Когда появились первые гаишники

Обновлено: 05.07.2024

В субботу у московских гаишников был праздник, а я совершенно забыл про это. Сегодня подборка старых фотографий московских регулировщиков, гаишников, орудовцев и т.д.

До создания отдельной службы обязанности выполняли постовые и регулировщики. Первые ДТП. Несчастный случай: прохожий попал под ломовую лошадь (или его зацепило подводой).

Не совсем в тему ГАИ, но все же, фото московского извозчика, начало прошлого века.

Регулировщик движения на Арбатской площади, 1929 год.

Первый регулировщик в Москве, 1931 год.

Постовой на Зубовской, начало 30-х гг.

Указатель перехода, 1932 год.

Источник: архив потомков Родченко, Фотограф: Александр Родченко

Рука с дубинкой предупреждает ))

Фотограф: Александр Родченко

Светофор на Охотном Ряду, 1934 год.

"Одно время странными были светофоры на улицах. Висит над перекрестком фонарик, на каждой стороне которого — круг, разделённый на неравные секторы: верхний зелёный, нижний красный, по бокам два узеньких жёлтых. По этому кругу ходит стрелка: на какой сектор показывает, тот сигнал светофора и есть. Можно было даже понять, долго ли ещё путь будет свободен или закрыт. Но движение стрелки было, по-видимому, равномерным, реагировать на реальную ситуацию она не умела, и вскоре эти светофоры заменили на привычные для нас, только расположение цветов долго ещё было не такое, как сейчас: сверху вниз — зелёный, желтый, красный. А в виде светофоров со стрелкой были даже ёлочные игрушки; показать сейчас такую кому-нибудь — никто не поймет, что это светофор"

Источник: Архив музея Истории Благотворительности

Летом 1936 года началась реконструкция Садовых улиц. К следующему году все было кончено. Постовой в белой форме наблюдает за работой.

Источник: Архив Музея Истории МСХИ, Фотограф: Крачинский.

К 1940 году ГАИ систематизировала и привела к одному документу Правила дорожного движения. Был разработан единый для всей страны образец водительского удостоверения, правила учёта и технического осмотра транспортных средств. На ГАИ возлагалась функция организации дорожного движения, обоснование установки знаков и нанесения разметки, контроль за техническим состоянием улиц и дорог.

Ренулировщик на ул. Горького, середина 40-х гг.

1956 год, Улица Калинина, интересна разметка пешеходного перехода.

До создания ГАИ регулированием движения на дорогах занималась милиция, в составе которой был ОРУД — отдел регулирования уличного движения, в задачи которого входило лишь непосредственное регулирование движения. ОРУД сохраняется как отдельное подразделение до 50-х годов. Парадоксально, но до этого времени собственно регулировщики в состав ГАИ не входили. Будка регулировщика ОРУД, 1956 год.

Источник: Кадр из кинофильма "Девушка без адреса", Мосфильм, 1957, реж. Э.Рязанов

Возле площади затор —
Поломался светофор:
Загорелся жёлтый свет,
А зелёного всё нет…

Сто машин стоят, гудят
С места тронуться хотят.
Три, четыре, пять минут
Им проезда не дают.

Тут сотруднику ОРУДа
Дядя Стёпа говорит:
— Что, братишка, дело худо?
Светофор-то не горит!

Пробка в 1945 году.

Пропагандист ОРУД на улице Горького, 1956 год.

Попался… 1956 год.

Источник: к/ф "К чёрному морю"

Перекрытие движения во время проезда кортежа вице-президента США Никсона, 1959 год.

Источник: Архив журнала "Life", Фотограф: Howard Sochurek

Проверка постового ГАИ, начало 60-х гг.

Весенний строевой смотр ОРУД-ГАИ

ДТП на Ленинградском проспекте, у Сокола.

Источник: Книга "За рулём по Москве"

Инструктаж нарядов ГАИ, начало 70-х гг.

Гаишник на ул. Горького, задумался… 77 год.

Милицейская машина на ВДНХ.

Фотограф: Жак Дюпакье

Работа специализированного автомобиля УГАИ по оформлению ДТП, устройство на РАФе - приспособление для стереофотосъемки. 1979 год.

Патруль ГАИ в олимпийской Москве, 1980-й год.

Источник: Альбом "Московская панорама", Фотограф: Николай Рахманов

Милицейская БМВ на проспекте Калинина, 1992 год.

Первые Форды, 1995 год.

Нажав на фотографии вы не только сможете рассмотреть их в хорошем качестве и посмотреть место с которого она была сделана, но и сделать приятно нашей статистике. Также вы сможете оставить свои комментарии и принять участие в обсуждении каждого снимка. Но и это не все, на сайте также работает форум, где вы сможете обсудить историю Москвы.

На сайте "Фотографии старой Москвы" вы найдете много интересных фотографий. Если у вас есть интересные снимки Москвы, присылайте их мне, или добавляйте через специальную форму на сайте.




Милиционер-регулировщик с аккумуляторным светофором (его особенность в том, что свет направлен четко прямо — это помогало во время войны при маскировке). 1943 год



Знаменитую Дорогу жизни в блокадном Ленинграде под бомбежками обслуживали 350 регулировщиц на 75 регулировочных постах
В период Великой Отечественной войны сотрудники ГАИ были заняты, прежде всего, мобилизацией автотранспорта. Многие сотрудники ГАИ были призваны на военную службу.



Пробка в 1945 году
До 1950 года работники ГАИ делили свои функции с милицией и только потом стали единолично отвечать за дорожное ведомство. В 1956 году произошло первое ужесточение правил: лишение водительских прав за вождение в нетрезвом виде. В 1959 году правила дорожного движения были приведены в соответствие с международными стандартами.



Будка регулировщика ОРУД, 1956 год
До создания ГАИ регулированием движения на дорогах занималась милиция, в составе которой был ОРУД — отдел регулирования уличного движения, в задачи которого входило лишь непосредственное регулирование движения. ОРУД сохраняется как отдельное подразделение до 1950-х годов. До этого времени регулировщики в состав ГАИ не входили.



Стационарный пост ГАИ в Москве, 1964 год
В 1966 году было образовано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка СССР, в дальнейшем ставшее МВД СССР. А в следующем году Отдел Госавтоинспекции МВД СССР преобразован в Управление Госавтоинспекции МВД СССР.



Группа женщин-инспекторов дорожно-патрульной службы ГАИ, 1970-е годы. Тогда было много дам с жезлами на дороге.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов с появлением новых, массовых моделей легковых автомобилей, в структуре ГАИ происходит выделение отдельных подразделений для: дорожно-патрульной службы, регистрации транспортных средств, техосмотра, организации движения, экзаменационных действий для приёма экзаменов у водителей. Основной функцией ГАИ по-прежнему декларируется борьба с аварийностью.



Работа специализированного автомобиля УГАИ по оформлению ДТП, устройство на РАФе — приспособление для стереофотосъемки. 1979 год



Патруль ГАИ в олимпийской Москве, 1980 год
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 октября 1989 года создано Министерство внутренних дел РСФСР. Начался процесс разделения союзных и российских структур ГАИ.



Первые Форды, 1995 год
В 1998 году ГАИ была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД МВД Российской Федерации).

Эта государственная служба, хорошо известна не только автолюбителям, но и практически всем в нашей стране. Да, возможна репутация у них и не ахти, но их известность лишь подтверждает необходимость в их существовании. Например, что читатель знает о Министерстве сельского хозяйства? А о ГИБДД знают все.

До этого момента все было гораздо проще — существовал отдел регулирования уличного движения, который и занимался тем, что написано в названии отдела. И больше ничего. Впрочем, ОРУД просуществовал аж до 50-х годов, но не входил в состав ГАИ. Как-то странно, получалось, что ГАИ занимается только регламентами и учетом, а регулировать движение приходилось органу, который и в ГАИ-то не входил. Но все обошлось, эти службы слились воедино.

Однако, самой ГАИ потребовалось аж четыре года, чтобы создать Правила Дорожного Движения. До этого существовали отдельные акты и постановления, которые и надо было систематизировать, и занести в отдельный кодекс. Кроме самих Правил, был разработан единый для всей страны образец водительского удостоверения, создан технический регламент, и придуманы инструкции для технического осмотра. Вот! Вот тогда появилось это зло. Собственно, ГАИ теперь полностью отвечало за дорожное движение. Даже за разметку и техническое состояние дорог.

Лишь к 70-м годам происходит разделение функций внутри самого ГАИ. Наконец-то появляются отделы для ТО, для регистрации автомобилей, появляется дорожно-патрульная служба. Реорганизация родила из себя и отдел, который занимался приемом экзаменов у водителей, для выдачи прав. А уже сейчас появились даже организации которые предлагают купить справку для гибдд.

Вот такая вот коротенькая история у всеми любимых инспекторов дорожного движения. А авторы советуют читателям учить ПДД и стараться их не нарушать, чтобы лишний раз не сталкиваться с блюстителями порядка на дорогах.


Еще в июне 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга утвердила постановление, которым регулировался порядок пассажирского и грузового движения по городу. Однако вплоть до двадцатых годов автомобили на службу для управления движением не привлекались. На оживленных улицах и перекрестках уже в советской России вышли стражи порядка – еще без жезлов, но уже со свистками. До укомплектования их автомобилями оставалось еще несколько пятилеток.

Р ост автопарка в больших городах (прежде всего, в Москве и Ленинграде) привел к увеличению количества ДТП. Это привело к вынужденному созданию специальной службы, которая занималась бы обеспечением порядка и безопасности дорожного движения. Первые сотрудники для повышения эффективности и увеличения "охвата" территории, за которую они отвечали, получили в качестве служебного транспорта велосипеды, за что современники именовали велопатрульных "самокатчиками".

ОРУД + ГАИ = безопасность

В 1925 году Моссовет создал первый в СССР Отдел регулирования уличного движения – ОРУД. Он не только занимался обеспечением безопасности движения и выполнения ПДД его участниками, но и осуществлял регистрацию автомобилей и выдачу водительских удостоверений. Впоследствии ОРУД стал государственной системой, а его задачей стало регулирование и обеспечение безопасности движения на дорогах, в то время как остальными "аппаратно-административными" функциями стала заниматься Государственная Автомобильная Инспекция.

Разумеется, ни одна, ни другая служба не могла обходиться без автомобилей в качестве транспорта – ведь преследовать нарушителей на велосипеде или пешком было бы несколько смешно. Основным (хоть и довольно малочисленным) довоенным автомобилем ОРУД стала, конечно, "эмка" – ГАЗ М-1 без специальной раскраски. Впрочем, гораздо более массовым и привычным транспортом оперативников-орудовцев были мотоциклы, на которых они и гонялись за редкими автонарушителями. В послевоенный период на службу в ОРУД стали поступать и "демобилизованные" ГАЗ-67Б, но они не очень подходили для патрулирования в городских условиях.

Мотоцикл – главный транспорт советского милиционера как до войны, так и после

Мотоцикл – главный транспорт советского милиционера как до войны, так и после

Тяготы и лишения

Увы, в первые годы после окончания Великой Отечественной войны техническое обеспечение службы ОРУД было просто плачевным. Не считая "трофеек" и "дембелей", какого-нибудь специализированного транспорта ОРУД не имел вплоть до начала массового производства Москвичей и Побед. Именно эти автомобили впервые примерили на себя "гаишную форму" – специальную раскраску – и получили оборудование, по которому их можно было безошибочно отличить от обычного гражданского транспорта. Тёмно-синий цвет кузова, красные полосы на бортах и громкоговоритель на крыше указывали на принадлежность машины к ОРУД/ГАИ МВД СССР. Конечно, количество техники, поставляемой патрульным, было по-прежнему далеко от необходимого, а её техническое состояние далеко не всегда было идеальным, ведь нередко автомобили передавали правоохранителям уже после списания со службы в других государственных автохозяйствах. Как и в предвоенный период, вплоть до середины пятидесятых годов оперативники чаще всего использовали для выполнения собственных служебных обязанностей не автомобили, а мотоциклы.

Советские Москвичи состояли на службе в венгерской полиции

Оснащение остальных служебных машин ОРУД/ГАИ было таким же скудным – из спецоборудования можно вспомнить разве что громкоговоритель на крыше, а проблесковые маячки появились гораздо позже. Некоторые инспекторы устанавливали под ветровое стекло сигнальный фонарь с матовым стеклом, который при мигающем режиме указывал прохожим на то, что автомобиль едет на выполнение оперативного задания.

Впрочем, рядовые регулировщики дорожного движения обычно и вовсе гоняли на двух- или трёхколесных Уралах, а показанная в фильме "Берегись автомобиля" погоня за нарушителем была чистой экзотикой. Именно поэтому служебные Москвичи и Победы не нуждались в каких-то сверхмощных двигателях – машин на дорогах было немного, и ездили они не слишком быстро. К тому же вплоть до семидесятых годов скоростных ограничений в cоветских ПДД попросту не существовало!

В 1956 году Совет министров РСФР для борьбы с авариями принял постановление, согласно которому у ГАИ появлялись полномочия по запрещению эксплуатации автомобилей и мотоциклов, а также по лишению водителей прав за езду в нетрезвом состоянии. По сути, с этого периода и до начала шестидесятых годов службы ОРУД и ГАИ выполняли часть функций параллельно, однако в 1961-м в СССР приняли первые единые Правила дорожного движения, а две службы были реорганизованы в одну, получившую название ОРУД-ГАИ.

11

В 1962 году вместо темно-синего цвета в качестве стандартного для милицейских автомобилей ввели бирюзовый, но многие "бывалые" машины сохраняли свою первоначальную красно-синюю раскраску до самого списания со службы.

Автомобили cоветской ГАИ

В это время основным четырехколесным транспортом советских милиционеров стали Волги. "Двадцать первая" успела примерить на себя все три вида служебной раскраски, ведь кроме уже упоминавшихся темно-синего и бирюзового с 1968 года машины ГАИ стали окрашивать в ярко-желтый цвет с темно-синей полосой. МВД СССР в тот момент возглавил Н. А. Щелоков, и уже год спустя, в 1969-м, обеспечением безопасности движения стала заниматься единая дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции.

"Гаишные" Волги отличались от других милицейских машин особенностями раскраски: на двери автомобиля службы ГАИ обязательно размещали герб СССР, а на крышке багажника – надпись "ГАИ". Именно в это время на крышах "патрулек" кроме громкоговорителей появились и специальные проблесковые маячки синего цвета. Кроме того, автомобили ГАИ оснащали дополнительной светотехникой – передними "противотуманками" и фарой-искателем. Мощность двигателя "двадцать первых" Волг ГАИ СССР составляла от 70 до 85 л. с., причем настройка моторов позволяла им работать в регионах даже на бензине А-66, в то время как в больших городах использовались форсированные модификации, рассчитанные на "семьдесят шестой" бензин.

В год министерство закупало для нужд гаишников по 200 Волг, причем после снятия с производства модели М-21 "канареечный мундир" на себя тут же примерила новинка – модель ГАЗ-24. Параллельно с Волгами в ГАИ использовали и другие автомобили советского производства – Москвичи, ГАЗ-69 и УАЗики.

gaz_24-10_volga_militsiya

gaz_24-01_volga_rendorseg_1

Разумеется, с 1971 года в качестве "служебок" советские госавтоинспекторы стали использовать и новейшие Жигули – сначала модели 2101, а по мере выхода следующих моделей – и их.

vaz_2106_militsiya_1

Как и прежде, раскраска спецавтомобилей строго регламентировалась, а в их комплектацию входили "люстра" и СГУ.

Кроме привычных Жигулей и Волг, в 1976 году советское правительство получило от бывшего канцлера ФРГ Вилли Брандта несколько автомобилей Mercedes-Benz W116 в полицейском исполнении. Они были окрашены в требуемый по схеме желтый цвет еще на заводе-изготовителе, а остальные элементы специальной раскраски наносились уже в СССР. Модификация 350SE с механической коробкой передач отличалась от стандартного S-класса спецоборудованием, в которое входили телефон, рация, управление проблесковыми маячками и т. д.

Кроме Мерседесов, в столичной ГАИ работало и несколько BMW E12. Иномарки поступили на службу в Госавтоинспекцию в связи с Олимпиадой-80 в Москве, официальным поставщиком которой в 1979-м стал концерн "Даймлер-Бенц". Он на протяжении пяти лет поставлял в СССР спецавтомобили, среди которых были и легковые машины ГАИ.

Одно время в столичной ГАИ трудился даже… Porsche 911! Впоследствии машину передали для испытательной работы на АЗЛК

Одно время в столичной ГАИ трудился даже… Porsche 911! Впоследствии машину передали для испытательной работы на АЗЛК

Для решения других задач различных ведомств МВД СССР использовались соответствующие модификации автомобилей советского производства. Например, существовала модификация РАФ-2203 АДЧ для дежурных частей ОВД, на которой оперативники выезжали на места происшествий и преступлений.

Знаменитый "луноход" – милицейский УАЗик с цельнометаллической крышей – выпускался во многих модификациях. Ведь спецавтомобили на базе УАЗ-469 (позже – 31512) использовались как подразделениями ППС по охране общественного правопорядка, так и сотрудниками ДПС ГАИ для патрулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Да и экипажи медвытрезвителей забирали "перебравших" с улицы в свои заведения именно на таких УАЗах.

Тот самый луноход

Тот самый луноход

В семидесятые годы на Рижском автобусном заводе была изготовлена партия РАФ-22033, которые отличались наличием стереофотограмметрической установки (АДТП-С), которая позволяла определить размеры, формы и пространственные положения объектов по стереопаре фотоснимков. Объемная фиксация давала возможность избавиться от обычных измерений с помощью рулетки и зарисовки схемы ДТП вручную. Для того, чтобы зафиксировать схему ДТП, достаточно было лишь расставить конусы и сфотографировать их с помощью установки.

Кроме этого, комплектация такого спецавтомобиля предусматривала и другие полезные приборы и измерительное оборудование – магнитофон, фотоаппарат, диктофон, пишущую машинку и газоанализатор. Увы, впоследствии серийные "гаишные" РАФы отличались от обычных лишь спецокраской и установкой СГУ на крыше.

Командо-штабной автобус милиции ЛиАЗ-5256 для оперативно-выездных мероприятий

Командо-штабной автобус милиции ЛиАЗ-5256 для оперативно-выездных мероприятий

В восьмидесятые годы в небольших количествах некоторые подразделения Госавтоинспекции получали Жигули, оснащенные не обычным поршневым двигателем, а одно- или двухсекционными роторными моторами ВАЗ, выдававшими от 70 до 120 л. с. соответственно. Для милиции возросшие динамические характеристики машин с ротором оказались как нельзя кстати, ну а завод мог получить систематизированную статистику по эксплуатации автомобилей с таким типом двигателя. Увы, век ротора был недолог, и львиную долю машин МВД СССР в восьмидесятые годы по-прежнему составляли обычные Жигули и Волги.

В 1990 году резко меняется "цвет мундира" – в соответствии с новым ГОСТом машины получают бело-синюю цветографическую схему. В это время автопарк Госавтоинспекции становится разномастным – кроме привычных Жигулей, Волг, Самар и Москвичей, во многих спецподразделениях появляются современные иномарки – такие, например, как Ford Crown Victoria. Вскоре на службу "заступают" и новые ВАЗы десятого семейства, ведь еще в 1995-м ГАИ Тольятти получила первую "десятку" из опытной партии; впоследствии поставки этой модели для работы в подразделениях ГАИ МВД РФ стали регулярными.

Читайте также: