Можно ли поменять магнитолу в каршеринге

Обновлено: 05.07.2024

Популярность каршеринга в российских городах растет. На примере Москвы — число поездок на прокатных машинах выросло за прошлый год почти в пять раз (с 5,6 до 23 млн поездок). Сейчас в столице работают 14 операторов, которые предлагают около 17 тыс. машин; по мнению некоторых экспертов, это слишком много для новой ниши. Но конкуренция с другими сервисами не единственная и часто не основная трудность в каршеринге. Руководители трех сервисов рассказали о неожиданных проблемах, с которыми они столкнулись, и о том, что будет с поминутным прокатом через два года.

Украденные вещи: 14 сидений, 7 рулей, 97 ковриков

Каршеринговая компания BelkaCar посчитала, сколько вещей "унесли" из машин в прошлом году. В списке: семь украденных рулей ("Их откручивали или меняли на старые", — уточнили в компании), 146 аккумуляторов, 97 ковриков, 14 передних сидений и один задний диван, омывающая жидкость — примерно 18 тыс. литров, щетки для очистки снега — примерно 2,1 тыс. штук.

"Eсли речь идет о щетке и омывайке, трудно отследить такие хищения удаленно, но пользователи осматривают автомобили и указывают, что там отсутствует, — рассказывает Екатерина Макарова, сооснователь BelkaCar. — Если это что-то крупное, то мы тесно сотрудничаем с полицией. Был пример с фарами, которые начали воровать массово, в итоге полиция сработала оперативно и преступников задержали. Но в салоне камер нет, они при хищениях не помогают".

Изначально, объясняет Макарова, в сервисе закладывали эти риски, более того, были готовы и к попыткам угонов, но предугадать статистику сложно.

"Мы понимали, что каршеринговый бизнес — это не просто приобрести автомобили в лизинг и выставить их в город, — продолжает она. — Но не ожидали, что столкнемся с внушительным числом мошенничеств и будем вынуждены формировать свою службу безопасности. На первых порах мы считали, что сможем обходиться без нее, исключительно собственной ИТ-системой".

В холдинге Micro Capital Group (каршеринги "Делимобиль", Anytime, кикшеринг "Делисамокат", международный сервис D-Mobility Worldwide) изначально была служба безопасности, а все дорогие комплектующие, которые можно скрутить и вынести из салона, "загаджетованы".

"Мы ставим датчики, чипы на рули, магнитолы, сиденья, — перечисляет Мухит Сейдахметов, вице-президент холдинга. — Машины у нас застрахованы, изначально в бизнес-модель заложены траты на ремонт. Но важно понимать, что уровень вандализма показывает степень принятия каршеринга. Что значит сервис для людей — это инфраструктура или развлечение? В Москве каршеринг, в отличие от других мегаполисов в мире, кстати, уже воспринимается как нормальный способ повседневного передвижения. Мы находимся три года на рынке и видим, как выросла осознанность пользователей: вы не будете утаскивать щетку, закончив поездку, зная, что через час на этой машине поедет ваш друг или родственник. Вы не станете откручивать руль, понимая, что будете пользоваться сервисами постоянно".

Угоны и закрывшиеся стартапы

"У нас было несколько попыток угона машин, но случай с перегоном автомобиля в Абхазию стал самым известным", — продолжает Екатерина Макарова. Машина сервиса пропала с карты мониторинга в Московской области, а снова появился сигнал недалеко от Ростова-на-Дону. В компании отслеживали, куда отправятся угонщики, в итоге оперативники задержали их на границе с Абхазией. "Угонщики сняли каршеринговые наклейки, поменяли госномера, а на заднее стекло налепили стикер "На Берлин!".

Угнать каршеринговый автомобиль, впрочем, довольно сложно.

"Машина напичкана датчиками, это просто глупо, на то, чтобы снять все "жучки", уйдет уйма времени, — говорит Иван Серебренников, гендиректор оператора "Карусель". — Если мы видим, что клиент пытается вывезти машину за город, звоним ему, если происходит что-то подозрительное — автомобиль останавливается и глушится".

При этом в мировой практике есть случаи, когда операторы каршеринга прекращали работу, не сумев выбраться из убытков из-за угнанных авто и вандализма.

В 2012 году в Сан-Франциско закрылся сервис HiGear, предоставлявший каршеринг люкс-автомобилей — Mercedes, Bentley, BMW, Audi, Aston Martin, Lamborghini, Tesla. У компании угнали четыре автомобиля общей стоимостью от $300 до $400 тыс. Мошенники использовали украденные водительские удостоверения и кредитные карты.

В 2017 году в Чикаго ушел с рынка оператор Enterprise, сообщив, что 40% его автопарка пострадало от вандалов или угонщиков.

Дрифтинг на каршеринге

Еще одна проблема операторов — дрифтеры, которые берут машины ради трюков, "убивающих" автомобиль. Многие сервисы повышают ночные тарифы из-за них и вводят штрафы за неадекватное использование машин.

Оператор BelkaCar столкнулся с ситуацией, когда клиент-дрифтер, гоняющий по парковке у торгового центра, повредил частный автомобиль.

Замечать дрифтеров на каршеринге помогают IT-системы: они "видят" трек поездки и угол наклона машины.

Таксисты против машин

В аэропорту Адлера местные таксисты, решившие бороться с каршерингом за клиентов, отгоняли автомобили перед прибытием московских рейсов.

Водители арендовали машины и просто увозили их подальше от стоянки. А возвращались обратно на микроавтобусе, который выезжал за ними следом.

Схема работала пару дней, а потом в соцсетях об этом рассказал пассажир, которому таксист, участвовавший в затее, похвастался находчивостью. Вскоре операторы вычислили всех таксистов-пользователей.

"Это произошло в сентябре прошлого года, проблема не носила систематический характер, мы проанализировали поездки от аэропорта, вычислили нескольких таксистов и заблокировали их", — рассказывает Екатерина Федорова.

Представители Micro Capital Group и "Карусели" сказали, что не сталкивались с такими случаями.

Передел нового рынка

Сейчас большинство каршеринговых компаний работает в минус.

"Это касается не только российских компаний. Американский Zipcar уже семь лет в убытках, — уточняет Мухит Сейдахметов. — Но эти факты не говорят о нише, сам по себе каршеринг — маржинальный бизнес. В прошлом году у нашей компании был минус по причине агрессивного роста. С такими темпами увеличения парка автомобилей и экспансии в регионы мы не ожидали получить прибыль в результате".

Сервисы осознанно держат низкие цены, чтобы приучить к себе пользователей, пока идет передел рынка. Вкладывают в рост больше, чем зарабатывают, тратятся на решения неожиданных проблем вроде вышеперечисленных. Эксперты считают, что в каршеринге в России уже высокая конкуренция, но расходятся в мнениях о том, выдержат ли все сервисы эту гонку.

"Сейчас в Москве больше автомобилей, чем нужно. Около 17 тыс. машин, а пользователей — порядка миллиона человек, — объясняет Иван Серебренников. — Операторы растут быстрее, чем пользователи пересаживаются на сервисы, в результате машины недозагружены. Нужно, чтобы в день было минимум восемь-десять поездок, а сейчас — пять-шесть. К 2021 году останется три-четыре заметных сервиса и каждый займет свою нишу".

Мухит Сейдахметов считает, что число каршеринговых компаний будет расти, места на рынке хватит всем и сегодня все самые оптимистичные прогнозы по росту ниши консервативны: "Каршеринг станет востребованнее, чем мы сейчас предполагаем".

Каршеровод Артём Максунов изучил сложную историю одного автомобиля pool:start до его попадания в каршеринг и делится неутешительными открытиями.

Предисловие

Увы, нет. Оперативный каршеркор Дмитрий выдвинулся к ближайшему Солярису с острым желанием протестировать новинку. На деле корейский седан оказался первого поколения, что весьма подкосило энтузиазм интересующихся каршероводов. YouDrive, кто у вас ответственен за превью в приложении? Solaris от pool:start изображен другого поколения, Nissan Almera от Car5, которая в РФ никогда не продавалась.

Внешний вид Соляриса напомнил матёрого уличного кота. Весь в ранах, порезах, царапинах. Вдобавок Дмитрий поделился своим недовольством по поводу состояния подвески, тормозов. Пробег у автомобиля был почти 92 тысячи километров. Первое знакомство можно назвать противоречивым.

Спустя два дня в 15 минутах от меня засветился другой новичок от pool:start. Под окном — Делимобиль, на котором я приехал пару минут назад. Как раз сравним с главным конкурентом! Фотоаппарат в одну руку, смартфон — в другую, едем тестировать.

Знакомство с новинкой

Моё знакомство с новым оператором задалось не лучше. Автомобиль имеет множество повреждений, особенно впечатлил ржавый порог с правой стороны.

Зеркало явно не родное. Как вы считаете, зеркало в таком состоянии допустимо на каршеринговом автомобиле?

Зеркало явно не родное. Как вы считаете, зеркало в таком состоянии допустимо на каршеринговом автомобиле?

Сделав около пяти фотографий особо крупных повреждений, садимся в автомобиль. Документы закопаны в горе непонятной макулатуры. Изрядно порывшись, нашел документы. Комплектация бедная: отсутствуют задние электростеклоподъемники, нет кнопок на руле, магнитола нештатная (еще и нерабочая).

Включаем зажигание. Пробег — 87 000. Ну ладно, у Делимобиля тоже встречаются экземпляры с большим пробегом. Запускаем двигатель и отправляемся в путь. Сразу замечаю, что руль заметно тяжелее, нежели в Солярисе Делимобиля, у которого сравнимый пробег (80 000 км). Кто-то уже лазил в рулевую рейку? К ходовой части, тормозам претензий не имею, всё в полном порядке.

Вы могли заметить, что я акцентирую ваше внимание на том, что большинство поврежденных элементов находятся именно на правой части автомобиля. Что же случилось с автомобилем до попадания в каршеринг? Фотографирую VIN-номер и отправляюсь в интернет искать информацию о данном автомобиле.

Нелегкая судьба автомобиля до каршеринга

Для того, чтобы прошлое автомобиля чуточку прояснить, я воспользовался бесплатной проверкой автомобиля по VIN-номеру на сайте ГИБДД .

По результатам проверки узнаем, что автомобиль оформлен на юридическое лицо с момента покупки.

Самое печальное впереди. Автомобиль побывал в двух ДТП. Первое, весьма серьезное, случилось спустя 3 месяца после покупки. Съезд с дороги в 4 утра в Новгородской области. Повреждена крыша, вся правая часть автомобиля.

В 2017 году автомобиль второй раз попадает в ДТП. К сожалению, подробности по данному происшествию отсутствуют.

Будем мыслить позитивно. Вдруг автомобиль просто сполз в кювет: поцарапал правый борт и крышу кустами, сломал зеркало. Косметические повреждения на ТТХ не влияют. Нас интересуют подробности.

Нас интересует информация по ДТП. Автокод аналогично указывает наличие двух ДТП в истории автомобиля. Подробности есть только по поводу первого происшествия – съезда с дороги.

Смотрим расчёт страховых работ. Страховая компания оценила ущерб от дорожно-транспортного происшествия в 299 624 руб . Это явно не царапины от веток и не лёгкие вмятины на двери. ДТП достаточно серьезное.

Нас интересуют подробности. Открываем расчёт страховых работ. В отчёте вы можете самостоятельно ознакомиться со всеми 124 позициями. Я приведу лишь наиболее важные детали, с помощью которых можно будет приблизительно оценить степень повреждения автомобиля после ДТП.

Необходима замена рамки радиатора, переднего бампера, сопутствующих пластиковых деталей. Был удар и в переднюю часть автомобиля.

Необходима замена рамки радиатора, переднего бампера, сопутствующих пластиковых деталей. Был удар и в переднюю часть автомобиля.

Страховая компания посчитала, что требуется заменить крышку багажника, заднее стекло, фонари, элементы по соседству

Страховая компания посчитала, что требуется заменить крышку багажника, заднее стекло, фонари, элементы по соседству

Замена заднего крыла подразумевает сварной шов по днищу , порогу и стойке автомобиля. Жизненно важные элементы, которые напрямую отвечают за жесткость кузова и его поведение при ДТП.

Исходя из полученных повреждений и сопоставления с фотографиями других ДТП, предположу, что автомобиль на скорости вылетел с дороги в кювет. Происшествие случилось в 4 утра. Вероятно, водитель заснул за рулём. Вдобавок к Solaris первого поколения есть претензии к управляемости на высоких скоростях.

Была нарушена геометрия кузова , что подтверждает список необходимых работ в отчёте.

Сварной шов, проходящий через правую заднюю стойку, порог и пол в задней части автомобиля, позволяет с уверенностью сказать, что жесткость кузова нарушена . Как поведёт себя автомобиль при повторном ударе в заднюю правую часть автомобиля или при перевороте — неизвестно.

В чем проблема?

Ключевая проблема покупки б/у автомобиля заключается в том, что достоверно узнать историю автомобиля невозможно. Можно лишь делать догадки по косвенным признакам. Этим и занимаются современные автоподборщики, разбирая половину автомобиля в поисках тщательно замаскированных признаков ремонта.

С данным экземпляром нам повезло, т. к. подробности одного из ДТП есть в открытом доступе. Если бы это происшествие произошло без оформления в ГИБДД, то мы бы, скорее всего, даже не узнали, что автомобиль был подвергнут серьезному кузовному ремонту. На данное мини-расследование меня подтолкнули лишь ярко выраженные повреждения именно правой части автомобиля, кривые зазоры и следы инструмента на болтах крепления крышки багажника. А что произошло с автомобилем после второго ДТП – неизвестно.

Так должны ли такие представители вторичного рынка присутствовать в автопарках каршеринговых компаний? На мой взгляд, однозначно нет . Неизвестная история автомобиля не позволяет делать однозначные выводы о безопасности конкретного автомобиля.

Автомобили должны покупаться новыми для исключения негативных факторов использования предыдущим собственником или крайне тщательно проверяться перед включением в список доступных для аренды автомобилей. Проверяться при этом государственной организацией, никак не заинтересованной в финансовом успехе оператора каршеринга.

Отдельно стоит отметить, что автомобиль, который эксплуатируется одним юридическим лицом на протяжении всего срока службы эксплуатации, имеет подлинно известную историю всех происшествий. Вариант, что оператор будет иметь в своём автопарке кота в мешке, исключён.

Вдобавок сам оператор вряд ли будет заниматься ремонтом автомобилей, попавших в серьезное ДТП. Это сфера интересов совсем других лиц. Оператору проще списать автомобиль после происшествия.

Откуда ноги растут?

Таким образом, правительство Санкт-Петербурга своим бездействием в области каршеринга позволило создать поле для экспериментов операторов. Город большой, машин мало, каждая будет востребована, особых требований к транспорту не существует – почему бы не пустить ржавый восстановленный Солярис за 8 рублей в минуту? Пусть катается, выполняет свою главную задачу – приносит доход своему владельцу.

В совокупном автопарке компаний каршеринга в Москве насчитывается 13 тысяч машин. Фото Василий Кузьмичёнок

Одна из столичных компаний, сдающих машины в аренду, опубликовала список вещей, украденных из салонов авто за 2018 год. Metro выяснило, какие запчасти пользуются наибольшей популярностью и как арендодатели наказывают воришек.

"Взял автомобиль в аренду у "Яндекс. Драйва", через пару километров пути, когда стекло стало грязным, оказалось, что омывающей жидкости в бачке нет. Не было её и в багажнике", – поделился наблюдением пользователь "Пикабу" VasiliyV. Аналогичная ситуация и в автопарке "Делимобиля": "В осенне-зимний период каршеринг – это гемор, вечное отсутствие омывайки и щёток", – отметил пользователь с ником FLVMAG.

Но самые большие потери терпят в компании BelkaCar: за 2018 год из салонов автомобилей пропали не только 18 тысяч литров омывающей жидкости и около 2100 щёток для очистки снега, но и рули, аккумуляторы, магнитолы и даже сиденья!

– Как-то нехорошие люди пытались угнать наш автомобиль в другую страну, – рассказала сооснователь каршеринга BelkaCar Екатерина Макарова. – С карты мониторинга службы безопасности машина пропала в Московской области, а появилась уже недалеко от Ростова-на-Дону. Угонщики сняли с авто все каршеринговые наклейки, поменяли госномера, а на заднее стекло налепили стикер "На Берлин!". В итоге злоумышленникам удалось доехать до границы с Абхазией. Однако там их уже ждали оперативники с собаками.

Кто виноват и что делать
В компании "Яндекс. Драйв" о пропавших деталях решили не распространяться, однако подтвердили: да, воруют везде, но каждая компания решает эти вопросы по-своему. А в "Делимобиле" статистику конкурентов вообще поставили под сомнение.

– Во всех каршеринговых машинах установлены телематика, датчики, камеры, в конце концов. Может, в BelkaCar так пошутить решили, когда распространяли информацию о пропавших деталях, – прокомментировала руководитель пресс-службы компании "Делимобиль" Алёна Балакирева.

– Разные запчасти из машин пропадают часто, – уверяет Екатерина Макарова. – А отсутствие даже небольшой детали делает нашу машину непригодной для вождения. Её снимают с аренды, а это минус чья-то поездка. Но силами техников, службы поддержки и отзывчивости клиентов мы стараемся возвращать автомобили на линию в кратчайшие сроки.

Как же решается вопрос с воришками и терпит ли компания-арендодатель ущерб от таких краж?

– Воров проще найти по крупным кражам: обычно они попадают под внешние камеры, – объясняет Екатерина. – Что касается ущерба, он, конечно, ощущается, и чаще всего его возместить невозможно. Топ по кражам – это щётки и омывающая жидкость, а доказать сам факт подобного воровства очень сложно.

Чтобы обезопасить себя от финансовых убытков, компании назначают большие штрафы водителям. Например, за дрифтна арендованной машине водитель обязан выплатить от 50 до 150 тысяч рублей, а за самовольное отключение установленного в салоне мобильного терминала – от 150 до 400 тысяч рублей в зависимости от класса авто.

Некоторые Водители пользуются услугами каршеринга не только чтобы добраться из точки "А" в точку "Б", но и чтобы забрать из авто "сувениры" на память.

В 2018 году из машин украли:

– 9 магнитол;
– около 2100 щёток для очистки снега;
– около 18 000 литров смывающей жидкости;
– 14 передних сидений;
– 97 ковриков;
– 146 аккумуляторов;
– 1 задний диван.


1. Что такое каршеринг?

Если в трех словах – это поминутная аренда автомобилей. То есть вы через приложение на смартфоне находите автомобиль на карте, бронируете его, и после этого это машина будет ваша до тех пор, пока вы не завершите аренду. Первые 20 минут бронирования бесплатны – этого должно хватить, чтобы дойти до машины. После того, как вы подтверждаете аренду, включается поминутный отсчет (либо суточный, если вы взяли машину в суточную аренду – это тоже возможно). Едете, куда вам нужно, паркуетесь, закрываете двери и завершаете аренду. Все. Следующий арендатор заберет машину там, где вы ее оставили. Важно только, чтобы машина не была за шлагбаумом или на закрытой территории и чтобы была припаркована по правилам.

По сути это еще один тип городского транспорта. Весьма удобный, если вы, например, живете за городом и вам нужно приехать в центр. Главное удобство в такой ситуации – это то, что машину можно спокойно бросить (на разрешенном месте, конечно) и спокойно пропустить пару-тройку бокалов вина за ужином.

2. Что нужно для того, чтобы взять машину?

3. Какие есть сервисы по аренде?

4. Какие есть машины?

5. А что с дорогими автомобилями?

6. Почему на автомобилях есть оранжевые полосы?

7. Могу ли я ездить по автобусной полосе?

8. Кто платит штрафы?

Смотря какие. За нарушения ПДД платит пользователь. Превысили скорость и вас сфотографировала камера – на снимке написаны дата и время, что позволяет вычислить нарушителя по истории аренды автомобиля, после чего с вашей карты списывается штраф.

Читайте также: