Какой эбу на двигатель ej22

Обновлено: 07.07.2024

Впервые на российских авто появились ЭСУД (Электронные Системы Управления Двигателем) разработки General Motors (GM). Они были двух типов: центрального (для полноприводных автомобилей ВАЗ 21214 и "классики" - 21073, 21044) и распределенного (переднеприводные ВАЗ) впрыска топлива.
Обе системы имеют в комплектации датчик кислорода и катализатор. Первоначально системы были спроектированы и откалиброваны производителем (GM) для норм токсичности США-83, которые впоследствии были перестроены для удовлетворения требований токсичности Евро-2. Позднее появилась версия для норм России (только для 16-ти клапанного двигателя ВАЗ-2112).
В качестве ПЗУ в данных блоках используются микросхемы с УФ стиранием, емкостью 32 Кб, "упакованные" в специальный фирменный переходник GM. Доступ к ПЗУ производится без полной разборки блока, через специальное окошко, закрытое крышкой. Двигатель в аварийном режиме может быть заведен без ПЗУ.

BOSCH M1.5.4 (N)

BOSCH MP7.0H

BOSCH M7.9.7 BOSCH M7.9.7 +

Новый ЭБУ не заставил себя ждать. Как всегда "без объявления войны", ВАЗ выпустил на конвейер ЭСУД с Bosch M7.9.7 другой модификации. Он содержит другой процессор (Thompson) и ПО прошито внутри процессора, то есть flash - памяти в них нет, применена так же и другая eeprom.
Первые прошивки в новом блоке - B103EQ12 для двигателя 2111 (1,5 л) и B120EQ16 (Нива). Впоследствии появились так же прошивки новой реализации и на все остальные системы впрыска. Все они с фазированным впрыском, как 8, так и 16-клапанные. Прошивки "старой" реализации не подходят для "новой" и наоборот. Совместимости нет. На "новый" тип контроллеров уже (по стостоянию на январь 2006) вышло обновленное ПО. Серия EQ заменена на конвеере на ER. С чем это связано, какие изменения и улучшения внесены, как повелось на ВАЗ, не сообщается.

Автэловские проекты (софт АВТЭЛ):
21124-1411020-12 854.3763.000-02 45 7311 XXXX М73 Е3
21114-1411020-12 855.3763.000-02 45 7311 XXXX М73 Е3
21114-1411020-12 855.3763.000-02 45 7311 XXXX М73 Е3

Итэлмовские проекты (софт ВАЗ):
21067-1411020-22 851.3763.000-01 45 7311 XXXX М73 Е3
(пока один, обратите внимание, что этот контроллер может выпускать и АВТЭЛ, то есть, прошивка будет начинаться с A).
Аппаратно блок практически идентичен Январь 7.2+, отличие только в резисторах, отвечающих за конфигурацию процессора. Это позволяет, с некоторыми ограничениями, произвести переделку М73 в Январь 7.2+

ЭБУ с поддержкой электронного дроссельного узла (с конца 2010 г.)

На исходе 2010 года на а/м семейства ВАЗ начали устанавливать серийно электронную дроссельную заслонку, электронную педаль и поддерживающие данные устройства контроллеры Bosch M17.9.7 (а/м "Приора") и М74 (производство "Итэлма", а/м "Калина"). Контроллеры имеют оригинальную проводку и разъемы, не совместимы с предидущими ЭСУД и несовместимые между собой.

Впервые данные ЭБУ появились в ноябре 2010 года на автомобилях семейства "Калина", оснащенных электронным дросселем и электронным приводом дроссельной заслонки.
С 2011 года все новые автомобили, сходящие с конвейера, включая автомобили классической компоновки, должны соответствовать нормам Евро-4. Блоки М74 и М74К несовместимые и разные по схемотехнике. М74К, по сути, не является М74, это "глобальная" модификация блока М73. ЭБУ М74 не совместим по проводке/разъему ни с одним ранее применявшимся ЭБУ.

M75, выпущенный НПП "Итэлма" в 2012 году, предполагается как альтернатива Bosch ME17.9.7, преднезначенная для замены ЭБУ без переделки проводки - блок имеет аналогичную 17.9.7 колодку с совпадающей распиновкой. Предполагается, что блок сможет заставить выполнять ВАЗовский двигатель нормы Евро-5. Впервые блок применен на а/м "Приора" 1,6 л, 16V, 2012 г. выпуска.

Обе системы имеют в комплектации датчик кислорода и катализатор. Первоначально системы были спроектированы и откалиброваны производителем (GM) для норм токсичности США- 83 , которые впоследствии были перестроены для удовлетворения требований токсичности Евро‑ 2 . Позднее появилась версия для норм России (только для 16 -ти клапанного двигателя ВАЗ- 2112 ).

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ
ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ
ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ
ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

Для автомобилей классической компоновки используется модификация Январь 5 . 1 . 3 2104 – 1411020 - 01 в комплектации Евро‑ 2 , без датчика детонации. От версии 5 . 1 отличается только не запаянными элементами канала детонации.

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

В качестве ПЗУ в данных блоках использована микросхема FLASH, емкостью 256 Kb, из которых только 32 Kb содержат калибровочные таблицы и могут быть считаны и перезаписаны. Вернее, записать можно все 256 Кб, а вот считать только 32 кб. Считывание /запись этих блоков (без вскрытия блоков) поддерживает программатор Combiloader от SMS – Software. Возможно так же программировать flash внешним программатором через переходник, подключаемый к шине ЭБУ.

В данном ЭБУ использован 16 -разрядный процессор B 58590 (внутренняя маркировка фирмы Bosch), 20 – разрядная шина и, в качестве ПЗУ, для хранения ПО и калибровок, использована flash – память 29 F 200 .

ЭБУ разных модификаций аппаратно различаются. ЭБУ под нормы Е 3 ( 1411020 – 50 ) имеет дополнительный драйвер для подогревателя 2 ‑го датчика кислорода. Так же возможны различия по каналу ДТВ.

Этот тип ЭБУ поддерживает не отключаемую драйверную диагностику. Поэтому при установке ГБО на них строго обязательно применение безразрывного отключения форсунок.

- 2111 – 1411020 - 72 с прошивкой V 5 V 13 K 03 (V 5 V 13 L 05 ). Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V 5 V 13 I 02 , V 5 V 13 J 02 ).
– 2111 – 1411020 - 62 с прошивкой V 5 V 03 L 25 . Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V 5 V 03 K 22 ).
– 2112 – 1411020 - 42 c прошивкой V 5 V 05 M 30 . Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V 5 V 05 K 17 , V 5 V 05 L 19 ).

По проводке блоки взаимозаменяемы, но только со своим, соответствующим блоку, ПО.

Почти все автомобили 2110 – 2112 выпуска позднее июня 2003 года выпущены с этим блоком, а модификация 2111 – 1411020 - 72 частый гость на новых 2109 – 2111 .

Эти ЭСУД сняты с производства в начале 2005 г.

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

Внутри этого семейства имеются аппаратные различия. Как видно на рисунке внизу, ЭБУ для 8 кл. модификаций ( 2111 – 1411020 - 80 и 21114 – 1411020 - 30 ) содержат два ключа управления зажиганием. Блоки для 16 -клапанных двигателей 1 , 6 ( 21124 – 1411020 - 30 ) имеют 4 встроенных ключа управлением зажигания.

Подробнее о двигателях ВАЗ 21114 и 21124 читайте здесь.

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

Некоторые блоки имеют непривычную идентификацию: 22 XC 052 S, 33 XC 0305 . 22 XC 052 S это копия B 122 HR 01 , 33 XC 0305 – B 120 ER 17 . На самом деле это название одной и той же прошивки, но в первом случае по классификации Bosch, а во втором случае по классификации ВАЗ.

22 XC 052 S – System Supplier ECU SoftwareNumber
B 122 HR 01 – Vehicle Manufacturer ECU SoftwareNumber

Для данного типа ЭБУ реализовано полное программное отключение ДК и регулировка содержания СО в отработанных газах, то есть, перевод на нормы токсичности Россия- 83 .

В августе 2007 г. на новых автомобилях и в продаже появились новые блоки управления Январь 7 . 2 собранные на принципиально новой элементной базе. Используется процессор SGS Tomphson с внутренним flash. Непонятно высокое предназначение этого блока, т.к буквально через несколько месяцев, в декабре 2007 г. он был сменен на М 73 для норм Евро‑ 3 .

С точки зрения диагностики, эти ЭБУ имеют точно такой же диагностический протокол, как обычные Январи‑ 7 . 2 , полностью поддерживаемый в новой версии SMS-Diagnostics 2 .

Новые контроллеры М 73 производятся двумя заводами: НПО ИТЭЛМА и АВТЭЛ.
Аппаратно контроллеры идентичны, но софт там принципиально разный.

Автэловские проекты (софт АВТЭЛ):

21124 – 1411020 - 12 854 . 3763 . 000 – 02 45 7311 XXXX М 73 Е 3
21114 – 1411020 - 12 855 . 3763 . 000 – 02 45 7311 XXXX М 73 Е 3
21114 – 1411020 - 12 855 . 3763 . 000 – 02 45 7311 XXXX М 73 Е 3

Итэлмовские проекты (софт ВАЗ):

(обратите внимание, что эти контроллеры может выпускать и АВТЭЛ, то есть, прошивка будет начинаться с A)

Проекты АВТЭЛ имеют ПО, родственное Микас- 11 . Принципиальное отличие только в алгоритме работы канала детонации (в Микас- 11 реализована модель АВТЭЛ, которую в упрощенном виде мы знаем еще со времен Микас‑ 7 . 1 , а в ПО M 73 реализована модель ВАЗ, похожая на модель ЭБУ Январь‑ 5 / 7 ). Теоретически, данное ПО может работать и с ДАД, режим работы ДМРВ/ДАД переключается флагом комплектации).

Аппаратно блок практически идентичен Январь 7 . 2 +, отличие только в резисторах, отвечающих за конфигурацию процессора. Это позволяет, с некоторыми ограничениями, произвести переделку М 7 . 3 в Январь 7 . 2 +

На этом, собственно, можно поставить точку в истории ЭСУД с механическим дроссельным узлом.

ЭБУ с поддержкой электронного дроссельного узла (с конца 2010 г.)

В конце 2015 г., вслед за автомобилями УАЗ, на Нива-Шевроле появилась очередная модификация: Bosch M(E) 17 . 9 . 71 , 21230 – 1411020 - 50 . Блок аппаратно отличается от 17 . 9 . 7 , программируется модулем Combiloader Tricore TC 17 xx (BSL) или Bosch ME 17 . 9 . 7 OBD, но, только после снятия защиты (разблокировки) ЭБУ с помощью модуля BSL Tricore TC 17 xx.

ЭБУ М 74 не совместим по проводке/разъему ни с одним ранее применявшимся ЭБУ.

Программирование М 74 возможно программатором Combiloader c соответствующим модулем (XC 27 x 5 ) в BSL режиме. Т.к производитель вывел вход разрешения программирования на колодку (есть мнение, что это временно), то возможен перевод в BSL режим без разборки ЭБУ.

Следует иметь ввиду, что данные блоки постоянно дорабатываются производителем и уже имеют различие в аппаратном и программном обеспечении. Например, прошивки для Калины I 444 CB 02 и I 444 CC 03 построены на одном аппаратном уровне и программно взаимозаменяемы, а I 444 CD 04 уже имеет различия и несовместима с предыдущими сериями.

В связи с появлением данного типа контроллера кабель М 74 для Combiloader дополнен доп. разъемом OBD, старый кабель снят с производства.

Аппаратные различия, внутри одного семейства, на этом не заканчиваются, М 74 , берущие сигнал скорости с ДС на КПП и, отличаются аппаратно от М 74 , сигнал на которые идет с АBS. Различия наглядно представлены на фото.

Фото платы М 74 8 V [v 7 . 37 ] (среднее разрешение, номиналы видно)

Блоки M 86 , помимо автомобилей ВАЗ, устанавливаются, с оригинальным программным обеспечением, так же на автомобили УАЗ.

M 74 M – рабочее заводское название и, возможно, в дальнейшем ВАЗ идентифицирует его как-нибудь по другому.

Внимание! Фото высокого разрешения предоставлены А. Михеенковым (aka ALMI). На них полностью просматривается топология плат и номиналы применяемых элементов. Фото находятся в архивах размером 3 – 25 Mb. Автором запрещено размещение данных фотографий на сторонних интернет – ресурсах без согласования и разрешения.


Дальше, по схеме: выбор, заказ, оплата, получение. Только добрые дядитёти, вместе с мотором прислали ещё и его родные мозги. Пока то-сё, замена мотора и пр., мозги с нового ДВС оставались лежать дома. И вот однажды, выбрав погожий зимний денёк (-32 за бортом, ураганный ветер и метель) я пошёл переставлять компухтер.


Такие дела, друзья. Ни в коем случае не хочу сказать, что так у всех. Но, лично в моём случае, автомобиль стал совсем другим. Будем посмотреть дальше!

ЭБУ М73 21067-1411020-22 подключенный к ромокабелю

После первой неудачной попытки перепрошивки своего ЭБУ, занялся я поиском информации, а можно ли его перепрошить без вскрытия и перепайки резисторов? Благодаря консультации одного из пользователей на драйве, оказалось, что сделать это можно. Нужно было только заиметь определённую программу. И такая программа у меня появилась :)

Снял я ЭБУ с машины и подключил по схеме указанной ранее

Подключение ЭБУ

ЭБУ М73 21067-1411020-22 подключенный к ромокабелю

Прошивка ЭБУ М73 21067-1411020-22 прошивкой I327RD08 от Ledocol

Заменитель катализатора на ВАЗ-21074 и заглушка для датчика кислорода

При установке заглушки я использовал медную смазку в тюбике производства ВМПАвто, которая как раз рекомендуется при сборке выхлопных систем, чтобы исключить прикипание деталей.

После чего, демонтировал низко висящий катализатор

Катализатор на ВАЗ-21074

и имплантировал на его место проставку-заменитель. Получилось так:

Проставка заменитель катализатора на ВАЗ-21074

Разъём с проводами идущий ко второму датчику кислорода я заглушил и замотал в пакет скотчем. Позже куплю к нему ответную часть, залью её силиконом и сделаю заглушку, чтобы не портились контакты.

После чего, установил на место блок ЭБУ и попробовал завести машину. Что можно сказать по работе двигателя на новой прошивке — на мой взгляд двигатель стал работать менее ровно, подозреваю, что это следствие отключенного датчика детонации в прошивке ЕВРО-2. По бортовому компьютеру расход бензина ниже не стал, а на мой взгляд остался примерно таким же — 1,0 или 1,1 литра в час. Как эта прошивка ведёт себя на трассе я сказать пока не могу, все выходные у нас лили дожди, и из гаража я поэтому не выезжал.

Попробовал подключится к ЭБУ с помощью OpenDiagFree и проверить параметры работы двигателя. Никаких отклонений я не обнаружил, всё работает как и раньше, только на мой взгляд на холостом ходу менее ровно.

Подключение к ЭБУ М73 21067-1411020-22 с прошивкой I327RD08 от Ledocol

Диагностика ЭБУ М73 21067-1411020-22 с прошивкой I327RD08 от Ledocol

На следующих выходным покатаюсь с новой прошивкой по трассе и тогда будет видно, как она себя проявит и что с ней делать дальше.

Решили повысить мощность Honda Civic? Если вы следите за сайтом то формула раскачки либо свап двигателя на другую серию B18C, либо заменить электронику на индвидуальный впрыск PGMFI с программируемым мозгом OBD1. Но есть еще один способ, который почему то обходят мимо.

В середине 90х годов, компания Honda решила поэкспериментировать с компьютером ECU Honda и с системой впрыска. Форсунки были спарены, из распределителя зажигания были вынуты некоторые датчики, главные процессоры производимой компанией OKI был единожды заменен на процессор NEC UPD78214. Все эти изменения называли SFI — Simpled Fuel Injection.

Устанавливался данный тип компьютера, на автомобили Honda, которые были максимально облегчены по снаряжению. Такой мозг ECU Honda не управляет датчиком детонации или системой VTEC, кислородный датчик имел всего 1 сигнальный провод. SFI модели типа P3Y и P3X ставились в том числе на 6 поколение c 1996 по 1998 год, уже в 1999 с принятием экологического стандарта EURO-3 было принято решение, что двигателе нужно управлять более сложно, и Honda вернулась к привычному производителю микросхем OKI.

Эту статью я подготовил как небольшой просвет для тех кто хотел бы немного улучшить свой автомобиль штатными средствами типа — Plug And Play, но имеет возможности установить чипованные мозги OBD1 или волею судьбы мозг ECU нужно обязательно поменять. Как вы знаете D14A3 и D14A4 имеют абсолютно одинаковые детали. Разница D14A3 и D14A4 состоит только в прокладке дросселя и прошивки (не подтверждено пока что), и многие ребята просто меняют мозги, и получаю честные 15 сил разницы (75-90). Я опишу что кроме P3X и P3Y были и другие мозги ECU, и где они ставились. А выбор большой, может быть и не стоит переходить на другой мозг, и мучиться с настройкой.

С чем работает SFI?

Для начала подготовка. Мозг SFI это небольшой, квадратной формы, электронный блок с двумя разъемами. Разъемы аналогичны разъемам OBD1 A и D (но не контактам внутри!). Да в OBD1 всего три разъема, но разработчики решили что разъемы будут A, B и D.

Мозг SFI ни когда не работал с VTEC системой, поэтому ГБЦ можно оставить свою. SFI работает только с клапаном холостого хода RACV, поэтому дроссельную заслонку можно оставить свою. Все мои поиски показали, что мозг SFI работал только с форсунками 180cc (другое название 190сс), поэтому оставляйте свои. Распредвал практически не менялся и был всегда один и тот же. Тоже касается и распределителя зажигания, он был только один — D4T94-04 (D4T94-04A), с длинным семиконтактным разъемом.

Вы спросите в чем же различия? Ответ прост, сама прошивка зависящая от объема двигателя (1.3-1.6) и некоторых нюансах типа коррекции на типа поршня и распредвале. По сути для получения полноценного свапа на другой двигатель, вам нужен собранный блок двигателя и нужный ECU мозг, в котором нужно будет просто перепаять иммобилайзер. Распиновка SFI P3X, P3Y, P76, P2K, P2C, PEJ, PBD и P7G SFI. Итак начнем.

Блок двигателя 0.656 литра E07A(JDM)

Микролитражный автомобиль Honda Beat PP1 объемом 656cc выдавал 63лс, что соответствует лозунгу хондоводов — 100лс с литра, при том же объеме ОКА ВАЗ имела 29 и 35лс. Шел только с механической коробкой передач и SFI мозгом ECU 37820-P36-000 и 37820-P36-003. На самом деле от SFI у него только два разъема, не пытайтесь его установить даже если нашли. Хотя бы потому что блок имеет только 3 цилиндра.

Блок двигателя 1.3 литра, D13B (JDM)

Самой младшей комплектацией SFI являлся Civic EK2, и как вы знаете это тот же D15B блок с шатунами от D14 но более коротким коленвалом (ход 76мм). Модификации коробки были как АКПП так и МКПП. Мощность была 90 лс, да D13B был интересней D14A3! Ставился в основном Honda Civic и Honda City (D13B6).

  • 37820-P2A-003, MT CIVIC EK2 EL-2, EL
  • 37820-P2A-901, 4AT CIVIC EK2 EL-2, EL

Блок двигателя 1.4 литра, D14A3 и D14A4 (EDM)

  • 37820-P3Y-G01, MT 1.4i 90 лс
  • 37820-P3Y-G51, 1.4 90 лс
  • 37820-P3Y-G52, 4at 1.4 90 лс
  • 37820-P3X-G12, MT 75 лс

Блок двигателя 1.5 литра, D15B, D15Z4 (JDM)

В семействе D15 двигателей я нашел всего несколько вариаций, D15B без втека по сути был клоном D15Z4, ставившегося на Civic EK3, Ballade 150i и Capa. Производительность была 90лс.

  • 37820-P2C-901, 4at Civic EK3 D15B 90 лс
  • 37820-PEJ-J02, 4at CAPA GA6 D15B 90 лс
  • 37820-P2C-Y51, 4at ballade 150I D15Z4 90 лс
  • 37820-P2C-Y01, MT(at?) civic exi D15Z4 90 лс
  • 37820-P7F-901, AT 2WD D15B EY7 Partner 1.5GL 90 лс
  • 37820-P7F-003, MT 2WD D15B EY7 Partner 1.5EL 90 лс

Блок двигателя 1.6 литра D16A, ZC, D16Y4

Самый большой блок из серии D тоже оснащался мозгом SFI оснащался многими двигателями. Civic Ferio EK5, Domani, Integra, Partner это почти полный список моделей Honda использующих на 1.6 блоке блок SFI и форсунки 190 кубиков. Самое примичательное, что именно D16A ZC серия блоков двигателей оказалась самой обширной, включающая даже версию полного привода. Большенство двигателей с этим ECU имели мощность 120лс.

  • 37820-P2K-Q02, MT Civic GLI CXI, D16Y4 106 лс
  • 37820-P2K-Q51, 4AT Civic GLI, CXI, D16Y4 110 лс
  • 37820-P2K-Q52, 4AT Civic GLI, CXI, D16Y4 110 лс
  • 37820-P2K-V51, 4AT Civic EX, Ballade 160I D16Y9 110 лс
  • 37820-P2K-V01, MT Civic EX, Ballade 160I D16Y9 106 лс
  • 37820-P76-902, AT Integra DC1 ZC , 120
  • 37820-P76-J91?
  • 37820-P76-013, MT Integra DC1 ZC , 120
  • 37820-P7G-j91, AT 4×4 PARTHNER EY8 1.6EL EY8, 120
  • 37820-P7G-003, MT 4×4 PARTHNER EY8 1.6EL EY8, 120
  • 37820-P2K-003, MT 4×4 Civic Ferio RTI EK5, MB5 16G 4AWD
  • 37820-P2K-J91, AT 4×4 Civic Ferio RTI EK5, MB5 16G 4AWD
  • 37820-PBD-901, AT Domani 16G, MB4 4AT
  • 37820-PBD-003, MT Domani 16G , MB4 4AT

Итог данной статьи состоит в том, чтобы показать SFI семейство в развернутом виде. Как вы успели заметить, разница в во всех двигателях была только в объеме двигателя и прошивки. Конечно тип поршня и тип распредвала имеет не малое значение, но не критична разница. Если вы решили что вам хватит 90, 110 или 120лс, и вы не хотели бы заниматься проводкой, то замена мозга ECU SFI и блока двтгателя ,будет хорошей альтернативой чипуемого мозга OBD1 который еще нужно отстроить. SFI прошивки, хватает чтобы на 190 форсунках, управлять полноприводным Honda Partner на АКПП и без VTEC поднять 120 лс с весом 1250кг. Блок, двигателя, ECU, замена иммобилайзера это все что нужно для работы. Но последнее слово всегда за вами. Дерзайте!

Читайте также: