Маркировка стартера зил 130

Обновлено: 04.07.2024

Надежный пуск двигателя возможен при вращении коленчатого вала с частотой 60-80 оборотов в минуту. Получение такой частоты вращения в ручную требует от водителя значительных усилий. Для облегчения работы водителя при пуске применяют электрические стартеры.

Устройство стартера

Стартер серии СТ-130 А3 используемый на автомобиле ЗиЛ-4314 выполняется с электромагнитным включением и дистанционным управлением. Номинальное напряжение стартера 12В. Электродвигатель стартера представляет собой четырех полюсную машину постоянного тока последовательного возбуждения. Полюса и корпус изготавливают из мягкой стали. На каждом полюсе закреплена катушка обмотки возбуждения, состоящей из двух ветвей. В каждую ветвь включено последовательно две катушки. Катушки изготавливаются из голого медного провода прямоугольного сечения. Межвитковая изоляция изготовлена из плотной бумаги. Каждая катушка после намотки оплетается хлопчатобумажной лентой и пропитывается лаком. Два конца параллельных ветвей обмотки возбуждения соединены и выведены на контактный болт, закрытый резиновым чехлом. Два других конца присоединены к двум изолированным щеткам, установленным в щеткодержателях. Щеткодержатели крепятся к крышке винтами, изолированы от нее прокладками из гетинакса. Две другие щетки (массовые) установлены в щеткодержателе, соединены с корпусом. В крышке имеются окна для осмотра щеточно-коллекторного узла. Герметичность полости корпуса обеспечивается кожухом с резиновой прокладкой. Крышка и промежуточная опора крепятся к корпусу винтами. В крышках и опорной шайбе установлены три бронзовых подшипника скольжения в которых вращается вал якоря. Обмотка якоря состоит из 29 секций. В каждой секции один виток. Концы секции припрятаны к пластинам коллектора. Секции выполняют из голого медного провода прямоугольного сечения. Для изоляции секций от железа используют электротехнических картон. Осевой люфт вала якоря регулируют изменением толщины регулировочной шайбой, которая удерживается упорным кольцом, с замочным кольцом.


Рис. 1 - Стартер СТ-130 А3:

1 - неподвижный контакт тягового реле; 2 - подвижный контакт; 3 - тяговое реле; 4 - якорь тягового реле; 5 - регулировочный винт-гайка; 6 - рычаг включения стартера; 7 - винт для регулирования хода зубчатого колеса; 8 - крышка стартера со стороны привода; 9 - упорное кольцо; 10 - зубчатое колесо стартера; 11 - муфта свободного хода; 12 - вал якоря; 13 - муфта; 14 - корпус; 15 - якорь; 16 - коллектор; 17 - крышка со стороны коллектора; 18 - щетка; 19 - обмотка возбуждения; 20 - магнитный полюс.

Электромагнитное реле стартера имеет втягивающую и удерживающую обмотку, намотанные на латунную втулку. Удерживающая обмотка обмотана поверх втягивающей и ее сопротивление больше. Обмотки имеют один общий конец, который соединен с выводом, закрепленным на пластмассовой крышке. второй конец втягивающей обмотки соединен с корпусом, который является магнитопроводом реле. Внутри латунной трубки, на которой намотаны обмотки реле, свободно перемещается якорь. Пружина удерживает якорь в исходном положении. Контактный диск изолирован от штока, на котором он установлен, изоляционными шайбами и втулкой. Диск может перекашиваться и перемещаться за счет сжатия пружины. Такое конструктивное решение обеспечивает хороший контакт диска с контактными болтами. Пружина удерживает шток с диском в исходном положении (контакты разомкнуты).

Реле стартера воздействует на механизм посредством рычага, на который при втягивании якоря, внутрь реле давит на палец. Рычаг вращается вокруг эксцентриковой оси, при которой регулируется положение шестерни привода в момент замыкания с диском. Нижний конец рычага имеет вид вилки, которая входит в канавку разрезной втулки. При включении стартера рычаг давит на правую сторону втулки и пружину, перемещает механизм привода по ленточной нарезке на валу якоря до ввода шестерни в зацепление с венцом маховика. Для лучшего осуществления зацепления шестерни и венец маховика имеют зубья закругленной формы со скосом на торце.

Пружина позволяет осуществлять перемещения рычага влево для отключения питания стартера в случае, если происходит заклинивание шестерни привода в венце маховика. Механизм привода защищен крышкой.

Механизм привода снабжен роликовой муфтой свободного хода, которая обеспечивает передачу крутящего момента от вала якоря на маховик. Устроена муфта следующим образом. Втулка, имеющая на внутренней поверхности шлицы для перемещения на валу якоря, жестко соединена с обоймой. Цилиндрическая поверхность ступицы шестерни и фигурные углубления обоймы имеют четыре клинообразных паза, в которых размещены ролики. Ролики посредством плунжеров слегка прижаты пружинами к суженным концам пазов. С противоположной от плунжеров стороны в пружины вставлены упоры. Шайбы ограничивают перемещение роликов. Весь механизм за кожухом. Бронзовые втулки установлены для уменьшения трения при вращении шестерни привода на валу якоря


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Автомобиль марки ЗИЛ 130 — надежный и проверенный временем автомобиль, который благодаря своей универсальности часто и удобно используется во множестве сфер производства и обслуживания предприятий разной направленности.

Обязательным элементом, который обеспечивает комфортное и безопасное использование такого транспортного средства является стартер. Механизм обеспечивает начало работы двигателя машины. От состояния, работоспособности и корректности функционирования элемента напрямую зависит оперативность старта мотора.

Устройство и принцип работы реле стартера ЗИЛ 130

Стартер транспортного средства относится к деталям редукторного типа. Представляет собой отдельный и небольшой по размерам электрический двигатель, который создает условия для создания крутящего момента коленчатого вала машины.

Конструкция прибора предусматривает наличие следующего списка деталей:

  • Металлический корпус, который выполнен из прочных и долговечных сплавов. Форма и особенности обеспечивают эргономичное расположение под капотом автомобиля. Набор контакт-реле состоит из подвижного и стационарного элементов.
  • Катушка и шестерни.
  • Защитный кожух.
  • Винт, который регулирует направление и интенсивность хода шестерней.
  • Рычаг и специальное упорное кольцо.
  • Коллектор, защитная лента и крышка стартера.
  • Вал.
  • Муфты привода и свободного хода компонентов.

Взаимодействие такого набора компонентов позволяет автомобилистам не переживать и не сталкиваться с проблемами запуска двигателя при любых погодных условиях.

Как работает стартер ЗИЛ 130

Особенность работы такого механизма как стартер — это краткосрочная эксплуатация для быстрого старта работы мотора. После чего устройство не участвует в дальнейшей эксплуатации машины.

Процесс работы механизма делится на несколько последовательных и важных этапов для корректного и своевременного выполнения его прямых функций. Основными мероприятиями станут соединение маховика с шестернями привода, запуск работы стартера и отсоединение маховика от шестерни.

Технически функционирование стартера ЗИЛА такого типа выглядит следующим образом:

  1. Водитель транспортного средства располагает ключ в замок зажигания и проворачивает в положении старта. Электрическая энергия из аккумуляторной батареи машины передается в узел зажигания и после в тяговое реле стартера.
  2. Шестерня соединяется с венцами маховика, что обеспечивает надежный контакт. Одновременно с этим процессом происходит замыкание электрической цепи, и на электродвигатель стартера подается напряжение – его показатели устанавливаются в пределах 12В.
  3. Соединенная с маховиком шестерня начинает вращение. Такие процессы позволяют увеличить скорость вращения коленчатого вала до трехсот оборотов в минуту. машины начинает захватывать нужные обороты и заводится.
  4. В момент успешного старта мотора специальная обгонная муфта срабатывает, чем разъединяет созданную ранее связь между шестерней и системой электрического двигателя.

После проведения такой процедуры вся система находится в выключенном состоянии до момента следующего запуска автомобильного мотора. В этот момент электричество на компоненты не подается.

Технические параметры детали

Устройства такого типа характеризуются следующими техническими параметрами:

  • Габариты определяются такими размерами: 32 на 18 и на 15. Такие показатели гарантируют расположение устройства без помех или неудобств доступа к нему или соседним деталям.
  • Стартер общим весом 9 килограмм 200 грамм можно без проблем и больших усилий перемещать, снимать и монтировать обратно к узлам машины.
  • Напряжение, которое потребуется для работы механизма составляет 12 В.
  • Для корректной и безотказной эксплуатации стартера такой модели важно обеспечить машину аккумулятором с минимальными параметрами емкости — 90 Ач.
  • Удерживающая обмотка обеспечивает показатели 11 ампер.
  • В комплекте предусматривается наличие 3-х миллиметровой шестерни.
  • Приводная шестерня стартера имеет 9 одинаковых зубьев для надежной и прочной сцепки с другими сопутствующими деталями.

Преимуществами и отличительными чертами стартера ЗИЛа 130 станут такие основные моменты: надежный и долговечный металлический корпус обеспечивает долговечность устройства и его компактные габариты. Проверенный редукторный механизм — это гарантия большого коэффициента производительности, что является важным условием хорошей, комфортной эксплуатации автомобиля.

Устройство сохраняет свою работоспособность и отлично выполняет функции даже в условиях падения показателей пускового тока в аккумуляторе автомобиля.

Схема подключения стартера машины ЗИЛ 130

Для того, чтобы выполнить подключение стартера ЗИЛ 130, важно понимать и подробно изучить схему и места расположения основных узлов, частей и деталей.

Для подключения стартера достаточно разобраться всего в четырех выходах компонента:

  1. Первый предназначается для подключения реле стартера. Располагается узел на верхней части устройства с левой стороны.
  2. Второй вывод позволяет соединить стартер с втягивающей катушкой. Определить место расположения такого элемента можно, ориентируясь на первый ввод — по отношению к нему такая деталь располагается справа.
  3. Третий ввод представляет собой клемму для организации дополнительного сопротивления. При наличии дополнительного реле подключение этого элемента не требуется.
  4. Последний элемент — соединительный компонент для создания надежной и постоянной связи с аккумулятором для передачи необходимого напряжения.

Для обеспечения работоспособности механизма достаточно последовательно объединить все компоненты. Такая схема подключения реле стартера ЗИЛ 130 позволяет не только удобно и без проблем расположить деталь в системе запчастей моторного отсека, но и гарантировать корректность и правильность функционирования реле и всего автомобильного двигателя.

Как продлить срок службы стартера для машины модели ЗИЛ 130

Простыми, но проверенными на практике советами того, как без больших усилий или затрат продлить срок эффективной службы системы станут такие:

  • Не допускать перегрева устройства — для этого достаточно ограничивать время работы стартера больше, чем на 10 секунд.
  • Все важные мероприятия для ремонта, восстановления или проверки исправности механизма следует доверять только профессиональным мастерам, которые точно и подробно разбираются со схемами подключения стартера ЗИЛ 130.
  • Во время движения машины категорически запрещается запускать работу стартера.
  • Без промедлений прекращать работу прибора после начала работы двигателя транспортного средства.
  • Не выполнять резких стартов машины с места.

Стартер для автомобиля марки ЗИЛ 130 — это надежная и долговечная деталь, которая отвечает и обеспечивает оперативный, быстрый запуск работы двигателя автомобиля в любых условиях.

Для того, чтобы более подробно и точно разобраться в особенностях и правилах подключения и эксплуатации, Вы можете самостоятельно изучить все технические параметры стартера или обратиться за профессиональной помощью наших специалистов.

В этой теме мною будет рассказано об электрической схеме стартера (автомобиля ЗИЛ 130), об его устройстве и далее.

Что из себя представляет стартер какого либо грузового или легкового автомобиля? Автомобильные стартеры различаются по своей конструкции, а в целом, если можно так выразиться, это тяговые электродвигатели постоянного тока и в зависимости от их предназначения (для какого-либо автомобиля), стартеры отличаются:

  • схемой соединений обмоток,
  • механизмом привода управления

и сечением провода в обмотке возбуждения (по обмотке якоря будет отдельное пояснение). Для пуска автомобиля ЗИЛ 130 на двигателе установлен стартер СТ 130-АЗ. Необходимый материал мною был подобран в интернете и мне остается дать Вам свое пояснение по пронумерованным указателям, — для конструкции стартера и его электрической схемы.

max-20100607123436151[1]

Устройство стартера

555844763[1]

Для начала ознакомимся с чертежами (рис. 1) конструкции стартера СТ130-АЗ, узлом муфты свободного хода и с электрической схемой стартера:

1-неподвижный контакт тягового реле;

4-якорь тягового реле;

6-рычаг включения стартера;

7-винт для регулировки хода зубчатого колеса;

10-зубчатое колесо стартера;

11-муфта свободного хода;

17-крышка со стороны коллектора;

Теперь рассмотрим устройство якоря автомобильного стартера:

6161c_800[1]

Обмотка якоря стартера (фото 1) выполнена не в виде медной проволоки, данная обмотка состоит из секций медной ленты. Медная лента заложена в пазы магнитопровода якоря, а концы медной ленты соединены с ламелями, то-есть, с пластинами коллектора. Пластины коллектора изолированы между собой миканитовой прокладкой обладающей изоляционными свойствами. Скольжение вала якоря осуществляется в бронзографитовых втулках, которые установлены в крышках, — со стороны привода и со стороны коллектора (8; 17). Далее, пояснение будет иметь отношение к самой схеме стартера.

Схема стартера

Так называемый — щеточный узел стартера (фото 2), состоит из четырех графитовых щеток установленных в щеткодержателях. Если внимательно посмотреть по схеме, можно заметить, что две щетки имеют общее соединение с массой автомобиля, а две другие щетки изолированы от корпуса (массы автомобиля) и два провода этих щеток соединены в один провод.

12dc6_800[1]

Провод, который состоит в соединении с двумя щетками (фото 2), соединяется с одним концом обмотки возбуждения (19). Катушки обмотки возбуждения соединены между собой последовательно, как это видно по самой электрической схеме и на фотоснимке (фото 3).

114510[1]
19070180[1]

Из фотоснимка можно понять, что четыре катушки обмотки возбуждения намотаны на четырех магнитных полюсах (20).

По данному фрагменту схемы (рис. 2) дается пояснение для якоря тягового реле (4), на котором установлен контактный диск (27), с помощью которого происходит замыкание и размыкание цепи.

image035[1]

На сердечнике якоря тягового реле (4) намотаны две обмотки, это удерживающая (25) и втягивающая (26) обмотки.

Как включается стартер

Многие из нас работали или продолжают работать водителями на грузовых автомобилях и знают, каких усилий требуется, чтобы завести автомобиль в зимнее холодное время, если автомобиль к примеру простоял в неотапливаемом гараже или на улице (возле Вашего дома).

Известно, что трансмиссионное масло (нигрол) применяемое для редуктора моста или моторное масло для двигателя имеют свойство застывания на морозе, что неблагоприятно сказывается при пуске двигателя. В этом примере, опытный водитель знает, как разогреть поддон картера двигателя или как разогреть редуктор моста, — для облегчения пуска двигателя.

Рассмотрим пуск автомобильного двигателя при благоприятных погодных условиях:

Постараюсь объяснить все коротко и понятно (смотрим по схеме рис. 1, б). При замыкании ключа или же, выключателя зажигания (30), ток от АКБ (21) поступает на обмотку возбуждения и на обмотку якоря (15; 19). Тем самым, создаются магнитные потоки как для обмотки возбуждения так и для обмотки якоря. Магнитные потоки, создаваемые в обеих обмотках, — приводят во вращение якорь.

Чтобы ток поступил на обмотки стартера, при включении выключателя зажигания, одновременно при этом срабатывает реле включения (23) с помощью которого замыкается цепь на контактах (24). Далее, замыкаются контакты выключателя (28) за счет якоря тягового реле (4), — на котором расположены втягивающая (26) и удерживающая (25) обмотки. Реле включения и якорь тягового реле срабатывают по принципу электромагнита.

Подробно описывать, как входит в зацепление зубчатое колесо стартера (10) с зубчатым венцом маховика коленчатого вала, — нет смысла. Достаточно и так все понятно по чертежу стартера.

Неисправности стартера

Что касается конкретно по неисправностям стартера, то к таким неисправностям можно отнести:

1. перегорание, либо межвитковое замыкание в одной из обмоток возбуждения;

2. нарушение изоляции между ламелями коллектора;

3. замыкание обмотки возбуждения на корпус стартера;

4. замыкание между обмоткой якоря и сердечником якоря;

5. окисление, подгорание контактов (смотреть по электрической схеме)

и далее, допустим механическое повреждение ламелей (пластин) коллектора.

Как проверить стартер

159[1]

На представленных рисунках (3; 4; 5; 6) наглядно показано, — как проводится диагностика (проверка) стартера.

В этом примере, проводится проверка обмотки якоря (рис. 3) способом замера сопротивления между пластинами коллектора.

0e34e600e62e1c87002ffdcfdd6a0273[1]

Здесь, прибором Омметром определяется наличие либо отсутствие замыкания между обмоткой и сердечником якоря (рис. 4).

161[1]

И на последнем рисунке показано, как следует правильно проводить проверку обмотки возбуждения стартера (рис. 5). То-есть, проверяется наличие, либо отсутствие замыкания обмотки возбуждения на корпус.

Стартер CT130A3 устанавливается на автомобиле ЗИЛ-133Г2 и представляет собой четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока сме­шанного возбуждения с электромагнитным тяговым реле и приводом, имеющим муфту свободного хода.

Стартер СТ130А3 ЗИЛ-133

Рис. 14.7. Стартер СТ130А3:

1 - неподвижный контакт тягового реле; 2 - подвижный контакт тягового реле; 3 - катушка тягового реле; 4 - якорь тягового реле; 5 - регулировочный винт; 6 - защитный кожух рычага; 7 - рычаг; 8 - винт регулировки хода шестерни; 9 - крышка стартера со стороны привода; 10 - фильц; 11 - фигурная шайба; 12 - замковое кольцо; 13 - упорное кольцо; 14 - шестерня привода; 15 - муфта свободного хода; 16 - промежуточная опора; 17 - вал якоря; 18 - корпус; 19 - якорь; 20 - коллектор; 21 - крышка со стороны коллектора; 22 - щетка; 23 - обмотка возбуждения; 24 - гака М6; 25 - шпилька стяжная; 26 - винт крепления щеточного канатика; 27 - пружина щеткодержателя; 28 - щеткодержатель.

Якорь 19 (рис. 14.7) стартера состоит из пакета пластин, набранного из листо­вой электротехнической стали и установ­ленного на валу 17, обмотки и коллектора 20. Вал вращается в трех бронзографито­вых втулках, установленных в крышках 9 и 21 корпуса 18 и в промежуточной опоре 16. На крышке 21 установлены 4 щетко­держателя^ с щетками 22 и пружинам 27.

В корпусе стартера установлены 4 по­люса с обмотками 23 возбуждения. На крышке со стороны привода установлено электромагнитное тяговое реле с выключа­телем. Тяговое реле служит для ввода и удержания шестерни 14 привода в зацепле­нии с зубчатым венцом маховика двигате­ля, включения электрической цепи старте­ра и закорачивания секции добавочного ре­зистора. Катушка 3 тягового реле состоит из двух обмоток: втягивающей и удержи­вающей.

При повороте ключа выключателя зажигания по часовой стрелке в по­ложение пуска двигателя включается электрическая цепь дополнительного реле РС502, через контакты которого питание поступает от аккумуляторной батареи в тяговое реле. Якорь 4 тяго­вого реле под воздействием электро­магнитного поля двух обмоток реле втягивается и с помощью рычага 7 вводит в зацепление шестерню, а в конце хода замыкает контакты 1 и 2 электрической цепи стартера, одно­временно закорачивая втягивающую обмотку реле и секцию добавочного резистора катушки зажигания.

После пуска двигателя необходимо немедленно отпустить ключ выключа­теля зажигания. При этом размыка­ется цепь вспомогательного реле и тя­говое реле выключается под действием возвратной пружины.

Техническая характеристика стар­теров, устанавливаемых на автомо­били семейства ЗИЛ-133:

СТ130АЗ СТ142Б
Номинальное напряжение, В 12 24
Номинальная мощность, л.с. 2,4* 10,5**
Пусковая мощность, л.с. 1,4* 6,5**
Параметры режима холостого хода при номинальном напряжении:
потребляемый ток, А, не более 90 130
частота вращения якоря, об/мин, не менее 3400 -
Параметры режима полного торможения при номинальном напряжении на клеммах:
тормозной момент, кгс м 2,25* 5**
напряжение на выводах, В, не более 8* 8**
потребляемый ток, А, не более 700* 800**
Нагрузка щеточных пружин на щетки, кгс 1,0-1,4 1,5-2,0

* С батареей 6СТ-90ЭМС.

** С двумя батареями 6 СТ-190ТР.

Устройство и работа стартера СТ142Б

Применяется для пуска дизельных дви­гателей автомобилей ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ (рис. 14.8, а). Стартер изготавливается в герметичном исполнении, поэтому возмож­ность попадания внутрь грязи, влаги и любых других посторонних тел или ве­ществ практически исключена.

Герметизация стартера достигнута при помощи резиновых уплотнительных колец 2, 4, 11, 13 и 16 круглого сечения. Вывод­ные болты стартера тягового реле уплот­нены резиновыми шайбами. Крышка со стороны коллектора выполнена без смотро­вых окон. Для предупреждения попадания в стартер посторонних частиц со стороны двигателя якорь тягового реле уплотнен резиновым сильфоном, а вал в промежуточном подшипнике - резиновой армированной манжетой.

Стартер СТ142Б представляет собой четырехполюсный четырехщеточный элек­тродвигатель постоянного тока последо­вательного возбуждения с электромагнит­ным тяговым реле и приводом с храповой муфтой свободного хода. Принцип дейст­вия стартера такой же, как н стартера CT130A3.

Существенной отличительной чертой стартера СТ142Б является привод с хра­повой муфтой свободного хода (рис. 14.8, б). Все детали привода сидят на направляю­щей втулке 26 с прямыми шлицами по вну­треннему диаметру и винтовыми шлица­ми по наружному диаметру. На винтовых шлицах втулки 26 сидит ведущая половина 31 храповой муфты. Ведомая половина 36 муфты выполнена за одно с приводной ше­стерней. Для обеспечения вращения в ве­домую половину' 36 запрессованы две самосмазывающиеся втулки из специального графитированного томпака.

Прилегающие друг к другу торцы поло­вин 31 и 36 муфты свободного хода снаб­жены храповыми зубцами, допускающими проворачивание ведомой половины 36 от­носительно веду'щей половины 31 в направ­лении вращения якоря стартера и препят­ствующими проворачиванию в противо­положном направлении. Спиральная пру­жина 30, находящаяся внутри корпуса 28, прижимает ведущую половину 31 муфты к ведомой половине 36 и обеспечивает хра­повое зацепление. Ведомая половина 36 удерживается в корпусе 28 пружинным зам­ковым кольцом 33.

Корпус 28 выполнен заодно с втулкой отводки. Проволочное замковое кольцо 25, находящееся в канавке направляющей втулки 26, предохраняет корпус 28 от пере­мещения вдоль втулки 26. В корпусе 28 под пружиной 30 находится стальная шай­ба 29 и буферная резиновая шайба 27, амортизирующая удар при включении стартера.

Привод стартера имеет устройство для автоматической блокировки храповой муф­ты в расцепленном состоянии в промежут­ке времени между пуском двигателя и вы­ключением стартера, когда происходит пробуксовка. Внутри ведомой половины 36 муфты находятся три сухаря 35 в виде сегментов, изготовленных из пластмассы. Сухари расположены равномерно по ок­ружности ведомой половины 36. Сухари имеют радиальные отверстия, в которые входят направляющие штифты 34, запрес­сованные в ведомую половину 36. Цилин­дрическая наружная поверхность сухарей 36 имеет большую коническую фаску. В ве­дущую половину 31 муфты запрессова­на стальная втулка 32 с внутренней кони­ческой поверхностью, Втулка 32 прилега­ет своей конической поверхностью к фас­кам сухарей 35 и прижимает последние к направляющей втулке 26.

Привод работает следующим образом. В момент включения тяговое реле посред­ством рычага перемещает привод вдоль шлицев вала и вводит шестерню в зацепле­ние с венцом маховика. Когда приводная шестерня входит в зацепление, замыкают­ся контакты тягового реле и включается стартер.

Стартер СТ142Б ЗИЛ-133

Рис. 14.8. Стартер СТ142Б:

1 - крышка реле; 2, 4, 11, 13, 16 - резиновые кольца; 3 - обмотка реле; 5 - сердечник реле; 6 - рычаг; 7 - эксцентриковая ось; 8 - привод; 9 - крышка со стороны привода; 10 - упорная шайба; 12 - держатель промежуточного подшипника; 14 - якорь; 15 - корпус; 17 - коллектор; 18 - крышка со стороны коллектора; 19 - фильц; 20 - щетка; 21 - траверза; 22 - обмотка возбуждения; 23 - перемычка; 24 - контактный болт; 25 - замковое кольцо; 26 - втулка направляющая; 27 - буферная шайба; 28 - корпус; 29 - шайба; 30 - пружина; 31 - ведущая половина храповой муфты; 32 - втулка; 33 - замковое кольцо; 34 - штифт; 35 - сухарь; 36 - ведомая половина храповой муфты.

Крутящий момент стартера передается на шестерню привода через шлицевое со­единение вала с направляющей втулкой 26, далее через винтовые шлицы на ведущую половину 31 муфты и через храповое за­цепление на ведомую половину 36 муфты и шестерню привода. При передаче вращения через винтовые шлицы возникает осе­вое усилие, прижимающее полумуфты 31 и 36 друг к другу. После того как частота вращения шестерни, а следовательно, и ве­домой полумуфты 36 превысят частоту вра­щения ведущей полумуфты 31 (в случае, если пуск двигателя закончился, но стар­тер еще не выключен), последний выйдет из контакта с ведомым, сжав при этом пру­жину 30. Вместе с ведущей полумуфтой 31 отодвигается втулка 32 с внутренним ко­нусом, освобождая сухари 35, которые под действием центробежных сил переместятся по направляющим штифтам в радиальном направлении и заблокируют храповую муф­ту в расцепленном состоянии, предохра­няя ее от износа. После выключения стар­тера ведущая полумуфта 31 под действием пружины 30 вновь прижимается к ведомой полумуфте 36 и втулка 32 возвращает су­хари в исходное положение.

Если шестерня привода не входит в за­цепление из-за того, что зубья уперлись в торцы зубьев венца маховика, привод работает следующим образом. В момент упора продольное перемещение шестерни привода по валу стартера прекращается. Вместе с шестерней останавливается и ве­дущая половина 31 муфты, а корпус 28 привода вместе с направляющей втулкой 25 продолжает перемещаться вдоль шли­цев вала, сжимая пружину 30. При про­дольном перемещении направляющей втул­ки 26 винтовые шлицы, на которых сидит ведущая половина 31, заставляют послед­нюю поворачиваться, зубья шестерни при­вода сходят с торцов зубцов венца махови­ка и шестерня входит в зацепление.

Разборная конструкция привода с хра­повой муфтой допускает замену деталей и обеспечивает ремонтоспособность.

Шестерня привода стартера СТ142Б не может выйти из зацепления с венцом маховика при единичных вспышках в отдельных цилиндрах двигателя, когда процесс пуска не закончился. Пока стар­тер не выключен, его шестерня остается в зацеплении.

Техническое обслуживание стартера

Для обеспечения надежной и безот­казной работы стартера необходимо содержать его в чистоте и выполнять основные правила технического об­служивания.

При каждом втором ТО-2 необхо­димо проверить: затяжку болтов креп­ления стартера к двигателю, и если требуется, подтянуть их; надежность присоединений и чистоту наконечни­ков проводов к выводам стартеров л аккумуляторной батареи, так как стартер потребляет большой ток, вследствие чего даже незначительные переходные сопротивления в цепи стартера приводят к большому паде­нию напряжения и снижению мощно­сти стартера.

Через каждые 50 ООО км npooeia дополнительно выполнить следующие операции:

снять стартер с двигателя Снять крышку со стороны коллектора и про­верить состояние щеточно-коллектор­ного узла. Рабочая поверхность кол­лектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания. В случае загрязнения или значитель­ного подгорания рабочую поверх­ность надо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь или следы подгорания не удается устра­нить, то зачистить коллектор стеклян­ной шкуркой зернистостью 80 или 100. Если и после этого следы подго­рания не будут устранены, то стар­тер разобрать и проточить коллектор на станке. Чистота обработки должна быть не ниже Ra 1,25 мкм. Мини­мальный диаметр коллектора для СТ130A3-38 мм, дл я СТ142 Б 53 мм. Щетки должны свободно и без заеда­ний перемещаться в щеткодержателях и не иметь чрезмерного износа. Щетки, изношенные до высоты 6—7 мм для CT130A3 и 13 мм для СТ142 Б, следу­ет заменить;

проверить затяжку винтов крепле­ния наконечников щеточных кантиков к щеткодержателям и при необ­ходимости подтянуть их;

продуть щеточно-коллекторный узел и крышку со стороны коллектора сжатым воздухом. Установить крыш­ку со стороны коллектора на место; для стартера CT130A3 снять крышку-реле и проверить состояние контакт­ной группы реле стартера. В случае значительного подгорания контактен их следует зачистить мелкозернистой шкуркой. При износе контактных бол­тов их следует повернуть на 180'';

при необходимости проверить и от­регулировать стартер. Для этого подсоединить батарею к выводным зажимам обмоток реле стартера и массе. При втянутом якоре реле и отсутствии перемещения шестерни в сторону коллектора зазор между шестерней и упорным кольцом должен быть в пределах 1,5—3,5 мм; зазор регулируется винтом 5 (см. рис. 14.7). Винт 8 служит для установки шестерни в исходное положение. При этом расстояние от торца шестерни до привалочной плоскости стартера должно быть равным 33,5—35 мм. При затрудненном перемещении привода вал якоря очистить от грязи ветошью, смоченной в бензине, и слегка смазать маслом, применяемым для двигателя;

Стартер не работает (при его включении свет фар не ослабевает)

Проверить цепь и устранить неисправность

Проверить цепь реле и устранить неисправность

Сдать стартер в ремонт

Протереть коллектор ветошью, смоченной в бензине, или зачистить его стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100. Проверить, нет ли заедания щеток в щеткодержателях. Проверить состояние щеточных пружин и в случае неисправности заменить их.

Сдать стартер в ремонт

Стартер не прокручивает коленчатый вал двигателя или прокручивает его с недостаточной для запуска частотой вращения

Зарядить, сдать в ремонт или заменить батарею

Очистить и затянуть наконечники проводов на клеммах

Зачистить контакты реле стартера

Вал якоря вращения с большой частотой, а коленчатый вал двигателя неподвижен

Заменить венец маховика

При включении стартера слишком часто повторяющиеся щелчки тягового реле стартера.

Заменить реле стартера

Стартер после запуска двигателя не отключается

Разобрать стартер и устранить причину заедания

Заменить или отремонтировать неисправное реле

у стартера СТ142Б снять крышку реле. Проверить состояние контактной группы. Подгоревшие контакты зачистить мелкозернистой шкуркой. При значительном износе диск повернуть, а контактные болты заменить;

проверить легкость перемещения привода по шлицам вала якоря. При затрудненном перемещении привода доступную часть вала очистить от грязи и смазать смазкой ЦИАТИМ- 201, -202, -203. Если после этого за­едание не устраняется, необходимо разобрать стартер и устранить причи­ну заедания.

Через каждые 100 000 км пробега автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ до­полнительно необходимо проделать следующие операции: разобрать стартер; заменить смазку (ЦИАТИМ- 201, -202,-203) на шлицевой части вала и в приводе;

вынуть заглушки и добавить тур­бинное масло Т22 (допускается приме­нение масла для двигателя) в масля­ные резервуары крышек со стороны коллектора, привода и промежуточ­ного подшипника;

установить заглушки на место;

очистить привод от грязи и добавить смазку. Для этого вдвинуть шестер­ню в привод, залить в корпус привода масло, применяемое для двигателя, и сделать 5—10 движений шестерни вдоль оси привода, после чего масло вылить. Указанную операцию повто­рить 2—3 раза;

в случае износа вкладышей со сто­роны шестерни привода до радиуса 19,4 мм, а в крышке со стороны коллектора до радиуса 16,3 мм их необходимо заменить. Внутренний диаметр расточенных новых вкладышей равен соответствен­но 19 +0, 045 и 1б +0, 035 мм.

Возможные неисправности старте­ра и способы их устранения приведе­ны в табл. 14.5.

Разборка и сборка стартера СИЗО АЗ

С торца крышки 21 отвернуть 2 гайки М6 и отвернуть и снять 2 шпильки 25 (см. рис. 14.7); снять крышку 21.

Отвернуть винты 26 и, приподняв пружины 27, вынуть щетки 22 из щеткодержателя; снять траверзу.

Отвернуть 4 винта и снять защит­ный кожух 6. Расшплинтовать и вы­нуть штифт, соединяющий якорь реле с рычагом привода. Снять корпус тягового реле в сборе.

Отвернуть гайку оси рычага приво­да и вынуть ось из крышки. Вынуть якорь стартера вместе с приводом из крышки 9, при этом снять с шейки вала якоря регулировочные шайбы (при их наличии) и фигурную шайбу 11 с буртиком. Легким ударом по тор­цу цилиндрической упорной шайбы 13 сдвинуть ее в сторону привода и снять с помощью отвертки пружинное зам­ковое кольцо 12 с вала якоря. Снять привод с вала якоря. Снять промежу­точную опору.

Сборка стартера — в обратном по­рядке. Перед сборкой необходимо смазать маслом, применяемым для двигателя, шейки вала якоря, винто­вые шлицы, по которым перемещают­ся привод и фильцы.

При сборке необходимо обеспечить, чтобы центрирующие канавки на кор­пусе и промежуточной опоре находи­лись против отверстия в крышке со стороны привода. Это достигается пу­тем установки фиксирующего штифта радиуса 02,8 -0,12 , который после сборки удаляется.

Разборка и сборка стартера СТ142Б

Отвернуть гайки и снять перемычку 23 (см. рис. 14.8). Отвернуть 4 гайки крепления траверзы на крышке 18. Отогнуть замковые шайбы, отвернуть 4 болта и снять крышку 18.

Отвернуть винты, крепящие выводы обмотки и щетки к траверзе и снять щетки и траверзу.

Отвернуть 2 винта с фланца и вы­нуть ось 7 рычага. Отвернуть 4 винта и снять крышку со стороны привода реле вместе с якорем реле. Отогнуть замковые шайбы, отвернуть 5 болтов и снять крышку со стороны привода.

Вынуть из крышки привод 8 и ры­чаг 6. Снять держатель промежуточ­ного подшипника и вынуть из корпу­са якорь стартера.

Сборка стартера — в обратном по­рядке.

Контрольная проверка стартера

Исправность стартера, правиль­ность его сборки и регулировки опре­деляются проверкой стартера на хо­лостом ходу и в режиме полного торможения.

Схема проверки стартера ЗИЛ-133

Рис. 14.9. Схема проверки стартера:

Для проверки стартера на холостом ходу необходимы: низковольтный аг­регат или заряженные аккумулятор­ные батареи, вольтметр со шкалой 0—30 В, амперметр с шунтом до 1000 А (для CT130A3) или 3000 А (для СТ142Б) и тахометр с шкалой до 10 000 об/мин.

Схема включения стартера для проверки показана на рис. 14.9. Для проверки целесообразно использовать стенд мод. 532М. Силу тока и частоту вращения якоря при испытании на холостом ходу измеряют через 30 с после включения стартера. Большой потребляемый ток и пониженная час­тота вращения могут быть вызваны пе­рекосами в результате неправильной сборки стартера, замыканием обмот­ки на массу или замыканием между витками. Малая сила потребляемого тока и пониженная частота вращения при нормальном напряжении на за­жимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях про­водов или ослаблении пружин щеток.

Проведение проверки стартера при полном торможении длится короткое время. Если величина тормозного мо­мента и сила потребляемого стартером тока ниже нормальной, то это указы­вает (при нормальном напряжении на зажимах стартера) на плохие контакты внутри стартера или слабое натяже­ние пружин щеток. При пониженном напряжении на зажимах стартера это указывает на плохой контакт в про­водах или на неисправность батареи.

Читайте также: