Кто как сидит за рулем

Обновлено: 30.06.2024

Начинаем первую часть серии статей Управление автомобилем с небольшого отступления. Это необходимо для того, чтобы с самого начала понять важность повторения правильных действий в процессе обучения.

Чем более ясно вы себе представляете предмет, и понимаете для чего он нужен, тем более эффективно будут усваиваться теоретические знания.

Данный материал не претендует на совершенство, тем не менее, любой читатель найдет для себя что-то полезное.

Приступая к изучению автодела начинать следует с формирования привычек. Известно, что привычки формируются в результате многократного повторения чего-либо. Если требуется что-то запомнить – нужно многократно (или не очень, в зависимости от степени усвоения) это повторить.

Если требуется освоить какое-нибудь упражнение, то для результата необходимо, опять же, повторить его несколько раз. С каждым разом станет получаться все лучше и лучше.

Так вот, с самого начала автомобильной практики необходимо формировать в себе правильные привычки. Достигается это путем каждодневного повторения правильных действий за рулем.

Не вдаваясь в философию, правильные действия — это те, которые в процессе управления автомобилем приводят к желаемому, т.е. к нужному результату, и это достигается наименьшими усилиями и наименьшим количеством телодвижений.

Другими словами, в результате правильных действий водителя автомобиль без толчков и рывков движется в заданном направлении с желаемой (заданной) скоростью.

Правильность действий достигается тем, что посадка водителя за рулем, хват руля, непосредственно руление, переключение передач, ускорение, замедление автомобиля и т.д. выполняются всегда одним и тем же способом в спокойной манере.

В критической ситуации водитель поступает обычно так, как привык. Поэтому привыкать тоже нужно правильно. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы довести управление автомобилем до автоматизма.

Посадка водителя за рулем

Основа всех правильных действий за рулем — это посадка. НЕ процесс посадки в том смысле, каким образом вы попадаете в салон автомобиля, а именно посадка (расположение) за рулем в процессе управления автомобилем.

Посадка водителя за рулем должна быть такой, чтобы было удобно работать рычагами управления, удобно наблюдать обстановку вокруг автомобиля, и своевременно реагировать на ее изменение.

Как убедиться в том, что вы сидите за рулем правильно = удобно? Для этого нужно своей спиной упереться в спинку кресла (сиденья), полностью выжать педаль сцепления до пола, и обратить внимание на положение своих рук и ног.

Подгоните сиденье так, чтобы нога была не полностью выпрямлена, а чуть согнута в коленном суставе. При этом правая рука должна свободно дотягиваться до рычага переключения коробки передач в положении самой дальней от водителя передачи (если КП механическая).

Спина остается прижатой к спинке сиденья и ни в коем случае не должна скользить вверх! Если это происходит, значит, спинка сильно наклонена. Спинка сиденья должна быть в почти вертикальном положении — наклон примерно 10 градусов.

Т.е. в таком положении мозг корректно улавливает любое отклонение автомобиля: и вертикальной, и в горизонтальной плоскости, в т.ч. смещение с курса передней или задней оси автомобиля (снос или занос).

Расстояние от груди до руля измеряется примерно так: Отрегулировав сиденье для удобства работы с педалью сцепления и тормоза, сядьте и прижмитесь лопатками к спинке сиденья. Согните кисть любой руки в запястье, и положите изгибом на верхнюю точку рулевого колеса.

Изгиб запястья должен лечь ровно на обод руля в его верхней точке. Рука при этом должна быть естественным образом чуть изогнута в локте.

Правильный хват руля

Чтобы лучше сориентировать положение рук на руле – есть один способ. Положите растопыренные ладони на обод руля, чуть выше горизонтальной оси, и слегка покрутите их в разные стороны. В какой-то момент каждая из ладоней как бы провалится в ямку. Это обод руля занял свое место в ладонях.

Теперь можно сжать кисти рук вокруг обода руля — это и будет ваш правильный хват. При этом не следует сильно сжимать рулевое колесо. Кисти рук не должны быть напряжены. Угол между плечом и предплечьем при таком хвате и правильно отрегулированном сидении составляет примерно 120 градусов.

Позднее необходимо будет научиться быстро переставлять правую ногу с газа на тормоз.

Некоторые курсанты на стадии обучения пытаются нажимать на тормоз левой ногой. Это грубая ошибка! Вы либо ускоряете автомобиль, нажимая на газ (правой ногой), либо тормозите (замедляете движение), нажимая на тормоз (опять же правой ногой).

Положение ног на педалях

Левую ногу целесообразно расположить на упоре для ноги (маленькая площадка слева от педали сцепления) так, чтобы в любой момент можно было перенести ногу с упора на педаль сцепления. Если такого упора нет, то просто поставьте пятку на пол, а стопу облокотите на арку переднего колеса, так, чтоб вам было удобно.

Еще не рекомендуется ставить левую ногу на пол, под педаль сцепления — из такого положения не всегда возможно быстро поставить ногу на педаль.

Разумеется, если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, то левую ногу даже не придется убирать с упора.

Настройка зеркал заднего вида

Зеркала заднего вида бывают плоские и сферические или панорамные. Сферическое или панорамное – это слегка изогнутое зеркало, и в него видно чуть больше, чем в прямое.

Которому именно отдать предпочтение это дело вкуса, можно попробовать и то и другое, но как говорят специалисты, в машине хоть одно зеркало должно быть прямым. Почему это так?

Дело в том, что сферические зеркала отдаляют картинку, тем самым искажая расстояние до тех, кто находится сзади вас. К таким зеркалам нужно будет сначала привыкнуть, одновременно учитывая расстояние отдаления.

Зеркала

Регулировать зеркала следует таким образом: в салонном зеркале заднее стекло должно быть видно полностью, желательно с захватом правого заднего стекла, а в боковом зеркале заднего вида должна быть видна дорога и немного заднее крыло автомобиля. Линия горизонта в отражении проходит посередине зеркала.

Ремни безопасности

Нужно просто запомнить правило: абсолютно все сидящие в автомобиле должны быть пристегнуты. Вы, как водитель, — в первую очередь. И дело даже не в штрафе за не пристегнутый ремень, а в элементарной безопасности.

К тому же, когда вы привыкните ездить с пристегнутым ремнем, то убедитесь, насколько комфортно ремень прижимает корпус тела к спинке кресла. А если вам случится в это время активно работать рулевым колесом, то поймете как это удобно и безопасно.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 12.07.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Как подключить телефон к автомагнитоле и включить музыку в машине

Узнай первым о выходе нового полезного контента

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.


Автор: Валерий Моторин Раздел: СБОРНИК

Большинство водителей знают, как надо правильно сидеть за рулем. Но, к сожалению, немало и тех, кому на это абсолютно наплевать. Потому что неудобно, потому что слишком высоко, потому что слишком жестко. Между тем, правильное положение за рулем не только гарантирует безопасность, но и обеспечивает комфорт в поездке. Ниже приведем самые распространенные ошибки.

1. Неправильный хват руля

Многие водители утверждают, что правильное положение рук на руле определяется условным часовым циферблатом, роль которого выполняет рулевое колесо. Все они делятся на два лагеря: первые утверждают, что руки надо держать на без пятнадцати три (т.е. на 9 и 3 часах), вторые – на без десяти два (10 и 2 часа). Последние сильно заблуждаются. Исследования автомобильных концернов не оставляют по этому поводу никаких сомнений. Держа руки в положении 10 и 2, при активном вращении рулем, усилия распределяются неравномерно, и водитель не имеет полного контроля над процессом управления. Руки, расположенные на 3-х и 9-ти часах, находятся в самом правильном положении. Водитель, который ведет автомобиль одной рукой, а другую держит на рычаге переключения передач, подвергает себя опасности, так как не сможет адекватно и быстро отреагировать на происходящее на дороге.


2. Прямые ноги

Это наиболее распространенная ошибка, которая имеет тяжелые последствия в случае серьезной аварии. Ноги во время движения должны быть немного согнуты, даже когда полностью выжата педаль сцепления. Нельзя допускать, чтобы нога полностью была выпрямлена в колене, а голень и бедро образовывали одну прямую. Тем более опасна позиция, при которой приходится отрывать таз от сиденья, чтобы полностью нажать педаль. В случае удара по выпрямленной ноге весь импульс передается на бедро. Если же нога окажется слегка согнутой в колене, то энергия удара рассеется: нога еще сильней согнется в колене, но катастрофических последствий удастся избежать.


3. Слишком низко расположен подголовник

Подголовник не предназначен для обеспечения комфорта. В первую очередь – это элемент безопасности. Поэтому в Volvo подголовники вообще не регулируются, чтобы исключить возможность неправильной настройки. Слишком низко установленный подголовник – все равно, что отсутствует. В результате при ударе сзади возникает резкое хлыстовое движение головой назад, что приводит к повреждению шейных позвонков. Поэтому подголовник должен быть выдвинут так высоко, чтобы его верхний край был почти на уровне макушки головы. В этом случае при столкновении подголовник предотвратит длинное движение головой. Многие подголовники нового типа так же имеют регулировку по горизонтали. В этом случае он не должен располагаться от затылка не далее чем на 3-4 сантиметра.


4. Большой наклон спинки

Автогонщики сидят в креслах со спинкой установленной вертикально. И это не случайно. В этом положении лучше контроль над рулем. Кроме того, как это не парадоксально звучит, но при таком положении позвоночника спина устает меньше. Главное, чтобы обе лопатки постоянно касались спинки сиденья, независимо от выполняемого маневра. Для этого спинка кресла должна иметь специальный изгиб, который предотвращает отрыв лопаток от поверхности кресла даже при максимальном повороте плеч. Иначе в момент отрыва лопаток водитель начнет хвататься и виснуть на руле, и не сможет контролировать его, как следует.


5. Ненатянутый ремень безопасности

После регулировки кресла большинство водителей просто накидывает ремень безопасности и отправляется в путь. Между тем, ремень должен быть натянут. Эта ситуация часто наблюдается зимой, когда водители в толстых куртках небрежно накидывают ремень. Хуже, когда некоторые автолюбители оставляют ремень, пропущенным за спиной, чтобы обмануть сигнализатор непристегнутого положения ремня. В идеале нижняя часть пояса безопасности лежит на животе, слегка касаясь бедер. Верхняя его часть должна проходить через центр груди и располагаться посередине между краем плеча и шеей. Даже, несмотря на толстую куртку, необходимо располагать ремень так, чтобы он обхватывал тело.


6. Неправильное удаление от руля

Регулировка руля по вертикали и горизонтали – изобретение последних лет. Она имеет немаловажное значение. Большой процент автомобилистов располагает руль слишком близко к себе. Они так поступают, надеясь на лучший контроль над дорогой. Между тем, такое расположение руля может иметь фатальные последствия в момент аварии. Когда рулевое колесо находится на расстоянии менее 35 сантиметров от грудной клетки, подушка безопасности скорее причинит боль и нанесет травмы, чем защитит от повреждений. Поэтому 35-40 см – это самое оптимальное положение: ни больше и ни меньше.


7. Слишком высокая или низкая посадка

Кресла в большинстве автомобилей имеют очень широкий диапазон регулировок. Многие водители устанавливают его максимально низко, насколько это возможно. Так любят поступать молодые водители, предпочитающие ощущать себя за рулем низкого спорт-кара. Это ошибка. Чем ниже располагается водитель, тем сильнее ограничивается его поле зрение как вперед, так и назад. Наиболее оптимальное положение то, при котором голова будет находиться на расстоянии 10-15 сантиметров от потолка автомобиля. Садиться выше не рекомендуется из-за опасной близости головы к потолку, что может привести к серьезным травмам при переворачивании автомобиля.

Казалось бы, какое имеет значение, как именно человек сидит в машине за рулем. Однако на практике это чрезвычайно важно во многих отношениях. Это отлично понимают опытные водители, выработавшие с годами правильную технику сидения в салоне, что однозначно помогает им в дороге. В свою очередь, есть и такие автомобилисты, которые в силу разных причин недооценивают этот фактор, а подчас даже откровенно игнорируют его, тем самым поневоле осложняя свою работу по управлению автомобилем.

Как правильно сидеть за рулем автомобиля

К сожалению, широко наблюдается также элементарное незнание основных принципов, приемов техники сидения. Но восполнить пробел о правильной посадке за рулем очень важно. Это, несомненно, поможет множеству автомобилистов объективно взглянуть на себя стороны, оценить собственные привычки, а при необходимости и внести в них необходимые изменения.

Важность правильной посадки

Грамотная посадка имеет несколько важных аспектов. Прежде всего, разумеется, профессиональный аспект. Так, от правильной позы зависит работоспособность водителя, возможность быстро принимать адекватные решения в ситуациях, сложившихся во время движения. Неграмотная посадка, наоборот, будет способствовать его усталости, плохому обзору дороги и т. п., что чревато нежелательными осложнениями, вплоть до ДТП.

Иными словами, от позы напрямую зависит безопасность человека. Помимо всего, она даёт ему необходимый комфорт. Действует также сугубо медицинский фактор. Дело в том, что неправильное сидение за рулем, особенно если поездка дальняя, продолжительная во времени, негативно сказывается на самочувствии человека, может провоцировать повышение его давления, обострение прочих недугов, например, шейного остеохондроза. Нельзя отвергать и чисто психологический фактор. Так, неуверенная поза водителя, не позволяющая ему чётко вести машину, автоматически сказывается на настроении пассажиров.

Правильная посадка: безопасность и комфорт

Чтобы определить алгоритм того, как правильно сидеть за рулем, необходимо взять за основу, прежде всего, рекомендации медиков. Они советуют такую позу, при которой напряжение тела за рулем сведено к минимуму, и водитель чувствует себя максимально удобно. Исследования работы множества водителей, целевые научные эксперименты доказали, что за рулём следует всячески избегать прямых рук и ног. Это не просто неудобно, но ещё и не позволит, в случае аварийного удара, смягчить его, не допустить тяжёлых последствий.

Правильная посадка за рулем

Кресло

Важность рассматриваемого вопроса о том, как должен сидеть водитель, подчёркивается неустанными конструкторскими решениями фирм, производящих современные автомобили. Они стараются, в частности, сделать конструкцию кресел такой, чтобы при правильной подгонке она максимально удовлетворяла водителя. Регулируют их в зависимости не только от роста и других особенностей сидящего за рулём человека, но и его привычек. При этом нередко нарушается главная заповедь. Так, после всех предусмотренных инженерами видоизменений кресло должно быть настолько удобным для сидения, чтобы в нем не чувствовали напряжения позвонок, мышцы спины, суставы и т. д. Это достигается лишь тогда, когда спина полностью упирается в спинку сидения.

Максимально удобно подогнав сидение, приступают к подгонке руля. Есть твёрдое правило, которое желательно реализовать на практике. Оно гласит, что между ногами и ободом руля водитель должен без усилий просовывать свою ладонь. Считается, что именно такое расположение руля самое удобное, не перекрывая панель приборов. И уж ни в коем случае не следует его делать площадкой опоры, чтобы водитель как бы нависал над ним, опирался на него своей массой. На нём желательно располагать только массу рук.

Также надо стараться не держать руки в точках, где в руль вмонтирована подушка безопасности, если в данной модели автомобиля такое предусмотрено. Что касается расстояния от руля до водителя, то правильным будет такой вариант, когда запястьями можно без усилий дотянуться до верхушки рулевого колеса, а линия его ступицы нацелена не в живот, а в лицо.

Руки водителя на руле

Важно подгонять водительское сидение машины, чтобы было удобно ногам. Но также не менее важно, как водитель располагает свои ноги на педалях. Следует рассмотреть пример, для чего нужно расположить левую ногу на педаль сцепления, а правую – на тормозную педаль. Пятка каждой ноги должна находиться в нижней части педали. И ещё одно золотое правило вождения — при переносе ноги на другую педаль нельзя отрывать стопу, иначе говоря, надо постоянно сохранять устойчивость ноги, чтобы, если понадобится, можно было быстро совершить этой ногой нужный маневр. Игнорирование этого правила характерно для начинающих и малоопытных автомобилистов.

Есть и интересная форма практической проверки, правильно ли сидит водитель. Для этого он должен оторвать ступни ног от пола салона, а руки – от рулевого колеса. Если после этого тело не валится назад или вперед, то посадка грамотная, а если оно неустойчиво, регулировку надо продолжить до желаемого результата.

Подголовник

Правильная посадка водителя за рулём немыслима без подголовника. К сожалению, многие автомобилисты недооценивают его роль в машине, и напрасно. Если он правильно отрегулирован, то это создаст водителю дополнительный комфорт, опору для головы и уверенность в себе. Подголовник выставляют таким образом, чтобы плечи, затылок и спина составили одну линию с углом в 110 градусов – это самая безопасная поза. Естественно, надо предусмотреть также нормальный люфт между головой, потолком.

Ремень безопасности

Убеждать в важности его применения нет никакой необходимости. Но не все знают, что от него тоже требуется правильная регулировка. Ключевое требование к нему следующее: его надо устанавливать в районе грудной клетки, но не горла. Это исключит в аварийной ситуации его нежелательный напор на горло, что в случае ДТП, сильного удара подчас заканчивается плачевно. Не надо также делать его чересчур тугим. Между ремнем и грудью должна проходить водительская ладонь.

Водитель пристегивает ремень безопасности

Правильное положение рук на ручке КПП

Читайте также: