлицы гайки.


Как сделать съемник для велосипеда своими руками

Съемник для стопорной гайки невозможно сделать в домашних условиях — для этого обязательно нужен токарный станок. А вот для изготовления хлыста достаточно взять четыре длинных самореза, обычную толстую доску и старую велосипедную цепь. Последовательность действий будет следующая:

Приложив цепь к звездам кассеты, можно начинать откручивать стопорную гайку. Для удобства хранения к нижней части доски при желании прикручивают небольшой крючок, за который можно подвешивать конструкцию. Такой самодельный инструмент сэкономит приличную сумму и прослужит достаточно долгое время.




Видео


К ак только вы проедете порядка 1500 км на велосипеде, придет время тщательного технического осмотра кассеты звездочек (объем изнашивания будет зависеть от состояния цепи и местности, по которой вы путешествуете: по горной дороге или по шоссе). Если зубчики у часто используемых звездочек больше похожи на акульи плавники, а не на закругленные бугорки, как у редко используемых, то пришло время заменить кассету.

Иногда возможно заменить только одну звездочку, вместо всей кассеты, но не для всех кассет можно подобрать запасные части. Так что, лучше всего заменить ее полностью. Спросите у местного механика, какое решение будет лучшим для велосипеда.

Как заменить кассету на велосипеде - видео

Инструменты для замены кассеты звездочек на велосипеде

удаление стопорного кольца

После того, как вы демонтировали заднее колесо велосипеда, удалите систему крепления. Затем, вставьте устройство для удаления стопорного кольца в кассету и поворачивайте его, пока он не совпадет полностью: это произойдет только при определенном положении устройства. Если стандартный ключ для удаления стопорного кольца не подходит для кассеты, спросите у мастера подходящий ключ.
Установка кассеты на велосипед

Установите новую кассету на втулку (когда покупаете новую кассету, удостоверьтесь, что это совместимая марка с маркой втулки велосипеда). В кассете нарезаны пазы, которые нужно совместить с такими же на втулке, так что кассета может быть установлена единственно правильным способом. Та сторона кассеты, которая имеет зубчики, должна смотреть наружу, то же самое указано и на маркировке сторон.

Проверьте, на всех ли звездочках в кассете присутствует встроенная шайба, или вам самим придется их устанавливать (с новыми кассетами они идут в комплекте). Как только кассета установлена, осмотрите все звездочки на предмет присутствия шайб.

Когда все установлено на свои места, обратите внимание на самую маленькую звездочку, которая должна слегка выходить за край втулки; если такого не происходит, то возможно вы забыли проложить шайбу.

Установите механизм крепление колеса, повернув его коническими пружинками внутрь. Поставьте колесо и прокатите его, чтобы проверить, все ли работает нормально перед поездкой.

Обслуживание велосипедной кассеты и цепи

Тщательно чистите кассету велосипеда, по крайней мере, дважды в год. Будьте внимательны при чистке в районе втулки. Не мойте велосипед из шланга и не используйте растворитель, так как он может растворить масло в подшипниках.

Было бы неплохо заменить и цепь во время замены кассеты (цепи изнашиваются быстрее, чем кассеты, так что вы, можете поменять цепь дважды, прежде чем придет очередь кассеты). Кассета и цепь должны быть совместимы друг с другом. Например, если у вас 9-скоростная кассета, то и цепь нужна 9-скоростная.

Плохое состояние цепи способствуют изнашиванию зубчиков на звездочках кассеты. Если вы живете в районе пляжа, то песок попадает в систему трансмиссии, или если вы живете в сыром климате - цепь может поржаветь, так что лучше всего менять цепь заблаговременно.

Как снять звезду с велосипеда

Для того, чтобы велосипед долго находился в исправном состоянии, необходимо время от времени проводить техосмотр. Раньше всего приходит в изношенное состояние цепь, а за ней и звезды на колесах – главные составляющие в системе переключения передач. Эти детали можно снять и заменить самостоятельно, купив предварительно соответствующие запчасти. Как снять звезду с велосипеда и заменить на новую, рассмотрим ниже.

Какой инструмент понадобится

Кассета Sram 12 скоростей

Потертые звезды подлежат обязательной замене, так как они выводят из рабочего состояния велосипед. Для того чтобы их правильно снять необходимо припасти инструменты, с помощью которых замену можно провести легко, не повредив детали. Звезды по уровню действия в трансмиссии делят на две категории:

  • система ведущих звезд (от одной до трех) – находится у шатунной пары с педалями, с правой стороны;
  • ведомые – располагаются на заднем колесе, бывают в виде трещотки или кассеты.

В зависимости от того, элементы какой категории на велосипеде выходят из строя, подбираются и нужные инструменты, чтобы их снять. Необходимы инструменты для ведущей системы велобайка:

  • съемник для шатунов;
  • техническая смазка и салфетки;
  • ключи — накидной и рожковый;
  • шестигранники;
  • купленные детали для замены.

Чаще выходят из строя ведомые элементы, этому способствует переключение наиболее востребованных передач при езде. Инструменты, которые будут нужны чтобы снять ведомые звезды на заднем колесе велобайка:

  • съемник для кассеты;
  • разводные гаечные ключи;
  • рожковые ключи для того, чтобы снять колесо для ремонтных работ;
  • хлыст – фиксатор с цепью;

Трансмиссия в виде трещотки обычно бывает у бюджетных скоростных велосипедов с 5-8 передачами. А кассета — это современное и модернизированное решение, которое включает в себя, в данный момент, до 12 составляющих элементов.

Последовательность действий

Последовательность в действиях важный момент.

Манипуляции с системой

Передние звезды велосипеда

Заменять вышедшие из строя звезды на ведущей системе следует так:

Затем располагают новые элементы, взамен изношенных:

Манипуляции с кассетой

Задние звезды велосипеда

Трансмиссия заднего колеса сложнее и состоит из множества компонентов. Когда приходит в негодность трещотка, то ее остается только снять с помощью съемника и разводного ключа, и заменить на новую, так как она монолитная и не состоит из отдельных звезд. А вот кассета, как раз подлежит ремонту. Для этого совершают следующие шаги:

  1. С велосипеда демонтируют колесо с помощью рожкового ключа. Если крепление эксцентриковое, то снять колесо намного проще, разжав удерживающий рычаг;
  2. Разводным ключом выкручивают осевые гайки (используя еще одну гайку для удобства) и снимают ось;
  3. Устанавливают съемник шлицами в пазы стопорного кольца;
  4. Хлыст располагают на звезде (лучше на большой) и придерживают;
  5. Съемник крутят разводным ключом против часовой стрелки, а хлыст направляют в противоположную сторону, чтобы кассета не прокручивалась. Иногда приходится прикладывать немалое усилие;
  6. Кольцо стопорное отвинчивают и снимают всю кассету. Выбирают изношенные звезды в механизме и удаляют их, заменяют новыми. Важно не перепутать последовательность разборки и сборки деталей кассеты и крепежа велосипеда;
  7. После того, как удалось снять детали, следует провести очистку кассеты от грязи, замену изношенных элементов и смазку механизма.

Установка на велосипед:

  • желательно в начале сборки нанести смазку на резьбу стопорного кольца – тогда на следующем ТО велобайка механизмы снимутся легче;
  • собирать звезды следует в той же последовательности, чередуя с прокладочными колечками;
  • надевают, закручивают и затягивают по часовой стрелке стопорное кольцо;
  • прикручивают ось гайками со стороны кассеты, натягивают цепь и ставят на место заднее колесо.

Проверяют на холостом ходу работу трансмиссии.

Как обойтись без специального съемника

Кернер, молоток и газовый ключ

Чтобы техника служила, как можно дольше, рекомендуется снять и поменять износившиеся детали велосипеда, специальным инструментом. Но есть вариант, как снять элементы ведомой части трещотки без специального съемника:

  • Подготавливают инструменты, которые есть в любом гараже или кладовке: кернер, молоток и ключ газовый;
  • Кернер вставляют в две имеющиеся выемки в трещотке и аккуратно ударяют по нему молотком, в направлении часовой стрелки. Силу удара надо рассчитывать точно, чтобы не повредить подшипники, находящиеся ниже;
  • Трещотку снимают с помощью ключа газового, заменяют на новую. Новую трансмиссию закрепляют назад на велосипед.

Замена на велосипеде кассеты без применения съемника не рекомендуется, так как не удастся провести данную манипуляцию без повреждения трансмиссии. Велобайк придется отдавать на ремонт в мастерскую.

Какие могу быть трудности

WD-40

Если велосипед ранее не проходил ТО и демонтировать трансмиссию придется снять в первый раз, то возможны некоторые трудности:

  1. Механизм сильно закручивается, не удается его разобрать, и снять даже огромными усилиями. Этот момент поправим. Можно заранее запастись специальной аэрозолью — распылителем WD-40. Она предназначена для облегчения проведения ремонтных работ с велосипедом и авто. Необходимо обработать нужный механизм аэрозолью и подождать указанное время, после чего открутить и снять детали получится значительно легче;
  2. При невнимательной разборке кассеты — перепутались детали и крепеж. Желательно, чтобы этого избежать, проводить замену деталей внимательно, запоминая всю очередность последующих шагов, возможно с записью, или пользоваться инструкцией, приложенной к новой запчасти велобайка.

Итоги

Снять и заменить изношенные звезды на своем велосипеде можно самостоятельно, это совсем нетрудно. Профессионалы рекомендуют проводить технический разбор трансмиссии байка хотя бы один раз в 2 года, для раннего выявления неполадок. Благодаря этому, велосипедист будет избавлен от горьких сюрпризов на дороге, в поездках, а сам механизм и байк будут служить многие годы.

Читайте также: