Когда водитель бывший моряк подводник

Обновлено: 30.06.2024

– Илья Николаевич, вы ведь закончили радиоприборостроительный техникум. Как решили стать подводником?

Служба на атомных подводных лодках – это всегда или судьба, или приказ. В моем случае – первое. После окончания техникума меня по распределению отправили работать в ЦНИИмаш в Королеве. Тут же, в ноябре 1970 г., призвали в армию и отправили в Спасск-Дальний в школу младших авиационных специалистов. Там я получил специальности оружейника и стрелка-радиста на Ту-16 с перспективой службы на Ту-22. А дальше было счастливое стечение обстоятельств. Приехала комиссия по отбору кандидатов для поступления в высшие военные училища Министерства обороны. Море в душе все еще звало и потому я изъявил желание поступить только в Военно-морское училище радиоэлектроники им А. С. Попова (ВВМУРЭ).

– А дальше?

Во время учебы, на младших курсах, исполнял должность старшины роты и занимал должность заместителя командира роты по воспитательной работе.

После этого началось формирование нового экипажа, учеба в специальном подготовительном центре, слаживание работы команды, а затем и сам переход к месту испытания и к месту базирования АПЛ. Началась многолетняя служба на корабле ВМФ, со своими радостью и невзгодами, житейскими вещами и прочим.


И. Н. Козлов, контр-адмирал, подводник, Герой России, фото соцсети

– Расскажите о первом погружении. Чувствовали что-то особенное?

– Если честно, особых эмоций у меня не вызвало, поскольку к этому уже все были готовы. Конечно, это необычно и интересно, когда вода заполняет цистерны главного балласта, а потом воздух под высоким давлением выталкивает её и осушает цистерны при всплытии. Но очень быстро это становится обыденностью и потом уже особенных ощущений не вызывает. Это часть работы, часть устройства подводной лодки.

– А какое погружение из совершенных вами можете назвать самым опасным?

– Как раз процесс передислокации лодок с Северного флота на Тихоокеанский. Самый короткий путь – подо льдами Арктики. Это сложные походы, чреватые гибелью людей в случае аварийной ситуации – например, пожара или поступления воды. Чтобы этого не допустить перед походом проводятся усиленные тренировки, тренировочные переходы, да и весь процесс перехода управляется непосредственно ВМФ. Также в таком походе проводится авиационная разведка маршрута, а ледоколы готовят места, где подводная лодка смогла бы выйти из-подо льда.

Самое сложное – это выход из-подо льда в условиях так называемого мелкого моря. Этим отличался последний, третий, переход, поскольку район выхода из-подо льда, около Берингова пролива, был практически полностью покрыт льдом, и пришлось очень долго (около суток) искать чистый участок воды. Глубина моря там 50-100 метров, а длина подводной лодки – 150 метров. Это потребовало полного напряжения всего экипажа, и практически весь личный состав нес вахту по тревоге. Но мы справились.

– Каково это плавать рядом с атомным двигателем? Не страшно?

– Да, в процессе службы и плавания под водой были и случаи возгорания, и поступления воды. Но если всегда следовать инструкции и не паниковать, то любую беду можно предотвратить. Основной источник энергии на АПЛ – ядерная установка, которая априори предполагает выполнение строгих мер безопасности. Все эти правила безусловно отрабатываются и регулярно повторяются и офицерами, и адмиралами, и матросами. Совместными и слаженными действиями экипажа и приказами командира АПЛ работает эта огромная система.

– Поделитесь какими-либо обрядами, традициями, которые вы соблюдали каждый день.

– Вообще-то традиций у моряков много. Во-первых, в надводном положении, как и все военные суда, при встрече друг с другом в море приспускают военно-морской флаг – Андреевский. Делается это всегда в знак дружеского приветствия. Еще в последнее время пошла традиция – при первом погружении новичку необходимо выпить плафон забортной воды с закрытыми глазами и поцеловать раскачивающуюся кувалду, обмазанную смазкой. Эти обычаи пришли к нам от моряков, и я, как командир подводной лодки, их не приветствовал. Лучше все же памятная открытка с печатью ПЛ.

Из других традиций – офицер в кают-компании должен быть в рубашке с погонами, а не в рабочей одежде. Столы должны быть накрыты белой скатертью, а в день рождения именинника поздравляет командир ПЛ на центральном посту и вручают торт.

Кристина Устьева, студентка 1-го курса журфака МГУ

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Вадим Абросимов. Фото Владимира Юрченко

Сегодня Вадим Юрьевич работает заместителем руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области. А в 1991 году его, молодого лейтенанта, направили служить на подлодках Краснознамённого Тихоокеанского флота.

История № 1: Как Вадим Абросимов решил быть моряком

— У моих родителей были друзья – пара, в которой супруг как раз был военным моряком. Как‑то он зашёл к нам в гости – в красивой форме, с портупеей и пистолетом, который даже дал мне в руках подержать. Тогда я решил, что стану военным.

Повлиял на меня и дядя, который тоже служил срочную на флоте, воевал. Однажды он спросил меня, кем я хочу стать. Я ответил, что хочу стать военным – моряком или лётчиком. А он мне и говорит: «Вот ты как думаешь, какая из военных профессий самая опасная? Ну вот ты лётчик. Предположим, сбил тебя противник, ты с парашютом выпрыгнул – остался жив. Если ты моряк на надводном корабле, то в случае крушения у тебя тоже есть шансы спастись на плоту или шлюпке. А вот на подлодке, случись что, и шансов почти нет – оттуда не выбраться.

История № 2: Как курсанту подлодка не понравилась

— Возможно, из‑за этого разговора становиться подводником я особо и не мечтал. Вплоть до распределения после училища я даже с некоторым предубеждением относился к подводникам, особенно после одного случая, который произошёл со мной на четвёртом курсе.

Нам предложили посетить подлодку, которая стояла в ремонте. Всё началось с того, что, когда мы поднялись на борт, навстречу нам откуда‑то вылез мужик в грязном засаленном ватнике с жуткой всклокоченной бородой. Как выяснилось, это был командир подлодки. Он организовал нам экскурсию. Это была дизельная подводная лодка проекта 641. Она была очень-очень компактной. В каюте командира со сдвижной дверью, как в купе поезда, помещался секретер, откидной столик и коротенькая койка. Командир спал там скрючившись, подставив кресло под согнутые колени… Так то командир, а остальному составу вообще нелегко приходилось. Особенно меня поразила подвесная койка в носовом торпедном отсеке, через середину которой проходила труба. На мой вопрос о том, как же тут спать, бывалые подводники мне ответили: легко – забираешься, обнимаешь трубу и спишь! В общем, не впечатлила меня тогда подлодка.

История № 3: Как выпускник на Камчатку не попал

— Уже после того как мы сдали экзамены, нас стали распределять по флотам и кораблям. Я не был отличником, но и троечником не был: среди 143 человек нашего выпуска по успеваемости входил в первую тридцатку. В общем, был на хорошем счету у командования. Мне предложили на выбор несколько мест будущей службы.

Сам я хотел попасть на Камчатку: там проходил стажировку на пятом курсе, мне там понравилось, там меня уже ждали и даже обещали помочь с жильём – вплоть до того, что уже показали квартиру в центре Петропавловска-Камчатского, где я должен был бы жить. Камчатка считалось престижным местом службы, потому что там шла выслуга – год за два. Ну и оплата там тоже была двойная. Поэтому туда все стремились.

История № 4: Как молодой лейтенант корабль выбирал

Вадим Абросимов (слева) в 1990-м.
Фото из личного архива

История № 5: Как на подлодке со сном боролись

4 августа 1991 года я впервые поднялся на борт, а уже 6 августа мы вышли в море. О путче 1991 года узнали, только когда вернулись. Первый выход продолжался пару недель. Как раз были учения, мы осуществляли минные постановки, за что получили приз Главкома ВМФ.

В этот же выход меня допустили к самостоятельному несению штурманской вахты, для чего я сдал все необходимые зачёты. Вахту на корабле несут в три смены: в моей боевой части (БЧ) в первую смену дежурил командир боевой части, во вторую – командир электронавигационной группы. Мне, как инженеру, досталась третья смена – так называемая собака: с 4 до 8 часов утра. В это время человеку сильнее всего хочется спать. На подлодке ещё и тишина, покой, мерное жужжание механизмов убаюкивает. А спать нельзя! И мы, чтобы не уснуть, литрами пили кофе. Перед выходами на него скидывались вахтенные офицеры, штурманы, командир, старпом и заместители командира. Так и боролись со сном.

История № 6: Как подводники в 1990-е металл разгружали

— Мне пришлось служить в начале 1990-х – в то время, когда и страна в целом, и флот в частности переживали не лучшие времена. Уже сейчас, с высоты прожитых лет, я понимаю, что тогда флот и армия держались на офицерах, которые успели послужить при Советском Союзе. Тогда в военных учебных заведениях в людях воспитывали настоящий патриотизм, готовность к самопожертвованию, учили отдавать всего себя делу, переживать за безопасность страны. Благодаря именно таким людям мы тогда смогли лихие годы как‑то пережить.

Тяжело было в материальном смысле. Ведь, уходя в море, ты хочешь быть уверен, что в доме работает отопление, жена и дети сыты, одеты и обуты. Зарплаты были маленькие. В начале 1990-х её повышали очень часто – почти каждые три месяца. Но не от хорошей жизни, а потому, что инфляция была просто дикой. И даже эти небольшие деньги задерживали по три-пять месяцев. Перед выходом в море долги, конечно, погашали, но потом опять начинали задерживать выплаты. Поэтому приходилось и подрабатывать на погрузке металла, чтобы дети могли нормально в школу пойти. Хорошо, что был паёк – без него вообще был бы каюк.

Да и техника выходила из строя, а ремонтировать её было нечем. На Б-247 в конце 1992 года мы вышли в море, и у нас сломался опреснитель, питающий водой контур атомного реактора. Хорошо, что мы от базы отошли недалеко, – успели дотянуть до пирса на остатках пресной воды, что была на лодке. После этого в январе 1993 года нас отправили на ремонт в бухту Чажма, где лодку поставили в док.

Изначально на ремонт отводили три месяца, но из‑за того что не было средств, корабль простоял в доке аж до марта 1994 года. В итоге денег так и не нашли, и командование, видимо, решило, что лодку незачем ремонтировать, а проще утилизировать. Её вывели из боевого состава флота, экипаж прикомандировали к другим подлодкам. Я к этому времени был уже штурманом, командиром боевой части. И меня командир Б-264 – такой же лодки, как и та, на которой я служил, но новее, – позвал к себе. На этой подлодке до 1997 года я ходил в море, вплоть до выработки активной зоны реактора. Корабль был отличный!

История № 7: Как американцев пугали

— Такие лодки, как наша, часто ходили в море: всё обеспечение операций было на нас. И учения, и выходы стратегов, и высадка диверсантов (учебная, естественно), и торпедные стрельбы – словом, много чего мы делали.

Ходил я и в автономку (правда, не на своей лодке, а на Б-305) на 89 суток – мы прошли проливом Лаперуза и вышли в Тихий океан. Мы там отгоняли американцев от наших стратегов. Как это происходит? Идёт корабль, акустики слушают горизонт, обнаруживают шум винтов и по нему классифицируют корабль. Если выясняется, что это подводная лодка, начинается подводная охота: они от нас, мы за ними. И наоборот.

1995 г.
Фото из личного архива Вадима Абросимова

История № 8: Как замполита быстрыми нейтронами расстреляли

— Случилось это в самом начале моей службы – я ещё лейтенантом был. Незадолго до меня на лодку пришёл замполит. Он, наверное, до сих пор служит, правда, не в наших вооружённых силах, а в украинских. На подлодку он пришёл с надводного корабля, поэтому в некоторых моментах был, что называется, ни ухом ни рылом. В общем, экипаж воспринимал его с прохладцей.

В обязанности замполита входил обход перед выходом в море всех отсеков и проведение среди личного состава бесед с целью повышения морального духа. Реактор у нас располагался в четвёртом отсеке, который был необитаемым – то есть экипажа там по боевому расписанию не было. Зато были видеокамеры, которые выводили изображение на монитор в центральном посту.

Народ стоит, еле сдерживается. Старпом спустился, сначала не понял, что происходит, а потом до него дошло – он как давай ржать. В общем, не задержался у нас замполит. Перевёлся от нас и уехал создавать молодой украинский флот.

1996 г.
Фото из личного архива Вадима Абросимова

История № 9: Как подводники батлы проводили

— Забавных случаев было много, правда, не все их можно рассказать без нецензурной лексики. Например, когда проводились учебные стрельбы, была традиция на корпусе торпеды мелом писать послание, адресованное экипажу судна-торпедолова. Без мата там почти не обходилось. Это было не обидно, а, скорее, забавно.

Самое смешное, что когда мокрую торпеду поднимали из‑за борта, надписи были не видны. Они проступали позже, когда торпеда высыхала. Там были такие сочинения – шедевры! А когда мы выходили в море, то устраивали батлы стихоплётов: БЧ-1 на БЧ-5, БЧ-5 на БЧ-7. Абсолютно без злобы друг дружку подкалывали, хлёстко, но не обидно.

История № 10: Как моряк в Белгород попал

— После того как в 1997 году Б-264 выработала активную зону реактора, её решили больше в строй не вводить и так же, как и Б-247, порезали на металл. Мне ходить по берегу и нести караульную службу стало неинтересно, тем более что на флоте шло сокращение, а мне в Федеральной пограничной службе предложили работу поинтереснее.

В современном мире, где большая часть работников занята в офисе, и сегодня можно найти интересные и увлекательные специальности. Причём, профессии, готовые приносить своему обладателю стабильный и хороший заработок. В этом списке заметную роль занимает работа профессионального подводника на флоте или моряка.

подводная лодка с экипажем

Уровень дохода представителя специальности

Посвятить свою жизнь деятельности на речном или морском флоте многие мечтают с самого раннего возраста.

Альтернативным вариантом прихода в эту сложную профессию становится желание получения стабильного и значительного дохода. Вне зависимости от причин выбора, стоит заранее оценить финансовую привлекательность.

Факторы, определяющие уровень

Не каждый моряк автоматически становится высокооплачиваемым работником. Размер зарплаты зависит от многих факторов:

  • Например, от места выполнения производственных задач — моряк на Северном флоте всегда получит больше денег работника небольшого речного пароходства.
  • Работа в России или в США, или других государствах даёт больше – представители этой профессии могут заключить контракт с иностранным судном, получив возможность зарабатывать наравне со своими коллегами из других государств.
  • Оформление на работу в частную или государственную компанию, работа у частников сулит материальное поощрение.
  • Есть зависимость и от срока выполнения трудовой деятельности — контрактнику рядовому матросу редко сразу назначают высокий оклад.

Могут присутствовать и другие условия поощрения, предусмотренные индивидуальным контрактом.

ВМФ РФ

Структура военно-морского флота России

На какую сумму можно претендовать

Самым простым становится вакансия на промысловом судне. В этой сфере размер заработной платы моряка составляет:

Начав работать на транспортных судах, зарплата окажется не столь высока, и будет составлять порядка 30 000. Отдельными параметрами отличается заработная плата моряков, которые несут на берегу или задействованы во вспомогательном флоте.

В такой ситуации:

  • вахтовая служба в компаниях малого типа приносит от 12 000 до 20 000 ежемесячно;
  • крупные организации могут предложить до 25 000;
  • на вспомогательном флоте самый высокий оклад составит 35 000.

Работая на должности персонала на промысловом судне, например, коком (поваром), можно получить до 70 000 рублей в крупной организации. Аналогичную сумму получит квалифицированный механик-наладчик.

Итоговая сумма варьируется в зависимости от частоты выходов на воду и успеха промысла.

Какая зарплата у других военнослужащих в России, можно узнать здесь. В рядах ВМС России насчитывается 150 тысяч человек. На Украине ситуация с зарплатами военных несколько иная.

Заработок контрактников в военно-морском флоте

Ещё одним направлением работы тех, кто не представляет себя без моря и качки, может стать выбор карьеры профессионального морского военного. В том числе подводника. На этом направлении занятости зарплаты офицеров бывают достаточно высокими в зависимости от звания и выслуги.

Этот показатель в 2022 году состоит из нескольких составляющих:

  • денежного довольствия, которое выплачивается в России всем военнослужащим;
  • премий;
  • дополнительных доплат, включая надбавки за безупречное выполнение служебных обязанностей.

Размер одинаков на Черноморском или Северном флоте, но в случае работы в сложных условиях, например, в условиях Крайнего Севера, применяются дополнительные коэффициенты. В итоге в ЧФ оклад в ВМФ будет несколько ниже коллег, работающих за Полярным кругом.

Зарплата военнослужащих, проходящих службу по контракту

В среднем, доход рядового контрактника в этом году составит 19-20 тысяч рублей в месяц в первый год службы. На Северном флоте эта сумма составляет 25-30 тысяч рублей. Далее эти параметры постепенно возрастают.

Они выше у прапорщика, чем у рядового. Тем не менее в России труд на военно-морском флоте оценивается не очень высоко. У офицера он в среднем составит 65 000, что не очень высоко для сложной и опасной морской работы.

Зарплаты в США

В Америке мичман будет претендовать на оклад около 3000 в месяц в долларах США, оклады в Европе тоже по сравнению с тем, какую плату получают их коллеги в России, высоки.

Выходом становится сотрудничество по частному контракту с американскими судами, хотя в такой ситуации придётся отказаться от продолжения воинской службы в рядах ВМФ.

Оклады на подводном флоте

Самой рискованной в морской сфере является работа на подводном судне. Размер зарплаты подводников автоматически увеличивается в три раза по сравнению с уровнем денежного довольствия военнослужащего на судне, которое ходит по поверхности водного пространства.

Знаки отличия

Знаки отличия на флоте

Например, уровень материального довольствия лейтенанта подводника, служащего на Северном флоте, составляет в среднем 120 000. Офицеры выше по уровню звания могут претендовать на большее вознаграждения, превышающее 200 000 рублей в месяц.

Существенно меньший оклад получают водолазы на речном флоте. В месяц их вознаграждение редко превышает 40 000. На сумму, превышающую 100 000, могут претендовать только водолазы-сварщики.

В Америке оплата работы простого водолаза начинается от 55 000 долларов в год. Заработок промышленного водолаза в этом государстве может достигать 100 000 за 12 месяцев. Их коллеги из России при наличии должного образования и опыта могут заявляться на соответствующие вакансии.

Простому обывателю трудно представить, что значит служить на подводной лодке. Какие задачи выполняют моряки, как устроен их быт. Следующее видео приоткроет завесу тайны.

Просто так перейти в работы водолаза на выполнение функциональных обязанностей военного подводника не получится. Для этого требуется минимум пройти специальное обучение и постоянно подтверждать состояние своего здоровья.

Моряк и лётчик – две детские мечты практически всех мальчишек. Какие зарплаты ждут лётчиков в России, смотрите здесь.

Ну и да, напомню что в данный момент я в рейсе, поэтому следующий пост можно ожидать только недели через 2-3, в лучшем случае :) и правда, сначала готовил дневник, но в силу говноинета, отредактированная часть не сохранилась, моя пятая точка нагрелась и я тупо лёг спать. Ай, заболтался, поехали!


Поэтому с карьерным ростом начинаешь забывать о выходах в город. Всегда есть что-то, что нужно сделать, либо просто поспать. Очень часто выбор падает на поспать, вместо прогулки, шоппинга и прочего.

2. Не идите в море, если тяжело переживаете разлуку с близкими. Либо если у вас не особо крепкие отношения с вашей половинкой (ну либо идите, зачем отношения если они не крепкие. ))

Очень много историй о том что не дождалась, изменила, загуляла и прочее. Очень много историй когда народ выбрасывается, вешается, спивается, кризисы, все такое. Когда вы на борту судна, все что вы можете сделать - выпить чаю/колы/крепкого чаю. Все что вы можете сделать с судна - помочь деньгами и советом. Всё. Конец. Больше ничем. Поэтому если вы впечатлительны, или боитесь пропустить что-то дома - забудьте дорогу в заведение где вы хотите учиться на моряка. Есть куча других вариантов заработать, наверное, я не знаю, Медведев знает.

3. Вы пропустите кучу важных событий в жизни вашей семьи, детей. Мой отец тоже моряк, общий язык и какие-то общие темы я с ним начал находить только после 16-18, когда поступил в универ и позже начал ходить в рейсы. В моем воспитании и становлении характера он принимал минимальное участие.

Праздники. Для вас будут только когда вы дома. Когда вы в море - вы кладёте на все это. Новый год, рождество, день рождения, день взятия бастилии. Все на одно лицо.

5. Связь. Да, сейчас зачастую с этим получше. Как минимум есть почтовый ящик. Но это не привычный доступ в инет к мессенджерам и прочему. Инет может быть, но часто он дорогой, постепенно ситуация меняется, но никто не гарантирует что вы приедете на судно, а у него все удобства, заточенные под вас.


Так как вахта в жарком Сингапуре проходит спокойно (тьфу-тьфу).
Продолжу.
А то завтра уже начало перехода на Эмираты, и там уж я точно останусь без дешевого и быстрого инета на пару-тройку недель.

Да, хотел бы сразу объясниться, одной из причин, почему я даю вам повод отказаться от данной профессии - мои одногруппники. Из 80 (примерно) человек на первом курсе, и около 70 на окончании универа, в море сейчас ходит ну максимум человек 15. Остальные. кто-то стал фотографом, кто-то акробатом в цирке (внезапно, правда?!), кто-то таксистом, кто-то надзирателем на зоне (тоже внезапно, а?!), кто-то баристой, поваром, продавцом, преподавателем ииии так далее. Некоторые делают пару контрактов, говорят что это не их и уходят в другое русло, некоторые просто получают диплом чтобы был, либо потому-что родители заставили, и так далее.

6. Усталость. Как физическая, так и моральная. Забудьте о нормированных рабочих днях, особенно на контейнеровозах. Как офицер в портах я стою грузовые вахты 6 через 6 часов. Плюс не забывайте что надо покушать, душ принять, и на себя может просто не оставаться времени. А когда за 10 дней у вас 7-8 портов, вы постепенно превращаетесь в зомби. Впрочем, это как повезёт. Та и ко всему привыкаешь. Вы можете стоять на трамвайной линии с портами каждый день, а можете иметь два порта в месяц и наслаждаться жизнью. Ибо вахты на переходах зачастую 4 через 8 у штурманов. Но на контейнерном флоте 2 порта в месяц - это редкость :)

Моральная - контракты бывают длинными, бывает что не меняют вовремя. У офицеров выходных нет. Иногда нужен день разгрузки, а не 8 часов между вахтами. По моему опыту - критический момент примерно на 3-4 месяце, его если пройдёшь спокойно - то дальше будет легче, можно и 5 посидеть :)

7. Если вы начали работать в море - слезть с этого тяжело. Дома спустя некоторое время вам будет рвать крышу и хотеться на работу, в море - обратно. На мой взгляд - это лучше чем 5 дней в неделю с 8 до 17 или типа того, где часть времени вы теряете на то чтобы добраться до работы. Отпуск у меня от 2 до 5 месяцев. Длительность контрактов - 4-5. На мой взгляд - это лучше, чем выпрашивать у начальства отпуск на 1-2 недели в квартал и иметь два выходных в неделю, один из которых вы отмокаете от тяжелой недели, а второй - готовитесь к ней :)

8. Качка. Блин, до сих пор укачиваюсь. Вот серьёзно. За 6 лет. да, скажем, порог чувствительности снизился, вроде меньше укачиваюсь. Но все равно, если вы не можете через силу работать когда вам дико херово - подумайте над выбором профессии :)

9. Еда. Провизия заказывается обычно на какой-то промежуток времени. Например, мясо, соки, консервы - дней на 40+. Свежие фрукты/овощи - 15-25 дней. Вот их привозят. Мало того что они изначально не особо вкусные (овощи - ну чистая пластмасса зачастую, да зависит от страны где ещё происходит доставка, но все же). А к концу первой недели так вообще.

Ну и Хороший повар - это редкость. Бывают просто норм, бывают такие. что коронное его блюдо - это сэндвич с тунцом (консервой), и в итоге весь экипаж питается дошираками и их аналогами. Про чудо поваров думаю расскажу ещё в каком-нибудь посте с парой других историй.

10. Экипаж. Горе вашему контракту и психике если работаете с редисками (нехорошими людьми). Хороший экипаж даже на убитом судне - может держать вас в рабочем и приподнятом состоянии. Но если у вас есть какой-нибудь чудо-сотрудник, особенно в должности повыше, который имеет вам мозг не за дело, а просто потому-что он такой человек. То будет печальненько и контракт будет тянуться невыносимо долго.

11. Рынок. Сейчас его заполняют филиппинцы, китайцы, индонезийцы, индусы, бирманцы. Они тупо дешевле, у них сильнее профсоюзы, они готовы работать дольше, с каждым годом они становятся все более мощной конкурентной силой. Если в 2012 году было трудновато найти бирманца офицера, то сейчас их все больше. На старших офицерских должностях (капитан, старпом, стармех, второй механик) - их меньше. Но с каждым годом их число растёт. Рабочие места уходят.

Итак, господа, я благодарю вас за то что вы дочитали эту часть моих записок. Следующий пост я думаю смогу реализовать только ближе к концу марта. он будет уже о плюсах и почему стоит идти в море.

Читайте также: