На гитаре нет обозначения ладов

Обновлено: 05.07.2024

Соавтор(ы): Nate Savage. Нейт Сэвидж — профессиональный гитарист. Имеет более 16 лет опыта обучения игре на гитаре учеников со всего мира. Его канал на YouTube под названием Guitareo имеет более 450 000 подписчиков.

Гитаристы разработали свою особую систему музыкальной нотации, которая называется гитарная табулатура. С ее помощью гитарист может играть широкий спектр музыки, даже не умея читать ноты. Хотя табулатура не является идеальным способом описания музыки, она позволила новым поколениям гитаристов быстро и легко делиться через интернет информацией о том, как играть песни. Каждый гитарист должен иметь хотя бы общее представление о том, как читать табулатуру.

  • E----------------------------||(самая тонкая струна)B----------------------------||G----------------------------||D----------------------------||A----------------------------||E----------------------------||(самая толстая струна)
  • Если указанная цифра больше 0, (1, 2, 3, 4, и так далее), то зажимайте струны на соответствующих ладах, где цифра 1 будет означать лад, находящийся ближе всего к колкам, а остальные цифры — лады, приближающиеся к корпусу гитары. Цифра 0 означает открытую струну.

Ноты, расположенные вертикально, играют одновременно. При чтении табулатуры вы часто столкнетесь с цифрами, расположенными вертикально, одна под другой. Это будут аккорды. Зажимайте каждый лад, как указано в табулатуре, и играйте все ноты одновременно. Иногда над этими цифрами пишут название аккорда.

Изображение с названием Read Guitar Tabs Step 4

Табулатура может иметь дополнительные символы. Как вы могли заметить в указанном выше примере, многие табулатуры не всегда состоят из линий и цифр. В них часто указан широкий спектр специальных символов, которые дают дополнительную информацию о том, как играть ноты. Большинство символов указывает на особую технику игры, чтобы музыкант звучал как можно ближе к оригиналу. Так что обращайте на них внимание.

В этом уроке вы узнаете об аккордах и табулатурах, и их обозначениях. Узнаете немного теории и расположении нот на грифе гитары. И вы узнаете, как запоминать названия аккордов (до мажор, до минор и т. п.) и читать их.

Вот пример аккорда:

Это схематичное изображение грифа гитары.

G-Dur-7.jpg

  • Слева-направо: 1, 2, 3, 4 лады.
  • Сверху-вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6 струны.
  • В левом верхнем углу стоит название аккорда G7.
  • Чёрные закрашенные кружки обозначают места где пальцы левой руки должны прижимать струны на грифе.
  • Цифры в этих кружках обозначают номера пальцев(1 — указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец).
  • Незакрашенные кружки обозначают, что 2, 3 и 4 струны звучат как открытые.
  • Римская цифра три III обозначает номер лада.

Вот другой вариант изображения аккорда:

Это такое же схематичное изображение грифа гитары, как и прошлое, только повёрнутое на 90°.

  • Справа-налево: 1, 2, 3, 4, 5, 6 струны.
  • Сверху-вниз: 1, 2, 3, 4, 5 лад.
  • Здесь изображен один из самых простых аккордов Am(ля минор).
  • Чёрные закрашенные кружки обозначают места, где пальцы левой руки должны прижимать струны на грифе.
  • Незакрашенные кружки обозначают, что 1, 5 и 6 струны звучат как открытые.
  • На этом рисунке лишь отсутствует нумерация лада, и пальцев.
  • Но номер лада здесь можно определить по жирной линии сверху, обозначающую верхний порожек. Значит лад под ней является первым.
  • Расстановка пальцев: 2 струна — 1 палец, 3 струна — 3 палец, 4 струна — 2 палец.

Отображение аккордов с помощью табулатур:

О том что такое табулатура и как ей пользоваться, вы узнаете чуть ниже. Хотя, думаю, здесь всё понятно.
e|----0--------- 1-я стpyна, откpыта
B|----1--------- 2-я стpyна, 1-й лад
G|----O--------- 3-я стpyна, откpыта
D|----2--------- 4-я стpyна, 2-й лад
A|----3--------- 5-я стpyна, 3-й лад
E|----X--------- 6-я стpyна, не игpается

Отображение аккордов в текстах песен:

Табулатура — это схема, в которой мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, соответствующих струнам гитары. Они нужны в основном для изучения соло партий, и для игры перебором.

  • Плюс табулатуры в том, что она наглядно показывает расположение пальцев на грифе;
  • недостатком является то, что табулатура показывает только позицию пальца, но не несёт информации о длительности и звучании ноты. Поэтому, чтобы правильно играть мелодии по табулатурам, надо знать, как они звучат.

Вот пример гитарной табулатуры:

  • Слева-направо идет мелодия, которую нужно исполнить, в порядке извлечения звука.
  • Сверху-вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6 струны. Буквы обозначают ноты.
  • Цифры на струнах обозначают номер зажатого лада, на грифе гитары.
  • Латинские буквы b и h обозначают специальные приёмы извлечения звука. В данном случае bend(бэнд) и hammer on(восходящее легато)

Ещё можно встретить табулатуру скрещённую с нотами. По такой можно определить звучание. Подобные табулатуры можно встретить в специальной программе: табулатурном редакторе Guitar Pro.

Обыкновенно в привычной нам музыке используется 9 октав (все сразу их можно увидеть на клавиатуре рояля): субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава, пятая октава — из которых диапазон гитары — 3,5 октавы: от середины большой — до конца второй октавы.

Каждая октава состоит из 7 основных нот, расстояния по высоте между которыми в основном [1] равно тону:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ — …

Таким образом, если брать в ней все ноты подряд, через полтона, октава состоит из следующих 12 нот:
ДО, ДО-диез, РЕ, РЕ-диез, МИ, ФА, ФА-диез, СОЛЬ, СОЛЬ-диез, ЛЯ, ЛЯ-диез, СИ.

Чтобы развернуть таблицу, нажмите [показать]:

Струна Обозначение
в классической
теории музыки
Альтернативное
обозначение
1-я струна e e
2-я струна H B
3-я струна G G
4-я струна D D
5-я струна A A
6-я струна E E

Теперь научимся находить на грифе гитары любую ноту.

№ струны Название ноты Буквенное обозначение ноты
1 МИ E
2 H
3 СОЛЬ G
4 РЕ D
5 ЛЯ A
6 МИ E

Как вы заметили, 1-я и 6-я струны имеют одну и ту же ноту, но это ноты разных октав.
Дальше. Так как один лад — это полтона, вы теперь можете посчитать на грифе гитары любую ноту.

Ещё есть септаккорды, к примеру A7 (ЛЯ-мажорный септаккорд) или G7 (СОЛЬ-мажорный септаккорд).

В этом уроке ты узнаешь, что такое лады, как они выглядят применительно к гитаре, и как ты можешь их использовать в своих соло и импровизации. Речь пойдет о самых популярных ладах, известных как натуральные.

Лады можно выведести из мажорной гаммы.

В ладах нет ничего нового. Лады в том виде, в котором мы используем их сегодня, появились в 1675 году.

Вероятно, ты уже играл лады ранее, может быть не понимая, что ты играешь именно их. Ты можешь сыграть мажорную гамму? Если да, то ты уже знаешь первый лад (из 7-ми), который известен как ионийский.


Как работают лады?

Ионийский лад в тональности C (он же C мажорная гамма) является первым натуральным ладом и не содержит каких-либо знаков альтерации (диезы и бемоли). Цифры от 1 до 7 составляют формулу лада - это теоретический способ ее обозначения:

C ионийский лад (= C мажорная гамма)

Сыграй C мажорную гамму со второй ступени (ноты). Ты получил второй лад – дорийский. Ступени 3 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

D дорийский лад

1 2 b 3 4 5 6 b 7

Теперь сыграй C мажорную гамму с третьей ступени, и ты получишь третий лад – фригийский. Степени 2, 3, 6 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

E фригийский лад

1 b 2 b 3 4 5 b 6 b 7

Мы можем продолжать это для каждой ступени мажорной гаммы, но я думаю, что ты уже понял принцип. Чуть ниже ты найдешь список со всеми натуральными ладами.

Каждый лад имеет свое собственное уникальное звучание. Звучание зависит от того, как интервалы расположены на протяжении лада. Несмотря на то, что ноты ладов абсолютно одинаковы, звучат они абсолютно по-разному, потому что тональный центр смещается. В C ионийском ладу тональностью является нота C , а, например, в D дорийском тональностью является уже нота D.

Каждый лад имеет родственный аккорд. Мы можем найти данный аккорд, опираясь на четыре ступени лада 1, 3, 5 и 7. Проделаем это с C ионийским ладом. Его ступени следующие C E G B. В результате получаем аккорд Cmaj7.

Если построить аккорд для D дорийского лада, то получим аккорд Dmin7.

Далее находится обзор 7-ми гармонических ладов C мажорной гаммы, их формулы и соответствующий им аккорд:

I Ионийский 1 2 3 4 5 6 7 C D E F G A B Cmaj7

II Дорийский 1 2 b3 4 5 6 b7 D E F G A B C Dm7

III Фригийский 1 b2 b3 4 5 b6 b7 E F G A B C D Em7

V Миксолидийский 1 2 3 4 5 6 b7 G A B C D E F G7

VI Эолийский 1 2 b3 4 5 b6 b7 A B C D E F G Am7

VII Локрийский 1 b2 b3 4 b5 b6 b7 B C D E F G A Bm7b5

Тебе стоит запомнить названия и формулы этих ладов. Вот мнемонический трюк, который поможет тебе быстрее запомнить названия:

I Don't Play Like My Aunt Lucy ( я не играю как моя тетя Люси ).

Теперь посмотрим, как лады играются на гитаре. Используй все свои чувства, чтобы выучить лады: слух (самое важное), зрение (для распознавания аппликатур ладов на грифе), ум (для запоминания формул ладов) и ощущения в своих пальцах.

Красным кругом обозначена тоника, она же первая ступень лада. Буква внутри круга обозначает название ноты.

Черным кругом обозначены прочие ноты лада.

Также здесь приведены примеры музыкальных фраз, которые позволят тебе услышать, как используются лады на гитаре.

1. C ионийский лад

Формула: 1 2 3 4 5 6 7

Родственный аккорд: Cmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

В данной музыкальной фразе ты можешь использовать арпеджио аккордов Fmaj7 и Cmaj7, начиная с седьмой ступени и двигаясь далее через ступени 1, 3 и 5, как это происходит в первом такте. Эта распространенная техника арпеджио применяется к джазовым ладам, которые ты изучишь позже.

2. D дорийский лад

Формула: 1 2 b3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: Dm7

Используется поверх минорных аккордов

3. E фригийский лад

Формула: 1 b2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Em7

Используется поверх минорных аккордов (имеет испанский характер и часто используется при игре фламенко)

Здесь приведена аппликатура музыкальной фразы, которая строится на нисходящем движении по фригийскому ладу. Движение по ладу может стать отличным способом для создания музыкальной атмосферы, но тут важно не переусердствовать.

4. F лидийский лад

Родственный аккорд: Fmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

Здесь ты можешь видеть восходящие фразы по три ноты в каждой, которые использованы для построения длинного музыкального фрагмента. Иногда такой простой способ построения мелодии, примененный в нужном месте, может быть прекрасным вариантом для соло.

5. G миксолидийский лад

Формула: 1 2 3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: G7

Используется поверх доминантных аккордов

Миксолидийский лад часто используется в джазе и блюзе.

Данная фраза содержит в себе распространенные хроматические ноты, характерные для стиля Bebop. Они соединяют ноты гаммы и вносят разнообразие в простую музыкальную идею.

6. A эолийский лад

Формула: 1 2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Am7

Используется поверх минорных аккордов

Данный фрагмент сосредоточен на специфической ноте эолийского лада: b6. Оставаясь на этой ноте, ты подчеркнешь звучание лада в своей партии, которая будет заметно отличаться от партий, сыгранных другими минорными ладами.

7. B локрийский лад

Формула: 1 b2 b3 4 b5 b6 b7

Родственный аккорд: Bm7b5

Используется поверх полууменьшенных аккордов

Последняя фраза данного урока начинается с арпеджио аккорда Bm7b5 и использует немного хроматических нот для внесения разнообразия в звучание лада.

Мал золотник – да дорог. Именно так можно сказать о гитарных ладах. Ведь, несмотря на малый размер и невысокую стоимость, они являются очень важной частью гитары. Гитарные лады помогают гитаристу не просто ориентироваться на грифе гитары, извлекая нужные ноты и аккорды, применять различные техники игры, но и во многом отвечают за чистоту звука. Качественно изготовленные лады и правильно подобранная форма сделают вашу игру на гитаре удобной и приятной на слух.

3.jpg

Гитарные лады представляют собой металлические полоски, располагающиеся на накладке грифа по всей длине. Гитаристы обычно называют ладами не сами полоски, а промежутки между ними, но правильнее всё же называть ладами именно металлические детали. Количество ладов зависит от вида гитары. например, классическая гитара имеет 19 ладов, электрогитара – 21-24, бас-гитара – 24 и т.д.

Влияние гитарных ладов на звук гитары и технику игры музыканта определяется такими параметрами как размер (высота и ширина), форма, материал и отсутствие дефектов.

Размер и форма

Размер имеет значение. Для ладов особенно. Выбор нужного размера зависит в первую очередь от вашей техники игры, что связано с площадью соприкосновения пальцев с поверхностью грифа, а также со скоростью их перемещения по струнам и ладам. Итак, при выборе размера ладов нужно опираться на два показателя – это высота и ширина лада.

Высота головки ладов принимает значения от 0,7 до 1,48 мм. От высоты лада зависит, в первую очередь, ощущения во время игры на гитаре. При небольшой высоте лада будет большая площадь соприкосновения пальцев с накладкой грифа, поэтому точно и быстро зажимать струну будет сложно, но легко делать бэнды и подтяжки. При высокой головке лада легко играть теппингом, быстро перемещать пальцы по струнам, но при этом нужно следить за нажатием, чтобы не получить нежелательные микробэнды.

Ширина ладов варьируется от одного до трех миллиметров. Чем шире лад, тем более гладкое создается ощущение от игры, узкие лады дает более отрывистое ощущение. Широкие лады более долговечные.

Форма ладов или их профиль также имеют значение для ощущений во время игры. Чаще всего используется каплевидная форма лада, которая является универсальной, но существуют и другие варианты, например, пирамидальная, ассиметричная и т.д.

8.jpg

По размеру можно выделить следующие виды гитарных ладов

  • Низкие или винтажные– лады, устанавливаемые на старых моделях гитар (например, на Fender). Иногда они используются и на современных гитарах, но с соблюдением исторически сложившихся стандартов. Они более низкие и короткие, чем современные представители.

винтажные.jpg

  • Джамбо – самые широкие и высокие лады, отлично подходят для исполнения соло и игры с использованием техники шреда.

джамбо.jpg

  • Медиум джамбо – эти лады занимают промежуточное положение между винтажными и джамбо и по высоте, и по ширине.

медиум джамбо.jpg

  • Высокие и тонкие лады– для тех, кто предпочитает высокое положение струн, но не любит широкие лады.

высокие и тонкие.jpg

  • Высокие лады оценят любители играть на высоких скоростях, теппингом, свипом, и другими подобными техниками.

высокие.jpg

Материал ладов

Помимо размеров и формы ладов стоит обращать внимание на материал, из которого они изготовлены. Гитарные лады могут изготавливаться из различных сплавов, что влияет на их внешний вид и износостойкость. Обычно используют четыре вида материалов для изготовления ладов.

1. Нейзиблер – самый распространенный сплав из никеля, меди и цинка. Лады из нейзиблера выглядят светлыми (белесыми). Чем больше никеля в составе сплава, тем прочнее лады, самые крепкие маркируются как Extra-Hard (содержание никеля 18 %).

нейзиблер.jpg

2. Латунь – сплав меди и цинка желтого цвета. Из латуни редко изготавливают гитарные лады по причини ее мягкости и недолговечности, лады при этом быстро изнашиваются, цвет их мутнеет.

латунь.jpg

3. Бронза – дорогой сплав золотистого цвета, но цена оправдана его износостойкостью. Хотя это и мягкий материал, но лады из него почти не изнашиваются, выемки не появляются, а делать на них бенды – одно удовольствие.

бронза.jpg

4. Нержавеющая сталь – материал, который выглядит как нейзильбер и служит также долго как бронза, но при этом стоит дешевле. Со временем лады из нержавеющей стали не мутнеют, а блестят как новые.

4.jpg

Звучание гитары практически не зависит от материала ладов, поэтому при выборе стоит ориентироваться лишь на их прочность, ну, и на цену, соответственно.

Бренды

Хотите совета по выбору бренда гитарных ладов? Забирайте: бренд не важен! Важны размер, форма, сплав, внешний вид, цена, а бренд – это всего лишь личное предпочтение, доверие производителю, понты и финансовые возможности. Подбирайте лады по нужным вам параметрам, если имеете тягу к какому-то одному производителю, то смотрите его каталоги.

7.jpg

Когда пора менять?

Качество и размер ладов влияют на чистоту гитарного звука. Поэтому по их внешнему виду, а также по неприятному дребезжанию струн можно понять, что лады надо бы поменять. И, всё же, какие признаки указывают на то, что время замены ладов пришло?

1.Визуальные повреждения ладов. Иногда на ладах могут образовываться выемки в местах соприкосновения со струнами, что может привести к дребезжанию струн. Если выемки неглубокие, то можно обойтись шлифованием, в противном случае – только замена.

2. Дребезжание струн, связанное с неправильно подобранным размером ладов. Это может быть ваша ошибка, либо такой размер ладов не подходит для вашего стиля игры. Если чувствуете дискомфорт при игре, попробуйте поменять лады.

12.jpg

3. Выступание ладов над краем грифа, которое может привести к появлению нежелательных резонансов. Помимо этого, струны могут цепляться за выступающие края при бендах и подтяжках.

4. Появление выемки под ладом на краю грифа, за которую может цепляться первая струна, что мешает чистой игре.

5. Лады находятся на разном уровне, что приводит к тому, что струна будет звенеть.

6. Слишком плоские лады, в результате чего струны звенят и не строят. Можно изменить форму ладов с помощью надфиля, либо просто установить новые, более подходящей формы.

7. Вы часто используете каподастр, который является главным врагом гитарных ладов, так как вжимает в них струны, в результате чего образуются канавки и вмятины.

14.jpg

Следует обратить особое внимание на то, что не стоит менять отдельные лады, а лучше заменить весь комплект. Только в этом случае все лады будут иметь одинаковые параметры и проблем со звучанием струн возникнуть не должно.

Влияние ладов на игру

Чтобы плавно скользить пальцами по грифу без постороннего звона, выбирайте широкие гитарные лады. При использовании узких ладов удобнее зажимать отдельные струны, но неудобно быстро перемещаться по грифу и можно получить легкий бенд при пережатии струны.

Выводы

Низкие и широкие лады - для любителей играть аккордами.

Высокие и узкие лады - для исполнения быстрых соло-пассажей.

Гитарные лады, как и любая часть инструмента, со временем приходит в негодность, что негативно сказывается на звучании гитары. Поэтому вовремя меняйте лады и ухаживайте за инструментом.

6.jpg

Если вы сомневаетесь и не знаете, какие гитарные лады следует выбрать, обратитесь за помощью к гитарному мастеру или компетентному консультанту музыкального магазина.

guitar chord Am

Первым делом необходимо представить перед собой гитару с передней стороны, грифом вверх.

гитара грифом вверх

Если посмотреть внимательно на схему и на гриф, то можно заметить, что схема напоминает лады и струны.

гриф и схема аккорда

Фактически так и есть. Графическое изображение аккорда – это схема части грифа.
Горизонтальные линии – это ладовые порожки.

лады и порожки гитары

Первая(на гитаре это белый порожек) и вторая линии образуют участок, который является первым ладом.

нумерация ладов

Вторая и третья линии образуют второй лад и т.д.

Порядок струн на гитаре

Вертикальные полосы – это струны. Нумерация идет справа налево. Самая правая струна – 1 ая. Самая левая струна это 6-ая.

Если сверху справа от схемы нет цифры, это означает, что верхний участок(между первой и второй горизонтальными линиями) – это первый лад.

гриф и схема аккорда

Аккорд Am на 1-ом и 2-ом ладах. 2,3,4 струны

Если есть цифра 6, то это 6-ой лад.

Крестик обозначает, что струна при игре не используется, т.е при бое ударять по этим струнам не надо.

Белый круг обозначает открытую струну – струна которая не зажимается, но играя бой вы должны её задевать.
И самое главное – на схеме есть черные точки – они обозначают где нужно зажимать струну.

Во первых по схеме вы видите какую струну надо зажать, во-вторых на каком ладу это нужно сделать.

Другие виды схем

Кроме обозначений, которые используются на этом сайте, есть и другие. Они не сильно отличаются. Часто в черных точках, которые указывают где надо зажать струну, можно увидеть цифры. Они обозначают номер пальца.

Другое обозначение аккордов

Это удобно для новичков, которые сомневаются каким пальцем надо зажимать струну.

Также встречаются схемы, которые изображают гриф горизонтально.

Аккорд am с горизонтальным расположением струн

На этой горизонтальной схеме первая струна внизу. Определяем по выделенной линии справа, обозначающей ладовый порожек первого лада.

На этой горизонтальной схеме первая струна сверху. Определяем по выделенной линии слева.

Как определить по схеме где первая струна

У новичков возникает непонимание где в этом случае первая струна, а где последняя. В таких случаях я советую обратить внимание на выделенную линию(обычно её показывают чуть толще остальных) обозначающую ладовый порожек – начало первого лада. Так как на схемах принято изображать стандартную гитару, на которой вы зажимаете аккорды левой рукой, то можно соориентироваться на схеме, если обратить внимание на выделенную линию.

Если выделенной линии нет, это может быть в случае, если аккорд ставится начина с 4 лада и дальше, то обычно добавляют цифру обозначающую номер лада, либо можно ориентироваться по постановке аккорда.

На этой схеме указан второй лад, явно, что первый лад не справа, значит он слева и первая струна наверху

Читайте также: