Можно ли ездить без одной спицы на велосипеде

Обновлено: 05.07.2024

Среди начинающих велосипедистов (да и не очень) бытует мнение, что правка восьмерок — это нечто, граничащее с магией, и обычному человеку заниматься этим не нужно.

Когда мой первый разваливающийся велосипед за 100 фунтов начал из-за восьмерок задевать ободом разведенные на максимум вибрейки, нужно было что-то делать.

В нашем городке как раз закрылся единственный веломагазин, и я пытался получить совет у моих умудренных ремонтами друзей, которые приобрели подобные хламные байки немногим раньше меня.

Самым удивительным для меня стало то, что восьмерки я выправил. С первого же раза. И я надеюсь этой статьей доказать моим читателям-начинающим велолюбителям, что это совсем не сложно. Я не хочу сказать, что стал колесным гуру. Наоборот, я не умею собирать колеса с нуля — здесь нужен опыт и чутье.

Начнем. Разумеется, у вас нет стенда для сборки колес, поэтому из инструмента понадобится только ключ для спиц и мел. Не вздумайте крутить ниппеля спиц плоскогубцами — сорвете грани.

Боковое биение

1. Если у вас обычная восьмёрка, то есть боковое биение, то снимать покрышку незачем. Просто переворачивайте велосипед вверх ногами и садитесь рядом, процесс предстоит длительный.

2. Первым делом нужно определить степень искривления обода. Если у вас вибрейки, то все просто — сведите их на минимальное расстояние, чтобы обод лишь чуть-чуть касался колодки в наиболее выступающем месте. Прокрутив колесо, вы сразу увидите, в какую сторону повело обод.

Если тормоза дисковые, то уприте в перья что-то типа отвертки или ручки и подведите к ободу. На данном этапе мы просто смотрим, насколько сильно искривление и в какую сторону.

3. Возьмите мел, и уперев руку в перья, прислоните его с силой к самому выступающему участку обода. Медленно крутите, следя за тем, чтобы рука с мелом была неподвижной. Таким образом, получится, что в месте наибольшего искривления меловой след выражен сильнее всего, теряя силу и совсем пропадая к краям восьмерки.

4. Определите центр восьмерки, и найдите самую центральную спицу. Если обод увело вправо, то эта спица будет прикрепляться к правой стороне втулки, и наоборот.

7. С каждой стороны от центральной спицы (у нас правой, так как восьмерка правая) две спицы будут левые. Натягивайте их ровно на такое же количество оборотов.

9. Теперь крутите колесо, прижимайте мел снова и смотрите что получилось. Поначалу будет не очень хорошо получаться. Если вы перестарались, то восьмерка может принять противоположное направление, также она может распасться на две маленькие восьмерки.

10. Продолжайте в том же духе, пока не отловите всё. Для дисковых тормозов можно особо не стараться: незначительные восьмерки могут влиять только на мнение эстетов. На вибрейках же нужно привести обод в идеальное состояние.

11. Когда всё-таки, спустя много времени вам удалось добиться своего, вытащите колесо из рамы, снимите эксцентрик и положите его на пол, плашмя. Упершись втулкой в пол, возьмитесь за обод двумя руками и нажимайте всем весом на колесо. Потом беритесь за другое место обода и повторяйте. Затем переверните колесо и всё сначала.

Радиальное биение (эллипс, яйцо)

1. Первым делом, снимите покрышку, чтобы убедиться, что кривой — обод, а не резина, как это часто бывает.

2. На перевернутом велосипеде покрутите колесо, и приложив сверху какой-то предмет, заметьте мелом ту область обода, которая этот предмет приподнимает. Постарайтесь локализовать самый центр, главную спицу.

3. Теперь вам придется одновременно следить за тремя направлениями: начинать ослаблять натяжение, начиная с центральной спицы, натягивать соседние две спицы ровно на то же количество оборотов, чтобы не было восьмерки и натягивать спицы в противоположном конце колеса, чтобы исключить появление яйца в другом месте.

Это кажется очень сложным (так и есть), и здесь нужен только опыт. Нужно понимать, что ничего особо страшного вы не накрутите, и всегда можно будет всё начать сначала, ослабив, а потом равномерно натянув все спицы.

Как поменять сломавшуюся спицу

Спицы имеют свойство ломаться, поэтому выходя в поход, пусть даже полностью асфальтовый, имеет смысл взять с собой пяток запасных. Учтите, что если спица сломалась с той стороны, с которой установлена кассета, то её придется снимать. А это значит, что у вас должен быть как минимум специальный шлицевой и разводной ключ. Хлыст, если что, можно заменить тряпкой.

1. Чтобы поменять спицу, придется снимать покрышку. Снимите также ободную ленту (которая служит предохранением камеры от отверстий для спиц в ободе). Вытащите ломанную спицу вверх.

2. Просуньте в спицевое отверстие втулки новую спицу. Чтобы дотянуть её до отверстия в ободе, вам придется основательно её погнуть — без паники, это же по сути проволока, опять прямой она станет под натяжением.

3. Изучите рисунок спицовки, ваша новая должна встать точно так же — повторить тот же алгоритм, что и на других спицах.

4. Сверху вставьте ниппель, вкрутите его в резьбу спицы, натяните. Если сломано несколько, то проведите аналогичную работу.

Если спицы постоянно вылетают, да еще и с одной стороны, то дело здесь может быть (кроме перегруза) в том, что какие-то спицы сильно перетянуты и принимают на себя больше нагрузки.

Нужен тензометр, прибор, который мерит натяжение спиц, он есть в любой веломастерской. Если вы в полевых условиях, то отпустите все спицы, и начинайте их равномерно (на ощупь) натягивать.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

  • Как ночевать в палатке в Европе и не платить денег
  • Кожаное седло Brooks — выбор велотуриста
  • Кошка-велосипедист

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке - вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

как натянуть спицы на велосипеде

Самая важная часть велосипеда – колеса. Заводы-производители выпускают в свет байки с хорошо отбалансированными колесами. Однако, в процессе эксплуатации балансировка может нарушиться, особенно при экстремальной езде по пересеченной местности. Достаточно сломаться паре спиц, как обод “поведет” при резкой нагрузке.

К тому же большинство веломехаников не хотят заморачиваться с переспицовкой, им легче поставить полностью новое колесо на велосипед клиента. Либо пропускают некоторые операции при выполнении переспицовки из-за экономии времени, вследствие чего снижается качество и надежность. Как поменять спицы на своем байке? Вероятно, более надежным будет собирать колеса велосипеда самому в домашних условиях.

Причины искривления колеса

Из-за чего же может деформироваться колесо велосипеда? Причин может быть несколько:

  1. Вес райдера, который постоянно создает нагрузку на колеса.
  2. Резкое торможение байка создает внезапную дополнительную сильную нагрузку на спицы.
  3. Крутые повороты также не способствуют сохранению балансировки колес.
  4. Трюки на заднем колесе.
  5. Неровный рельеф, кочки, ямки, булыжники, по которым едет райдер, часто приводит искривлению колес.
  6. Падение или сильный удар вполне могут привести к появлению так называемой восьмерки.
  7. И просто разболтанная, слабая натяжка спиц на колесе приведет к необходимости замены спиц.

как правильно натянуть спицы на байке

Разновидности колесных спиц

На первый взгляд, конструкция спиц довольно проста. Однако, существует масса их разновидностей. Делятся они по размерам, материалам и способам крепления.

как переспицевать колесо велосипеда

Типы спиц по размерам

Велосипедные спицы имеют самые разнообразные размеры по длине и потому выпускаются без определенных стандартов.

По ширине стандарт имеется – она измеряется в AWG (American Wire Gage). Это американское измерение толщины проволоки. Самые популярные размеры – 12g и 14g, или 2,6797 мм и 2,032 мм соответственно.

как поменять спицы на велосипеде

Также не все спицы имеют круглое сечение. Спиц с разнообразным сечением выпускается довольно внушительно:

  • С утолщениями круглой в сечении спицы. Баттинг может быть одинарным или двойным. Если утолщение одиночное, то оно находится на стороне головки. Таким образом, производители облегчают вес спиц без потери их прочности.
  • Тройное сечение – диаметр меняется с одной стороны спицы два раза. Как правило, двойное утолщение располагается ближе к втулке.
  • Аэродинамические типы сечений – плоские спицы устанавливаются на трековых велосипедах. Существуют даже каплевидные и эллиптические варианты спиц.

как правильно подтягивать спицы

Типы по материалам

  • Сталь – самый популярный материал в силу своей практичности, надежности, ценовой доступности.
  • Титан – более надёжный и крепкий материал, чем сталь, и стоящий вдвое дороже. Такими литыми спицами оснащаются велосипеды для триал-спорта и даунхил-спусков в целях защиты от сильных нагрузок.
  • Углепластовое волокно – очень лёгкий и довольно крепкий материал, но ещё более дорогой. Его непревзойденные аэродинамические качества делают его очень привлекательным для установки на колеса гоночных байков.

как правильно подтягивать спицы на велосипеде

Способы крепления спиц

Привычным и самым популярным образцом спицы является J-образная головка. Загнутым кончиком она цепляется за фланец, а другим накручивается на обод. Натянуть такие спицы на велосипеде легче всего.

замена спиц на велосипеде

Сейчас разработаны прямые спицы, которые используются в спортивных вело-моделях. Много экспериментов делают с колесами совсем без спиц или со сплошным диском. Однако, рационального решения здесь еще не найдено, т.к. возникает много нежелательных побочных эффектов.

спицевание колеса велосипеда

Виды переспицовки колес

Существует несколько видов переспицовки колес:

  • радиальная;
  • тангенциальная;
  • смешанная;
  • крученая;
  • экзотичная.

регулировка спиц на велосипеде

Радиальная спицовка похожа на лучи солнца и используется в основном для передних колес, т.к. они менее подвержены нагрузке. В этом переплетении спицы не пересекаются между собой, что делает нагрузку на каждую спицу большей.

Тангенциальная спицовка прекрасно выдерживает возникающие во время езды нагрузки, поэтому чаще всего ее используют при спицевании задних колес. Прочность в этом случае обеспечивается определенным углом между фланцами и спицами.

Инструменты для замены спиц

Для выполнения замены вышедших из строя спиц потребуется: станок для выравнивания обода (стенд), спицевой ключ, отвертка с плоским наконечником, зонтомер, тензометр (с его помощью можно узнать и отрегулировать силу натяжения спиц). Также нужны будут

сами велосипедные детали: спицы (на колесе обычно стоит 36 спиц), втулки, ниппели, шайбы и обода.

как переспицевать колесо велосипеда в домашних условиях

Как установить и подтянуть спицы на велосипеде: рекомендации и советы

Установку спиц следует выполнять в соответствии с подробной инструкцией:

  1. Сначала смазать точки соединения с ниппелями на ободе.
  2. Обратить внимание, с какой стороны располагаются пазы на фланце. Если они нарезаны одной стороны, то следует начинать вставлять спицы с другой стороны. Во время процесса втулка нарезной стороной должна быть расположена к мастеру.
  3. Во фланец сначала нужно установить девять спиц. Между всеми спицами должно остаться пустое гнездо.
  4. При манипуляциях с задним колесом спицы нужно вставлять справа от втулки.
  5. В лежащее справа от отверстия для вентиля на ободе место для спицы вставить спицу и вкрутить ее на 2 оборота.
  6. От первой спицы, двигаясь к себе, следует отсчитать 4 входа и вкрутить следующую спицу двумя оборотами.
  7. В процессе переспицовки следует контролировать правильность действий – спицы должны находиться справа, а между установленных спиц должен оставаться промежуток на три свободных входа.
  8. Другие спицы с этой стороны монтируются таким же образом.
  9. Затем колесо следует перевернуть к себе другой стороной и произвести установку спиц в таком же порядке.
  10. После того, как все спицы будут установлены, ниппели нужно подогнать на одинаковую глубину закрутки.

Как правильно подтягивать спицы на велосипеде? Важно соблюсти главное правило: нужно сделать одинаковое натяжение всех спиц, т.к. это равномерно распределяет нагрузку на колесо.

как правильно натянуть спицы

Как отрегулировать натяжение

Остановимся подробнее на правилах регулировки натяжения спиц, в зависимости от вида искривления обода. Существует 4 варианта искривления, и, соответственно, 4 особенности правки колеса:

Перетянутые спицы становятся хрупкими и от сильного удара могут сломаться. Рекомендуется периодически проводить регулировку натяжения спиц на велосипеде, так как в процессе езды она может сбиваться.

спицовка колеса на 36 спиц

Хорошо, если есть возможность с помощью тензометра сделать измерение натяжения. Диапазон рекомендуемого натяжения спиц всего составляет от 80 килограммов силы (Kfg) до 230 килограммов силы. Более точные значения может уточнить производитель ободов.

натяжка спиц на велосипеде

Что делать если сломались спицы?

Сломавшаяся спица вряд-ли выскочит из колеса, так что нужно закрепить её или удалить, чтобы добраться до дома. Можно накрутить её на соседнюю спицу или примотать к ней изоляционной лентой, а если под рукой есть инструмент – просто откусить.

Можно ли ездить на велосипеде со сломанными спицами?

Определенно не рекомендуется ездить на колесах со сломанными спицами. Даже если колесо не будет катастрофически сломано и приведет к травме, мотоцикл может оставить вас в затруднительном положении.

Как выбрать спицы для колеса?

Для сборки колеса очень важно подобрать правильную длину спиц. Если возьмёте слишком длинные спицы, то скорее всего они будут выпирать из обода и прокалывать вашу камеру. Если возьмёте слишком короткие, то они будут обламываться и собрать колесо не получится.

Можно ли ездить без спицы?

Как поменять спицы на колесе велосипеда?

  1. Чтобы поменять спицу, придется снимать покрышку. .
  2. Просуньте в спицевое отверстие втулки новую спицу. .
  3. Изучите рисунок спицовки, ваша новая должна встать точно так же — повторить тот же алгоритм, что и на других спицах.
  4. Сверху вставьте ниппель, вкрутите его в резьбу спицы, натяните.

Сколько стоит настроить передачи на велосипеде?

Мы занимаемся настройкой скоростей на велосипеде. Мы быстро и недорого наладим Вам систему скоростей и дадим рекомендации по эксплуатации Вашего байка. Стоимость настройки скоростей варьируется от 200 до 900 рублей.

Можно ли ездить на велосипеде с восьмеркой?

Какие ниппеля для спиц лучше?

За счет этого, алюминиевые ниппели предпочтительнее при сборке колес на баттированных спицах. Итого: для баттированных спиц — алюминиевые ниппели Polyax. Для не баттированных спиц — латунные ниппели Polyax (не забудьте про смазку).

Как узнать размер ниппеля спицы?

Размеры спицы часто измеряются калибром проволоки (AWG) и находятся в пределах 17-10G. Наиболее часто встречаются спицы размера 14G.

Как измерить размер спицы велосипеда?

Возьмите металлическую линейку, размеченную от самого края. Зацепите спицу крючком с головкой за край линейки. Замерьте расстояние до конца спицы и добавьте один миллиметр — половину диаметра спицы. Полученное значение это длина спицы для заказа.

На различных велофорумах это одна из самых обсуждаемых тем. И зачастую, очень сложно найти какой-то конструктивный, а главное понятный ответ. Так почему же у одних колеса проходят десятки тысяч км без единой замены спиц, а другие вынуждены менять спицы чуть ли не после каждого заезда?

Большие отверстия во фланцах

Это касается только J-образных спиц. У большинства производителей диаметр спицы в месте контакта с фланцем втулки около 2 мм. Если само отверстие не на много больше, то все в порядке. Однако, в том случае, когда диаметр отверстия 2,3-2,5 мм, или больше, во время эксплуатации головка спицы начнет перемещаться во фланце. Под воздействием постоянных ударов материал устанет, что в дальнейшем приведет к разлому спицы. Так как в такой ситуации основная нагрузка приходится на область головки, разлом происходит именно там.

Проблема решается установкой специальных шайб. После этого у спицы не останется места для перемещения в отверстиях фланца. Обычно такие шайбочки изготавливаются из латуни.

Натяжение спиц

Все спицы должны быть одинаково натянуты. Конечно, при абсолютно равномерном натяжении вряд ли удастся сохранить прямой обод, поэтому какая-то разность в натяжении будет присутствовать. Во всяком случае, отличия должны быть минимально возможными. Если одну спицу закрутить, к примеру, с натягом в 100 кг, а другую на 60 кг, то долго на таком колесе проехать не удастся. При ударах спица может и не сломается, но рано или поздно она открутится и вылетит.

Материал ниппелей

Довольно редко причина поломок кроется в материале ниппелей, но все же и такое бывает. В основном, ниппели производят либо из латуни, либо из алюминия. Латунные более жесткие, чем алюминиевые. И если вы используете спицы с малым диаметром по краям, например, 1,8 мм или меньше, то ниппель из латуни, в принципе, способен ее сломать при сильном ударе. Переход на алюминиевые ниппели может решить данную проблему. Но важно понимать, что и здесь есть свои нюансы. Во-первых, алюминий не имеет большую коррозионную устойчивость, поэтому для всепогодных условий такой материал плохо подходит. В этом случае резьба спицы может покрыться коррозией и потерять прочность. Во-вторых, спицы отлично прикипают к алю ниппелям, из-за чего снижается ремонтопригодность колеса. Чтобы этого избежать, придется периодически заниматься протяжкой.

Диаметр спиц

Этот показатель приобретает бОльшую важность, при сильных нагрузках. Если вы много весите, или увлекаетесь туризмом, где приходится сильно нагружать байк, или же привыкли гонять по жесткому бездорожью с постоянной трясучкой. То спицы с малым поперечным сечением могут просто не выдерживать предлагаемых нагрузок. Малым диаметром можно считать 1,5-1,6 мм в средней части спицы. Еще один важный момент касается баттинга. Баттированные спицы, как правило, более гибкие. Колесо с ними менее жесткое, зато амортизационные качества будут лучше, чем у спиц с постоянным сечением. Колесо на спицах с постоянным сечением жестче и отзывчивее, но в случае сильного удара оно не будет так амортизировать, как на баттированных спицах, и вместо того, чтобы согнуться, спицы могут лопнуть.

Производитель

Хоть все спицы очень похожи друг на друга, по прочностным характеристикам отличия бывают очень существенными. Иногда сама причина и кроется в низком качестве изделия. Дешевые спицы могут со временем растягиваться, что приводит к невозможности ремонта колеса. Также они быстрее накапливают усталость.

Дополнительно

При спицовке колес некоторые используют смазки для ниппелей. Трудно сказать, есть ли в этом толк. Возможно, с алю ниппелями имеет смысл проделать этот трюк, в виду слабой устойчивости алюминия к коррозии.

И последнее – не забывайте протягивать спицы. Каждый производитель колес рекомендует повторять эту процедуру раз в несколько тыс. км в зависимости от качества самих колес.

Если вы с чем-то не согласны, или вам показалось, что в статье что-то упущено, пишите об этом в комментариях!)

Читайте также: