Когда появились магнитолы в ссср

Обновлено: 02.07.2024

В начале 70х годов стало понятно, что формат компакт-кассеты Philips неуклонно увеличивает свою долю на рынке и вскоре станет доминирующим стандартом на рынке магнитной записи. В СССР начинается освоение массового производства кассетных магнитофонов.















Вся наша аудиотехника ломалась в первые дни эксплуатации, после ремонта частенько служила неплохо, сужу по своему пригрывателю Арктур-оо4 и магнитофонам кажется НОТА-203 и Илеть.При чем в гарантию черти-куда приходилось возить самому на моторе

Если про технику конца 80-х, то да. И по рассказам и лично видел это.
Про технику выпущенную раньше, как то ничего особо плохого ни от кого тогда не слышал.

Были и Рига 110 и Аэлита 101. Прекрасный УКВ приём, шумоподавление на воспроизведение кассет. На КВ ловился Голос Америки.

Существует немало оригинальных разработок, которые до сих пор заслуживают восхищения. Рассмотрим лучших производителей, а также самые привлекательные модели магнитофонов.


Когда появился первый магнитофон?

Первые эксперименты с такой техникой в нашей стране начались еще в 1930-е годы. ©


Но это были разработки сугубо для специального применения.
По понятным причинам массовый выпуск развернули только десятилетием позже, к началу 1950-х.
Выпуск бобинной техники продолжался и в 1960-е, и даже в 1970-е годы.

Сейчас такие модели интересны преимущественно фанатам техники ретро. Это одинаково относится как к катушечным, так и к кассетным модификациям.


Список лучших производителей
Посмотрим, какие производители магнитофонов заслуживали повышенного внимания публики.


ТС, где Вильма, Радиотехника, Вега, Электроника (не ИЖ)? Они типа спросом не пользовались?


Первый аппарат без использования бобин появился в начале 1970-х годов. Его запуску в производство долго мешали проблемы с освоением промышленностью бесколлекторного электромотора.

Потому первоначально пришлось ставить традиционные коллекторные модели. В 1977 году развернули производство стереофонических аппаратов. Пытались выпускать еще стационарные магнитофоны со стереозвуком и магнитолы.

В первом случае дошли до стадии единичных опытных образцов,
во втором — до мелкой серии.


Такую марку тоже нельзя игнорировать. Именно ей принадлежит честь выпуска первого в стране серийного магнитофона на кассетной базе. Считается, что модель скопирована с Philips EL3300 1964 года разработки.


Все устройства семейства воспроизводят только катушки и имеют ламповую элементную базу.


Конструкция оказалась плохо продуманной с точки зрения эргономики, а детали лентопротяжного механизма изготавливались недостаточно точно. Был и ряд иных существенных недостатков.


Это уже марка из 80-х годов. Собирали такие магнитофоны на Ижевском мотоциклетном заводе. Первые модели датируются 1982 годом.



Аудиотехника подобной марки была запущена в производство в Новосибирске в 1966 году. Новосибирский электромеханический завод начал с ламповой катушечной модели, имевшей двухдорожечное исполнение.



Несколько разработок было представлено даже на рубеже сложнейших 80-90-х годов. Последняя модель датирована 1993 годом.


Выпуском таких катушечных ламповых магнитофонов занималось предприятие в городе Великие Луки. Востребованность этой техники была связана с ее простотой и дешевизной одновременно.

Первая модель, выпускавшаяся с 1957 года ограниченной серией, сейчас представлена только редкими экземплярами у коллекционеров и фанатов ретро. Потом было выпущено еще 3 таких модификации.


. В результате стало возможно записывать только обычную речь, а на передачу всего богатства сложных звуков рассчитывать не приходилось.


Под таким названием выпускались катушечные магнитофоны 1 и 2 классов сложности. Это были стационарные модели, разработанные Киевским НИИ электромеханических приборов.


Создание и выпуск новых модификаций продолжались до середины 1990-х годов.


Популярные советские модели

Составные части приобретали за рубежом, и именно из-за этого киевский изготовитель делал не более 1000 экземпляров в год. С помощью устройства сохраняли звук моно и стерео, таковы же были возможности воспроизведения.



Чивооо?
Какие нахрен "спектры волн" может "выдавать" магнитофон?

Вот нутром чую, что тут про АЧХ, но на кой авторам НЕтехнарям доверяют писАть такие статьи?


Разработку и производство совместно вели завод имени Лепсе, что в городе Кирове, и Фрязинское предприятие.



Стоит отметить, что малосерийные магнитофоны в СССР ценились особенно высоко. Ведь их делали чуть ли не вручную, а потому качество оказывалось выше обычных ожиданий.

Обращают на себя внимание:

световые индикаторы ключевых рабочих режимов;
возможность проконтролировать запись, прослушав ее на телефоне;
наличие паузы и автостопа;
регулировка громкости телефонов;
отличное устройство понижения шума;
частоты от 40 до 16000 Гц (в зависимости от типа используемой ленты);
масса в 7 кг.

Отдельно стоит сказать про условные знаки, использовавшиеся на аудиотехнике и радиоаппаратах.
Окружность со стрелкой вправо показывала линейный выход. Соответственно, окружность, из которой выходит стрелка влево, применялась для обозначения линейного входа.
Две окружности, разделенные нижним подчеркиванием, обозначают сам магнитофон (в составе других устройств).

Антенный вход помечали белым квадратом, справа от которого располагалась буква Y, а 2 окружности рядом — это стерео.


Не хотел писать, но напишу.
Яуза 220 ценится не из-за малосерийности, а из-за японского ЛПМ.
Но основное не это. Нашел в интернете аналогичную информацию об обозначениях, там кто то написал так (вместо картинок) и, видимо, разошлось.
Выход, правильно, а вот на линейном входе стрелка слева не выходит, а входит в круг. Это же вход.
В обозначении магнитофона две окружности соединены чертой с низу, а не разделены подчеркиванием - это означает две катушки и ленту. Хотя на смайлик о_о похоже. Буква Y не стоит в обозначении теле- или радиоприемника: там квадрат (просто квадратная рамка) с изображением антенки наверху, И у антенки наверху три лучика, а не два, как в букве Y.
В обозначении стерео окружности не рядом, а накладываются друг на друга.

Правда, стремительное изменение потребительских вкусов погубило эту неплохую модель и не позволило ей раскрыть свой потенциал.


Ленту неправильно заправили!

Магнитофоны СССР - история и лучшие производители

Советский технический гений не менее сумрачный, чем, скажем, германский
Кто знает,каким еще двойным назначением обладал данный девайс?
полевой телефонный аппарат? динамо-машина? инструмент для пыток диссидентов?

Ну раз никто не почесался узнать, расскажу сам.

Этот магнитофон вместо электромоторов имел механический пружинный привод от граммофона. от батареек (сети?) питался только звуковой тракт.




У меня такой до сих пор есть. Отличный звук, и не на слух, а по инструментальным измерениям.
Прошу прощения за слом, но ТС уже в оффлайне


Сколько здесь не упомянуто Советской техники! Только у меня дома с десяток образцов стоит, упомянуто только пара.

Как-то разбросано всё.


Размещено через приложение ЯПлакалъ

Снежеть был катушечный помню.

Размещено через приложение ЯПлакалъ


Видел её на ВДНХ в Алма-Ате. Просто охуел от её внешнего вида.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Также в списках популярных некогда моделей можно встретить:


Кассетные магнитофоны СССР.

А какой был у Вас?


Весна 309 мой первый дисторшн. Меняешь проводки местами в кабеле на вход и делаешь хеви метол.
Гитары тогда еще не было своей. Надыбал где-то гриф от Jolana и звукосниматели, скомуниздил доску из газпромовского ПТУ, хотел сделать стрелу, но дерева не хватило. Получилась стрела без рогов. Подключил к Весна 309, случайно перепутал проводки и вот оно - метол. Играл на балконе и собирал первую аудиторию)

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Как среди популярных катушечников не попал Маяк-203? Мне кажется у многих он был. Он даже в сталкере то и дело на локациях валяется) У моего отца до сих пор есть, рабочий. Недавно включал мне с сестрой, как мы оба стихи рассказывали, ориентировочно в 1987-1988 году.
Или Олимп-003? Не знаю почему, но любят сейчас катушечникофилы именно эту модель, её пилят, дорабатывают, слушают.
Среди кассетных - Вега-120 прям попса-попса, много у кого была.
Нота, двухкассетная приставка, Радиотехника всякая
Да и много-много какой интересной техники.

Легендарный "Романтик 306" считалось крутью вместо стандартной ручки продеть длинный ремень и таскать мафон через плечо, выкрутив громкость до упора.
А ТС-у надобно бы знать, как слово боббина правильно пишется.

Такой у меня был, заработал сам после 6 класса, покупал в Москве, потому что в моём Дыробиджане нихуя не было.

Размещено через приложение ЯПлакалъ


Цитата
Легендарный "Романтик 306" считалось крутью вместо стандартной ручки продеть длинный ремень и таскать мафон через плечо, выкрутив громкость до упора.
А ТС-у надобно бы знать, как слово боббина правильно пишется.

Ты удивишься, но была версия 306-го с ремнём из коробки.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Размещено через приложение ЯПлакалъ


Не поверишь, у меня такая до сих пор играет

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Киев - магнитофонная столица СССР
Маяк-203. Легенда 70-х!


Без Ростова нещитово!
Был у меня 102, с городой надписью "на транзисторах" на блоке головок (стрелочкой на нее показано). Поотом я в нем платы окончеников заменил на самопальные с Кводами - еще та зверюга вышла.
Ну а затем на 105 перешел.
(Сын до сих пор не может простить, что я их раздал, не дожавшись его взросления и увлечения этой темой.)


А так же был вот такой ВМ-70.Тяжелющщий, но по военному дубовый-повредить его практически невозможно.


Какая необычная и свежая тема для ЯПа, жаль, что ранее ни разу она здесь не подымалась


Вот как вижу эту картинку, так глаза режет. Ведь, согласно схеме на крышке аппарата, плёнка неправильно заправлена в ЛПМ.
Переделайте, ироды.
P.S. Опс, выше уже отписались Ну тогда точно плёнку заправят правильно

Магнитофоны СССР - история и лучшие производители

Какой то сумбур, смешались в кучу кони, люди. Надо было хотя бы хронологию соблюсти. Смешаны эпохи и года.

Поддержу, влепил шпалу за это. Ну нельзя же так вывалил всё в кучу, текст мало информативный, хронология не соблюдена. Дзен-графомания.


Магнитофоны СССР - история и лучшие производители







Сейчас, во времена потокового аудио, приятно вспомнить как крутились катушечки в кассете. Иногда включаю.

Скажу больше, есть "винилофилы", а есть еще "магнитофилы". Вон у меня сын прется от катушечников/кассетиников - не от их звучания, а от самой техники.
Последний его закидон- какой то особый тип видемагнитофона (не вникал, боюсь спиздеть) который на VHS кассету пишет аудио стерео- причем качество весьма нефиговое выходит (как по замерам, так и по ощущению).
И как я понял, он не одинок в этом плане.
Так что магнитная пленка еще не мертва.

Магнитофоны СССР - история и лучшие производители

Простите за невежество, объясните мне, плз. Контроль записи возможен на трехголовочных магнитофонах, с так называемым сквозным каналом. Я знаю, что были двойные головки для кассетных магнитофонов, но разве на Яузе такая стояла.

У меня у бати был "Романтик-3".
Фото из инета:

Магнитофоны СССР - история и лучшие производители

А у меня первый кассетник ИЖ-305С. Прекрасно влазил в дипломат и ездил со мной в школу.
Фото из инета:


Мой последний кассетник с Audio-CD: LG micro combo F-X4CD CUBIC.
До сих пор жив, осталость только собрать, ибо колонки у брата дома, а дека и резак на даче.
Фото из инета:


Щасте мое - Весна 211))


Вот мафон всех времен и народов. а там так. бытовуха
ЗВУК М-64
Специальный катушечный магнитофон "Звук-1" выпускался с 1967 года. Стационарный катушечный ламповый магнитофон "Звук-1" (М-64) предназначен для качественной записи и воспроизведения звуковых фонограмм. Аппарат собран в металлическом корпусе имеет 5 скоростей протяжки магнитной ленты: 9.53; 19.05; 28.0; 38.1 и 76.2 см/сек. Имеется дополнительная насадка на тонвал для дополнительного увеличения скоростей. В магнитофоне установлены 4 магнитных головки; записывающая, стирающая и две воспроизводящие, для того чтобы во время записи прослушивать записываемую программу. На магнитофоне устоновлено три двигателя: ведущий ДМ-3, левый и правый ДПН-1. В магнитофоне стоят лампы: 6п1п, 6н6п, 6н3п (5 штук). Для охлаждения элементов схемы установлен вентилятор Г-31А. При необходимости возможна установка кольцевой кассеты. Диапазон записываемых и воспроизводимых частот на низшей скорости 100. 5000 Гц, на высшей 100. 12000 Гц, при использовании насадки (152,4 см/сек) 100. 14000 Гц. В комплекте идёт проводной пульт дистанционного управления с релейным блоком позволяющий управлять всеми режимами аппарата на расстоянии до 20 м. Масса аппарата - 48 кг.


Пусть мода на огромные кассетные магнитолы, прозванные во всем мире геттобластерами, во многом миновала Советский Союз в 1970-80-е годы, некоторое количество подобных аппаратов все же было разработано и выпущено нашей радиопромышленностью.
Конечно, они не могли похвастать многими наворотами зарубежных магнитол, однако для советских подростков они тоже были предметом несбыточных мечтаний, так как стоили весьма недешево.

ВЭФ-280-стерео

ВЭФ-280-стерео

Модель производства Бердского радиозавода, выпускавшаяся с начала 1982 года, была одной из первых советских кассетных магнитол, работавших в стереофоническом режиме.
Приемник работал в диапазонах СВ, КВ и УКВ.
Мощность встроенного усилителя была невелика – максимум 2 х 0,8 Ватт при питании от батарей – требовалось шесть штук типа А-373 – и 2 х 2 Ватта при работе от сети.
Весила магнитола 5,5 кг. и стоила довольно дорого – 420 рублей.

Рига-120-стерео

Рига-120-стерео

Арго-004-стерео

Арго-004-стерео

Ореанда-203-стерео

Ореанда-203-стерео

Медео-102-стерео

Медео-102-стерео

Данную стереофоническую кассетную магнитолу с 1986 года выпускал Петропавловский завод имени С.М.Кирова.
Она содержала приемник, работавший в диапазонах ДВ, СВ, КВ-1, КВ-2, УКВ, а также кассетный магнитофон.
Функциональное оснащение включало встроенные микрофоны, автоматическое и ручное регулирование уровня записи, автостоп, автопоиск фонограмм по паузам, светодиодный индикатор уровня записи и воспроизведения, поддержку двух типов ленты, систему динамического шумоподавления.
Максимальная мощность при работе от сети – 2 х 2,5 Ватта.

Рига-230/Радиотехника МЛ-6201

Рига-230/Радиотехника МЛ-6201

Два названия использовались только для расширения ассортимента, обе магнитолы были фактически идентичны.
Их выпускал Рижский радиозавод имени А.С.Попова с осени 1987 года.
Съемные акустические системы имели двухполосную конструкцию, встроенный магнитофон мог работать с двумя типами ленты, он имел поканальную регулировку уровня записи, систему шумопонижения и автостоп.
Фактически, модель представляла собой набор блоков в отдельных корпусах. Максимальная выходная мощность при питании от сети достигала 2 х 3 Ватт, в переносном варианте эксплуатации требовались 8 батареек типа 343.
Общий вес составлял 10,5 кг, продавалась модель за 675 рублей.

Томь-РЭМ-209С

Томь-РЭМ-209С

Арго РМ-006С

Арго РМ-006С

Вега РМ-235С

Вега РМ-235С

История появления автомобильных магнитол

История появления автомобильных магнитол

Сенсорный мультитач экран, простое управление и продуманный интерфейс, качественный звук и усилитель в придачу – современный автовладелец привык к комфорту и вряд ли откажется от многофункциональной мультимедийной системы. И все это настолько уже привычно, что, кажется, так было всегда. Но еще 20-30 лет назад не каждый мог себе позволить автомобиль с музыкой в салоне.

Автомагнитолы: как все начиналось

Безусловно, развитие автомагнитол начиналось с появления радиоприемника в 1895 году, а уже в 1904 году было продемонстрировано первое автомобильное радио. К сожалению, устройство работало с перебоями, но все-таки работало! И это производило неизгладимое впечатление на всех, кто сталкивался с авторадио впервые. В 1924 году австралийская компания Kelly’s Motors выпускает свой радиоприемник, который работает исправно, что позволяет вывести радио на новую ступень популярности. В 1930 году появляются первые индивидуальные радиоприемники Galvin, но их стоимость далеко не каждому по карману. Но истинного ценителя музыки не остановить и популярность радио начинает набирать обороты.

История появления радиоприемников

В итоге к 1950 году автовладельцы могли наслаждаться качественным звуком компактных транзисторных приемников с высоким уровнем сигнала. В 1956 году Chrysler презентует интегрированный радиоприемник Highway Hi-Fi, который размещался под торпедо и в комплекте имел проигрыватель, сапфировую иглу, звукосниматель и бокс для хранения пластинок. Данное устройство подключалось к колонкам и усилителю, а пластинки были более тяжелые, но меньше по размеру, чем ранее. Но, к сожалению, проигрыватель не пользовался большим успехом, поскольку игла во время движения постоянно соскакивала, а потому уже через 3 года выпуск Highway Hi-Fi был прекращен.

Развитие автомагнитолы на просторах СССР

Развитие автомагнитолы на просторах СССР

Автомагнитола устанавливалась в автомобиль на заводе-изготовителе и поменять что-либо, к сожалению, было нельзя. Таким образом, стремительное развитие звуковой индустрии дарило пользователям качественный стерео-звук, а отечественный автопром все также продолжался топтаться на месте. Помимо этого, слушатель был ограничен только той музыкой, которую подавали в эфир радиоведущие. Но уже в 1962 году компания Philips представила пленочную кассету и это произвело эффект разорвавшейся бомбы. На долгие годы кассеты были на вершине популярности в автомагнитолах, позволяя автовладельцу самостоятельно принимать решение о том, какую музыку слушать.

В 1982 году начался выпуск компакт-дисков и изначально это были приставки к установленным магнитолам, а через 2 года была представлена автомагнитола CDX-1 с возможностью проигрывать компакт-диск. После этого автовладельцы массово стали менять заводские автомагнитолы на устройства с CD-дисками. Помимо этого очень скоро были представлены CD-чейнжеры, которые давали возможность выбирать один из ранее загруженных дисков.

Стремительный рост популярности автомагнитол

В 1984 году были закреплены два немецких стандарта для международного обозначения автомагнитол, в зависимости от их размера. Так, 1DIN магнитола была размером 50х180 мм, а 2DIN – 100х180. К 2000 году пришли новые форматы устройств, когда автомагнитолы начали работать в сопряжении с мобильными телефонами и различными носителями информации. Помимо прочего, пользователям стала доступна передача данных по Bluetooth.

Антон 2020-10-09 11:52:28

Да. прогресс конечно на лицо, наверняка в годы когда создавали первые автомагнитолы, мечтали о том, что вот будут такие со стеклянной панелью и значками за ней, можно будет через магнитолу смотреть театр, кино. И спустя несколько десятков лет - получите, распишитесь!)) Как с коврами-самолетами, а теперь в любую точку мира можно в пределах суток попасть на авиалайнере. Будущее оно всегда рядом!

Юра 2020-09-11 10:30:00

Не знал что пластинки вообще использовались в автомобильных стерео. удивили!
Помню как у отца в москвиче ИЖ-2715 стояло радио Урал, там даже и касету нельзя было вставить, а кнопки были аналоговые, как и указатель частоты стрелочный) Радио маяк. романтика..

Читайте также: