Кто такой безопасный водитель

Обновлено: 30.06.2024

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Безопасное вождение на дорогах очень важно для вас и для других водителей. Начните с шага 1, приведенного ниже, чтобы получить полезные советы о том, как вы можете ответственно управлять автомобилем и избежать несчастных случаев.

Термин “безаварийный водитель” часто понимают превратно, искажая его суть. Считается, что это водитель, который ни разу не попадал в ДТП на протяжении долгого времени. Однако на деле так может происходить из-за банального везения, а не умения вести себя на дороге. На деле же безаварийным вождением называется комплекс мер и навыков, позволяющих сводить потенциальный риск аварии к минимуму.

Оглавление

Отметим, что такие навыки никак не связаны с водительским стажем. Можно ездить десятки лет, даже не зная о подобных секретах, либо, наоборот, пройти обучение сразу после автошколы. Защитное вождение предполагает:

  • понимание ДТП как явления на нескольких уровнях – водителя, дорожной ситуации и технического состояния авто;
  • тщательную практическую подготовку и углублённую теорию;
  • понимание личной ответственности за дорожную ситуацию и умение справляться со стрессом;
  • регулярный технический осмотр машины, своевременную починку для исправной работы.

Изучая возможные ситуации, преодолевая типичные для водителей психологические блоки и установки, получая навыки на практике, вы сможете контролировать происходящее на дороге в любой ситуации. Таким образом, вы будете уверены в собственной безопасности и обеспечите её для других участников дорожного движения.


Что значит – водить безопасно

Безаварийное вождение автомобиля – набор методов и навыков, сводящих вероятность аварии к минимуму даже в самой безнадёжной ситуации. Оно предусматривает контроль при заносе, умение избегать препятствий, справляться с опасностью, которую представляют потерявшие управление машины на дороге. Это не простые навыки или наработанный опыт. Контраварийное вождение предполагает, чтобы все действия, которые выполняет водитель, будут направлена на минимизацию аварии при любом развитии событий. Для этого недостаточно одних только быстрых рефлексов или внушительного стажа за рулём.

Чтобы научиться безопасно водить, нужно изучить обширную теоретическую базу, так и преодолеть ряд психологических блоков которым обычно подвержены водители. Обратите внимание на следующие рекомендации:

Впрочем, только техническими советами безаварийное вождение не ограничивается. Психология человека весьма коварна, и вложенные при обучении установки очень трудно искоренить. А ведь от них зависит множество нюансов. Например, важно даже то, куда направлен взгляд.

Дело в том, что водитель подсознательно едет туда, куда смотрит, подстраивая свои движения под это направление. В результате, концентрируясь на препятствии и смотря на него во время объезда, вы с высокой вероятностью врежетесь. Над загадкой этого феномена учёные бьются уже давно, однако преодолеть его можно и без этого знания – достаточно держать препятствие в поле зрения, но концентрироваться непосредственно на дороге.


Таким образом, получив навыки безаварийного вождения, вы сможете предсказывать обстановку на дороге заранее, предупреждать различные аварийные ситуации, а при попадании в них – сохранять спокойствие и минимизировать ущерб. Сочетание психологической подготовки, уверенности в себе и практических навыков и составляет основу подобного обучения.

Кому стоит задуматься о контраварийном вождении

Опыт безаварийного вождения будет полезен всем автовладельцам без исключения. Обучаясь подобным приёмам, вы снижаете опасность возникновения ДТП, тем самым делая дорогу безопасной и для себя, и для окружающих. Не стоит говорить и о проблемах, которые ведут за собой аварии – от разбитой машины и дорогого ремонта до серьёзных проблем со здоровьем. Также в пользу вождения без аварий говорят бонусы на страховку. Ведь чем меньше вы попадаете в чрезвычайные ситуации, тем лучше становится коэффициент бонус-малус, снижающий цену страхования.

Среди категорий водителей, которые обучаются безаварийному вождению, можно выделить:

  • новичков. Эта категория ещё не освоила управление автомобилем, либо вот-вот получила водительские права. С определённой точки зрения новичкам проще обучаться подобному стилю вождения, ведь они не успели выработать рефлексы, которые придётся преодолевать, как у опытных автолюбителей. Также это поможет выработать стаж, начиная с первых поездок, что также весьма полезно;
  • опытные водители. В этом случае ученики приходят совершенствоваться, узнав о преимуществах такого обучения. Даже с большим стажем за плечами они хотят улучшить навыки езды и подтянуть моменты, которые вызывают трудности. Преимущество обучения для опытных автолюбителей состоит в том, что они знают основы и нередко следуют принципам безаварийного вождения, даже не осознавая этого;
  • корпоративных клиентов. Профессия водителя предполагает умение вести машину уверенно, предотвращать возможные аварии и защищать пассажиров или ценное имущество. Например, на обучение присылают водителей крупных компаний, занимающихся перевозкой клиентов, сотрудников спецслужб. Также в эту категорию попадают и гонщики, которые совершенствуют свои навыки экстремального вождения, чтобы выжимать из автомобиля и трассы максимум.

Курсы безопасного вождения весьма важны для людей, переживших серьёзное ДТП. Подобные аварии лишают водителя уверенности в своих навыках, оставляют серьёзный психологический след и могут стать причиной неадекватного поведения на дороге. Проходя обучение, люди преодолевают эти проблемы, справляются со страхом вождения и возвращают уверенность в собственных силах.


Как обучиться

Безаварийное вождение – важная дисциплина, однако в обычных автошколах ему не обучают. Их цель состоит в изучении базовых навыков, правил дорожного движения и проверке знаний, чтобы в результате ученик смог получить водительские права. Поэтому для приобретения важных навыков придётся обращаться в специализированные заведения.

Гоночная Академия Антона Захарова предлагает пройти контраварийную подготовку. У нас:

  • квалифицированные инструкторы с большим стажем заездов, которые помогут разобраться во всех тонкостях курса;
  • большой автопарк и площадки для тренировки на разных классах авто;
  • новые программы обучения для разных возрастов;
  • регулярные тренировки, углублённое изучение теории и практики с проверкой;
  • наглядный результат.

Разработка обучающей программы персонализирована и зависит от стажа ученика, класса авто, его изначальных навыков. Также в расчёт принимается и цель управления машиной. Например, для сотрудников и работников крупных компаний будет предложены специализированные уроки. В результате тренер создаёт отдельную программу, включающую в себя теорию, практику и работу над ошибками, и прорабатывает её с учеником до сдачи. Наши специалисты не делают это для галочки – обучение закончится тогда, когда вы будете уверенно владеть навыками безаварийного вождения.

Обратившись в Академию, вы узнаете секреты безаварийного вождения, приобретёте незаменимые навыки поведения на дороге, а также узнаете много нового. Задать интересующие вас вопросы и заказать курсы можно по телефону или через электронную форму в разделе контактов.

Удивительно, но факт, что большинство водителей не знает, что существует более двадцати приемов руления, около ста элементов торможения, множество приемов преодоления неровностей и прохождения поворотов.

Многие водители, особенно непрофессиональные, слишком легкомысленно относятся к своему образованию в сфере управления автомобилем, считая, что тех знаний, которые они приобрели в автошколе и того опыта, который к ним пришел позже вполне достаточно, чтобы чувствовать себя комфортно за рулем автомобиля. Цена такому легкомыслию - это непрерывный стресс в сложных условиях, шоковое состояние в критических ситуациях и постоянное общение с автосервисом.

Обычно человеческие ошибки служат одними из важнейших факторов, приводящих к ДТП.

  • 1. Ошибки пропуска. Возникают, когда полностью или частично пропускают обязанность.
  • 2. Ошибки в действиях. Возникают, когда обязанность выполняется неправильно.
  • 3. Ошибки в последовательности действий. Имеют место, когда действия выполняются в неправильной последовательности.
  • 4. Отвлечение внимания. Это проявляется, когда вы выполняете задачу или производите действия, которые отвлекают внимание от того вида деятельности, которой вы и должны заниматься в данный момент.
  • 5. Просчеты во времени. Они проявляются, когда вы выполняете какую-либо задачу слишком рано или слишком поздно или не стремитесь выполнить задачу в рамках отведенного вам времени.
  • 6. Просчеты в качестве исполнения. Это проявляется, когда вы выполняете задачу в слишком большом или слишком малом объеме.

Вероятность совершения подобных типов ошибочных действий в обычных случаях достаточно мала.

И вообще эти просчеты не имеют слишком большого значения. Водитель может, к примеру, забыть включить сигнал поворота, когда он перестраивается или поворачивает на другую дорогу. Последствия такой невнимательности водителя могут быть более серьезными: он может на двухполосной дороге оказаться на полосе встречного движения, что может привести к ДТП. Вероятность совершения, как ошибочного действия, так и результирующего от этого серьезного ДТП - небольшая.

Но вероятность ошибочных действий может иметь драматические последствия в критических ситуациях, которые требуют от водителя быстрой реакции, особенно когда за рулем сидит малоопытный водитель. Возможность совершения ошибочных действий увеличивается, когда объем информации большой и нагрузка на водителя, следовательно, большая, например, когда нужно проехать через сложный перекресток, на котором информация дается многими дорожными знаками и присутствует много элементов движения.

Когда человек начинает водить новый автомобиль, он осваивает органы управления и приборы автомобиля (рулевое управление, рычаг переключения передач, педали, сигналы поворота, включатели фар и т.п.) до определенного уровня, т.е. он активно думает, в каком месте находятся приборы и как пользуются педалями. Через некоторое время эти операции автоматизируются, и человек перестает думать о расположении и способе работы приборов и органов управления. Ситуация изменится, когда человек переходит к другой, неизвестной ему машине. Теперь он вынужден заново освоить использование приборов и органов управления, пока это не станет автоматическим.

Различия между автомобилями могут быть часто настолько значительными, что даже начало движения на них может означать непосредственную опасность для водителя, если он не знает, как действуют различные системы обеспечения работы автомобиля. Особенно это важно при переходе с одного типа автомобиля, к которому вы привыкли, на другой тип автомобиля, на котором вы никогда не ездили. При управлении автомобилем в критических ситуациях это может повысить вероятность ошибочных действий, поскольку в этом случае вы прибегаете к действиям, которым вы научились на привычном для вас автомобиле, но которые не подходят или прямо опасны для выполнения на автомобиле, на котором вы еще не бывали в критических ситуациях (тип коробки передач и ведущих колес).

Поэтому как компоновка места водителя, так и размещение органов управления и приборов могут иметь определенное значение для обеспечения безопасности при движении. Компоновка окружающей водителя среды может быть в различной степени приспособлена к анатомическому строению и психике человека. И все это влияет на вероятность совершения ошибочных действий в сторону их сокращения или увеличения, особенно когда эта компоновка не приспособлена к потребностям человека.

Усилие для тормозной педали отличается значительными вариациями для различных моделей автомобилей. Особенно ABS-тормоза в момент резкого торможения ведут себя по-другому, чем обычные тормоза. То же самое относится к свободному ходу педали сцепления, чувствительности руля и показателям маневренности. В дополнение к этому автомобили во все возрастающей степени оборудуются радиоприемниками, кассетными магнитофонами и/или мобильными телефонами, что представляет собой оборудование, которое совершенно не нужно для управления автомобилем, но которое, наоборот, может отвлечь или притупить внимание водителя таким образом, что вероятность ДТП увеличивается в значительной степени. Обзор литературы показывает, что разговор по мобильному телефону в момент вождения может оказать неблагоприятное воздействие на поведение водителя. Использование мобильного телефона увеличивает время реакции, скорость автомобиля становится неравномерной и расположение его на проезжей части меняется. Даже если пока не установлено прямой зависимости между использованием мобильного телефона и риском аварийности, влияние разговора по мобильному телефону на поведение водителя позволяет сделать вывод, что использование мобильного телефона во время движения повышает риск аварийности. В одном американском исследовании показали, что водители, пользующиеся мобильным телефоном во время движения, имеют 5-6-кратный риск попасть в ДТП по сравнению с водителями, кто не пользуется мобильным телефоном. Одновременно можно предполагать, что не только мобильный телефон (разговор по нему) является причиной ДТП. Водители, у которых найдена высокая зависимость использования мобильного телефона и риска аварийности, могут иметь и другие обстоятельства, приводящие к ДТП.

Активная безопасность водителя включает:

Высокое профессиональное мастерство, под которым подразумевается профессиональный интеллект и уровень технического мастерства управления автомобилем.

Способность аналитически точно оценивать и прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации и в соответствии с этим выбирать безопасный режим движения.

Достаточно большой арсенал приемов управления автомобилем (специалисты насчитывают около 30 различных приемов только торможения) позволяющим избежать ДТП практически в любой ситуации.

Надежность, работоспособность даже в очень сложных и аварийных условиях и ситуациях.

Способность водителя находиться во время управления автомобилем в работоспособном состоянии, вне зависимости от состоянии утомления, т.е. устойчивость водителя к утомлению.

Широкое распределение и быстрое переключение внимания, правильная организация внимания в сложной дорожной обстановке.

Высокий уровень развития физических качеств.

Высокая степень автоматизации двигательных навыков.

Хорошая координация движений, быстрая и точная реакция.

Пассивная безопасность водителя.

Пассивная безопасность водителя - это его способность при ДТП, не теряя самообладания, занять такое место в кабине непосредственно перед ударом, чтобы воздействие перегрузки на его тело было бы минимальным или, если это целесообразно, быстро принять решение и покинуть кабину автомобиля. Это также умение водителя при неизбежном ДТП использовать максимум возможностей для спасения человеческих жизней или предотвращения травм.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Водитель, формирование качеств безопасного водителя

Образовательные: познакомить обучающихся с историей создания велосипеда, разнообразием видов велосипедов, ПДД для велосипедистов, с безопасными местами езды на велосипедах.

Развивающие: развитие познавательного интереса по средством применения ИКТ; осознание проблемы опасности для жизнедеятельности при несоблюдении правил дорожного движения; расширение кругозора обучающихся.

Воспитательные: привитие навыков культуры безопасности на дорогах, умения оценивать степень риска на дороге.

Учитель: Рамазанов Р.И.

Повторение пройденного материала.

Беседа по вопросам:

- Что такое дорога и каковы её составные части?

- Для чего предназначено регулирование дорожного движения и при помощи чего оно осуществляется?

- Кто является участниками дорожного движения и какие общие обязанности определены пешеходу и пассажиру?

- Какие меры безопасности необходимо соблюдать пешеходу и пассажиру как участникам дорожного движения?

- Какие качества пешехода могут характеризовать уровень его общей культуры в области безопасности дорожного движения?

Изложение программного материала.

Водитель – главная фигура в обеспечении дорожного движения.

Напомним, что в нашей стране высокими темпами идёт рост числа автомобилей: ежегодно примерно на 1300000 автомобилей становится больше. По прогнозам специалистов в ближайшем будущем на 1000 человек будет приходиться 330-440 автомобилей (в 2002-2003 гг. этот показатель составлял 230-250 единиц автомобилей).

Следовательно, также быстро растёт и число водителей. При этом уровень их профессиональной подготовки и уровень культуры в области безопасности дорожного движения не очень высокий и не соответствует в полной мере возрастающим требованиям к участникам дорожного движения по обеспечению безопасности на дорогах в современных условиях (как уже говорилось, более 70% ДТП происходит по вине водителей).

Поэтому безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от уровня подготовки водителей и привития им высокого чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.

По каким духовным и физическим качествам водителя можно судить об уровне его культуры в области безопасности дорожного движения? По нашему мнению, можно выделить наиболее значимые черты:

Соответствие состояния здоровья водителя и его работоспособности физическим и психологическим нагрузкам, возникающим при управлении транспортным средством в условиях современных дорог.

Глубокие знания ПДД, их осознанное соблюдение и умение применять в различных ситуациях, возникающих на дороге.

Постоянное совершенствование профессиональных качеств в управлении транспортным средством.

Воспитание в себе чувства высокой ответственности за безопасность других участников дорожного движения (пешеходов и пассажиров), соблюдение их прав в области безопасности жизнедеятельности.

Такие качества сами собой не появляются. Не возникнут они и с получением прав на вождение транспортным средством. Они должны воспитываться со школьного возраста и должны служить фундаментом подготовки современного водителя, ведь большинство молодых людей в жизни станут водителями транспортных средств. Об этом свидетельствует интенсивная автомобилизация страны.

Целенаправленно эти качества должны формироваться с момента, как человек стал участником дорожного движения. С этого момента он должен начать постигать азы ПДД и формировать убеждение в необходимости соблюдения их постоянно.

Первым транспортным средством, которым человек начинает управлять в школьные годы, является велосипед. Вот с этого момента и необходимо начинать воспитывать в себе качества культурного водителя.

Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека.

Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 л6т. Этот возраст решениями соответствующих органов регионов может снижаться, но не более чем на 2 года. В соответствии с этим управлять велосипедом на дорогах может подросток в возрасте 12 лет, а мопедом – в возрасте 14 лет.

Движение на велосипеде не разрешается на большинстве улиц городов, в населённых пунктах и на автомобильных дорогах. Велосипед как транспортное средство имеет свои особенности. Во-первых, он приводится в движение не двигателем, а мускульными усилиями велосипедиста. Следовательно, его скорость зависит от физической натренированности водителя. Во-вторых, велосипед обладает высокой маневренностью и, в-третьих, характеризуется недостаточной устойчивостью. Поэтому необходимо серьёзно учиться езде на велосипеде, быть готовым к различным ситуациям, которые могут возникнуть на дороге.

Велосипедист является водителем транспортного средства, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как и к любому водителю.

Это должен знать каждый

Перед выездом каждый водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Основные требования к техническому состоянию велосипеда:

Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок).

При движении на дорогах в тёмное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком (фарой) белого цвета, сзади фонарём или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета.

Водителям велосипеда запрещается:

Двигаться при неисправности тормозной системы или рулевого управления.

Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой.

Перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками.

Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает управлению.

Двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки.

Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Обучаться езде на велосипеде на улицах города и автомобильных дорогах.

Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам (тротуар – это дорога для пешеходов).

Основные обязанности велосипедиста:

На дороге необходимо держаться крайней правой полосы, на расстоянии не более 1 м от тротуара или обочины. Это обеспечит безопасность велосипедисту.

Выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения. На таких дорогах проезжая часть имеет небольшую ширину, что позволяет велосипедисту относительно безопасно выполнить поворот или разворот. При необходимости повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями и имеющей более одной полосы для движения в одном направлении велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его руками, соблюдая правила, установленные для пешеходов.

При намерении повернуть или остановиться необходимо заранее предупредить об этом остальных участников движения с помощью сигналов, подаваемых рукой. При повороте налево поднимают в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку. При повороте направо поднимают в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку.

На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге.

Усваивая и совершенствуя свои навыки в управлении велосипедом, целесообразно не просто лихо кататься на нём, нарушая все Правила дорожного движения, а готовиться стать профессиональным водителем транспортных средств.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации в 1995 г. была создана Ассоциация юношеских автомобильных школ России.

По состоянию на 1 января 2004 г. в состав Ассоциации входят юношеские автомобильные школы 32 регионов России, основными из которых являются Московская, Саратовская, Ростовская, Самарская, Пензенская, Курская, Пермская, Ставропольская, Нальчикская, Калининградская, Рязанская, Борисоглебская Воронежской области и многие другие образовательные учреждения.

Главная задача Ассоциации юношеских автомобильных школ России – создание единой целостной системы обучения навыкам безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах начиная с 5-летнего возраста.

Юношеские автомобильные школы имеют статус учреждений дополнительного образования. За время обучения учащиеся получают профессиональную подготовку водителей транспортных средств.

Программа подготовки водителей транспортных средств предусматривает:

3-годичное обучение с 14 лет;

2-годичное обучение с 15 лет;

1-годичное обучение с 16-16,5-летнего возраста.

Юношеские автомобильные школы имеют оборудованную учебно-материальную базу, в которую входят классы, учебно-методические кабинеты для лабораторно-практических занятий, а также учебная техника. В настоящее время парк автошкол насчитывает свыше 2000 автомобилей, в том числе более 200 грузовых. Ежегодное обновление автомобильного парка составляет до 100 автомобилей.

- Какие факторы свидетельствуют о возрастании влияния уровня подготовки водителя транспортного средства на безопасность дорожного движения?

- Какие качества характеризуют уровень общей культуры водителя в области безопасности дорожного движения?

- Какую роль может сыграть велосипед для подготовки будущего водителя транспортного средства?

- Какие основные требования предъявляются к техническому состоянию велосипеда?

- Перечислите основные обязанности велосипедиста.

Из ПДД выберите и запомните основные положения того, что запрещено водителю велосипеда.

Как подключить телефон к автомагнитоле и включить музыку в машине

Узнай первым о выходе нового полезного контента

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

Читайте также: