Какой из факторов восприятия водителями инспекторов гибдд психологи ставят на первое место

Обновлено: 07.07.2024

Петров Владислав Евгеньевич
Московский городской психолого-педагогический университет
магистрант факультета экстремальной психологии


Аннотация
Статья посвящена исследованию факторов, оказывающих влияние на стиль управления транспортным средством. Выделенные детерминанты были структурированы в зависимости от различных оснований классификации. Детализированы такие группы факторов как факторы, относительно независящие от людей (факторы непреодолимой силы, ситуативные факторы), и факторы, непосредственно зависящие от людей (социально-психологические факторы, индивидуально-психологические особенности водителя). Особое внимание было уделено психологически значимым детерминантам. В ходе эмпирического исследования оценена распространенность факторов. Опасное управление транспортным средством во многом связано с нахождением водителей в состоянии алкогольного опьянения, демонстраций социально-ожидаемого поведения за рулём, а также психофизиологическими и психологическими особенностями человека, которые препятствуют или наоборот провоцируют агрессивное вождение. Результаты исследования могут быть использованы как в деятельности образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей, так и в целях изучения личности действующих водителей.

Petrov Vladislav Evgenyevich
Moscow City Psychological and Pedagogical University
master student of the faculty of extreme psychology


Abstract
The article is devoted to the study of factors that influence the management style of the vehicle. The selected determinants were structured depending on different classification bases. Detailed such groups of factors as factors that are relatively independent of people (the factors of force majeure, situational factors), and factors directly dependent people (socio-psychological factors, individual psychological characteristics of the driver). Special attention was paid to the psychologically significant determinants. In the empirical research assessed the prevalence of factors. Dangerous driving is largely due to the presence of drivers in an alcohol intoxication, demonstrations of socially expected behavior behind the wheel, as well as psychophysiological and psychological features of the person that hamper or on the contrary provoke aggressive driving. The results of the study can be used as in the activities of educational institutions, carrying out preparation of drivers and to investigate the identity of active drivers.

В настоящее время проблема обеспечения безопасности дорожного движения актуальна как никогда. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий в России гибнет в среднем 25 тыс. человек, около 210 тыс. человек получают травмы и увечья, причиняется значительный материальный ущерб. Прибавим к этому искалеченные судьбы, утрату прежнего качества жизнедеятельности и т.п. Представляя масштабы проблемы безопасности дорожного движения, без преувеличения можно утверждать, что современное общество стоит перед одной из основных угроз своего существования. Всё это обусловливает поиск путей обеспечения безопасности на дорогах.

Направления решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения разнятся. При всей значимости правовых, экономических, технических, психолого-педагогических и иных мер обеспечения безопасности дорожного движения, перспективным является оценка и оптимизация стиля управление транспортным средством. К сожалению, случаи хамского поведения на дороге, вызывающего, агрессивного и рискованного стиля вождения возникают все чаще, что требует соответствующего реагирования не только со стороны законодателя, общества, сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД, но и специалистов, в первую очередь, психологов [1].

В противовес опасному вождению можно выделить надёжность управления транспортным средством как интегральное качество личности и стиль, связанный с безаварийностью и снижением риска возникновения опасной дорожной ситуации, с исключением создания помех для иных водителей, их уважением, с предсказуемостью поведения на дороге и др. Таким образом, изучение стиля управления транспортным средством имеет как научный, так и практический интерес.

Стиль управления транспортным средством следует рассматривать как относительно устойчивую совокупность приёмов и технических действий водителя, а также его личностных особенностей, связанных с приведением транспортного средства в движение, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с дорожной ситуацией, предназначением и техническими возможностями транспортного средства. Стиль управления как константная характеристика во многом определяется не только специальными знаниями, умениями и навыками вождения, но и индивидуальными качествами личности водителя. Стиль управления как стиль деятельности хотя и не в решающей мере зависит от индивидуальных особенностей человека, но определяет своеобразие её выполнения [2]. На него оказывают влияние различные факторы, выступающие как вероятностная детерминирующая сила.

В настоящей статье мы рассмотрим опасный стиль вождения как устойчивую характеристику управления транспортным средством, а также факторы, препятствующие и потенцирующие соответствующее поведение водителя. Исследование проводилось на теоретическом и экспериментальном уровнях. Теоретический уровень позволил описать факторы, оказывающие влияние на стиль управления транспортным средством. Констатирующий эксперимент был направлен на уточнения потенциала влияния того или иного фактора на стиль управления транспортным средством.

В ходе проведённого анализа литературы и статистики дорожно-транспортных происшествий, а также экспресс-опроса водителей на теоретико-гипотетическом уровне изучены обстоятельства, которые влияют на формирование у водителей опасного (агрессивного) стиля управления транспортным средством.


Рис. 1. Классификация факторов, детерминирующих опасный стиль управления транспортным средством

Разнообразие и многоплановость факторов, детерминирующих опасный стиль управления транспортным средством, были учтены при разработке соответствующей классификации (рис. 1).

В зависимости от того, от каких обстоятельств исходит побудительная сила нарушить правила дорожного движения либо удержаться в рамках правового поля можно выделить два направления: 1) факторы, относительно независящие от людей; 2) факторы, непосредственно зависящие от людей. Каждое из направлений представлено двумя группами факторов.

1.1. Группа факторов непреодолимой силы (под воздействием факторов этой группы соблюдение правил дорожного движения теряет всякий смысл; водитель вынужден придерживаться опасного стиля управления транспортным средством). Представителями этой группы являются:

исполнение представителями профессий особого риска служебных обязанностей с опорой на опасное вождение (например, управление специальным автотранспортом в особых ситуациях – преследование полицией преступника, прибытие экстренных служб на место катастрофы, доставка автомобилем скорой медицинской помощью тяжелобольного в больницу и т.п.);

поведение в чрезвычайной ситуации (например, массовое, в состоянии паники бегство (выезд на мото- и автотранспорте) людей из населенного пункта в случае эпидемий, перемещение транспорта в ходе ведения боевых действий).

1.2. Группа ситуативных факторов (опасное управление транспортным средством детерминируется особой дорожной или жизненной ситуацией; водитель имеет возможность выбора между безопасным (в сочетании с некоторыми негативными последствиями для себя или окружающих) и опасным стилями). К факторам этой группы можно отнести:

необходимость оперативного перемещения пассажиров или груза (например, доставка отцом дочери-роженицы в родильный дом, компенсация времени в пути при опоздании на работу и т.п.);

состояние транспортной инфраструктуры (например, необходимость постоянного маневрирование из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна – выбоины, открытые канализационные люки, искус ственные помехи движению (старые покрышки, выпавший из автомобилей груз и т.п.), обледенелые участки дороги, проведение ремонта дорожного полотна и т.п.);

вынуждено-опасное управление (например, с целью привлечения внимания сотрудников ДПС ГИБДД при угоне транспортного средства с водителем; нарушение правил дорожного движения в связи с действиями сотрудников правоохранительных органов и т.п.);

криминальная ситуация (например, нарушение правил дорожного движения с целью ухода от преследования, стремление затеряться в потоке транспортных средств и т.р.).

2.1. Группа социально-психологических факторов (на управление транспортным средством первостепенное влияние оказывает определённый или неопределённый для водителя круг лиц, окружающие; т.е. стиль вождения модулируется мнением третьи лиц, отношением, социальными установками и др.). Доминирующими в этой группе выступают:

общественное мнение в отношении границ правомерного поведения за рулём, порицание или одобрение водительских девиаций (отношение общества или отдельных, в первую очередь, референтных водителю, социальных групп к оценке опасности управления транспортным средством);

мотивированное опасное поведение (например, превышение скоростного режима водителем такси при значимом финансовом стимулировании оперативной доставки пассажира в аэропорт; опасное вождение по указанию руководителя, который торопится, и т.п.);

успешность/неэффективность деятельности органов государственной власти и управления, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения (Госавтоинспекция, Росавтодор и др.);

особенности правового регулирования общественных отношений, связанных с опасным управлением транспортным средством (правовая оценка степени общественной опасности агрессивного вождения как деяния).

2.2. Группа факторов, связанных с индивидуально-психологическими особенностями личности водителя (особенности управления транспортным средством связаны с личностью водителя, его психическим состоянием и поведением; опасное поведение – это своеобразная проекция личности на текущие условия жизнедеятельности и дорожную ситуацию). В этой группе в первую очередь следует выделить:

способствующие безопасному вождению – дисциплинированность (социальная нормативность), самоконтроль (волевая регуляция) и ответственность;

амбивалентно влияющие на безопасность управления транспортным средством – тревожность, самонадеянность, активность (энергичность);

криминальная инсценировка нарушений правил дорожного движения (умышленная демонстрация опасного стиля управления транспортным средством из криминальных побуждений)

психическое состояние водителя (например, состояние алкогольной или наркотической аддикции, аутодеструктивное поведение);

отклонения в психике водителя (например, управление транспортным средством психически больным человеком).

В зависимости от продолжительности действия тот или иной фактор может носить как кратковременный (например, ситуативно-агрессивное поведение какого-либо участника дорожного движения, возбужденное психоэмоциональное состояние или опьянение водителя, необходимость срочно доставить больного родственника в больницу и т.д.), так и длительный (наличие у водителя агрессивности и стремления к самоутверждению, несовершенство правового регулирования и административной практики в отношении лиц с опасным управлением транспортными средствами, неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной инфраструктуры и т.д.) характер. Конкретной дорожной ситуации и поведению водителя на дороге объективно свойственны свои специфические факторы как длительного, так и кратковременного характера.

Правовая направленность последствий поведения за рулём позволяет выделить факторы, препятствующие опасному управлению, и факторы, провоцирующие опасное управление транспортным средством.

Следует выделять объективные и субъективные факторы опасности при управлении транспортным средством.

Объективный фактор опасности – это фактор, создающий реальную угрозу жизни и здоровью людей, безопасности дорожного движения и т.п. вне зависимости от того, как он воспринимается конкретным человеком.

Субъективный фактор опасности – это фактор, зависимый от индивидуального восприятия человеком дорожной ситуации. Субъективность придает ситуациям специфический характер. Например, ситуация на дороге может не быть объективно экстремальной, но воспринимается индивидом как таковая.

Как и следовало ожидать, большую осведомленность о фактах и детерминации опасного управления транспортным средством проявили сотрудники Госавтоинспекции: 93,1 % (298 чел.) респондентов-сотрудников против 42,3 % (127 чел.) респондентов-водителей. Мнение этих групп опрошенных имели существенные различия. Так, подавляющее большинство сотрудников (60,7 %) связало опасное управление транспортным средством с нахождением водителей в состоянии алкогольного опьянения, в то время как водители (27,6 %) первопричиной считают демонстрацию социально-ожидаемого поведения за рулём.

Респонденты сошлись во мнении о том, что важная роль (второе место в перечне факторов, мнение более 20 % опрошенных) отводится психологическим особенностям личности водителей (т.е. таким психофизиологическим и психологическим свойствам человека, которые препятствуют или наоборот провоцируют агрессивное вождение).

Таблица 1. Факторы, определяющие агрессивность-безопасность стиля управления транспортным средством

Не все водители знают, что большинство инспекторов ГИБДД хорошие психологи. Они прекрасно знаю точки давление и как склонить водителя подписать постановление об административном правонарушении.

Какие же психологические хитрости применяют инспекторы ГИБДД в отношении водителей:

Самый распространенный приём, который знаком каждому водителю это когда инспектор ГИБДД предлагает пройти в патрульную машину. Дело в том, что у себя в машине, водитель чувствует себя более уверенно, чем в патрульной машине. Большинство водитель легче соглашаются на штраф, когда сидят в патрульной машине. Поэтому инспекторы ГИБДД стараются сделать так, чтобы водитель сел к ним в машину.

  • Из первого приёма вытекает еще один. Инспектор ГИБДД забирает документы водителя и несет их к себе в машину. Делает это он специально, чтобы водитель проследовал в патрульную машину, где, как я писал выше, его легче "сломить". Согласитесь, когда инспектор ГИБДД уносить ваши документы к себе, вы неосознанно хотите пойти следом.

Следующий психологический приём: Вы ещё не обсудили детали нарушения, а инспектор ГИБДД пошёл выписывать постановление. Очень действенный психологический прием, когда инспектор ГИБДД начинает выписывать постановление, несмотря на то, что водитель не согласен с нарушением или ещё не выразил свою точку зрения.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

1) психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающим возможным его повторное использование в деятельности

2) отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств

3) психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей

4) познавательный психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений.

2. Перечислите виды мышления..

3. К познавательным функциям не относится:

4. Объемом внимания называется

1) Качество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

2) Количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

5. Спокойный, неспешный, любящий размеренность и обстоятельность человек по типу темперамента:

6. К нарушениям подвижности мышления относятся:

1) Ускоренное мышление

2) Обстоятельное мышление

3) Вязкое мышление

4) Замедленное мышление

5) Детализированное мышление

7. Водителю приходится выполнить большое количество действий по управлению автомобилем. Назовите причины ошибочности некоторых действий:

1) Дефицит времени приема информации

2) Дефицит общения с пассажирами

3) Дефицит времени переработки информации

8.Перечислите основные факторы влияющие на видимость дороги:

1) Геометрические характеристики продольного профиля, геометрические характеристики поперечного профиля, индивидуальные свойства зрения, обзорность с места водителя, скорость движения ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС

2) Геометрические характеристики поперечного профиля, геометрические характеристики продольного профиля, индивидуальные свойства слуха, обзорность с места водителя, скорость движения ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС

3) Геометрические характеристики продольного профиля, геометрические характеристики поперечного профиля, индивидуальные свойства зрения, обзорность с места водителя, масса ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС

9. Чаще всего агрессивное поведение развивается под действием следующих факторов:

1) Злоупотребление психоактивными веществами,

2) Детские психические травмы и дефекты воспитания.

3) Проблемы в личной жизни, неустроенность, социально – бытовые трудности.

4) Накопление нервного напряжения, отсутствие полноценного отдыха.

5) Все ответы правильные

10. Выберите черты характера отрицательно влияющие на надежность водителя:

2) объяснение неудач своими ошибками

3) склонность к риску

4) беспечность, самоуверенность

11. Факторы риска при вождении автомобиля

1) Употребление алкоголя

4) Использование телефона во время движения

5) Все ответы правильные

12. Человека как индивида характеризует:

1) индивидуальный стиль деятельности

3) мотивационная направленность

13. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:

14. Высший регулятор поведения – это:

15. Назовите мощные стрессоры для водителя:

1) фактор ответственности

2) фактор неожиданности

3) фактор жизнедеятельности

4) фактор неопределённости

16. Понимание другого человека путем отождествления себя с ним называется….

Петров Владислав Евгеньевич
Московский городской психолого-педагогический университет
магистрант факультета экстремальной психологии


Аннотация
Статья посвящена исследованию факторов, оказывающих влияние на стиль управления транспортным средством. Выделенные детерминанты были структурированы в зависимости от различных оснований классификации. Детализированы такие группы факторов как факторы, относительно независящие от людей (факторы непреодолимой силы, ситуативные факторы), и факторы, непосредственно зависящие от людей (социально-психологические факторы, индивидуально-психологические особенности водителя). Особое внимание было уделено психологически значимым детерминантам. В ходе эмпирического исследования оценена распространенность факторов. Опасное управление транспортным средством во многом связано с нахождением водителей в состоянии алкогольного опьянения, демонстраций социально-ожидаемого поведения за рулём, а также психофизиологическими и психологическими особенностями человека, которые препятствуют или наоборот провоцируют агрессивное вождение. Результаты исследования могут быть использованы как в деятельности образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей, так и в целях изучения личности действующих водителей.

Petrov Vladislav Evgenyevich
Moscow City Psychological and Pedagogical University
master student of the faculty of extreme psychology


Abstract
The article is devoted to the study of factors that influence the management style of the vehicle. The selected determinants were structured depending on different classification bases. Detailed such groups of factors as factors that are relatively independent of people (the factors of force majeure, situational factors), and factors directly dependent people (socio-psychological factors, individual psychological characteristics of the driver). Special attention was paid to the psychologically significant determinants. In the empirical research assessed the prevalence of factors. Dangerous driving is largely due to the presence of drivers in an alcohol intoxication, demonstrations of socially expected behavior behind the wheel, as well as psychophysiological and psychological features of the person that hamper or on the contrary provoke aggressive driving. The results of the study can be used as in the activities of educational institutions, carrying out preparation of drivers and to investigate the identity of active drivers.

В настоящее время проблема обеспечения безопасности дорожного движения актуальна как никогда. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий в России гибнет в среднем 25 тыс. человек, около 210 тыс. человек получают травмы и увечья, причиняется значительный материальный ущерб. Прибавим к этому искалеченные судьбы, утрату прежнего качества жизнедеятельности и т.п. Представляя масштабы проблемы безопасности дорожного движения, без преувеличения можно утверждать, что современное общество стоит перед одной из основных угроз своего существования. Всё это обусловливает поиск путей обеспечения безопасности на дорогах.

Направления решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения разнятся. При всей значимости правовых, экономических, технических, психолого-педагогических и иных мер обеспечения безопасности дорожного движения, перспективным является оценка и оптимизация стиля управление транспортным средством. К сожалению, случаи хамского поведения на дороге, вызывающего, агрессивного и рискованного стиля вождения возникают все чаще, что требует соответствующего реагирования не только со стороны законодателя, общества, сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД, но и специалистов, в первую очередь, психологов [1].

В противовес опасному вождению можно выделить надёжность управления транспортным средством как интегральное качество личности и стиль, связанный с безаварийностью и снижением риска возникновения опасной дорожной ситуации, с исключением создания помех для иных водителей, их уважением, с предсказуемостью поведения на дороге и др. Таким образом, изучение стиля управления транспортным средством имеет как научный, так и практический интерес.

Стиль управления транспортным средством следует рассматривать как относительно устойчивую совокупность приёмов и технических действий водителя, а также его личностных особенностей, связанных с приведением транспортного средства в движение, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с дорожной ситуацией, предназначением и техническими возможностями транспортного средства. Стиль управления как константная характеристика во многом определяется не только специальными знаниями, умениями и навыками вождения, но и индивидуальными качествами личности водителя. Стиль управления как стиль деятельности хотя и не в решающей мере зависит от индивидуальных особенностей человека, но определяет своеобразие её выполнения [2]. На него оказывают влияние различные факторы, выступающие как вероятностная детерминирующая сила.

В настоящей статье мы рассмотрим опасный стиль вождения как устойчивую характеристику управления транспортным средством, а также факторы, препятствующие и потенцирующие соответствующее поведение водителя. Исследование проводилось на теоретическом и экспериментальном уровнях. Теоретический уровень позволил описать факторы, оказывающие влияние на стиль управления транспортным средством. Констатирующий эксперимент был направлен на уточнения потенциала влияния того или иного фактора на стиль управления транспортным средством.

В ходе проведённого анализа литературы и статистики дорожно-транспортных происшествий, а также экспресс-опроса водителей на теоретико-гипотетическом уровне изучены обстоятельства, которые влияют на формирование у водителей опасного (агрессивного) стиля управления транспортным средством.


Рис. 1. Классификация факторов, детерминирующих опасный стиль управления транспортным средством

Разнообразие и многоплановость факторов, детерминирующих опасный стиль управления транспортным средством, были учтены при разработке соответствующей классификации (рис. 1).

В зависимости от того, от каких обстоятельств исходит побудительная сила нарушить правила дорожного движения либо удержаться в рамках правового поля можно выделить два направления: 1) факторы, относительно независящие от людей; 2) факторы, непосредственно зависящие от людей. Каждое из направлений представлено двумя группами факторов.

1.1. Группа факторов непреодолимой силы (под воздействием факторов этой группы соблюдение правил дорожного движения теряет всякий смысл; водитель вынужден придерживаться опасного стиля управления транспортным средством). Представителями этой группы являются:

исполнение представителями профессий особого риска служебных обязанностей с опорой на опасное вождение (например, управление специальным автотранспортом в особых ситуациях – преследование полицией преступника, прибытие экстренных служб на место катастрофы, доставка автомобилем скорой медицинской помощью тяжелобольного в больницу и т.п.);

поведение в чрезвычайной ситуации (например, массовое, в состоянии паники бегство (выезд на мото- и автотранспорте) людей из населенного пункта в случае эпидемий, перемещение транспорта в ходе ведения боевых действий).

1.2. Группа ситуативных факторов (опасное управление транспортным средством детерминируется особой дорожной или жизненной ситуацией; водитель имеет возможность выбора между безопасным (в сочетании с некоторыми негативными последствиями для себя или окружающих) и опасным стилями). К факторам этой группы можно отнести:

необходимость оперативного перемещения пассажиров или груза (например, доставка отцом дочери-роженицы в родильный дом, компенсация времени в пути при опоздании на работу и т.п.);

состояние транспортной инфраструктуры (например, необходимость постоянного маневрирование из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна – выбоины, открытые канализационные люки, искус ственные помехи движению (старые покрышки, выпавший из автомобилей груз и т.п.), обледенелые участки дороги, проведение ремонта дорожного полотна и т.п.);

вынуждено-опасное управление (например, с целью привлечения внимания сотрудников ДПС ГИБДД при угоне транспортного средства с водителем; нарушение правил дорожного движения в связи с действиями сотрудников правоохранительных органов и т.п.);

криминальная ситуация (например, нарушение правил дорожного движения с целью ухода от преследования, стремление затеряться в потоке транспортных средств и т.р.).

2.1. Группа социально-психологических факторов (на управление транспортным средством первостепенное влияние оказывает определённый или неопределённый для водителя круг лиц, окружающие; т.е. стиль вождения модулируется мнением третьи лиц, отношением, социальными установками и др.). Доминирующими в этой группе выступают:

общественное мнение в отношении границ правомерного поведения за рулём, порицание или одобрение водительских девиаций (отношение общества или отдельных, в первую очередь, референтных водителю, социальных групп к оценке опасности управления транспортным средством);

мотивированное опасное поведение (например, превышение скоростного режима водителем такси при значимом финансовом стимулировании оперативной доставки пассажира в аэропорт; опасное вождение по указанию руководителя, который торопится, и т.п.);

успешность/неэффективность деятельности органов государственной власти и управления, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения (Госавтоинспекция, Росавтодор и др.);

особенности правового регулирования общественных отношений, связанных с опасным управлением транспортным средством (правовая оценка степени общественной опасности агрессивного вождения как деяния).

2.2. Группа факторов, связанных с индивидуально-психологическими особенностями личности водителя (особенности управления транспортным средством связаны с личностью водителя, его психическим состоянием и поведением; опасное поведение – это своеобразная проекция личности на текущие условия жизнедеятельности и дорожную ситуацию). В этой группе в первую очередь следует выделить:

способствующие безопасному вождению – дисциплинированность (социальная нормативность), самоконтроль (волевая регуляция) и ответственность;

амбивалентно влияющие на безопасность управления транспортным средством – тревожность, самонадеянность, активность (энергичность);

криминальная инсценировка нарушений правил дорожного движения (умышленная демонстрация опасного стиля управления транспортным средством из криминальных побуждений)

психическое состояние водителя (например, состояние алкогольной или наркотической аддикции, аутодеструктивное поведение);

отклонения в психике водителя (например, управление транспортным средством психически больным человеком).

В зависимости от продолжительности действия тот или иной фактор может носить как кратковременный (например, ситуативно-агрессивное поведение какого-либо участника дорожного движения, возбужденное психоэмоциональное состояние или опьянение водителя, необходимость срочно доставить больного родственника в больницу и т.д.), так и длительный (наличие у водителя агрессивности и стремления к самоутверждению, несовершенство правового регулирования и административной практики в отношении лиц с опасным управлением транспортными средствами, неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной инфраструктуры и т.д.) характер. Конкретной дорожной ситуации и поведению водителя на дороге объективно свойственны свои специфические факторы как длительного, так и кратковременного характера.

Правовая направленность последствий поведения за рулём позволяет выделить факторы, препятствующие опасному управлению, и факторы, провоцирующие опасное управление транспортным средством.

Следует выделять объективные и субъективные факторы опасности при управлении транспортным средством.

Объективный фактор опасности – это фактор, создающий реальную угрозу жизни и здоровью людей, безопасности дорожного движения и т.п. вне зависимости от того, как он воспринимается конкретным человеком.

Субъективный фактор опасности – это фактор, зависимый от индивидуального восприятия человеком дорожной ситуации. Субъективность придает ситуациям специфический характер. Например, ситуация на дороге может не быть объективно экстремальной, но воспринимается индивидом как таковая.

Как и следовало ожидать, большую осведомленность о фактах и детерминации опасного управления транспортным средством проявили сотрудники Госавтоинспекции: 93,1 % (298 чел.) респондентов-сотрудников против 42,3 % (127 чел.) респондентов-водителей. Мнение этих групп опрошенных имели существенные различия. Так, подавляющее большинство сотрудников (60,7 %) связало опасное управление транспортным средством с нахождением водителей в состоянии алкогольного опьянения, в то время как водители (27,6 %) первопричиной считают демонстрацию социально-ожидаемого поведения за рулём.

Респонденты сошлись во мнении о том, что важная роль (второе место в перечне факторов, мнение более 20 % опрошенных) отводится психологическим особенностям личности водителей (т.е. таким психофизиологическим и психологическим свойствам человека, которые препятствуют или наоборот провоцируют агрессивное вождение).

Таблица 1. Факторы, определяющие агрессивность-безопасность стиля управления транспортным средством

Читайте также: