Кто виноват дтп в казахстане

Обновлено: 02.07.2024

Авторы присылаемых материалов в полной мере несут ответственность за достоверность содержащейся в них информации, за их соответствие нормам законодательства РК, морали и этики. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несет ответственность за форму и характер публикаций, оставляемых пользователями сайта.

Комментарии ( 31 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Оставить свое мнение

  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter

Согласно статистике примерно в 95 процентах случаев при дорожно-транспортных происшествиях, в которых получают травмы или гибнут пешеходы, ответственность впоследствии несет водитель. Даже несмотря на то, что все те же цифры показывают: пешеходы виновны как минимум в половине таких аварий.

Даже если пешеход виноват, водитель все равно платит

Странное дело

Практика показывает, что в большинстве случаев такие происшествия грозят неприятностями исключительно водителям. Даже в случаях, когда их невиновность доказана полностью, что авария произошла исключительно по вине пешехода, водитель автомобиля все равно вынужден возмещать этому пешеходу или его родственникам, если он погиб, ущерб. То есть заведомо невиновный возмещает ущерб заведомо виновному.

Мало того, в зависимости от серьезности полученных пешеходом травм автовладельцам могут грозить ограничение свободы, условная судимость или несколько лет колонии-поселения. Это уже не говоря о лишении права управлять автомобилем на длительный срок.

Было бы логично, если бы закон устанавливал правило: кто виновен, тот и платит. Но законодатель с советских времен идет по другому пути. Это становится особенно несправедливым в условиях, когда массовые нарушения со стороны пешеходов приводят к многочисленным ДТП.

Именно такие неравные условия и ответственность для двух равных категорий участников дорожного движения уже давно сделали из них непримиримых врагов.

— Если наша страна позиционирует себя как правовое государство, которое стремится догнать развитые страны, в том числе и в сфере законодательства, то почему бы не сделать, как в Европе? Там ущерб, причиненный в ДТП, возмещает и отвечает за все его последствия именно виновник, вне зависимости от того, водитель он или пешеход. Если пешеход виноват в аварии и погиб, то в некоторых странах ответственность по возмещению материального и морального вреда ложится на его родственников, — говорит казахстанский адвокат Мария Ян. — Надо понимать, что пешеходы тоже должны не только знать, но и соблюдать Правила дорожного движения. То, что у них нет автомобиля, не дает им права делать все, что вздумается, подвергая опасности других участников дорожного движения.

По мнению специалистов, такая неравная ответственность сторон приводит и к тому, что, прибывая по вызову о наезде на пешехода, изначально предвзято относятся к водителям и полицейские. Для того, чтобы доказать свою невиновность в суде, впоследствии необходимо провести автотехническую (трасологическую) экспертизу, которая подтвердит, что у водителя не было возможности предотвратить наезд. Но, по словам адвокатов, проводят ее не всегда, и назначения исследования приходится в буквальном смысле слова добиваться.


По закону и по совести

В пункте 1 статьи 917 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК) четко прописано, что если водитель совершил ДТП, а именно наезд на пешехода, то в полном объеме обязан возместить нанесенный вред. По-другому видится ситуация, если вина в ДТП не водителя, а пешехода. Почти всегда, если остается жив, никакой ответственности он не несет.

Проще говоря, если вы приобрели автомобиль, выехали на нем в город, а вам под колеса даже в неположенном месте выскочил пешеход и вы его сбили, платить ему за лечение и возмещать другие расходы, связанные с ним, вам все же придется. Мало того, если в результате ДТП пешеход скончался, все в той же статье 935 ГК РК указано, что вам будет необходимо возместить его родственникам расходы на погребение, а также ущерб тем, кто находился у него на иждивении.

Большинство автолюбителей считают такое положение дел несправедливостью. Ведь помимо возмещения ущерба пострадавшим в результате ДТП наносится ущерб и их имуществу, который, как правило, возмещается ими самостоятельно.

Пешеходу можно все?

Возрастающее число ДТП с участием пешеходов в целом по стране и в Алматы в частности большинство автолюбителей связывают с тем, что полицейские дорожно-патрульной службы практически не обращают внимания на тех, кто перебегает проезжую часть где придется и как Бог на душу положит.

— Причина — в безнаказанности пешеходов, с ними не ведется никакой работы. Если бы за них взялись, как за водителей, то инцидентов на дороге было бы гораздо меньше. Вы сами, наверное, нередко замечали ситуации, когда человек идет вдоль дороги, а на перекрестке резко поворачивает. И даже не смотрит, едет ли машина. Из-за этого немало аварий. Первая машина успевает остановиться, вторая, может быть, тоже, а третья и четвертая бьют впереди стоящий автомобиль. Штрафовать надо пешеходов, чтобы не провоцировали ДТП. Но на них дорожная полиция внимания не обращает, — говорит руководитель Школы экстремального вождения Владимир Бородин. — Приведу пример. Если машина не пропустила пешехода на перекрестке, ее тут же останавливают. Но если водитель пропустил, проехал метров 50, вышел из машины и сам в качестве пешехода стал переходить в неположенном месте, он уже не интересен дорожникам, потому что наказывать у нас привыкли только водителей.

— К сожалению, всегда и везде найдутся такие нерадивые пешеходы, которые в целях экономии времени готовы рисковать своим здоровьем и жизнью, и это проявляется в виде необдуманных поступков на дорогах, таких как переходы проезжей части в неустановленных местах. Главная наша задача в этом деле — стабилизировать дорожную обстановку, предупредить и выявить нарушения ПДД среди пешеходов, активизировать профилактику в этом направлении, еще раз напомнить требования, предписанные в Правилах дорожного движения РК, — рассказал начальник местной полицейской службы ДВД города Алматы Жасулан Байкенов.

В результате последней аналогичной отработки, завершившейся в Алматы 18 августа, полицейские оштрафовали 267 пешеходов. Скажем прямо — немного для города, численность населения которого приближается к двум миллионам человек. Скорее, такие полицейские мероприятия выполняют больше не практическую, а профилактическую функцию, что, увы, на людей влияют не сильно. Ну кого из нас в школе не учили правильно переходить проезжую часть? Правильно, всех. Но большинство, не задумываясь ни о себе любимом, ни об окружающих, словно это в порядке вещей, позволяют то на красный сигнал перебежать, то, не желая терять минуту на то, чтобы дойти до зебры, лавируют в потоке автомобилей в надежде, что их пронесет.


Полицейские оформляют протокол на пешехода-нарушителя

Пример соседей

К примеру, в России еще в 2014 году Конституционный суд принял решение о необходимости возмещения ущерба пешеходами, если они стали виновниками ДТП.

Произошло это после инцидента в Красноярском крае. Там несовершеннолетняя девушка попала под колеса проезжающей машины. Водитель самостоятельно оплатил ей моральный ущерб, а страховая компания по ОСАГО возместила пострадавшей расходы на лечение. При этом девушку признали виновницей аварии.

После произошедшего автомобилист обратился с ущербом по КАСКО, получил компенсацию, а страховая компания предъявила иск на возмещение расходов на ремонт транспортного средства к семье девушки.

Последние отказались возвращать деньги и обратились в местные суды, которые признали требование страховщиков правомерными. Это решение поддержал и Конституционный суд, пояснив, что виновник ДТП не может быть освобожден от ответственности.

Такой прецедент вызвал массу положительных откликов у российских автолюбителей. Решение Конституционного суда долго и подробно обсуждалось на тематических форумах, где большинство участников одобрительно отозвались о том, что пешеходы, спровоцировавшие ДТП, станут нести ответственность наравне с ними.

Помоги себе сам

В последнее время вопрос равной ответственности водителей и пешеходов при дорожно-транспортных происшествиях поднимается все чаще. В особенности он актуален в крупных городах с большим числом населения и автотранспортных средств. Несмотря на это, каких-либо существенных изменений в законе не происходит, и водителям по-прежнему приходится чаще всего рассчитывать только на себя.

Поэтому специалисты рекомендуют им запомнить несколько советов, которые впоследствии помогут доказать свою невиновность.

Во-первых, после наезда на пешехода снимайте все происходящие на видео с помощью мобильного телефона, смартфона или фотоаппарата. Не прекращайте съемку даже во время оформления ДТП. Важно, на видео зафиксировать дату происшествия. Также необходимо сфотографировать расположение автомобиля сразу после ДТП и свой тормозной путь.

Если в автомобиле присутствует видеорегистратор, то не выключайте его до конца оформления ДТП. Запись необходимо приобщить к делу. Сразу после аварии окажите первую помощь пострадавшему пешеходу. Вызовите полицию и медиков.

Замерьте свой тормозной путь. Желательно в присутствии незаинтересованных свидетелей. Если есть свидетели аварии, то запишите их данные. После составления протокола оформления ДТП проверьте на правильность все данные аварии: фамилию пешехода, свидетелей, точное место аварии, схему.

Республика Казахстан страдает от действий своих же граждан. Люди взбунтовались и начали крушить всё подряд, они уже заставили правительство страны уйти в отставку, но, похоже, не собираются на этом останавливаться. Журналисты издания “Газета.Ру” сообщили новые подробности об обстановке в Казахстане.

Что происходит в Казахстане сегодня, 6 января 2022 года

2 января 2022 года власти Казахстана обратились к народу и сообщили, что повышаются цены на газ. Тогда никто и не думал о том, что это решение превратить республику в место для кровавой войны между военными и простыми гражданами. Люди вышли на митинги, которые были спокойными, но уже 4 января ситуация начала выходить из-под контроля. Митинги переросли во вспышку агрессии со стороны общественности, народ начал поджигать здания и магазины.


В Казахстане началось то, что несколько лет назад было в США. Когда полицейский надавил на горло Джорджу Флойду и афроамериканец скончался, мародеры начали грабить магазины, поджигать заведения и устраивали настоящий бунт, который продлился несколько недель. На территории республики происходит все то же самое. В Сети уже опубликованы кадры, на которых видно, как мародеры грабят магазины, выносят оттуда все самое ценное и убегают. Было видео, где видно, как люди грабили банк, пока все остальные были отвлечены на бунт.

5 января 2022 года усилиями нескольких человек была разрушена статуя Нурсултана Назарбаева. Ее повалили на землю и окружили, люди издевались над статуей, пинали ее и оставили в разрушенном состоянии на земле.

Очевидцы беспорядков в Казахстане рассказали о ситуации в стране

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Местные жители рассказали РБК о сложившейся ситуации в городах Казахстана, где со 2 января продолжаются беспорядки.

В столице Казахстана Нур-Султане сейчас спокойная обстановка, однако граждане столкнулись со сбоями в работе интернета и банковской системы. Об этом РБК рассказал местный житель Нурсултан Кошербаев.

По его словам, в столице работает общественный транспорт, однако из-за того, что не работают электронные платежи, на автобусах ездят те, у кого есть пополненные транспортные карточки.

Помимо этого, до 10 января не работает почта и многие магазины. В открытых магазинах принимают только наличные, притом что из-за пандемии многие перешли на онлайн-платежи и не располагают наличными, рассказал Кошербаев.

Жительница Астрахани Наталья Камнева, чей супруг работает в казахстанском селе Баутино (200 км от Актау), где расположен морской порт, рассказала РБК, что в Актау 5 января проходили протесты, но на территории порта беспорядков не было.

Ситуация в Казахстане: спецоперация в Алматы, военные ОДКБ и очереди за хлебом

В МВД Казахстана рассказали, что силовики уничтожают на месте отказывающихся сложить оружие

В МВД Казахстана рассказали, что силовики уничтожают на месте участников беспорядков, которые отказываются сложить оружие. Об этом говорится в обнародованном 6 декабря заявлении МВД, пишет ORDA.

По данным МВД Казахстана, 6 января обстановка в столице страны, Акмолинской, Кызылординской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях может считаться стабильной. Сложной остается обстановка в Алма-Ате, где протестующие захватили и частично разгромили здания госорганов, финансовых организаций, магазинов, телекомпаний.

Десятки убитых, мародёрство на улицах: Россия посылает десантников в Казахстан в рамках ОДКБ — онлайн видео трансляция с места событий

В центре казахского Тараза слышна стрельба

Более подробной информации пока нет приводится.

Накануне сообщалось, что ситуация в городе спокойная. До этого погромщики сожгли порядка 50 машин полиции и три полицейских здания.

Sputnik Казахстан: полиция Алма-Аты начала зачистку улиц от нарушителей

Sputnik Казахстан: полиция Алма-Аты начала зачистку улиц от нарушителей

Полиция Алма-Аты начала зачистку улиц от нарушителей, силовики направились на улицы Карасай батыра — Масанчи. Всего в органы полиции доставлено около 2 тыс. человек, сообщает Sputnik Казахстан.

Как ранее сообщили в комендатуре Алма-Аты, число погибших в ходе столкновений в городе сотрудников правоохранительных органов увеличилось до 13.

Полиция сообщила о множестве жертв, десятки участников ночных беспорядков в Алма-Ате ликвидированы

Антитеррористическая операция продолжается в районе, где расположены административные здания.

Административные здания и Департамент полиции Алма-Аты ночью подверглись атаке. Десятки нападавших убиты, их личности устанавливаются, сообщила в четверг официальный представитель Департамента полиции города Салтанат Азирбек.

В ночь на четверг комендатура Алма-Аты сообщила, что правоохранительные органы приступили к антитеррористической спецоперации в городе. Сообщает ТАСС.

Появились кадры перестрелки военных и вооруженных протестующих на площади в Алма-Ате

В СМИ появились кадры перестрелки военных и вооруженных протестующих на площади в Алма-Ате, сообщает ТАСС.

На кадрах видны военнослужащие казахстанской армии, выстроившиеся в цепь и ведущие огонь в сторону захваченного акимата (мэрии) города.

Затем военные выстраивают оцепление на площади перед акиматом Алма-Аты.

Ранее в полиции Алма-Аты заявили, что ночью отразили вооруженный штурм.

По словам официального представителя полиции, были ликвидированы десятки нападавших.

До этого военные сняли оцепление и ушли с площади в Алма-Ате.

Россия отправила в Казахстан подразделения ВДВ

Организация Договора коллективной безопасности направила миротворческий контингент в Казахстан. От России в него вошли подразделения воздушно-десантных войск.

Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ) направила контингент в Казахстан, сообщается на сайте организации.

В ОДКБ входят Россия, Казахстан, Армения, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан. Статья 4 договора об ОДКБ предусматривает, что участники соглашения незамедлительно предоставляют помощь государству, которое подверглось нападению извне, включая военную.

В Казахстане 2 января из-за резкого повышения цен на газ начались массовые протесты, позднее они переросли в беспорядки. В нескольких крупных городах, в том числе в Алма-Ате, протестующие вступили в стычки с силовиками. Источник

В Алматы на крышах домов сидят снайперы и стреляют по машинам, которые нарушают комендантский час

Вооруженные погромщики окружили две крупные больницы в Алма-Ате

Вооруженные протестующие окружили две больницы в Алма-Ате и не пропускают в здания пациентов и медицинский персонал.

Отставка правительства

Люди в Казахстане потребовали отставки правительства и они ее получили. 5 января 2022 года президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев принял отставку своего правительства. Это произошло по инициативе главы правительства страны. Известно, что президент назначил на разные должности временно исполняющих обязанности до тех пор, пока не будет выбрано новое правительство республики.


Произошло еще одно изменение — бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев больше не является руководителем Совета безопасности страны, эту должность занимает действующий глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Господин Токаев сам сообщил о том, что Назарбаев снят с должности.

Протестующие захватили Алма-Атинскую резиденцию президента

Кажется, вспышка гнева общественности не имеет границ. Люди захватили Алма-Атинскую резиденцию президента и устроили там поджоги. В Сети появились кадры, на которых видно, как горит резиденция. Резиденции в других городах также подверглись нападению. Президент республики Касым-Жомарт Токаев вышел на связь и сообщил, что он не собирается покидать город, по его словам, нужно действовать максимально жестко, чтобы прекратить весь этот бардак, который происходит в стране.

Когда пожарные приехали тушить резиденцию, люди отобрали транспортное средство и катались на нем по городу. Несколько человек стояли на крыше машины и размахивали белым флагом, что-то выкрикивая в толпу. В то же время силовики, которые попытались остановить народ, получали сдачи. Известно, что в результате столкновений силовиков с простыми гражданами пострадали обе стороны. Кроме того, люди встретили полицейского и атаковали его, а затем сорвали с него погоны.

Что делать при ДТП? — Есть вопрос на The Village Казахстан

Поговорили со специалистом, чтобы знать, что делать при ДТП, к чему быть готовым и как защитить свои права.

Роман липовский

какие действия необходимо выполнить сразу после ДТП?

При столкновении необходимо остановить транспортное средство, убедиться нужна ли кому из участников ДТП медицинская помощь, сообщить о происшествии, позвонив 102 и вызвать скорую помощь, если есть пострадавшие.

Если имеется номер страховой компании, с которой заключен договор, нужно вызвать представителя компании. Если есть добровольный договор страхования (КАСКО), вызов представителя страховой компании на место обязателен. По ГПО (Страхование гражданско-правовой ответственности — Прим. ред) вызов страхового агента не обязателен.

Чего делать нельзя?

Категорически нельзя покидать место ДТП или передвигать транспорт с места аварии до приезда сотрудников полиции (Статья 611 КоАП РК — Прим. ред). В противном случае можно получить штраф размером в пять МРП или лишиться права управления транспортным средством сроком на один год (Статья 611 КоАП РК ч.2 — Прим. ред).

Многие автомобилисты, особенно при незначительных повреждениях, на эмоциях покидают место ДТП, после чего их лишают прав. В данном случае характер повреждений не имеет значения — избежать лишения прав не удастся.

На место ДТП приехала полиция. Каков правильный порядок ее действий? Что делать участнику ДТП?

Главная задача патрульной полиции по прибытии на место ДТП — оценка обстановки и возможность установления, кем из участников ДТП были нарушены правила дорожного движения. Если ситуация спорная, то на каждого из участников ДТП будут составлять протокол. В таком случае водительские удостоверения изымаются у обоих водителей. После решения суда виновник либо оплачивает штраф и ему возвращают права, либо его их лишают. Решать судьбу виновника не в компетенции сотрудников дорожной полиции, осуществляющих оформление.

Дело дорожной полиции — приехать на место ДТП и сформировать материал: составить схему ДТП, протокол и передать их в районное управление. После чего дело отправляется в административную группу. Если ситуация спорная, материал отправят дознавателю, и он будет проводить дальнейшие действия.

Когда материал попадает в районное управление, в случае, если нет отягчающих обстоятельств и ситуация не спорная, административная группа формирует материал и передает в суд в течение трех рабочих дней. Вердикт только по материалам дела. Поэтому очень важно, чтобы схема ДТП была составлена правильно: с учетом всех дорожных знаков, ширины проезжей части, полос, расположения транспортных средств.

Если ситуация спорная или при ДТП есть пострадавшие, дело передается дознавателю, который собирает и готовит материалы, назначает экспертизы, в случае телесных повреждений — судмедэкспертизу.

Составление объяснительной и схемы дтп: порядок, правила, подводные камни

При составлении объяснительной обычно выдается образец с перечнем вопросов, на которые нужно ответить. Здесь нужно постараться описать все произошедшее в подробностях, но без лишних эмоций.

При составлении объяснительной сотрудники часто просят указать, что медосвидетельствование участник ДТП пройдет добровольно. Написав это, автовладелец обязуется пройти процедуру и самостоятельно оплатить ее согласно прейскуранту учреждения. Загвоздка в том, что при отказе автовладельца лишают прав. Однако, если написать в объяснительной, чтобы сотрудники выдали направление медосвидетельствование, то процедура будет бесплатной.

При составлении схемы ДТП нужны быть предельно внимательным. На ней должно быть отображено все, что касается происшествия, как видит сотрудник полиции по прибытию на место: как располагается транспорт, если его передвинули другие патрульные службы, то есть соответствующая разметка, по которой будет составляться схема ДТП. Необходимо точно указать место аварии, если оно спорно — сотрудник дорожной полиции обязан указать оба места, которые указывают участники.

Схему не нужно подписывать, пока не будут удовлетворены все требования, чтобы не возникло несоответствия действительности. К составлению схемы также должны быть привлечены двое понятых, не имеющих отношения к ДТП. Они должны присутствовать и при замерах, и при составлении самой схемы.

Нужно обратить внимание на все видимые повреждения для их описи в протоколе. Если что-то упустить, можно остаться без выплат от страховой компании. Скрытые эффекты и повреждения должен учитывать эксперт при оценке: от страховой компании либо независимый эксперт.

В каких случаях стоит заключать мировое соглашение при ДТП

Если повреждения транспортных средств незначительны и все участники ДТП готовы урегулировать инцидент на месте, а лицо, нарушившее ПДД, готово возместить ущерб, то следует помнить, что если договориться и покинуть место ДТП, а виновное лицо не выполнит своих обязательств, то при повторном обращении в полицию, права управления транспортом лишаются все участники ДТП. Но при установлении виновного лица, страховое возмещение потерпевший все равно получит. Однако только в том случае, если у виновного лица есть действующий договор страхования.

Ответственность за нарушение водителем правил ДТП, которое повлекло повреждения транспортного средства, составляет 20 МРП или лишение права управления на шесть месяцев (по усмотрению суда). Своим клиентам я всегда говорю: если ущерб незначительный и не превышает 70-80 тысяч тенге, то лучше договариваться на месте, потому что возможные расходы на штрафы и понижение страхового класса обойдутся примерно в ту же сумму. К тому же это потеря времени и гарантированное лишение прав в случае повторного ДТП.

Если инцидент исчерпан, то участникам необходимо разменяться расписками — это обязательно. Бывали случаи, когда все договорились, разъехались, а другой участник ДТП возвращался и оформил происшествие. Второго участника автоматически лишают права управления.

Примириться можно и в процессе оформления ДТП — достаточно позвонить в дежурную часть и сообщить о примирении сторон и отказе в оформлении. Вызов отменят. Речи об оплате вызова дорожной полиции быть не может, вне зависимости от того начали сотрудники оформление или нет.

По статье 610 КоАП РК могут снять номера или водворить транспорт на спецстоянку. Однако перечень, в котором было бы указано, когда это действительно необходимо, отсутствует. На практике сотрудники сами принимают решение об ограничении эксплуатации транспорта. Из-за нежелания оформлять материал, сотрудники начинают запугивать автовладельцев штрафстоянкой даже при незначительных повреждениях, чтобы автовладелец подумал, стоит ли ему оформляться.

Мы не раз обращались к руководству УВД, получали устные ответы. Согласно одному из них, сотрудник должен водворять транспорт на спецстоянку либо изымать номера только в случае ДТП с отягчающими обстоятельствами, например есть пострадавшие. В других случаях необходимости нет.

В каких случаях прав лишают, а в каких просто штрафуют?

Всегда есть вероятность, что прав могут лишить. К сожалению, не всегда объективность в рассмотрении административного материала присутствует в полном объеме. Зачастую судьи выносят такие абсурдные решения, что точно сказать, останутся ли права, не сможет никто.

На суде влияет мнение и остальных участников ДТП, и административная история за последний год: наличие штрафов и своевременность их оплаты. Если не явиться в суд, это может быть расценено как неуважение к суду и судья может выбрать максимальное взыскание — лишить прав управления транспортным средством. Если вина очевидна, отстаивая свою правоту в суде, можно только усугубить положение. Так случается часто.

Также лишения не избежать, если в течение календарного года участника дтп привлекают по одной и той же статье. Если при ДТП не вызывалась бригада скорой помощи, нет неоплаченных штрафов и многочисленных нарушений ДТП, то ответственность несется в виде штрафа.

Читайте также: