Когда водитель должен уступить дорогу пешеходам

Обновлено: 04.07.2024

Действительность такова, что в ситуации дорожного столкновения между водителем и пешеходом (когда пешеход переходит дорогу), крайним остается водитель, как лицо, управляющее средством повышенной опасности.

Например, вопросы типа: Меня оштрафовали за то, что якобы не пропустил пешехода при разрешающем для него сигнале светофора. Но когда я въезжал в зону перехода, то на проезжей части пешеходы отсутствовали, и с левой дальней стороны появился пешеход только в момент моего нахождения на зебре. Правомерен ли штраф?

Или такой вопрос: Пешеход на переходе сошел на проезжую часть на противоположной стороне широкой дороги. Я еду по правой полосе, и до меня ему топать еще три полосы. Нужно ли мне ждать, пока он перейдет дорогу, или могу проехать, т.к. не мешаю пешеходу?

Некоторые вопросы по приоритету пешеход/водитель рассмотрены в статье Пешеходный переход и требование уступить дорогу пешеходам. Правила проезда пешеходных переходов рассмотрены в статьях Проезд пешеходных переходов на перекрестках и Пешеходные переходы вне перекрестков.

Нерегулируемый пешеходный переход

Попробуем разобраться, что значит уступить дорогу пешеходу, повторим, в каких местах пешеходам разрешается переходить дорогу, и в каких случаях автомобиль должен уступить дорогу пешеходу.

В каких местах пешеходам разрешается переходить дорогу

Пункт 4.3 обязывает пешеходов переходить дорогу по пешеходным переходам (в т.ч. по подземным и надземным), а если таковые отсутствуют, тогда на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Этот же пункт 4.3 разрешает пешеходам переходить дорогу вне пешеходного перехода, но только при условии, если в зоне видимости не наблюдается ни обозначенного перехода, ни перекрестка.

Вне пешеходного перехода дорогу разрешается пересекать под прямым углом к краю проезжей части (по кратчайшему пути) на участках дорог без разделительной полосы и без ограждений в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

В каких случаях автомобиль должен уступить дорогу пешеходу

Водитель обязан уступить дорогу пешеходу, переходящему проезжую часть:

  • по нерегулируемому пешеходному переходу (когда пешеходный переход расположен либо на нерегулируемом перекрестке, либо вне перекрестка);
  • когда водитель поворачивает направо или налево и пересекает путь пешехода, переходящего проезжую часть дороги, на которую водитель поворачивает (пункт 13.1). Это же требование уступить пешеходам действует в процессе поворота автомобиля направо или налево, когда автомобиль въезжает во двор (на прилегающую территорию);
  • отдельным пунктом следует выделить движение во дворах и жилых зонах. В жилой зоне (обозначенной знаками 5.21 и 5.22), когда пути автомобиля и пешехода пересекаются, приоритет на стороне пешеходов. Это же правило распространяется и на дворовые территории (дворы).

Что означает уступить дорогу пешеходу

Другими словами, уступить дорогу пешеходу – это не создавать помех его движению через переход.

Если пешеход начал переходить проезжую часть по пешеходному переходу, но находится на противоположной стороне дороги, а автомобиль, проезжает этот пешеходный переход с другой стороны дороги, то в этом случае нет необходимости ждать, пока пешеход перейдет всю проезжую часть.

На этой конкретной ситуации (когда пешеход и автомобиль находятся на противоположных краях проезжей части) следует остановиться подробнее.

Пункт 14.1 ПДД указывает, что водитель транспортного средства, которое приближается к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 01.06.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

WhatsApp

Пересечение траекторий движения различных участников дорожного движения создаёт необходимость регулировать это самое движение. Но проблема наступает тогда, когда трактовки в ПДД становятся неоднозначными. Ещё хуже – если судебная система выносит решения вопреки требованиям закона. Именно так обстоит дело с требованием Правил пропускать пешеходов на пешеходном переходе, которое претерпело не так давно изменение и сейчас находится в новой своей редакции. О том, как правильно уступать дорогу пешим участникам движения, чтобы не получить штраф, когда останавливаться, а когда продолжать ехать, каких людей вообще нужно пропускать и в каких случаях в 2022 году, разъясняем в этой статье.

Как правильно пропускать пешеходов по ПДД 2022 года?

Итак, давайте взглянем, где – в каких местах – вообще есть требование новых Правил пропускать пешеходов на переходах.

  • На нерегулируемых "зебрах" отдано преимущество пешеходам перед водителями. Это регламентирует пункт 14.1 ПДД.
  • Кроме того, вы обязаны пропустить (и это не совсем правильный термин – почему, узнаете ниже) пешехода при повороте направо или налево на перекрёстке (пункт 13.1),
  • в жилых зонах и во дворах на любой дороге (17.1) и при выезде из неё,
  • а также при съезде во двор или другую прилегающую территорию или при выезде на дорогу с них (8.3 Правил).

Какой штраф?

Не так давно в законодательстве произошло изменение по повышению штрафа за неуступление дороги пешеходу – его подняли до вилки сумм от 1 500 до 2 500 рублей. Конкретную сумму устанавливает инспектор ДПС на дороге, который выпишет постановление, в зависимости от обстоятельств нарушения, отягчающих или смягчающих обстоятельств.

Есть ещё дополнительные очень суровые наказания, если вы сбили пешехода. Но это уже совсем другая история, рассмотренная нами в отдельной статье.

Разъяснение ГИБДД о пропуске пешеходов по новым Правилам

Пропустить или уступить? Теория

И вот это самая главная тонкость в российском законодательстве 2022 года касательно пересечения траекторий движения пешеходов и водителей. И мы нарочито указали в подзаголовке, что будем сначала обсуждать теорию – как вы обязаны пропускать пешеходов по букве законодательного акта. Потому что на практике, к сожалению, это несколько отличается.

А теперь запомните главное правило:

  • пропускать по ПДД в 2022 году водитель обязан только слепых пешеходов и детей при организованной их перевозке автобусом (пункты 14.5 и 14.7),
  • во всех остальных случаях в новых Правилах есть требование именно уступить дорогу.

В чём же такое разительное отличие между двумя этими действиями и как именно правильно вы должны пропускать пешеходов на переходе, а как – уступать?!

Кого водитель обязан пропустить?

Сразу отметим, что термина "пропуска" пеших участников дорожного движения в ПДД нет. Поэтому на практике вы обязаны просто обеспечить преимущественное право движения, как именно вы это сделаете, решит рассматривающий дело орган, если увидит в этом нарушение.

А кому должен уступить?

А вот уступать дорогу нужно правильно! Итак, давайте рассмотрим последовательность кое-какой логической цепочки:

  1. 14.1 и другие пункты содержат для водителя требование именно уступить дорогу пешеходам, который переходят проезжую часть по "зебре" или вступили на неё для перехода – так гласят именно новые Правила, не так давно требование звучало как "пропустить",
  2. отправляемся к определению этого глагола в пункт 1.2 ПДД и видим, что уступить дорогу – это не начинать, не продолжать, не возобновлять движение, если это заставит других участников движения изменить либо траекторию, либо скорость,
  3. что такое преимущество, видим ответ здесь же – это право пройти или проехать определённый намеченный путь первым, в то время как другие участники должны вам уступить.

А теперь ещё более простыми словами! Итак, вы не выполнили требование Правил уступить, если:

  • в результате вашего движения пешеход изменил либо траекторию движения, либо скорость, либо и то, и другое,
  • при этом, ещё одно важное условие – это произошло именно из-за вашего начала, возобновления или продолжения движения; например, вы не снизили скорость перед переходом, не остановились вовсе или остановились и начали ехать, испугав пешехода, когда тот ещё был перед автомобилем.

Обязан ли водитель уступать дорогу человеку на проезжей части?

Важная тонкость про преимущество

Обратите внимание, термин "преимущество" подразумевает под собой ещё одну тонкость: для наличия этого самого преимущества траекторий движений водителя и пешехода должны пересекаться. Причём, пересекаться не только в пространстве, но и во времени. То есть, неисполнение требования уступить дорогу пешеходу водителя непременно приведёт к наезду на первого – ДТП.

Поэтому, если ваши траектории не пересекаются во времени, то и обязанности у вас нет. К примеру, вы поворачиваете направо на дорогу на нерегулируемом перекрёстке, где пеший переходит дорогу по переходу. Но ваша целевая дорога имеет 10 полос движения, а между направлениями ещё и разделительный островок. Пешеход, при этом, уже заканчивает на 10-й полосе вдали от вас, в том время, как вы, выполняя требование пункта 8.5 ПДД, поворачиваете на первую.

В таком случае траекторий ваших движений во времени не пересекаются. Нужно ли в этом случае уступать пешеходу? Очевидно, нет! Но очевидно только в теории.

Ещё одна тонкость данного термина заключается в том, что преимущество в его определении имеет чёткую зависимость от права на движение в намеченном направлении. То есть при отсутствии права на движение нет и права на первоочерёдность такого движения. Вполне логично!

Отсюда следует и то, что уступать дорогу при отсутствии преимущества обязанности нет. Например, если пешеход начал переходить дорогу на запрещающий сигнал светофора на регулируемом перекрёстке, то уступать дорогу ему обязанности у вас нет. Потому и требования такого в ПДД 2022 года нет.

Но нарочно создавать опасность в таком случае всё равно не стоит – почему, мы поговорим в последнем разделе данной статьи.

Обратите внимание, что речь здесь идёт о нарушении пешеходом, именно отменяющим его право на движение в намеченном направлении. А, например, если пешеход пьяный появился в общественном месте, не посмотрел по сторонам и не убедился в безопасности перехода, то это не лишает его права на сам переход. Соответственно, и преимущество никуда не пропадает, а вместе с ним и обязанность водителя уступить ему дорогу.

Судебная практика 2022 года: пока пешеход на дороге, вы обязаны стоять!

Увы и ах, но практика правоприменения в нашем вопросе сильно разнится с теорией и буквально сводит на нет само изменение ПДД, когда обязанность пропустить заменили на новое правило – уступить дорогу.

Дело в том, что с большой долей вероятности, даже если траектории движения водителя и пешехода не пересекаются во времени, то автолюбителю всё равно выпишут штраф, если тот проедет переход, когда пешеход ещё не покинул проезжую часть. То же самое будет, если человек начал переходить на дальней полосе, и ещё далеко не дошёл до той, где едет водитель. Но главное в том, что и суд при обжаловании с большой долей вероятности не удовлетворит такую жалобу водителя.

Вы можете сами взглянуть на судебные решения и постановления. Вот пример одного из наиболее ярких актов суда, когда судья вообще оперировал термином "пропустить" пешехода, не приняв во внимание доводы водителя о том, что обязанность по ПДД уступить дорогу он выполнил, не заставив пешехода не изменить ни скорость, ни траекторию.

С другими подобными решениями в судебной практике вы можете ознакомиться в базе судопроизводства.

Не пропустил пешехода: судебная практика

Более того, совсем недавно Верховный суд РФ поставил жирную точку в вопросе, как нужно правильно и каких именно пешеходов пропускать. Судья указал, что водитель не должен начинать движение после остановки для пропуска человека на "зебре", пока пешеход не закончит переход – не покинет проезжую часть дороги. И как только последний вступил на проезжую часть, у автолюбителя возникает обязанность остановиться, чтобы уступить тому дорогу.

Обратите внимание, что решения Верховного суда РФ обязательны для руководства нижестоящих судов. Хотя, выносить абсолютно такие же решения, они не обязаны.

Таким образом, здесь как раз та ситуация, когда теория расходится с практикой. И для того, чтобы не нарваться на штраф, вам нужно остановиться, как только пешеход вступил на проезжую часть – неважно, как далеко он от вас находится. И вам требуется стоять до того, как пешеход покинет переход. Хотя, ПДД прямо такого не требуют.

А если пешеход остановился?

Не разъяснённым ни ГИБДД, ни судами осталась ситуация, когда пешеход по тем или иным причинам переходит дорогу очень долго. Например, он упал и не встаёт, специально остановился, чтобы "зависнуть" в телефоне.

Согласно описанной выше практической стороны, вы обязаны стоять до того момента, как пешеход не покинет "зебру". Но с большой долей вероятности инспектор ДПС, увидевший такое поведение пешего участника, не будет выписывать штраф на водителя. Более того, правильно будет привлечь самого пешехода за такое нарушение пункта 4.6 ПДД.

Ещё важные тонкости переходов

Теперь давайте взглянем ещё на несколько важных моментов касательно уступления дороги.

Из года в год сотрудники ГИБДД популяризируют среди автолюбителей принцип пункта 14.1 – как только пешеход вступил на проезжую часть дороги, нужно встать колом и ждать, пока тот закончит переход. Но с новыми ПДД, которые уже давно не новые по части правил пропуска пешеходов, вообще не требуют пропускать последних. Они требуют уступить им дорогу, а этот процесс подробно расписан в действующих на 2022 год Правилах. Но помните, что в любом случае в приоритете должна стоять безопасность самой уязвимой категории участников дорожного движения.

Официальная трактовка на 2022 год

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан "пропустить" пешехода, ныне же есть обязанность "уступить дорогу", а в чём разница, Вы поймёте ниже.

Изменение в пункте 14.1 Правил
Было Новая редакция
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов , переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам , переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД

Итак, начнём мы с того, как нужно на 2022 год пропускать пешеходов на переходе.

Как правильно пропускать пешехода?

Как видно из цитаты пункта 14.1 выше, пешеходам необходимо уступить дорогу. До ноября 2014 года было несоответствие ПДД и КоАП: первый предписывал пропустить пешеходов, второй наказывал за неуступление дороги. Поэтому соответствующим изменением их привели в соответствие. Но в чём же был подвох?

А в том, что термин пропуска никак не описан в Правилах дорожного движения. А вот определение уступления дороги в новых ПДД есть.

Водитель должен не создавать помех пешеходу. Согласно пункту 1.2 Правил это означает, что он не должен вынудить его изменить скорость и/или направление движения именно по своей вине. Обратите внимание, что в контексте уступления дороги важно условие: Ваши траектории движения с пешеходом должны пересекаться одновременно в пространстве и во времени – то есть если Вы не уступите дорогу, то собьёте его, либо заставите пешехода остановиться/отбежать. В любом случае, по инициативе пешехода он изменит скорость и траекторию или же Вы корпусом своего автомобиля измените эти физические свойства, будет нарушен пункт 14.1 ПДД.

Таким образом, пешеходов пропускать по правилам нужно так:

  1. Вы подъезжаете к переходу и видите, что пешеход уже начал переход. Если он ещё не на проезжей части, то обязанность уступить тому дорогу у водителя не наступила.
  2. Вы обязаны остановиться или снизить скорость так, чтобы пешеход перешёл дорогу, не изменив ни траекторию движения из-за Вас, ни скорость. Обратите внимание, если он передумал переходить и таким образом изменил траекторию и скорость, Вашей вины тут нет. А вот если испугался Вас, резко приближающегося, то возможны варианты, увы, уже на усмотрение инспектора.
  3. Как только пешеход покинул место пересечения Ваших траекторий, Вы можете ехать. Обязанности дожидаться, когда он покинет проезжую часть полностью, у Вас нет. Ещё раз обращаем внимание – есть обязанность уступить дорогу, и она выполнена.

На схемах ниже Вы помех пешеходу не создали, и выполнили требование пункта 14.1 полностью.

Но это теория, а на практике.

Если непропуск пешехода зафиксировала камера, то не имеет значения факт уступления ему дороги – если Вы на пешеходном переходе, а пешеход – на проезжей части дороги, то будет выписан штраф. Это существенная недоработка на сегодняшний день (точнее, вероятно, ухищрение ЦАФАП, потому такие штрафы нужно обжаловать).

А на практике инспектор ДПС попытается оштрафовать Вас в любом случае, если пешеход уже на дороге. Увы, но сотрудники ГИБДД играют на незнании водителей Правил дорожного движения, и это самый распространённый их "развод".

Поэтому, вышеперечисленные комментарии Вам помогут только в случае, если у Вас есть видеорегистратор, запись с которого может подтвердить отсутствие созданной пешеходу помехи и выполнение пункта 14.1 ПДД, и как следствие, избежать штрафа за непропуск пешехода. Просто сообщите инспектору о наличии у Вас регистратора и намерении обжаловать штраф, если он всё же настаивает о непропуске. Будьте уверены, он то точно знает трактовку 14.1.

Если же регистратора нет, то разъясняем следующее:

  • свидетельские показания будут вескими, если свидетели не Ваши родственники, не пассажиры,
  • инспектор обязан всесторонне рассматривать дело об административном нарушении (статья 26.11 КоАП), а это значит, что он при наличии возможности обязан привлечь самого пешехода как свидетеля,
  • Верховный суд РФ не так давно постановил, что одного только протокола о нарушении недостаточно, и этот документ сам по себе доказательством не является, поэтому от инспектора нужны доказательства непропуска пешехода (при обжаловании лучше напомнить об этом решении суда).

По новым правилам 2022 года инспектор вправе сразу выписать постановление. А если Вы с нарушением не согласны, то он обязан составить протокол. В нём и укажите нарушения инспектора. Также, если тот не разъяснил Вам статью 51 Конституции (никто не обязан свидетельствовать против себя и ближайших родственников) и статью 25.1 КоАП (о праве знакомиться с материалами дела), то также укажите это. Если инспектор отказывается составлять протокол, то можете указать это в постановлении.

Важное замечание!

Какой штраф за нарушение 14.1?

Он составляет вилку сумм от 1500 до 2500 рублей на усмотрение инспектора и предусмотрен статьёй 12.18 КоАП. Если непропуск пешехода был зафиксирован на камеру автофиксации, то, скорее всего, будет назначена максимальная планка штрафа.

Штраф за непропуск пешехода можно оплатить со скидкой 50 процентов в первые 20 дней от дня вынесения постановления (не путать с днём вступления в силу).

Судебная практика

  • Алтайский краевой суд удовлетворил жалобу водителя на постановление инспектора ДПС о том, что он не создавал помех пешеходу на дороге, инспектором не был составлен протокол, несмотря на оспаривание нарушения пункта 14.1, а также не был опрошен свидетель. В обоснование своей правоты водитель предоставил видеозапись. Суд учёл, что водитель выполнил требование уступить дорогу пешеходу, хотя оба пересекали проезжую часть по переходу одновременно.
  • А вот другой суд оставил без изменения штраф сотрудника ГИБДД, несмотря на те же доводы водителя.

Пешеходы, наравне с водителями, являются полноценными участниками дорожного движения. При этом они гораздо уязвимее, поскольку скорости идущего человека и едущего автомобиля несопоставимы. Поэтому в ПДД четко прописаны ситуации, в которых тот, кто управляет транспортным средством, должен уступать дорогу. Важно знать эти правила наизусть, чтобы заранее быть готовым к возможному торможению при появлении людей.

Перекрестки (пункты 6.13, 13.1, 13.8 ПДД)

Начнем с азов. Для транспорта и пешеходов на большинстве регулируемых перекрестков устанавливаются отдельные светофоры. Каждый из участников движения должен руководствоваться своим. Если для людей горит зеленый свет, они могут беспрепятственно перейти полотно.

После включения зеленого сигнала автомобилист обязан уступить дорогу людям, которые не успели закончить переход. И только когда полотно будет свободно, можно нажимать на педаль газа. При этом траектория движения механического транспортного средства значения не имеет. Пропустить пешеходов следует и при езде по прямой, и при повороте направо или налево. Люди могут переходить проезжую часть дороги, на которой находится водитель, либо полотно, на которое он только собирается повернуть. Уступить дорогу следует всем.

Разумеется, затормозить придется в любом случае. Однако согласно пункту 4.5 ПДД пешеход, пересекающий полотно вне обозначенного перехода, не должен создавать помех для механического транспорта. Это значит, что преимуществом в данном случае человек не обладает.

Прилегающие территории (пункт 8.3 ПДД)

К прилегающим территориям относятся дворы жилых домов, автозаправочные станции, предприятия, площади, отведенные под стоянки транспорта и пр.

Если водитель выезжает с прилегающей территории, он должен пропустить пешеходов, которые движутся по дороге, на которую он собирается переместиться. Если автомобилист съезжает с полотна на прилегающую территорию, он также обязан уступить путь людям, траекторию движения которых он пересекает. Обычно в таких местах находятся разрывы тротуаров или велосипедных дорожек. Водитель обязан остановиться, чтобы не создавать пешеходам и велосипедистам препятствий.

На пешеходных переходах вне перекрестков (пункты 14.1, 14.3 ПДД)

Если обозначенный пешеходный переход не оборудован светофорами, пропускать идущих по нему людей нужно всегда. При этом тормозить нужно, если человек уже ступил на проезжую часть. Если же он стоит на обочине или тротуаре, оценивая окружающую обстановку, водитель останавливаться не обязан.

Если на пешеходном переходе есть светофорное регулирование, ситуация меняется. В этом случае, даже при наличии знаков и разметки, у человека будет преимущество только в тот момент, пока для него горит зеленый свет. Водители в это время останавливаются и ждут.

Слепые пешеходы (пункт 14.5 ПДД)

Незрячие люди используют специальные белые трости, которые часто покрывают светоотражающей пленкой или краской. Это позволяет инвалидам по зрению переходить дорогу в любом месте.

Водитель, увидевший человека, который подает ему сигнал при помощи белой трости, обязан затормозить и пропустить его. Слепые пешеходы имеют преимущество перед транспортом всегда.

Перед остановкой маршрутного транспорта (пункт 14.6 ПДД)

Посадка и высадка пассажиров иногда осуществляются с проезжей части (если другие варианты невозможны). Трамвайные посадочные площадки в большинстве случаев тоже располагаются посередине проезжей части. Чтобы сесть в электрический транспорт, пассажирам приходится переходить дорогу.

Всех людей, идущих к неподвижному маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), необходимо пропустить.

Жилые зоны (пункт 17.1 ПДД)

Жилые зоны обозначаются символами 5.21 и 5.22. Внутри таких территорий пешеходам разрешено двигаться по всей ширине проезжей части. При этом водители обязаны пропускать их в любом месте, так как автомобили здесь приоритетом не обладают. Люди же, в свою очередь, не должны создавать для машин необоснованных помех.

Ну и при выезде из жилой зоны, равно как и в случае с прилегающими территориями, водитель обязан уступить путь всем участникам движения, в том числе и тем, кто движется пешком.

Читайте также: