Лекции устройство приборов освещения и сигнализации

Обновлено: 04.07.2024

Назначение системы освещения и световой сигнализации автомобиля. Требования к автомобильным световым приборам и нормы на их светотехнические характеристики. Их классификация по назначению и конструкции. Общие сведения о приборах световой сигнализации.

Рубрика Транспорт
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 29.10.2016
Размер файла 19,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Департамент образования и науки Приморского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Форма обучения: заочная

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему "Освещение и световые сигнализаторы"

по дисциплине "Устройство автомобиля"

Студента Забудского Сергея Валерьевича

Группа 142 з/б специальность ТОРАТ

Руководитель работы А.А.Лаушкин

1. Назначение световых приборов

2. Классификация световых приборов

3. Приборы световой сигнализации. Общие сведения

Список использованных источников

освещение сигнализация автомобиль световой

Система освещения обеспечивает работу автомобиля в ночное время. В систему освещения входят: передние фары, подфарники, задние фонари, лампы освещения щитка приборов, плафоны внутреннего освещения кабины пли кузова, главный и ножной переключатели, переключатели ламп щитка и кабины, предохранители и провода. У некоторых автомобилей, кроме передних фар, впереди установлена фара-прожектор, позволяющая направлять пучок света в необходимом направлении. Так же устанавливают специальные противотуманные фары.

Световая сигнализация обеспечивает безопасность движения автомобиля и имеет стоп-сигнал, указатель поворотов и сигнальный свет заднего хода. Все части системы освещения и световой сигнализации питаются от аккумуляторной батареи или генератора и соединены проводами.

1. Назначение световых приборов

Безопасность движения автомобилей, особенно в темное время суток, во многом зависит от состояния и характеристик приборов системы освещения и световой сигнализации. Поэтому требования к автомобильным световым приборам и нормы на их светотехнические характеристики определяются требованиями безопасности и существующими условиями дорожного движения.

Световые приборы предназначены для освещения дороги, передачи информации о габаритных размерах автомобиля, предполагаемом или совершаемом маневре, для освещения номерного знака, кабины, салона, контрольно-измерительных приборов, багажника, подкапотного пространства и т.д.

Автомобильные световые приборы должны обеспечивать хорошую видимость и необходимую информативность в широком диапазоне расстояний при различных погодных условиях, не вызывая ослепления водителей в темное время суток.

Большую часть информации о дорожной ситуации водитель получает по зрительному каналу. Дорожная ситуация определяется особенностями самой дороги, дорожными знаками, объектами вдоль дороги. Кроме того, дорожную ситуацию создают другие участники дорожного движения. Исходя из этого каждый автомобиль конструируется с учетом возможности получения водителем наиболее полной зрительной информации. В числе многих средств, обеспечивающих решение данной задачи, внешние световые приборы (фары и фонари) занимают особое место.

Так как автомобильный транспорт обеспечивает перевозки круглосуточно, его движение ночью и в туман невозможно без эффективного автономного освещения дороги и близлежащих от нее объектов. Осветительные приборы (фары) обеспечивают водителю возможность получения информации о дороге и объектах на дороге. Фары составляют головное освещение автомобилей и являются мощными световыми приборами.

Водитель, управляя транспортным средством, при движении по дороге может совершать различные маневры, связанные с изменением скорости и направления движения.

2. Классификация световых приборов

На автомобилях устанавливают различные по назначению, конструкции световые приборы с разными электрическими и световыми характеристиками. В обязательный комплект световых приборов для всех автомобилей входят не менее двух фар дальнего и ближнего света, по два габаритных огня и по два указателя поворота спереди и сзади, два световозвращателя, сигналы торможения, фонари заднего хода и один фонарь освещения номерного знака. В качестве дополнительных светосигнальных приборов устанавливают контурные огни, боковые повторители указателей поворота, опознавательные знаки автопоезда и прицепов, боковые световозвращатели, огни преимущественного проезда. К необязательным световым приборам относят противотуманные фары и фонари, фонарь увеличения габарита автомобиля, боковые габаритные, стояночные огни, фары-прожекторы, прожекторы-искатели.

3. Приборы световой сигнализации. Общие сведения

На автомобиле установлено большое число светосигнальных приборов при ограниченном пространстве для их размещения. Автомобиль имеет габаритные огни, сигналы торможения, указатели поворота, стояночные огни и световозвращатели.

Форма, размеры и расположение светосигнальных приборов должны отвечать установленным нормам и соответствовать внешнему виду модели автомобиля.

Два передних и два задних габаритных огня сигнализируют о наличии и примерной ширине автотранспортного средства. Прицепы и полуприцепы имеют два габаритных огня сзади, а при ширине более 1,6 м -- еще два спереди. Автобусы с числом пассажирских мест более 10 дополнительно снабжены двумя верхними габаритными огнями спереди, а также сзади. Углы видимости этих огней +80° от вертикали, +5 и -20° от горизонтали. Сила излучаемого света вдоль оси 40--60 кд для передних и 2--12 кд для задних и верхних габаритных огней.

Габаритные огни располагаются на равном расстоянии от плоскости симметрии, на одинаковой высоте и в одной плоскости, перпендикулярной к продольной оси автомобиля.

На автотранспортном средстве длиной более 6 м установлены боковые габаритные огни оранжевого цвета. Фонари сигнализации открытых дверей указывают на увеличение габарита автомобиля.

Стояночные огни в отличие от габаритных расходуют меньше электроэнергии. Углы геометрической видимости двух белых стояночных огней спереди и двух красных сзади такие же, как габаритных огней.

Обычно стояночные огни совмещают или группируют с габаритными огнями. Разрешается включать стояночные огни только с одной стороны автомобиля, наиболее удаленной от соответствующего края дорожного полотна.

Каждый автомобиль должен иметь два передних и два задних указателя поворота, размещенных на одинаковой высоте (400--1500 мм) и на равном расстоянии от продольной плоскости симметрии автомобиля.

Повышенная информативность светового сигнала о повороте достигается усилением силы света и работой указателей поворота в проблесковом режиме. Частота мигания сигнала-указателя поворота 1--2 с1. При меньшей частоте сигнал может быть не замечен вовремя участниками движения.

Боковые повторители указателей поворота обязательны для автомобилей длиной более 6 м и для автомобилей с прицепами и полуприцепами. Боковые повторители указателей поворота могут быть установлены на всех автомобилях. Многие автомобили имеют аварийную сигнализацию о неисправности и вынужденной остановке на проезжей части дорожного полотна.

Аварийная сигнализация -- включение всех установленных на автомобиле указателей поворота.

Два задних сигнала торможения автомобиля включаются при срабатывании тормозных систем и сигнализируют о замедлении движения или остановке автомобиля. Расстояние между парными симметричными сигналами торможения не более 600 мм, высота установки 400--1500 мм.

Дополнительные сигналы торможения у задних стекол салона легкового автомобиля видны водителю, едущему сзади, при загрязнении основных сигналов торможения, а также водителям нескольких следующих в колонне автомобилей, что обеспечивает их своевременную реакцию на изменение дорожной ситуации.

Фонари освещения номерного знака:

Номерной знак освещается одним или двумя фонарями. Европейские нормы определяют допуски на неравномерность освещения номерного знака: минимальная освещенность таблицы 10 лк, а максимальная 490 лк. Удовлетворительную освещенность даже широкого номерного знака обеспечивают два одинаковых фонаря, расположенных вдоль ее длинной стороны.

Фонари заднего хода:

По конструкции и требованиям фонари заднего хода относятся к светосигнальным. Один или два фонаря заднего хода с рассеивателями белого цвета размещены в задней части автомобиля на высоте 400--1200 мм. Углы геометрической видимости фонарей при включении заднего хода+15 и -5° от горизонтали и ±45° от вертикали для одиночного фонаря и +45 и -30° от вертикали для двух парных фонарей. Фонари заднего хода автобусов обеспечивают углы геометрической видимости ±15° от горизонтали и ±45° от вертикали.

В автопоездах используются опознавательные знаки. При наличии прицепа три рядом расположенных огня оранжевого цвета установлены на крыше кабины тягача. Расстояние между огнями 150--300 мм. Углы геометрической видимости ±5° от горизонтали и ±80° от вертикали.

Прицепы оборудуют сзади габаритными огнями, указателями поворота и сигналами торможения, которые дублируют соответствующие светосигнальные приборы автомобиля-тягача и загораются одновременно с ними.

Система освещения и световой сигнализации обеспечивает безопасность движения. В нее входят осветительные и световые сигнальные приборы, образующие две взаимосвязанные между собой подсистемы, и различная коммутационная аппаратура. К осветительным приборам относятся фары головного света, противотуманные фары и фары заднего хода. Светосигнальные приборы содержат габаритные и стояночные огни, указатели поворота, сигналы торможения, световозвращатели.

Список использованных источников

3. Барашков И.В. Бригадная организация технического обслуживания и ремонта автомобилей. - М.: Транспорт, 2011.

4. Устройство и ремонт автомобилей. Учебник/ Н.Д. Морозов, Г.В. Горев - М.: Высшая школа, 2013.

6. Лудченко А.А., Сова И.П. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - К.: Вища школа, 2011.

Подобные документы

Назначение и классификация световых приборов автомобилей. Лампы световых приборов. Техническое обслуживание системы освещения и световой сигнализации. Неисправности световых приборов и правила их эксплуатации. Техническое обслуживание световых приборов.

реферат [675,1 K], добавлен 25.08.2012

Требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке. Геометрические показатели расположения светотеневой границы пучка света фар на экране в зависимости от высоты установки фар. Технические требования к автомобилям, принимаемым в ремонт.

реферат [115,8 K], добавлен 22.12.2011

Разновидности неисправностей и дефектов деталей систем освещения и световой сигнализации автомобилей, причины их появления и методы снижения интенсивности. Технологический процесс диагностирования Д-1, его разновидности и этапы практической реализации.

контрольная работа [133,7 K], добавлен 29.04.2009

История головного освещения автомобиля. Устройство и назначение головного освещения (автомобильной светотехники) как комплекса техники, использующийся для сигнализации и освещения. Неисправности и методы их устранения. Соблюдение техники безопасности.

курсовая работа [3,0 M], добавлен 11.11.2014

Диагностическое оборудование (устройство, приборы) для оценки технического состояния системы освещения автомобиля. Разработка таблицы состояний. Алгоритм поиска отказа. Расчет характеристик надежности и безотказности. Формирование процесса восстановления.

Световые приборы повышают безопасность движения автомобиля и создают удобство для водителя и пассажиров. Из-за отказа приборов освещения и световой сигнализации в темное время суток происходит свыше 40% дорожно-транспортных происшествий, несмотря на то, что в дневное время число эксплуатируемых автомобилей в несколько раз больше. Поэтому исправность приборов освещения и сигнализации, правильное пользование ими при движении автомобиля и на кратковременных стоянках значительно повышают безопас­ность дорожного движения. Основное назначение внешних све­товых приборов - освещение пути следования автомобиля, а приборов сигнализации - передача и обмен информацией меж­ду участниками дорожного движения.

К основным внешним световым приборам относятся фары дальнего и ближнего света, противотуманные фары, передние фонари (габаритные и стояночные огни, указатели поворота), задние фонари (стояночные и габаритные огни, огни заднего хода, противотуманные огни, указатели поворота, сигналы торможения), боковые фонари, фонарь освещения номерного знака, световозвращатели и опознавательный знак (фонарь) автопоезда.

Для внутреннего освещения автомобиля служат плафоны освещения салона кузова или кабины, лампы освещения щит­ка приборов. Кроме того, автомобиль оснащается подкапот­ной и переносной лампами, а также лампами багажника и ве­щевого ящика у легковых автомобилей.

К приборам сигнализации относятся световые ука­затели поворота автомобиля, сигнал торможения, звуковой сигнал, контрольные лампы аварийного давления масла, по­вышенной температуры жидкости в системе охлаждения дви­гателя, заряда аккумуляторной батареи, включения стояноч­ного тормоза, указателей поворота, дальнего света фар.

Фары дальнего и ближнего света. В соответствии с ГОСТ 3544-75 фары дальнего и ближнего света изготовля­ются следующих типов: С — фары ближнего света и дополни­тельного дальнего; R - фары дальнего света: CR - фары ближнего и дальнего света. Фары типа С и R применяются в четырехфарной системе освещения, а фары типа СR - в двухфарной. Фары всех типов должны обеспечивать достаточ­ную видимость дороги и объектов на ней как при ближнем свете, так и при дальнем - для поддержания необходимой скорости движения и безопасности движения автомобиля.


Фары могут быть установлены в следующих сочетаниях: две фары с диаметром выходного отверстия отражателей 170 мм; две прямоугольные фары с размерами выходного от­верстия отражателей 225х130 мм; четыре фары с диамет­ром выходного отверстия отражателей 136 мм (две внутрен­ние - только дальнего света). В двухфарной системе широкое распространение получили фары типа CR (ФГ-140) с диа­метром оптического элемента 170 мм.


Фара ФГ-140 (рис.155) состоит из герметизированного оптического элемента, закрепленного в корпусе 4 с помощью держателя 5 и наружного ободка 2. Оптический элемент включает в себя отражатель 6, рассеиватель 1, лампу 8 и экран 7, снижающий ослепляющее действие ближнего света при разъездах встречных автомобилей.

Отражатель 6 полуразборного оптического элемента фары воспринимает основную часть светового потока, выпускаемо­го лампой, и отражает его на рассеиватель в виде концентри­рованного светового пучка. Отражатель изготовляется из стальной листовой ленты и имеет форму правильного парабо­лоида вращения. Зеркальная поверхность отражателя состоит из тонкого слоя алюминия, нанесенного по лаковому подслою методом распыливания алюминия в вакууме. Такая поверх­ность отражает около 90% падающего на нее света.

Рассеиватель 1 перераспределяет отраженные световые лучи, преломляет и рассеивает их в горизонтальной и верти­кальной плоскостях. Он представляет собой преимущественно выпуклое стекло, на внутренней поверхности которого отфор­мованы различные по форме линзы и призмы, обеспечиваю­щие необходимое преломление и рассеяние световых лучей. Рассеиватель приклеивается к отражателю или завальцовывается с ним через резиновую прокладку.

На легковых автомобилях широкое применения находят прямоугольные фары, так как они имеют большую площадь отражателя, что позволяет при одинаковой мощности ламп получить лучшую освещенность дороги.

Лампы. В зависимости от назначения лампы делятся на лампы фар ближнего и дальнего света, передних, задних и боковых фонарей, противовакуумных фар, плафонов внутренне­го освещения и щитка приборов. Автомобильные лампы выпол­няют одно- и двухнитевыми. Лампы, предназначенные для ус­тановки в фары (рис.156), изготовляют преимущественно двухнитевыми. Они состоят из колбы 1, нити 3 ближнего света, нити 2 дальнего света, экрана 4, фланца 5, цоколя 6 и контактных выводов 7. Лампы характеризуются потребляе­мой мощностью, расположением нитей накала и конструкцией фокусирующего цоколя 6, обеспечивающего при помощи фланца 5 точное расположение нитей накала относительно фокуса отражателя. Широкое применение находят лампы с фокусирующи­ми цоколями типа 2ФД-42 и Р45t-41 (рис.156, а и б).

Для получения двух световых потоков дальнего и ближне­го света нить 2 располагают в фокусе отражателя (дальний свет), а нить 3 - вне его фокуса (ближний свет). Включая одну или другую нить, водитель переключает фары на даль­ний или ближний свет.

В настоящее время широкое распространение получили фа­ры с асимметричным распределением ближнего света. Эти фары обеспечивают лучшую освещенность правой части доро­ги и уменьшают возможность ослепления водителя встречно­го транспорта. Это достигается расположением нити 3 ближ­него света выше и левее оптической оси отражателя, установ­кой экрана 4 перед нитью ближнего света и улучшенным светораспределением рассеивателя.

Нити ламп изготовляют из вольфрамовой проволоки, допус­кающей температуру нагрева до 2800 С. Для уменьшения испарения вольфрама колбы ламп мощностью до 3 Вт делают вакуумными, а свыше 3 Вт наполняют инертными газами (смесь 96% аргона и 4% азота).

Широкое применение находят галогенные лампы, особенно­стью которых является наличие в среде инертного газа гало­генов (обычно паров йода или брома) или их соединений. Га­логенные пампы (рис.156, в и г) отличаются меньшими раз­мерами колбы, повышенной, примерно в 1,5-2 раза, яркостью вследствие повышения температуры накала до 3300°С и уве­личенной на 20-30% освещаемостью дороги и объектов.


Противотуманные фары. Световые лучи обыкновенных фар при движении в тумане ослепляют водителя встречного авто­мобиля. Ослепление вызывается тем, что световые лучи от­ражаются от капелек тумана и создают световую завесу пе­ред автомобилем. Дорога и предметы, расположенные по сто­ронам, освещаются плохо. Поэтому применяют противотуман­ные фары, которые отличаются от фар ближнего и дальнего света специально рассчитанным светораспределением, обес­печивающим широкий луч света с удовлетворительной види­мостью на расстоянии 20-30 м. Это позволяет в условиях тумана или недостаточной метеорологической видимости дви­гаться автомобилю со скоростью 20-30 км/ч.

В противотуманных фарах ФГ119 и ФГ120Б (рис.157, а), устанавливаемых на отдельных моделях автомобилей (МАЗ, КамАЗ, ГАЗ и др.), применена специальная форма отражате­ля 2 и изменена форма линз и призм рассеивателя 1. Это позволяет увеличить угол рассеяния светового потока до 70 в горизонтальной плоскости с большим наклоном его вниз (рис.157, б).

Противотуманные фары устанавливаются ниже фар освеще­ния, и высота их расположения должна быть не менее 250 мм от дорожного покрытия; нижнее расположение фар улучшает освещение дороги перед автомобилем. Световой пучок фары по вертикали регулируют винтом 6 (рис.157, а), с помощью которого отражатель можно повернуть на 8—10 от исходно­го положения.

В фарах применяют галогенные лампы 4 с экраном 3, предотвращающим ослепление прямыми лучами водителей встречного транспорта. Патрон 5 лампы имеет конструкцию, аналогичную конструкции патрона обычных фар. Рассеиватели противотуманных фар для создания лучшего цветового конт­раста изготовляют из стекла желтого цвета.

Указатель поворота. На автомобилях применяют световые указатели поворота, предназначенные для сигнализации о предстоящем изменении направления движения. Устройство указателя поворота грузового автомобиля с прерывателем типа РС57 показано на рис.158, а. Он состоит из сигналь­ных ламп 15 и 18, установленных в задних и передних фона­рях, контрольной лампы 14 щитка приборов и термоэлектро­магнитного прерывателя, расположенного на основании 12 из диэлектрика. К кронштейну 11 прерывателя приклепан сер­дечник 8, на который намотана обмотка 10, включенная по­следовательно с сигнальными лампами. По обе стороны сер­дечника закреплены стальные якорьки 1 и 9 с контактами 4 и 5. К якорьку 1 крепится нихромовая струна 3, через ре­зистор 2 соединенная с неподвижным контактом 4. В нера­бочем состоянии контакты 4 разомкнуты под действием на­тянутой нихромовой струны, а контакты 5 разомкнуты вслед­ствие натяжения упругой пластины 7, упирающуюся в упор 6.

При замкнутых контактах выключателя зажигания 13 и включенных переключателем 17 сигнальных лампах 18 ток от аккумуляторной батареи проходит по следующей цепи: по­ложительная клемма аккумуляторной батареи - выключатель зажигания 13 - клемма Б - кронштейн 11 - сердечник 8 -якорек 1 - нихромовая струна 3 - добавочный резистор 2 -обмотка реле 10 - клемма СЛ - переключатель 17 – лампы 18 или 15 - корпус автомобиля - отрицательная клемма ба­тареи. Так как в цепь включен резистор с сопротивлением 18 Ом, нити ламп горят слабые- накалом.

Проходящий по струне 3 ток вызывает ее нагрев, струна удлиняется и ее натяжение ослабевает, вследствие чего яко­рек 1 притягивается к сердечнику электромагнита, и контак­ты 4 прерывателя замыкаются. Замкнутые контакты 4 шун­тируют резистор 2 и струну 3. При этом сила тока в цепи ламп увеличивается и нити их светятся полным накалом. Пре­рывание тока в струне сопровождается ее охлаждением и уменьшением длины. Струна натягивается и размыкает кон­такты, после чего процесс повторяется.

Периодическое замыкание и размыкание цепи контрольной лампы 14 обеспечивается работой контактов 5. Частота виб­рации контактов, а следовательно, и число миганий ламп в минуту составляет 80-120 и регулируются винтом 16.

В момент замыкания контактов 4 возрастает сила тока в обмотке 10, сердечник намагничивается сильнее и, притяги­вая якорек 9, замыкает контакты 5. При этом контрольная лампа горит полным накалом. После размыкания контактов 4 вследствие уменьшения силы тока в обмотке сердечника его намагничивание уменьшается, под действием упругой пласти­ны 7 контакты 5 размыкаются и цепь контрольной лампы вы­ключается.

Прерыватели типа РС57 устанавливаются на грузовых ав­томобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-66-01, ЗИЛ-130 и др.

Схема светового указателя поворота легкового автомоби­ля показана на рис.158, б. К нему кроме ламп, расположен­ных в передних и задних фонарях, подключены две сигналь­ные лампы боковых фонарей 19, расположенных с правой и левой сторон автомобиля.

Для включения указателя служит рычажный переключа­тель 20, установленный на рулевой колонке. Возвращение рычага в нейтральное положение происходит автоматически при выводе управляемых колес в положение прямолинейного движения.

Сигнал торможения. Для световой сигнализации о тормо­жении служат сигнальные однонитевые лампы, которые уста­навливаются в задних фонарях автомобиля. Для включения ламп имеются специальные выключатели, работающие от тор­мозной системы автомобиля.

Система освещения и сигнализации предназначена для автономной системы освещения автомобиля, для освещения пути 2-х или 4-х фарной системой, для установки средств автосигнализации, которые должны обеспечивать участников движения информацией о характере движения (торможение, разгон, стоянка), о совершаемом маневре (поворот, обгон), о виде транспортного средства, его габаритах, а так же о его принадлежности (освещение номерного знака).

В минимальный обязательный комплект светосигнальных приборов для всех легковых и грузовых автомобилей входят: габаритные огни - 2 передних и 2 задних; 2 сигнала торможения, расположенные сзади; мигающие указатели поворота - 2 передних, 2 задних и боковые; фонарь освещения номерного знака. Некоторые категории автомобилей согласно принятым правилам должны иметь следующее дополнительное светосигнальное оборудование: контурные огни для грузовых автомобилей; опознавательные огни; огонь преимущественного проезда. К необязательным сигнальным огням, установка которых допускается, относятся: задний противотуманный огонь; стояночный огонь; дополнительный сигнал торможения; боковые (маркировочные) огни; фонарь заднего хода; указатель траектории. Различают светосигнальные приборы с активной светотехнической системой и пассивные - светоотражатели. По условиям применения и степени видимости приборы разделяют на следующие:

  1. приборы ночного применения - габаритные, контурные, опознавательные, боковые и стояночные огни с силой света от 2 до 12 кД;
  2. приборы круглосуточного применения - сигналы торможения, указатели поворота и аварийная сигнализация с силой света 200-700 кД.

Многообразие функций, выполняемых светосигнальными приборами, требует, наряду с решением задач определения наиболее рационального све-тораспределения для каждого вида сигнального прибора, их размещения на транспортном средстве, нормирования углов видимости сигнальных огней, решения вопросов цветового различия. Передние огни – белые, задние – красные. Коммутационная аппаратура системы освещения и световой сигнализации включает в себя главный переключатель света, реле переключателя света, переключатель указателя поворота, различного рода выключатели

Головные фары автомобиля

Головное освещение должно обеспечивать достаточную видимость дороги и объектов на ней как при ближнем свете, так и при дальнем свете. По способу реализации системы светораспределения на автомобили устанавливают двух– или четырехфарную систему. По форме оптических элементов фары бывают круглыми или прямоугольными (ГОСТ 3544-95). Система освещения (европейская) конструктивно обеспечена следующим образом: нить дальнего света имеет подковообразную форму у обычных ламп типа А 12-45+40 (по ГОСТ 2023-95) и цилиндрическую у галогенных ламп типа Н4 и сориентирована вдоль оптической оси отражателя так, чтобы вершина подковы или край цилиндра нити накала размещался в фокусе отражателя. При этом нить накала ближнего света цилиндрической формы, экранированная снизу металлическим экраном, срезанным с левой стороны под углом 15о , выдвинута вперед и поднята вверх относительно оптической оси отражателя. Двухфарная система имеет небольшую потребляемую мощность, малый занимаемый объем, низкую себестоимость и технологичность (тип ФГ-140, ФГ-105). Четырехфарная система состоит из четырех фар, установленных попарно как горизонтально, так и вертикально. Наружные и верхние фары всегда являются двухрежимными. Внутренние и нижние являются фарами только дальнего света. При включении дальнего света работают все четыре фары. Четырехфарная система освещения обладает следующими достоинствами: - позволяет распределить режимы дальнего и ближнего света по двум типам фар, что избавляет от компромиссности конструкции; - значительно улучшает дальний свет. Противотуманные фары (тип Ф 119, ФГ 120, ФГ 152) предназначены для улучшения видимости при движении в тумане, снегопаде и других метеорологических условиях.Светораспределение противотуманных фар различное, общим является низкое расположение этих фар конструкция круглая или прямоугольная. В качестве источников света обычные и галогенные лампы типа А-12-35, H1, Н2 и НЗ-АКГ24-90. Современные стандарты допускают выполнение рассеи-вателя белого или желтого цвета (ГОСТ 6964-92). Фары рабочего освещения тракторов применяют по ГОСТ 7742-97.

Светосигнальные огни

Габаритные огни предназначены для обозначения габаритов транспортных средств в ночное время суток или при плохой видимости по ГОСТ 8769-95. Режим работы - длительный, с небольшой мощностью, обычно 5 Вт. Для автомобилей длиной более 6 м предусмотрена установка боковых габаритных огней оранжевого цвета, дублирующие боковые светоотражате-ли. Сигналы торможения предназначены для предупреждения других участников движения о замедлении хода или остановки автомобиля. Сигналы должны быть хорошо видны днем, поэтому при ночном движении сила света их вызывает слепящее действие. Указатели поворота и их боковые повторители предназначены для сигнализации о предстоящем и выполняемом маневрах транспортного средства, идущим впереди, сзади и навстречу автомобилям. Нормативные характеристики этих огней определяются их заметностью при ярком солнечном освещении днем и отсутствии ослепления и дискомфорта у других участников движения в ночное время суток.

Коммутационная аппаратура

Главный переключатель света предназначен для перехода от габаритного освещения передних фонарей на ближний свет фар или с ближнего света фар - на дальний свет. Этим же целям служит ножной переключатель света на грузовых автомобилях. Реле переключения света фар применяют для подключения мощных нитей лампы к источнику напряжения. Например, РС711 - электромагнитное реле с кривошипно-кулисным механизмом переключения. Для включения противотуманных фар применяется реле РС527. Переключатель указателей поворота типа П105А устанавливается на рулевой колонке под рулевым колесом и действует полуавтоматически. Для легковых автомобилей устанавливают комбинированный переключатель, который состоит из переключателя указателей поворотов, переключателя света фар, переключателя стеклоочистителя и омывателя фар, выключателя звукового сигнала.

Применяют указатели поворота с прерывателями, например, П105 с прерывателем РС57, контактно-транзисторные прерыватели указателей поворотов типа РС950, РС951, РС951А, РС950Е, РС950И. Выключатели стоп-сигнала могут быть: с гидравлическим приводом; с пневматическим приводом. Выключатель ламп заднего хода устанавливается на крышке коробки передач и работает при включении задней передачи. Предохранители предназначены для отключения защищаемой электрической цепи или прибора от источников тока при коротких замыканиях и перегрузках. Применяют плавкие и термобиметаллические предохранители. При увеличении нагрузки на 50% свыше номинальной плавкие предохранители за время не более 1 мин. расплавляются, а термобиметаллические предохранители при увеличении нагрузки на 50% свыше номинальной отключают цепь за время не более 20 с.

Основные неисправности и их устранение

  • Не горят отдельные лампы. Чаще всего это происходит при перегорании нитей ламп, при плохом контакте в патроне лампы, переключателях, выключателях, на соединительных панелях, при обрыве или отсоединении провода.
  • Частое перегорание нитей накала ламп происходит при повышении рег улируемого напряжения в системе электроснабжения, а также при сильной вибрации ввиду слабого крепления лампы в патроне. Регулируют регулятор напряжения или закрепляют винты крепления.
  • Уменьшение силы света приборов освещния. Причиной этого может быть загрязнение отражателя и рассеивателя оптического элемента, потемнение колбы лампы, плохой контакт лампы в патроне, окисление контактных пластин в выключателях и переключателях.
  • Основные неисправности указателей поворота. Нарушение регулировки прерывателя, что вызывает изменение частоты миганий света и даже сваривания контактов; перегорания одной из сигнальных ламп вызывает в зависимости от степени натяжения струны реле или очень частое мигание включенной лампы, или прекращение вибрации контактов прерывателя.

Учебное издание Петров Валерий Максимович Дьяков Иван Федорович

Электрооборудование, электронные системы и бортовая диагностика автомобилей Редактор Н.А. Евдокимова

Световая сигнализация автомобиля

Световая сигнализация автомобиля призвана облегчить распознавание автомобиля и предупредить других участников дорожного движения. Для световой сигнализации предписываются еди­ные, строго определенные цвета — красный, желтый или белый. Вот о том, что представляет собой световая сигнализация автомобиля, мы и поговорим в этой статье.


Белый, желтый и красный цвета используются для обозначения положе­ний автомобиля соответственно спереди, по бокам и сзади. Стоп-сигналы и задние проти­вотуманные фонари также красные. Желтые лампы используются в большинстве случаев для указателей поворотов. Лишь в США задние указатели поворотов могут быть красными.

По продольной оси сила света (минимальная и максимальная) для всех фонарей должна оста­ваться в пределах заданного диапазона в целях гарантированного распознавания автосигнала, однако без какого-либо раздражающего ослепле­ния для других участников дорожного движения.

Указатели поворотов и система аварийной сигнализации

Правила ЕСЕ R48 и 76/756/ЕЕС определяют группу 1 (передние), группу 2 (задние) и группу 5 (боковые) указателей поворотов у автомоби­лей с тремя и более колесами. Фонари указате­лей поворота группы 2 являются достаточными для установки на мотоциклы и мопеды.

Позиционирование передних указателей поворотов

Контроль за работой указателей поворотов осуществляется электрическим способом. Требуется установка индикатора внутри авто­мобиля. Лампа индикатора указателя поворота приборного щитка может быть любого цвета.

Частота мигания равна 90±30 циклам в ми­нуту с периодом относительного освещения 30-80%. После включения сигнала излучение света должно происходить не позже, чем через 1,5 с. Все лампы указателей поворота с одной стороны автомобиля должны мигать синхронно. При выходе из строя одной лампы остальные лампы должны продолжать работать.

В режиме аварийной сигнализации все лампы указателей поворота должны мигать синхронно; они должны работать и при оста­новке автомобиля. Обязательно использова­ние светового индикатора работы системы.

Передних, боковых и задних ламп указателей поворота должно быть по две (цвет: желтый). В США для задних и боковых указателей пово­рота разрешается установка ламп красного или желтого цвета (SAE J588, ноябрь 1984).

Требования к конструкции световой сигнализации

Расположение задних указателей поворотов
Расположение боковых указателей поворотов

В США количество, расположение и цвет сигнальных ламп регламентируются предпи­санием FMVSS 108. Требования к конструк­ции и параметрам освещения определены в соответствующих стандартах SAE.

Аварийная сигнализация и указатели пово­ротов у автомобилей без прицепа

Электронная система мигающей аварийной сигнализации и указателей поворотов содер­жит импульсный генератор для включения ламп через реле и контрольную схему для из­менения частоты мигания в случае выхода из строя любой лампы. С помощью рычажного переключателя осуществляется управление работой указателей поворотов, в то время как включение системы аварийной сигнализации производится отдельным выключателем.

Аварийная сигнализация и указатели пово­ротов у автомобилей с прицепом

Этот тип аварийной сигнализации и указате­лей поворотов отличается от используемого в автомобилях без прицепа способом управле­ния работой указателей поворотов во время мигания для указания смены направления.

Односхемный блок контроля

Тягач и прицеп оборудуются общим односхем­ным блоком контроля, служащим для включе­ния двух индикаторных ламп с определенной частотой мигания. Этот тип контрольного блока не может применяться для локализации выхода из строя любого фонаря. Частота ми­гания фонарей при этом остается постоянной.

Двухсхемный блок контроля

Тягач и прицеп оборудуются раздельными блоками контроля. Неисправность сигнализи­руется индикаторной лампой. Частота мигания фонарей при этом остается постоянной.

Задние и габаритные фонари

Согласно ЕСЕ R48 и 76/756/ЕЕС, на автомо­билях с прицепом шириной более 1600 мм должны быть установлены габаритные фо­нари, обращенные вперед, а задние являются обязательным оборудованием для автомо­билей любой ширины Автомобили шириной более 2100 мм (например, грузовые автомо­били) также должны оснащаться передними и задними габаритными фонарями.

В технических нормах оговорена установка двух фонарей белого света. В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J222, декабрь 1970.

Обязательным техническим оборудованием являются два задних фонаря красного цвета. Когда используется совмещенная конструкция с сигналом торможения и задним габаритным фонарем, то отношение силы света для вы­полнения отдельных функций должно быть по крайней мере 5:1. Задние фонари должны работать вместе с габаритными.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J585e, сентябрь 77.

Габаритные фонари

У автомобилей шириной более 2100 мм должно быть два белых габаритных фонаря, обращенных вперед и два красных габарит­ных фонаря, обращенных назад. Они должны располагаться как можно дальше наружу и как можно выше.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J592e.

Боковые габаритные фонари

Согласно ЕСЕ R48, автомобили длиной более 6 м должны иметь желтые боковые габарит­ные фонари (SML), кроме автомобилей без кузова (только с шасси и кабиной).

Боковые габаритные фонари SM1 могут ис­пользоваться на автомобилях всех категорий. Боковые габаритные огни SM2 могут исполь­зоваться только на легковых автомобилях.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J592e.

Задние отражатели

Согласно ЕСЕ R48, на автомобилях должно быть два красных не треугольных задних от­ражателя (один на мопедах и мотоциклах).

Разрешаются дополнительные отражатель­ные элементы (красная отражающая лента), если они не ухудшают работу стандартно требуе­мого осветительно-сигнального оборудования.

На прицепах и на автомобилях, где все обращенные вперед лампы с отражателями скрыты (т.е. убираются), должно быть уста­новлено два бесцветных не треугольных пе­редних отражателя. Они разрешены и на всех других типах автомобилей.

На всех автомобилях длиной более 6 м и на всех прицепах должны быть желтые не­ треугольные боковые отражатели. Они могут устанавливаться и на автомобилях длиной менее 6 м.

На всех прицепах должно быть два крас­ных треугольных задних отражателя. Нанесе­ние их на автомобили запрещено.

Внутри треугольников не должно быть ламп.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J594f.

Стояночные фонари

Согласно ЕСЕ R48, транспортное средство может оснащаться или двумя стояночными фонарями спереди и двумя сзади, или одним стояночным фонарем с каждой стороны. Предписанные цвета — белый для обращен­ных вперед, красный для обращенных назад. Желтый цвет может быть использован для заднего стояночного фонаря, если он ис­пользуется как единый прибор совместно с указателем поворота.

Стояночные фонари предназначены для функционирования даже тогда, когда другие автомобильные приборы освещения не вклю­чены. Функции стояночных фонарей обычно принимает на себя задний и передний габа­ритные фонари.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J222, декабрь 1970.

Лампы освещения номерного знака

Согласно ЕСЕ R48, задний номерной знак должен быть освещен так, чтобы быть читае­мым ночью на расстоянии 25 м.

По всей поверхности номерного знака яркость должна составлять не менее 2,5 кд/м 2 . Не должен превышаться разброс яркости 2хВmin/см между любыми контрольными точками на поверхности номерного знака. Вmin определяется как минимальная яркость, измеренная в контрольной точке.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J587, октябрь 1981.

Как альтернатива лампе подсветки номер­ного знака в будущем могут быть разрешены самосветящиеся номерные знаки.

Стоп-сигналы

Согласно ЕСЕ R48, все автомобили должны быть оснащены двумя стоп-сигналами типа S1 или S2 и одним стоп-сигналом типа S3, во всех случаях красного цвета (рис. «Расположение стоп-сигналов«).

Когда используется совмещенная кон­струкция с сигналом торможения и задним габаритным фонарем, то отношение силы света для выполнения отдельных функций должно быть по крайней мере 5:1.

Расположение стоп-сигналов

Стоп-сигнал категории S3 (высокорас­положенный центральный стоп-сигнал) не должен комбинировать в одном блоке с дру­гими лампами.

В США действуют правила, изложенные в стандартах SAE J586, февраль 1984 и SAE J186а, сентябрь 1977.

Задние противотуманные фонари

Для стран ЕС/ЕЭК Правила ЕСЕ R48 пред­писывают один или два красных задних противотуманных фонаря у всех новых авто­мобилей. Расстояние между задним противо­туманным фонарем и стоп-сигналом должно быть не менее 100 мм (рис. «Расположение задних противотуманных фонарей«).

Расположение задних противотуманных фонарей

Видимая освещенная зона вдоль эта­лонной оси не должна превышать 140 см 2 . Электрическое питание должно обеспечивать работу противотуманного фонаря вместе с фарами ближнего, дальнего света и перед­ними противотуманными фарами. Также возможно в конструкции предусматривать независимое отключение противотуманного фонаря от передних противотуманных фар.

Задние противотуманные фонари можно использовать только при снижении видимо­сти из-за тумана до Эта статья размещена в главе Кузова автомобилей и называется Световая сигнализация автомобиля. Добавьте в закладки ссылку.

Читайте также: