Кто является очевидцем дтп

Обновлено: 18.05.2024

· Только водители, пассажиры и пешеходы, пострадавшие в результате ДТП.

22.Укажите сроки проведения служебного расследования ДТП руководителем предприятия согласно приказу Минтранса РФ № 49 от 26.04.90 г:

- руководителем автотранспортного предприятия (организации) всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток; - руководителем территориального производственного объединения - дорожно-транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток.

Комментарии Базиса : В вопросе не указано, что по ДТП с тяжкими последствиями служебное расследование проводится:

- руководителем автотранспортного предприятия (организации) - всех дорожно - транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;

- руководителем территориального производственного объединения - дорожно - транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;

- руководителем министерства, а также начальниками: отдела по безопасности движения, Главных управлений по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) - дорожно - транспортных происшествий с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток.

В транспортной инспекции в ответах именно 5 суток. Так и отвечаем.

37.Под активной безопасностью понимают свойства автомобиля, которые направлены:

· На снижение тяжести последствия ДТП

· На снижения вероятности возникновения ДТП

· На предотвращения усугубляющих последствий ДТП

· На снижение степени отрицательного влияния на окружающую среду

Комментарий: Сущность активной безопасности автомобиля - отсутствие внезапных отказов в конструктивных системах. Соответствие тяговой и тормозной динамики автомобиля дорожным условиям и транспортным ситуациям. Основные требования, предъявляемые к системам автомобиля, определяющим его активную безопасность. Компоновка автомобиля, тормозная динамичность, устойчивость и управляемость, информативность и комфортабельность.

38.Основная часть всех ДТП происходит по причине:

· Неудовлетворительных дорожных условий

· Нарушение правил дорожного движения водителями транспортных средств

· Из-за технических неисправностей транспортных средств

· Нарушения правил дорожного движения пешеходами

Комментарий: Большая часть ДТП совершается из-за неправильных действий водителей, не соответствующих требованиям безопасности движения.

46. На основании приказа Минтранса РФ от 02.04.96г. № 22 правилами учета все ДТП подразделяются на:

Комментарии Базиса:

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

60. Согласно приказа Минтранса РФ от 26.04.90г. № 49 при служебном расследовании ДТП должны быть выявлены:

· Обстоятельства, предшествующие происшествию

· Влияние дорожных и других факторов на возникновение ДТП

· Лица, деятельность которых связана с возникновением происшествий и конкретная вина каждого из них (предварительно)

· Все вышеперечисленное, а также недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации) способствующих возникновению ДТП

- обстоятельства, предшествующие происшествию;

- причины происшествия;

- влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;

- последствия происшествия;

- лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);

- недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.

76. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.95г. № 647 владельцы транспортных средств, сверяют сведения с территориальными органами внутренних дел сведения о ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств:

· Раз в полугодие

Комментарии: Постановление Правительства № 647 от 29.06.1995г. "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий" п. 18. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлением (отделом) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

89. При наличии, каких обстоятельств оформление документов о ДТП может быть осуществлено без участия сотрудников полиции?

  • Если ДТП произошло с участием двух ТС, гражданская ответственность владельцев которых застрахована
  • Если в результате ДТП вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда не вызывают разногласий участников ДТП
  • Если характер и перечень видимых повреждений ТС не вызывают разногласий участников ДТП
  • При наличии одновременно всех перечисленных обстоятельств

Комментарий: В соответствии с п.8 ст.11 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" оформление документов о ДТП может быть осуществлено без уполномоченных на то сотрудников милиции, если в результате ДТП с участием двух ТС, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании страховании гражданской ответственности владельцев ТС, вред причинён только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений ТС не вызывают разногласий участников ДТП (п. 2.6 ПДД).

109. Основной причиной ДТП являются:

  • Неправильные действия человека
  • Неудовлетворительное состояние дороги
  • Технические неисправности автомобилей

Комментарии: Комментарий: Причины ДТП делятся на 5 основных блоков - водители, пешеходы, транспортные средства, дорожные условия, прочие. Самый большой блок причин водители. В некоторых формах насчитывается до 25 причин ДТП, совершенных по вине водителей. Наиболее часто встречаются нетрезвое состояние, превышение скорости, несоблюдение дистанции, нарушение правил обгона, неправильный проезд перекрестков, неподчинение сигналам светофора и т.д.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


1. Какими должны быть первые действия? Куда звонить?

Как можно быстрее попытайтесь оценить обстановку:

  • есть ли пострадавшие и сколько их?
  • насколько тяжелые травмы они получили?
  • в сознании они или нет?
  • есть ли среди пострадавших дети?
  • есть ли необходимость деблокирования людей из машин?
  • имеется ли угроза возгорания?

И сразу вызывайте экстренные службы по телефонам 112 или 101. Все обстоятельства надо четко изложить оператору службы спасения. Если это трасса, максимально точно установить место аварии помогут километровые столбы, навигатор. От этой информации напрямую будет зависеть скорость реагирования подразделений на вызов.

2. Оказывать ли пострадавшим первую помощь до приезда врачей?

Тот случай, когда очевидцы могут и должны помочь – остановить у раненого кровотечение. При венозном (темная кровь, вытекает струйкой) на рану накладывают стерильную давящую повязку. При артериальном (алая кровь, бьет фонтаном) необходимо нащупать выше места ранения артерию и прижать ее к кости. В этой точке накладывают жгут (обязательно на одежду, а не на открытую кожу!). Под него крепят записку с указанием точного времени наложения (максимальный период летом - 60 минут, зимой - 30, после его истечения, если скорая не прибыла, необходимо ослабить жгут на несколько минут, а затем снова затянуть).

В первую очередь помогают детям!

3. Если автомобиль начинает гореть

Пожар при ДТП не такая уж и редкость. Огонь может вспыхнуть не сразу после столкновения, а спустя некоторое время. Совет один - держать наготове исправный, проверенный огнетушитель и, по возможности, скинуть клеммы с аккумуляторов пострадавших автомобилей.

4. Если машина врезалась в столб и оборвала провода

Бывает так, что в случае аварии с электрическим оборудованием (столбы, мачты электропередачи и пр.) провода под напряжением падают на транспортное средство. Тут совет один - не подходить. Зона поражения высоковольтного провода (более 1кВ) - 8 метров. Поэтому срочно набирайте 112, никого не подпускайте, и без самодеятельности! Если вы находитесь в машине, на которую упал провод, по возможности оставайтесь в салоне до прибытия спасателей.

5. Может ли родственник выступать свидетелем при ДТП?

Согласно ст. 25.6 КоАП РФ свидетелем вправе выступать любой, кому известны обстоятельства дела. Это может быть и человек, сидящий в машине рядом с водителем. И даже родственник. Не верьте инспекторам ГАИ, которые иной раз утверждают обратное.

Часто в качестве свидетелей просят выступить водителей и пассажиров находящихся рядом автомобилей, пешеходов. Главное, чтобы они реально всё видели и могли рассказать.

6. Можно ли фотографировать место и обстоятельства ДТП?

Делать на месте ДТП фото или записывать видео ни один закон не запрещает. Требования инспекторов или других участников инцидента прекратить съёмку не обоснованы. В Регламенте МВД есть прямое указание полицейским не препятствовать ее проведению. А вот в отношении возможной агрессии участников ДТП - все сложнее. Люди бывают возбуждены. Тут необходимо самому чувствовать ситуацию.

7. Как правильно снимать место ДТП

В ходе съёмки нужно фиксировать обстоятельства и последствия аварии. Снимайте положение автомобилей (общий план) с четырех разных сторон. Обратите внимание, чтобы были видны тормозные следы. Важно зафиксировать положение автомобилей относительно проезжей части: как далеко они от тротуара и каким образом ориентированы.

Желательно, чтобы в кадр попали объекты, помогающие привязать машины и следы не только к бордюру, но и к окружающей местности (столб, киоск, выбоина в асфальте). Не забудьте снять дорожные знаки, светофоры, разметку.

Зафиксируйте повреждения автомобилей, осколки и обломки (лучше поместить в кадр какой-нибудь предмет для масштаба), место, где осыпалась грязь и частицы краски (что указывает на точку столкновения), положение передних колес, состояние световых приборов, следы протекания жидкостей. Особое внимание уделите автомобилю оппонента, так как в дальнейшем доступ к нему будет крайне затруднен.

Не жалейте кадров, снимайте с разных ракурсов и с различного расстояния. В дальнейшем это может помочь добиться истины.

8. Что важнее: слова очевидцев или фото и видео?

Обязанность поиска и опроса свидетелей ДТП лежит на полиции, поэтому не нужно проявлять излишней активности и брать на себя ее функции.

В то же время любая дополнительная информация - помощь в объективном рассмотрении дела, и лишней не будет. Оценка этих показаний - задача суда или должностного лица. Конечно, если имеется идеальная видеокартинка произошедшего ДТП, да ещё с разных ракурсов, то свидетели уже и не нужны. К их показаниям, идущим вразрез записи, отношение будет критическое. Но идеальная картина случившегося бывает редко. Так что и при наличии видео показания свидетелей лишними не станут.

9. Кому можно отдавать запись видеорегистратора?

10. Надо ли задерживать виновника ДТП, если он пытается скрыться?

К попытке задержания нужно относиться с осторожностью: надо объективно оценивать свои возможности. А то из свидетеля можно превратиться и в потерпевшего. Вообще-то, задерживать должна полиция. А кот если виновник ДТП пытается увезти пострадавших в больницу, лучше попытаться его остановить до приезда полиции и врачей.

11. Если на свидетеля ДТП оказывают давление

- Закон о защите свидетелей существует. Но я ни разу не слышал, чтобы кого-то из них защищали на государственном уровне по делам о ДТП, - говорит Николай Киселев. - К сожалению, факты давления на свидетелей есть. Случалось такое и в моей судебной практике. Обычно это проявлялось, когда другой стороной спора были сотрудники полиции. Ни с того ни с сего свидетели отказывались давать показания, намекая на то, что некто не советовал им этого делать. Мне оставалось только убеждать людей в том, что необходимо проявить гражданскую позицию, нельзя оставлять потерпевшего без поддержки. Очень приятно, когда свидетели демонстрировали свои лучшие человеческие качества.

12. Не затаскают ли свидетеля по судам?

Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на вопросы и удостоверить своей подписью в протоколе правильность занесения показаний.

Надо знать, что человек вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки).

Бывают ситуации, когда суды, действительно, не горят желанием вызывать некоторых свидетелей. В данном случае настойчивость должны проявлять участники процесса (в чью пользу свидетель хотел бы дать показания и их защитники). Можно подать дополнительное письменное ходатайство о необходимости вызова в суд и допросе конкретного свидетеля. Свой отказ судья должен будет письменно мотивировать. Правом приходить в суд по личной инициативе свидетель не наделён.

Что делать, если вы стали свидетелем ДТП с пострадавшими?

Организм человека устроен так, что максимальные компенсаторные функции при внезапных и серьезных повреждениях, эффективно поддерживают стабильное состояние примерно в течение 1 часа. Затем наступает период постепенного истощения запасов прочности и организм "выключает" менее нужные участки тела, стремясь обеспечить остатками жизненных сил самую главную свою часть - мозг.

Для тяжело пострадавших фактор времени имеет несомненное значение. Если пострадавший доставляется в больницу в течение первого часа после получения травмы, то обеспечивается самый высокий уровень выживаемости и значительное снижение риска осложнений. Это время называется "золотым часом", который начинается с момента получения травмы.

Любые действия на месте происшествия в чрезвычайных ситуациях должны носить характер спасения жизни, поскольку теряются драгоценные секунды и минуты "золотого часа" пострадавшего. Жизнь и судьба конкретного человека во многом могут зависеть от грамотности и мастерства ваших действий, поскольку Вы первый, кто оказывает ему медицинскую помощь до прибытия служб спасения.

Если вы стали очевидцем аварии, ДТП, происшествия с пострадавшими:

- Незамедлительно позвоните по телефону 112, или в любую из экстренных служб – пожарную охрану, ГИБДД, скорую помощь. Укажите точный адрес или ориентир, где это произошло, расскажите о характере происшествия и наличии пострадавших.

- Осмотрите пострадавшего. При необходимости и наличии навыков, окажите ему первую помощь.

- Если характер травм незначителен и пострадавшего можно транспортировать, отправьте его попутным транспортом в ближайшее медицинское учреждение для оказания квалифицированной помощи.

Таким образом, вы сможете обеспечить максимальные шансы человека на выживание и реабилитацию.

От аварий на дорогах не застрахованы даже самые аккуратные водители. Иногда происшествие на трассе сложно восстановить в деталях по горячим следам, поэтому сотрудники ГИБДД ищут свидетелей ДТП с целью получить точные данные о происшедшем.

Общая информация

Кто является свидетелем ДТП? Свидетелем аварии становится лицо, обладающее значимыми фактами и обстоятельствами для расследования инцидента. Очевидцы становятся свидетелями после документирования своих показаний и подтверждения их в суде.

Поиск свидетелей ДТП

Прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД занимаются установлением причин аварии, определяют роль и важность свидетеля. На этом этапе от них требуется найти реальных свидетелей и взять у них показания.

Потерпевший в ДТП свидетель может поделиться своей версией случившегося, но она не будет иметь большого веса по сравнению с теми данными, которые сообщат незаинтересованные лица.

Процедура опроса очевидцев ДТП поможет уточнить причину и детали случившегося на дороге, установить причинно-следственные связи на основании полученной от очевидцев информации.

Особенно важны показания незаинтересованных наблюдателей, если обстоятельства неизвестны и виновник аварии скрылся, а также если есть пострадавшие и заведено уголовное дело. На показаниях свидетелей основываются, если данные от участников аварии противоречивы, если кто-то из них не может дать показания из-за травм или по причине смерти.

Где и как найти свидетелей происшествия

Начинать поиск свидетелей ДТП следует незамедлительно, поскольку правоохранительные органы будут активнее разыскивать свидетелей только при наличии пострадавших.

Машина, сбившая человека, и знак ДТП

В качестве источников дополнительной информации можно использовать сведения, сообщенные прохожими, другими водителями, жильцами домов, расположенных поблизости, или сотрудниками офисов и предприятий. Достоверными источниками в ходе следствия считаются записи с камер видеонаблюдения на близлежащих зданиях, а также записи с видеорегистраторов автомобилей.

Розыск очевидцев аварии начинается с опроса присутствующих на месте происшествия прохожих и водителей: некоторые из них могут отказаться ожидать службу ДПС для записи данных, но охотно сообщат координаты и согласятся выступить в суде. Если свидетель ДТП уехал с места происшествия и у него не было возможности дождаться прибытия служб, он может позже сообщить об аварии по телефону, добавив, что готов дать показания.

Можно искать свидетелей посредством объявлений и СМИ: для этого следует максимально точно указать дату, время и место аварии, описать автомобили участников.

Заняться поиском очевидцев можно с помощью специальных сайтов и новостных веб-ресурсов региона. Поскольку сейчас практически любая транспортная единица укомплектована видеорегистратором, несложно будет отыскать водителей, которые в указанный отрезок времени проезжали мимо аварии и могли сохранить ценную видеозапись.

Права и обязанности свидетелей ДТП

Права очевидцев ДТП включают следующее: свидетель может после опроса ознакомиться с тем, насколько правильно записаны его данные по поводу аварии. Если в протоколе есть неточности, он может добиться внесения правок, чтобы все сведения были отражены максимально верно.

Картинка, изображающая ДТП

А также очевидец может потребовать переводчика, если не говорит по-русски. Услуги переводчика должны быть предоставлены бесплатно.

Кто не имеет права быть свидетелем

Случается, что при аварии водитель в машине был не один, а с членами семьи или пассажирами. Является ли жена или пассажиры свидетелями при ДТП?

Все зависит от тяжести аварии. Если пострадавших не было, в выборе свидетеля руководствуются пунктами административного кодекса.

Семья на природе

Супруги участников и пассажиры машины также могут дать показания: инспектор ГИБДД обязан взять данные и запротоколировать сообщенную информацию с пометкой о родстве.

Свидетельские показания от лиц, не подтвердивших источник своих сведений или получивших данные про ДТП от участников события, не могут рассматриваться как достоверные. Также свидетель может не давать показания против себя. Имеют право отказаться от этой процедуры дети участников, их супруги, близкие родственники.

Что делать, если стал свидетелем ДТП

Что нужно делать очевидцу, если авария случилась у него на глазах? Важно помнить несколько основных правил:

  1. Парковаться на своем авто возле пострадавших машин следует безопасно, чтобы не мешать проезду другого транспорта.
  2. Если в аварии есть пострадавшие, им необходимо оказать первую помощь и вызвать медиков.
  3. Следующим шагом станет вызов ГИБДД либо в крайнем случае обращение в любую экстренную службу.
  4. В ситуации, когда виновник покинул место происшествия, свидетелю важно запомнить все возможные подробности. Если в машине свидетеля установлен регистратор, запись должна быть сохранена: она сможет помочь опознать машину виновника.
  5. Оптимально сразу же зафиксировать подробности дела для приобщения к другим свидетельским показаниям.

Образец объяснения свидетеля содержит следующую информацию:

На основе достоверных и точных данных от реальных свидетелей события можно полностью восстановить картину ДТП, правильно определить участников и роль каждого из них, понять объективные причины случившегося на дороге.

Ксения Крылова, публицист, журналист, автор сайта

Окончила Академию управления МВД РФ (44.07.01 Образование и педагогические науки, 2009 год). Основное направление профессиональной деятельности – публицистика, касающаяся вопросов автомобильного права и деятельности МВД в целом.

Читайте также: