Кто сидит за водителем

Обновлено: 06.07.2024

С 1 апреля 2021 года в России изменилась технология сдачи экзамена на водительские права.

Если раньше ученик на экзамене ехал за рулем под страховкой инструктора, сидящего рядом, то теперь на месте инструктора должен сидеть сотрудник ГИБДД. Это прописано в административном регламенте МВД.

Теперь инструктор, он же владелец учебного автомобиля, или садится на заднее сидение, или же ждет на улице, молясь святым, чтобы ученик кого-то не задавил.

  • А если произойдет ДТП, кто отвечать-то будет? — спрашивает автоинструктор Александр. — Ученик ведь еще не получил права. Раньше в подобных случаях отвечал инструктор. А теперь рядом будут сидеть инспектора ГИБДД, и они заявляют, что ни за что отвечать не будет. Мол, мы учеников не готовили и за рулем тоже не мы сидим. Получится, что обвинят владельца авто, то есть меня?

А правда, кто ответит за ДТП? Мы задали этот вопрос автоэксперту Андрею Гречаннику. Он уверен, что инструктору, волноваться не нужно.

  • Автовладельца, максимум, можно признать виновным в допуске к управлению человека без водительских прав, штраф — 20 тысяч, — объясняет Гречанник. – Но сдача экзамена – явно не тот случай. Отвечать должен тот, кто за рулем. Другое дело — кто отремонтирует помятую учебную машину. ГИБДД явно не будет. Ученику тоже не захочется. Следовательно, надо страховать автомобиль по КАСКО или брать расходы по ремонту на себя.

Начальник отдела организации экзаменационной деятельности и предоставления государственных услуг ГУОБДД МВД России, полковник полиции Николай Гиляков рассказал, что в соответствии с федеральным законом о безопасности дорожного движения и ПДД водителем является тот, кто сидит за рулем.

Владелец рядом, а водитель не вписан

Езда за рулём автомобиля водителем, не допущенным в страховом полисе ОСАГО к числу лиц с таким правом, влечёт штраф. Но что, если хозяин машины сидит при этом рядом и вписан в страховку? Будет ли за это штраф как для управляющего, так и для самого владельца авто? Ответ на данный вопрос и сопутствующие ему приводим в этой статье со ссылками на действующее в 2022 году законодательство.

Не вписан в ОСАГО, но хозяин сидит пассажиром – есть штраф?

Да, есть. Согласно части 1 статьи 12.37 КоАП, штраф в размере 500 рублей накладывается на водителя, если он управляет автомобилем, не вписан в полис ОСАГО, и, при этом, сама страховка не допускает ограниченный круг лиц к управлению, а только вписанный в соответствующей таблице на лицевой стороне.

Но что, если вписанный водитель машины сидит рядом? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте приведём полную трактовку наказания:

Управление транспортным средством . с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Как видим, никаких упоминаний о том, что владелец авто сидит на пассажирском сиденье, нет. Законодательство чётко говорит исключительно об управлении таким транспортным средством.

При этом, не штраф будет выписан в любых случаях (даже если все нижеприведённые условия выполняются):

  • если рядом находится просто вписанный водитель, имеющий полное право на управление этим же автомобилем,
  • если рядом сидит хозяин автомобиля по ПТС, свидетельству о регистрации, даже если у него с собой договор купли-продажи на машину,
  • если вы вписаны в ОСАГО, но договор просрочился.

Таким образом, за невписанного водителя за рулём штраф составляет 500 рублей по части 1 статьи 12.37 КоАП, вне зависимости от того, кто сидит рядом.

Предусмотрена ли штрафстоянка?

Нет. Эвакуация машины на штрафстоянку регламентирована также соответствующей статьёй Административного кодекса – 27.13. Здесь перечислены другие статьи этого правового акта, за которые полагается задержание транспортного средства.

И здесь нет ни одной части статьи 12.37. Это значит, что за езду за рулём невписанного водителя выписывается только штраф. Спецстоянка за это не предусмотрена.

Но каждое новое начало движения – в том числе после того, как вас остановит инспектор ДПС и выпишет штраф, образует состав для нового привлечения по этой же статье. Поэтому за руль придётся посадить хозяина машины.

Какое наказание для владельца?

Никакого. Передача управления влечёт санкции при действии в отношении лица в состоянии опьянения, водителю без права управления, без водительского удостоверения и в ряде иных случаев.

Но передача руля водителю, не вписанному в страховку ОСАГО, не влечёт в 2022 году никакого наказания для хозяина автомобиля, даже если он сидит рядом и допускает такое нарушение.

Владелец машины сидит пассажиром - есть ли штраф

А если случится ДТП?

Здесь всё зависит от наличия виновности невписанного водителя в случившемся происшествии.

Обратите внимание, что наличие того факта, что лицо за рулём не допущено по полису к управлению, то европротокол в этой ситуации оформлять нельзя. Гражданская ответственность владельца не застрахована, так как по закону владельцем является именно управляющий (понятия владельца и собственника различны в законодательстве).

Если не виноват

Здесь потерпевшим (выгодоприобретателем) по ОСАГО будет признан только собственник машины. А невписанный в страховку водитель получит штраф от приехавших сотрудников ГИБДД.

Если невписанный виноват

Вот тогда платить придётся не вписанному водителю. Но не непосредственному потерпевшему в порядке выплаты из своего кармана, а страховой компании хозяина машины, которая выставит регрессное требование.

Подпункт "д" пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО предусматривает возможность регресса, если лицо не вписано в действующий полис ОСАГО. И происходит это в общих чертах следующим образом:

  1. происходит ДТП, где выясняется, что водитель-виновник не вписан в ОСАГО (вне зависимости от того, рядом сидит владелец авто или его нет),
  2. потерпевший обращается за возмещением в страховую компанию виновника,
  3. страховая организация возмещает вред потерпевшему,
  4. но затем предъявляет регресс виновному лицу – в один день (в течение срока исковой давности – 3 лет) виновнику по адресу регистрации приходит письмо с таким требованием.

Но есть лазейка!

В условии нашей статьи виновный водитель не вписан в полис ОСАГО. Но хозяин то сидит рядом. И по логике ничего не мешает тому сесть за руль, и тогда не будет никакого регресса.

Более того, в этом случае появляется возможность оформить и европротокол, а потому такой лайфхак подойдёт, даже если хозяин сидит на пассажирском, а не за рулём, потому что не может ехать, если, к примеру он пьян, у него нет с собой водительского удостоверения.

Но обратите внимание, что регрессное требование будет уже хозяину машины в случаях, если:

  • страховка просрочилась,
  • проезжающий мимо вас наряд ДПС неожиданно остановится, проверит собственника надлежащим регламентированным способом и установит состояние опьянения либо тот откажется от медицинского освидетельствования,
  • у собственника просрочились права или их нет,
  • если вы скрылись с места ДТП,
  • и ряда других случаев.

Между тем, есть и препятствие – если потерпевший или свидетели происшествия предоставят видеозапись, где будет отчётливо видно, что за рулём находились не хозяин, то как водителя оформят невписанного водителя. А, если это выяснится уже после страхового возмещения, то образуется состав мошенничества, а это уже уголовная статья.

Появление дорожных камер позволило выявить большее количество нарушителей на дороге. Вместе с этим автомобилисты получили лишние проблемы. Зафиксированные камерой нарушения могут стать причиной долгих разбирательств. Нередко возникают ситуации, когда транспортное средство передается в управление другому человеку. Если он нарушит Правила дорожного движения, наказанию будет подвергаться владелец транспортного средства.

309bda5766803693a041afd1b214a6af_w650.jpg

Если нарушение совершалось повторно на протяжении 6 месяцев, то владелец автомобиля может получить штраф в размере 5000 рублей.

Современное законодательство допускает передачу управления транспортным средством другому человеку. Однако, для этого он должен быть вписан в полис ОСАГО. Есть и альтернативный вариант — страховые компании предлагают для приобретения неограниченные страховки. Если на автомобиль оформлен такой полис, управлять им может любой человек, у которого есть водительское удостоверение. Однако, такая дозволенность может создавать массу проблем для владельца. Все штрафы за нарушения, совершенные на данном автомобиле, будут приходить именно на его имя.

a9032bc6a746bad6bfd8210a2f41ed9e_w650.jpg

По закону у человека есть 10 дней на то, чтобы обжаловать постановление. Для этого нужно успеть собрать все доказательства и предоставить их в ведомство, которое выписало штраф

Совместное пользование. Очень часто возникают обстоятельства, когда владелец использует автомобиль с другими людьми. Значит такого явления допускает страховой полис. Особую неприятность в таком случае представляют письма со штрафами, которые выписываются за однотипные нарушения. Если нарушение совершалось повторно на протяжении 6 месяцев, то владелец автомобиля может получить штраф в размере 5000 рублей. И в таких обстоятельствах будет трудно доказать, что за рулем был другой гражданин.

По закону, у человека есть 10 дней на то, чтобы обжаловать постановление. Для этого нужно успеть собрать все доказательства и предоставить их в ведомство, которое выписало штраф. При благоприятном исходе постановление в отношении владельца будет аннулировано. Но штраф выпишут на имя того человека, который находился за рулем в момент нарушения ПДД.

Презумпция невиновности владельца автомобиля при автоматической фиксации нарушения не действует. Поэтому штраф в любом случае будет выписан на владельца. Пострадавший водитель может взять деньги с того, кто действительно нарушил ПДД, чтобы оплатить штраф. Такой выход не всегда является оптимальным решением проблемы. За повторное нарушение правила можно остаться в некоторых случаях без водительского удостоверения.

a598bdb1add763ab9f0fc32c3bc26724_w650.jpg

Гражданам, которые предпочитают брать ТС в аренду, следует вовремя оплачивать все штрафы. В противном случае арендодатель может потребовать дополнительную компенсацию

Итог. Штрафы с дорожных камер приходят автомобилистам в большом количестве. Однако, не всегда владельцы ТС выступают нарушителями.

Сегодня автомобили — неотъемлемая часть нашей жизни. Конечно, основа управления ими — это ПДД. Но существуют и неписаные правила поведения для автолюбителей, водительский этикет. Те, кто ему следует, вызывают уважение у окружающих на дороге, которые понимают, что перед ними — культурный человек.

за рулем

Особенности этикета

В западных странах о социальном статусе человека во многом судят по автомобилю, на котором он передвигается. Согласно правилам этикета, тот, кто получил повышение по службе, обязан обзавестись и более дорогим и престижным автомобилем. Порой работодатель даже может выдать для этих целей специальный кредит, заботясь об имидже компании. С другой стороны, целенаправленно покупать дорогостоящее авто для демонстрирования своей финансовой состоятельности считается моветоном. К примеру, женам состоятельных мужчин не стоит ездить к себе на работу на Ferrari, хотя и пересаживаться на Lada Kalina тоже не обязательно. Для поездок на любую работу (даже если она — не более, чем хобби) оптимальным вариантом считается автомобиль гольф-класса, пускай и премиального сегмента.

Автомобильный этикет начинается с посадки в машину по всем правилам приличия. Водитель мужчина должен открывать дверь пожилому человеку или женщине; ей также следует подавать руку, чтобы даме было удобнее разместиться в машине. Когда автомобилист возвращается на свое место, он обходит машину спереди так, чтобы пассажир его видел. Если же за рулем автомобиля женщина, то ей следует открывать дверь лишь пожилым людям.

за рулем

Как садиться в машину, мужчина решает сам; женщине, в свою очередь, принято вначале усаживаться, а затем поднимать ноги (при высадке — наоборот). Поскольку пассажиры — это гости автомобиля, каждый из них может выбрать место посадки себе по вкусу. Однако водитель, как хозяин, вправе предложить собственную схему рассаживания в своей машине. Согласно этикету, переднее место рядом с водителем — самое почетное из всех, следующее по престижности то, что находится от него по диагонали. Соответственно, наименее престижным считается место позади водителя. При этом водительский этикет диктует и то, что при рассадке в машине стоит принимать во внимание пол и возраст пассажиров: к примеру, если вы с супругой везете на дачу ее родителей, то рядом с вами садится теща, по диагонали — тесть, а жене достается место позади вас.

Однако все эти правила относятся лишь к личным автомобилям: у служебных машин и такси иной этикет. В этих случаях наиболее престижное место — по диагонали от водителя; причин этому несколько. Во-первых, справа удобнее осуществлять посадку и высадку, во-вторых, пассажир, сидящий сзади, может до упора отодвинуть переднее сиденье, чтобы ему было удобнее сидеть. Следующее, второе по престижности место находится за водителем; сидящие рядом пассажиры могут во время поездки вести беседу. А переднее пассажирское место в такси и служебных машинах либо свободно, либо достается охране. Именно поэтому во многих странах таксисты давно привыкли к тому, что рядом с ними вообще никто не садится. В России же пассажир, который садится позади таксиста, как бы дает ему понять, что не намерен во время поездки вести диалог.

В идеальных условиях к конкретному автомобилю следует специально подбирать одежду: к примеру, для больших внедорожников не подходят классические костюмы. Эти машины изначально создавались для активного отдыха, поэтому с ними хорошо сочетается повседневный (casual) стиль одежды. А седан бизнес-класса, напротив, подразумевает наличие строгого костюма: ездить в такой машине в фитнес-клуб, надев шорты и кеды — моветон. Для этого куда уместнее спортивный автомобиль.

на внедорожнике

Вполне понятно, что большинство людей не может позволить себе владение несколькими машинами, поэтому лучше всего остановить свой выбор на универсальном автомобиле гольф-класса. Но и здесь есть свои нюансы: для поездок на службу в костюме лучше подойдет седан, а если строгого дресс-кода нет — можно позволить себе хэтчбек или кроссовер.

за рулем

Выразить им свое недовольство можно при помощи коротких звуковых сигналов: один сигнал — предостережение, два — недовольство, три — раздражение, четыре и более — ругань. Еще один способ показать свое возмущение — это многократное мигание дальним светом. Правда, некоторые автомобилисты идут дальше: они просто обгоняют машину обидчика и либо притормаживают, либо полностью останавливаются перед ней. Однако, стоит учесть, что на дорогах полно нервных воителей, а потому последствия таких маневров могут быть самыми непредсказуемыми.

за рулем

Что касается встречных машин, то предупредить их, к примеру, о сотрудниках ДПС можно двумя кратковременными включениями дальнего света.

В то же время водители, которых собираются обгонять, могут из вежливости подсказать тем, кто находится позади, когда стоит и не стоит идти на обгон. Если ситуация позволяет совершить такой маневр, нужно включить правый поворотник (возможно, дополнительно притормозить). Кстати, левый поворотник, включенный у водителя, который совершил обгон, но пока не вернулся на свою полосу — это знак для окружающих (к примеру, движущихся за обгоняемым грузовиком машин), что впереди на полосе встречного движения свободно и можно последовать его примеру и также совершить обгон.

за рулем

Если же вы едете впереди и вам видно, что дорожная обстановка не располагает к тому, чтобы вас обгоняли, включите левый поворотник. Также можно кратковременно зажечь тормозные огни — так часто делают дальнобойщики на фурах, которым хорошо видна дорожная обстановка впереди. Другие варианты — переменное включение правого и левого поворотников вкупе со стоп-сигналами, высовывание левой руки ладонью назад или при открывании левой двери.

Вот и все основные правила водительского этикета. Если соблюдать их наравне с правилами ПДД и быть взаимно вежливыми на дорогах, то путь, куда бы он ни лежал, наверняка будет счастливым.

Водитель

Вообще, в дороге, из соображений безопасности, недопустимы выяснения отношений, разговоры на повышенных тонах или касающиеся каких-либо сложных вопросов, отвлекающих того, кто ведет машину. Водитель — главный человек в автомобиле, вне зависимости от того, личный это транспорт или такси, поэтому указывать ему, куда и как ехать, считается моветоном. Единственное исключение — вопросы безопасности: если пассажира тревожит слишком высокая скорость движения, он вправе попросить водителя снизить ее. Также вполне допустимо попросить таксиста переключить музыку с шансона на что-то другое.

Важное решение для многих, попавших в дорожно-транспортное происшествие, приняла коллегия по гражданским делам Верховного суда. Материальные претензии после ДТП необходимо предъявлять только тому, кто был за рулем. Конечно, если доказано, что по его вине произошла авария.

Все претензии, связанные с аварией, следует предъявлять исключительно тому, кто был за рулем. Фото: EPA

Все претензии, связанные с аварией, следует предъявлять исключительно тому, кто был за рулем. Фото: EPA

Надо сказать, что довольно часто пострадавшие в ДТП пытаются взыскать причиненный ущерб не с виновника аварии, а с собственника транспортного средства. Однако, как поясняет Верховный суд, это незаконно. Водитель может совершить аварию и скрыться с места происшествия на автомобиле или без него.

Однако это не означает, что отвечать за его поступки должен собственник автомобиля, который передал машину по доверенности.

Собственник машины несет ответственность только за нарушения, которые выявлены камерами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме, если не сможет доказать, что не он управлял автомобилем. Но это единственное исключение из правил.

Итак, некий Борисов В.М. сбил пешехода, переходившего дорогу, некоего Пилюгина А.Н. От полученных в результате наезда травм Пилюгин позднее скончался в больнице. Страховая компания по ОСАГО выплатила родственникам погибшего расходы на погребение в размере 25 тысяч рублей.

Родственники погибшего обратились в суд, чтобы возместить полностью расходы на погребение, а также моральный ущерб - всего почти 120 тысяч рублей. Но подали иск не против Борисова, который управлял автомобилем, а против собственницы этого автомобиля некоей Клепиковой М.С. В качестве третьего лица была привлечена страховая компания, которая выплатила родственникам лишь 25 тысяч.

Советский райсуд Орла отклонил этот иск на том справедливом основании, что возмещать ущерб должен тот, кто его причинил. Однако истцы оказались упорными. Они, по непонятной причине, отказались изменить ответчика по иску и подали апелляцию в орловский областной суд. Там их требования удовлетворили и потребовали от собственницы автомобиля частично компенсировать причиненный ущерб.

Однако собственница - Клепикова - не согласилась с таким решением и обжаловала его уже в Верховном суде России.

Проверив материалы дела, коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что водитель - Борисов - управлял автомобилем на законных основаниях. Ключи и документы Клепикова передала ему добровольно. Кроме того, он был вписан в полис ОСАГО.

Согласно правилам дорожного движения водитель не обязан при себе иметь доверенность от собственника. Право владения подтверждает полис ОСАГО, в который этот водитель вписан.

Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса обязанность возмещения вреда возлагается на гражданское лицо, владеющее источником повышенной опасности, на праве собственности, праве оперативного управления или иных законных основаниях. То есть отвечать за ДТП должен тот, кто находился за рулем в момент совершения аварии.

Поэтому Верховный суд отменил решение апелляционной инстанции и посчитал законным и справедливым решение суда первой инстанции.

Примечательно, что в истории, которую сейчас рассматривал Верховный суд, родственники погибшего по закону об ОСАГО могут рассчитывать на компенсацию в размере 475 тысяч рублей от страховщика виновника ДТП. Плюс 25 тысяч - это действительно установленные законом расходы на погребение.

Если бы родственники погибшего привлекли страховую компанию не в качестве третьего лица, а в качестве соответчика, то они могли бы рассчитывать на получение всей этой суммы, которая почти в три раза превышает заявленный ими ущерб. В итоге они получили только затраты на судебные издержки.

Теперь, чтобы получить всю необходимую компенсацию, родственникам погибшего вновь необходимо подать в суд. Но уже на непосредственного виновника аварии - причинителя вреда. А страховую компанию привлечь к делу в качестве соответчика. Также необходимо попросить суд установить, кто должен выплачивать компенсацию.

Читайте также: