Колеса на промах что это значит

Обновлено: 04.07.2024

Во-первых, сейчас 027 сам всё расскажет, где и на чём он видел эти ваши Деоры и СЛИКСы Во-вторых, сейчас на 8ск трансмиссию валом всего, ну может, с красными колечками выбор и поменьше. Реально, гонцов не беру, что 8ск, что 9ск-один фиг, только что цена расходников до полутора раз выше. Я на Аваланче перешёл с 8ск на 9ск трансмиссию что бы устранить один провал промеж "любимых" передач. Не вышло. Вышло только удорожание и лишние телодвижения. Маркетинг он такой маркетинг.

Этот ваш пафосный деор хт я видел на. своем лисапеде. Т.е. теперь вижу, четвертый день уже. Задняя втулка.

В общем, понятно, эта моя "проблема" не является чем-то общеизвестным, и типового решения нет. Ладно. Придет пора менять систему, куркулятор мне в руки. Надо еще будет накатать достаточно ощущений, чтобы уяснить диапазон задних звезд, где мне это дело важнее всего. Оттуда и плясать в вычислениях. Система пока еще не в хлам убитая, не к спеху.
Спасибо всем откликнувшимся.

Разве что на это ололо ответить:

027 на 3-1 в подъем во главе колонны ололо) я бы посмотрел)))

Подъемы, они разные бывают. Приходилось ездить в Средней Азии? Длинные нудные тягуны к перевалу по 30-50, а то и 70 км. А еще днем "мягкий асфальт".

эта моя "проблема" не является чем-то общеизвестным, и типового решения нет.

похоже, так. Тем более, что эта проблема может "плавать", в зависимости от физического состояния. Я вот сейчас сажусь на вел и думаю, какого ляда мне систему с 44-й звездой вкорячили? Хочу 42-ю. А в прошлом годе было нормально, даже не хватало иногда)

ну тут пафоса нет. Шиманячья втулка ХТ самый оптимум по цене/качеству. LX чуть хуже, но и стоит непринципиально дешевле, а всё что ниже-какашка реальная.

ну тут пафоса нет. Шиманячья втулка ХТ самый оптимум по цене/качеству.

Потому и поставил. Слышал с разных сторон хорошие отзывы от ее живучести и прочности. И Док то же самое говорит, и Плужников: " Я лично езжу на ХТ".

Этот ваш пафосный деор хт я видел на. своем лисапеде. Т.е. теперь вижу, четвертый день уже. Задняя втулка.

сочувствую. втулки шимановские, даже ХТ, гумно редкостное, насыпные подшипники, крутятся хреново, колеса на дешевых втулках на промах крутятся быстрее, ЧУГУН. но с другой стороны стоит она чуть дороже грязи

Лучше взяли бы тот же новатек 711/712, тут и промы, и вес, пара весит как задняя ХТ втулка, ну и цена демократичная.

сочувствую. втулки шимановские, даже ХТ, гумно редкостное, насыпные подшипники, крутятся хреново

Что характерно, там и регулировать раньше нескольких тысяч, а то и десятка тысяч км, нечего. Да, крутил я колесо на промах, лучше. Но, это пром-радиальный подшипник. Его плюсы-они же и минусы. Да, следующие колёса я пожалуй возьму на промах, но не потому, что насыпь какашка (насыпь не какашка), просто для моих целей и промов за глаза.

а вот это страшно, да. К низкому весу вела стоит стремиться, но не в культ же возводить. Не, если есть финансовая возможность, то почему нет? Но когда стоит задача не просто влить всё имеющееся бабло в вел, а именно оптимизировать вес, то втулки имхо, один из последних узлов, за снижение веса которого стоит вываливать лишние деньги. Вот обода, покрышки, вилка-да, сброшенные несколько десятков грамм будут ещё как-то ощущаться.
И если на то пошло, не будьте голословны, дайте ссылку на веса шимановской ХТ и какой-нить на промах. Сдаётся мне, что разницы в весе особо не будет. А то пока что тро-ло-ло.

Кстати тоже слышал рассказы, что шиманы хт тяжелые. Вопрос есть ли в том же бюджете легкие на промах. У легких обычно цены негуманные. А насчет чтобы крутились плохо хт - не замечал. Нормально вроде крутятся.

Если вы думаете, что вы способны на что-то, вы правы. Если вы думаете, что у вас не получится что-то, вы тоже правы. © Генри Форд

сочувствую. гумно редкостное. ЧУГУН. чуть дороже грязи

вы просто не ездили на хороших.

Ну, что сказать? Ожидаемо
Я как увидел пост от Xandr - думаю: Ну, щас начнет пальцы гнуть! Это ведь уже закономерность: Xandr=распальцовка.
Читаю - точно, гнёт!
Видать, ничего другого не умеет.

Но, это пром-радиальный подшипник. Его плюсы-они же и минусы.

Андрей, я правильно понимаю, что ты говоришь про неприспособленность радиального подшипника к боковым нагрузкам?
Если да, то имею возразить. Мотоцикл.
Я вам не скажу за всю Одессу все мотоциклы, но у тех, что я знаю - колеса на обычных радиальных шарикоподшипниках. А там и нагрузки, и скорости, и пробеги поболее велосипедных будут. Но живут подшипники в мото-колесах долго и счастливо.
Потому что, думается, при езде боковых нагрузок на подшипники почти не возникает. Разве что кратковременные и небольшие.

Так что как хочешь, а мне не верится, что насыпные подшипники сделаны радиально-упорными именно из-за "упорности"

сочувствую. гумно редкостное. ЧУГУН. чуть дороже грязи

вы просто не ездили на хороших.

Ну, что сказать? Ожидаемо
Я как увидел пост от Xandr - думаю: Ну, щас начнет пальцы гнуть! Это ведь уже закономерность: Xandr=распальцовка.
Читаю - точно, гнёт!
Видать, ничего другого не умеет.

Но, это пром-радиальный подшипник. Его плюсы-они же и минусы.

Андрей, я правильно понимаю, что ты говоришь про неприспособленность радиального подшипника к боковым нагрузкам?
Если да, то имею возразить. Мотоцикл.
Я вам не скажу за всю Одессу все мотоциклы, но у тех, что я знаю - колеса на обычных радиальных шарикоподшипниках. А там и нагрузки, и скорости, и пробеги поболее велосипедных будут. Но живут подшипники в мото-колесах долго и счастливо.
Потому что, думается, при езде боковых нагрузок на подшипники почти не возникает. Разве что кратковременные и небольшие.

Так что как хочешь, а мне не верится, что насыпные подшипники сделаны радиально-упорными именно из-за "упорности"


Удивительные вещи пишете)
Давно у же в мотоциклах (даже совковых) применяются закрытые промышленные подшипники. Если речь идет о ступичных подшипниках (аналог втулки) - они там всегда конические. Но ТОЛЬКО закрытые промы. Ибо шарики там долго не проживут.
А боковые нагрузки не возникают только на мотоциклах урал, ибо резина квадратная и коляска есть. На любом нормальном мотоцикле, который можно заложить в поворот (в особенности, на мотоциклах с консольным маятником!) боковые осевые нагрузки являются основными.

З.Ы. Про мысли Xandr - действительно, втулки шимано ХТ не есть хороший вариант. Простые втулки на промах: Novatec, quando, Formula.

А если серьезно, чем правильно это делать? Выталкивать с другой стороны? Или каким-то разжимным экстрактором типа как для подшипников? Мне всегда тоже больно было, но здорового способа не придумалось.

Здоровый способ снимать колпачки со втулки за 36 баксов… я просто на плоскогубцы накидываю тряпочку и радуюсь жизни. Понятно, что для сервиса и работы с клиентскими велосипедами штука нужная, но дома лучше тряпкой обмотать, как-то не так жаба душит

Для сметливых (у кого жаба) березовое/буковое полено, долото (коронка) и ножовка.
а штука за 36 баков — она и для штоков вилок-амортов-штырей еще годится, где пассатижами уже не обойтись

подобные штуки за тридцать шесть (omfg!) баксов отлично продаются на этих самых алиекспрессах, рублей по 500-700, ищутся по тому же vise clamp/insert.

Хм, то есть тупо палка внутрь и наклонить. Понятно. Впрочем, все равно у меня из подходящих круглых предметов только болты с острой резьбой были, ещё хуже плоскогубцев. Но можно и правда из дерева сколхозить.

Есть мнение, что на шарах лучше катит, особенно при боковых нагрузках. Шоссеры и кантрилы взгустнут наверное немного

Есть мнение, что это религиозный вопрос для большинства катающихся (кроме всяких хардкоров, которые еще и сами обслуживают свои велики).
В остальном — рынок хочет промы, а шимано хочет денег.

Шарики на Шимано это как бы не шарики на ашанах, при верной сборке неубиваемая конструкция, которая переживает несколько промов.

Промы на… это как бы не промы на ашанах, при верной сборке неубиваемая конструкция, которая переживет несколько конусов в насыпи.

Что не отменяет того факта, что добрая половина шиман с завода у моих друзей была дико перетянута, что на ресурсе уж точно позитивно не скажется.

Глянул DT 350/240, Hope Pro4 — везде 68, 69 серии промов, а это радиальные. Радиально-упорные 70, 72, 73 если не путаю. DT вообще вдумчиво рассказывают как нужно устанавливать подшипники в их втулки, чтобы исключить радиальную составляющую нагрузки (к слову, текст с фото конфликтует, но все же) Так что или это не приличные втулки или все же ставят радиальные. Более именитых производителей не смотрел, может у них и подругому

Про радиально-упорные подшипники — это я имел ввиду не картриджные промы, а то, что ставит Шимано в свои втулки.
И как почти со всеми вещами — результат гораздо больше зависит от качества материалов, конструктива и точности исполнения, чем от типа подшипников. Дай китайцам возможность — они и насыпь плохо сделают и промы.

Насыпные втулки без сепараторов. Сепараторы ставят только чтобы сэкономить на количестве шариков, чем даже ашаны не грешат. Сепаратор в рулевую — другое дело, там дольше проживут.

А можно пруф про накат? Всегда думал, что сепаратор на более дорогих шиманах ставят только для удобства обслуживания.

Сила трения качения 25 шаров во втулке деор об обойму в 2,78 раза меньше силы трения 9 шаров во втулке ХТ


Прошло некоторое время, а сделать еще одну запись о акссесуарах я так и не собрался.
Зато теперь есть опыт эксплуатации, что тоже интересно.



Здесь я напишу о том, что произошло с велосипедом с со времени прошлого блога. Когда будете читать делайте скидку, что я слишком замороченный на феншуе. И что можно было всего этого не менять и не покупать и кататься в своё удовольствие. Что многие и делают.

Эта часть будет про запчасти и апгрейд. Следующая про новые аксессуары и велокомпьютер с навигатором.

1. Передняя звезда

К концу сезона я понял, что мне нехватает скорости, а подъем в крутые горы я спокойно делаю и на предпоследней звезде сзади. Видимо я стал мощнее )
Решил поменять переднюю звезду на звезду с большим количеством зубъев.
С завода стояла 30Т, я поставил на два зуба больше — 32Т. Стало чуть лучше. Не прям кардинально, но примерно так, как я и хотел. Возможно можно было поставить и 34Т.


Чтобы поменять звезду нужно открутить шестигранником шатун, съемником открутить гайку, которая держит звезду на шатуне и собрать в обратном порядке. Проблема со съемником FSA. Не во всех мастерских он есть. Нашелся в веломире, но там заломили цену чуть ли не в 2500р. за работу. В итоге, в веломастерской "Веломаркет-ЦСКА", поменяли за 400р.

2. Кассета и цепь
К концу второго сезона стала иногда "пинаться коробка" :-) В общем как-то, временами, проскакивала цепь на один зуб. Выяснилось, что я умудрился за это время слегка подубить кассету sunrace.
Надо сказать их качество не хвалят. Заменил на Shimano SLX CS-M7000 (11-46), заодно и цепь сразу на чуть более легкую KMC X11L.


3. Тормозные роторы

Так же стал замечать, что на продолжительных спусках тормоза перегреваются. Но это проблема моего, более чем в 100кг, веса. Менять всю тормозную систему я не стал. Решил на первом этапе заменить только роторы. Поставил SHIMANO XT RT86, проблема ушла. Во всяком случае на тех горках, где я катаюсь. Размеры менять не стал (врепеди 180мм, сзади 160мм).
Сначала была идея и сзади поставить 180, но мастера меня отговорили — сказали, что модуляция ухудшится.




4. Вынос
Хоть я и заменил вынос на более короткий, все равно замечал, что сползаю вперед по седлу на 2 см. Седло и так уже было сдвинуто максимально вперед, так что купил наиболее короткий вынос, который смог найти — ZTTO 32mm.
Наконец-то обрел свою посадку. Еще плюс — велосипед стал более резким в управлении. Как будто на 26х колесах.


5. Задняя втулка
Еще в первых блогах я писал, что задняя втулка меня беспокоила — шумела при вращении и, в общем, вела себя не так как полагается задней втулке. После одной из длительных покатушек по Мещере мне она вообще разонравилась и я ее решил поменять.
Тут нужно сказать, что cannondale подложили свинью пользователям трейлов. Нет чтобы сделать заднюю втулку на осях, бустовую. Так они сделали ее на 9мм эксцентрике, при этом ширина 141мм. Этакий недобуст. Найти такую втулку нереально. Только у каннондейла, но она будет такая же как с завода — на насыпных подшипниках.
Решено было брать бустовскую втулку 12х142мм 32Н на оси и покупать переходник с 9мм на 12мм ось.


И втыкать, надеясь что она влезет между задних перьев. Хотя что там — 1мм разницы.
Долго думал что брать. Хотелось на промах и чтоб громкая.
Долго смотрел на модный Hope, но цена. Жаба победила. Взял втулку Ride Enduro Anti bite 12х142.


У нее 4 промподшипника, алюминиевый барабан, но грани усилены сталью (anti-bite), чтобы при резких рывках все оставалось целым. 6 собачек, что вселяет надежду на надежность. Ну и очень приятный звук вращения.

Втулка стала нормально, конечно же пришлось подрегулировать задний тормоз, но это мелочи. Если снять цепь крутится бесшумно, колесо стало вращаться до тех пор, пока ниппель не окажется вверху. Реально можно устать пока ждешь, настолько долго его качает вперед-назад, пока найдет точку равновесия.
Сначала удивило — по идее ниппель должен оказаться внизу, так как это дополнительная тяжесть. А он в самой верхней точке в покое.
Я то уже знаю почему так, интересно какие у вас предположения )

6. Еще одно переднее колесо
Как вы помните я перешел на полусликовые покрышки Schwalbe Thunder Burt. Отлично катят. Прям замечательно. Для города лучше нет. Но я еще много катаюсь по грунтам и по трейлам в битце. Переднее колесо на крутых склонах, грунтовых колеях постоянно пытается соскользнуть. Все-таки зацепы там не такие активные. В песках сильно рыскает и желает закопаться. В общем для природы эта покрышка подходит с оговорками. Долго выбирал резину. Остановился на новинке — Schwalbe Racing Ray 2019. Заказал на чейне, пришла, поменял. В лесу и на грунте я стал король. Просто непобедим. Там, где раньше пятая точка упорно говорила "помедленнее, поосторожнее", теперь пролетаю как по асфальту.


Зато по асфальту я прям стал чувствовать сопротивление (хотя за накат больше ответственна задняя покрышка). Каждый раз перебрасывать резину был не вариант. Решил купить себе еще одно колесо и менять колеса. Захотел в битцу или в подмосковье — Racing Ray, покатушка по асфальту — Thunder Burt.
Сказано — сделано.
Хорошо хоть впереди у Каннондейла все стандартно — буст втулка на 15мм оси. Сначала хотел взять тоже Ride на промах, но их не оказалось в наличии. Хоуп опять слишком дорого.
Взял Energy FH402 Boost 110x15 32H (198г) что легче заводской. Пром подшипники, качественные сальники.


Качение изумительное. Обод купил WTB KOM 2017мг, в триале их продавали с 50% скидкой. Спицы DT Swiss.


7. Передняя втулка
После того как у меня появилось переднее колесо с зубастой резиной я увидел разницу в том, как легко крутится колесо на промах и заводское на шариках. Хотя мне его хорошо настаивали и смазывали. Появилось желание заменить. Но я бы все равно не менял (вполне норм катит все-таки) если бы не одно неудобство.

При каждой смене переднего колеса приходилось настраивать тормоз. Так как втулки разные, тормозной диск был то на 1мм правее, то левее и терся об колодки.
В общем заменил я заводскую втулку на такую же Energy FH402 Boost 110x15 32H.
Теперь колеса можно просто менять без поднастроек. Выкрутил ось, заменил колесо, закрутил ось.


Спор о том, на каких подшипники втулки лучше. имеет давнюю историю.

На мой взгляд, плюсы и минусы есть и у тех и у других и использование каждого типа подшипников связано не с тем, лучше он или хуже, а с тем в каких условиях будет он эксплуатироваться, качеством, стоимостью приобретения и дальнейшего обслуживания.

Прежде всего, напомним, для чего вообще используются подшипники.

Задача подшипника: снижение силы трения между вращающимися и статичными частями деталей и механизмов.

В случае со втулкой – подшипник обеспечивает качение колеса. Ось втулки неподвижно закреплена в вилке или дропаутах, а корпус, с закрепленными спицами вращается на подшипниках.

Насыпные подшипники

Насыпные подшипники

Это самый распространенный тип подшипников, используемых в велосипедных втулках.

Представляют собой набор шариков, размещенных внутри втулки в специальном расточенном желобке (канавке) и прижатых к ней специальными конусами.

Часто внутренняя чашка, на которую опираются шарики подшипника впрессованы во втулку или являются ее непосредственной конструктивной частью. В чашках находится смазка и шарики подшипника, которые, прокручиваясь и перекатываясь, создают опору при качении. Прижимаются шарики к чашке конусами с разных сторон.

Они требуют регулярной чистки и смазки, т.к. менее защищены, чем промышленные, и в них может попасть грязь и вода. Процедура переборки насыпных подшипников достаточно простая.

Минусы насыпных подшипников

  • Они не подходят для ударных нагрузок, поэтому для экстремальных велосипедных дисциплин их лучше не использовать.
  • Необходима тщательная регулировка осевого зазора втулок.

Осевой зазор подшипника - это смещение в осевом направлении, на расстояние, на которое можно сместить наружное кольцо подшипника относительно внутреннего кольца без приложения усилия.

Плюсы насыпных подшипников

  • дешивизна;
  • простота конструкции;
  • неприхотливость в эксплуатации;
  • возможность обслуживания в полевых условиях, отсутствие специальных инструментов для ремонта и установки;
  • более лёгкий вес, по сравнению с промышленными подшипниками.

Часто к плюсам таких подшипников относят возможность обслуживания в полевых условиях и неприхотливость в эксплуатации.

В этом моменте не всё так просто.

При их обслуживании особое внимание должно быть уделено аккуратности при сборке подшипника и затяжке конусов. Идеально законтрить, прижать подшипники без люфта и при этом не перетянуть, иначе износ конусов и чашек увеличится в разы. Еще один нюанс в том, что, если повредить чашки, то придется менять всю втулку целиком.

Промышленные подшипники.

Проподшипник

Промподшипник — это конструктивно отдельный элемент, состоящий из:

  • картриджа;
  • сепаратора;
  • шариков, как тела качения;
  • пыльников (резиновых или металлических);
  • смазки.

Минусы промышленных подшипников

  • Более высокая цена по сравнению с насыпными.
  • Замена подшипников требует специального инструмента либо обращения в вело мастерскую, да и сам процесс выпрессовки и запрессовки подшипника довольно сложный и трудоемкий.

Плюсы промподшипников

  • Не требуют никаких регулировок. В них можно поменять смазку, но при условии, что они высокого качества. В остальных случаях проще поменять сам подшипник.
  • Хорошая защита от воды и грязи. Пыльники надежно защищают его от попадания песка, грязи и воды. Но при этом всё-равно желательно не погружать колеса в воду, особенно морскую, и при мытье велосипеда на автомойке не направлять струю на втулки колеса.
  • Длительный срок службы. Свободно может проехать 20-30 тыс. км.
  • Применим для любых стилей и видов катания.
  • Использования промов никогда не сопровождается температурным заклиниванием. Даже при очень длительных поездках.

Однако, не все так однозначно.

Не смотря на кажущееся явное превосходство пром подшипников, японская фирма Shimano почему то на своих втулках ставит, в основном, насыпные подшипники. И явно их инженеры это делают не спроста. Хотя уже и у них появились втулки на промах.

Всё дело в качестве изготовления и используемых материалах!

Насыпной и пром подшипники могут быть разного качества. Использование дорогих и качественных материалов и передовых технологий, позволяет добиться во втулках даже не самого высокого уровня, например Shimano Deore, очень приличного наката. Для любителей простых покатушек втулки, классом выше, чем Deore, – это просто не нужное облегчение веса и понты. Ведь, вес уменьшается не намного, по сравнению с весом велосипеда, зато стоиость резко растет. А вот для профессиональных соревнований каждый грамм на счету!

Читайте также: