Крест из свечей что это

Обновлено: 05.07.2024

Анализ японских свечей является хорошим дополнением к общей оценке рынка, ведь они могут подсказать как подсказать как продолжение тренда, так и его разворот. Свеча крест говорит о возможном сломе тенденции. Когда она встречается и как ее читать, разберемся в этом материале.

Такая модель может сформироваться как на дне графика, так и на его вершине. “Харами” переводится как “приводящая в ужас”, что не случайно – на крупных таймфреймах формация, являющаяся предвестником разворота, порой приводит к большим потерям для одних и прибыли для других трейдеров. Определить свечу несложно. Она имеет короткое тело, которое может выглядеть как небольшая горизонтальная линия с верхней и нижней тенями. Такую свечу называют еще “дожи”.

На рисунке примеры бычьего (на нисходящем тренде) и медвежьего на восходящем тренде креста

Интерпретация

Появление дожи на графике говорит о внезапной остановке торгов по тренду – трейдерам что-то мешает, они сомневаются в открытии новых позиций. Например, на графике выраженный восходящий тренд и сильны покупатели, но на уровне появления креста находятся открыты крупные позиции на продажу. Часть спекулянтов сомневается в продолжении роста и из покупателей превращаются в продавцов – открывают все больше позиций SELL. Тренд разворачивается и падает или уходит в глубокую коррекцию.

На фоне резкого роста цены вверх формируется свеча с коротким телом (желтый) и длинными тенями, за ней вторая. После чего цена падает вниз

На что обратить внимание

Существует несколько особенностей, на которые стоит обратить внимание при интерпретации харами:

  • Чем уже тело свечи и длиннее тени, тем выразительнее модель;
  • Формирование креста после резкого, стремительного развития тенденции (несколько длинных растущих или падающих свечей) говорит о силе сигнала;
  • Если дожи встречаются на 10-15 предыдущих свечных элементах на графике, полученный сигнал лучше пропустить. Такая ситуация напоминает работу маркетмейкеров, занятых повышением волатильности рынка;
  • Сильнее модель, образованная на старших таймфреймах от одного часа (H1) и выше.

Торговля

Алгоритм сделки простой и может быть использован новичками в трейдинге:

  • Открытие на следующей за крестом свече. Здесь больше рисков, но можно взять движения с самого начала;
  • Открытие через несколько свечей от дожи. Менее рискованно, но цена может пройти значительное расстояние.

Открытие на свече, следующей за крестом (синяя линия) против основного движения цены, на разворот. Стоп-лосс выставляется за предыдущий максимум – длинную свечу основного движения

Японские свечи нередко дают ложные сигналы, поэтому необходимо получить их подтверждение с использованием других методов технического анализа: индикаторов, уровней поддержки-сопротивления и линии тренда.

Использование свечей при работе с негативом

При работе по снятию негатива очень многими специалистами широко используется свечи.

Если посмотреть на использование свечей с точки зрения эзотерики, то целесообразность их использования при коррекции энергетики, при снятии негатива – сглаза, приворота, порчи, проклятья, при коррекции здоровья объясняется следующим.

С древних, еще первобытных времен огонь наделялся магической, божественной энергией, считался атрибутом Бога. Этот символизм нашел свое отражение в практике работы со свечами в магии и эзотерике.

Характеристики огня, которые существуют в магии стихий – сжигание, согревание, переплавка, очищение, трансформация.

Огонь сжигает негативные энергии, негативные паразитирующие образования и вкрапления в энергетике и ауре человека. Вносит новую энергию в энергетику человека и трансформирует ее, удаляя все лишнее.

А почему нужны именно свечи? Почему не использовать другие источники огня либо тепла?

Во-первых, использование свечей – просто удобно – они невелики, мобильны, дешевы. С ними удобно работать.

Во-вторых, именно свечи, церковные свечи, освященные в храме работают, разрушая то, что пришло не от Бога и против Бога – порчи, болезни, вампиризм и т.д.

В-четвертых, в сжигании свечи, которую мы сжигаем за здравие живых, за упокой мертвых, содержится символичный акт жертвоприношения.

В этом случае жертвоприношение состоит в следующем – мы пожертвовали чем-то материальным (купили свечу). Безвозмездно отказались от своего права собственности – сжигая свечу, мы приносим ее в дар Богу. Далее – сжигание есть безвозвратный акт. Мы не вернем то, что сгорело и исчезло.

И в итоге, энергия огня трансформировала, усилила и передала нашу молитву, нашу эмоцию, нашу просьбу в верхние, Божественные слои пространства.

Мы не получили, прямо здесь и сейчас, никаких материальны благ. Процесс обмена не состоялся. Мы ПРОСТО ОТДАЛИ что-то свое, с благодарностью, верой, ЛЮБОВЬЮ, надеждой. А это и есть жертвоприношение Богу.

Так, факт безвозвратности того, что ушло в пространство вместе со свечой – хорошего и плохого, позволяет работать со свечой, безвозвратно уничтожая негатив – порчу, приворот, сглаз, проклятье. Испаряясь, воск просто нивелирует, стирает негатив. И УСИЛИВАЕТ позитив как ретранслятор-усилитель.

Внедряясь в структуру ауры, энергетики, в область чакр либо больные участки тела, энергия огня начинает работу по отслоению чужой энергии.

То, что не сгорает на свече и не испаряется с горящим воском, застывает в воске.

По реакции свечи, по цвету потоков воска, по форме застывшего воска можно определить степень тяжести негатива, выявить как давно и сколько раз был нанесен вред. Но анализу застывших форм на воске – выявить, на что был направлен вред. Эти формы никогда не повторяют друг друга на 100%.

Эти формы причудливы, огарки свеч – безобразны. После работы эти огарки нужно обязательно выбрасывать.

1 1

Здесь приведены фотографии огарков свеч, что остались после работы с пациентами. В каждой из них застыла энергия порчи, тяжелой формы порчи. Так свечи прореагировали на поглощение негатива, исказив структуру и форму воска до неузнаваемости и безобразности.

Эти фото я привел для того, чтобы развеять скепсис некоторых, кто не верит ни в порчу, ни в магию. А также чтобы рассказать подробнее о механизме работы со свечами.

А как возникают эти потоки? Ведь если свеча просто стоит на столе, то она просто без остатка и потоков сгорит! Правильно. Но со свечами выполняют определенные манипуляции и процедуры, из которых и СОСТОИТ РАБОТА по снятию негатива.

Чаще всего, работа со свечами сочетается с чтением молитв или заговоров. В ряде случаев (при использовании методов биоэнергетики) – с работой с энергией огня, мыслеобразами, визуализацией, потоками собственной энергии.

Я внедряю энергию огня внутрь тела, сжигаю сгустки чужой энергии на свече, отслаиваю энергию негатива.

Ниже приведу самые простые и самые доступные методы самостоятельной работы со свечами.

Снятие сглаза.

Эти методы подойдут и для работы со взрослыми людьми.

4 2

Если с первого раза реакция не проявилась и не дала о себе знать либо, наоборот, пошла очень бурно, то возможно, Вы имеете дело не со сглазом, а с порчей.

В этом случае следует читать заговоры по снятию порчи, либо определенные молитвы (Подробнее. ), в частности Молитву Священномученику Киприану.

Не нужно сразу давать большую нагрузку ни пациенту, ни себе. Лучше меньше, но чаще.

Эта работа требует колоссальных затрат энергии человека. Поэтому не удивляйтесь своей усталости.

Будьте аккуратны. Ставьте себе защиту перед работой. Не работайте сразу с большой нагрузкой и отдачей. Не переоценивайте свои силы. Не торопитесь. Нормальный интервал работы по снятию порчи – 15-20 минут раз в 2-3 дня.

Я ПОКА НЕ ГОВОРЮ о тяжелых случаях, требующих работы по часу и более с одним человеком подряд.

Сочетайте различные методы – молитвы, вода, церковь, выкатывание яйцом.

Не уверены в своих силах – не делайте. Не уверены в правильности своих действий – не делайте. Лучше обратитесь к специалисту.

Это не шутки. Это не игра. Хотя нет, игра – игра с оголенными проводами под дождем на минном поле. Это так, если НЕ ЗНАТЬ, ЧТО ДЕЛАЕШЬ. Самолечение чревато, если идет без контроля специалиста.

Не все свои методы я привел здесь. Не бойтесь написать мне и проконсультироваться, если решили работать со свечами сами. Я не беру за это денег. Это позволит провести работу лучше и избежать ошибок.

В своих заметках я уже писала, что читаю много литературы по религиоведению, так как хочу разобраться для себя в некоторых вопросах.

В данной заметке речь пойдет опять - таки о православии и христианстве. В предыдущих статьях я писала, что исконно, настоящее Православие - это не христианский культ (как пытаются убедить).

Изначально Православие – языческий культ солнцепоклонников! Все это можно прочесть в книгах по религиоведению. При этом если посмотреть на действительно Православные храмы, то можно увидеть всюду и кругом символы Солнца!

Примеров, когда в оформлении Православных храмов использовали солярные символы, я могу привести множество.

На изображении ниже вид на дворцовую церковь в Петергофе. На всех крестах Солнце.

Вот ещё одна дворцовая церковь Екатерининского дворца в Царском селе.

Заметила, что много таких Храмов именно в Санкт - Петербурге, хотя может конечно и совпадение. Но, есть и в других городах, вот Ярославль, как пример.

На изображение идущем выше представлена звонница с Церковью Печёрской иконы Божьей Матери.

Как видно, на главном куполе - греческий (Византийский) крест с равными концами, а на остальных куполах просто символы Солнца (даже не кресты)!

Когда я смотрю на все это, у меня возникает вопрос: неужели все эти символы ещё не успели заменить?

Вот еще один интересный символ, найденный мной (но, символ Солнца в данном случае уже на захоронении).

В качестве предположения, ряд религиоведов и историков утверждают, что подмена православия на христианство произошла сравнительно недавно (называют 19 век, точнее его середина и не раньше).

На самом же деле в настоящем Православии никогда не изображали распятое тело на восьмиконечном кресте!

А вот, к примеру, в католических храмах, распятие располагают либо в центре, либо на выходе, но так, чтобы оно непременно попадалось прихожанам в глаза. Как известно, зрительный образ один из самых сильных способов передачи информации (особенно если его видят при выходе).

Обычай ста­вить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от кото­рой при святом князе Вла­ди­мире была полу­чена нашими пред­ками пра­во­слав­ная вера. Но не в гре­че­ских церк­вях возник этот обычай.

Свечи и лам­пады с елеем упо­треб­ля­лись в храмах еще в глу­бо­кой древ­но­сти. Пове­ле­ние устро­ить све­тиль­ник из золота чистого с семью лам­па­дами – одно из первых, данных Моисею Гос­по­дом ( Исх. 25:31-37 ).

В вет­хо­за­вет­ной скинии Мои­се­е­вой све­тиль­ники состав­ляли необ­хо­ди­мую при­над­леж­ность Свя­щен­но­слу­же­ния и зажи­га­лись вече­ром пред Гос­по­дом ( Исх.30:8 ). В храме Иеру­са­лим­ском одно­вре­менно с еже­днев­ной утрен­ней жерт­вой, совер­ша­е­мой во дворе храма, в свя­ти­лище пер­во­свя­щен­ник без­молвно, бла­го­го­вейно совер­шал при­го­тов­ле­ние све­тиль­ни­ков для вечер­него воз­жи­га­ния, а вече­ром, после вечер­ней жертвы – воз­жи­гал све­тиль­ники на всю ночь.

В первые века хри­сти­ан­ства при бого­слу­же­нии всегда воз­жи­гали свечи

В конце вто­рого века в Иеру­са­лим­ской Церкви Бог сотво­рил чудо: когда на Пасху в храме не ока­за­лось елея для лампад, то епи­скоп Наркис велел налить в лам­пады коло­дез­ную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправ­лены самым лучшим маслом. Когда на Цер­ковь Хри­стову пре­кра­ти­лись гоне­ния. и настал мир, обычай воз­жи­гать све­тиль­ники и свечи остался.

Ни одно бого­слу­же­ние, ни одно свя­щен­ное дей­ствие не совер­ша­лось, как и теперь не совер­ша­ется, без све­тиль­ни­ков.

В вет­хо­за­вет­ные вре­мена пред книгой закона Мои­се­ева горела неуга­си­мая лам­пада, зна­ме­нуя, что Закон Божий есть све­тиль­ник чело­веку в его жизни. А так как в ново­за­вет­ные вре­мена Закон Божий содер­жится в Еван­ге­лии, то в Иеру­са­лим­ской Церкви при­няли за пра­вило перед выно­сом Еван­ге­лия нести горя­щую свечу, а во время чтения Еван­ге­лия зажи­гать все свечи, зна­ме­нуя, что свет Еван­гель­ский про­све­щает вся­кого чело­века.

Сим­во­ли­че­ское зна­че­ние свечей, под­свеч­ни­ков, лампад и света в храме

Свет в пра­во­слав­ном храме – это образ небес­ного, Боже­ствен­ного света. В осо­бен­но­сти он зна­ме­нует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истин­ный, Кото­рый про­све­щает вся­кого чело­века, гря­ду­щего в мир.

Древ­ние визан­тий­ско-рус­ские храмы имели очень узкие окна, созда­вав­шие полу­мрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсут­ствие света. Это озна­чает земную чело­ве­че­скую жизнь, погру­жен­ную в сумрак греха и неве­де­ния, в кото­ром, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его” ( Ин.1:5 ). Сумрак в храме явля­ется обра­зом того мыс­лен­ного духов­ного сумрака, покрова, кото­рым вообще окру­жены тайны Божий. Неболь­шие узкие окна древ­них храмов, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие источ­ники света Боже­ствен­ного, созда­вали поэтому в храмах такую обста­новку, кото­рая в точ­но­сти соот­вет­ство­вала при­ве­ден­ным словам Еван­ге­лия и пра­вильно отоб­ра­жала при­роду вещей в духов­ной обла­сти жизни.

Елей, как и воск, озна­чает тоже чистоту и искрен­ность чело­века в его покло­не­нии Богу. Но елей имеет и свои осо­бен­ные зна­че­ния. Елей – это масло плодов олив­ко­вых дере­вьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Гос­подь пове­лел Моисею, чтобы в жертву Богу был при­но­сим чистый без осадка елей ( Исх.27:20 ). Сви­де­тель­ствуя чистоту чело­ве­че­ских отно­ше­ний к Богу, елей явля­ется зна­ме­нием мило­сти Божией к людям: он смяг­чает раны, ока­зы­вает целеб­ное дей­ствие, одоб­ряет пищу.

Боль­шое бого­слу­жеб­ное и таин­ствен­ное зна­че­ние имеют Лам­пады и свечи. Они горят в алтаре за пре­сто­лом в особом све­тиль­нике (семи­свеч­ник), лам­пада или свеча в под­свеч­нике ста­вится на Горнем месте, на пре­столе, на жерт­вен­нике, лам­пады могут воз­жи­гаться и у отдель­ных икон в алтаре.

Цер­ков­ные све­тиль­ники бывают разные. Под­свеч­ники всех видов, помимо прак­ти­че­ского назна­че­ния, сим­во­ли­зи­руют ту духов­ную высоту, бла­го­даря кото­рой свет веры светит всем в доме, всему миру. Пани­ка­дило (мно­го­свеч­ники, в пере­воде с гре­че­ского), нис­пус­ка­ю­ще­еся сверху в цен­траль­ную часть храма, ипо­ли­кан­дила, нахо­дя­щи­еся в боко­вых при­де­лах, мно­же­ством своих огней озна­чают соб­ственно Небес­ную Цер­ковь как собра­ние, созвез­дие людей, освя­щен­ных бла­го­да­тью Духа Свя­того, про­све­щен­ных светом веры, горя­щих огнем любви к Богу, пре­бы­ва­ю­щих нераз­лучно вкупе в свете Цар­ства Небес­ного. Поэтому эти све­тиль­ники и спус­ка­ются сверху в ту часть храма, где стоит собра­ние земной Церкви, при­зван­ной духовно стре­миться ввысь, к своим небес­ным собра­тьям. Цер­ковь Небес­ная осве­щает своим светом Цер­ковь земную, про­го­няет от нее мрак – таков смысл вися­щих пани­ка­дил и поли­кан­дил.

Лам­пада, вися­щая перед иконой, сим­во­ли­зи­рует древ­ний огнен­ный столб, кото­рый в нощи вывел Изра­иль.

Свечи, горя­щие на под­свеч­нике, постав­лен­ные вокруг лам­пады, напо­ми­нают моля­ще­муся о купине, о тер­но­вом кусте, кото­рый горел, но не сгорал, и в кото­ром Бог явился Моисею. Горя­щая, но не сго­ра­ю­щая купина осо­бенно про­об­ра­зо­вала Матерь Божию.

Свечи, постав­лен­ные пра­виль­ными кру­гами, обо­зна­чают колес­ницу, вос­хи­тив­шую Илию, а сами круги изоб­ра­жают как бы колеса этой колес­ницы.

Пра­вило воз­жи­га­ния свечей в храме

Воз­жи­га­ние свечей в храме – это особое дей­ство, тесно свя­зан­ное с пес­но­пе­нием и свя­щен­но­дей­стви­ями служб.

В бого­слу­же­ния буд­нич­ные, когда почти во всех молит­вах выра­жа­ется одно: пока­я­ние, сокру­ше­ние и скорбь о грехах, и осве­ще­ние бывает самое малое: кое-где теп­лится оди­но­кая свечка или лам­пада. В дни празд­нич­ные, – как напри­мер в вос­крес­ные дни, когда вос­по­ми­на­ется победа Христа Спа­си­теля над смер­тью и диа­во­лом, или, напри­мер, когда про­слав­ля­ются осо­бенно уго­див­шие Богу люди, – цер­ковь выра­жает свое тор­же­ство боль­шим светом. Тут уже воз­жи­га­ются поли­кан­дила, или как у нас гово­рят пани­ка­дила, что, с гре­че­ского языка, значит мно­го­свещ­ники. В вели­чай­ший из хри­сти­ан­ских празд­ни­ков – в свет­лое Хри­стово Вос­кре­се­ние не только осве­ща­ется вся цер­ковь, но и все пра­во­слав­ные стоят с зажжен­ными све­чами.

Итак, чем радост­нее и тор­же­ствен­нее совер­ша­ется в Храме Бого­слу­же­ние, тем больше бывает света. Цер­ков­ный Устав пред­пи­сы­вает при более радост­ных и тор­же­ствен­ных служ­бах воз­жи­гать свечей более, и при менее тор­же­ствен­ных, или же печаль­ных, пост­ных – менее. Поэтому на пове­че­рии, полу­нощ­нице, часах горит меньше све­тиль­ни­ков, чем на вечерне, утрене, литур­гии.

Во время чтения шесто­псал­мия свечи в храме гасятся. Это дела­ется для того, чтобы псалмы, выра­жа­ю­щие созна­ние своего гре­хов­ного состо­я­ния, изоб­ра­жа­ю­щие мно­же­ство врагов, ищущих погу­бить душу и тело, слу­ша­лись со вни­ма­нием и стра­хом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в тем­ноте, мог вздох­нуть и про­сле­зиться.

Тем­нота во время чтения шесто­псал­мия осо­бенно спо­соб­ствует сосре­до­то­чен­но­сти и обра­ще­нию внутрь своей души.

При начале же чтения св. Еван­ге­лия, свечи, как и в древ­ние вре­мена, воз­жи­га­ются во всем храме, в изоб­ра­же­ние того, что свет Хри­стов про­све­щает всю землю.

Воз­жи­га­ние свечей в храме – это часть службы, это при­но­ше­ние жертвы Богу, и как нельзя и нару­шать бла­го­чи­ние в храме недо­стой­ным, бес­по­кой­ным пове­де­нием, также нельзя созда­вать бес­по­ря­док, пере­да­вая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, про­тис­ки­ва­ясь к под­свеч­нику, чтобы поста­вить ее самому.

Если хотите поста­вить свечку – при­хо­дите до начала службы. Горестно видеть, как при­шед­шие в храм к сере­дине службы, опоз­дав­шие, в самые ответ­ствен­ные и тор­же­ствен­ные моменты Бого­слу­же­ния, когда все зами­рает в бла­го­да­ре­нии Богу, нару­шают бла­го­чи­ние в храме, пере­да­вая свои свечи, отвле­кая других веру­ю­щих.

Если кто опоз­дал на службу – пусть дождется окон­ча­ния Бого­слу­же­ния, а затем, если у него есть такое жела­ние или нужда, поста­вит свечу, не отвле­кая других и не нару­шая бла­го­чи­ния.

Как мы видим, цер­ков­ная свеча – свя­щен­ное досто­я­ние пра­во­сла­вия. Она символ нашего духов­ного союза со святой Мате­рью-Цер­ко­вью.

Свеча напо­ми­нает нам о нашем кре­ще­нии. Три свечи ста­вятся на самой купели, в зна­ме­нии Св. Троицы, во имя кото­рой бывает кре­ще­ние. Наши вос­при­ем­ники, про­из­неся за нас обеты отре­че­ния от сатаны и соче­та­ния со Хри­стом, со све­чами в руках стояли у этой купели. Свечи, кото­рые они дер­жали в руках, пока­зы­вали веру в то, что это таин­ство дает душе кре­ща­е­мого про­све­ще­ние, что кре­ща­е­мый идет от тьмы к свету и ста­но­вится сыном света, почему и само кре­ще­ние назы­ва­ется про­све­ще­нием.

Свеча напо­ми­нает нам о нашем бра­ко­со­че­та­нии. Свечи даются обру­ча­ю­щимся и вен­ча­ю­щимся. Взо­жжен­ные свечи в руках соче­та­ю­щихся браком сви­де­тель­ствуют о чистоте их жизни. Посред­ством свечей, зажи­га­е­мых ново­брач­ными, как бы сияет чистота брака. Со све­чами про­ис­хо­дит и таин­ство собо­ро­ва­ния. Около лам­пады или дру­гого сосуда с вином и елеем зажи­гают семь свечей во образ семи даров Свя­таго Духа, а все пред­сто­я­щие держат в руках зажжен­ные свечи в знак своей пла­мен­ной молитвы.

Со све­чами про­ис­хо­дит обряд погре­бе­ния, и свеча напо­ми­нает нам, что и мы будем лежать в гробу, окру­жен­ные четырьмя под­свеч­ни­ками с горя­щими све­чами, сим­во­ли­зи­ру­ю­щими крест, а наши родные и близ­кие будут во время пани­хиды дер­жать в руках горя­щие свечи, изоб­ра­жая Боже­ствен­ный свет, и кото­рым был про­све­щен хри­сти­а­нин в кре­ще­нии.

Один вид цер­ков­ной свечи может вызвать в душе пра­во­слав­ного чело­века глу­бо­чай­шие мысли о жизни и смерти, о грехе и пока­я­нии, о скорби и радо­сти. Много, много гово­рит цер­ков­ная свеча и чув­ству, и уму веру­ю­щего.

Духов­ное зна­че­ние цер­ков­ной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, кото­рые веру­ю­щие поку­пают в храме, чтобы поста­вить в под­свеч­ники возле икон, имеют несколько духов­ных зна­че­ний: поскольку свеча поку­па­ется, она есть знак доб­ро­воль­ной жертвы чело­века Богу и храму Его, выра­же­ние готов­но­сти чело­века к послу­ша­нию Богу (мяг­кость воска), его стрем­ле­ние к обо­же­нию, пре­вра­ще­нию в новую тварь (горе­ние свечи). Свеча есть также сви­де­тель­ство веры, при­част­но­сти чело­века к Боже­ствен­ному свету. Свеча выра­жает теп­лоту и пла­мень любви чело­века ко Гос­поду, Матери Божией, Ангелу или свя­тому, у ликов кото­рых веру­ю­щий ставит свою свечу.

Горя­щая свеча – это символ, види­мый знак, она выра­жает нашу горя­чую любовь бла­го­во­ле­ния к тому, кому ста­вится свеча. И если нет этой любви и бла­го­во­ле­ния, то свечи не имеют ника­кого зна­че­ния, жертва наша напрасна.

При­нято ста­вить свечи своему Ангелу, то есть свя­тому, имя кото­рого носят1. А многие ли знают житие своего свя­того? А не зная, можно ли его любить?

Неко­то­рые из нас вспо­ми­нают о Боге, о Бого­ма­тери, о святых лишь зайдя в цер­ковь, и то на несколько минут, и думают, что доста­точно поста­вить перед иконой свечу, и молитва наша испол­нится – как будто Богу, Бого­ро­дице и святым нужны свечи!

Часто живя как неве­ру­ю­щие, как языч­ники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поста­вив свечу, выпол­нили свой долг, сде­ла­лись чистыми и пра­вед­ными – точно свеча может умо­лить и уми­ло­сти­вить за нас Бога!

Бывает и хуже. Неко­то­рые не только не счи­тают грехом обма­нуть, при­тес­нить, огра­бить дру­гого, но еще и раду­ются, когда это уда­ется сде­лать. И затем думают, что если в празд­ник рас­ста­вили свечи в церкви или засве­тили лам­паду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуж­да­ются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближ­нему, как самому себе, без испол­не­ния Запо­ве­дей Гос­под­них – не нужны наши свечи. Никто не тре­бует их от нас. Бог тре­бует, чтобы мы любили Его всем серд­цем, чтили всей душой, неуклонно испол­няли Его святые запо­веди и всей жизнью про­слав­ляли Его. Его святым угод­ни­кам – угодно, чтобы мы под­ра­жа­тели им были, как и они были под­ра­жа­те­лями Христу2, чтобы мы подобно им были и со всем ста­ра­нием, со всей забот­ли­во­стью сле­до­вали тем, кото­рые живут по образу уго­див­ших Богу, и не сле­до­вали врагам креста Хри­стова, им же кон­чина поги­бель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудр­ствуют3. Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к уго­див­шим Ему и рев­ность под­ра­жать им, – в таком случае будем ста­вить свечи и зажи­гать лам­пады перед обра­зами их: то и другое, как види­мое выра­же­ние нашего внут­рен­него света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма бес­про­гляд­ная; если наша жизнь – грех и без­за­ко­ние, что ж тут наши свечки и лам­падки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорб­ляют Гос­пода Бога и святых Его и воз­буж­дают не любовь и милость, а гнев и нака­за­ние. Ведь пред­ставь себе: кто обма­ном и без­за­ко­нием награ­бил мил­ли­оны рублей и думает потом, что десят­ком свечей он не только закроет все свои без­за­кон­ные дела, но еще и милость заслу­жит от Бога, – что он хочет и наде­ется сде­лать? Обма­нуть Гос­пода Бога, под­ку­пить Его святое пра­во­су­дие? Да, страшно поду­мать и ска­зать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Сви­де­тель­ство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим запо­ве­дям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман, — как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его дей­ствия. Но слова, клятвы и дей­ствия отно­сятся к людям; а свечи пред­ла­га­ются Богу и Его угод­ни­кам… И вот чем думают уго­дить Гос­поду Богу, Кото­рый видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может чело­век осле­пить себя. Какой чест­ный чело­век примет что-нибудь от вора и гра­би­теля? Не только не примет, но еще сочтет оскорб­ле­нием, если такой осме­лится явиться к нему с чем-либо. А тут из добы­того обма­ном и вся­че­скими неправ­дами, что тоже воров­ство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они счи­тают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и при­ятно то, что оскор­било бы вся­кого чест­ного чело­века? Поги­бель­ное заблуж­де­ние! Тем больше поги­бель­ное, что они совер­шенно успо­ка­и­ва­ются на своих свечах и убеж­дены, что поста­вив свечи, могут и далее бес­страшно и без­на­ка­занно про­дол­жать делать без­за­ко­ние.

Нет, не так. Послу­шайте, что Гос­подь гово­рил еще евреям, кото­рые, точно также, про­вож­дая нече­сти­вую и без­за­кон­ную жизнь, думали, что если при­но­сят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С серд­цем чистым поставь перед обра­зом свечку, засвети лам­падку дома, – они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наи­мень­шая из всех свечей в церкви, она будет угод­нее Ему тол­стых свечей тех, о кото­рых ска­зано выше. Но, повто­ряем, свечи и лам­пады, сами по себе, без веры и усер­дия нашего, ничего не значат; нико­гда не забы­вайте этого. Не воз­ла­гайте на них ника­ких надежд: они не спасут вас, если сами не забо­ти­тесь и не ста­ра­е­тесь об этом; они не при­не­сут мило­стей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забы­вайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Гос­поду Богу будут отверг­нуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или нахо­ди­тесь во вражде с ближ­ними. Вот что сказал Спа­си­тель наш: если ты при­не­сешь дар твой к жерт­вен­нику, и там вспом­нишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жерт­вен­ни­ком и пойди, прежде поми­рись с братом твоим и тогда приди и при­неси дар твой4. Так и должно быть. Вы при­хо­дите в цер­ковь засви­де­тель­ство­вать Гос­поду Богу свою любовь, свое бла­го­го­ве­ние; но: можно ли истинно любить Гос­пода Бога, не любя своих близ­ких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего нена­ви­дит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию запо­ведь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову свя­того пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского: «Ста­вить свечи перед ико­нами хорошо. Но лучше, если при­но­сишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближ­нему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ста­вишь свечи, а любви к Богу и ближ­нему в сердце не имеешь: ску­пишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «И послед­нее. Свечи надо при­об­ре­тать только в том Храме, куда вы пришли молиться. При­но­сить с собой свечи, куп­лен­ные пусть даже в бла­го­че­сти­вом месте, но за сте­нами Храма, и ста­вить эти свечи перед ико­нами – нельзя.

Свеча, при­об­ре­тен­ная в Храме, для веру­ю­щего – пред­мет почте­ния, она пред­на­зна­чена слу­жить жерт­вою Богу, в воню бла­го­уха­ния духов­ного. Свеча, куп­лен­ная вами за сте­нами Храма и затем при­не­сен­ная в Храм – это не жертва.

При­ме­ча­ния:

1 Каждый ново­рож­ден­ный при кре­ще­нии полу­чает имя какого-нибудь свя­того, молит­вам и покро­ви­тель­ству кото­рого кре­ща­е­мый пору­ча­ется на всю жизнь. Таким обра­зом, святой, как молит­вен­ник, покро­ви­тель и хода­тай пред Богом, дела­ются для чело­века другим Анге­лом хра­ни­те­лем (каж­дому при рож­де­нии дается от Бога соб­ственно так назы­ва­е­мый Ангел хра­ни­тель), почему и назы­ва­ется вообще Анге­лом. Отсюда день Ангела – день памяти вашего свя­того.


Соответственно, три сложенных пальца в крестном знамении – это символ Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому крестное знамение – фигуральный пластичный Символ веры. Точно так же, как дикирий – символ двойственной природы Христа и трикирий – символ Святой Троицы. Свет от этих вышеупомянутых свечей, соответственно, символизирует свет Божий, просвещающий мир, дарующий жизнь и побеждающий тьму. Архиерей в богослужебном отношении в епархии символизирует собой Христа. Он, священство и верующие конкретной епархии – это уже полнота Церкви. Без епископа Церковь невозможна. С нее она начинается. Поэтому на епископе, в том числе и в литургическом, богослужебном смысле, почивает полнота благодати Божией. И символом этой полноты благодати Всевышнего является благословение архиереем во время богослужения дикирием и трикирием народа Божия в храме. Это словно бы благословение Самого Бога.

Иерей имеет эту благодать Божию, но не в полной мере. Он получает ее в Таинстве Священства от епископа, который делегирует ему свои полномочия крестить, исповедовать, совершать Литургию и т. д. Поэтому если Правящий Архиерей в епархии символизирует собой Христа, то священники – Его святых апостолов.

Иерей не имеет права служить с дикирием и трикирием. Это сугубо принадлежность архиерейского богослужения. Но один раз в году, в Светлое Христово Воскресение и всю Светлую Седмицу, которая есть непрекращающейся Пасхой, он будто бы получает это право. Он служит по церковному Уставу почти всю пасхальную утреню, а также начало и конец пасхальной Литургии с крестом и трисвечником. Для удобства священнослужителя сегодня они соединены в одну фигуру: Распятие, впереди которого помещены три свечи. Чисто практически это сделано для того, чтобы священник мог еще совершать каждение.

Символика Распятия с трисвечником аналогична символике дикирия и трикирия, а также крестного знамения. Распятие (Крест) – символ Крестной Жертвы, Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа. Трисвечник с горящими свечами – символ Божественного света Святой Троицы, просвещающего мир, дарующего ему жизнь и спасение.

Почему иерею разрешено использовать в пасхальном богослужении трисвечник – этот символ полноты благодати Божией? Ответ: ради самого праздника, очень большой праздник – Праздников праздник и Торжество из торжеств. Сама Пасха, Светлое Воскресение Христово, заключает в себе полноту благодати Божией, изливающейся в мир.

Интересной особенностью (но не являющейся обязательной для трисвечника) есть использование определенной цветовой гаммы свечей в пасхальном трисвечнике. Зеленая, красная и золотая (желтая) свечи. Они, в принципе, сходны с цветами одежд Трех Ангелов на иконе Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Зеленый – цвет жизни, цвет Святого Духа, дарующего миру жизнь. Красный – цвет Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа, Пролившего Кровь и Принесшего Себя в Жертву за грехи всего человечества. Красный – цвет мученичества. И золотой (желтый) – цвет Бога, сияния Божества.

Итак, Пасха – это полнота любви Божией к падшему человечеству и Его Отеческой милости. Фактически жизнь в Боге и с Богом и есть этой вечной Пасхой, Которая, однажды совершившись, не заканчивается уже никогда. Обратимся же к свету, войдем в эту вечную непрекращающуюся Пасху, научимся жить в ней. Потому что Христос посреди нас! И есть, и будет!

Читайте также: