Можно ли через obd2 завести машину

Обновлено: 07.07.2024

Длительное время поиск неисправностей автомобиля при нестабильной работе его систем был нетривиальной задачей, с которой нередко не справлялись даже работники СТО и автосервисов, обладающих значительным опытом, навыками и знаниями об устройстве автомобиля. Задача усложнялась ещё и потому, что каждый автопроизводитель старался использовать собственные наработки, в той или иной мере не способствующие стандартизации автомобильной отрасли в целом. С появлением электронных датчиков и цифровых блоков управления проблема диагностирования сдвинулась с мёртвой точки. Но и здесь разнообразие стандартов требовало от ремонтников приобретения большого количества приборов, понимающих коды ошибок и систему команд, описывающих работу двигателя и других систем, отличающихся для разных марок/моделей авто. Принятие стандарта ODB2 (сначала на американском рынке, а впоследствии – повсеместно) позволило упорядочить значительную часть информации, выдаваемой бортовым компьютером в результате съёма показаний датчиков. Появление автосканеров, ориентированных на протокол ОДБ2, не заставило себя ждать, и в настоящее время именно такие девайсы получили самое широкое применение.

Как подключить и пользоваться автосканером OBD2

Описание стандарта OBD2 на уровне диагностического разъёма

Попытки автоматизировать средства диагностики предпринимались с момента появления бортовых компьютеров в середине 70-х годов. Собственно говоря, компьютерами эти устройства назвать было сложно, этот термин появился гораздо позже. Электронные блоки управления работой силовых агрегатов уже тогда имели примитивные средства самодиагностики, но использовать их могли исключительно специалисты посредством замыкания определённых контактов разъёма ЭБУ. О необходимости унификации обмена данными между автомобильной периферией и блоком управления заговорили в начале 80-х, и именно тогда была предпринята первая попытка реализации этой идеи. Специалисты General Motors разработали протокол обмена данными с использованием интерфейса ALDL собственной разработки, который первоначально использовался только на автомобилях данного бренда. После усовершенствований протокола в 1986 году, направленных на увеличение скорости и объёмов обмена данными, на него обратили внимание другие автопроизводители, а в 1991 году в Калифорнии, где из-за загрязнённости воздуха экологи начали бить тревогу, был введён регламент, согласно которому все продаваемые в этом штате автомобили должны были использовать протокол OBD1.

Хотя первоначальная направленность стандарта была экологической (слежение за выхлопом), он был встречен специалистами сервисных центров с энтузиазмом. Но только через пять лет появилось вторая версия протокола, в которой уже регламентировались и стандартизировались и протоколы ошибок, и используемые разъёмы, и месторасположения разъёма. Действие стандарта было распространено на все продаваемые в США автомобили, поэтому европейские и азиатские автопроизводители, желающие продавать в Северной Америке свою продукцию, также были вынуждены принять протокол OBD2. В 2004 году, когда стандарт распространился и на дизельные авто, протокол дополнили спецификациями Controller Area Network, направленными на стандартизацию шины обмена информацией.

Controller Area Network

Интерфейс OBD2

Под этим ёмким понятием следует понимать:

  • собственно разъём для подключения периферии и датчиков,
  • электрические подключения (провода, колодки);
  • систему управляющих команд для передачи цифровых данных между ЭБУ и программно-аппаратными средствами диагностики;
  • стандарты, касающиеся схематики разъемов (в частности, распиновки диагностического разъема ОБД2).

Общепризнанная геометрия разъёма – трапециевидный корпус в шестнадцатипиновом исполнении, однако, именно таких стандартных параметров придерживаются не все автопроизводители: на многих грузовиках используются разъёмы других форм и размеров, но с обязательным соответствием правилам использования шин передачи данных. Даже на некоторых моделях Mazda вплоть до 2003 года использовался разъём, не соответствующий протоколу по форме. Впрочем, не регламентируется стандартом, и где должен быть расположен разъём ODB2. Единственная рекомендация – он должен находиться на расстоянии, не превышающем 1 метр от рулевой колонки, то есть в пределах прямой досягаемости рук водителя. Неудивительно, что общепризнанного места установки разъёма нет. Его располагают:

  • под приборной панелью (слева от руля);
  • в районе разъёма для пепельницы;
  • под заглушками, которые обычно имеются на консоли всех современных авто;
  • под кронштейном ручного тормоза;
  • во внутреннем пространстве подлокотника.

Для конкретной модели местоположение диагностического разъёма можно узнать из справочного руководства или, погуглив в интернете.

Интерфейс OBD2

Распиновка разъёма OBD2

Как уже отмечалось, стандартом предусматривается использование разъёма трапециевидной формы с 16 пинами, почти половина из которых зарезервирована для самостоятельного использования автопроизводителями. Схема контактов (распиновка ОБД2 разъёма) представлена на следующем рисунке:

Распиновка разъёма OBD2

  1. зарезервировано для автопроизводителей;
  2. SAE-J1850/1850 (+);
  3. зарезервировано для автопроизводителей;
  4. заземление кузова автомобиля (масса);
  5. сигнальное заземление;
  6. высокоскоростная CAN-шина;
  7. двунаправленная шина K-Line;
  8. зарезервировано для автопроизводителей;
  9. низкоскоростная CAN-шина;
  10. SAE-J1850/1850 (-);
  11. зарезервировано для автопроизводителей;
  12. зарезервировано для автопроизводителей;
  13. зарезервировано для автопроизводителей;
  14. высокоскоростная CAN-шина;
  15. шина стандарта L-Line;
  16. плюсовой контакт питания от АКБ.

Поскольку наиболее распространёнными протоколами обмена данными в автомобиле считаются CAN/K-Line/L-Line, именно эти контакты задействованы в большинстве случаев. Схема взаимодействия между ЭБУ и отслеживаемыми блоками следующая: бортовой компьютер посылает сигналы на датчики и исполнительные устройства по указанным шинам в соответствии с протоколом ОБД2, получая от них данные о неисправностях и отклонениях в работе в закодированном виде (опять же в полном соответствии со стандартом). Автосканеры опрашивают ЭБУ, получая и декодируя эти данные, выводя их на встроенный дисплей или внешнее устройство. Наличие зарезервированных шин предполагает подключение внешних устройств, диагностирование которых стандартом не предусмотрено. Достаточно часто именно такие устройства становятся причиной неработоспособности автосканера.

Поскольку основная шина – CAN, обычно именно её обрыв или КЗ и становятся причиной отсутствия связи между диагностическим устройством и блоками управления (например, АБС, кузовными элементами, подушками безопасности). Их неправильное подключение и может вызвать замыкание CAN-шины. Проблему решают, поочерёдно отключая эти устройства. Редко, но бывает, что в автомобиле работает нештатная автомагнитола (или медиацентр), которая закорачивает другую востребованную шину – К-Line. Проверяют это аналогичным образом, отключив магнитолу. Впрочем, распиновка диагностического разъема ОБД2, выполненная в заводских условиях, не должна приводить к возникновению подобных проблем, независимо от количества дополнительных устройств, диагностирование которых не предусмотрено базовой частью протокола. А вот самостоятельное подключение любого нештатного устройства может вызвать неработоспособность диагностического оборудования.

Вид распиновки сканера

Подключение сканеров к нестандартному разъёму

Схема распиновки OBD2 разъёма предусматривает использование конкретных шин для конкретных целей, но некоторые автопроизводители, придерживаясь стандартной распиновки, не соблюдают общепринятый формат разъёма. Особенно это касается грузового транспорта, но нередко можно встретить и легковые авто (в большинстве случаев – произведённых до 2000 года), у которых диагностический разъём имеет нестандартный вид. В таких случаях прибегают к использованию соответствующих переходников, которые достаточно сложно найти в обычных автомагазинах, но легко – в интернете. Если приобрести подходящий переходник затруднительно, достаточно иметь схему распиновки разъёма ОБД вашего транспортного средства, чтобы изготовить его самостоятельно (при наличии навыков обращения с паяльником и знаний основ электротехники). Опять же, схему перекоммутации контактов диагностического разъёма можно найти в сети.

Для профессиональных автосервисов лучше воспользоваться наборами переходников, в состав которых входит от шести до двух десятков различных переходников. При их использовании нестандартный разъём переходника подключается к ОБД порту ЭБУ, второй разъём – к порту диагностического кабеля (как вариант – непосредственно в автосканеру). Встречаются и такие ситуации, когда использование переходника не позволяет произвести диагностику из-за того, что ЭБУ просто не поддерживает работу по OBD-протоколу. В этом случае (речь идёт о возрастных авто) следует искать соответствующий сканер.

Подключение сканеров к нестандартному разъёму

Подключение автосканеров к Android-устройствам

Эту процедуру можно выполнить, используя беспроводное соединение через Wi-Fi или Bluetooth. Наиболее распространённый в нашей стране сканер-адаптер ELM327 позволяет использовать только Bluetooth соединение, но есть множество бюджетных автосканеров с функцией Wi-Fi, поэтому рассмотрим сначала именно этот вариант. Если вы являетесь обладателем достаточно древнего смартфона (например, работающего под Андроид 2.2), вы не сможете использовать Wi-Fi-соединение по причине отсутствия поддержки в этой версии операционки ad-hoc-сетей. Проблема решается установкой соответствующего приложения. Порядок действий при подключении адаптера к смартфону:

А теперь рассмотрим процедуру подключения адаптера OBD2 к смартфону через Bluetooth.

Подключение автосканеров к Android-устройствам

Алгоритм подключения будет следующим:

  • сначала подключаем сканер к разъёму OBD-2 на ЭБУ;
  • включаем смартфон, запускаем поиск доступных соединений;
  • появится список устройств со включённым Bluetooth, выбираем наш адаптер;
  • вводим код (пароль) подключения, который можно узнать из документации к автосканеру.

Если документация утеряна, можно попытаться ввести следующие пароли, один из которых может оказаться валидным:

Если связь между смартфоном и сканером не устанавливается, чтобы исключить причину неправильного пароля, попробуйте подключить ELM327 к другому смартфону. Если получится – причина не в коде, а в особенностях реализации микроконтроллера самого сканера – нередки случаи, когда он отказывается работать с мобильным устройством, но хорошо коннектится к ноутбуку. Другая распространённая причина отсутствия связи между устройствами – ограниченный лимит времени, выделяемого на обнаружение Bluetooth-устройства, поэтому поиск на смартфоне автосканера семейства ELM327 лучше производить не позже чем через минуту после подключения последнего к разъёму OBDII – в этом случае проблем со временем обнаружения сети возникнуть не должно.

Подключение сканера к ПК с ОС Windows

Хотя всё большее количество пользователей использует смартфон в качестве миниатюрного персонального компьютера, а тенденция к увеличению размера экрана просматривается достаточно чётко, именно последний фактор часто играет решающую роль при выборе периферии, используемой для диагностики состояния автомобиля. Всё-таки 5 и 15 дюймов – это ощутимая разница, да и в вычислительной мощи смартфоны пока явно уступают своим старшим собратьям. В то же время просмотр некоторых режимов работы агрегатов автомобиля требует одновременного наблюдения как минимум за двумя разными показателями датчиков, чтобы увидеть существование или отсутствие определённой зависимости между ними. Сделать это на смартфоне не удастся, поэтому профессионалы предпочитают проводить диагностику на ноутбуке или стационарном компьютере.

Не возбраняется это делать и рядовым автолюбителям – ноутбуком сегодня никого не удивишь, а его подключение к автосканеру практически ничем не отличается от аналогичной процедуры для смартфонов, несмотря на различие операционных систем. Тем более что для сканеров семейства ELM327 нет проблем с драйверами для всех версий ОС от Microsoft, начиная со старушки Windows XP. Другое дело – поддерживает ли сканер вашу модель автомобиля. Эту информацию можно выудить из документации к адаптеру или на официальном сайте производителя. Обычно в комплекте с диагностическим устройством идёт и соответствующее программное обеспечение, поставляемое на CD-диске. Если его нет или потеряно – тоже не беда: на просторах всемирной сети необходимую программу можно найти и скачать буквально за несколько минут.

Алгоритм подключения следующий:

Всё, настроечная часть работы выполнена. Осталось только включить двигатель и начать его диагностировать.

Подключение сканера к ПК с ОС Windows

Подключение сканера к IPhone

Процедура подключения следующая:

Как видим, в принципе ничего сложного, за исключением использования приложения, позволяющего задействовать Bluetooth для связи с другими устройствами, поддерживающими этот беспроводный протокол передачи данных.

Подключение сканера к IPhone

Алгоритм диагностики автомобиля

Итак, если все настройки выполнены, можно приступать к собственно диагностике. Первая задача – это подключение автосканера к бортовому компьютеру. Здесь всё просто: используем поставляемый в комплекте OBD-кабель, который подсоединяется к диагностическому разъёму ЭБУ. Если на сканере загорается зелёный светодиод – всё в порядке, если нет – следует искать причину неподачи на вход адаптера питания +12В (за это отвечает 16-й пин диагностического разъёма). Возможно, всё дело в сгоревшем предохранителе, защищающем этот участок цепи, если он цел – возможно, имеется разрыв цепи или её КЗ, которое нужно устранить. Для автономного сканера никаких дополнительных действий предпринимать не нужно. Но при использовании самого распространённого в нашей стране адаптера семейства ELM327 или аналогов потребуется его подключение к смартфону, ноутбуку или любому другому устройству с дисплеем (как настроить OBD2 адаптер к Андроид-устройствам или ноутбуку, работающему под ОС Виндовс, мы уже знаем). После подключения посредством беспроводного соединения (продвинутые сканеры могут иметь и LAN-порт) запускаем на компьютере диагностическую программу. Перечень такого ПО достаточно обширен (см. статью о выборе автосканера).

Большинство автосканеров имеет режим стирания ошибок из памяти бортового компьютера, этой опцией следует пользоваться после каждого сканирования. Выключаем зажигание и через несколько минут заводим двигатель, даём ему поработать 5 – 8 минут, после чего осуществляем небольшой заезд, сопровождающийся выполнением всех возможных манёвров (поворотов в обе стороны, торможения/ускорения, реверсного движения, включения всех световых приборов и по возможности – прочего электрооборудования). После контрольного заезда опять включаем режим диагностики, сравниваем результаты с предыдущими. Те ошибки, которые остались, и являются активными, требующими реакции со стороны автовладельца. Практически все автосканеры, кроме обнаружения неисправностей, позволяют наблюдать работу отслеживаемых систем в динамике при работающем моторе. Параметры их функционирования отображаются на дисплее в виде символьно-цифровой или графической информации, для интерпретации которой требуются определённые навыки и опыт – обычно это прерогатива профессиональных мотористов или автоэлектриков.

Расшифровка кодов ошибок

Одно из главных достоинств протокола OBD2 – унификация кодирования неисправностей, что гарантирует одинаковую их интерпретацию независимо от марки/модели транспортного средства. Структура кода неисправности отображена на следующем рисунке:

Расшифровка кодов ошибок

Как правило, сканер при высвечивании обнаруженных ошибок вместе с кодом указывает и описание неисправности. А уже по коду и описанию ошибки можно пробовать искать в интернете способы устранения неисправности, забив в поисковике код ошибки и название своего автомобиля. Работники автосервисов в принципе хорошо осведомлены о том, что означает каждая ошибка и что нужно сделать для её исправления. Но автолюбителям следует быть осторожнее: сведения, почерпнутые на специализированных форумах и других автомобильных ресурсах, могут содержать ошибки или неточности, которые могут отразиться на результатах самостоятельного ремонта, поэтому лучший способ решения проблемы – поиск и просмотр соответствующих видеоматериалов.

Сейчас практически каждый мировой производитель разработал себе универсальную платформу, на которой можно построить городской кроссовер, а можно бюджетный седан. Два, казалось бы, разных автомобили, за разные деньги, но, если "копнуть" они могут иметь очень много общего, особенно по электронике.

Что такое скрытые функции? Такого термина нет, придумали его автомобилисты. Суть в том, что за логику работы различных электронных устройств автомобиля отвечает блок BCM (Body Control Module).

Этот блок может с помощью цифрового сигнала управлять дворниками, форсунками, замками дверей, моторами стеклоподъемников, зеркал и так далее. Именно для этого используется CAN-шина, по ней передается/принимается цифровой сигнал, который дальше преобразуется в аналоговый. Такой подход предложил инженер компании Bosch еще в 80-х годах.

В блоке BCM заложено множество настроек, более того в ряде случаев блоки в дешевом и дорогом автомобиле "одинаковые" их просто нецелесообразно удешевлять (собственно то с чего я начинал эту статью), но ряд функций просто отключается, чтобы была некоторая разница.

Что можно активировать – настроить? Можно отключить разные джинглы (звуковые оповещения о не пристёгнутом ремне о ключе в замке и так далее), изменить алгоритм настройки усилителя руля, как правило производитель закладывает несколько профилей (среди которых есть спорт), изменить чувствительность датчика света, чтобы ближний включался позже.

Включить такие функции как помощь при старте в гору (на механике удобно), система косвенного контроля в шинах, которая работает за счет информации от датчиков ABS.

Во многих автомобилях VAG с завода не активирована функция автоматического закрытия окон в дождь, даже в дорогих. Хотя датчик дождя и автоматические стеклоподъемники стоят много где, вопрос лишь программного обеспечения.

Конечно всё не описать, так как для одних автомобилей список скудный, а для других очень даже обширный, например, у другу на Audi Q7 было так, на автомобиле стоит с завода котел Webasto, но он не активирован программно, дилер запросит за процедуру 50 тысяч. В итоге активировали обычным шнурком "Вася Диагност", цена которого с хорошим обновляемым ПО 6 тысяч, им же теперь можно читать ошибки, смотреть показатели коррекций и многое другое.

Главный вопрос, как? Естественно нужен сам диагностический прибор, самый доступный вариант ELM 327 ( ссылка на Алиэкспресс ).

Также нужна программа, есть простой вариант, но платный – Carista, устанавливается на телефон, и сама находит то, что можно активировать или настроить, можно конечно подсуетиться и получить её функционал бесплатно… Есть “бесплатные” программы для ноутбука, например, DDT4all или ELM Config для Ford, но с ними уже будет сложнее.

Главное не спешить, прочитать записи по поводу активаций и настроек, например, на D2 или других автомобильных форумах. Всем спасибо за внимание! Поддержите статью большим пальцем вверх, а также подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые публикации!

ELM327 адаптеры

Вся информация про ELM327 - от совместимости до использования

ELM327 адаптеры

Время прочтения

Сложность материала:

Для любителей - 3 из 5

ELM327 — микросхема, преобразующая ряд протоколов, используемых в диагностических шинах автомобилей, в протокол RS-232, разработанная компанией Elm Electronics.

Изначальная оригинальная реализация ELM327 выполнена на микроконтроллере PIC18F2480 фирмы Microchip Technology. Бывают проводные и беспроводные модели.

❗❗❗ Адаптер ELM327 совместим исключительно с автомобилями, которые оборудованы специальным диагностическим разъемом OBD2 16 пин. Такие авто впервые стали выпускаться в США в 1996 году, в остальных странах оснащение диагностическим разъемом произошло намного позднее. Автомобильные концерны на территории Японии комплексно оборудовали все типы производимых машин начиная с 2000 г. В европейских государствах машины, работающие на бензине были оборудованы в 2001 г., дизельные с 2004 г. Китайские авто оснастили в 2008, 2009 годах соответственно.

Отечественные автозаводы начали укомплектовывать 16 контактными разъемами модели выпускаемые с 2010 года. До 2010 на Российских моделях устанавливали 12 pin GM (VAG) разъем, для подключения к таким интерфейсам потребуются переходники.

mike444z

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Последние посетители 0 пользователей онлайн

Топ авторов темы

Шарапов 10 постов

kovax 11 постов

ЕвгенийW163 13 постов

vkn3 8 постов

Популярные дни

Популярные посты

ЕвгенийW163

20 декабря, 2015

Разобрались !! сняли сие чудо мотор -повернули рычаг в положение H- кстати что бы удостоверится что всё работает можно переключить на раб движке- и почему то переключатель стоял между L & H там ме

Опасность применения ELM 327

Среди российских автомобилистов стало крайне популярным диагностическое устройство ELM327. Эта небольшая коробочка подключается к машине и с помощью приложения на смартфоне позволяет прочитать ошибки в ЭБУ и даже стереть их. Использование этого прибора считается совершенно безопасным, однако довольно много автолюбителей столкнулись с проблемами после диагностики этим устройством.

Из Китая с любовью

Вред двигателю от диагностики ELM327

Расплата за экономию

Поддельный ELM327 стоит в десять раз дешевле оригинального прибора, его вполне можно приобрести за 400-500 рублей с доставкой в Россию. Естественно, за такие небольшие деньги покупатели далеко не всегда получают действительно правильно работающее устройство. Иногда диагностика автомобиля заканчивается совершенно неожиданным результатом. Так, например, некоторые автомобилисты, подключив ELM327 к своей машине, столкнулись с проблемами в электронике машины.

В частности, замечены случаи, когда подключение этой китайской коробочки приводило к сбросу настроек работы АКПП. При движении появлялись толчки, а при интенсивном разгоне сильные рывки. Такой эффект после самостоятельной диагностики поддельным ELM327 наблюдали многие владельцы немецких автомобилей.

Ещё одна довольно распространённая проблема связана с блокировкой двигателя. Подключенное к машине устройство вносит какие-то изменения в ЭБУ, после чего мотор перестаёт запускаться. Чтобы гарантированно защитить свой автомобиль от подобных неприятностей, лучше покупать только оригинальные приборы ELM327, а не китайские поделки неизвестного качества.

Читайте также: