Кто был водителем у жукова

Обновлено: 05.07.2024

Бучин Александр Николаевич

170000 километров с Г К Жуковым

Бучин Александр Николаевич

170 000 километров с Г. К. Жуковым

Аннотация издательства: Беседы А.Н. Бучина с профессором истории Н.Н. Яковлевым полны уникальной информации, деталей, сведений, которые не сыщешь ни в одном архиве. Сегодня это самый откровенный, порой шокирующий, рассказ о маршале, о людях, которые его окружали. Издание иллюстрировано в основном никогда не публиковавшимися фотографиями из личных архивов.

Вводное слово. Н. Н. Яковлев

На Западном фронте

На разных фронтах

Харьков - Киев - Карпаты

О трагедии полководца XX века

Избранная библиография. Составил Н. Н. Яковлев

За плечами автора этих записок Александра Николаевича Бучина большая насыщенная и интересная жизнь. В 1941-1948 годах судьба свела А. Н. Бучина с нашим национальным героем, прославленным полководцем маршалом Г. К. Жуковым. Эти годы падают на судьбоносное время в истории России - Великую Отечественную и непосредственный послевоенный период, они навсегда врезались в память Александра Николаевича. Зримая память о них - бережно хранимый им томик "Воспоминания и размышления", первое издание мемуаров Г. К. Жукова с дарственной надписью маршала, сделанной в ноябре 1970 года: "Уважаемому Александру Николаевичу Бучину, моему лучшему шоферу, безупречно прошедшему со мной все дороги фронтов Великой Отечественной войны".

Вручая книгу, Георгий Константинович обнял Бучина и сказал: "Вам также нужно писать, вам есть, о чем вспомнить". Бучин ответил, что он не писатель. "Я тоже, - улыбнулся Жуков, - но, как видите, книгу сделал". По многим причинам, в первую очередь заботе о куске хлеба, Александр Николаевич не мог найти времени для работы над книгой. Она откладывалась и откладывалась более двух десятилетий, и только после ухода на пенсию А. Н. Бучин наконец счел возможным рассказать о том, что видел, пережил и узнал, работая у Г. К. Жукова и рядом с ним.

Он нашел меня, первого биографа прославленного маршала, мы договорились оформить бесценные воспоминания Александра Николаевича в виде нашего диалога. Я, профессиональный историк, комментирую в случае нужды рассказ А. Н. Бучина. Особых разъяснений, однако, не потребовалось, ибо у рассказчика с годами вошло в привычку следить за книгами о той войне и всем связанным с Г. К. Жуковым. А. Н. Бучин собрал солидную специальную библиотеку. Как историк свидетельствую: он обладает обширными познаниями, ясно мыслит и четко излагает все касающееся предмета наших занятий. Главное - исправляет и опровергает уже нагроможденные вокруг имени маршала небылицы.

К сожалению, они стали накручиваться уже при жизни Г. К. Жукова по слишком очевидным причинам. К секретности, неизбежной в условиях войны, добавилось глухое молчание о нем в послевоенные годы, когда политические и военные пигмеи стремились вытравить самую память о Жукове из памяти народной. Могут возразить, указав: выпущены и к нашим дням выдержали 10 изданий мемуары Г. К. Жукова. Все это так, но где серьезные рецензии на них, обстоятельные разборы? Их нет. Сначала потому, что выходу в свет первого издания "Воспоминаний и размышлений" сопутствовало указание Агитпропа ЦК КПСС, продублированное ГлавПУРом, - рецензий на книгу не давать. Инерция запрета оказалась сокрушительной, надолго подавив возможность серьезных аналитических исследований о Г. К. Жукове.

Ныне иные времена, но песни старые: казалось, о Г. К. Жукове стали много и открыто говорить. Но говорят селективно, отстаивая ту или иную субъективную точку зрения. Любое другое начисто игнорируется. Разве не смешно, когда в "Военно-историческом журнале" (1993, No 7), в статье, посвященной разбору литературы о войне, упоминается так, проходняком, "книга о Г. К. Жукове из серии "Жизнь замечательных людей", без фамилии автора. А речь идет о моей книге о Г. К. Жукове, выдержавшей в 1985-1992 годах 7 изданий общим тиражом свыше 3 миллионов экземпляров. Работа, помимо прочего, отредактированная и одобренная Маршалом Советского Союза С. Ф. Ахромеевым. Первая в нашей стране биография Жукова не устраивает и новейших "знатоков" военной истории. Вот почему вдвойне, втройне своевременны правдивые записки А. Н. Бучина.

Нет слов, чтобы выразить ему благодарность за плодотворное сотрудничество, терпение и доброе отношение к моим иногда утомительным расспросам. К сожалению, это неизбежно. В годы войны работавшим с Г. К. Жуковым было категорически запрещено вести какие-либо дневники, делать заметки и т. д. Нарушивший запрет рисковал оказаться в руках военной контрразведки СМЕРШ по стандартному подозрению в шпионаже. Конечно, военных контрразведчиков можно и нужно помянуть за действительные подвиги, но и дров они наломали порядочно. С А. Н. Бучиным мы работали по памяти, он вспоминал события полувековой давности. Где возможно, мы проверяли их по доступным источникам. Как правило, сходилось!

Александр Николаевич - хрестоматийный пример того, как прекрасен человек, проживший чистую, честную жизнь. Он ушел на пенсию в январе 1992 года 75 лет, проработав последние 39 лет сначала в междугородных автобусных, затем в международных автомобильных перевозках. С 1982 года, когда начали разжиматься тиски "партийности", его, беспартийного, "допустили" к работе за рубежом, он гонял тяжелые автопоезда не только в тогдашние социалистические страны, но и в капстраны - Италию, Францию, Германию, Австрию, на Балканы - в Югославию.

Что же дало ему феноменальную долголетнюю работоспособность? Скажут: здоровье укрепил спорт. Александр Николаевич был выдающимся мотогонщиком, в жизни не курил и практически не пил. Отнести, однако, его жизнеспособность за счет спорта недостаточно. Тем более что мотогонки, как никакой другой вид спорта, изнашивают организм во всех отношениях.

Думаю, дело в другом - А. Н. Бучин был всегда в ладах с совестью. С юных лет ему пришлось по необходимости работать в густой тени наших карательных органов. Со всех сторон соблазны, обычно непреодолимые для честолюбия молодости. Александр Николаевич, необычный человек, устоял, твердо отвергнув многие попытки посулами реальных благ заманить в партию. Он знал свое дело и совершенствовал профессиональное мастерство. Спокойно шел своей дорогой русского человека, которая в тогдашних условиях привела в тюрьму МГБ СССР. Как многие другие честные люди, А. Н. Бучин встретил смерть Сталина в заключении.

Не согнулся и там. Сохранил свое достоинство и отстоял честь Г. К. Жукова, а за работу с маршалом, собственно, его и бросили за решетку. Теперь он рассказал и об этом.

Крестный путь Г. К. Жукова и некоторых из тех, кто был близок к нему, побудил меня заключить эту книгу обширным эссе о судьбах военачальников в XX веке.

Надеюсь, что записки А. Н. Бучина станут важным источником по истории Великой Отечественной войны.

Проф. Н. Н. ЯКОВЛЕВ

В 1900 году большое горе постигло семью рабочего Бучина, проживавшую в Марьиной Роще, в собственном доме. Пропал 16-летний сын Николай. Только-только поступил смышленый Николка в слесарную мастерскую учиться ремеслу и пропал. Утром пошел на работу, а вечером не вернулся. Безутешно искали сына-первенца и единственного - уже немолодые родители. Никаких следов. Наконец и у матери Екатерины Васильевны стала иссякать надежда снова увидеть парня. Подала за упокой души раба Божьего Николая просфорку. Конечно, никак не могла смириться с утратой.

Ровно через год великая радость посетила дом в Марьиной Роще. Буднично, как будто ничего не случилось, вошел в прихожую возмужавший 17-летний Николка. Расцеловал мать, почтительно поздоровался с отцом и за русским самоваром начал рассказ, затянувшийся на многие дни, о том, как занесла его судьба в Европу, в Германию. Впрочем, судьбу эту юноша избрал сам.


Воспоминания об Александре Бучине - личном водителе маршала Жукова.

Авиабилет до Берлина

Договорились снова попробовать достать билет на самолёт, только теперь к кассе подойдет Бучин, вспомнит, как решительно действовал в критических ситуациях Георгий Константинович, предъявит своё импровизированное удостоверение и пригласит для разговора главного начальника. Александр Николаевич так и поступил. Через пару минут к нему вышла женщина средних лет, взглянула на заламинированную календарную страничку и, выслушав бывшего шофёра Жукова, ответила, что попытается помочь ему. Вскоре она возвратилась и сообщила, что может предложить билет только на самый ранний или на самый поздний рейс.

- На какой рейс берём? – спросил у меня Бучин.

- Берем на ранний! - радостно выкрикнул я.

Счастливый случай

Готовя материал об Александре Бучине, я узнал, что с Георгием Константиновичем Жуковым связал его счастливый случай осенью 1941 года. В один из дождливых сентябрьских дней Жуков направлялся в район Ельни. Вёз его опытный пожилой водитель, тем не менее в какой-то момент он потерял бдительность и его машина сползла в кювет. Кто-то вспомнил, что находившийся в личной охране генерала армии Александр Бучин был гонщиком, и предложил ему попробовать вызволить машину из кювета, с чем он прекрасно справился. Жуков запомнил молодого бойца. Вскоре ему предложили стать личным шофёром генерала армии. Бучин был не единственным его водителем, но именно он прошёл с ним весь путь от Москвы до Берлина.

- Любовь к машинам - наша фамильная черта, - рассказывал Бучин. - Мой отец в семнадцать лет овладел автомобильной техникой, участвовал в автопробегах, скоростных гонках. Как и отец, гонщиками стали мои братья Сергей, Алексей, Виктор, сестра Зинаида и я.

- Он запомнился мне стройным, улыбающимся, с белыми, как снег, волосами, - рассказывал он. - В первую очередь меня интересовали его взаимоотношения с Георгием Константиновичем, с которым первую поездку в район Брянска 24-летний Бучин совершил осенью 1941 года, прошёл с ним от Москвы до Берлина, а 24 мая доставил его в Кремль для участия в Параде Победы. По словам Бучина, Георгий Константинович был очень заботливым и в то же время не терпел расхлябанности. Всегда следил, чтобы всех, кто ездил с ним, вовремя накормили, устроили на ночлег. Садился он в машину всегда впереди, рядом с водителем. Большей частью молчал, что-то обдумывал, бывал озабоченным.

Ездить на войне было непросто, зачастую по бездорожью, в гололёд и пургу. Ведь у Жукова было такое правило: перед каждым наступлением самому лично наблюдать за передним краем неприятеля. Не раз бывшего гонщика выручала быстрая реакция, отличное знание техники и крепкие, закалённые в спорте нервы. В свою очередь, Жуков полностью надеялся на профессиональные навыки Бучина и редко, в исключительных случаях делал ему замечания.

Подарок лучшему шофёру

«Кстати, я читал, что Жукова какие-то генералы упрекали (задним числом!) в резкости и даже грубости. Свидетельствую: это оговоры. Никогда в моём присутствии не было случая, чтобы он накричал на подчиненного. Сурово говорил - да, распекал – да, но крик и оскорбления – этого не было. Он всегда держал себя в руках, не опускался до брани.

Вместо послесловия

Фото из личных архивов Анатолия Белоусова и Александра Бучина.

Чтобы оставить комментарий необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.

Со дня Великой Победы прошло уже 72 года. Ветераны уходят из жизни один за другим. И очень важно сохранить память о каждом герое Великой Отечественной войны.

Сегодня, 14 февраля, исполнилось бы 100 лет моему дедушке - ветерану Великой Отечественной войны Павлу Федоровичу Парамонову.


Он родился 14 февраля 1918 года в деревне Александровское Издешковского района Смоленской области. Это село – бывшее имение брата адмирала П.С.Нахимова. Здесь родился Маршал Советского Союза М.Н.Тухачевский.


Отец Павла – Федор Парамонович Фомичев – был родом из зажиточных крестьян, семья имела свою лесопилку (в советские годы она стала лесопильным заводом). Мать – Екатерина Сергеевна – происходила из дворянской семьи, имела гимназическое образование. Главой семьи был дед Парамон (по его имени детей в школе записали Парамоновыми, а про настоящую фамилию – Фомичевы – никто и не вспомнил).


В семье было пятеро детей. Павел, как и его братья и сестры, учился в сельской школе, был очень смышленым мальчишкой. С детства мастерил игрушки и другие поделки из дерева. Сам смастерил деревянный велосипед. После этого даже взрослые стали просить его о помощи, когда им нужно было что-то отремонтировать.


В начале 30-х гг. беда пришла в семью Парамоновых. Их крепкое хозяйство попало под раскулачивание. При непонятных обстоятельствах погиб отец. Мать как врага народа посадили в тюрьму. Младших детей забрали родственники. Ответственным за хозяйство остался 12-летний Павел и его 10-летний брат Василий. У ребят была одна лошадь и огород, однако они смогли выжить и сохранить хозяйство.


После трех лет мытарств и тяжелейшей жизни Павел с младшим братом переехали в Луховицкий район Московской области (поселок Белоомут) – в семью старшего брата Якова. Там 16-летний Павел научился водить машину и освоил профессию механика, а в 18 лет был призван в Красную Армию, Забайкальский военный округ.


В 1939 году началась война с японцами на Халхин-Голе. Воинская часть, где служил Павел Федорович, находилась в центре военных событий. Как отличного водителя и механика его прикомандировали в штаб Командующего авиационными войсками, дважды Героя Советского Союза Я.В.Смушкевича, который в начале 1941 года был расстрелян как враг народа, а реабилитирован в 1954 году.



В дальнейшем служба Павла Федоровича была связана с командующим корпусом Г.К.Жуковым: он был назначен его личным водителем-механиком. По воспоминаниям моего деда, Жуков был очень требовательным командиром, организованным человеком. Высоко ценил Павла Федоровича, отмечал его смелость и находчивость.


Павел Федорович неоднократно рисковал жизнью, попадая в разные переплеты на линии фронта. Впоследствии часто вспоминал, что не раз во время передышек между боями Жуков просил остановить машину в степи, брал в руки гармонь и под ее звуки обдумывал план ведения боевых действий.



Началась Великая Отечественная война. Павел Федорович служил в дорожных войсках Советской армии. Дорожное обеспечение кампании 1941-1942 гг., особенно в ходе наступления под Москвой, было первым крупным испытанием для дорожников. Отступавший противник всеми способами стремился задержать наступление наших войск, разрушая дороги и мосты через реки Волга, Угра, Руза, канал имени Москвы.


Восстановление дорог приходилось вести в 30-градусные морозы днем и ночью, работая по 12-15 часов в сутки. За время битвы под Москвой военные дорожники Западного фронта построили и восстановили более 200 мостов и автодорог общей протяженностью более 2000 километров на линии фронта под огнем и на заминированных территориях.



После победы над фашистской Германией Павел Федорович продолжал работать в системе Управления строительства автомобильных дорог.


Без отрыва от производства окончил Свердловский дорожно-строительный техникум и Советско-партийную школу, затем был рекомендован на службу в Министерство государственных материальных ресурсов СССР и назначен директором материально-технической базы в г.Одинцово Московской области.


В 1964 году путем преобразования материально-техническая база была переведена из Одинцова в подмосковный поселок Архангельское. Там Павел Федорович проработал 25 лет, пока не ушел на заслуженный отдых.



Родные и друзья знали Павла Федоровича как человека увлеченного, образованного, интеллигентного. Он в совершенстве знал технику, самостоятельно изготавливал мебель, увлекался рисованием, охотой и игрой на гармони, много путешествовал по стране.


Верной спутницей всей его жизни была любимая жена Александра Олимпиевна, вместе с которой они несколько десятилетий проработали в одной организации.


Супруги воспитали троих детей, дали им хорошее образование.


За годы жизни Павел Федорович был награжден многими правительственными наградами, снискал огромное уважение и любовь родных, друзей, однополчан. Он активно участвовал в общественной жизни, избирался в органы судебной власти, возглавлял избирательные комиссии по выборам в высшие и местные органы власти.


В жизни Павла Федоровича было много экстремальных ситуаций: тяжелое детство, война, восстановление народного хозяйства. Все это подорвало его здоровье, и после продолжительной болезни 3 апреля 1998 года на 81-м году жизни Павел Федорович скончался. Похоронен на Пенягинском кладбище в г.Красногорске Московской области.

Довелось Александру Бучину возить маршала и по Дороге жизни, проложенной прямо по льду Ладожского озера. Это был настоящий ад. Кромешный. Постоянные налеты немецкой авиации превращали толстенный лед в подобие решета, в громадные дырки которого уходили на дно Ладоги тысячи машин, груженных боеприпасами, продовольствием, эвакуировавших из осажденной крепости-города раненых, детей, женщин, стариков.

Вдоль дороги в снежных капонирах были установлены зенитные орудия. Путь был обозначен деревянными вешками, а регулировщики в тулупах до пят железными шестами указывали проложенную колею. Несмотря на эти меры, шоферу Георгия Константиновича приходилось смотреть в оба! Ведь немцы не прекращали бомбить и обстреливать эту дорогу. А. Бучин всегда из таких поездок возвращался вымокшим до последней нитки, столь сильным было физическое, нервное напряжение человеческих сил водителя. Ведь он нёс особую ответственность за жизнь Георгия Константиновича – предвестника и созидателя будущей Великой Победы.

Не прекращая возить маршала, Александр Николаевич в сентябре 1945 года становится многократным призером всероссийских соревнований по кроссу на 100 километров. На своем гоночном мотоцикле БМВ Р-51 он несколько раз приводит спортивную команду Военного совета Бронетанковых и механизированных войск Красной Армии к победам. За спортивный успех ему выплачивается денежная премия в размере 12000 рублей.

27 апреля 1950 года – арест. Говорит заслуженный фронтовик:

Через три года А. Бучина выпустили из лагерных оков и амнистировали после смерти тирана.

Вспоминает герой нашего материала:

Последние годы маршал Победы жил на улице Грановского с первой женой Александрой Деевной, а потом женой полководца стала Галина Александровна, и он проживал с ней на казенной служебной даче. Был еще маленький домик по Киевскому шоссе, недалеко от Первопрестольной.

Крепким мужским рукопожатием я простился с личным водителем Георгия Константиновича Жукова, с человеком, за плечами которого 170 тысяч фронтовых километров рядом с великим маршалом Победы.

Читайте также: