Когда появились литые диски

Обновлено: 30.06.2024

Они прочные, красивые и в последние годы вошли в список желаний многих владельцев транспортных средств. Речь идет о легкосплавных дисках — предмете, который раньше можно было найти только в автомобилях класса люкс, но сегодня они доступны гораздо более широкому кругу потребителей, а в некоторых случаях уже идут с завода в комплекте.

Легкосплавные диски состоят из практичных материалов, которые необходимо обрабатывать благодаря легкости формования — кремния, титана и алюминия. Этот факт позволяет найти на рынке эту модель колес различных размеров и цветов, увеличивая возможности, которыми располагает водитель.

Легкосплавные диски более долговечны, чем обычные диски
Миф! Все диски одинаковы в своих характеристиках касающихся прочности и проходят одинаковые оценочные испытания — на химические вещества, на стойкость, износ, и термический удар. Кроме того, легкосплавные диски подвергаются ряду неблагоприятных условий, особенно в странах, где автомагистрали не получают должного ухода.

Характеристики автомобиля улучшаются с легкосплавными дисками
Это миф. Любой, кто считает, что добавление легкосплавных дисков к автомобилю приведет к повышению производительности, ошибается. На самом деле, в обычных автомобилях улучшение, совсем незаметно.

Кроме того, важно помнить, что автомобили с легкосплавными дисками, изготовленными из благородных материалов, очень редко влияют на характеристики. Как правило, использование этих более дорогих сплавов ограничивается использованием в моделях высокой роскоши или спортивными моделями таких брендов, как Ferrari и BMW.

Литые диски в действительности легче
Правда. Легкосплавные диски обычно примерно на 15% легче. Однако в некоторых ситуациях эта разница может доходить до 50%. Ключевым моментом является то, что меньший вес не означает меньшие затраты. В большинстве случаев легкосплавные диски стоят вдвое дороже, чем традиционные колеса того же веса.

Можно сэкономить топливо с легкосплавными дисками
Правда. Поскольку легкосплавные диски обычно легче, чем стальные модели с колпаками, автомобилю требуется меньше усилий и, следовательно, снижается расход топлива. Это также помогает окружающей среде, так как выбросы загрязняющих веществ меньше.

Еще один положительный фактор, о котором стоит упомянуть, это то, что эта модель колес помогает снизить шум при маневрах и резких торможений.

Литые диски повышают цену на автомобиль при его перепродаже
По-разному. В этом случае необходимо учитывать несколько моментов, но, говоря только о практических аспектах, в первую очередь следует оценить тот факт, что легкосплавные диски стоят вдвое дороже, чем стальные. Эта стоимость почти никогда не может быть добавлена к цене подержанного автомобиля при перепродаже.

Преимущества легкосплавных дисков
• материал, из которого они изготовлены, меньше нагревается, благодаря чему тормозная система изнашивается медленнее;
• на время смены тормозных колодок влияет меньшее натяжение при повседневном использовании;

• даже при больших габаритах легкосплавные диски все равно весят меньше;
• на рынке существует ряд вариантов, что позволяет потребителю найти тот, который больше всего соответствует его профилю;
• поскольку они легче, они могут помочь водителю более точно управлять автомобилем.

Широкий спектр доступных на рынке дисков может вызвать у некоторых потребителей сомнения при выборе. Цена — это фактор, который может привлечь наибольшее внимание, и водитель должен знать об этом, чтобы не поставить под угрозу свой кошелек.

В конечном итоге выбор легкосплавных дисков — это вопрос личного вкуса. Они могут быть полезны при будущей перепродаже, помогая привлечь внимание большего числа покупателей и, в некоторых ситуациях, в процессе эксплуатации автомобиля.


Почти сто лет назад на гоночных автомобилях Bugatti уже стояли литые алюминиевые диски – красивые и лёгкие. А вот неизбалованный советский автомобилист и полвека спустя практически не знал, что такое нестандартные элементы экстерьера. Именно поэтому все серийные советские машины довольствовались обычными штампованными колёсами, которые (в лучшем случае!) могли быть прикрыты хромированными либо пластиковыми колпаками.

Кустари и импорт

collage1.jpg

На фото: ВАЗ-2107 на "литье" из алюминиевого сплава и Lada Eva на дисках Ronal Turbo

Мелкая серия

collage.jpg

НАМИ Апельсин-2 на дисках Centra

lada_2105_vfts_1.jpg

На фото: ВАЗ-2105 на дисках ATS

collage2.jpg

На фото: ВАЗ-2105 на дисках ATS Classic

Лихие 90-е

Первым известным производителем стал Всероссийский институт легких сплавов (ВИЛС), который быстро наладил выпуск линейки дисков практически для всех популярных советских автомобилей. Кованые диски ВИЛС выглядели довольно скромно, зато по эксплуатационным параметрам были вне конкуренции.

lada_riva_1600slx_sport.jpg

На фото: Lada Riva 1600SLX Sport 1986-1991 гг.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Отличная статья с уникальными фактами, но в легкодоступной форме.


На экспорнтых ладах классное литье было, щас такой дизайн не найдешь. А диски Ронал-вообще огонь!Редакция, запилите возможность добавлять фото в коментах. без них как без рук!

Колесо- самое гениальное изобретение нашей цивилизации: История создания

История колеса, от его изобретения до его будущего

На протяжении многих веков человечество использует для изготовления различных керамических приспособлений глину. Вместе с тем, раньше в далекой истории практически в каждом доме стоял гончарный круг, колесо. Без него глина так и осталась бы просто природным материалом. Мы подумали, что именно гончарное колесо является той отправной точкой, с которой началась эволюция колеса. Что ж, давайте посмотрим на историю его создания и одновременно попробуем заглянуть в недалекое будущее.

С чего началось изобретение колеса?


Все исследователи сходятся во мнении, что первое колесо было изобретено в 3500 г. до нашей эры. Правда, это только приблизительная дата. Возможно, оно появилось и раньше. Но как бы оно там ни было, принято считать, что первое колесо появилось в Месопотамии, на территории современного Ирака. Вот только предназначалось оно не для транспортировки. Его использовали в бытовых целях. При этом примерно в 3200 г. до нашей эры начали появляться месопотамские колесницы. Какая же колесница без колес? Поэтому можно считать, что привычное в нашем понимании колесо было изобретено именно в тот период.

И все же стоит уточнить, что первые округлые предметы, которые отдаленно напоминают колесо, уходят корнями аж в палеолит. Это около 15-750 тыс. лет назад. Опять же точную дату никто из историков назвать не может.

Давным-давно для перемещения громоздких грузов на относительно большие расстояния использовались обычные бревна. На первый взгляд, революционный по тем временам способ, но у него был один существенный недостаток — требовалось подкладывать под бревна много каменных роликов, небольших колес. При этом они все время выскальзывали из-под бревен.

Но древние люди решили эту проблему — они соорудили специальную платформу из досок. Им удалось закрепить на ней ролики таким образом, что давящий сверху груз не выталкивал их из-под досок, а, наоборот, прижимал к земле.


Еще через 1500 лет наши предки додумались до следующей инновации — они оснастили колесо деревянными спицами. На такой шаг их подтолкнула военная необходимость. Не удивительно, что первыми, кто использовал колесо с деревянными спицами, были египтяне. Произошло это примерно в 2000 г. до нашей эры. Они применили его в своих знаменитых колесницах.

А вот идея заключить колеса в металлические обода и тем самым уберечь их от быстрого износа, принадлежит кельтам. В 1000 г. до нашей эры они оснастили такими усовершенствованными колесами свои колесницы.

Примечательно, что колеса, оснащенные спицами из дерева, оставались неизменными аж до начала 19 в. В то время изобретатель Ф. Бауэр запатентовал первые спицы, изготовленные из металла. Он просто взял длинную проволоку, продел ее много раз через обод колеса и закрепил на обоих концах ступицы. Классическим примером его изобретения является велосипедное колесо.

Следующим прорывом в эволюции колеса стало изобретение шины. Идея ее создания принадлежит У. Томпсону, свое изобретение он запатентовал в 1845 г. Однако, в 1888 г. его разработку усовершенствовал шотландский ветеринар Д. Данлоп. Для изготовления шин он использовал твердую резину.

Автомобильные колеса


Настало время поговорить про колеса для машин. Считается, что их изобрел К. Бенц в 1885 г. Он создал оригинальное транспортное средство под названием Benz Motorwagen, которое тут же запатентовал. Колеса этого автомобиля были из твердой резины. Машина напоминала трехколесный велосипед. К сожалению, до наших дней она не сохранилась.

Если же продолжать тему резины, то первыми, кто додумался использовать ее в автомобильных целях, стали Андре и Эдуард Мишлен. Кстати, они основали знаменитую фабрику по изготовлению шин. В 1910 г. Б. Гудрич стал добавлять в резину углерод, что стало бесспорной революцией в изготовлении шин.

Что же касается легендарной модели машин Ford T, то они комплектовались деревянными колесами, которые раньше использовались для транспортировки артиллерийских снарядов. Однако этому автомобилю не удалось поставить Америку на колеса. Данной цели достиг Д. Данлоп, который изобрел пневматические шины. При этом они сильно отличаются от тех, которыми комплектуются современные автомобили, так как они имели крайний малый срок службы — проехать на них можно было лишь 3,5 тыс. км, и то их требовалось постоянно латать после 80-90 км. пробега.

Как это парадоксально ни звучит, но следующим этапом в эволюции колеса стало изобретение диска. Как и многие другие вещи в истории, его появление было обусловлено более низкими производственными затратами. Обод может быть легко преобразован в прямую полосу металла, а сам диск так же быстро отштампован из металлического листа. Затем эти 2 элемента сваривали или скрепляли, и в итоге получалось очень легкое, жесткое и устойчивое к повреждениям колесо. Более того, оно было очень доступно.


В наше время существует 2 основных типа колеса, которыми комплектуются транспортные средства. В их производстве используются различные сплавы стали, благодаря чему они получаются более легкими и прочными, чем колеса, которые производились десятки лет назад. При этом сегодня производятся как литые колеса, так и оснащенные спицами.

Можно сколько угодно рассказывать о различиях между стальными и легкосплавными дисками, но многие автомобилисты уверяют, что последние легче первых. Конечно же, машины, которые укомплектованы литыми дисками, отличаются хорошей управляемостью и более долговечной тормозной системой. К тому же они выглядят боле привлекательно, чем стальные. Также следует учитывать, что легкосплавные диски стоят значительно дороже стальных.

Колеса из будущего


Несмотря на то, что шины Tweel имеют множество преимуществ, у них есть один большой недостаток. Автомобиль, укомплектованный ими, при разгоне более чем 80 км. в ч. начинает сильно вибрировать.

Безусловно, шины Tweel являются самой революционной технологией на сегодняшний день. Но они предназначены исключительно для электромобилей. При этом в активную систему Tweel входит двигатель, подвеска, коробка передач и трансмиссионный вал.


Содержание


Более легкие колеса могут улучшить управляемость за счет уменьшения неподрессоренной массы , позволяя подвеске более точно следовать рельефу и, таким образом, улучшать сцепление с дорогой, однако не все легкосплавные диски легче своих стальных эквивалентов. Уменьшение общей массы автомобиля также может помочь снизить расход топлива .

Лучшая теплопроводность и более открытая конструкция колес помогают отводить тепло от тормозов , что улучшает тормозные характеристики в более сложных условиях вождения и снижает вероятность ухудшения характеристик тормозов или даже отказа из-за перегрева.

Литые диски также покупают в косметических целях, хотя используемые более дешевые сплавы обычно не устойчивы к коррозии . Сплавы позволяют использовать привлекательную металлическую отделку, но ее необходимо покрыть краской или покрыть колеса . Даже если они защищены таким образом, используемые колеса в конечном итоге начнут подвергаться коррозии через 3-5 лет, но сейчас ремонт широко доступен по цене. Производственные процессы также позволяют создавать сложные и смелые конструкции. Напротив, стальные колеса обычно прессуют из листового металла , а затем сваривают (часто оставляя неприглядные неровности) и должны быть окрашены во избежание коррозии и / или скрыты колпаками колес / колпаками ступиц.

Легкосплавные диски склонны к гальванической коррозии , которая может вызвать утечку воздуха из шин, если не будут приняты соответствующие профилактические меры. Кроме того, легкосплавные диски труднее ремонтировать, чем стальные, когда они гнуты, но их более высокая цена обычно делает ремонт дешевле, чем замена.

Большинство легкосплавных дисков изготавливаются методом литья , но некоторые из них кованые . Кованые диски обычно легче, прочнее, но намного дороже литых. Кованые диски бывают двух типов: цельные и модульные. Модульные кованые диски могут иметь двух- или трехчастную конструкцию. Типичные составные колеса состоят из внутреннего основания обода, внешней кромки обода и центральной детали колеса с отверстиями для гаек. Все части модульного колеса удерживаются болтами. BBS RS - одно из самых известных кованых колес, состоящих из трех частей. [1]

Значительный выбор легкосплавных дисков доступен для владельцев автомобилей, которые хотят более легкие, более привлекательные, более редкие и / или большие колеса на своих автомобилях, начиная со стандартных 14 и 15 дюймовых колес до 16, 17, 18, 19, 20, Размер колес 21, 22, 24, 26 и 28 дюймов. [2] Вместе с более крупными легкосплавными дисками появились легкосплавные Tru-Spinners, которые были неотъемлемой частью легкосплавного диска, которые могли свободно вращаться и продолжать вращаться после остановки самого легкосплавного диска. [ необходима цитата ] Некоторые легкосплавные диски Tru-Spinner также вращались назад, когда легкосплавные диски катились вперед. Хотя замена стандартных стальных колес и комбинаций шин на более легкие легкосплавные диски и потенциально более низкопрофильные шины могут привести к повышению производительности и управляемости, это не обязательно будет выполняться при использовании все более крупных колес. Исследование Car and Driver, проведенное с использованием ряда легкосплавных дисков разного размера от 16 до 19 дюймов (от 41 до 48 см), оснащенных шинами одной марки и модели, показало, что при использовании колес большего размера страдают как ускорение, так и экономия топлива. [3] Они также отметили, что на комфорт и шум при движении отрицательно сказались большие колеса.

Однако колеса из чистого магния больше не производятся, их можно найти только на классических автомобилях. Чистый магний страдает множеством проблем. Винтажные магниевые диски были очень подвержены точечной коррозии , растрескиванию и коррозии. Магний в массе трудно воспламеняется, но колеса из чистого магния могут воспламениться из-за горящей шины или длительного царапания колеса о поверхность дороги после прокола. Позже были разработаны сплавы магния , чтобы облегчить большинство этих проблем. [6] Фактически, Федеральное управление гражданской авиации США провело обширные испытания за последнее десятилетие и пришло к выводу, что потенциальная воспламеняемость магния больше не вызывает беспокойства. [7] Современные технологии обработки поверхности обеспечивают защиту от коррозии и значительно продлевают средний срок службы магниевых дисков.

Ковка может производиться одно- или многоступенчатой ковкой из различных магниевых сплавов, чаще всего AZ80, ZK60 (MA14 в России). Колеса, изготовленные этим методом, обычно обладают более высокой прочностью и пластичностью, чем алюминиевые, хотя их стоимость намного выше. [8] Ковка - это сложный процесс, который включает в себя такие процессы, как нагрев, прокатка, приложение высокого давления, удар молотком и / или их сочетание. [9] В результате изменяется молекулярная структура сплава, и в результате материал становится более прочным и легким.

Колеса бывают одно-, двух- и трехкомпонентные. Каждая деталь изначально представляет собой заготовку из сплава, которая затем превращается в колесо в случае цельных кованых колес или в деталь колеса в случае составных колес.

В этом процессе используется матрица, расположенная в большой машине, которая имеет высокое усилие закрытия, чтобы зажать матрицу в закрытом состоянии. Расплавленный магний заливается в заправочную трубку, называемую гильзой для дробления. Поршень проталкивает металл в матрицу с высокой скоростью и давлением, магний затвердевает, матрица открывается, и колесо отпускается. Колеса, произведенные этим методом, могут предложить снижение цены и повышение коррозионной стойкости, но они менее пластичны и обладают меньшей прочностью из-за характера литья под высоким давлением.

В этом процессе обычно используется стальная фильера, она расположена над тиглем, заполненным расплавленным магнием. Чаще всего тигель плотно прилегает к фильере, и смесь сжатого воздуха и покровного газа используется для выталкивания расплавленного металла по напольной трубке в форме соломки в фильеру.

При обработке с использованием передовых методов, колеса для литья под давлением под низким давлением могут предложить более высокую пластичность по сравнению с колесами из магния и любых литых алюминиевых колес, они остаются менее пластичными, чем кованые диски из магния.

Колеса из магниевого сплава, отлитые под действием силы тяжести, производятся с начала 1920-х годов и обеспечивают хорошую пластичность и относительные свойства, превосходящие те, которые можно получить с помощью алюминиевого литья. Затраты на инструментальную оснастку для литых самотеком колес одни из самых дешевых из всех процессов. Это позволило производить мелкосерийное производство, гибкость в проектировании и короткие сроки разработки.

Читайте также: