Квалификационные требования водителя в казахстане

Обновлено: 30.06.2024

Водитель – это работник управляющий автотранспортом.

Основной должностной обязанностью водителя является перевозка людей или грузов.

Для работы водителем необходимо не только иметь водительские права, но и знать правила дорожного движения, а также разбираться в технологии устройства автомобиля для своевременного определения и устранения образовавшихся в автомобиле неполадок.

Перечень обязанностей водителя в каждом конкретном случае зависит от специфики организации-работодателя и прописывается в должностной инструкции.

Представленная должностная инструкция разработана в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 52), и регламентирует права, функциональные обязанности, виды ответственности водителя автомобиля, порядок его подчинения, занятия и освобождения от должности.

С другими видами должностных инструкций рабочих профессий можно ознакомиться на этой странице .

Заказать индивидуальную разработку должностной инструкции можно на этой странице .

Изменились квалификационные требования к деятельности по нерегулярной перевозке пассажиров автобусами

Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 226 внесены изменения и дополнения в некоторые приказы Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан и Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, сообщает Учет.kz

Изменения вводятся в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (опубликованы 14 мая 2021 года).

Приложение 1 к приказу
Министра индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан
от 6 мая 2021 года
№ 226

Утверждены
приказом Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 30 января 2015 года
№ 72

Приложение 2 к приказу

В сравнении с Приказом Минтранса России №59 основным отличием является профессиональный отбор, который теперь включает в себя:

Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования.

Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

  • переименована должность: контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта (далее – Контролер);
  • изменены требования к уровню образования Контролера: образование
    не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом (до 2021 года – дипломом) об образовании и о квалификации по профессии (до 2021 года – не было) или специальности;
  • изменены требования к уровню образования специалиста, ответственного
    за обеспечение БДД и к консультанту по вопросам безопасности перевозки опасных грузов: образование не ниже уровня среднего профессионального
    (до 2021 года – только высшее), подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование, предъявляются требования к стажу работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются. Аналогичное требование предъявляется к консультантам по вопросам безопасности перевозки опасных грузов;
  • отсутствуют требования к квалификации диспетчера (до 2021 года были указаны).

Теперь общее число членов аттестационной комиссии должно составлять
не более шести. Аттестация проводится при наличии не менее половины общего числа членов аттестационной комиссии.

Кроме того, расширено содержание Решения аттестационной комиссии, которое оформляется протоколом заседания аттестационной комиссии.

Вместе с этим, данным нормативным правовым актом не урегулирован вопрос, касающийся организации внутренней деятельности аттестационной комиссии. В настоящее время ведется работа по разработке соответствующих методических рекомендаций.

Внесены следующие изменения:

Вышеуказанный приказ издан без изменений.

Вместе с тем, не меняются утвержденные приказом Минтранса России от 23.06.2016 №175 Типовые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок и Типовые дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок.

В данной статье авторы рассматривают вопросы подготовки водителей транспортных средств в Республике Казахстан. Состояние сферы подготовки водителей является наиболее актуальной, которое на данный момент не отвечает современным требованиям обеспечения безопасности на дорогах. От уровня подготовки водителей транспортных средств зависит аварийность на автомобильных дорогах.


Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы // Индустриальная Караганда. – 2004, октябрь. – 21. – (№ 99–100). – С. 5–10.

Курымбаев С.Г. Современные требования к уровню подготовки водителей //Вестник Карагандинского университета. – 2008. – № 3 (51). – С. 91–96.

О Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года. Указ Президента Республики Казахстан от 11 апреля 2006 г. № 86. Казахстанская правда от 13 апреля 2006 г. № 87 (25058).

Tengrinews. kz. | Общество. Интервью заместителя министра внутренних дел Ерлик Кененбаев. 12 февраля 2013 г.

Правила подготовки водителей транспортных средств. Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 г. № 321.

Эльвик Р. Справочник по безопасности дорожного движения / Р. Эльвик, А. Боргер. – Копенгаген, 1996. – 646 с.

М.М. Бекмагамбетов Автомобильный транспорт Казахстана, этапы становления и развития. – Алматы: Print-S. – 2003. – 247 с.

Дымерский В.Я., Костин А.А. Технические средства обучения водителей автомобилей: учеб. пособие для учащихся техникумов. – М.: Высш. школа, 1982. – 279 с.

Экономические и социальные преобразования в современном Казахстане требуют от системы профессионального образования определения основных направлений развития и механизмов адаптации или модернизации в современных социально-экономических условиях, дающих новое видение роли образования в государственной политике. Возрастает необходимость ее научного и нормативно-правового сопровождения, конструктивного использования казахстанского, российского и зарубежного опыта, учета общемировых тенденций развития экономики и человеческих ресурсов [2].

Высокий уровень дорожно-транспортных происшествий (ДТП) свидетельствует о том, что в период перехода к рыночным отношениям среди населения снизилась дисциплина, притупилось чувство взаимной ответственности между участниками дорожного движения, уменьшилось внимание к обучению Правилам дорожного движения. Как следствие общей низкой культуры поведения на дорогах – большие человеческие и материальные потери Республики Казахстан в последнее время [2].

Цель исследования: рассмотреть основные проблемы подготовки водителей транспортных средств.

Методы исследования: обобщение теоретического материала, связанного с состоянием сферы подготовки водителей, которое на данный момент не отвечает современным требованиям обеспечения безопасности на дорогах.

Профессиональная деятельность требует от специалиста не только глубоких теоретических знаний, но и необходимой специальной подготовки. Поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, является одной из актуальных проблем современного образования.

Главными причинами аварий на дорогах остаются водители. Превышение скорости привело к 23,4 % всех ДТП. На втором месте (9,2 %) выезд на встречную полосу, далее следует нарушение правил проезда пешеходных переходов (7,9 %) и правил проезда перекрестков (7,9 %). С каждым годом растёт количество ДТП по вине водителей, стаж управления транспортными средствами которых составляет до одного года.

Среди основных проблем наиболее актуальной является состояние сферы подготовки водителей, которое на данный момент не отвечает современным требованиям обеспечения безопасности на дорогах. От знаний, умений, навыков, опыта водителя, которые позволяют оценивать дорожные ситуации, принимать правильные решения, уметь быть ответственным, зависят жизни всех участников дорожного движения.

Во всех нормативных документах, положениях, рекомендациях озвучены основные проблемы подготовки водителей:

– отсутствие адекватной нормативной базы;

– содержательная часть обучения только частично определена документально;

– система приема экзаменов;

– отсутствие системы контроля за квалификацией водителя после того, как он получил водительское удостоверение;

– отсутствие какого-либо органа по координации действий всех участников системы подготовки водителей.

Понимание того, что закладка фундамента основ профессионализма водителя должна проходить именно на этапе подготовки водителей, выявило ещё одну значимую проблему – это подготовка педагогических кадров для системы подготовки водителей, так как эффективность учебного процесса зависит не только от продолжительности обучения, но и во многом от квалификации преподавательского состава. Успех достижения цели обучения зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. К сожалению, преподаватели-инструкторы и не слышали о таких основных понятиях, как метод, форма обучения, обучение, активность обучаемых и активные методы обучения. Трудно добиться существенного повышения качества подготовки водителей без повышения качества подготовки самих преподавателей.

В Республике Казахстан полностью отсутствует какая-либо система подготовки или переподготовки педагогических кадров для нужд автошкол, нет и единых квалификационных требований, при приёме инструктора на работу, нет не только гарантии, но и какой-либо уверенности, что он сам хороший водитель и главное – умеет этому учить.

Квалификационные требования к деятельности по подготовке, переподготовке водителей транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года № 321 включают наличие [8]:

1) стенда учебной документации;

2) учебного плана и тематического плана по предметам типовой программы;

3) программы обучения, разработанной на основании типовых программ, утвержденных организациями;

4) расписания занятий;

5) графика вождения;

6) схемы маршрутов;

7) оснащенного помещения для проведения занятий – оборудование (учебное и лабораторное), обеспечивающее ведение учебного процесса в соответствии с утвержденными типовыми и учебными программами подготовки и переподготовки (допускается использовать помещение и оборудование на правах аренды);

8) транспортных средств, не менее одной единицы, для каждой категории, по которой будет проводиться обучение;

9) преподавателей и мастеров производственного обучения по вождению автомобиля, которые должны иметь:

– высшее или среднетехническое образование по автомобильной специальности;

– водительское удостоверение той категории, по которой они будут проводить обучение;

– водительский стаж не менее пяти лет;

10) фонда актуализированных нормативных документов по вопросам подготовки, переподготовки водителей.

Таким образом, вопрос профессионализма преподавателей и мастеров производственного обучения по вождению автомобиля остаётся нерешённым.

Для сравнения: квалификационные требования инструктора-преподавателя в Германии включают:

– среднее техническое образование;

– водительское удостоверение категорий А, В, С, СЕ;

– отсутствие медицинских противопоказаний;

– моральная устойчивость (отсутствие судимости, грубых нарушений ПДД);

Инструктор-преподаватель проходит обучение, продолжительность которого составляет 700 часов. Сдаёт экзамены:

– письменный экзамен – 60 минут,

– устный экзамен – 30 минут,

– практическое вождение – 60 минут.

К самостоятельной работе в качестве инструктора-преподавателя (право получения лицензии) допускаются лица, имеющие опыт работы не менее 5 месяцев в автошколе. Один раз в два-четыре года он обязан пройти повышение квалификации.

В Германии процедура оценки качества знаний преподавателей при допуске к самостоятельной работе осуществляется комиссией, состоящей из юриста, механика, педагога, автоинструктора, представителя надзорного органа. При этом с первого раза экзамен сдают только 40 % будущих преподавателей, по результатам пересдач – еще 30 %, а оставшиеся 30 % – вообще не допускаются к самостоятельной преподавательской деятельности [9].

Приведенные данные показывают большую разницу требований к подготовке преподавателей. Перед преподавателями на курсах подготовки и в автошколах встает много новых проблем: выражение целей образования на языке профессиональных задач, структуризация учебных планов, обучение слушателей операциям мышления, методологии системного подхода, применение компьютерных программ, переход к новым дидактическим системам. Это огромная и напряженная работа.

К недостаткам, снижающим эффективность учебного процесса, необходимо отнести:

– отсутствие нового методологического подхода к обучению;

– низкий уровень квалификационных требований к профессиональной подготовке преподавателей теоретического курса и мастеров производственного обучения вождению (инструкторов);

– снижение затрат на содержание квалифицированных специалистов, лишь часть преподавателей автошкол имеют профильное образование;

– старение и вытеснение опытных преподавательских кадров молодыми, не имеющими специальной подготовки;

– неумение преподавательского состава пользоваться новейшими наглядными пособиями, техническими средствами обучения;

– неумение мастеров производственного обучения (инструкторов) методически правильно строить занятия по практическому вождению.

Поэтому очень важно, чтобы преподаватель хорошо знал предмет, владел разнообразными методическими средствами и приемами, имел основные психолого-педагогические знания, научился строить взаимоотношения со слушателями, которые имеют разный возраст и уровень знаний.

Для подготовки профессиональных преподавателей и мастеров производственного обучения вождению в сфере подготовки водителей автотранспортных средств необходимы более четкая регламентация квалификационных требований и организация курсов повышения квалификации, где преподавателей знакомили бы с современными достижениями в области педагогических и информационных технологий, с психофизиологическими аспектами подготовки водителей.

Такие курсы повышения квалификации функционируют в России, Республике Беларусь, Украине, их единицы по сравнению с количеством автошкол и курсов по подготовке водителей. Ситуация в дорожном движении требует создания таких курсов и в Республике Казахстан. Трудно добиться эффективного повышения качества подготовки водителей без повышения качества подготовки самих преподавателей, поэтому преподаватели и мастера производственного обучения, не имеющие педагогического образования, и лица, вновь поступившие на работу, должны в обязательном порядке проходить обучение по программе повышения квалификации, связанной с педагогическими основами деятельности преподавателя (мастера) по подготовке водителей транспортных средств.

В Казахстане проблема подготовки и переподготовки водителей стоит очень остро. На первый план выдвигается задача приобретения водительского удостоверения. На курсах водителей учат только управлять транспортным средством, поэтому у начинающих водителей отсутствуют необходимые практические знания, умения и навыки [10].

Задачей переподготовки водителей считается повышение их профессионализма, то есть водительского мастерства. В настоящее время пока еще нет даже лишь приближенного единого для всех людей и условий критерия соответствия всем требованиям эффективного и безопасного вождения. Существует необходимость понятия водительского мастерства или водительской непригодности.

Водитель – это участник дорожного движения, он является основным и наиболее сложным элементом в системе организации безопасности дорожного движения. Несмотря на то что опытному, квалифицированному, находящемуся в хорошем физическом состоянии водителю удаётся нередко избежать дорожно-транспортных происшествий даже в чрезвычайных обстоятельствах при крайне неблагоприятных дорожных условиях, всё ещё до 90 % всех происшествий совершается по вине водителей или пешеходов. Связано это с подготовкой и квалификацией участников дорожного движения, с их умением действовать в критических ситуациях, которые в значительной мере зависят от индивидуальных физических, моральных и психологических особенностей [11].

Опыт ведущих стран мира показывает, что существенное влияние на снижение уровня аварийности оказывают [12]:

● совершенствование законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и правоприменительной деятельности дорожной полиции;

● развитие дорожной сети, совершенствование дорожных покрытий, внедрение современных методов регулирования дорожного движения;

● улучшение технического состояния и конструкций АТС;

● совершенствование служб по оказанию медицинской помощи пострадавшим;

● совершенствование образовательного процесса.

Все перечисленные факторы функционирования дорожного движения в большей степени зависят от уровня подготовки, переподготовки и квалификации водительского персонала, понимания ими всех составляющих безопасности организации дорожного движения. Недостаточные теоретические знания и ограниченная практика езды при обучении водителей не способствуют разрешению проблем аварийности на транспорте.

Поэтому необходимо менять учебно-производственный процесс подготовки и переподготовки водителей транспортных средств до инженеров-транспортников, проводить работу по подготовке принципиально новых учебно-методических материалов, которые будут предназначаться не только для водителей, но и для других участников транспортного процесса: экспедиторов, диспетчеров, механиков, юристов транспортного профиля и других специалистов.

Читайте также: