Льготы для водителей опасных грузов

Обновлено: 04.07.2024

С каждым годом в мире увеличивается количество производств, которые используют или вырабатывают огромное количество вредных веществ. Эти вещества перемещаются по дорогам стран и пересекают границы различных государств. В связи с чрезвычайной опасностью таких перевозок на международном уровне был разработан свод правил осуществления транспортировки данных веществ. Естественно, что не каждый перевозчик может осуществлять подобного рода деятельность. Это разрешено делать только после получения ДОПОГ на перевозку опасных грузов.

Что такое ДОПОГ

ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов) – это международное соглашение, принятое ещё в 1957 году. Оно регламентирует правила перемещения опасных грузов по автомобильным дорогам Европы. Наша страна присоединилась к данному соглашению в 1994 году. Таким образом, получение допуска ДОПОГ крайне важно для компаний, деятельность которых заключается в производстве, хранении, транспортировке и утилизации опасных веществ.

Данное соглашение приведено в соответствие с внутренним российским законодательством, и Российская Федерация, как и другие государства, присоединившиеся к соглашению, имеет право вносить изменения и уточнения в нормы и правила.

Структура

ДОПОГ состоит из двух взаимодополняющих друг друга частей – А и В, которые, в свою очередь, имеют по несколько разделов и подразделов. В первой части размещена информация об опасных веществах и об особенностях их транспортировки. Здесь выделяют семь частей, а именно:

  1. Вводные сведения и положения.
  2. Принцип классификации вредных веществ. Опасные грузы по международной классификации подразделяются на 9 основных классов и несколько подклассов.
  3. Представляет список основных типов ОГ с указанием имеющихся ограничений.
  4. Описывает все главные требования к таре по транспортировке данных веществ.
  5. Этот раздел посвящён описанию этапов транспортировки.
  6. Здесь указаны все требования по проведению тестирования контейнеров и различных ёмкостей, предназначенных для перевозки ОВ.
  7. Авторы описывают требования, которые предъявляются к самому процессу перевозки, начиная с погрузки и заканчивая разгрузкой в пункте назначения.

В части В отображены основные требования к оборудованию и самому процессу перемещения.

  1. Здесь описаны все требования, предъявляемые к водителям и сопровождающим груз лицам, а также информация о документальном оформлении процесса.
  2. Чёткие конструкторские характеристики для автомобильного транспорта, допущенного к такого рода транспортировкам, и маркировка ОГ.

Данный документ в обязательном порядке должен иметься в каждой транспортной компании, специализирующейся на перевозке опасных веществ. Он выдаётся вместе с полученной лицензией. Компания, претендующая на получение подобного допуска, должна чётко понимать, какие вещества являются опасными, и какие требования предъявляются к их перемещению. Этими же знаниями должны обладать и люди, которым будет доверено управление специализированным транспортом. Именно они несут полную ответственность за грузоперевозку от момента загрузки и до момента выгрузки, а, учитывая специфичность перевозимого, любое происшествие в дороге может иметь непредсказуемые последствия.

Кто может получить ДОПОГ

Каждый водитель, который будет работать с опасными грузами, должен будет получить свидетельство ДОПОГ. Данный документ подтверждает готовность перевозчика к деятельности такого рода. Получить разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом может практически каждый человек, у которого открыта необходимая категория, и он имеет стаж вождения не менее 3-х лет. Кроме того, ему будет необходимо пройти специальное обучение. При прохождении обучения водитель знакомится:

  • с системой маркировки;
  • с делением ОГ по категориям;
  • с принципами оказания первой помощи в случае ЧП;
  • с правилами первичного пожаротушения, дегазации, дезинфекции и т. д.;
  • с правилами реагирования на возникновение нештатной ситуации.

В том случае, если груз будет сопровождаться ещё и другими лицами, им потребуются удостоверения, оформленные в свободной форме. Норм, регламентирующих оформление данных удостоверений контролирующими организациями, на сегодня не имеется. Они тоже обязаны будут пройти обучение по программе Минтранса РФ.

Свидетельство ДОПОГ

Раньше свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов представляло собой книжечку, состоящую из двух страниц. Сегодня ДОПОГ – это пластиковый вариант, чуть больше обычной банковской карты. Данные на водителя располагаются с двух сторон документа. Здесь отображена следующая информация:

  1. Персональные данные человека – ФИО.
  2. Открытые категории после прохождения обучения. При прохождении обучения водителю открывают определённые классы – в цистернах и кроме цистерн. В свидетельстве будут отображены только те классы, которые входили в программу обучения. Остальные будут просто вычеркнуты в обеих графах.

Срок действия такого документа 5 лет, и он всегда должен быть у человека, управляющего специальным транспортом, если тот находится в рейсе. В том случае, если водитель будет совершать грузоперевозку в другую страну, ему не потребуется никаких дополнительных разрешительных документов, так как это свидетельство международного образца.

Документы, необходимые для оформления свидетельства

Оформление разрешения на перевозку опасных грузов возможно только после того, как водитель предоставит следующие документы:

  1. Справка о прохождении специального обучения, по окончании которого сдаётся экзамен. Только в случае успешной сдачи выдаётся ДОПОГ – свидетельство о допуске к перевозкам опасных грузов, по международному образцу.
  2. Кроме прохождения специальной программы, от человека потребуется наличие открытой соответствующей категории вождения автомобиля в водительском удостоверении.
  3. Справку о медосмотре.
  4. Соответствующий нормам возраст.
  5. Стаж вождения не менее 3-х лет.

Где и как получают свидетельство

Водитель может пройти обучение с целью получения разрешения на перевозку опасных грузов в определённых учреждениях, чаще всего это ДОСААФ области или региона. Все адреса можно найти в интернете на официальном сайте ДОПОГ. От соискателя в данном случае потребуется предоставление:

  • заявление лично от водителя;
  • любой документ для подтверждения личности и места его регистрации;
  • права с открытой категорией позволяющей водить автомобиль необходимой для перевозки категории;
  • чеки об оплате обучения.

После окончания обучения водитель сдаёт комиссии экзамен и только после этого получает свидетельство. Так как оно имеет срок действия 5 лет, то после окончания этого срока нужно будет подавать заявление на его продление. Повтор обучения не требуется в том случае, если человек в эти пять лет работал на транспортировке опасных материалов и веществ и имеет хороший опыт. Если же по каким-либо причинам водитель работал в другой сфере, то экзамен нужно будет сдавать заново.

Стоимость удостоверения

С 2013 процедура получения водителем ДОПОГ претерпела ряд изменений. Если раньше можно было просто оплатить обучение, в течение одного дня прослушать лекции и получить желаемый документ, то сегодня эта процедура займёт несколько более длительный период. Оплатить обучение всё так же нужно, а затем придётся прослушать курс лекций в течение 4 дней. Только после этого обучаемый будет допущен к процедуре сдачи экзамена. Экзамен будет сдан лишь в том случае, если ошибочные ответы не будут составлять более 5%. В противном случае экзаменуемый получит отказ от выдачи свидетельства ДОПОГ.

К процедуре обучения и сдачи экзаменов можно подготовиться самостоятельно и заранее. В интернете всегда можно найти и лекции, и варианты вопросов к экзаменам. Стоимость обучения колеблется очень существенно. Это зависит от региона, в котором водитель получает разрешение. В этом году за полный курс лекций и экзамены требовалось отдать от 4 до 9 тысяч рублей. Сколько стоит ДОПОГ на перевозку опасных грузов в вашем регионе, можно узнать, связавшись с аккредитованными центрами.

Документы, необходимые водителю для перевозки опасного груза

Отправляясь в рейс, водителю необходимо иметь при себе довольно большой пакет документов:

  • водительские права с категорией на управление автомобиля данного класса;
  • свидетельство, подтверждающее регистрацию машины;
  • если автомобиль имеет прицеп, на него тоже должны быть документы;
  • талон ТО или диагностическая карта;
  • документы, подтверждающие право водителя на управление данным транспортным средством (этот документ необходим в том случае, если машина не является собственностью водителя);
  • допуск автомобиля к перемещению веществ и материалов данного класса опасности, его обычно получают в отделении ГИБДД;
  • ОСАГО;
  • свидетельство ДОПОГ;
  • справка с медицинским допуском к данному рейсу.

В том случае, если водитель едет один – без сопровождающего лица, у него должны быть ещё и сопроводительные документы на перемещаемый груз:

  1. Транспортная накладная. В первой части данного документа должен быть указан маршрут с полным описанием расстояния, мест дозаправки и отдыха, сложных участков дороги и т. д. Кроме того, здесь содержатся сведения об отправителе и получателе груза. Во второй части содержатся полные сведения о транспортируемом веществе.
  2. Путевой лист.
  3. Паспорт безопасности перевозимого материала.
  4. Сертификат.
  5. Аварийная карточка. Здесь указываются все возможные меры, которые можно предпринять в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Отказ в выдаче разрешения

Соглашение по перемещению ОГ – это не статичная структура, она постоянно претерпевает изменения. Транспортным компаниям и водителям необходимо быть постоянно в курсе предлагаемых изменений. Это позволит не лишиться лицензирования перевозок опасных грузов.

Чаще всего изменения касаются соответствия транспортных средств и норм передвижения. Последние изменения, например, касались ограничений скорости передвижения спец. транспорта и обязательного наличия антиблокировочной системы торможения.

Человек, непосредственно осуществляющий транспортировку, тоже обязан быть в курсе обновлённых нормативов. Эти знания позволят качественно выполнять свою непосредственную работу.

КоАП РФ Статья 12.21.2. Нарушение правил перевозки опасных грузов

(введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 12.21.2. КоАП РФ

При пресечении нарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.21.2, применяется задержание ТС.

1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Что касается других категорий водителей, то основания и условия работы, при которых они имеют право на досрочную трудовую пенсию определяются специальными списками. По степени тяжести труда предоставляется и льгота по возрасту на основании подпунктов 1 и 2 п. 1 ст. 27 ФЗ о трудовых пенсиях. По подпункту 1 – действует Список № 1, утв. Постановлением Сомина СССР от 26.01.1991 № 10, а по подпункту 2 – Список № 2, утв. Тем же постановлением.

Список № 1 состоит из 24 разделов, а Список № 2 – из 34, предусматривающих отдельные виды производств или работ. В больших разделах могут быть подразделы, наименования их помогают установить условия труда и характер работы, которые дают право на льготную пенсию.

В Списках нигде не встречается водитель бензовоза.
В подп. 5 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" упоминаются отдельные категории водителей грузовиков…
Однако, вряд ли Ваша деятельность подходит под перечисленные категории водителей.

Судья Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Зыкова М.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре ФИО3 по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , гражданина Российской Федерации, работающего , механиком,

У С Т А Н О В И Л

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подал жалобу, в которой просил отменить постановление, указав, что на момент выпуска на линию, транспортное средство не перевозило опасный груз (цистерна была пустая). Согласно п. 1.2 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утв. приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73) не распространяются на перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку не опасного груза. (Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)). В данном соглашении имеется Таблица №, в которой определено количество опасных грузов, которые можно везти без выполнения требований правил (ДОПОГ). Выпуск на линию осуществлялся пустого транспортного средства. В соответствии с приказом Минтранса №, перевозить топливо дизельное (ООН 1202) до 1000 (тысячи) литров разрешается без выполнения требований правил (ДОПОГ), а так как транспортное средство использовалось ранее для перевозки дизельного топлива, значит, цистерна на момент выпуска на линию не являлась транспортным средством перевозящим опасный груз и не попадало под действие требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В судебное заседание ФИО1 не явился, уведомлен надлежащим образом, об уважительной причине неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил, судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, в судебное заседание не явился по уважительной причине, уведомлен, судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, выслушав пояснения должностного лица, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, -

влечет наложение административного штрафа на … на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно п. 23.5 Правил дорожного движения перевозка тяжеловесных и опасных грузов, осуществляются в соответствии со специальными правилами.

В соответствие с п. 4.3.2.4.2 ДОПОГ Порожние неочищенные цистерны, транспортные средства-батареи и МЭГК допускаются к перевозке при условии, что они закрыты таким же образом и обеспечивают такую же герметичность, как и в наполненном состоянии.

В соответствие с п. 5.4.3 ДОПОГ На случай чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате аварии во время перевозки, в кабине экипажа транспортного средства в легкодоступном месте должны иметься письменные инструкции, составленные по форме, указанной в пункте 5.4.3.4. Эти инструкции должны передаваться перевозчиком экипажу транспортного средства на языке(ах), на котором(ых) каждый член экипажа может читать и который(е) он понимает, до начала рейса. Перевозчик должен обеспечить правильное понимание и выполнение этих инструкций каждым членом экипажа транспортного средства.

В соответствие с п. 9.2.2.8.2 ДОПОГ Устройство, управляющее выключателем, должно быть расположено в кабине водителя. Оно должно быть легкодоступным для водителя и иметь четкую маркировку. Оно должно быть защищено от случайного воздействия. Такая защита обеспечивается кожухом, необходимостью двойного нажатия или другими средствами. Могут быть установлены дополнительные управляющие устройства при условии, что они имеют четкую маркировку и защищены от случайного воздействия. Если управляющее (ие) устройство(а) имеет(ют) электрический привод, то цепи управляющего(их) устройства (устройств) должны соответствовать требованиям подраздела 9.2.2.9.

В соответствие с п. 9.2.2.8.5 ДОПОГ Контакты подсоединения кабелей к выключателю должны иметь защиту степени IP 54 в соответствии со стандартом МЭК 60529. Однако этого не требуется, если указанные контакты находятся в кожухе, которым может служить ящик аккумуляторной батареи. В этом случае достаточно изолировать контакты с целью защиты от короткого замыкания, например с помощью резинового колпачка.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно положениям ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Факт совершения ФИО1, как должностным лицом, административного правонарушения подтверждается представленными материалами:

- протоколом от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, содержащем сведения о времени, месте и способе совершения административного правонарушения;

- приказом от ДД.ММ.ГГГГ о назначении механика ФИО1 лицом, ответственным за организацию безопасности дорожного движения; копией должностной инструкции механика участка, утв. ДД.ММ.ГГГГ;

- фотоматериалами к протоколу об административном правонарушении, зафиксировавшими предмет правонарушения;

- копиями свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов, накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, путевого листа на транспортное средство NISSAN DIESEL гос.номер №.

- показаниями свидетеля ФИО4

Данные доказательства отвечают требованиям ст.ст.26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

Не доверять сведениям, изложенным в материалах, предоставленных должностным лицом, у суда оснований не имеется, они изложены сотрудниками полиции, выполнявшим свои должностные обязанности по поддержанию общественного порядка и организации безопасности дорожного движения, доказательств о наличии личной заинтересованности сотрудников ГИБДД, применении какого-либо вида принуждения лица, привлекаемого к административной ответственности к подписанию либо неподписанию протоколов, не предоставлено и судом не установлено. Допрошенный судьей свидетель ФИО4 подтвердил в судебном заседании вышеустановленные обстоятельства, при этом оснований не доверять указанному свидетелю не имеется, он предупрежден об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ.

Таким образом, прихожу к выводу, что действия должностного лица механика ФИО1 содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.21.2 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения жалобы не установлены какие-либо нарушения, допущенные в ходе принятия обжалуемого постановления, оно соответствует требованиям, указанным в ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, в связи с чем, признается судом законным и обоснованным.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

Обжалуемое постановление вынесено правомочным должностным лицом в установленные сроки, примененная к ФИО1 мера административной ответственности в виде штрафа в размере рублей соответствует санкции ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ и назначена в минимальном размере, в связи с чем, судья приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения постановления по данному делу, предусмотренных п.п. 2-4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ не имеется, вследствие чего, жалоба подлежит отклонению.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОГИБДД УМВД России по ФИО3 по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.

Перевозка опасных грузов

Для водителя

Грузоперевозки, связанные с перемещением материалов повышенной опасности – особый род деятельности, требующий от исполнителей соблюдения установленных законодательством условий. В предлагаемом материале рассматриваются требования к водителю при перевозке опасных грузов с учетом подготовки, медицинского освидетельствования, документального сопровождения рейсов.

Опасные грузы

К опасным грузам относят материалы, неблагоприятно влияющие на экологическую ситуацию и здоровье человека. Их классификация представлена в Оранжевой книге ООН. Единая международная классификация предусматривает девять классов (с подклассами).

Транспортировка опасных грузов

Порядок перевозки грузов повышенной опасности автомобильным транспортом регламентирован:

  • ДОПОГ – европейским соглашением о перемещении автомобилями опасных грузов;
  • Правительственным Постановлением № 2200, принятым в декабре 2020 года и утвердившим новые правила автоперевозок в России;
  • приказом Минтранса РФ № 179, подписанным в июле 2011 года, с порядком выдачи спецразрешения на подобные транспортные операции;
  • приказом Минтранса РФ № 52, вступившим в силу в феврале 2013 года, с административным регламентом, определяющим порядок взаимодействия должностных лиц соответствующих ведомств при оформлении разрешения на перевозку опасных грузов, сроки выдачи;
  • приказом Минтранса РФ № 73, принятым в августе 1995 года, с правилами опасных автотранспортных перевозок.

В соответствии с условиями действующего законодательства к автомобильным перевозкам грузов повышенной опасности допускают компании, получившие разрешение в органах транспортного надзора. Выдача такого разрешительного документа, помимо соблюдения прочих условий, предполагает наличие в штате водителей, обученных ДОПОГ и имеющих соответствующее свидетельство.

Опасные грузы

Требования к подготовке водителя

Требования к водителям, транспортирующим опасные грузы, определены разделом 5.1 Правил автоперевозок материалов повышенной опасности, утвержденных приказом Минтранса РФ № 73 и положениями ДОПОГ.

Общие

Общие условия (кроме соответствия обычным требованиям, обязательным для любых водителей) предполагают проведение:

  • квалификационной подготовки с обучением по ДОПОГ;
  • инструктажа с требованиями безопасности на маршруте;
  • предварительного (при приеме на работу), периодического и предрейсового медосмотра.

Необходимо соблюдать действующие ПДД и выполнять условия выданного разрешения на данную транспортную операцию.

Обучение ДОПОГ осуществляется специализированными учебными центрами, обладающими соответствующей лицензией.

Программа подготовки предусматривает базовый курс, обязательный для всех водителей, перевозящих опасные грузы, специальные разделы, необходимость прохождения которых зависит от характера перемещаемых материалов и задействованной техники.

Специальные

С учетом характера перевозимых грузов в дополнение к общему базовому курсу проходят обучение по специализированным программам с изучением особенностей перевозки грузов первого класса опасности, в автоцистернах, доставки радиоактивных материалов.

Объем программ обучения приведен в таблице.

Вид курсаКоличество часов
теорияпрактика
Базовый (первичный)199
Базовый (переподготовка)96
Специализированные
Автоцистерны (первичный)124
Автоцистерны (повторный)62
Первый класс ОГ (первичный)93
Первый класс ОГ (повторный)42
Транспортировка радиоактивных компонентов (первичный)75
Перевозка радиоактивных компонентов (повторный)3,53,5

Экзамен проводят в виде тестов. Результат оформляет комиссия, состоящая из должностных лиц инспекции транспортного надзора соответствующего региона.

При успешной аттестации водителю выдают свидетельство ДОПОГ со сроком действия 5 лет.

Требования к водителю при ДОПОГ

Согласно п. 9.4 приказа Минтранса РФ № 287 от 28.09.2015 г., стаж работы водителя, перевозящего опасные грузы, должен быть не менее года. Обязательно отсутствие привлечения в течение предшествующих 12 месяцев к административной ответственности за нарушение ПДД.

Перед допуском к самостоятельной работе проходят обязательную стажировку под руководством опытных работников в соответствии с требованиями регламента предприятия. Наличие водительского стажа подтверждают выпиской из трудовой книжки при направлении на обучение по ДОПОГ.

Порядок поведения на маршруте регламентирует приказ Минтранса № 73, предусматривающий соблюдение:

  • ПДД;
  • предписанного разрешением маршрута;
  • условий, предусмотренных инструкцией по безопасности;
  • периодичности медицинских осмотров;
  • правил, предписанных для нештатных ситуаций.

Обязательно наличие свидетельства ДОПОГ и других документов.


Медицинский осмотр

Для водителей предусмотрено проведение следующих видов медосмотров:

  • первичного – при устройстве на работу;
  • периодического – по графику, составленному на предприятии, каждые три года;
  • предрейсовому – перед отправкой на маршрут.

Результаты первичного и периодического осмотров отражают в медицинских картах работников. Предрейсовую проверку подтверждает специальный штамп и подпись врача в путевом листе, без чего водителя не выпустят на маршрут.

Пакет документов

При перевозке опасных грузов от водителя требуется наличие:

  • свидетельства, подтверждающего допуск автомобиля;
  • удостоверения ДОПОГ;
  • путевого листа;
  • транспортной накладной;
  • лицензионной карты транспортного средства;
  • аварийной карточки с правилами обращения с опасным веществом;
  • утвержденного маршрута движения;
  • инструкции с правилами поведения в пути, действиями при нештатных ситуациях;
  • контактных данных ответственных сотрудников организации, обязанных контролировать грузоперевозку, с указанием ФИО, должности, телефона;
  • копии разрешения и договора грузоперевозки.

В дополнение к специальным документам необходимо иметь стандартный набор бумаг, обязательный для любого водителя – права, техпаспорт и регистрационное свидетельство авто, полис ОСАГО и диагностическая карта техосмотра.

Маршрут и стоянки

Маршрут утверждает транспортная организация, согласует с инспекцией Рострнаснадзора. При прокладывании пути следования избегают крупных городов, исторических памятников, природных заповедников. Если маршрут проходит через населенные пункты, перевозку нельзя осуществлять в непосредственной близости от мест проведения массовых мероприятий, больниц и школ.

При движении запрещено отклоняться от установленного пути, останавливаться вне графика, превышать скорость.

В случае остановки по причине технической неисправности машину обозначают красными фонарями и соответствующими знаками, согласно требованиям ПДД.

Перевозка опасных грузов

Аварийные ситуации

При возникновении чрезвычайной ситуации водитель обязан:

  1. Исключить доступ посторонних к месту происшествия.
  2. Уведомить об аварии ближайшее подразделение ГИБДД.
  3. Вызвать бригаду технической помощи.
  4. Оказать доврачебную помощь при наличии пострадавших.

Для локализации и устранения инцидента принимают меры с учетом требований аварийной карточки.

Контроль состояния и заправка ТС

При следовании по маршруту в обязанности водителя входит постоянный контроль технического состояния автомобиля. Если возникнет необходимость дозаправки, это запрещено выполнять на заправочных пунктах общего пользования.

Автомобили с опасными грузами заправляют на специализированных станциях. Заправка на общих АЗС разрешена на расстоянии не менее 25 м от заправочного пункта (топливо переносят в металлических канистрах).

Что запрещено

Водителю при перемещении опасных грузов запрещается:

  • резко трогаться с места и тормозить при движении;
  • осуществлять обгон ТС, движущихся быстрее 30 км/ч;
  • выключать двигатель и сцепление на спусках;
  • курить в машине;
  • разводить открытый огонь ближе 200 м от автомобиля;
  • оставлять машину без присмотра.

Запрещено совместно перевозить обычные и опасные материалы, присутствие в кабине посторонних лиц.

Требования к сопровождающим опасный груз

Водителя могут сопровождать другие лица, обеспечивающие опасную грузоперевозку – экспедиторы, охранники, дозиметристы, операторы и пр. К этому персоналу предъявляют такие требования:

  • соблюдение порядка действий и выполнение обязанностей, согласно утвержденным должностным инструкциям и нормативным документам;
  • наличие свидетельства, подтверждающего законность сопровождения груза;
  • проведение специального инструктажа о правилах ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Свидетельство сопровождающего работника действительно, если предъявляется вместе с удостоверением личности.

Ответственность водителя за нарушения ДОПОГ

Согласно ст. 12.21.2 КоАП РФ, нарушение правил перевозки грузов повышенной опасности, отсутствие должного допуска, неполный комплект обязательных документов, недостаточная маркировка автомобиля или его несоответствие нормам безопасности грозит водителю штрафом в размере 2 000–2 500 рублей либо изъятием прав на срок от 4 месяцев до полугода.

Штраф за менее серьезные нарушения составляет от 1 000 до 1 500 руб.

Требования законодательства по подготовке и допуску водителей к перемещению грузов повышенной опасности объясняются высокими рисками таких транспортных операций. Назначенное наказание за нарушение предписанных условий несоизмеримо с возможными последствиями нештатных ситуаций.

Читайте также: