Коробка передач газ 4301 схема

Обновлено: 07.07.2024

Кол-во на "": 1
Модель: 24
Группа: Сцепление
Подгруппа: Педаль и привод управления сцеплением
Порядковый номер детали: 522
ОКПО класс: 45 Изделия автомобильной промышленности
ОКПО подкласс: 4 Агрегаты, узлы и детали автомобилей легковых, мотоциклов, велосипедов и электромобилей
Вид изделия: 30-39 - болты
Вид покрытия: 0 - без покрытия (П)

Кол-во на "": 121
Покрытие: цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием)
ОКПО класс: 45 Изделия автомобильной промышленности
ОКПО подкласс: 9 Унифицированные узлы, детали и крепежные изделия, применяемые в автомобильной промышленности, и ремонтно-эксплуатационные комплекты
Вид изделия: 80-81 - шайбы
Вид покрытия: 1 - цинковое с хроматированием (цинкование и пассивирование(П29)

Кол-во на "": 1
Модель: 4301
Группа: Сцепление
Подгруппа: Педаль и привод управления сцеплением
Порядковый номер детали: 510

Кол-во на "": 1
Модель: 4301
Группа: Коробка передач
Подгруппа: Коробка передач в сборе
Порядковый номер детали: 004
ОКПО класс: 45 Изделия автомобильной промышленности
ОКПО подкласс: 3 Агрегаты, узлы и детали автомобилей грузовых, специализированных, автопогрузчиков и кузовов- фургонов специальных
Вид изделия: 30-39 - болты
Вид покрытия: 2 - кадмиевое с хроматированием (П21)

Кол-во на "": 1
Модель: 4301
Группа: Коробка передач
Подгруппа: Коробка передач в сборе
Порядковый номер детали: 010
ОКПО класс: 45 Изделия автомобильной промышленности
ОКПО подкласс: 3 Агрегаты, узлы и детали автомобилей грузовых, специализированных, автопогрузчиков и кузовов- фургонов специальных
Вид изделия: 30-39 - болты
Вид покрытия: 0 - без покрытия (П)

Информация на данном сайте носит исключительно ознакомительно - информационный характер. Мы не являемся продавцами.

ГАЗ-4301 технические характеристики

Об истории модели

Разработка модели грузовика ГАЗ-4301 стартовала на Горьковском автомобильном заводе ещё в начале 80-х годов. В 1982-1983 годах опытная партия этих машин прошла серьёзные испытания. Поскольку такие грузовики предназначались в основном для сельского хозяйства, первые испытания производились в подмосковных колхозах. Затем был организован тестовый автопробег на девять тысяч километров – из Горького на Куйбышев, за тем до Аральска, Ташкента, с финишем в горах Памира.

Испытания прошли успешно, но до серийного производства дизельный ГАЗ-4301 добрался только в 1992-м году. В стране с плановой экономикой и абсолютным господством государства во всех сферах хозяйства острой необходимости в переходе на дизельные машины не было, хотя и признавалось, что его нужно обеспечить. Бензин был ещё дёшев, заказами на бензиновые грузовики автозаводы были обеспечены стабильно.

Об истории модели

Об истории модели-01

Поскольку архаичной была сама концепция грузовика, созданного на базе ГАЗ-3307, а экономические условия в стране коренным образом изменились (нет государственный дотаций, нет спроса на такие машины), новый дизельный грузовик уже к 1995 году был снят с производства.

Отличительные черты ГАЗ-4301

Двигатель ГАЗ-4301

Цилиндры данного мотора легкосъёмные, с наружным оребрением. Уплотнение масляной полости на стыке цилиндр-картер осуществляется медной прокладкой. Головки цилиндров – отдельные на каждый цилиндр, с наружным и внутренним оребрением для обеспечения охлаждения проходящим воздухом, со вставными чугунными сёдлами и направляющими втулками клапанов, с V-образно расположенными клапанами.

На поршнях располагаются три компрессионных и одно маслосъёмное кольца. Шатуны – с косым разъёмом нижней головки. Шатун окончательно обрабатывается вместе с крышкой, поэтому крышки шатунов не являются взаимозаменяемыми. Коленчатый вал – семиопорный, со съёмными противовесами.

На двигателе установлен верхнеклапанный механизм газораспределения, с нижним расположением распределительного вала. Распредвалздесь семиопорный, на заднем конце которого располагается распределительная шестерня. С её помощью, через шестерни коленчатого вала, осуществляется привод вала распределительного.

Топливный насос высокого давления (ТНВД) – рядный, с механическим двухрежимным центробежным регулятором. Топливный насос низкого давления – поршневого типа. Топливноподкачивающий насос – плунжерный, с ручной подкачкой топлива.

В двигателе ГАЗ-542.10 использованы форсунки закрытого типа, давление начала подъёма иглы составляет 22 МПа (220 кгс/см2).

Система охлаждения – воздушная, с шестерёнчатым приводом вентилятора через регулируемую гидромуфту.

Для топливной системы предусмотрено два фильтра: грубой очистки (фильтр-отстойник с сетчатым элементом) и тонкой очистки (со сменными бумажными фильтрующими элементами). Воздушный фильтр двигателя установлен со сменным элементом и сигнализатором предельной заполненности.

Для облегчения пуска двигателя в морозное время предусмотрено электофакельное устройство (ЭФУ) и воздушный дизельный пусковой подогреватель.

Технические характеристики дизельного двигателя ГАЗ-542.10:

  • Мощность, при 2800 об/мин – 82 кВт или 125 лошадиных сил.
  • Максимальный крутящий момент, при 1600-1800 об/мин. – 37 Н.м.
  • Максимальная частота вращения двигателя на холостом ходу – 3040 об/мин.
  • Минимальная частота вращения двигателя на холостом ходу – 575-625 об/мин.
  • Диаметр цилиндра – 105 мм, ход поршня – 120 мм.
  • Степень сжатия – 18.
  • Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4.

Контрольный расход горючего при замере в летнее время на обкатанном автомобиле с полной загрузкой, движущемся по ровной дороге с твёрдым покрытием со скоростью 60 км/ч, составляет 15 литров дизтоплива на 100 километров.

Трансмиссия

В составе трансмиссии грузовика ГАЗ-4301 – однодисковое сцепление сухого трения, с диафрагментарной пружиной и гидравлическим приводом. А также механическая пяти-ступенчатая коробка переключения передач, трёхходовая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой и задней. Синхронизаторов на данной КПП два, инерционного типа.

Передаточные числа: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; V — 1,0; заднего хода — 5,429.

Трансмиссия

Карданная передача – двумя валами открытого типа с промежуточной опорой; три карданных шарнира на игольчатых подшипниках. Главная передача – коническая, гипоидного типа. Передаточное число – 5,857. Дифференциал – конический, шестеренчатый, с принудительной блокировкой. Управление механизмом блокировки – дистанционное, пневматическим краном.

Рулевое и тормозное управление

Конструкция рулевого управления представляет собой глобоидальный червяк с трехгребневым роликом на шарикоподшипнике. Передаточное число – 21,3 (среднее). Рулевую систему автомобиля ГАЗ-4301 дополняет гидравлический усилитель, совершенно не лишний для автомашины подобного класса.

Грузовик оснащается современной двухконтурной системой тормозов (рабочих, запасных и стояночного). Барабанные тормозные механизмы, смонтированные на каждом колесе, имеют по два автономных привода для работы с ними. Двухконтурные тормоза данного грузовика оснащены пневматическими усилителями, с гидравлическим приводом.

Рулевое и тормозное управление

Бензовоз-топливозаправщик ГАЗ-4301 1994 года выпуска.

Ходовая часть, подвеска

На ГАЗ-4301 использована передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительным резиновым буфером сжатия. Схема задней подвески – на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными металлическими рессорами-амортизаторами. Амортизаторы на передней оси установлены гидравлические, телескопические, двустороннего действия.

Для увеличения энергоёмкости рессор и ограничения их прогиба на лонжероне рамы в районе передней оси установлены резиновые рессоры сжатия. На нижней полке лонжеронов задней рамы, над заднем мостом, также установлены резиновые буферы, ограничивающие степень прогиба рессор.

Ходовая часть, подвеска-01

Колёса на ГАЗ-4301 установлены дисковые, с двухкомпонентным ободом, с разрезным бортовым кольцом. Шины – пневматические, радиальные, размера 8,25 R20, нормы слойности – НС-12. рекомендуемое давление в шинах составляет: передних колёс – 370 кПа, или 3,8 кгс/см2; задних колёс – 540 кПа, или 5,5 кгс/см2.

Технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры: длина – 6,42 м; ширина – 2,38 м; высота – 2,42 м (по кабине), 2,87 м (по тенту).
  • Колёсная база – 3,7 м.
  • Колея передних колёс – 1,7 м; колея задних колёс (между серединами двойных скатов) – 1,71 м.
  • Минимальный дорожный просвет (с максимальной загрузкой) – 245 мм.
  • Углы свеса с полной нагрузкой: передний – 36 градусов; задний (по буксирному крюку) – 31 градус.
  • Минимальный радиус поворота, по оси следа переднего внешнего колеса – 8 м.
  • Максимальный подъём, преодолеваемый автомобилем с полной загрузкой – 25 градусов.
  • Грузоподъёмность: бортового – 5 тонн; с тентом – 4,85 тонны.
  • Габаритные размеры грузовой платформы – длина 3490 мм, ширина 2170 мм; высота бортов 510 мм.
  • Масса снаряжённого автомобиля – бортового – 3,9 тонны; с тентом – 4,050 тонны.
  • Полная масса машины – 9,05 тонн.
  • Распределение нагрузки: на переднюю ось – 2,35 тонны; на заднюю ось – 6,7 тонн.
  • Допустимая масса буксируемого прицепа – 7 тонн.

Кабина ГАЗ-4301

На автомобиле установлена двухдверная и двухместная цельнометаллическая кабина, оснащённая местами для крепления ремней безопасности. Отопитель кабины – с двумя включёнными в систему смазки двигателя радиаторами. Независимый отопитель – воздушный, двухрежимный, работающий на дизельном топливе.

Для обеспечения удобной посадки водителя любой комплекции. Изменение продольного положения сиденья обеспечивается салазками, которые имеют восемь фиксированных положений. Общий ход салазок составляет 136 мм.

Подушка сиденья имеет три фиксированных положения, которые обеспечивают уровень её наклона в 4, 7 и 10 градусов к горизонтали. Изменение угла наклона спинки сиденья обеспечивается шарнирным механизмом, который бесступенчато изменяет степень наклона данной спинки. Пассажирское сиденье в кабине ГАЗ-4301 выполнено откидным, с целью облегчения свободного доступа к независимому отопителю.

Отзывы владельцев ГАЗ-4301

Очень бережного отношения к себе требуют синхронизаторы, которые установлены на КПП данной машины. Сама коробка передач работает чётко и надёжно, скорости включаются мягко. Положительных отзывов заслуживает и работа тормозной системы (тормоза на ГАЗ-4301 – пневмогидравлические, как на ПАЗике). Гидроусилитель руля стоит как на ГАЗ-66, хороший, но при сильных морозах (порядка -30 градусов) может работать не всегда. Металл, из которого изготовлена кабина грузовика, не отличается высоким качеством – после 5-7 лет начинает ржаветь и гнить безостановочно.

Стоимость б/у грузовика ГАЗ-4301

Действительно, несмотря на слабую распространённость денной модели, объявлений о продаже такого грузовика на вторичном авторынке немало. Особенно много ГАЗ-4301 почему-то продаётся на Украине. В России цена на дизельный ГАЗ-4301 1992-1995 годов выпуска варьируется от 75 до 250 тысяч рублей; на Украине – от 2 до 12-ти (!) тысяч долларов.


ГАЗ-4301 начали разрабатывать после решения руководства страны о выпуске дизельных грузовиков для использования в производстве. Год выпуска первых машин – 1982. Автомобиль предназначался для использования в сельском хозяйстве. Поэтому он проходил тестирование в колхозах, на уборочной и в посевной.

История автомобиля

В процессе производства было выявлено ряд недочетов ГАЗ-4301, технические характеристики его исправляли еще на протяжении 10 лет. Впоследствии ГАЗ проверялся в работе на трассах различного качества, в том числе в автопробеге длиной 9 тысяч километров, эксплуатировался в различных условиях.

Вскоре ГАЗ-4301 потеснил в сфере грузоперевозок лидера ГАЗ-53 благодаря усовершенствованному дизелю, масляному насосу, усилителю руля, ходовой части. К тому же, его можно применять как автопоезд.

Не позволило наладить массовое производство грузовика ГАЗ-4301 низкое качество механизмов, недостатки в их работе и то, что он не может проезжать по бездорожью. Установка нового двигателя привела к увеличению давления на ось грузовика. Поэтому машины часто застревали на плохих дорогах. Увеличилась себестоимость изготовления. В конце прошлого столетия их перестали выпускать.


ГАЗ-4301
серийный выпуск с 1984 г


фото ГАЗ-4301

Изначально шасси предполагалось универсального назначения, поэтому кардинальной переработке с целью усиления подверглись многие узлы грузовиков третьего поколения, а некоторые были даже разработаны заново (в том числе задний мост с опционной блокировкой дифференциала, коробка передач, подвеска, передняя ось, рама, карданная передача). Кроме того, ГАЗ-4301 получил совершенно новую двухконтурную тормозную систему с гидроприводом и двумя пневматическими усилителями. Широкая колея передних и задних колес, низко расположенный центр тяжести обеспечили хорошую устойчивость машины. К новшествам можно отнести: рулевое управление с гидроусилителем, устройство для облегчения пуска двигателя и повышена комфортность салона, улучшена система отопления.


фото ГАЗ-4301

Видео

Устройство

Технические характеристики ГАЗ-4301:

  • Объём мотора — 6,23 л;
  • Мощность — 125 л.с при 2,8 тысячах оборотах;
  • Ход поршня — 120 мм.

Двигатель


Автомобиль оснащали силовой установкой ГАЗ-542, которая развивала до 125 лошадиных сил. Она имела шесть цилиндров и дополнялась воздушной охладительной системой. Мотор собирали по лицензии немецкого предприятия. 4301 дизель — первый и последний агрегат этой категории, который собирался инженерами на горьковском предприятии. Потребители характеризовали его как ходкий с высоким запасом рабочего ресурса и ремонтопригодностью.

Топливная система выполняла несколько задач: питала силовую установку, хранила и очищала дизельное топливо. Она состояла из двух насосных механизмов:

  • Поршневой инжектор с низкой компрессией;
  • Двухрежимный рядный инжектор с высокой компрессией и регулировкой.

За подкачививание топлива отвечала специальная помпа, которая позволяла делать это водителю вручную. Систему очищения реализовали на высоком уровне. Она состояла из двух топливных фильтров (грубого и тонкого) и приспособления для избавления воздуха от пыли и грязи. К последнему прилагался датчик, информирующий шофёра о степени загрязнённости. Шестерённый вентилятор осуществлял воздушное охлаждение двигателя.

Трансмиссия и КПП


Состояла из сухого сцепления с одним диском. Её устройство дополнили пружинной диафрагмой и гидравликой. Коробка передач механического типа состояла из пяти ступеней: четырёх передних и одной задней. Для улучшения качества работы КПП ГАЗ-4301 инженеры оснастили её синхронизаторами на всех скоростях, кроме первой и задней. Пара открытых валов и промежуточная опора составляли карданную передачу. В её конструкцию так же входили три шарнира на подшипниках.

Тормоза

Тормозная система ГАЗ-4301 состояла из двух контуров. Было три механизма: рабочий, запасной и стояночный. Каждое колесо оснастили тормозными механизмами, благодаря чему автомобиль ГАЗ-4301 обладал хорошим торможением. Для их активации использовались два автономных привода. Годы эксплуатации показали, что транспорт серьёзно не отклонялся от траектории движения при резком торможении. Этого удалось достигнуть за счёт блокировки всех колёс после активации тормозного механизма (все колёса получали одинаковую степень нагрузки).

При плавном торможении (замедление 0,6 м/с) нагрузки распределялись по-другому. Передний мост ГАЗ-4301 получал 60%, а задний — 40%. Такого результата конструкторам удалось достичь за счёт использования в тормозах ГАЗ-4301 двух пневмоусилителей и гидравлического привода. Тормозные цилиндры находились в задней части рамы.

Цельные барабаны, которыми оснащали каждое колесо, изготавливали из чугуна. Спереди их устанавливали на кромки ступиц, а сзади — на кромки полуосей. Их можно было демонтировать в полевых условиях подручными средствами для устранения дефектов или полной замены. Зазоры между колодками и барабанами регулировались автоматической системой. Стояночный тормоз оказывал воздействие на задние колёса. Это осуществлялось за счёт работы механического привода.

Строение автомобиля для повышения удобства эксплуатации оснастили следующими конструкционными решениями:

  • Электрофакельный механизм, упрощающий запуск силового агрегата;
  • Подрессорное водительское кресло с регулировкой;
  • Современное (в те годы) отопительное оборудование с обдувом на лобовое стекло;
  • Простая вентиляционная система, обеспечивающая поступление свежего воздуха в необходимом количестве.

Благодаря этим комплектующим разработчики улучшили эксплуатационные условия грузовика.

Какой можно сделать вывод?

ГАЗ-4301 в свои годы оказался новым путём развития Горьковского автомобильного завода. Транспорт опередил своё время, так как в 80-90х годах прошлого века дизель имел низкое качество. Это привело к низкому спросу, так как из-за плохого топлива двигатель быстро ломался и требовал серьёзного ремонта.

Ещё одним значимым минусом была низкая проходимость по сравнению с бензиновыми аналогами. Основной проблемой стала высокая масса переднего моста. Она повысилась из-за большого веса силовой установки. Это приводило к застреванию автомобиля на грязи.

Из-за кризиса в 90-х годах государство сократило заказы на сельскохозяйственную технику. Грузовики модели 4301 собирали маленькими партиями. Такие объёмы производства повысили себестоимость дизельных моторов, что сделало выпуск данного продукта нерентабельным. Это привело к закрытию проекьа в 1994 году.

Спустя 20 лет в эпоху качественного дизельного топлива эти грузовики обрели вторую жизнь. Ввиду низкой стоимости (по сравнению с зарубежными аналогами), распространения комплектующих и ремонтопригодности они имеют высокий спрос в сельском хозяйстве и других отраслях. Если отремонтировать старые экземпляры, заменить проблемные технические узлы, машина будет работать долгое время стабильно и без серьёзных поломок. Экономическая окупаемость не превышает 2-3 лет.

ГАЗ-4301 оснащался пятиступенчатой трехходовой механической коробкой передач, имеющей пару инерционных синхронизаторов на второй, третьей, четвертой и пятой передаче. Кроме этого трансмиссия грузовика обладает однодисковым сухим сцеплением, в котором присутствуют диафрагменная пружина и гидравлический привод управления.

Передача крутящего момента на задние колеса осуществляется посредством двух открытых карданных валов, имеющих промежуточную опору. Также здесь имеется три карданных шарнира с игольчатыми подшипниками. Главная передача здесь гипоидная, коническая.

Задний мост оснащен коническим, шестеренчатым дифференциалом, в котором имеется принудительная блокировка. Включение блокировки осуществляется дистанционно за счет пневматического крана.

На модификациях ГАЗ-4301 от Саранского самосвального завода, в состав трансмиссии входила та же коробка передач, но уже с редуктором отбора мощности. К данному узлу устанавливался шестеренчатый насос, обеспечивающий в гидравлической системе необходимое для работы давление.

Тормозная система

Тормозная система двухконтурная, состоит из встроенных в колеса узлов с двумя независимыми приводами. Тормозное усилие грамотно распределяется на все 4 колеса, что позволяет выполнять плавное торможение, но при этом достаточно эффективное. Независимо от того, какие условия предоставляет дорога, все 4 колеса блокируются.

Во время экстренного торможения, передние и задние колеса остаются свободными, что предотвращает занос и обеспечивает оптимальное управление.


Если остановка грузовика происходит плавно, то происходит перераспределение, обеспечивающее развесовку по осям. При этом продуктивная работа передней пары колес удваивается. Тормозная система имеет 2 гидропривода и пневматических усиления. Более того, прицеп управляется автономной тормозной системой.

Сами тормозные барабаны являются литыми и сделаны из чугуна, что обуславливает высокую прочность и износостойкость. Спереди они устанавливаются на кромках ступиц, сзади на полуосях. Можно автоматически регулировать зазор между барабанами.

Технические характеристики отличаются использованием только оригинальных деталей, которые улучшают потребительские качества автомобиля. Дополнительными опциями можно назвать электрофакельный механизм, который помогает просто запустить дизель; подрессоренное регулируемое водительское сиденье; качественные системы отопления и вентиляции; механизм обмыва и обдувания лобового стекла.

Вернуться к оглавлению

Запчасти

Запчасти на ГАЗ-4301 найти совсем не составит труда, так как в свое время было выпущено достаточное количество автомобилей данной модели.

Купить комплектующие и запасные части для двигателя, кузова, трансмиссии, ходовой, электрооборудования и другого можно как в интернете, так и автомагазинах. Часто их продают частники, на автобазарах, б/у.

Эксплуатация и ремонт

Что касается отзывов на данный автомобиль, то современные владельцы до сих пор отмечают, что это самая экономичная и долговечная модель. За долгие годы использования, ремонта и вложений практически не потребовалось.

Лучше всего использовать в качестве буксировщика. Из всех неисправностей, чаще всего отмечается быстрое изнашивание тормозной системы и компрессора.

В основном положительных отзывов намного больше, чем отрицательных. Поэтому можно сказать, что автомобиль зарекомендовал себя с хорошей стороны, несмотря на то, что его сняли с производства. В свое время было выпущено достаточно много моделей, которые разошлись к владельцам по всей стране. ГАЗ-4301 был построен в начале 80-х годов по указу партии. Изначально автомобиль предназначался для хозяйственных работ.

Поднятый кузов самосвала Газ 4301

То есть, его можно было встретить на посевных и уборных. Тестировался автомобиль в проезде на дальние расстояния, где дал положительные и достаточно впечатляющие результаты. Это был первый мощный дизель, который просто впечатлял своими характеристиками. Ни один грузовик того времени просто не мог сравниться по технической оснащенности с моделью 4301. Все детали на него были выпущены и разработаны специально. Более того, они не подходили ни на одну другую модель.

Сам грузовик сделан из высокопрочного материала. Его износостойкость поражает. Дополнительно он оснащен системой охлаждения, отопления и вентиляции. Гидроусилитель руля помогает огромному автомобилю выполнять сложные маневры на достаточно ограниченном пространстве. Водителю не приходится многократно поворачивать руль, чтобы войти в поворот. Теперь все это делает гидроусилитель.


Насос гидроусилителя руля для газ 4301

Благодаря ему, автомобиль идет плавно в поворот, даже если он загружен. Грузовик обладает большой устойчивостью даже на неровных поверхностях. А его тормозная система ГАЗ работает безупречно, несмотря на дорожное покрытие и погодные условия. Все это делает грузовик примечательным для использования в хозяйственных работах.

Система управления и подвеска автомобиля

В рулевую систему данной серийной модели автомобиля входит гидравлический усилитель, улучшающий вождение. Он значительно облегчает усилия при выполнении поворота и снижает передаточное число рулевого механизма. В результате его применения отпала необходимость интенсивного поворота руля при необходимости. Это явилось большим достоинством автомобиля при движении в узком, ограниченном пространстве. Поворот стал энергетически менее затратным, а водитель – меньше уставать. В механизм поворота колес входит червячная передача глобоидального типа и 3-х-гребневое колесо на подшипнике. Это позволяет сгладить удары на руль при движении по неровной, ухабистой дороге, легче управлять грузовым автомобилем в сложной ситуации (пробило шину, камни и булыжники на дороге).

Подвеска автомобиля объединяет кузов, несущую раму и колёсную часть. Её предназначение состоит в равномерном распределении нагрузки во время движения и снижения отрицательного воздействия ударов. Если подвеска сделана правильно, то движение будет плавным, а грузовик – устойчивым в период езды.

В ГАЗ 4301 дизель используется подвеска двух видов:

  1. Передняя подвеска. Она состоит из двух фронтальных пружин (вид полуэллипс) и резиновых пластин (комплект сжатия). Её цель – снижение нагрузки и оптимальное распределение её на опорные части во время езды.
  2. Задняя подвеска. Сюда входят две пружины и рессоры. Её назначение – сгладить и снизить удары по кузову. Это обусловливают гидравлические амортизаторы, прикрепленные к раме и осевым опорам.

Благодаря усовершенствованию разных узлов автомобиль стал более устойчивым. Что было доработано? Во-первых, улучшили конструкцию коробки передач, понизили центр тяжести, увеличили ширину колесной колеи, добавили дистанционную пневматическую систему.

Общая информация

Технические характеристики ГАЗ 4301 отличаются своими индивидуальными особенностями, такими как нестандартные детали, элементы, направленные на повышение качества эксплуатации грузовика. Это:

  • электрофакел. Он необходим, чтобы упростить запуск дизеля;
  • амортизационное кресло. Обеспечивает комфорт, смягчение водителю в процессе езды;
  • продуманная специально сконструированная вентиляционная система;
  • новая отопительная система;
  • оптимальное устройство обдувки переднего стекла.

Параллельно с ГАЗ 4301 на его шасси активно производилась другая модель – ГАЗ 4509 (1992 г.). Направленность этого сельскохозяйственного автомобиля-самосвала – работа в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда ГАЗ-6008. Технические характеристики ГАЗ 4509: грузоподъёмность – 4,25 тонны, двигатель дизель, расход топлива – 15,4 литра на 100 км, максимальная скорость – 85км/ч.

Данная серийная модель автомобиля выигрывает по своим характеристикам при сравнении с другими моделями аналогичного типа. Водители чаще всего дают положительные отзывы об этом грузовике.

Единственное, что на сегодня их смущает, что в силу оригинальности деталей запасные части для ремонта найти очень трудно. Может спасти только разборка автомобиля, где можно подобрать нужные запчасти, бывшие в употреблении.

Причины снятия с производства

Несмотря на популярность, ГАЗ 4301 дизель был снят с производства. Каковы причины?

  1. Недостаточно высокие уровень качества двигателя и проходимость автомобиля → небольшой спрос на рынке.
  2. Тяжелый мотор → увеличенная нагрузка на передние колеса → недостаточно высокая проходимость, застревание на мягкой поверхности.
  3. Кризис девяностых: отсутствие необходимого финансирования и помощи со стороны государства → низкие продажи и востребованность таких машин → повышение цен на них → прекращение выпуска турбодизеля.

Грузовик ГАЗ 4301 дизель до сих пор используется в сельском хозяйстве и является любимцем водителей. Он по сей день конкурентоспособен при выборе между отечественным и зарубежным производством грузовых автомобилей.

Салон ГАЗ-4301 и ГАЗ-3307


фото салон ГАЗ-4301

Причины популярности

Конструкторами ГАЗ-4301 было создано множество улучшений и серьезных доработок, которые позволили выпустить очень популярный автомобиль на рынке грузоперевозок.

К дополнительным удобствам можно отнести: простой пуск двигателя с помощью электрофакела, водительское кресло с системой амортизации, эффективные системы проветривания и обогрева.

Добиться более низкой себестоимости производства помогла стандартизация и унификация большинства агрегатов и элементов.

Горьковский автозавод создал качественную модель ГАЗ-4301, что позволило продуктивно продвинуться вперед производственной сфере.

Но за счет того, что качество двигателя находилось на не очень высоком уровне, а работа его — неудовлетворительной, спрос на рынке был мал, что стало серьезным препятствием для массового производства модели.

Одним из факторов, плохо сказывающихся на востребованности автомобиля, — невысокая проходимость грузовика.

Благодаря установке более увесистого и мощного мотора увеличилась и нагрузка на передние колеса: это часто приводило к тому, что при мягком покрытии ГАЗ-4301 часто застревал.

Еще одним из факторов, повлиявших на снятие с производства ГАЗа-4301, был экономический кризис 90-х годов, вследствие которого сельскохозяйственные предприятия лишились поддержки и финансирования государством.

В результате из-за слабых продаж грузовиков и низкой востребованности значительно были увеличены цены на продукцию.

В конечном итоге это привело к тому, что был прекращен выпуск турбодизеля, и в 1995 году ГАЗ-4301 сняли с производства. Общее количество грузовиков, сошедших с конвейера, – 28 158.

Более детально рассмотреть конструкцию ГАЗ-4301 можно в следующем видео:

Подвеска ГАЗ-4301


ГАЗ-4301 начали разрабатывать после решения руководства страны о выпуске дизельных грузовиков для использования в производстве. Год выпуска первых машин – 1982. Автомобиль предназначался для использования в сельском хозяйстве. Поэтому он проходил тестирование в колхозах, на уборочной и в посевной.

История автомобиля

В процессе производства было выявлено ряд недочетов ГАЗ-4301, технические характеристики его исправляли еще на протяжении 10 лет. Впоследствии ГАЗ проверялся в работе на трассах различного качества, в том числе в автопробеге длиной 9 тысяч километров, эксплуатировался в различных условиях.

Вскоре ГАЗ-4301 потеснил в сфере грузоперевозок лидера ГАЗ-53 благодаря усовершенствованному дизелю, масляному насосу, усилителю руля, ходовой части. К тому же, его можно применять как автопоезд.

Не позволило наладить массовое производство грузовика ГАЗ-4301 низкое качество механизмов, недостатки в их работе и то, что он не может проезжать по бездорожью. Установка нового двигателя привела к увеличению давления на ось грузовика. Поэтому машины часто застревали на плохих дорогах. Увеличилась себестоимость изготовления. В конце прошлого столетия их перестали выпускать.


ГАЗ-4301
серийный выпуск с 1984 г


фото ГАЗ-4301

Изначально шасси предполагалось универсального назначения, поэтому кардинальной переработке с целью усиления подверглись многие узлы грузовиков третьего поколения, а некоторые были даже разработаны заново (в том числе задний мост с опционной блокировкой дифференциала, коробка передач, подвеска, передняя ось, рама, карданная передача). Кроме того, ГАЗ-4301 получил совершенно новую двухконтурную тормозную систему с гидроприводом и двумя пневматическими усилителями. Широкая колея передних и задних колес, низко расположенный центр тяжести обеспечили хорошую устойчивость машины. К новшествам можно отнести: рулевое управление с гидроусилителем, устройство для облегчения пуска двигателя и повышена комфортность салона, улучшена система отопления.


фото ГАЗ-4301

Видео

Устройство

Технические характеристики ГАЗ-4301:

  • Объём мотора — 6,23 л;
  • Мощность — 125 л.с при 2,8 тысячах оборотах;
  • Ход поршня — 120 мм.

Двигатель


Автомобиль оснащали силовой установкой ГАЗ-542, которая развивала до 125 лошадиных сил. Она имела шесть цилиндров и дополнялась воздушной охладительной системой. Мотор собирали по лицензии немецкого предприятия. 4301 дизель — первый и последний агрегат этой категории, который собирался инженерами на горьковском предприятии. Потребители характеризовали его как ходкий с высоким запасом рабочего ресурса и ремонтопригодностью.

Топливная система выполняла несколько задач: питала силовую установку, хранила и очищала дизельное топливо. Она состояла из двух насосных механизмов:

  • Поршневой инжектор с низкой компрессией;
  • Двухрежимный рядный инжектор с высокой компрессией и регулировкой.

За подкачививание топлива отвечала специальная помпа, которая позволяла делать это водителю вручную. Систему очищения реализовали на высоком уровне. Она состояла из двух топливных фильтров (грубого и тонкого) и приспособления для избавления воздуха от пыли и грязи. К последнему прилагался датчик, информирующий шофёра о степени загрязнённости. Шестерённый вентилятор осуществлял воздушное охлаждение двигателя.

Трансмиссия и КПП


Состояла из сухого сцепления с одним диском. Её устройство дополнили пружинной диафрагмой и гидравликой. Коробка передач механического типа состояла из пяти ступеней: четырёх передних и одной задней. Для улучшения качества работы КПП ГАЗ-4301 инженеры оснастили её синхронизаторами на всех скоростях, кроме первой и задней. Пара открытых валов и промежуточная опора составляли карданную передачу. В её конструкцию так же входили три шарнира на подшипниках.

Тормоза

Тормозная система ГАЗ-4301 состояла из двух контуров. Было три механизма: рабочий, запасной и стояночный. Каждое колесо оснастили тормозными механизмами, благодаря чему автомобиль ГАЗ-4301 обладал хорошим торможением. Для их активации использовались два автономных привода. Годы эксплуатации показали, что транспорт серьёзно не отклонялся от траектории движения при резком торможении. Этого удалось достигнуть за счёт блокировки всех колёс после активации тормозного механизма (все колёса получали одинаковую степень нагрузки).

При плавном торможении (замедление 0,6 м/с) нагрузки распределялись по-другому. Передний мост ГАЗ-4301 получал 60%, а задний — 40%. Такого результата конструкторам удалось достичь за счёт использования в тормозах ГАЗ-4301 двух пневмоусилителей и гидравлического привода. Тормозные цилиндры находились в задней части рамы.

Цельные барабаны, которыми оснащали каждое колесо, изготавливали из чугуна. Спереди их устанавливали на кромки ступиц, а сзади — на кромки полуосей. Их можно было демонтировать в полевых условиях подручными средствами для устранения дефектов или полной замены. Зазоры между колодками и барабанами регулировались автоматической системой. Стояночный тормоз оказывал воздействие на задние колёса. Это осуществлялось за счёт работы механического привода.

Строение автомобиля для повышения удобства эксплуатации оснастили следующими конструкционными решениями:

  • Электрофакельный механизм, упрощающий запуск силового агрегата;
  • Подрессорное водительское кресло с регулировкой;
  • Современное (в те годы) отопительное оборудование с обдувом на лобовое стекло;
  • Простая вентиляционная система, обеспечивающая поступление свежего воздуха в необходимом количестве.

Благодаря этим комплектующим разработчики улучшили эксплуатационные условия грузовика.

Какой можно сделать вывод?

ГАЗ-4301 в свои годы оказался новым путём развития Горьковского автомобильного завода. Транспорт опередил своё время, так как в 80-90х годах прошлого века дизель имел низкое качество. Это привело к низкому спросу, так как из-за плохого топлива двигатель быстро ломался и требовал серьёзного ремонта.

Ещё одним значимым минусом была низкая проходимость по сравнению с бензиновыми аналогами. Основной проблемой стала высокая масса переднего моста. Она повысилась из-за большого веса силовой установки. Это приводило к застреванию автомобиля на грязи.

Из-за кризиса в 90-х годах государство сократило заказы на сельскохозяйственную технику. Грузовики модели 4301 собирали маленькими партиями. Такие объёмы производства повысили себестоимость дизельных моторов, что сделало выпуск данного продукта нерентабельным. Это привело к закрытию проекьа в 1994 году.

Спустя 20 лет в эпоху качественного дизельного топлива эти грузовики обрели вторую жизнь. Ввиду низкой стоимости (по сравнению с зарубежными аналогами), распространения комплектующих и ремонтопригодности они имеют высокий спрос в сельском хозяйстве и других отраслях. Если отремонтировать старые экземпляры, заменить проблемные технические узлы, машина будет работать долгое время стабильно и без серьёзных поломок. Экономическая окупаемость не превышает 2-3 лет.

ГАЗ-4301 оснащался пятиступенчатой трехходовой механической коробкой передач, имеющей пару инерционных синхронизаторов на второй, третьей, четвертой и пятой передаче. Кроме этого трансмиссия грузовика обладает однодисковым сухим сцеплением, в котором присутствуют диафрагменная пружина и гидравлический привод управления.

Передача крутящего момента на задние колеса осуществляется посредством двух открытых карданных валов, имеющих промежуточную опору. Также здесь имеется три карданных шарнира с игольчатыми подшипниками. Главная передача здесь гипоидная, коническая.

Задний мост оснащен коническим, шестеренчатым дифференциалом, в котором имеется принудительная блокировка. Включение блокировки осуществляется дистанционно за счет пневматического крана.

На модификациях ГАЗ-4301 от Саранского самосвального завода, в состав трансмиссии входила та же коробка передач, но уже с редуктором отбора мощности. К данному узлу устанавливался шестеренчатый насос, обеспечивающий в гидравлической системе необходимое для работы давление.

Тормозная система

Тормозная система двухконтурная, состоит из встроенных в колеса узлов с двумя независимыми приводами. Тормозное усилие грамотно распределяется на все 4 колеса, что позволяет выполнять плавное торможение, но при этом достаточно эффективное. Независимо от того, какие условия предоставляет дорога, все 4 колеса блокируются.

Во время экстренного торможения, передние и задние колеса остаются свободными, что предотвращает занос и обеспечивает оптимальное управление.


Если остановка грузовика происходит плавно, то происходит перераспределение, обеспечивающее развесовку по осям. При этом продуктивная работа передней пары колес удваивается. Тормозная система имеет 2 гидропривода и пневматических усиления. Более того, прицеп управляется автономной тормозной системой.

Сами тормозные барабаны являются литыми и сделаны из чугуна, что обуславливает высокую прочность и износостойкость. Спереди они устанавливаются на кромках ступиц, сзади на полуосях. Можно автоматически регулировать зазор между барабанами.

Технические характеристики отличаются использованием только оригинальных деталей, которые улучшают потребительские качества автомобиля. Дополнительными опциями можно назвать электрофакельный механизм, который помогает просто запустить дизель; подрессоренное регулируемое водительское сиденье; качественные системы отопления и вентиляции; механизм обмыва и обдувания лобового стекла.

Вернуться к оглавлению

Запчасти

Запчасти на ГАЗ-4301 найти совсем не составит труда, так как в свое время было выпущено достаточное количество автомобилей данной модели.

Купить комплектующие и запасные части для двигателя, кузова, трансмиссии, ходовой, электрооборудования и другого можно как в интернете, так и автомагазинах. Часто их продают частники, на автобазарах, б/у.

Эксплуатация и ремонт

Что касается отзывов на данный автомобиль, то современные владельцы до сих пор отмечают, что это самая экономичная и долговечная модель. За долгие годы использования, ремонта и вложений практически не потребовалось.

Лучше всего использовать в качестве буксировщика. Из всех неисправностей, чаще всего отмечается быстрое изнашивание тормозной системы и компрессора.

В основном положительных отзывов намного больше, чем отрицательных. Поэтому можно сказать, что автомобиль зарекомендовал себя с хорошей стороны, несмотря на то, что его сняли с производства. В свое время было выпущено достаточно много моделей, которые разошлись к владельцам по всей стране. ГАЗ-4301 был построен в начале 80-х годов по указу партии. Изначально автомобиль предназначался для хозяйственных работ.

Поднятый кузов самосвала Газ 4301

То есть, его можно было встретить на посевных и уборных. Тестировался автомобиль в проезде на дальние расстояния, где дал положительные и достаточно впечатляющие результаты. Это был первый мощный дизель, который просто впечатлял своими характеристиками. Ни один грузовик того времени просто не мог сравниться по технической оснащенности с моделью 4301. Все детали на него были выпущены и разработаны специально. Более того, они не подходили ни на одну другую модель.

Сам грузовик сделан из высокопрочного материала. Его износостойкость поражает. Дополнительно он оснащен системой охлаждения, отопления и вентиляции. Гидроусилитель руля помогает огромному автомобилю выполнять сложные маневры на достаточно ограниченном пространстве. Водителю не приходится многократно поворачивать руль, чтобы войти в поворот. Теперь все это делает гидроусилитель.


Насос гидроусилителя руля для газ 4301

Благодаря ему, автомобиль идет плавно в поворот, даже если он загружен. Грузовик обладает большой устойчивостью даже на неровных поверхностях. А его тормозная система ГАЗ работает безупречно, несмотря на дорожное покрытие и погодные условия. Все это делает грузовик примечательным для использования в хозяйственных работах.

Система управления и подвеска автомобиля

В рулевую систему данной серийной модели автомобиля входит гидравлический усилитель, улучшающий вождение. Он значительно облегчает усилия при выполнении поворота и снижает передаточное число рулевого механизма. В результате его применения отпала необходимость интенсивного поворота руля при необходимости. Это явилось большим достоинством автомобиля при движении в узком, ограниченном пространстве. Поворот стал энергетически менее затратным, а водитель – меньше уставать. В механизм поворота колес входит червячная передача глобоидального типа и 3-х-гребневое колесо на подшипнике. Это позволяет сгладить удары на руль при движении по неровной, ухабистой дороге, легче управлять грузовым автомобилем в сложной ситуации (пробило шину, камни и булыжники на дороге).

Подвеска автомобиля объединяет кузов, несущую раму и колёсную часть. Её предназначение состоит в равномерном распределении нагрузки во время движения и снижения отрицательного воздействия ударов. Если подвеска сделана правильно, то движение будет плавным, а грузовик – устойчивым в период езды.

В ГАЗ 4301 дизель используется подвеска двух видов:

  1. Передняя подвеска. Она состоит из двух фронтальных пружин (вид полуэллипс) и резиновых пластин (комплект сжатия). Её цель – снижение нагрузки и оптимальное распределение её на опорные части во время езды.
  2. Задняя подвеска. Сюда входят две пружины и рессоры. Её назначение – сгладить и снизить удары по кузову. Это обусловливают гидравлические амортизаторы, прикрепленные к раме и осевым опорам.

Благодаря усовершенствованию разных узлов автомобиль стал более устойчивым. Что было доработано? Во-первых, улучшили конструкцию коробки передач, понизили центр тяжести, увеличили ширину колесной колеи, добавили дистанционную пневматическую систему.

Общая информация

Технические характеристики ГАЗ 4301 отличаются своими индивидуальными особенностями, такими как нестандартные детали, элементы, направленные на повышение качества эксплуатации грузовика. Это:

  • электрофакел. Он необходим, чтобы упростить запуск дизеля;
  • амортизационное кресло. Обеспечивает комфорт, смягчение водителю в процессе езды;
  • продуманная специально сконструированная вентиляционная система;
  • новая отопительная система;
  • оптимальное устройство обдувки переднего стекла.

Параллельно с ГАЗ 4301 на его шасси активно производилась другая модель – ГАЗ 4509 (1992 г.). Направленность этого сельскохозяйственного автомобиля-самосвала – работа в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда ГАЗ-6008. Технические характеристики ГАЗ 4509: грузоподъёмность – 4,25 тонны, двигатель дизель, расход топлива – 15,4 литра на 100 км, максимальная скорость – 85км/ч.

Данная серийная модель автомобиля выигрывает по своим характеристикам при сравнении с другими моделями аналогичного типа. Водители чаще всего дают положительные отзывы об этом грузовике.

Единственное, что на сегодня их смущает, что в силу оригинальности деталей запасные части для ремонта найти очень трудно. Может спасти только разборка автомобиля, где можно подобрать нужные запчасти, бывшие в употреблении.

Причины снятия с производства

Несмотря на популярность, ГАЗ 4301 дизель был снят с производства. Каковы причины?

  1. Недостаточно высокие уровень качества двигателя и проходимость автомобиля → небольшой спрос на рынке.
  2. Тяжелый мотор → увеличенная нагрузка на передние колеса → недостаточно высокая проходимость, застревание на мягкой поверхности.
  3. Кризис девяностых: отсутствие необходимого финансирования и помощи со стороны государства → низкие продажи и востребованность таких машин → повышение цен на них → прекращение выпуска турбодизеля.

Грузовик ГАЗ 4301 дизель до сих пор используется в сельском хозяйстве и является любимцем водителей. Он по сей день конкурентоспособен при выборе между отечественным и зарубежным производством грузовых автомобилей.

Салон ГАЗ-4301 и ГАЗ-3307


фото салон ГАЗ-4301

Причины популярности

Конструкторами ГАЗ-4301 было создано множество улучшений и серьезных доработок, которые позволили выпустить очень популярный автомобиль на рынке грузоперевозок.

К дополнительным удобствам можно отнести: простой пуск двигателя с помощью электрофакела, водительское кресло с системой амортизации, эффективные системы проветривания и обогрева.

Добиться более низкой себестоимости производства помогла стандартизация и унификация большинства агрегатов и элементов.

Горьковский автозавод создал качественную модель ГАЗ-4301, что позволило продуктивно продвинуться вперед производственной сфере.

Но за счет того, что качество двигателя находилось на не очень высоком уровне, а работа его — неудовлетворительной, спрос на рынке был мал, что стало серьезным препятствием для массового производства модели.

Одним из факторов, плохо сказывающихся на востребованности автомобиля, — невысокая проходимость грузовика.

Благодаря установке более увесистого и мощного мотора увеличилась и нагрузка на передние колеса: это часто приводило к тому, что при мягком покрытии ГАЗ-4301 часто застревал.

Еще одним из факторов, повлиявших на снятие с производства ГАЗа-4301, был экономический кризис 90-х годов, вследствие которого сельскохозяйственные предприятия лишились поддержки и финансирования государством.

В результате из-за слабых продаж грузовиков и низкой востребованности значительно были увеличены цены на продукцию.

В конечном итоге это привело к тому, что был прекращен выпуск турбодизеля, и в 1995 году ГАЗ-4301 сняли с производства. Общее количество грузовиков, сошедших с конвейера, – 28 158.

Более детально рассмотреть конструкцию ГАЗ-4301 можно в следующем видео:

Подвеска ГАЗ-4301

Читайте также: