Кто работает водителем автобуса

Обновлено: 19.05.2024

И так, для начала мне предстояло отработать полгода по 204 маршруту московского автобуса. Я был распределен в бригаду на свободную машину, на которой работал водитель без сменщика. Естественно, этот автобус был, далеко не первой свежести и его техническое состояние было далеким от хорошего. Вспоминаю свой первый выезд на линию. С вечера я набросал на бумажке порядок действий, чтобы от волнения ничего не забыть. Точно также как и на стажировке с инструктором, я получил путевые документы, прошел медиков, получил билеты в отделе сборов, получил аппаратуру АСКП, принял автобус у механика колонны, сверился со своим списком и неспешно выдвинулся на маршрут. Ох, что же творилось у меня внутри. Помимо естественного волнения была и неподдельная эйфория. Выехав за ворота автобусного парка, я вспомнил как мы с моим другом детства Ромкой, еще, будучи детьми, приезжали на это предприятие, чтобы фотографировать автобусы, а уезжали с огромным желанием работать здесь. Для одного из нас эта мечта сбылась. Помню своего первого пассажира, вернее пассажирку – девушка лет двадцати пяти в очках с планшетом в руках. В рейс отправился без опоздания. Вопреки всем скептическим внутренним настроям я уверенно выполнял свой первый самостоятельный рейс.


ЛиАЗ 5292: №031271, 031231, 031286

Стоит рассказать о некоторых должностях и терминах специфичных при работе на этом предприятии, то с чем водитель сталкивается каждый день.


ЛиАЗ 5292 №031277

Выход – это конфигурация рабочего дня водителя с привязкой к расписанию и конечной выработкой. В расписании отражено: время выезда из парка, время прохождения контрольных точек, время начала и окончания обеда, время окончания работы, общая выработка в часах. К примеру, если на маршруте работает двадцать автобусов, соответственно, работает и двадцать выходов. Каждый из этих автобусов работает на своем выходе. Выходы могут быть двухсменными – один водитель работает с утра до вечера, или трехсменными – день делят два водителя. Первый работает с раннего утра и до середины дня, а второй работает с середины дня до поздней ночи. У каждого выхода есть свой номер и этот номер не случаен. В период моей работы, выходы классифицировались следующим образом:

- Двухсотые выходы (201, 202, 203 …) – это трехсменные выходы. Согласно такому выходу, автобус выезжает из парка примерно 4.30 – 5.30 утра, один короткий обед, примерно в 14.30 – 15.30 происходит пересменка на линии и к работе приступает второй водитель, который пригоняет автобус в парк примерно в 02.00 – 02.30 ночи. Для второго водителя так же предусматривается небольшой обед.

- Семисотые (701, 702 … 710 …) – двухсменный выход. Согласно этого выхода, автобус выезжает из парка около 7.00 – 7.30 утра, два обеда по 1,5 – 2 часа каждый, возврат в парк между 21.00 – 22.30.

Подробнее о выходах, читайте здесь.

Механик колонны – это лицо, отвечающее за исправность и сохранность техники. По возвращении автобуса с линии, водитель передает заправленный и вымытый автобус на поруки механика колонны. Если по автобусу есть замечания или требуется выполнить какой-то ремонт, то механик колонны обязан принять от водителя заявку, осмотреть машину и оформить документацию для ремонта. Перед выездом водитель принимает исправный, заправленный и вымытый автобус у механика колонны. Механик колонны подчиняется начальнику колонны. В ведении механика колонны находятся перегонщики.

Выдержка автобуса на конечной станции - применяется для обеспечения равномерных интервалов при опоздании ТС при сбое движения.

Нулевой рейс - пробег автобуса из парка до пункта начала производственного рейса и обратно, после окончания работы на маршруте.

Теперь попробую описать рабочий день водителя автобуса в двух вариантах: при работе на двухсменном выходе и на трехсменном.

I. Рабочий день водителя автобуса, при двухсменном выходе.

Стоит рассказать и о

II. Рабочий день водителя автобуса, при трехсменном выходе.


ЛиАЗ №031298

Работаю 4 года. Подъем в 4. Уходишь твои спят, приходишь опять спят. Напарник частенько раздолбай т.к двоих нормальных на машину не сажают… запчастей нет и тд и тп… Велком.

Работаю водителем автобуса уже с 7 лет на одном и том же маршруте. Пожалуй водитель — это мое призвания. Очень люблю эту работу. Постоянно в движении, постоянно за рулем. За 7 лет работы уже выучил всех людей, практически каждого знаю по имени, где живет, где работает, сколько детей и т.д. Как бы не парадоксально это не звучало, но за время работы приобрел много новых знакомств, новых связей во всех сферах. Конечно присутствует доля ответственности на пассажиров, поэтому всегда нужно держать себя в тонусе и выработать определенный режим дня. В целом работа не пыльная, сидишь крутишь баранку и общаешься с людьми.

Здравствуйте, а скажите пожалуйста, в каком парке вы работаете? А то собралась ехать поработать, а отзывы, всё чаще ужасные. Спасибо

День добрый. Прочёл ваш отзыв о работе водителем автобуса. Как я понял вас все устраивает. Тоже хотел бы устроиться, скажите номер парка?

Работаю водителем автобуса уже около года. Работа мне очень нравиться. Я вообще всегда мечтал всю жизнь быть водителем, и моя мечта, как говорится сбылась.работа хоть и не простая, так как ты, постоянно в ответе за людей которых ты везешь, но мне она очень нравится тем, что я постоянно в движении, и не сижу на месте. Зарплата здесь очень хорошая, хотя такой труд, как известно, всегда хорошо оплачивался. У нас очень дружный и хороший коллектив, мы все друг за друга горой. Руководство адекватное и внимательное к каждому из нас. в целом, придраться здесь не к чему. Я доволен своей работой вполне.

Работа начинается в пять утра и заканчивается в 23 часа

На работу приходится вставать ни свет, ни заря, чтобы в 05.30 выйти на работу. Перед выездом на линию нужно приехать в гараж, пройти медицинское обследование, взять путевку. С 6.00 начинается уже плотная работа, аккурат до 23.00.

- Многие удивляются грубости водителей: мол, мы угрюмо выглядим и неохотно отвечаем на их простые вопросы. А откуда улыбке взяться? На реверансы просто иногда действительно нет сил. Да и пассажиры, прямо скажем, не всегда попадаются адекватные. Летом в автобусе жарко, но людям кажется, что страдают от зноя только они.

На днях вот женщина устроила скандал, потому что ей в автобусе было жарко и не работает кондиционер. Честно пытался ее успокоить: объяснял, что автобус - не моя собственность и за его техническое оснащение отвечает перевозчик. Тогда дамочка заявила, что я сам обязан за свои деньги установить в автобус кондиционер, раз уж на нем езжу. Вот как с такими общаться? Настроение она мне точно испортила. И в такие моменты хочешь - не хочешь, а срываешься на людей, особенно когда они не проходят по салону и толпятся прямо под носом, в начале автобуса.

Когда на линии в три раза меньше автобусов, чем нужно, пассажиры дольше стоят под жарким ростовским солнцем

Когда на линии в три раза меньше автобусов, чем нужно, пассажиры дольше стоят под жарким ростовским солнцем Фото: Артур СЕЛИМОВ

- Но, если бы все проблемы сходились только на пассажирах, жизнь была бы, наверное, скучной.

У нас есть и маршруты-конкуренты. И так уж выходит, что нам с ними приходится бороться за пассажиров. Если не обогнать коллегу и не навязать ему темп, то он будет поджидать тебя на остановке и забирать всех твоих пассажиров. И так на протяжении всего маршрута.

А чтобы такого не было, нужно, чтобы на линии находилось много машин. Но у нас в автопарке из 15 автобусов работает только пять. С таким количеством приходится наматывать круги по маршруту без отдыха. А людям на остановке кажется, что прошло не пять минут, а – вечность. И, как результат, нервные они садятся в автобус, а ты едешь уже как на пороховой бочке.

Конечно, бывают и те, кто звонит и жалуется на нашу работу: начальство вызывает и проводит беседы. Но все понимают, что работать за баранкой просто некому. Профессия не почетная, нервная и на износ, а зарплаты – низкие. Только жители из бедных регионов и отдаленных деревень и соглашаются работать у нас от безысходности.

А еще на дороге приходится "играть" в догонялки с автобусами маршрутов-конкурентов

А еще на дороге приходится "играть" в догонялки с автобусами маршрутов-конкурентов Фото: Артур СЕЛИМОВ

Но в версию про метан я почему-то не верю. Во-первых, баллоны с газом, как правило, ставят со стороны пассажирской двери сзади, а в той части, где был взрыв, есть только аккумулятор. У меня, бывало, вытекал метан: но он имеет специфический запах, и это невозможно не заметить - сильно шипит, и, если заглушить двигатель, электромагнитный клапан сразу перекроет емкости.

Были инциденты, когда взрывались композитные баллоны, но на автобусы ставятся тяжелые металлические - они намного крепче и массивнее. А определить, было ли установлено газово-баллонное оборудование проще простого. Например, на наших автобусах ставят три баллона, и даже, если один взлетит на воздух, останутся еще другие. Пусть в этом следователи разбираются

Но ситуация, действительно, страшная: что бы там ни взорвалось, погибли люди. А этих смертей можно было избежать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

А в ГИБДД - какие за это предусмотрены штрафы (подробнее)

Возрастная категория сайта 18 +

Водитель автобуса – эта профессия постепенно утрачивает популярность, но не потому, что она очень сложна или имеет какие-то негативные особенности. Причиной становятся реалии современности и довольно низкая оплата этого тяжелого и ответственного труда.

Содержание статьи

Водитель автобуса: реалии профессии в нашей стране

  • Водитель автобуса: реалии профессии в нашей стране
  • Как стать водителем
  • Работа водителем автобуса: взгляд изнутри

Современная молодежь, к сожалению, не стремиться освоить профессию водителя общественного транспорта. Молодые люди далеки от романтизма, а если и мечтают сидеть за рулем, то только личного автомобиля престижной марки. Водителями же автобуса становятся те, кто просто не мыслит себя без автотранспорта, отлично водит, но другого применения своему таланту и желаниям не нашел.

Водитель автобуса – кто он


А ведь водитель автобуса – это, прежде всего, представитель автотранспортной компании, ее лицо и ее главная составляющая. Именно на водителе лежит ответственность за успешность фирмы, ее репутацию. Кроме того, он отвечает за безопасность пассажиров, качество обслуживания, техническое состояние автобуса и своевременную доставку клиента.

При приеме на работу к водителям предъявляют высокие требования не только в плане мастерства вождения. Кандидат на эту вакансию обязан быть опрятным, коммуникабельным, пунктуальным и обязательным человеком, уметь моментально реагировать на критические ситуации, оказать первую медицинскую помощь при необходимости. Кроме того, он должен знать устройство транспортного средства, чтобы в случае поломки автобуса вдали от населенного пункта устранить неисправность и продолжить движение.

Особенности профессии в нашей стране

В России в последние десятилетия снизилась популярность профессии водителя автобуса. Для возврата ее популяризации государством приняты меры по увеличению оплаты этого тяжелого труда, но и требования к кандидатам стали гораздо жестче. Кроме профессиональных навыков, предъявляются требования и к состоянию их здоровья, возрасту и стажу вождения автотранспорта.

Несмотря на повышение заработной платы, многие водители не задерживаются надолго в профессии, так как при поступлении просто не понимали всей сложности этого занятия. Водитель автобуса встает ранним утром, ведь до выхода на линию он обязан проверить исправность транспорта, пройти медицинское освидетельствование на предмет употребления алкоголя, фиксации показателей артериального давления и оценки общего состояния здоровья. Малейшее отклонение в показателях служит причиной запрета на выезд на маршрут, а признаки наличия алкоголя в крови еще и наказываются штрафами и могут грозить увольнением.

Тяжело переносить неподготовленным водителям и сложную обстановку на дорогах, и многие, считая сопоставление ответственности, усталости и размера оплаты несоразмерным, отказываются от места водителя автобуса. Часто причиной ухода работников общественного транспорта становится и износ техники, на которой они вынуждены работать.

Тем не менее, при всей сложности и негативных реалиях профессии, правительству удалось снизить процент текучки кадров в автотранспортных компаниях с 25 до 14% и увеличить число абитуриентов в профильных колледжах этого направления.

Работаю уже около 20 лет на маршрутке. Раньше был коммерческим директором, потом заместителем генерального директора частной фирмы. Я пошел на маршрутку ради денег. Сейчас денег там нет. Точнее, нет таких больших, как были. Остаюсь здесь только потому, что уже привык, сработался. Некуда уходить. Да и средняя зарплата все равно больше, чем в том же офисе.


С пассажирами сейчас очень тяжело. Разные попадаются. Сложно работать как раз из-за неадекватных пассажиров бывает. Кто-то проезжает свою остановку, а потом просит открыть двери вне остановочного пункта. А я не могу, за это штраф сейчас двадцать шесть с половиной тысяч рублей. Полторы тысячи платит водитель, двадцать пять – владелец маршрутки. Но по факту все деньги отдает именно водитель, потому что владелец не виноват, что двери открыли там, где не положено.
Еще было: зашла одна девушка бомжеватого вида с ребенком. Едет, не оплачивая проезд, потому что нечем. Она так сказала. Говорю ей, чтоб выходила, раз платить нечем, а она в отказ. Потом на следующей остановке выходила какая-то бабушка, предложила этой девушке шоколадку, угостите, говорит, ребенка своего. Та взяла шоколадку, и давай меня покрывать всеми словами. Вот, мол, бабушка незнакомая шоколадку дала, а ты даже провезти не можешь бесплатно. И я конченый, и семья моя ужасная. Чего только не желала. Угрожал ей, что если не угомонится, то просто выгоню ее. Я же не выгнал только потому, что она с ребенком ехала. В итоге она все равно ехала и ругалась, а потом вышла на своей остановке. Было и так, что мужик зашел на одной из первых остановок, почти доехал до конечной [остановки], а когда народ рассосался, он подошел и попросил сдачу. Я сначала не понял, с какой купюры. Он сказал, что с пятисот. А я еще в начале пути отдал эту сдачу. Она до него просто не дошла, а виноват был я.
Бывает часто еще, что пассажиры свинячат. Наденешь, например, чехлы на сиденья, а люди на них ставят сумки грязные, жвачку клеят, ставят детей ногами грязными. Некоторые режут сиденья, потому что им просто скучно ехать. Часто выбрасывают мусор прямо на пол. А потом люди жалуются, что грязно. Так кто виноват?


Водители между собой тоже ругаются часто. Зачастую из-за графиков. Один влез в график другого – конфликт уже зародился. На конечной они встречаются, и разбираются, кто не прав и почему так вышло. До драк доходит. Бывает и хуже драк. Было такое, что двое между собой также из-за графика поругались, встретились на конечной, один зашел к тому, кто в его график влез, просто чтобы поговорить, а тот без разговоров воткнул ему ножницы несколько раз в ногу. Сухожилие порезал.
Другой случай – тоже из-за графика поругались, один водитель заходил в маршрутку к другому, так же поговорить, а последний дверь закрыл, руку зажал первому, включил передачу, и поехал. Зажатому бежать за маршруткой пришлось какое-то время. Всякое бывает.


Водители часто гоняются друг с другом потому что очень много маршруток с дублирующими маршрутами. Это явно нужно исправлять, тогда и жалоб на гонки меньше будет. По Ленина в сторону вокзала только шесть или семь маршрутов едет. Все летят, чтобы обогнать друг друга и взять хоть какой-то народ. А на остановке подолгу стоят иногда некоторые, потому что сначала обгонят всех, а потом по зеркалам заднего вида смотрят, кто их догоняет. Стараются собрать весь народ, не дать ничего другим. Всё ради заработка.


По выходным дождаться маршрутку тяжело по нескольким причинам: график так устроен, что в выходные дни маршруток намного меньше работает. Если в будние на маршруте десять машин, то в субботу и воскресенье – семь или восемь. А еще по графику, который утвердил УЕЗТУ [управление единого заказчика транспортных услуг] маршрутки должны начинать в выходные работать с девяти-десяти часов утра, и заканчивать в шесть-семь вечера, в то время как по будням на маршрут надо выходить примерно в полседьмого, и до девяти вечера. Поэтому по утрам в выходные тяжело транспорт дождаться. Бывает, что мы проявляем инициативу и выезжаем раньше. Но это неблагодарное дело. Я в выходные выезжаю на маршрут в семь часов, а в итоге меня же козлом называют. Было такое, что пассажирка зашла, и начала возмущаться, мол, стоит, ждет уже час. Вот так пытаешься сделать благое дело, а в итоге опять же я виноват.

Работа, на самом деле, дико напряженная и тяжелая. Сейчас тут работают те, кто здесь давно, лет десять-пятнадцать. Как и я – втянулись и не хотят уходить уже. Молодежь иногда приходит, чтобы заработать деньги, о которых так много говорят, но, как уже говорил, денег-то таких нет больше. Они две-три недельки отработают и убегают.
А тяжелая почему? Нормальный водитель, чтобы заработать денег, должен рассчитать, во сколько и как ему поехать, где конкурента обмануть, а где автобус обогнать, чтобы набрать больше народу за рейс [путь от первой остановки до конечной]. Еще и время дают ограниченное. Ты не можешь ехать, как тебе захочется. За определенное время надо проехать рейс. Еще много неадекватов на легковушках, которым не пропустить маршрутку – это дело чести. Пробки бывают. Тогда нервов уходит гораздо больше.

Читайте также: