Кто такие пассажиры пешеходы водители 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Внеурочное занятия о правилах дорожного движения для младших школьников 3 класса

Цель: Закрепить знания учащихся о безопасном движении.

Содержание:

Основная их цель Правил дорожного движения — обеспечить безопасность для всех участников и организаторов движения.

Правила дорожного движения являются единым документом, устанавливающим порядок дорожного движения на территории нашей страны.

Участники дорожного движения обязаны знать и неукоснительно выполнять Правила, распоряжения работников милиции и лиц, уполномоченных регулировать движение, а также требования сигналов светофоров, дорожных знаков и дорожной разметки.

Нарушение Правил влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Обязанности водителей

Особенность работы водителя требует от него высокой дисциплинированности, инициативы и находчивости.

Водитель должен беречь автомобиль, хорошо знать его устройство, всегда содержать в технически исправном состоянии, умело им управлять, соблюдая Правила дорожного движения. Управляя автомобилем, нельзя разговаривать с пассажирами - это может стать причиной аварии.

Водителю при управлении автомобилем следует полагаться исключительно на самого себя, всегда быть осторожным, выдержанным и внимательным; только при этом условии будет обеспечена безаварийная езда.

Обязанности пешеходов

Пешеходы должны ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка, обочина, отсутствуют или движение по ним невозможно, пешеход может идти по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю), а вне населенного пункта — навстречу движению транспортных средств.

Группы детей могут ходить по тротуарам и пешеходным дорожкам, а если их нет — по обочине в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Переходить дорогу пешеходы должны по подземным переходам, пешеходным мостикам, в местах, обозначенных разметкой или знаками, а на участках дорог, где отсутствуют обозначенные пешеходные переходы, — на перекрестках по линии тротуаров или обочин, между ними — под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается.

В местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора. Переходя дорогу, нельзя останавливаться на проезжей части. Если пешеходы не успели закончить переход, то следует остановиться на островке безопасности.

При приближении специальных транспортных средств пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей части.

Обязанности. пассажиров

Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси пассажиры могут только на посадочных площадках, на тротуарах или обочине.

Пассажирам запрещается: отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения; открывать двери транспортного средства во время его движения.

Теперь мы будем ходить в роли пешехода. Быть пешеходом совсем нелёгкое дело. Я имею в виду — хорошим, добросовестным, дисциплинированным пешеходом, таким, который не создаёт никаких помех ни для машин, ни для людей.

- Но ведь ходить совсем нетрудно, — могут сказать некоторые ребята. — Иди себе по тротуару, а машины пусть бегут по мостовой.

А как вы ходите из школы домой?

- Очень просто. Мы всегда возвращаемся домой группой. Нам весело, шутим, смеёмся.

И мешаете остальным прохожим. Почему это?

Вот вы идёте с ребятами по тротуару группой. А этого делать нельзя. Когда вы идёте группой, то непременно занимаете большую часть тротуара. А как поступить людям, идущим навстречу или желающим обогнать вас? Им надо обязательно сходить с тротуара на проезжую часть. А это очень опасно. Ведь водители не рассчитывают, что пешеходы станут сходить на мостовую. Может произойти несчастье.

Кто ответит, как надо идти по тротуару?

Запомните: Пешеходы должны всегда придерживаться правой стороны.

Изучаем новые слова. Посмотри внимательно на картинку. Определи, кто здесь пешеход, водитель и пассажир?

Почему ты так думаешь?



Художник нарисовал ёлку, дуб и берёзу. Они называются одним словом — деревья.



Как называются одним словом кастрюля, сковорода и чайник? Отгадай это слово из шести букв.



А теперь внимательно посмотри. Это легковой автомобиль, трамвай, автобус, грузовой автомобиль. Одним словом они называются транспорт. Назови, какой еще транспорт ты знаешь?



Какой транспорт нарисовал художник? Назови, что ты видишь на рисунках



Найди рисунки, которые относятся к транспорту.



А теперь обведи красным карандашом (фломастером) рисунки дорожного транспорта, синим — воздушного, а зелёным — водного транспорта.

Соедини линиями разного цвета одинаковые виды транспорта с левой и правой стороны.



Если ты найдешь конец каждой линии, то узнаешь, на каком транспорте едут мужчина, мальчик, бабушка, дедушка и женщина.

- Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете тему нашего занятия.

Игра “Доскажи словечко”

Начинается с порога
В самый дальний путь (дорога)

В час – 110 километров, -
Это будет сколько миль?
Он летит быстрее ветра –
Легковой (автомобиль)

Руль, педаль, колёса, шины –
Есть всё у любой (машину)

По обочине дороги,
Как солдатики стоят.
Все мы с вами выполняем,
Всё, что нам они велят (знаки)

- Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь?

- Какие цели поставим перед собой?

(видеоролик Песня о дорожных знаках)

2. Вступительная беседа

В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.

Растёт поток машин, на улицах становится небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины.

А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна.

Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их.

- Кто является участником дорожного движения? (пешеходы, водители, пассажиры)

- Кого можно назвать пешеходом? (Все люди и большие и маленькие, как только выходят на улицу, сразу становятся пешеходами.)

А кого называют водителем? (Ответы учащихся.)

- Как вы думаете, только ли водитель должен знать правила дорожного движения? (Нет! Не только водители, но и пешеходы!)

- А кто такой пассажир? (Это люди, которые находятся в транспорте.)

Правильно, ребята, и водитель, и пешеход, и пассажир - все они являются участниками движения. И от их поведения на дороге зависит наша жизнь. Ведь те, кто нарушает правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок - хорошо знал правила дорожного движения.

3. Помощники дорожного движения. Дорожные знаки.

Мы продолжим изучать азбуку безопасного поведения на дороге.

Закон улиц очень строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни.

- А вы знаете, что у всех участников дорожного движения есть хорошие помощники? Как вы думаете, кто они?

(Светофор, инспектор дорожного движения, регулировщик, дорожные знаки.)

Всем, кто любит погулять,
Всем без исключения
Нужно помнить,
Нужно знать
Правила движения.
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Много знаков надо знать!
Надо знаки уважать!

- Давайте подробнее рассмотрим некоторые из них.

Дорожные знаки помогают движению транспорта и пешеходов. Они устанавливаются на правой стороне дороги, лицевой стороной навстречу движению.

- Ребята, а теперь отгадайте загадку, кто же главный помощник на дороге?

Он имеет по три глаза –
По три с каждой стороны.
И хотя ещё ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
Что же это? (светофор)

У любого перекрёстка
Нас встречает светофор -
И заводит очень быстро,
С пешеходом разговор:
Свет зелёный – проходи!
Жёлтый – лучше подожди!
Если свет зажегся красный -
Значит,
Двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай.
Наберись и уважай
Правила движения.
(Я.Пишумов)

Не заметить и не понять сигналы светофора просто невозможно.

Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда -
И подскажут, и помогут -
Наши верные цвета. (красный, жёлтый, зелёный)

4. Работа в парах.

А сейчас вас ждет очень интересная работа. Каждому столу выдаётся лист с изображением светофора. Нужно раскрасить светофор правильными цветами.

5. Конкурс – игра “Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора”

(Учитель читает стихи, у каждого ребенка 3 цвета, ребята должны отгадать сигнал светофора и поднять соответствующий по цвету круг.)

Бурлит в движенье мостовая –
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ –
Какой горит для пешеходов свет?

(Показывают красный сигнал.)

Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Особый свет – предупреждение!
Сигнала ждите для движения.
Скажите правильный ответ –
Какой на светофоре свет?

(Показывают желтый.)

Желтый свет – предупреждение,
Жди сигнала для движения!
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ –
Какой горит при этом свет?

Зеленый свет открыл дорогу,
Проходить ребята могут!

6. Физминутка“Светофор”.

Красный свет - ученики тихо стоят.
Жёлтый свет - ученики хлопают в ладоши.
Зелёный свет – ученики топают ногами.

Кроме светофора очень много дорожных знаков. Давайте подробнее рассмотрим некоторые из них. А помогут нам с ними познакомиться герои мультфильма

“Азбука безопасности” серия 4 (Уроки тетушки Совы)

7. Работа в группах.

Как называются эти знаки? (Проверка)

Дети читают стихи и показывают знак.

Пешеходный переход -
Через дорогу нас ведет
Ты, водитель, пропусти
Пешеходов на пути. (Пешеходная дорожка)

В дождь и в ясную погоду -
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
“Вам ходить запрещено!” (Движение пешеходов запрещено)

Знает каждый пешеход -
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает! (подземный переход)

Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет. (велосипедная дорожка)

8. Самостоятельная работа в тетрадях.(Думаем и фантазируем)

Чтоб не оказаться в опасности на дороге, нужно знать и знаки светофора, и знаки дорожного движения.

9. Тест по ПДД. (презентация)

10. Игра "Разрешается – запрещается” (дети отвечают хором)

- Играть на мостовой. (запрещается)

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора. (разрешается)

- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом. (запрещается)

- Идти толпой по тротуару. (разрешается)

- Переходить улицу по подземному переходу. (разрешается)

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора. (запрещается)

- Помогать старикам и старушкам переходить улицу. (разрешается)

- Велосипедистам цепляться за проезжие машины. (запрещается)

- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди. (запрещается)

- Идти по тротуару слева. (запрещается)

- Выбегать на проезжую часть дороги. (запрещается)

- Кататься на велосипеде, не держась за руль. (запрещается)

- Болтать и громко смеяться в транспорте. (запрещается)

- Уважать правила дорожного движения. (разрешается)

11. Итог занятия.

- Для чего и зачем надо знать правила и знаки дорожного движения?

Изучать и знать правила дорожного движения и знать обозначения знаков необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности и не мешать движению транспорта на дорогах.

Игра “Это я, это я, это все мои друзья . ”

- Я буду задавать вопросы, а вы там, где нужно, должны будете отвечать: “Это я, это я, это все мои друзья!” или молчать.

– Кто из вас идет вперед -
Только там, где переход?
– Кто из вас летит так скоро,
Что не видит светофора? -
– Кто из вас, идя, домой,
Держит путь по мостовой?
– Знает кто, что красный свет,
Означает – хода нет?
– Знает кто, что свет зеленый,
Означает: “Путь открыт?”
– А что желтый свет
“Вниманье!” – пешеходу говорит.

Цель: Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить трамвай, автобус, троллейбус, автомобиль. Закрепить знания и представления младших школьников о безопасности дорожного движения.

Словарь: автотранспорт, общественный транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси.

Содержание:

На улице будьте внимательны, дети!

Твердо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Сегодня Петя Светофоров предлагает школьникам игру-соревнование, чтобы практически закрепить знание безопасного движения пешеходов на улице и перекрестке.

Часть школьников изображает пешеходов, а часть - водителей автотранспорта.

Участники игры должны проехать перекресток при зеленом свете светофора и при соответствующем жесте регулировщика, ответить на вопросы Пети Светофорова, возвратиться на место, не получив ни одного прокола талона.

В руках у Пети Светофорова набор дорожных знаков. Водитель берет нужный и продолжает движение через перекресток в соответствии с сигналом светофора. За перекрестком он совершает разворот и возвращается к своей команде, передавая жезл следующему участнику игры, а сам становится в конец команды.

Затем задания повторяются или по желанию могут быть заменены на различные загадки, их задает Петя Светофоров на остановке.

Во время игры Петя Светофоров и учитель следят за действиями водителей и пешеходов. За каждое нарушение водитель получает прокол талона. По окончании игры команды представляют набор знаков и талоны, где отмечены нарушения в виде проколов.

Комиссия подсчитывает нарушения и определяет победителей. При этом учитывается и то, какая команда раньше закончила соревнование. Игра заканчивается разбором ошибок и награждением победителей.

А теперь, прежде чем мы отправимся на экскурсию по Автограду, мы узнаем, какие правила должны выполнять пассажиры городского транспорта.

Как бы ни был труден путь,

Ты в дороге вежлив будь.

Место старшим или старым

Уступить не позабудь!

К городскому транспорту общественного пользования относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси. Работа водителей этих транспортных средств в условиях больших городов или насыщенных движением шоссейных дорог весьма напряженка и ответственна. Пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их разговором, нарушением правил,

Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!

Ждать автобус или троллейбус надо на специальной посадочной площадке, у остановки, отмеченной желтой линией на асфальте, если же таковых нет, то на тротуаре или у обочины шоссе.

Учащиеся сельских школ сигнализируют водителю у постоянного места сбора поднятием руки.

Выходить из автобуса и троллейбуса можно только на остановке, через переднюю или заднюю дверь. Выход через заднюю дверь разрешен потому, что это сокращает время стоянки, позволяет быстрее освободить салон. При этом пассажиры, дожидающиеся посадки, должны обеспечить беспрепятственный выход пассажиров из передней и задней двери.

Категорически запрещено ездить на выступающих частях (на буферах) автобусов, троллейбусов, трамваев.

Ждать трамвай нужно у остановки на посадочной площадке, а если ее нет — на тротуаре. На проезжую часть улицы можно выходить лишь тогда, когда трамвай подошел к остановке.

Перед выходом из трамвая следует соблюдать осторожность. Если нет вблизи движущихся автомашин, можно переходить проезжую часть улицы.

Дети часто не знают, как обходить автомобили и трамвай.

Запомните обязательное правило дорожной безопасности: стоящий на дороге или остановке автобус, троллейбус, автомобиль нужно обходить только сзади, а трамвай — только спереди.

Трамвай всегда надо обходить спереди, потому что, начав обход сзади, пешеход может попасть под встречный трамвай.

По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он Правила дорожного движения, но и о его культуре.

Детям до 10 лет нужно входить в автобус, трамвай, троллейбус через переднюю дверь. Войдя в салон, школьник должен оплатить проезд. Не забывайте уступать места пассажирам с маленькими детьми, людям пожилого возраста, инвалидам. Мальчики должны также уступать свободные места девочкам, пропускать их вперед при посадке, а при высадке — подать руку.

В целях безопасности пассажиров не разрешается перевозить вещи, которые могут запачкать одежду или сиденье, ядовитые и взрывоопасные вещества. Мелких домашних животных можно перевозить только в клетках или сумках, а крупных собак в намордниках.

В общественном транспорте нельзя громко разговаривать, шуметь, толкаться. Запрещено отвлекать разговорами водителя, так как малейшее ослабление его внимания может привести к дорожно-транспортному происшествию. Пассажирам также запрещается высовываться из окон трамвая, троллейбуса, автобуса, автомобиля. Это может привести к несчастному случаю.

Задания и вопросы:

1. Зачем нужно знать и выполнять правила дорожного движения?

2. Кого называют пассажиром?

3. Где нужно ожидать трамвай, троллейбус, автобус?

4. Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?

5. Через какую дверь нужно входить в автобус, троллейбус, трамвай?

6. Как нужно себя вести в общественном транспорте?

7. Как должен пешеход пройти на тротуар при выходе из трамвая?

8. Как нужно обходить стоящий на дороге или остановке общественный транспорт?

1. Кто относится к участникам дорожного движения?
2. Что такое дорога? Из каких элементов она состоит?
3. Почему движение по дорогам опасно для участников дорожного движения?
4. Как и для чего осуществляется регулирования дорожного движения?
5. Для чего предназначены дорожные знаки?
6. Какие виды разметки применяют регулирования дорожного движения?
7. Как должны действовать водители и пешеходы, если сигналы регулировщика противоречат требованиям дорожных знаков,дорожной разметки и сигналам светофора?

Читайте также: