Кто создал танк пантера

Обновлено: 07.07.2024

Танк "Пантера" Ausf. D

Танк

Танк "Пантера" считался средним танком по немецкой классификации, а в советской танковой классификации - тяжелым танком.

Номенклатура танков

Танки (Panzerkampfwagen), которые использовались немцами во время Второй мировой войны, изначально обозначались аббревиатурой PzKw. Это часто вызывало путаницу, поскольку частные машины в Германии обозначаются похожей аббревиатурой Pkw (Privatkraftwagen). Поэтому немцы постепенно перешли на форму обозначения PzKpfw или Pz.Kpfw, но это произошло, когда война была уже в разгаре. Для того чтобы отличать один тип танка от другого, использовались римские цифры (PzKpfw IV). Для отличия моделей или версий танков одного типа использовалась аббревиатура Ausf. (от Ausfuhrung - модификация) и одна из букв алфавита (Ausf.А).

Кроме того, все машины, относившиеся к военному ведомству Германии, получали уникальный номер SdKfz (от Sonderkraftzeug - машина специального назначения), который не менялся в зависимости от версии или модификации. Таким образом, все 12 версий танка PzKpfw III обозначались как SdKfz141. Число менялось, лишь когда выпускалась машина нового типа.

Три последних немецких танка Второй мировой войны получили также имена - "Тигр", "Пантера" и "Тигр II". Таким образом, полное название танка звучало, как PzKpfw V "Пантера" Ausf.G. У некоторых танков обозначение менялось задним числом. Так. например. PzKpfw VI "Тигр" Ausf. Н стал называться PzKpfw VI "Тигр I" Ausf.Е.

Что касается обозначения Ausf., то оно не всегда использовалось в строгом алфавитном порядке, и не использовались все буквы алфавита. Например, относительно "Пантеры" существовало несколько вариантов применения обозначения Ausf. Построенные варианты "Пантеры" - Ausf. В и С - не были приняты на вооружение.
Вариант Ausf.D стал первым, запущенным в серийное производство,
вариант Ausf.А - вторым,
вариант Ausf.G - последним.

Существовали также подварианты, которые обозначались арабскими цифрами, например PzKpfw IV Ausf. F2.
Танки одного типа, но вооруженные разными орудиями, различались по типу основного вооружения. Для обозначения машин использовались любые уникальные подиндексы.

Начиная с 1938 года опытные образцы и экспериментальные танки сначала обозначались аббревиатурой VK (Vollkettenkraftfahrzeug - гусеничная машина), за которой следовало число из четырех цифр, первые две из которых означали вес машины в тоннах, вторые две использовались для отличия одного прототипа от другого. Когда два производителя присваивали своим машинам идентичные обозначения, то для их различения использовались однобуквенные индексы в скобках, обозначающие название фирмы-производителя, например, танк фирмы "Хеншель" обозначался VK 3001 (Н) (Henschel).
Начиная с 1943 года экспериментальные танки получили простое обозначение "Е" (Entwiklungstyp - экспериментальный), за которым следовал вес машины.

Танк "Пантера". История создания

Одним из самых больших потрясений, испытанных немецкими бронетанковыми войсками за всю историю Второй мировой войны, стала, без сомнения, первая встреча с русским танком Т-34 . В своих мемуарах "Воспоминания солдата" Гейнц Гудериан рассказывает, как в октябре 1941 года под Мценском "большое количество русских Т-34 были брошены в бой и вызвали тяжелые потери среди немецких танков". Далее Гудериан признает, что если до этого момента немцы считали свои танки намного превосходящими любую бронетехнику противника, то с появлением у русских Т-34, ситуация совершенно изменилась. Причем, по мнению Гудериана, если бы высшее командование не столь кичилось своим несомненным преимуществом, немцам удалось бы избежать горечи разочарования. Эта мысль подтверждается приведенном в воспоминаниях рассказом о том, как в апреле 1941 года по личному приглашению Гитлера советская делегация посетила немецкие танкостроительные заводы и танковые школы. Гудериан откровенно рассказывает, что русские неоднократно давали понять, что немцы водят их за нос, скрывая свои новейшие конструкции танков, которые Гитлер лично распорядился им показать. Они не могли поверить, что PzKpfw IV на самом деле являлся на тот момент самым лучшим и самым тяжелым немецким танком. Такой скептицизм заставил многих, в том числе и самого Гудериана, сделать вывод о наличии у русских более тяжелых и современных танков, чем те, которыми на тот момент располагал третий рейх.

Прототип танка

Однако победоносное начало операции "Барбаросса", когда немцам удалось с легкостью сокрушить русские бронетанковые силы, развеяло эти подозрения. Вот почему встреча с Т-34 стала настоящим шоком. Ситуация усугублялась необходимостью принимать ответные меры в крайне сжатые сроки. В своем рапорте на имя командующего группой армий, Гудериан потребовал как можно скорее прислать на фронт специальную комиссию, чтобы обсудить проблему на месте. 20 ноября 1941 г. комиссия, в которую вошли представители от Управления вооружения сухопутных войск и министерства вооружения, а также ведущие конструкторы танков Ф.Порше и доктор Адерс и представители крупнейших танкостроительных фирм, прибыла во 2-ю танковую армию. Члены комиссии не только осмотрели подбитые танки, но и поговорили с солдатами и офицерами танковых частей, непосредственно принимавших участие в противоборстве с "тридцатьчетверками". Любопытно, что мнения военных и конструкторов оказались диаметрально противоположными. Офицеры-фронтовики единодушно предложили скопировать Т-34 и немедленно начать выпуск точно таких же танков в Германии, однако конструкторы и производители восприняли подобное предложение в штыки. Танк VK 3002 фирмы "Даимлер-Бенц" внешне сильно напоминал Т-34, и это стало основной причиной отказа от предложенного проекта.

Вариант танка Пантера

Главное возражение сводилось к тому, что в боевых условиях солдаты будут путать его с Т-34. Значительно более многообещающим был проект фирмы "MAN". Ее танк VK 3002 имел также больший запас хода, чем конкурентная машина фирмы "Даймлер-Бенц". 3 февраля 1942 года фирма "MAN" получила рекомендацию завершить строительство прототипа в течение семнадцати недель, что и было сделано. Испытания прототипа проводились на полигоне 2-го танкового полка в Берке. Описывая этот конфликт в своих мемуарах, Гудериан всецело становится на сторону производителей. Он утверждает, что конструкторами двигало не "отвращение к подражанию", но ясное представление технической невыполнимости поставленной военными задачи. В частности, в качестве силовой остановки у Т-34 использовался не карбюраторный двигатель,как у всех немецких танков, а алюминиевый дизельный мотор. Однако дефицит цветных металлов в Германии делал производство таких моторов невозможным. Кроме того, немецкая легированная сталь, качество которой неуклонно снижалось по причине отсутствия сырья, значительно уступала русской.

В результате было принято компромиссное решение: во-первых, начать производство уже разработанной ранее конструкции танка "Тигр" весом почти 60 тонн, а во-вторых. сконструировать более легкий тип танка весом около 35 тонн, который должен был стать прототипом будущей "Пантеры".

Танк фирмы

25 ноября 1941 г. Управление вооружения сухопутных войск дало фирмам "Даймлер-Бенц АГ" и "МАN" задание на проектирование нового среднего танка. Условия тактико-технического задания были следующими: ширина до 3150-мм, высота - 2990-мм, минимальная толщина лобовой брони - 60-мм, борта и корма - по 40-мм; форма корпуса рациональная, заимствованная у Т-34; двигатель мощностью 650-700 л.с.; максимальная скорость - 55 км/ч, крейсерская скорость - 45 км/ч. Проекту дали общее название VK 3002 (собственно VK 3001, был создан в октябре 1941 года, и представлял собой логическое развитие проекта варианта штурмового танка, разработанного еще в 1937 году. Несмотря на то,что проект VK 3001 имел немало общего с будущими "Пантерами", самое большое влияние он оказал на создание "Тигров".

Фирма "Даймлер-Бенц АГ" представила проект VK 3002 (DB), который весил 34 тонны и внешне очень сильно напоминал Т-34. В отличие от всех немецких танков проект "Даймлер-Бенц АГ" имел заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес, в качестве силовой установки использовался дизельный двигатель "Даймлер-Бенц" MB507, а в ходовой части опорные катки большого диаметра собирались попарно в тележки и подвешивались в шахматном порядке на листовых рессорах. Вооружать новый танк предполагалось 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.

35-тонный проект фирмы "МАN", VK 3002 (MAN), созданный под руководством инженера Пауля Вибике, был гораздо более похож на традиционные немецкие боевые машины. Силуэт танка был несколько шире и выше, чем у T-34, корпус имел наклонные бронелисты, а просторная башня несколько смещалась назад, для того чтобы установить длинноствольное (70 калибров) 75-мм орудие. В кормовой части устанавливался карбюраторный двигатель "Майбах" HL210, механик-водитель и стрелок из пулемета располагались в переднем отсеке. Опорные катки также располагались в шахматном порядке, но имели индивидуальную торсионную подвеску.

Прототип танка

Прототип VK 3002 (MAN) на демонстрации 1942 год

Процесс создания нового танка не мог обойтись без вмешательства Гитлера. Вначале фюреру приглянулся проект "Даймлер-Бенц АГ" с тем, однако, условием, что разработчики заменят танковое орудие на более мощное. Фирма уже получила заказ на создание 200 усовершенствованных боевых машин типа VK 3002 (DB), когда в дело вмешалось Управление вооружения сухопутных войск. Как выяснилось, высокопоставленные чины управления отнеслись к проекту "Даймлер-Бенц АГ" весьма скептически. Во-первых, их смущал силуэт, так сильно напоминающий T-34, что в боевых условиях танки легко можно было бы перепутать. Во-вторых, как уже говорилось, оснащение танка дизельным двигателем создавало множество дополнительных проблем. В итоге мнение представителей заказчика стало склоняться к проекту фирмы "MAN". Оставалось лишь убедить Гитлера изменить точку зрения. Самое большое влияние на фюрера произвел тот довод, что в маленькой башне танка VK 3002 (DB) будет невозможно установить требуемое мощное орудие. Отныне проект "Даймлер-Бенц" был окончательно похоронен.

Управление вооружения сухопутных войск рекомендует фирме "МАN", как можно скорее изготовить прототип своего танка из броневой стали. Уже в сентябре 1942 г. прототип V-1 был отправлен на испытательный полигон под Нюрнбергом. Второй прототип V-2 испытывался на танкодроме в Куммерсдорфе. Испытания проводились под руководством главного инженера Г.Книпкампфа, который лично принимал участие в разработке ходовой части проекта "МАN". Книпкампф был одной из ключевых фигур в развитии немецкого танкостроения в предвоенный период и в годы Второй Мировой войны.

В результате прототип "МАN" был утвержден для запуска в серийное производство и получил обозначение PzKpfw V "Пантера" (SdKfz171).Первоначально предполагалось производить по 250 боевых машин нового типа в месяц,но уже в конце 1942 г. эта цифра была увеличена до 600. Поскольку ресурсы фирмы "MAN" были явно недостаточны, чтобы обеспечить такие объемы производства, к выпуску "Пантер" пришлось подключить и "Даймлер-Бенц АГ". Спустя еще какое-то время серийным производством "Пантер" стали заниматься еще два промышленных гиганта - Ганноверский "МNH" и "Хеншель и сын АГ" (Кассель) и позднее "DEMAG", а также множество более мелких фирм, выполнявших отдельные заказы головных производителей.

Модель танка Pz.IV Ausf. H

Танки

Pz.Kpfw. V Panther

Немецкий танк Pz.Kpfw. V Panther, ставший экспонатом музея в Кубинке

История создания

Германия вступила во Вторую мировую войну, имея на вооружении только лёгкие и средние танки. Все они даже по меркам 30-х годов были слабо бронированы и плохо вооружены. В частности, самый мощный на тот момент танк вермахта Panzerkampfwagen.IV Ausf.C обладал лобовой бронёй толщиной не более 30 миллиметров и короткоствольной 75-мм пушкой, пригодной только для решения задач по сопровождению пехоты.

И всё же отдельные эпизоды столкновений с французскими тяжелыми танками произвели на немецкое командование сухопутных войск определённое впечатление, что привело к активизации работ по проектированию новой бронетехники. Впрочем, разработки проводились неспешно. Будущие тяжелые танки предполагалось использовать для прорыва мощных оборонительных линий после вторжения на Британские острова.

Эти планы были довольно смутными, поскольку главной целью вермахта сразу после разгрома Франции стал СССР. К возможностям советской оборонной промышленности и вооружению Красной Армии немецкое военное командование относилось довольно пренебрежительно, особенно после Советско-Финляндской войны зимой 1939-1940 года. Как ни странно, даже донесения разведки о появлении советского КВ ничего не изменили.

Конечно, нельзя сказать, что в Германии в этот период ничего не делалось для повышения боеспособности танковых войск. Продолжалось совершенствование имеющихся моделей боевой техники – появились такие её образцы, как Pz.Kpfw.III Ausf.H и Pz.Kpfw.IV Ausf.F с улучшенным вооружением и усиленной бронёй. Кроме того, компания Henschel продолжала разработку нового среднего танка, вес которого должен был составить 30 тонн – то есть больше, чем у любой из имеющихся моделей. Все эти меры, однако, оказались недостаточными.

Танк Т-34

Советский средний танк Т-34, подбитый в начале Великой Отечественной войны

Даже в сентябре 1941 года Г. Гудериан, упоминая в одном из своих донесений про Т-34, отозвался об этом танке крайне пренебрежительно.

Сегодня вполне понятно, что успех 4-й танковой бригады М.Е. Катукова был обусловлен грамотной тактикой ведения боя и ошибками, допущенными противником, а вовсе не чудодейственными качествами Т-34. Тем не менее нельзя сказать, что инициатива Гудериана не несла в себе ничего рационального. Вермахт действительно нуждался в новом среднем танке с противоснарядным бронированием и мощной пушкой.

Комиссия, в состав которой вошли представители ряда немецких машиностроительных компаний, офицеры из управления вооружений вермахта и конструкторы, рассмотрела несколько вариантов решения проблемы, обозначенной Гудерианом:

  1. Модернизация стоящих на вооружении танков Pz.III и Pz.IV до уровня, позволяющего сравниться или превзойти Т-34;
  2. Буквальное копирование советского среднего танка;
  3. Создание принципиально новой модели боевой машины.

Прототип VK 30.01 (H)

Современная модель прототипа VK 30.01 (H)

Техническое задание предполагало, что этот танк будет обладать следующими основными характеристиками:

Масса 35 тонн
Максимальная скорость по шоссе 55 км/ч
Минимальная толщина брони 40 мм
Мощность двигателя Не менее 650 л.с.
Ширина Не более 3,15 м
Высота Не более 2,99 м

23 января 1942 года Гитлеру были продемонстрированы два альтернативных проекта нового среднего танка. Изучив их, фюрер отдал предпочтение варианту, предложенному компанией Daimler-Benz. В феврале эта фирма приступила к изготовлению прототипа боевой машины, получившему обозначение VK 30.02(DB). В конце этого же месяца А. Шпеер, рейхсминистр вооружений, сменивший на этом посту погибшего в авиакатастрофе Ф. Тодта, получил от Гитлера распоряжение об оформлении заказа на постройку первой серийной партии из двухсот новых средних танков.

Прототип VK30.02 (DB)

Модель прототипа VK30.02 (DB). Построена в соответствии с поздним вариантом – использована шахматная схема расположения опорных катков

Кроме того, проект, разработанный компанией MAN, не предусматривал прорезание боковых эвакуационных люков в корпусе машины, что также оценивалось положительно, поскольку любые проёмы ослабляли прочность брони.

Проекция башни Pz.Kpfw. V Ausf. D1

Боковая проекция башни Pz.Kpfw. V Ausf. D1. Хорошо заметна выступающая вбок командирская башенка

Pz.Kpfw. V Ausf. D2

Pz.Kpfw. V Ausf. D2. Один из ранних танков. Вертикальная щель на передней лобовой детали корпуса предназначена для курсового пулемета

Особенности классификации

Танк КВ-1

Танк КВ-1 считался в СССР тяжелым, несмотря на то, что эта машина вооружалась сравнительно слабым орудием калибра 76,2 мм

Танк M26 Pershing

Американский танк M26 Pershing. Соответствовал как советским, так и немецким представлениям о тяжелых танках

Танк, предлагавшийся компанией Daimler-Benz, был более простым и компактным, так что не исключено, что комиссия рейхсминистерства вооружений всё-таки допустила ошибку, отказавшись от него.

Корпус

Броня, прикрывающая корму, также имеет толщину в 40 миллиметров. Угол наклона заднего листа – 30 градусов.

Отделение управления

Кроме того, в этой части боевой машины устанавливалось следующее оборудование:

  • Механизм поворота;
  • Главный фрикцион;
  • Органы управления;
  • Контрольные приборы;
  • Радиостанция.

Боевое отделение и башня

  • Сиденья командира танка, наводчика и заряжающего;
  • Механизмы наводки пушки по горизонтали и вертикали;
  • Приборы для прицеливания и обзора окружающего пространства;
  • Основное вооружение (пушка и спаренный с ней пулемет).

Наименее защищенной частью башни являлась крыша. Толщина её на машинах позднего выпуска увеличили до 30 мм, изначально же этот параметр не превышал 17 мм. Необходимо также отметить, что неравномерность распределения броневой защиты привела к тому, что башня стала неуравновешенной, с перевесом на нос. Из-за этого маховик ручного поворота мог действовать только при движении танка по ровной горизонтальной поверхности. Даже незначительный крен в 5 градусов делал невозможным использование этого устройства, так что оставалось полагаться только на гидравлический привод.

Нижняя часть боевого отделения образовывалась корпусом танка. Здесь находился боекомплект. Выстрелы к орудию размещались в специальных нишах и были неплохо защищены. В самом низу, на днище, монтировался компрессор и два насоса – один водяной, а другой для гидравлического привода, при помощи которого поворачивалась башня.

Силовая установка и трансмиссия

Чтобы исключить перегрев двигателя, на танке устанавливались мощные боковые вентиляторы. Имелась также система подогрева, облегчавшая запуск в холодное время года. Конструкция моторного отделения обеспечивала его герметичность и непроницаемость для воды.

В качестве горючего использовался этилированный бензин. Минимально допустимое октановое число – 74. На борту танка размещалось до 730 литров топлива в пяти отдельных емкостях.

Главной частью трансмиссии являлась семиступенчатая КПП. Она оборудовалась синхронизаторами для всех передач, кроме первой. При этом для упрощения сборочных работ при изготовлении танка КПП и механизм поворота были сделаны, как единый агрегат, соединенный с бортовыми передачами при помощи поперечных валов. Такое решение действительно в значительной степени способствовало наращиванию массового производства, однако расплатой за это преимущество стало существенное усложнение демонтажа элементов трансмиссии при выполнении ремонтных работ.

Ходовая часть

Приборы наблюдения и прицелы

Наведение орудия на цель осуществлялось при помощи бинокулярного прицела TZF-12 или монокулярного TZF-12A. Поле зрения первого из них составляло 30 градусов, кратность увеличения – 2,5. У TZF-12A имелась возможность переключиться на кратность увеличения 5. Поле зрения при этом сужалось до 15 градусов. Отдельный прицел имелся также в шаровой установке курсового пулемета.

Вооружение танка

Пушка

Главной частью вооружения Pz. Kpfw V являлось семидесятимиллиметровое орудие KwK 42 с длиной ствола в 70 калибров. Изготавливали его в Дюссельдорфе, на одном из предприятий, входящих в концерн Rheinmetall. Литая маска пушки достигала в толщину ста миллиметров. Тактико-технические характеристики орудия выглядят следующим образом:

Длина (с дульным тормозом) 5,535 м
Масса установки 2,65 тонны
Диапазон углов вертикальной наводки От -8 до 18 градусов
Масса выстрела с осколочно-фугасным снарядом 11,4 кг
Масса выстрела с бронебойным калиберным снарядом 14,3 кг
Масса выстрела с подкалиберным бронебойным снарядом 11, 55
Бронепробиваемость калиберным снарядом 111 мм на дистанции в 1000 метров
Бронепробиваемость подкалиберным снарядом 150 мм на дистанции в 1000 метров

Пулеметное вооружение

Танковый пулемет MG 34

Танковая версия единого пулемета MG 34

Предусматривалась также возможность установки зенитного пулемета MG 34 или MG 42 на командирской башенке. Общее количество патронов составляло от 4800 до 5100 штук в зависимости от модификации танка.

В тыльной части башни, справа от центральной оси, располагалась небольшая мортирка (гранатомет) калибром 26 мм. Она могла стрелять осколочными, осколочно-зажигательными и дымовыми снарядами. Это оружие являлось вспомогательными и применять его следовало в ближнем бою. Прицельные приспособления отсутствовали. Боекомплект состоял из 56 гранат различных типов.

Тактико-технические данные Pz.Kpfw V

Масса танка 44 800 кг
Длина 8,85 м
Высота 2,91 м
Ширина 3,43 м
Клиренс 0,54 м
Толщина лобовой брони 85 мм
Толщина бортовой брони 40 мм
Толщина лба башни 100 мм
Скорость движения по шоссе До 46 км/ч
Скорость движения по пересеченной местности 18,6 км/ч
Запас хода по шоссе До 200 км
Запас хода по пересеченной местности До 100 км

Танк Pz.Kpfw V строился в следующих серийных модификациях:

Командирский вариант танка делался на базе модификации Pz.V Ausf.D2. Его главным отличием стало связное оборудование, максимальная дальность действия которого составляла 80 километров. Чтобы разместить в машине дополнительные радиостанции, пришлось пожертвовать частью возимого боекомплекта.

Планировалось также производство еще одной модификации, Ausf. F. Такие танки должны были оснащаться новыми башнями. Лобовое бронирование увеличивалось до 120 миллиметров, в то время как геометрические размеры башни, разработанной компанией Daimler-Benz и получившей название Schmalturm 605, наоборот, уменьшались.

Семейство боевых машин на базе Pz.Kpfw V

Из неосуществленных проектов машин на базе Pz.V упоминания заслуживает зенитная самоходная установка, вооруженная скорострельными малокалиберными пушками, САУ с орудием калибра 150 мм и узкоспециализированный танк, который предназначался для корректировщиков и артиллерийских наблюдателей (как утверждается в ряде источников, несколько таких машин всё-таки было изготовлено).

Боевое применение танка

Столь неблагоприятные показатели едва ли удастся объяснить, изучая одни только тактико-технические характеристики Pz.V и советских танков, как это делают многие авторы. Чтобы понять причины столь высоких потерь, следует обратиться к опыту боевого применения этих немецких танков на Западном фронте.

Как тут не вспомнить об огромных потерях советских КВ и Т-34 в 1941-м году, когда эти машины зачастую оставались не у дел из-за поломок или отсутствия горючего. В 1944-м году стороны поменялись местами, и никакие, даже самые выдающиеся характеристики брони и вооружения немецких танков уже не могли ничего спасти.

Преимущества, недостатки и общая оценка танка Pz.Kpfw V

Pz.Kpfw. V Ausf. A

Танк Pz.Kpfw. V Ausf. A. Корпус покрыт циммеритом – составом, защищающим от магнитных мин

Перечень наиболее очевидных недостатков Pz.Kpfw V таков:

Один из первых танков

Работа танковой комиссии, требования Гудериана к новой машине.

Выгрузка танков

Первые же бои Восточного фронта подтвердили не соответствие боевых возможностей немецких танков, требованиям современного боя, проявившееся в ходе предыдущих военных компаний. На этот раз, нужда в качественно новой машине стала особенно нетерпимой.

Для ознакомления с положением дел в танковых войсках, получения информации, осмотра захваченных танков противника в Германии была сформирована особая комиссия из представителей военных и оборонки, занимавшихся проектированием и производством БТТ и вооружения. В середине ноября сорок первого года комиссия прибыла в танковую армию Гудериана.

В своем обращении к ее членам Гудериан акцентировал внимание на следующих моментах:

  • бронирование и вооружение советских танков превосходит немецкое, превосходство, над танками противника имевшее место в ходе предыдущих компаний ныне утрачено;
  • сокращение числа немецких танков, на фоне роста числа танков противника. Следствие как боевых потерь, так недостатков в материально-техническом снабжении;
  • необходимость создания новой машины способной, способной восстановить утраченное превосходство.

Коснувшись трудностей эксплуатации танков данном театре военных действий, он отметил следующие особенности:

  • большое количество маршей проходит по грунтовым дорогам в условиях сильной запыленности летом и сильной распутицы осенью. Что приводит к быстрому износу двигателей и плохой проходимостью осенью. Требуется как улучшение воздушных фильтров, так и уменьшение удельного давления на грунт у новых танков;
  • высокий снежный и покров и низкие температуры приводит к дополнительным трудностям;
  • отмечены случаи смерзания гусениц;
  • необходимо резко увеличить проходимость танковых войск в целом.

Относительно технического и количественного состава вверенной ему танковой армии он сообщил следующее:

  • из танков, имевшихся на начало войны 30% списано, 20% в ремонте и 25% отремонтировать невозможно из-за отсутствия запчастей;
  • из имевшихся автомашин и бронетранспортеров строю находятся соответственно 50 и 75%;
  • поставки, как самих танков, так и запасных частей неудовлетворительны.

К положительным качествам советских боевых машин он отнес прежде всего как адекватную толщину брони, так и расположение ее под углом, высокие скорости движения- превосходящие Pz. Kpwf III и IV. Наиболее существенные недостатки - отсутствие командирской башенки и радиосвязи в большинстве танков, что доставляет огромные трудности управлении и координации группами танков.

Основные требования к новому танку, по мнению Гудериана, были таковы:

  • адекватное бронирование и вооружение;
  • широкие гусеницы, мощный двигатель, улучшенная подвеска;
  • возможно более высокий показатель удельной мощности;
  • особое внимание уделить эффективности радиаторов и воздушных фильтров;
  • необходимо значительно улучшить тактическую маневренность.

Все меры по улучшению боевых свойств существующих машин и выпуску танка нового типа не должны привести к падению темпов производства. В качестве временной меры допустимо ограничится орудием с большей пробиваемостью и иметь в каждом батальоне по нескольку таких танков либо даже противотанковых пушек, что бы личный состав вновь поверил в превосходство своего оружия.

Как мы видим, с позиции нашего времени, "быстрый Гейнц" рассуждал весьма здраво. Однако если часть его предложений и была формально воплощена в жизнь, то общая концепция вышла едва ли не противоположной.

22.01.42 г., на встече представителей WaPruef 6 и "MAH", обсуждался ход проектирования, VK 3002 и в частности решение об увеличении на шесть тонн массы машины. Также были представлены модели основывавшиеся на новых изменениях в ТТХ- модель WaPruef 6 и модель "Даймлер-Бенц". Последняя внешне весьма напоминала Т-34.

Танк

Проект танка

Эти же модели были показаны Гитлеру, и они произвели на него благоприятное впечатление. Обе фирмы должны были изготовить прототипы не позднее мая 1942 г.

  • листовая подвеска, поскольку торсионная по его мнению позволяет слетать корпус танка шире;
  • расположение ведущих колес в корме танка будет приводить к набеганию траков;
  • гусеницы представленного проекта уже, чем у проекта "MAH", что существенно хуже.

Представители "Дайлер-Бенц" придерживались иной точки зрения:

Скан проекта МАH;

На совещании со стороны WaPruef 6 было подтверждено требование оставаться в пределах массы до 35 тонн. Башня "МАH" для проекта "Дайлер-Бенц" была отвергнута и целесообразность сотрудничества в это плане подвергнута сомнению. Помимо этого представители "Даймлер-Бенц" выразили уверенность в победе в конкурсе и предложили довести окончательный этап проектирования за счет фирмы.

В ходе совещания было решено, что далее каждая фирма будет продолжать проектирование самостоятельно. "Даймлер-Бенц" вначале завершит проект VK 3001 с дизелем MB 507, затем последуют машины с бензиновым мотором MB 507 - 503. И только потом сдаст три прототипа с Майбах HL 210.

Встреча представителей "MAH" и WaPruef 6 произошла 3.02. 1942 г. В ходе встречи представители WaPruef 6 внесли некоторые замечания, но в целом проект одобрил. Обеим фирмам было предложено представить свои окончательные проекты 3 марта текущего года в Берлине.

Прототип №1

После гибели д-р Тодта в авиакатастрофе его место занял А.Шпеер которому преоект "Даймлер-Бенц" показался значительно лучше чем у его конкурента и он дал разрешение заключить контракт на выпуск 200 танков "Пантера" этой конструкции. Но, в принятие решения вмешался Гитлер, по его приказу особая комиссия пересмотрела техническое задание на танк "Пантера" и составленные конкурсантами описания своих машин.

11.05.1942 г., после ознакомления с проектами, члены комиссии сочли проект "MAH" более соответствующим техническому заданию. Свой вердикт они мотивировали следующими соображениями:

  • у танка "Даймлер-Бенц" башня отсутствует как таковая, ее производство может быть освоено на ранее зимы текущего года;
  • существующую башню "Ренметалл" установить невозможно;
  • танк "МAH" имеет больший запас хода, герметичное отделение двигателя и представляется хорошей орудийной платформой.

Прототип №2

Компоновка "MAH" казалась правильной, однако бронирование неадекватным. Производство танков обоих проектов полностью исключалось. Особое внимание предлагалось уделить ускорению начала серийного производства.
14.05.1942 г. Гитлер приказал начать серийный выпуск танка по проекту "MAH" однако с увеличением лобового бронирования до 80 мм. 20.05.1942 г. Все работы над проектом "Даймлер-Бенц" прекращены.

По оценкам специалистов последнего причины поражения в конкурсе в котором они первоначально лидировали были следующие:

Вопрос необходимой толщины брони, все же закрыт не был. В первых числах июня текущего года Гитлер выразил неуверенность, что бронирование в 80 мм будет актуальным уже осенью, по его мысли таковое следовало довести до 100 мм.

Первые свет увидели первые два прототипа танка "Пантера". Первый был вовсе без башни, второй с башней имевшей характерное выпячивание командирской башенки в сторону.

Моя давняя статья, почти десятилетней давности, которая неожиданно очень широко растеклась по сети. Обновляю адрес и предлагаю широкой публике ознакомиться и обсудить её ещё раз.

Танк Пантера – могильщик Третьего Рейха?

Историческая справка:

Танк Пантера – могильщик Третьего Рейха?


Ну а каково же было реальное значение для хода войны столь выдающейся машины? Почему же Германия, имея столь выдающийся танк, не разгромила наголову Советские бронетанковые силы? Вот любопытная статья, привожу её полностью:

Курская Дуга, Северный фас. Колонна

Ниже приведены выдержки из рапортов командира I. Abteilung/Panzer-Regiment 2. гауптмана Боллерта, охватывающих период с 9 по 19 октября 1943 года:

«Тактическая подготовка.

Недостаточная тактическая подготовка экипажей серьезно не сказалась на боеспособности батальона, так как более половины личного состава батальона имеет боевой опыт. В таком окружении молодые солдаты быстро повышают свою квалификацию. Многие молодые механики-водители, только что закончившие танковую школу, с большим усердием поддерживали свои танки в боеспособном состоянии. В любом случае, очень желательно иметь опытного командира взвода.

вернуться к меню ↑

Техническая подготовка в Германии:

Во время нескольких недель подготовки механики-водители и техперсонал изучали не всегда то, что требуется на передовой. Некоторые из солдат занимались все время каким-либо одним заданием, например, меняли опорные катки. Таким образом, у многих не было целостного представления об устройстве PzKpfw V. Под руководством опытного инструктора молодые солдаты иногда достигали отличных результатов за очень непродолжительное время. Возможность изучить матчасть есть на каждом заводе, собирающем танки.

вернуться к меню ↑

Механические проблемы:

5 марта 1944 года Гудериан сообщал:

В рапорте обобщен опыт, полученный в период между 5 марта и 15 апреля 1944 года.

Двигатель Maybach HL 230 Р30;

Пожары двигателя:

  • Утечки масла через клапаны из-за плохих уплотнителей. Капли масла падают на раскаленные выхлопные трубы и воспламеняются.
  • В некоторых случаях отмечается переполнение карбюратора. Свечи заливаются бензином и не дают искры. Несгоревшее топливо затем выбрасывается в выхлопные трубы и просачивается наружу через уплотнители, становясь причиной пожара.

Трансмиссия:

Бортовые передачи:

Очень часто танки выходят из строя из-за поломок бортовых передач. Например, 11 марта пришлось заменить бортовые передачи на 30 танках. Левая бортовая передача выходит из строя чаще, чем правая. Болты на большой шестерне бортовой передачи часто срываются. Особенно неблагоприятно влияет на бортовые передачи движение задним ходом по грязи.

вернуться к меню ↑

Подвеска и гусеницы:

  • Работа двигателя на предельных режимах при движении вверх по склону или по глубокой грязи.
  • Рулежка при движении задним ходом (неизбежный маневр во время боя).
  • Перегрузка сцепления.
  • I./PzRgt 6 (3. PzDiv) — 1 марта 10 штук
  • Ausbildungs-Lehrgang Fallingbostel — 16 марта 4 штуки;
  • I./PzRgt 130 (25. PzGrDiv) — 23 марта 10 штук:
  • I./PzRgt 29 (PzDiv Muenchenberg) — 5 апреля 10 штук;
  • 4. Kp/PzRgt 11-8 апреля 10 штук.

Ну и что же мы имеем в сухом остатке? Кроме боевых и технических характеристик у любой боевой машины есть ещё и другие характеристики. Такие, как надёжность, ремонтопригодность, ну и самое главное — цена, и вытекающая из неё возможность к массовому производству. Если оценивать голые цифры технических характеристик, то машина выглядит выдающейся, даже статистика боёв с нашими танками говорит в пользу Пантеры. Но вышеперечисленные качества, которые зачастую уходят от внимания простых любителей военной истории, делают её просто аховой. И несмотря на своё техническое совершенство эта машина практически погубила Третий Рейх, оставив его фактически без танков. По этим качествам Пантера не опередила своё время, а скорее запоздала. Она должна была появиться в предвоенный период, и все её детские болезни должны были быть устранены ещё перед войной, а не в критический для Германии момент.

Была ли альтернатива? Я её лично не вижу. Перед войной такая машина появиться не могла. Так как она стала результатом осмысления боёв против Т-34.

Что же нужно было делать Германии? Вероятно, правы те коллеги, которые писали, что единственным правильным действием было бы продолжение модернизации Т-IV. Машины достаточно устаревшей, которая по моему мнению, даже в большом количестве, вряд ли б изменила ход войны.

Читайте также: