Когда лучше покупать зимние шины

Обновлено: 13.05.2024

Следует учитывать также законы, ограничивающие использование той или иной резины. Например, если вы планируете выезжать зимой за границу, то нужно выбирать нешипованнаую зимнюю резину, так как шипы запрещены в большинстве стран Евросоюза.

Когда вы определились с основными параметрами, можно перейти к детальному изучению того, что предлагает рынок. Технический директор агрегатора служб эвакуации и техпомощи МЭТРДенис Голосюк советует изучить результаты тестов шин, которые регулярно проводят отечественные и зарубежные автомобильные издания, чтобы составить представление о таких свойствах приглянувшихся покрышек, как длина тормозного пути на разных покрытиях, сопротивление слашплэнингу (то есть способность противостоять потере контакта с дорогой, покрытой снежно-водяной кашей), управляемость, проходимость в глубоком снегу. И сделать свой выбор на основе наиболее значимых лично для вас характеристик.

Автолюбителям иногда бывает сложно разобраться во множестве технических характеристик при выборе зимних шин. Специально для такого случая автоэксперт Роман Миронов рекомендует обратить внимание всего на несколько факторов.

Протектор. Для выбора подходящего рисунка протектора ориентироваться надо на типичные погодные условия. Например, если для вашего места проживания свойственна частая заснеженность дорог, то выбирайте шины с открытым рисунком протектора. В условиях отсутствия гололеда и снега можно выбрать менее агрессивный рисунок. Обратите внимание на количество шашечек и ячеек – чем их больше, тем лучше сцепление в условиях льда и снега.Ламели.Это надрезы на блоках протектора. Чем больше этих узких прорезей, тем лучше сцепление с дорогой.Состав. К сожалению, некоторые производители экономят на каучуке, что напрямую влияет на то, как шины будут держаться на дороге. Покупая зимний комплект, поинтересуйтесь этой характеристикой.Размер. Здесь все просто – он должен соответствовать нормам завода изготовителя автомобиля. Любые отклонения от характеристик, заявленных автопроизводителем, недопустимы, так как влияют на безопасность. Что касается протектора, то он не должен быть шире, чем само колесо на 3%, потому что чем он шире, тем хуже машина будет справляться с заносами.

Впрочем сейчас в каждом шинном магазине есть универсальные каталоги, где прописаны допуски типоразмеров шин для всех моделей автомобилей. Поэтому сегодня чаще всего покупка выглядит так: покупатель сообщает продавцу модель машины и год ее выпуска, а продавец предлагает на выбор допустимые варианты шин, имеющиеся в продаже.

По словам экспертов, среди ошибок, которые допускают автовладельцы, главная – это попытка найти резину, которая сочетает в себе низкопрофильность и комфорт, хорошее сцепление и малую амортизацию, низкую стоимость и устойчивость к российскими дорогам. Такой резины попросту не существует. Поэтому лучше заранее расставить приоритеты, чтобы в итоге не остаться ни с чем.

Эксперты выяснили, когда выгоднее всего покупать зимние шины

Аналитики Авто.ру изучили базу объявлений о продаже шин для легковых автомобилей и выяснили, как менялись цены и предложение в 2021 году. Также сервис узнал у россиян, когда они планируют менять резину, где её хранят и как меняют.

Согласно результатам исследования, на протяжении 9 месяцев цены на новые покрышки всё время поднимались, и в сентябре прирост составил 28% к январю.

Летние шины при этом подорожали больше всего — на 40%. Резкий рост цен ожидаемо был зафиксирован накануне тёплого сезона: в апреле прайс повысился на 6% относительно марта и подорожание продолжалось до лета. В июне цены слегка снизились, на 1%, а в сентябре повысились на рекордные за год 6,2% (относительно августа).

Чуть меньше прибавили в цене зимние шины: с начала года — плюс 31%. При этом в феврале-2021 аналитики отметили небольшое снижение цен (минус 1,5%). На протяжении года зимние шины ежемесячно дорожали в среднем на 3–4%, но в преддверии зимнего сезона произошёл скачок: в сентябре ценники подняли сразу на 8% (относительно августа).

Всесезонные шины подорожали меньше всего с начала года — на 14%. В сентябре был самый заметный рост — на 4%.

Что касается подержанных шин, то цены на летние и всесезонные за 9 месяцев почти не изменились, хотя в июне стоимость летней резины сократилась — в среднем на 10%.

В середине лета резко подешевела зимняя резина: в августе цена опустилась на 17% относительно июля, а в сентябре — ещё на 7%. Эти скачки, как и в случае с летними шинами, сопровождались ростом количества объявлений о продаже таких покрышек.

Параллельно с этим резко прибавилось число предложений на зиму: начиная с июня количество объявлений увеличилось в полтора раза по сравнению с январём, а в августе был зафиксирован значительный прирост объявлений — на 15%.

Количество предложений с зимними подержанными шинами снижалось с февраля, то есть с завершения холодного сезона, и к маю оказалось минимальным — минус 40% относительно января. Появляться объявления стали только в августе, видимо, когда автомобилисты начали готовиться к холодам. В сентябре предложений было уже на 15% больше, чем в январе.

С января количество объявлений о продаже летних покрышек росло и достигло пика в апреле — в 1,5 раза больше, чем в начале года.

Отдавать шины на хранение за деньги готовы лишь 10% респондентов. Это в 2,5 раза меньше, чем тех, кто хранит резину дома или на даче, и в 5,5 раза меньше, чем тех, кто оставляет её в гараже.

Заблаговременно переобуваться предпочитает меньшинство автолюбителей — меньше 20%. Однако за год их количество выросло: согласно опросу, который проводился в Журнале Авто.ру годом ранее, таких водителей было вдвое меньше.

Чаще всего респонденты ставят зимние колёса по ситуации — после первых заморозков.


Зимние шины – странный предмет: вроде бы, переобуваются все регулярно, каждый год, но тем не менее, каждую осень неизменно возникают вопросы. Кто-то может решить их самостоятельно, а у кого-то достаточного опыта еще нет. Когда по закону надо переобуваться? В какой момент изношенные зимние шины становятся запрещенными к эксплуатации? Какой штраф предусмотрен за езду зимой на летних шинах? Отвечаем на эти и другие вопросы, связанные с сезонной сменой шин.


Однако на практике руководствоваться в вопросе переобувки стоит не только законом, но и логикой. Пороговая температура, при которой летние шины полностью сохраняют свои сцепные свойства, обычно составляет около 5-7 градусов. То есть, ждать заморозков и тем более первого снега не нужно: когда среднесуточная температура опустится ниже 5-7 градусов, стоит превентивно сменить шины на зимние. Это решит сразу два вопроса: во-первых, вам не придется размышлять о том, как поведут себя летние шины в условиях низкой температуры, а во-вторых, заморозки не застанут вас врасплох – каждый год можно наблюдать очереди на шиномонтаж с участием тех, кто поехал переобуваться по первому снегу.



Шипованные шины имеют свои плюсы: они лучше работают в условиях минимального сцепления с поверхностью, то есть, на льду и укатанном снегу. Рыхлый снег для них – тоже не помеха, но там преимущества шипов уходят на второй план. А вот при переходных околонулевых температурах или при оттепели, когда скользкая дорога покрыта тонким слоем воды, они окажутся значительно эффективнее фрикционных – потеря сцепления будет частично нивелирована шипами.

Вся необходимая информация об условиях эксплуатации, допустимых нагрузках, размерах и других параметрах указана на шине в виде буквенных, цифровых или графических обозначений. Но в целом для автомобилиста важны лишь несколько: индекс скорости, нагрузки, типоразмер и сезонность. Здесь обязательно стоит следовать рекомендациям производителя – все допустимые варианты прописаны в сервисной книге конкретного автомобиля.

Рассмотрим основные обозначения на примере зимних шипуемых шин Viatti Bosco Nordico с асимметричным рисунком протектора типоразмера 215/65R16 98T. Значение 215 – ширина шины в миллиметрах, 65 – высота шины в процентах от ее ширины, R – радиальный тип конструкции, 16 – посадочный диаметр в дюймах. Параметры 98 и T (индекс несущей способности и категория скорости) означают, что шина выдержит нагрузку 750 кг при максимально допустимой скорости в 190 км/ч.


Если выбранная модель имеет ассиметричный рисунок протектора, то на боковине протектора есть дополнительная маркировка: метки INSIDE и OUTSIDE означают внешнюю и внутреннюю стороны, соответственно. Такие шины устанавливают согласно этим обозначениям. Это важно, так как стороны обладают разными свойствами, и правильный шиномонтаж гарантирует безопасность и комфорт во время езды. Например, внешняя сторона – более жесткая и способствует обеспечению высоких характеристик устойчивости и управляемости, а центральная и внутренняя – тормозных свойств, отведению воды и снежной каши (в случае зимних шин).



Перед отправкой на хранение шины рекомендуется очистить – подойдет обычная автомобильная мойка с шампунем, да и просто тщательная мойка водой вполне сгодится. Хранить шины допускается при температуре от -30 до +35 градусов – то есть, в гараже или на балконе вполне можно создать приемлемые условия. Правда, на открытом воздухе шины ГОСТ советует хранить не более одного месяца, да и то под навесом или покрывалом. Но тут важнее всего беречь их не столько от воздуха, сколько от ультрафиолета и прямых солнечных лучей – то есть, шины нужно либо тщательно укрыть, либо просто запаковать в специальные мешки. Кроме того, если рядом есть отопительные устройства, между ними и шинами должно быть не менее одного метра. Само собой, шины должны лежать свободно: на них ничего не должно давить и изменять их геометрию. И последнее условие – положение в пространстве: ГОСТ допускает хранить шины шириной до 215 мм штабелями в горизонтальном положении, а свыше – вертикально, поворачивая каждые три месяца. Но не будет ошибкой хранить вертикально и узкие шины, главное – не подвешивать их. А вот колеса в сборе нужно хранить накачанными, и самый удобный допустимый вариант – штабелем, хотя при возможности их можно и подвесить.

04 R14 zr09_12_новый размер

Иван Иваныч: Так все-таки шипы или липучка?

Вячеслав Субботин, экс-куратор шинной группы: Липучка, шипы! Мы проводили специальный тест по этой теме. Температурный диапазон, когда липучки и шипы ведут себя одинаково, скажем, демонстрируют одинаковый тормозной путь, — минус 13–15 0 С. При более низких температурах фрикционные шины начинают выигрывать у шипов. Шип не всегда может проколоть твердый лед. А у фрикционных шин благодаря развитым ламелям большая площадь соприкосновения со льдом, особенно шершавым. При более высоких температурах шипованные шины лучше. Но есть нюансы. При минус 20 0 С разница между шиповкой и липучкой будет около 20%. А при минус 2–3 0 С тормозной путь у липучки окажется чуть ли не в два раза большим. Поэтому выбирайте тип шин прежде всего от среднесуточной температуры эксплуатации. Подробности здесь. Классная была работа!

Вячеслав Субботин: Не принципиально! Отличие шин SUV от покрышек с тем же рисунком протектора, например, для седанов, в основном, в укрепленной боковине. Смеси, конструкция брекера и т.п. одинаковые. Но часто бывает так, что для того или иного кроссовера просто не найти обычные шины без приставки SUV — нет такого размера.

14-Gislaved-07_новый размер

Вячеслав Субботин: Евгений! Пару раз за всю нашу долгую историю тестирования шин мы проводили ресурсные испытания. Но удовольствие это дорогое. Сколько бензина только сжечь нужно. Последний подобный тест был лет пять-шесть тому назад. После длительного пробега в десяток тысяч км мы проверили ездовые характеристики шин. Выиграл тогда Michelin. По полученным данным его качества оказались ближе всего к изначальным, а вот у других сильно упали.

00 R14 zr09_12_новый размер

Вячеслав Субботин: Китайские шины на отечественном рынке пока занимают мизерную долю. Наш автомобилист к ним только приглядывается. Вот и мы пока не берем в регулярные тесты эти шины, хотя тоже изучаем продукты из Поднебесной. Знаете, по первым ощущениям, они такого же качества, как и китайские автомобили. Ездовые свойства не очень. Я бы себе такие не купил. Но невысокая цена может служить весомым аргументом. Опытный автомобилист, проездивший всю жизнь на летних покрышках зимой, может себе позволить. Вполне вероятно, что в следующих тестах мы попробуем китайские новинки на вкус. Но результат можно предсказать заранее.

Аноним: Добрый день, посоветуйте зимние шины для Ford Mondeo 1,5 тонны, передний привод, 215/55/R17, и какие лучше для моего региона. Живу в Саратове, зимняя температура от —15 до —25, шипованные или липучки? За город не выезжаю зимой, в городе дороги редко бывают нечищенные, чаще мокрый снег.

14-Nordman-07_новый размер

Максим Сысолятин: И все-таки хотелось бы вернуться к ресурсу шипованных шин. Есть ли какие-нибудь критерии (кроме потери шипов), на которые можно опираться и понимать, что пора менять резину? Другой вопрос: вы говорили, что на ваших редакционных машинах стоят разные шины с разным сроком эксплуатации, может, как раз их и проверить — сравнить с такими же новыми. Вот будет интересно!

Сергей Мишин: Основной критерий оценки состояния зимних шин — остаточная глубина протектора. Реально зимней шина перестает быть, когда осталось 4 и менее миллиметра. При этом производители шин допускают эксплуатацию таких изношенных шин в летнее время.

Сравнивать новые шины с изношенными в течение нескольких лет некорректно, поскольку почти все производители ЕЖЕГОДНО модернизируют выпускаемые модели (по составу смеси, материалам и конструкции). Даже новые шины одной модели, но с разными годами выпуска, отличаются характеристиками.

20141013_06–2

Про срок хранения шин. По российским законам легковая шина обязана служить не менее 5 лет. Далее потребителю рекомендуется самому оценивать состояние шины по наличию или отсутствию мелких трещинок на боковине. Производители шин не рекомендуют использовать шины дольше 7–8 лет, критичный возраст — 10 лет, даже если протектор выглядит как новый. За такой срок резина значительно теряет свои характеристики.

Сергей Мишин: Для снега и льда Nordman 4 лучше подойдет. Как-никак, протектор этой шины повторяет рисунок покрышки Nokian Hakkapeliitta 4 — неоднократного победителя многих тестов.

IMG_8228_новый размер

Andre M: На моей BMW X3 E83 стоит летняя 17R 235/55, подскажите, какой размер поставить на зимнюю?

Сергей Мишин: Компания BMW не предусматривает для вашего автомобиля более узкие шины. Так что на зиму придется оставаться в этом же размере. Рекомендую выбрать шины с направленным рисунком протектора, такие более эффективно очищают дорогу от воды и снега в пятне контакта.

Александр Таубинский: На моей Octavia штатно стоит летняя 16R205/55, решил сэкономить и купить на дисках 15R195/65, что при прочих равных получается дешевле покупки только шин 16R205/55 плюс к этому экономия два раза в год на переобувке. Какие плюсы/минусы есть у понижения радиуса?

Сергей Мишин: Переход на размер 195/65R15 вместо 205/55R16 в зимних условиях — технически очень грамотное решение. Радиус качения у шин этих размеров практически одинаков, так что искажений в показаниях спидометра не будет.

Шины шириной 195 мм всплывают на воде и снежной каше на большей скорости по сравнению с 205 мм, а потому они безопаснее. На снегу и льду у таких шин сцепление будет чуть лучше, так как удельное давление на единицу площади у них чуть выше. К тому же увеличенный профиль делает шину более комфортной, добавляя плавности хода на неровностях, а дорожные кочки и надолбы чаще встречаются на зимних дорогах.

Минусы более узких и более высоких шин — чуть хуже тормоза на асфальте (здесь работают иные законы физики, уменьшена ширина пятна контакта). А еще — менее четкие реакции на том же асфальте, за счет того, что высокая шина больше деформируется под действием боковых сил. Но поскольку моменты, описанные в предыдущем абзаце, зимой наиболее актуальны, то и шины 195/65R15 предпочтительнее.

При этом, как вы отметили, 15-е шины ощутимо дешевле 16-х.

Olegg: Бывают ли шиповки малошумными?

Сергей Мишин: Один из основных недостатков шипованных шин — повышенная шумность. Но это не главное зло: шипы еще и увеличивают тормозной путь на асфальте (железо по нему скользит лучше резины даже на машинах с ABS) примерно на 5 процентов относительно фрикционных.

прототип

Сегодня только компании Nokian удалось воплотить в действующем прототипе шину (с протектором HKPL 8), способную при необходимости выпускать и убирать шипы — см. фото. Но при этом специалисты компании признали, что до готового продукта, который можно предложить рынку, этим прототипам еще далеко.

На мой взгляд, есть шипованные шины, которые шумят меньше других, но лишь на городских скоростях — 50–60 км/ч. Это шины, у которых количество шипов уменьшено в соответствии с последними ограничениями в странах Скандинавии. Советую обратить внимание на Gislaved Nord Frost 100 и Michelin X-Ice North 3.

Артем Пластеев: Почему в тестах шин нигде не встречаются Maxxis? Нормальные шины за вменяемые деньги да еще с пожизненной гарантией, не Китай, а Тайвань все-таки. Зато да, дорогих уйма в тестах…

Сергей Мишин: Не совсем корректный вопрос. Такой можно задавать по любой отсутствующей в тесте модели. В 2010 году мы тестировали зимние шины для вседорожников, где этот бренд встречался. Тогда тестируемая шина заняла пятое место.

Андрей Хахулин: Нужен совет. При покупке авто (б/у) имелась зимняя резина, но в таком комплекте: Dunlop SP Winter Ice 01 — две штуки, Toyo Observe G3-Ice — две штуки. Состояние шин одинаковое. Собственно, что посоветуете докупить, Toyo или Dunlop? Не нравится мне, когда на авто установлены различные шины.

Сергей Мишин: Модель Toyo Observe G3-Ice гораздо свежее старого Dunlop SP Winter Ice 01, который сегодня уже сменил Dunlop SP Winter Ice 02. Надеюсь, понятно, какие шины лучше докупить.

SHINY_1

ALEX S: Посоветуйте шипованные шины R17 SUV, оптимальные по цене-качеству. Чем больше читаю, тем больше сомневаюсь, что выбрать.

Сергей Мишин: Почитайте результаты нашего теста шин 235/65R16 SUV. Размеры R16 и R17 — близкие. Я бы для себя выбрал Nordman 5 SUV — вполне хорошие шины, при этом относительно недорогие. На втором месте Gislaved Nord Frost 100 SUV.

Andress: Держу в руках два номера журнала: один за сентябрь-2015, другой — за сентябрь-2014. В обоих тесты 14-дюймовых зимних шин с поразительной разницей результатов. Например, торможение на льду 30–5 км/ч в этом году Nokian HKPL 8 тормозят 13,6 м, а в том году аж 18 м! И так со всеми шинами. Чему, спрашивается, верить?

Сергей Мишин: Абсолютные результаты замеров на льду — это совсем не то, что на асфальте, на котором год от года результаты могут разниться в два-три метра. На льду они гораздо больше, чем на асфальте, зависят от температуры окружающей среды, влажности и многих других погодных параметров. Даже на одном и том же льду в разные дни у одной и той же шины результаты будут разными. Не говоря уже о разнице от года к году. Верить можно разнице между шинами в процентах.

R14_2

Сергей Мишин: Технический регламент довольно пространно описывает зимние шины. Дословно: «маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее, а также маркированные знаками „M+S“, „M&S“ и „MS“… Но при этом четко ограничена допустимая при эксплуатации остаточная глубина протектора — не менее 4,0 мм.

Ольга Марьясова: Настало время приобретать зимние шины, производитель рекомендует 165/70R14 или 185/60R14. Не понимаю, какой типоразмер выбрать на зиму для авто Шкода Фабия 2008 г.в. с мотором объемом 1,4 л. Так как не считаю себя асом, выбор пал на Nokian Hakkapeliitta 8, однако типоразмер 185/60R14 отсутствует. Консультант предложил 175/65. Можно ли отклоняться от рекомендаций автопроизводителя? R14 обусловлен имеющимися дисками, на которых стоит старая резина.

Сергей Мишин: Отклоняться или нет от рекомендаций производителя автомобиля, такое решение принимать придется только вам. Шины размерности 175/65R14 подойдут для вашего автомобиля, если они соответствуют по индексу грузоподъемности. Радиус качения будет очень близким к шинам размером 165/70R14 или 185/60R14.

Алексей Сергеевич: Некоторые производители предлагают всесезонные шины. Расскажите о них. Насколько они эффективны зимой в городских условиях?

Сергей Мишин: Всесезонка — универсальные шины для круглогодичной эксплуатации в условиях мягких, малоснежных зим и нежаркого лета. Не ждите от них высокого сцепления летом на асфальте, а зимой на льду. В городских условиях летом на таких шинах можно прожить, если не будет жары и не будете ездить агрессивно. Настоящей российской зимой — сложнее. Чувствовать себя уверенно сможете только на асфальте, очищенном от снега и льда. Но во дворах, засыпанных снегом, в обледеневшей колее такие шины беспомощны.

Виктор А.: Добрый день! Перечитал все возможные тесты зимней шипованной резины и остановил свой выбор на Gislaved Nord Frost 100 SUV. Одна беда — необходимый мне размер 225/60 R17 (по требованию производителя) у Gislaved отсутствует. Близкий — 225/65 R17, но в таком случае диаметр колеса увеличивается на 22 мм (боюсь, будет цеплять за арки при полностью вывернутом руле). Посоветуйте, пожалуйста, достойный аналог для Subaru Forester IV. Эксплуатация — Москва и ближний загород. P.S. Смотрел Continental ContiIceContact, но дороговата. Может, Yokohama посмотреть (штатная всесезонка), например IceGuard Stud IG55? Какое отношение у вас к этой марке? Почему-то ее в ваших тестах нет.

Сергей Мишин: Мне кажется, что у вас странное отношение к журналам и к шинам. Во-первых, шины Yokohama IceGuard Stud IG55 дважды представлены в наших тестах этого года: в сентябрьском номере в размерности 175/65R14, а в октябрьском — 205/66R16. Во-вторых, это никак не всесезонка, а настоящая шипованная шина, которая никак не может быть штатной ни на каком автомобиле, даже на Subaru Forester IV. Читайте журнал внимательнее!

Ivan Nikolaev: Выбираю зимнюю нешипованную резину на Nissan X-Trail. Взгляд остановился на Michelin X-Ice, но не могу определиться — брать ли новую модель Xi3 или старую Xi2. Как Вы думаете, большая ли разница для поездок по Москве?

Сергей Мишин: Любые новые модели всегда лучше предыдущих. Вопрос в величине различия между ними. Мне не доводилось сравнивать эти две шины между собой, но я полагаю, в поездках по городу разница будет практически неразличима. Но есть один нюанс. Michelin в любое время может прекратить выпуск старой модели, и она исчезнет с прилавков. Если вы повредите колесо, придется покупать не одно, а целый комплект новых либо другого производителя.

Шахин Тарвердиев: Помогите выбрать зимнюю резину. Друзья советуют Nokian Hakkapeliitta 8 либо Gislaved NordFrost 100. Первая, как я посмотрел, на 1000–1500 руб. дороже. Стоит ли она того? Для меня важны устойчивость и бесшумность, так как на моем Lifan Solano шумоизоляция никакая. На дверце автомобиля указаны рекомендованные размеры 195/60 и 185/60, можно ли 185/65? Как я понял, 195 — для лета, 185 — для зимы. Заранее спасибо.

20141013_06–2

x x: Что скажете про повторную ошиповку колес?

Сергей Мишин: Не доверяю повторной ошиповке.

Во-первых, надо понять, почему шипы выпали из протектора. Если отверстия чуть больше диаметром, чем требуется, то новые шипы опять вывалятся. Если виноваты шипы уменьшенного диаметра — надо найти правильные.

Во-вторых, нужно найти те же самые шипы, которыми шина была ошипована изначально. А это не так просто. Они различаются по размерам, конфигурации (однофланцевые, двухфланцевые, трехфланцевые), по материалам, по форме твердосплавной вставки…

В-третьих, в открытое отверстие уже попала дорожная грязь, песок и т.п., идеально очистить его вряд ли удастся. Те остатки грязи, которые не удалось убрать, будут работать как абразив, интенсивно изнашивая новый шип и резину вокруг него, что приведет к повторной потере шипов.

Юра Баранов: Подскажите — стоят колеса на r14 резина 205–70! вопрос могу ли я на эти диски поставить резину 185–70?

Сергей Мишин: В Вашем случае надо уточнить ширину обода имеющихся дисков. Найдите на поверхности обода (под покрышкой) выбитую маркировку его ширины. Она представляет собой цифру, означающую ширину обода в дюймах, за которой следует буква J.

Соотношение ширины покрышки и обода диска приведено в таблице.

Снимок экрана 2015-10-17 в 7.53.16

Читайте также: