Какой самый лучший сааб

Обновлено: 02.07.2024

В апреле 2010 года на заводе в шведском Тролльхеттане началось производство нового автомобиля Saab. Смутные времена вроде бы остались позади. Казалось, что компания, которая сделала турбонаддув массовым, наконец-то вернется в игру и даст бой немецким конкурентам. Однако год спустя, 5 апреля 2011 года, тот самый конвейер в Тролльхеттане остановился. Навсегда. И спустя 10 лет крах компании Saab, а также преждевременная смерть нового 9-5, выглядят еще более драматично.

Глядя на то, что сделала компания Microsoft с Nokia, и то, как концерн General Motors повлиял на Saab Automobile, можно сделать вывод, что скандинавским компаниям лучше не связываться с американскими корпорациями. Уж больно разные менталитеты.

Американцы во главу угла ставят прибыль и делают все возможное, чтобы статистика выходила в плюс: отказываются от рискованных проектов, удешевляют процесс производства, идут на ухищрения. Такой подход оправдывает себя в 99 процентах случаев, но, если допускаются одна-две серьезные ошибки, ситуация выходит из-под контроля и летят головы. Именно такой подход, помимо Saab, погубил и Saturn, и Pontiac, и Holden, и Mercury. А в будущем под раздачу могут попасть Lincoln, Buick…

Скандинавы любят действовать иначе: они, прежде всего, пытаются добиться универсального человеческого счастья. Пытаются сделать жизнь людей максимально комфортной и насыщенной, отсекая все лишнее. И деньги в данном случае — вопрос второстепенный: будет интересная задумка — найдутся и люди, готовые ее поддержать. Пример компании Koenigsegg в этом отношении более чем нагляден.

Поздний Saab 99 Turbo, 1979 год

Saab-Lancia 600, близнец первой Lancia Delta, 1980 год

К сожалению, энтузиасты и романтики составляют лишь часть автомобильной аудитории, поэтому Saab в 80-е искал союзников для создания новых массовых моделей. И нашел родственную душу в лице концерна Fiat, который всеми своими компаниями был вплетен в автоспорт. Сотрудничество было обоюдно выгодным: шведы получали новые модели в лице Saab Lancia 600 (она же — Lancia Delta первого поколения) и Saab 9000, Fiat — возможность продажи в скандинавских странах машин Lancia и Autobianchi.

Saab 9000 первого поколения (1985 год) был родственником итальянских седанов Fiat Croma, Lancia Thema и даже Alfa Romeo 164

Шведско-итальянское сближение было кратковременным и позволило Saab оставаться на плаву, но не более — нужно было что-то менять. В 1989 году объединение Saab-Scania было реструктуризировано, образовав на выходе две компании: Scania, в которую входило как грузовое-автобусное предприятие, так и авиационное подразделение Saab AB, и, собственно, Saab Automobile. Равноправными владельцами последнего стали General Motors и инвестиционный фонд Investor AB, который в большей или меньшей степени имеет отношение ко всем ведущим компаниям Швеции.

Saab 9-3 первого поколения (1998 год) мог быть даже трехдверным хэтчбеком

Радикальный подход General Motors привел к появлению Saab 900 второго поколения, а также принципиально новых моделей — 9-3 и 9-5. Последние две были встречены фанатами марки с опаской, но пришлись по вкусу ландшафтным дизайнерам, стоматологам, юристам — тем, кто просто искал надежный, комфортный, безопасный автомобиль. Дела компании пошли в гору. Казалось, в General Motors реально знают, что делать с увядающим Саабом.

Saab 9-5 первого поколения, 1997 год

Поэтому в 2000 году американской корпорации были проданы оставшиеся 50 процентов акций. Сделка оценивалась в 125 миллионов долларов. И на первых порах все шло действительно замечательно: появился новый 9-3 на платформе GM Epsilon, регулярно обновлялся 9-5, который в 2005 году должен был обзавестись вторым поколением… Но в конце 2004 года грянул гром. Произошли два события, логику которых не понимали ни преданные фанаты марки, ни казуальные потенциальные покупатели. Ни, кажется, сами менеджеры General Motors.

Saab 9-7Х практически не отличался от GMC Envoy и Chevrolet TrailBlazer

В целях усиления позиций бренда на американском рынке General Motors подготовил две новые модели Сааба — внедорожник 9-7Х, который, по сути, был перелицованным GMC Envoy, а также универсал 9-2Х, в котором без труда угадывалась Subaru Impreza. Кто-то в менеджменте GM был уверен, что бейдж-инжиниринг — ключ к светлому будущему Saab (по крайней мере, в США). У покупателей было иное мнение на этот счет. Ведь даже в 80-е годы, когда бейдж-инжиниринг не был так широко распространен, модель Saab Lancia 600 не пользовалась популярностью. Что уж говорить про машины, которые появились в эпоху избирательного консьюмеризма.

Saab 9-2Х по большому счету не был ужасной машиной. Да и выглядел не то чтобы совсем плохо. Но глядя эту Импрезу с передней частью Сааба, всё время хочется протереть глаза

И 9-7Х, и 9-2Х с треском провалились в Северной Америке: никто не хотел покупать пародию на Saab с потрохами других марок. Результат обескуражил General Motors, но не офис Saab в Швеции: там к идее бейдж-инжиниринга изначально отнеслись скептически. Недореализованный потенциал инженеры и дизайнеры Saab вымещали на экспериментальных разработках, выдавая потрясающие в плане эстетики и технологий концепт-кары. Взять хотя бы купе Aero-X, представленное на Женевском автосалоне 2006 года.

Концепт-кар Saab Aero-X, 2006 год. Фото сделаны в заводском музее Saab

В годы после провала 9-7Х и 9-2Х в отношениях между GM и Saab появилось определенное напряжение. Другим брендам GM, впрочем, едва ли было лучше. Концерн из года в год проигрывал долю на мировом рынке японским автопроизводителям, поэтому бюджеты урезались по всем фронтам. В том числе и шведскому. Новый 9-5 был отложен на неопределенный срок. Универсал 9-3 — отсрочен на три года. Был поставлен крест на выход к 2008 году новых полноприводных версий. Наконец, пошел разговор о том, что производство Саабов будет перенесено на завод Opel в Рюссельсхайме.

Универсал 9-5 SportCombi 2006 года — рестайлинг первого поколения

Если сложить все эти реформы в кучу, то вырисовывается предположение (но лишь предположение), что 9-5, запланированный на 2005 год, тоже должен был стать продуктом бейдж-инжиниринга. Но, глядя на результаты продаж 9-7Х и 9-2Х в General Motors решили перестраховаться. И предоставили шведам карт-бланш на создание полностью нового автомобиля. Ограничение (за исключением финансового) было лишь одно — платформа Epsilon второго поколения, на которой уже разрабатывался Opel Insignia.

Создавать полностью новый автомобиль — огромный труд для любого автопроизводителя. Что уж говорить про создание нового автомобиля небольшой компанией в условиях финансового и морального прессинга… Продажи 9-3 и 9-5 падали на глазах, денег катастрофически не хватало, подрядчики и поставщики работали под честное слово руководителей Saab. Ну а руководство General Motors, осознавая положение вещей, понимало, к чему все идет.

Предсерийный Saab 9-4X, как водится, сначала представили в статусе концепт-кара. Потом этот экземпляр отправился в музей. Производство наладили на заводе GM в Мексике. Оно стартовало в 2011 году и продолжалось менее года — до банкротства Saab

Когда на мир свалился финансовый кризис 2007-2008 годов, тучи над Саабом стали черными. Компания перешла под внешнее управление, то есть была запущена процедура банкротства. Но на заводе в Тролльхеттане старались не обращать на это внимание — своих забот хватало: нужно было довести до ума новый 9-5, а также кроссовер 9-4Х на платформе Cadillac SRX. А там будь что будет. Скандинавская выдержка и хладнокровие во всей красе. Заводчане были тем самым оркестром, который играл на тонущем Титанике.

Saab 9-4X, видимо, был последней надеждой шведов. К середине двухтысячных кроссоверы стали необходимы каждой премиум-марке, а проект 9-6Х на базе Subaru Tribeca был отменен

Несмотря на то, что 9-5 рождался в муках, он никогда не производил ощущение полуфабриката. В каждой детали чувствовалась любовь и нордическая сдержанность. Кузов, нарисованный тогдашним шеф-дизайнером Саймоном Падианом, получился на 20 сантиметров длиннее, чем у Инсигнии, так что длина Сааба составляла внушительные пять метров. При этом колесная база шведа была чуть короче, чем у немца.

В экстерьере использовалось несколько интересных решений: например, светодиодная габаритная лента огней во всю ширину кормы, перетекающие в крышку багажника массивные задние стойки, навевающие воспоминания о Saab 99, а также тонированные передние стойки крыши и корпуса зеркал, которые придавали остеклению сходство с фонарем самолета и суперкарами Koenigsegg. Заигрывание с Koenigsegg вполне могло быть, так как именно производитель автомобилей-рекордсменов был главным претендентом на покупку Saab в то непростое время. Однако в ноябре 2009 года Кристиан фон Кенигсегг вышел из числа потенциальных покупателей. И вряд ли по той причине, что 9-5 не произвел на него впечатления.

Машина дебютировала в сентябре того же года на автосалоне во Франкфурте и стала если не звездой выставки, то одним из главных ее экспонатов. Журналисты оценили холодный, но притягательный дизайн 9-5, а также типично скандинавский минималистичный интерьер, в котором было множество полюбившихся саабовских фишек: приборка с функцией Night Panel, оформленный под альтиметр цифровой спидометр, кнопка запуска двигателя на центральном тоннеле. Да, руль выдавал сходство с Инсигнией, но в целом 9-5 был полностью самобытным.

Премьера 9-5 на автосалоне во Франкфурте, осень 2009 года

Пока Saab 9-5 катался по мировым выставкам и собирал комплименты, а на заводе собиралась опытная партия из предсерийных седанов, General Motors выдвинули ультиматум всем желающим выкупить шведскую марку: если до конца 2010 года не найдется покупатель, компания Saab будет ликвидирована. Свою кандидатуру на руку и сердце Saab предложил китайский автогигант BAIC, но в General Motors дали от ворот поворот. Американский концерн не желал делиться с китайцами новейшими технологиями, поэтому предложил клиентам из Поднебесной пару моторов и трансмиссий, а также кузов немолодого Saab 9-3. И в BAIC согласились.

Вклад китайцев позволил оттянуть дедлайн, чем воспользовалась компания Spyker Cars N.V., известная дизайнерскими суперкарами. 26 января 2010 года General Motors и Spyker сели за стол переговоров, а 23 февраля того же года сделка на 320 миллионов долларов была завершена. Согласно условиям договора, Spyker получал все права на марку Saab, а General Motors обязывалась предоставить двигатели и трансмиссии для новых 9-5 и 9-4Х. Более того, для 9-4Х выделялись производственные мощности американцев на заводе в Мексике. 9-5 же должен был быть настоящим шведом.

Дизайнеры сделали свою работу отлично. Однако крупный седан на переднеприводной платформе в силу компоновки просто не мог быть пропорциональным. Отсюда эта длинная, вытянутая корма. Хотя с точки зрения эстетики длинным должен быть как раз капот! Это действительно сложная компоновочная задача, на решение которой с недавних пор бросают большие силы. Удачный пример — нынешний Volvo S90

Полномасштабное производство седана стартовало в апреле 2010 года, а в июне первые экземпляры начали поступать в дилерские центры. Из-за того, что конвейерные мощности завода в Тролльхеттане простаивали больше двух месяцев (пока судьба Сааба была в подвешенном состоянии), выпуск каждого экземпляра протекал дольше, чем обычно — на оптимизацию требовалось время.

- Откровенно неудачных версий нет: в зависимости от предпочтений, можно рассматривать как самый слабый и надежный 1.8, так и 2.0 или даже 2.8. Дизелей 2.2 и 1.9 бояться также не стоит, и все коробки также не имели врожденных недугов. Оптимальным со всех сторон вариантов будет с мотором 2.0 210 л.с.

- Двухлитровые моторы B207 на 150 и 170 л.с. нельзя назвать ненадежными - они технически почти идентичны более мощным, на 210 и 220 л.с. Но турбина Garrett на "младших" версиях дороже и менее надежна, чем Mitsubishi TD04 на "старших" - вот такой парадокс. Поэтому, если есть выбор, надо покупать более мощный вариант. А в случае поломки мотора с Garrett можно без особенных сложностей поменять турбину на Mitsubishi, увеличив и мощность, и надежность.
- Помните, что после рестайлинга 2006 года, как ни странно, ухудшилось качество отделочных материалов в салоне, особенно в недорогих комплектациях. "На скорость не влияет", но зато на ощущения - еще как.

Рестайлинг и дорестайлинг

Рестайлинг провели в 2007 году (модельный год - 2008), но чего-то кардинально нового в рестайлинговых машинах нет. Главное отличие - после рестайлинга машина перестала быть похожа на автомобили первого поколения. Изменились некоторые кузовные элементы, оптика, а главное - появился грейферный капот, интересная фишка Сааба.

- До 2006 оцинковка кузова была частичной (холодная оцинковка), а вот у машин с 2007 она уже полная гальваническая. Вообще этот Сааб не склонен быстро гнить. Коррозия чашек амортизаторов и стыка переднего лонжерона и кузова обычно указывает на "боевое" прошлое автомобиля с ДТП и некачественным последующим восстановлением. В зоне риска находятся только наиболее типичные места - низ дверей, под накладками на крыльях, ниша под запасным колесом.
- Обратите внимание на машины с люком: он может протекать, отчего на полу появляются лужи. Страдает от этого не только (и столько) кузов, сколько блоки электрики в салоне.

Двигатели

- Слабые места в целом выносливой ходовой части - опорные подшипники передних стоек и поперечные рычаги в задней подвеске. Оригинальные шаровые, запрессованные в рычаги, стоят дорого, поэтому их часто пытаются перепрессовывать. Впрочем, оригинальная деталь служит долго.
- Гул насоса ГУР при повороте руля на моторах 2.0 - очень опасный симптом, грозящий проблемами с мотором, ибо насос приводится в движение распредвалом и в случае поломки масло из гидроусилителя попадает в моторное масло с риском "клина".

Стоит ли сегодня останавливаться при выборе автомобиля на марке SAAB? Или же SAAB – это в прошлом. Новые модели уже в течение многих лет не появляются. Может стоит купить подержанный автомобиль этой марки?

История марки SAAB

SAAB Automobile AB - это филиал авиастроительной компании SAAB, который с 1947 года и вплоть до 2011 года занимался производством легковых автомобилей под маркой SAAB. Откуда такие странные превратности судьбы? Здесь авиация, там автомобили?

В ответе застой, который воцарился на рынке военных самолетов после второй мировой войны, когда не стало военных заказов. Поэтому неудивительно, что компания SAAB для решения финансовых проблем решила создать филиал, занимающийся производством легковых автомобилей. Это хороший выход в той ситуации. Задание это было поручено Gunnar Lujunstrom. Инженер-авиастроитель, занимавшийся аэродинамикой крыльев, взялся за разработку легковых автомобилей

Первый прототип нового бренда был построен уже в 1946 году и был назван „Ursaab“. На форму этой модели повлияли испытания в аэродинамической трубе, которой его подвергли. В дизайне автомобиля явно отражались авиационные традиции бренда. Особенно это было заметно в формах кузова, спроектированному по подобию крыла самолета. Надо признать, все это сработало только на пользу автомобилю и позволило ему визуально выделиться среди своих конкурентов. В конечном итоге транспортное средство было произведено на свет под названием SAAB 92.

Очередными моделями стали SAAB 93 с 3-х цилиндровым двигателем и SAAB Sonett с корпусом из углеродного волокна. В 1960 году SAAB выкупил компанию ANA AB Nykopings Automobilfabrik, благодаря чему была создана дистрибьюторская сеть в Швеции.

1970 год стал переломным годом. SAAB анонсировала крупные нововведения для безопасного и комфортабельного вождения. Такие как, дворники и омыватели передних фар, подогрев и электропривод водительского сиденья. В 1978 году появился SAAB 900, первый серийный автомобиль, снабженный турбонагнетателем.

Таким образом, в течении нескольких десятилетий компания SAAB занимала ведущие позиции на автомобильном рынке, продвигала и внедряла передовые методы и технологии в автомобильной промышленности. Однако, этому не суждено было длиться вечно. Несмотря на то, что SAAB несколько раз менял владельцев, финансовое положение компании не улучшалось. В декабре 2011 она обанкротилась.

SAAB 9-3

SAAB 9-5

Одним из несомненных успехов модели SAAB 9-5 следует признать завоевание титула, как одного из самых безопасных автомобилей конца девяностых. Это в сочетании с идеальным стилем обеспечило модели стабильную, прочную позицию на рынке среди автомобилей подобного типа.

В 1997 году SAAB 9-5 заменил на сборочной линии SAAB 9000. Изначально предлагался вариант с кузовом седан. C осени 1998 года стала доступна версия с кузовом универсал. В 2001 и 2005 годах модель подверглась рестайлингу. Следующее поколение SAAB 9-5 увидело свет только в 2010 году. Так как в 2011 году компания обанкротилась, в следующем году выпуск модели был остановлен.

SAAB 900

Все модели Saab 2022 года: модельный ряд автомобилей Сааб, цены, фото, обои, технические характеристики, модификации и комплектации, отзывы владельцев Saab, история марки Сааб, обзор моделей Saab, архив моделей Сааб. Также здесь вы можете найти "горячие" предложения от дилеров марки Saab.

В нашем каталоге указаны ориентировочные цены на автомобили Saab. Если Вы хотите приобрести определенную модель Сааб из числа представленных на сайте - обращайтесь к официальным дилерам Saab в вашем городе или регионе.

Saab 9-3 Convertible

Saab 9-3 Convertible

Saab 9-3 Convertible

Saab 9-3 Convertible

Saab 9-3 Convertible

Saab 9-3 Sport Combi

Saab 9-3 Sport Combi

Saab 9-3 Sport Combi

Saab 9-3 Sport Combi

Saab 9-3 Sport Combi

Saab 9-3 Sport Sedan

Saab 9-3 Sport Sedan

Saab 9-3 Sport Sedan

Saab 9-3 Sport Sedan

Saab 9-3 Sport Sedan

Saab 9-4X

Saab 9-4X

Saab 9-4X

Saab 9-4X

Saab 9-4X

Saab 9-5 Sedan

Saab 9-5 Sedan

Saab 9-5 Sedan

Saab 9-5 Sedan

Saab 9-5 Sedan

Saab 9-7X

Saab 9-7X

Saab 9-7X

Saab 9-7X

Saab 9-7X

Архив моделей марки Saab

Saab 9-2X

Saab 9-2X
2003 года

Saab 9-3 I

Saab 9-3 I
1998 года

Saab 9-5 I

Saab 9-5 I
1997 года

Saab 9-5 If

Saab 9-5 If
2005 года

Saab 9-5 Sport Combi

Saab 9-5 Sport Combi
2005 года

Saab 90

Saab 90
1985 года

Saab 900

Saab 900
1993 года

Saab 900 I

Saab 900 I
1978 года

Saab 9000

Saab 9000
1992 года

Saab 9000 I

Saab 9000 I
1985 года

Saab 95

Saab 95
1960 года

Saab 96

Saab 96
1960 года

Saab 99

Saab 99
1967 года

Saab Sonett

Saab Sonett
1970 года

История марки SAAB / СААБ

SAAB Automobile (Svenska Aeroplan Aktiebolaget) - шведский производитель автомобилей. Администрация располагается в городе Тролльхеттан. Основанная в апреле 1937 года компания Saab занималась производством самолетов. Первый легковой автомобиль Saab 92.001, разработанный небольшой командой авиаконструкторов под руководством Gunnar Ljungstreм, появился в конце 1946 года. Благодаря огромному опыту инженеров Saab в авиационной области автомобиль получил отличные для того времени аэродинамические характеристики и комплектовался двухпоршневым двигателем типа DKW. В 1949 году разрабатываются большие спортивные автомобили Saab Standart 92 и Saab 92 DeLuxe. В 1955 году рождается модель Saab 93, у которой устанавливаются бескамерные шины и мотор с тремя цилиндрами.

В 1956 году увидел свет спортивный авто Saab Sonett, рассчитанный на двух человек и имеющий кузов из стеклопластика. Большой коммерческий успех компании приносит универсал Saab 95, с которым публика познакомилась в 1959 году. Появившийся в 1960-м Saab 96 успешно продается в шестидесятые годы. Гонщик Эрик Карлсон на автомобиле Saab 96 с 1960 по 1962 год завоевывает призы в Англии на чемпионате мира по ралли. Компания Saab первой внедряет на автомобилях ремни безопасности, устанавливает в двери ударопрочные балки, применяет в тормозных системах вентилируемые диски. Автомобиль Saab 99 комплектуется стеклоочистителями фар и самовосстанавливающимися бамперами. В 1968 году произошло слияние компании Saab и производителя коммерческих автомобилей Scania-Vabis. С 1979-го шведская фирма сотрудничает с итальянским концерном FIAT. Результатом совместной работы стала новая модель бизнес-класса Saab 9000, построенная на шасси Type Four.

Читайте также: