Какие катера ходили по оке

Обновлено: 28.06.2024

С удовольствием бы навестил вот этого дедушку советского пароходостроения:

Выглядит он неважно: низкий поклон нашим современникам и бомжам.

Говорят, там неподалеку есть останки сгоревшего деревянного парохода-прадедушки ("Парижская коммуна" 1914г.п.), к сожалению, его спалили дотла какие-то ушлёпки и в остатках сложно разглядедь что-то, что когда-то давно своим форштевнем разрезало течение Волги-матушки.

Uryevich

Какой же я мудак, что так и не съездил, ведь этим летом этого дедушку порезали мудаки куда больше. ((((

MIXan

Да.
Помнится, таких вот ветеранов стояло очень много на реке Юг (Нижегородская область).
С отцом лазали по ним, когда там отдыхали. Но это была еще середина 90х.
У берегов по дну было раскидано множество "запчастей".
Подходишь к берегу на лодке, вода прозрачная - вдруг а на дне - шестерня лежит. метра полтора в диаметре. Литые спицы. Стильно смотрелась!
Скорее всего остовы этих колесников уже тоже порезаны.

Ivan Pupikov

На Оке недалеко от турбазы "Велегож" (Заокский р-н Тульской обл.) до конца 80-х годов стоял колесный пароход средних размеров с надписью "ВОЛГА" на кожухе колеса. Использовался он в качестве плавучего пансионата и вроде как принадлежал какой-то столичной конторе. А в 1997-м я наблюдал его уже в качестве обгоревшего металлического корыта без надстроек на берегу. Теперь, наверное, и следов не осталось :'(
А в славном городе Орле в том же 1997-м существовала такая фишка, как прогулки по Оке на прогулочном теплоходе. Отправление - от городского парка культуры, прибытие через час - туда же. Вид с теплохода открывался весьма живописный. Так вот, работали на этой линии теплоходы постройки аж 1947 - 1949 года, и было их в Орле пять штук. Каково их нынешнее состояние - неизвестно, с тех пор бывать в Орле мне не приходилось, а в сети ничего по этому поводу не нашлось.

Hurrier9000

Guest

Пароход "Волга". "Парижская коммуна". Эти прадедушки конца XIX- начала ХХвека оказались весьма живучи!
Из москвичей кто-нить помнит плавучий ресторан на Якиманке - "Поплавок", он же некогда пароход "Герцен"? По Волге ходили по крайней мере до конца 80-х два старинных красавца, можно сказать, доисторичесике ящеры : "Память тов. Маркина" и "Память тов. Азина". А "Спартак" (до революции - "Великая Княжна Татьяна Николаевна" (он же - "Ласточка" в кинофильме "Жестокий романс")) - последний рейс совершил (. ) в 1992 году!

Что же касается "Память тов. Маркина" - довелось на нем попутешествовать из Волгограда в Астрахань в далеком 1974-м. Хоть и мелкий я совсем был, но стеклянный колпак над "мотором" до сих пор помню: такое не забывается. И каюту помню, и корридоры, и официанта в декорированном ресторане, который принес бутылку "Буратино".

Поймал сейчас себя на мысли, что, например, на 301-м "немце" таких ощущений даже близко не было.

Старый я стал: воспоминаниями что-то подгружаюсь .

Ivan Pupikov

А вот и фото прогулочного катера из Орла отыскалось. Того самого, 1949 года.


Sergio

По Волге ходили по крайней мере до конца 80-х два старинных красавца, можно сказать, доисторичесике ящеры : "Память тов. Маркина" и "Память тов. Азина". А "Спартак" (до революции - "Великая Княжна Татьяна Николаевна" (он же - "Ласточка" в кинофильме "Жестокий романс")) - последний рейс совершил (. ) в 1992 году!

Помню когда по Волге плавали, в Астрахани застал колесный теплоход (который работал на рейсе), где-то в самом начале 90-х, может год 90, 91 .

Кстати, вроде бы где-то на Волге (возможно на Оке, часто плавали не теплоходе в детстве, могу спутать. ) также, на берегу стоял колесный теплоход, переоборудованный под пансионат

Встречался и большой дебаркадер вынесенный на берег, вроде этого:


p.s. а вообще не "доплывая" до Северного речного вокзала в Москве, много интересного, там стоят на отстое теплоходы (в т.ч. зимой), много всякой всячины .

на Яхроме, на базе какого-то парохода (именно) сделан морской клуб "Адмирал", рядом лежит фюзеляж пассажирского самолета, я раньше топик про него заводил, и т.д.

Hurrier9000

Guest

По последним сведениям, от него уже ничего не осталось Остается легкая надежда, что человек перепутал найденные останки с "Парижской коммуной", но это маловероятно

Корабли не "плавают" (плавает известная субстанция в проруби) - корабли "ходят" Ну это так, информации

Клуб "Адмирал", говоришь? Уж не тот ли, что стоял неподалеку от Северного речного вокзала? Кстати, он не "речник".

Hurrier9000

Guest

Ну вот и все, мля:


3,14здец, помянем пароход "Рязань". :'( :'( :'(

Sergio

Корабли не "плавают" (плавает известная субстанция в проруби) - корабли "ходят" Ну это так, информации

Клуб "Адмирал", говоришь? Уж не тот ли, что стоял неподалеку от Северного речного вокзала? Кстати, он не "речник".

он, началось все с парохода и закончилось довольно большим комплексом для владельцев заводов, судов, пароходов


внешне, теперь он серьезно изменился:

подробности его возникновения:

Ivan Pupikov

Кстати, вроде бы где-то на Волге (возможно на Оке, часто плавали не теплоходе в детстве, могу спутать. ) также, на берегу стоял колесный теплоход, переоборудованный под пансионат

На Оке пароход-пансионат был точно (см. выше). Причем все надстройки у него были из дерева, так что, когда в начале 90-х его подожгли какие-то 3,14доры, он сгорел до состояния именно железного корыта.
Вот только едва ли ты мог там проходить на туристическо-круизном теплоходе, они в те края (выше Нижнего) не поднимались. Там Ока не слишком глубокая, к тому же с очень извилистым фарватером, что затрудняет прохождение крупных судов. Впрочем, думаю, что на крупных реках пароходы-пансионаты были явлением повсеместным.
Еще помню, что раньше между Алексином и Серпуховым по Оке периодически попадались полузатопленные баржи для перевозки песка. Думаю, что они и сейчас должны быть на месте, ну как ее в таком состоянии на металл резать?
Надо бы на сей предмет поговорить кое с кем, есть тут в Туле люди.

Sergio

Вот только едва ли ты мог там проходить на туристическо-круизном теплоходе, они в те края (выше Нижнего) не поднимались. Там Ока не слишком глубокая, к тому же с очень извилистым фарватером, что затрудняет прохождение крупных судов.

Ivan Pupikov

В Нижегородскую область ехать надо!
Вот что там есть, например:


останки парохода "Ломоносов"


все, что осталось от деревянной баржи (сколько ж ей лет?!)

Всем, кто интересуется речными судами, рекомендую:

Там много фотографий, в том числе и старых, например


упоминавшийся выше "Спартак"

P. S. Отдельное спасибо Фотографу за предоставленные ссылки.

Sergio

Спасибо за интересные ссылки, с ностальгией посмотрел, на некоторых этих теплоходах в свое время "покатался"

;D в кач-ве офф-топа, понравился способ "парковки" на Северном речном вокзале зимой:



Помню когда по Волге плавали, в Астрахани застал колесный теплоход (который работал на рейсе), где-то в самом начале 90-х, может год 90, 91 .

кстати по тем же ссылочкам пройдясь, вроде назывался он "Володарский", вот его рисунок:


пароходы были утеряны!


Hurrier9000

Guest

Респект за интересные ссылки!

Часа два зависал - просмотрел "от корки до корки"

Что касается информации о судьбах отдельных экземпляров, то о их судьбе в начале девяностых (после повального списания "колёсников") можно посмотреть здесь: http://retro.infoflot.ru/ships/ships.html Упомянутые "утерянные" красавцы сгорели (при зачистке левого берега под ростовский провинциально-уездный "лас вегас", мать его, поди?).

А "Ломоносов", получается, так и не выдержал попыток восстановления? Сталбыть, колёсных пароходов на Волге теперь нет?


В прошлом году, в один из жарких летних дней, я ездил с maydyk в Серпухов и плавал по Оке на маленьком рейсовом катере "Зуша", единственном рейсовом катере, который остался в Серпухове. Именно тогда на борту катера у меня, пожалуй, и возникла идея, а почему бы не попробовать соединить воедино катание на катере, прогулку по живописным приокским лугам и посещение усадьбы Поленово. Время шло и только в прошедшее воскресенье 22 мая в один из солнечных весенних дней эту идею удалось претворить в жизнь.

Нас собралось только шестеро - я, Оля Степанова, jenyay , Дато, Сергей и Таня, все остальные желающие либо не смогли выбраться в силу разных дел, либо просто не смогли пересилить себя и проснуться утром, чтобы успеть на семичасовую электричку.
Когда я планировал поездку изначально в Москве, то я думал неспеша осмотреть Поленово, потом сесть на автобус, доехать на нем до Ланьшино и прогуляться дальше уже пешком, вдоль Оки, посмотреть церковь в Подмоклово, и уплыть на катере в Серпухов. Но одно дело план, а другое дело факт.
Итак как же все было.
Встретившись вшестером ранним утром в электричке мы уже через 2,5 часа выходили на ст. Тарусская, где должны были пересесть на рейсовый автобус до с. Страхово, откуда собирались пройтись пешком до усадьбы Поленово. Автобус даже был, и он нас даже довез до с. Страхово, в чем нам очень сильно повезло, как поведала кондукторша, так как автобус был неисправен и мог сломаться в любом месте. В ответ же на вопрос, будет ли автобус до Ланьшино, я узнал, что автобус должен пойти этот же самый и если его успеют дочинить, то он поедет, если не успеют, то не поедет, и вообще шансы на автобус 50 на 50. Пришлось планы на ходу несколько перестраивать, а именно сократить время на усадьбу, пройти уже пешком до Ланьшино, а уже оттуда доехать на автобусе до с. Подмоклово, осмотреть церковь и дойти неспеша до катера.
Прежде, чем идти в Поленово, мы еще немножко погуляли по с. Страхово.



Знаменская церковь в с. Страхово (1715).



Долина р. Скнижка.





По дороге из с. Страхово в усадьбу Поленово.



Усадьба Поленово, административный корпус.

В Поленово мы пришли где-то перед самым открытием усадьбы и началом продажи билетом, но тут нас ждали не особо приятные сюрпризы (некоторые ожидаемые, некоторые нет). Для начала посещение главного дома возможно только в составе экскурсии (ближайшая была в 11-40, и с неё мы никак не успевали дойти пешком до Ланьшино, чтобы успеть на автобус). Все это при том, что билеты без экскурсии есть, но по ним в дом не пускают. Второй сюрприз нас ждал в диараме, когда мы пришли ко времени показа, указанном на стенде, но нам ничего не стали показывать, так как нас было меньше 10 человек (об этом снова нигде нет никаких объявлений). В итоге мы только прогулялись по усадьбе, а Оля Степанова нам провела небольшую экскурсию.




Главный дом усадьбы Поленово.




Здание мастерской.

Погуляв по территории усадьбы, мы продолжили нашу прогулку и отправились пешком по берегу Оки в с. Бёхово.






Река Ока.

В старинном селе Бёхово на холму над крутым берегом р. Ока на месте обветшавшей деревянной церкви по проекту В. Д. Поленова к 1906 году была построена очень необычная Церковь Троицы Живоначальной. Рядом с церковью находится старинное кладбище, где захоронен В. Д. Поленов.




Церковь в Бёхово.



Старинное кладбище.



Здесь захоронен В.Д. Поленов.

Осмотрев церковь в с. Бёхово, мы продолжили наш путь. Так как тропинки вдоль Оки дальше не было, то мы дошли по тропинке до святого источника, а дальше вышли на дорогу и уже по дороге дошли до дер. Митино.



Крест по дороге к святому источнику.



Тропинка к святому источнику.






По пути в дер. Митино.





По пути из дер. Митино в пос. Ланьшинский. На всем почти протяжении гуляли проселками по лугам около Оки.



Долина р. Ямница. По карте через речку нарисован брод, но на месте мы его не нашли, реку похоже давно как уже пропустили в трубе.



По пути встретили автобус, возвращающийся из пос. Ланьшинский. Он все-таки был, но кто же об этом знал.

В поселке закупились в магазине и устроили перекус в лесочке в ожидании автобуса, который бы нас довез до с. Подмоклово.
Село Подмоклово известно в первую очередь благодаря очень необычному храму, построенному в 1754 году в стиле итальянского барокко на средства Долгоруких.
Сейчас храм на реставрации и весь находится в лесах.



Храм Рождества Богородицы в с. Подмоклово.



Руинированный северный флигель усадьбы Долгоруких (2 пол. XVIII века).



Бывший усадебный пруд.



Затон на р. Ока.




По дороге к катеру.



Остановка катера "Сады".



Прибытие катера.






По пути в Серпухов.

Приплыв в Серпухов, мы на автобусе доехали до станции, а уже оттуда на электричке в Москву. На этом и завершилась наша поездка.



Ока на этом участке напоминает безлюдную уральскую или сибирскую реку.

Местами Ока сильно петлет. Это место называется Рыбачья коса, здесь теплоход поворачивает почти на 180 градусов.

Тем временем директор круиза Оксана Швец и ее коллеги готовятся к предстоящему круизу.

В частности, было проведено фотографирование членов экипажа, дирекции круиза и арт-бригады на доску "Экипаж теплохода "Василий Чапаев". Вот очередь на фотосессию:

А вот - как она проходит. Директор круиза фотографирует ди-джея Игоря:

3 июня в 07.45 прошли пристань Рязань.

Незадолго до подхода к Кузьминскому шлюзу погода начала портитлся, поднялся сильный ветер. Не очень хорошо для шлюзования в узких окских шлюзах.

Заход в Кузьминский шлюз - с "подворотом", что еще больше усложняет задачу судоводителей. Заходили в шлюз при порывистом, да еще и постоянно изменяющем направление ветре.

Кузьминский шлюз - это то самое лимитирующее место, делающее невозможным рейсы по Оке выше Рязани при падении воды. На сегодняшний день глубина на короле шлюза - всего 192 сантиметра. Очень мало для этого времени года. Вода падает. Через пару недель этот участок, скорее всего, станет непроходимым для таких судов.

Выходили из шлюза при усилившемся порывистом ветре. Еще несколько минут, и пришлось бы стоять в шлюзе и пережидать, пока ветер утихнет. Иначе здесь нельзя.

В 13.15 оставили слева по борту село Константиново, родину Сергея Есенина.

По курсу - остров Перевицкий. Как вы думаете, как здесь проходит судовой ход? Да, именно по узкой протоке слева. Глубины справа от острова - меньше метра, реку там можно легко перейти вброд даже сейчас, когда вода еще не ушла.

Когда прошли перепрау Белоомут, поднялся сильнейший ветер с дождем. Такой погоды на Оке я еще не видел никогда.

Шлюз Белоомут - не менее головоломный для судоводителей, чем Кузьминский, особенно при таком ветре.

DSC_0510.jpg

Ока - одна из самых красивых рек среднерусской полосы. Неширокая, извилистая, классическая русская природа, интересные, древние, но при этом нешумные города. Паустовский когда-то назвал Оку - самой русской из всех русских рек. И в этом большая доля правды. Классический круиз, позволяющий хорошо посмотреть почти всю Оку, называется "Московская кругосветка" - теплоход отправляется с московского Северного речного вокзала, пять дней идёт до Нижнего Новгорода по Волге с остановками в разных интересных местах, а обратный путь от Нижнего Новгорода до Москвы проходит уже по Оке и Москве-реке. Это кольцевой маршрут - поэтому его и называют "Московская кругосветка". Существует и обратный вариант этого маршрута - туда по Оке, а обратно - по Волге. В разные годы мне довелось полностью пройти "Московскую кругосветку" четыре раза. А этим летом в июне выдались свободные выходные, и я решил воспользоваться этим и пройти небольшой кусочек "кругосветки" - от Рязани и до Москвы. Это очень интересный, пусть на мой вкус и не самый красивый кусок маршрута (самая красивая Ока - она чуть ниже по течению. ), но представление об Оке даёт в хорошей мере.

1. Ока в Рязани. В этом году здесь не поставили пассажирский дебаркадер, и двухпалубные туристические теплоходы останавливаются на рейде, либо швартуются к необорудованному берегу.


2. "Василий Чапаев" - теплоход, любимый очень многими туристами. Каждый год у него очень интересная программа круизов, среди которых много уникальных - по Вятке, Каме, Белой, Волге с необычными стоянками. И, конечно, по Оке.



4. Рязанский кремль очень красив, в последние годы здесь велись обширные реставрационные работы. Исключительно приятно прогуляться! :)


5. Успенский собор - главная доминанта Кремля и главный храм Рязанской митрополии.




8. Высота соборной колокольни - 83 метра. Колокольня и Успенский собор долго виднеются с палубы теплохода, идущего по петляющей среди лугов Оке.


9. Теплоход покидает Рязань и направляется вверх по течению Оки. На почти всём своём протяжении Ока очень неширокая и извилистая. Но самые причудливые кренделя Ока выделывает на широченной луговой пойме в Рязанской области. Иногда за какие-то минуты теплоход несколько раз поворачивает на 180 градусов! Какими огромными кажутся двухпалубные теплоходы на узком и извилистом окском фарватере!


10. Обрывы излучин облюбовали ласточки-береговушки.



12. Хорошо на Оке!


13. На реке хорошо в любое время - везде своя прелесть. А в июне можно любоваться необычайно сочной молодой зеленью.



15. В отличие от Волги, Ока неширокая, и берег всё время рядом. Можно наблюдать за неспешной сельской жизнью. :)


16. Теплоход проходит деревню Костино - здесь правый берег Оки довольно крутой, и река делает поворот на 90 градусов. Очень живописное место!



18. Далее, в деревне Пощупово, находится очень красивый монастырь, который чудесно смотрится с реки.



20. А по берегам кипит жизнь. Деньки стоят жаркие - искупаться приятно! :)



22. Тянутся к реке и коровы, и люди. :))


23. Теплоход минует Новоселки - родину братьев-певцов Пироговых, в честь которых были в своё время названы два популярных двухпалубных теплохода. "Александр Пирогов" сейчас уже не работает на туристических маршрутах, а "Григорий Пирогов" и сегодня выполняет речные круизы - в своё время мне довелось пройти по Оке на обоих из них.



25. После обеда небо начинает хмуриться - видимо, будет гроза.



27. В районе села Аксёново сейчас ведётся строительство нового гидроузла. Плотина старого Кузьминского гидроузла, обеспечивающая судоходные глубины выше по течению, была построена в начале XX века и несмотря на ряд реконструкций, давно стала проблемным местом на Оке. Малые глубины на её шлюзе в маловодные периоды всё чаще лимитируют круизное судоходство. Со строительством новой Аксёновской плотины эти проблемы исчезнут и условия судоходства по Оке улучшатся.


28. Строительство идёт полным ходом.



30. На переправе через Оку ждёт проезда десантура - тут совсем рядом находится крупная десантная дивизия.



32. А вот и старый Кузьминский гидроузел.


33. Теплоход заходит в шлюз. Это тот самый, проблемный шлюз на Оке, нередко лимитирующий круизное судоходство. Под вопросом был и наш рейс - но незадолго до этого прошли сильные дожди, и воды в Оке прибавилось. К счастью, уже со следующей навигации с пуском Аксёновского гидроузла вместо старого Кузьминского - эти проблемы останутся в прошлом.


34. С верхней палубы теплохода открывается хорошая панорама Кузьминской плотины.


35. Кузьминскому гидроузлу - 100 лет.


36. С гребня плотины, видимо, очень хороший клёв. :)



38. Закончив шлюзование, теплоход продолжает свой путь по Оке.


39. Буквально в нескольких километрах выше Кузьминского шлюза находится пристань Константиново - стоянка всех туристических теплоходов.


40. Константиново - родина Сергея Есенина и очень живописное место, откуда открываются невероятные виды на Оку и заокские дали.




43. Поднимается ветер, начинается дождь - грозовой фронт стремительно приближается.



45. Дом, в котором родился и жил Сергей Есенин.




48. С крутого берега Константиново видно сразу несколько поворотов Оки, петляющей по пойме.



50. Ока петляет, и кажется, что другой теплоход идёт не по воде, а по полю. :)


51. Гроза прошла, вечереет - мы прошли пару поворотов, но крутой обрыв Константиново по-прежнему виден с палубы.


52. Закат на Оке.



54. Выше по течению находится ещё один гидроузел - Белоомутский. Он обеспечивает глубины далее до Коломны и устья Москвы-реки. Ночное шлюзование - это всегда интересно.



Глубокая ночь. От Белоомутского гидроузла до Коломны - примерно четыре часа хода. На рассвете теплоход покинет Оку и войдёт в Москва-реку, по которой будет идти весь следующий день круиза до Южного речного вокзала столицы, конечной точки нашего маршрута.

Читайте также: