Можно ли за рулем делать намаз

Обновлено: 05.07.2024

Каждый мусульманин обязан совершать ежедневный пятикратный намаз. Обязанность читать намаз распространяется на всех мусульман, независимо от их положения в обществе или материального положения. Определенные послабления допускаются лишь в тех случаях, когда читать намаз не позволяет здоровье.

Сделав намерение совершить малое омовение, нужно сказать:

С именем Аллаха

Промыть руки 3 раза вместе. Включая запястья и пространство между пальцами рук.

Прополоскать рот 3 раза. Наполнить правую ладонь, набрать воду в рот, сделать полоскание и выплюнуть.

Прочистить нос 3 раза. Наполнить правую ладонь, хорошо втянуть воду носом, а затем высморкаться левой рукой.

Помыть лицо от границы волос над лбом, до подбородка, а также от уха до уха. Вода должна попасть на всю отмеченную область. Данную процедуру можно делать как 1, так и 3 раза (Если у Вас есть борода, нужно набрать воду и промыть ей подбородок, а затем прочесать бороду мокрыми пальцами от начала до конца)

Помыть руки от кончиков пальцев до локтя 3 раза, начиная с правой.

Провести мокрыми руками от границы волос головы до затылочной области и обратно одним движением, протирая ее.

Протереть внутреннюю поверхность ушей влажными указательными пальцами 1 раз, а большими пальцами - заднюю поверхность ушей; оба уха протираются одновременно.

Трижды моет ноги до щиколоток включительно, начиная с правой ноги. Нужно также промывать промежутки между пальцами.

Совершение первого ракаата молитвы

Стоя, направьте свой взгляд на том место, которого коснется голова во время земного поклона, поднимите руки до уровня ушей или плеч и произнесите:

Сложите руки на груди, положив правую руку поверх левой, и произнесите:

А'узу би-Лляхи мин аш-шайтани р-раджим

Ищу у Аллаха защиты от проклятого шайтана

ﺃﻋُﻮﺫُ بِاللَّهِ ﻣِﻦَ ﺍﻟﺸَّﻴْﻄَﺎﻥِ ﺍﻟﺮَّﺟِﻴﻢ

Прочитайте суру "Аль-Фатиха"

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Би-сми Лляхи р-Рахмани р-Рахим بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ Хвала Аллаху, Господу миров, Аль-хамду ли-Лляхи рабби ль-‘алямин الْحَمْدُ لِلَّـهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ Милостивому, Милосердному, Ар-Рахмани р-Рахим الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ Властелину Дня воздаяния! Малики йауми д-дин مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Иййака на‘буду ва иййака наста‘ин إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ Веди нас прямым путем, Ихди-на с-сырата ль-мустакым اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших. Сырат аллязина ан‘амта ‘алей-хим гайри ль-магдуби ‘алей-хим ва ля д-даллин صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ

После этого произнесите:

О Аллах, ответь на наши мольбы!

Любую из приведенных ниже сур можно читать после "Аль-Фатиха" в первом и втором ракаатах молитвы.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Би-сми Лляхи р-Рахмани р-Рахим بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ Скажи: «Ищу защиты у Господа рассвета Куль а‘узу би-рабби ль-фаляк قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ от зла того, что Он сотворил, мин шарри ма халяк مِن شَرِّ مَا خَلَقَ от зла мрака, когда он наступает, ва мин шарри гасикын иза вакаб وَمِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ от зла колдуний, дующих на узлы, ва мин шарри н-наффасати фи-ль-‘укад وَمِن شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ от зла завистника, когда он завидует. ва мин шарри хасидин иза хасад وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ

Стоя, поднимите руки до уровня ушей или плеч, повернув их ладонями от себя, после чего произнесите:

Совершите поясной поклон и, остановившись в нем, 3 раза произнесите:

Субхана Раббийа ль-‘Азым

Пречист Господь мой Великий

ِﺳُﺒْﺤَﺎﻥَ ﺭَﺑِّﻲَ ﺍﻟﻌَﻈﻴﻢ

Вознесите руки до уровня плеч или ушей и выпрямитесь со словами:

Сами‘а Ллаху ли-ман хамидах

Слышит Аллах того, кто восхваляет Его

ﺳَﻤِﻊَ اللَّهُ ﻟِﻤَﻦْ ﺣَﻤِﺪَﻩُ

Полностью выпрямившись, произнесите:

Рабба-на ва ля-ка ль-хамд

Господь наш, Тебе хвала!

ﺭَﺑَّﻨَﺎ وَ ﻟَﻚَ ﺍﻟْﺤَﻤْﺪُ

Совершите земной поклон, сказав:

При этом нос и лоб касаются пола, ладони с прижатыми друг к другу пальцами лежат на полу, находясь на одной линии с плечами или с ушами. Предплечья приподняты так, что локти не касаются пола. Также в пол упираются колени и пальцы поставленных вертикально ступней. В таком положении произнесите 3 раза:

Субхана Раббийа ль-А‘ля

Пречист Господь мой Высочайший

سُبْحَانَ رَبِّيَ الأأعْلَي

Поднимите голову со словами:

Далее необходимо сесть в следующей позе: простираете левую ступню, садитесь на неё, а правую ставите вертикально, направляя пальцы в сторону киблы. Руки покоятся на коленях. Сев так, произнесите 3 раза:

Господь мой, прости меня

ﺭبِّ ﺍﻏْﻔِﺮْ ﻟِﻲ

Повторно совершите земной поклон, принимая положение, описанное в Шаге 10 , и произнося при этом:

В таком положении произносите 3 раза:

Субхана Раббийа ль-А‘ля

Пречист Господь мой Высочайший

سُبْحَانَ رَبِّيَ الأأعْلَي

Читает суру "Аль-Фатиха"

Молящийся поднимается из земного поклона, вставая со словами:

Повторите Шаги 3–14 из описания первого ракаата молитвы.

После этого нужно остаться сидеть, как между двумя земными поклонами Шаг 12 В положении сидя поднимите указательный палец сжатой в кулак правой руки, направляя его в сторону киблы, обратите на него взгляд и шёпотом произнесите ташаххуд:

Приветствия Аллаху, и молитвы, и лучшие слова, Ат-тахиййату ли-Лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибату لتَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَالصَّلَوَاتُ وَالطَّيِّبَاتُ мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха, и благословения Его, ас-саляму ‘алей-ка аййуха н-набиййу ва рахмату Ллахи ва баракяту-ху السَّلَامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ мир нам и праведным рабам Аллаха. ас-саляму ‘алей-на ва ‘аля ‘ибади Лляхи с-салихина السَّلَامُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Ашхаду ан ля иляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Что делать дальше?

Вы совершили два ракаата молитвы. Дальнейшие действия зависят от того, какую молитву Вы совершает и из скольких ракатов она состоит.

Завершение молитвы

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, кя-ма саллейта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! инна-ка Хамидун Маджидун إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин اللَّهُمَّ بَارِكْ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима كَمَا بَارَكْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! инна-ка Хамидун Маджидун إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

Намаз мусульманина отправившегося в путь имеет два облегчения дарованных Всевышним, которых нет в других намазах – сокращение намаза и объединение намазов.

Сокращенный намаз

Доказательство дозволенности сокращения намаза

Какие намазы можно сокращать

Сокращать в пути можно только намазы в четыре ракаата, т.е. дневной (зухр), послеполуденный (аср) и ночной (ишаъ). Нельзя сокращать утренний (субх) и вечерний (магриб) намазы.

Сокращение намаза обязательно или нет

По мазхабу Абу Ханифа сокращение намаза в пути является ваджибом. Поэтому четырехракатные обязательные молитвы в пути надо совершать в два раката. Если совершить по забывчивости больше, то надо сделать в конце намаза суджуду-сахва (два земных поклона перед саламом). Если же совершить умышленно четыре ракаата, то если молящийся сидел после второго ракаата отрезок времени, за который можно прочитать молитву ат-ташаххуд, то молитва считается действительной. При этом последние два ракаата будут считаться желательными. Однако молящийся совершает при этом грех. Если же он не сидел после второго ракаата отрезок времени, за который можно прочитать молитву ат-ташаххуд, то молитва считается не действительной.

Условия сокращения намаза

Ученые выделяют следующие условия сокращения номаза:

  • Дорога должна быть длинной;
  • Пересечение границ населенного пункта, где живет путник, т.е. всех зданий, полей и прочего, относящихся к этому населенному пункту;
  • Иметь в начале пути цель, куда он хочет добраться и для чего;
  • Не совершать намаз, если ты путник за не путником или путником совершающим намаз без сокращения. Наличие намарение (ният) на путь перед намазом;
  • Быть половозрелым. Совершать сокращенный намаз детям нельзя.

Расстояние на котором можно сокращать намаз

Длинной дорогой считается путь проходимый путником в среднем за три дня (вместе с ночами) или три мархалата (1 мархалат - расстояние, которое путник, в среднем, проходит за день). Последнее определение более подходящее в наше время, так как, сегодня, используя меры длины, легче понять путник ты или нет. Если перевести это расстояние в километры – получится примерно 121 км.

Совершение намаза путником за не путником и наоборот

Пропущенный в пути намаз

Кто пропустит намаз в пути, восполнит его в два ракаата, без разницы находится ли он в пути или дома. А кто пропустит намаз дома восполнит его в четыре ракаата, без разницы находится ли он дома или в пути.

Возможность сокращать намаз отпадает, если путник имеет намерение остаться в определенном месте 15 полных дней подряд, или более 15-ти.

Объединенный намаз

Большинство ученых сошлись во мнении о дозволенности объединения намазов. Объединять можно дневной намаз с послеполуденным и наоборот, вечерний намаз с ночным и наоборот. Утренний намаз объединять нельзя.

Доказательство дозволенности объединения намаза

Дозволенность объединения намазов закрепляется в хадисах, пришедших на эту тему. Так, передается что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

Объединение намазов по трем мазхабам


Маликитский мазхаб

Причины и условия объединения намазов

Намазы можно объединять по следующим причинам:

  • Быть в пути. В пути можно объединять намазы, без разницы путь длинный или короткий. Однако путь должен быть по суше. Он также должен быть к чему-то дозволенному. Для объединения намазов путем приближения второго намаза к первому необходимо соблюдение двух условий: а) наступление времени первого намаза (дневного или вечернего), когда человек будет в месте отдыха на пути; б) наличие намерение на продолжение пути до наступления времени следующего намаза (послеполуденного или ночного).
  • Сильный дождь. Сюда также относится и сильный снег. Здесь можно совершать объединение намазов только с передвижением последующего намаза к предыдущему, при условии совершения намаза джамаатом в мечети. Это объединение относится только к вечернему и ночному намазу;
  • Сильная грязь вместе с темнотой, мешающая безопасно добраться до мечети. Здесь также можно совершать объединение намазов только с передвижением последующего намаза к предыдущему, при условии совершения намаза джамаатом в мечети. Это объединение относится только к вечернему и ночному намазу;
  • Болезнь на подобия эпилепсии, т.е. когда теряешь сознание. Можно объединять намазы, передвинув второй намаз к первому, если больной боится потерять разум (например, быть в сильном замешательстве) или это будет для больного более полезнее.
  • На Арафате. Можно объединить послеполуденный с дневным намазом;
  • В Муздалифе. Можно объединить вечерний намаз с ночным.

Шафиитский мазхаб

Причины и условия объединения намазов

Намазы можно объединять по причине пути, дождя (снега) и хаджа.

Во время дождя (снега) намазы объединять можно только путем переноса второго намаза к первому (например, послеполуденного к дневному). Это объединение дозволено при совершении намаза джамаатом в мечети, которая находится далеко от этого человека.

Можно также объединить намазы на Арафате - послеполуденный с дневным намазом, и в долине Муздалифа - вечерний намаз с ночным.

Что касается объединения намазов в пути, то их можно объединять как с переносом первого намаза к следующему так и наоборот, т.е. дневной намаз к послеполуденному, послеполуденный к дневному, вечерний – ночной, ночной вечерний. Путь должен быть длинным – 81км.

Однако для этого есть ряд условий. Чтобы совершить объединенный намаз с передвижением последующего намаза к предыдущему нужно соблюсти шесть условий:

Если же намаз совершается с переносом первого ко второму (например, вечернего к ночному), то должны иметься два условия:

  • Должно быть намерение перенести первый намаз к следующему до того как закончится время совершения первого намаза;
  • Быть путником пока не совершит полностью второй объединенный намаз.

Ханбалитский мазхаб

Причины и условия объединения намазов

Намазы (дневной - послеполуденный, вечерний - ночной) можно объединять, как с передвижением первого ко второму так и наоборот, в восьми случаях:

  • Быть в пути. Путь должен быть длиной в расстояние проходимое в среднем за два дня. Он должен не быть из категории запретного или нежелательного. В пути можно объединять намазы как с передвижением вперед так и назад;
  • Болезнь. Если болезнь создает сильные проблемы больному, если не объединить, то можно объединять намазы как с передвижением вперед так и назад;
  • Кормление грудью, так как это создает трудности в плане нахождения в чистоте от нечистот для каждого намаза;
  • Не иметь возможности совершить омовение водой или землей для каждого намаза;
  • Не иметь возможности определить время;
  • Хронические проблемы, приводящие к постоянным выделением нечистот. Например, постоянные кровотечения из носа, недержание мочи и т.п.
  • Наличие тех причин, по которым можно оставлять пятничную молитву, например, боязнь за свою жизнь или здоровье;
  • Работа, которая не позволяет отлучаться.

Только вечерний и ночной можно объединять, если:

  • Сильный дождь, снег, холод. Можно объединить вечерний намаз с ночным с переносом его к вечернему;
  • Сильная грязь, приносящая людям много проблем, чтобы добраться до мечети;
  • Сильный ветер;

Можно также объединить намазы на Арафате – с переносом послеполуденного к дневному, и в долине Муздалифа – с переносом вечернего к ночному.

Для того чтобы объединение намазов при перенесении последующего к текущему намазу было действительным необходимо соблюдение следующих условий:

  • Выполнение объединенных намазов по порядку – сначала тот, которого время настало (т.е. первый), затем тот, который к нему перенесли;
  • Ният (намерение) совершить намаз с перемещением последующего намаза к настоящему. Намерение должно быть при вступлении в первый намаз;
  • Последовательное выполнение намазов один за другим, без длинных перерывов. Допускается небольшой перерыв на омовение или къомат (призыв на молитву);
  • Наличие вышеперечисленных причин, по которым было возможно объединение молитв при вступлении в первую и вторую молитву и при совершении салама в конце первой молитвы;
  • Быть путником и больным на момент завершения второго намаза.

Объединение намазов при перенесении текущего намаза к последующему считается действительным при наличии трех условий:

КОММЕНТАРИЙ

Поэтому, согласно самому правильному суждению, молиться в загоне для верблюдов и на их водопое запрещено, потому что рядом с этими животными находятся дьяволы, и молящемуся будет трудно сосредоточиться на намазе и совершить его с должным смирением. Помимо этого, сами верблюды тоже могут причинить вред молящемуся, а их рева и шипения достаточно для того, чтобы отвлечься от намаза.

Молиться посреди дороги запрещается потому, что на них вполне вероятно наличие нечистот. Некоторые объясняли этот запрет тем, что посреди дороги трудно сосредоточиться на молитве. Другие связывали его с тем, что молящийся там доставляет неудобства прохожим. Принимая во внимание последнюю причину, некоторые ученые разрешали молиться на широкой дороге.

Богословы также не были единодушны по поводу намаза на крыше Каабы. Абу Ханифа и некоторые другие разрешали молиться там. Другие запрещали это, потому что в таком случае человек молится не в сторону Каабы, а на ней. Имам аш-Шафи‘и разрешал совершать намаз на крыше этого храма, если перед молящимся будет сутра размером в две трети локтя.

Кадий Ибн аль-‘Араби запрещал совершать намаз, помимо перечисленных семи мест, в церквях и синагогах, в местах обитания погубленных народов, а также - обратившись лицом к запачканной нечистотами стене или стоя перед изображением.

Ибн Абу Шейба передал, что Ибн ‘Аббас не разрешал молиться в церквях и синагогах, если в них были изображения. Передают, что этого мнения также придерживался аль-Хасан аль-Басри. В то же время аш-Ша‘би, ‘Ата ибн Абу Рабах, не видели в этом ничего плохого. Ибн Сирин тоже разрешал молиться в церквях. Известно, что Абу Муса аль-Аш‘ари и ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз совершили намаз в церкви. Поэтому, в принципе, молиться в этих храмах разрешается, но этого следует избегать, если в них есть изображения или могилы пророков, праведников или других людей.

Запрет на совершение намаза, повернувшись лицом в сторону стены, запачканной нечистотами, вытекает из хадиса Ибн ‘Аббаса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил молиться в мечети, повернувшись в сторону уборной. Этот хадис передал Ибн ‘Ади, но цепочка его рассказчиков недостоверная. Тем не менее, ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Абдуллах ибн ‘Амр и некоторые другие запрещали молиться, повернувшись лицом в сторону уборной.

Аль-‘Ираки также запрещал молиться в доме, присвоенном незаконным путем; перед спящим или беседующим человеком; в мечети, построенной для внесения раскола в ряды мусульман; а также перед разожженной печью.

Причина запрета на совершение намаза в доме или на участке, присвоенном незаконным путем, в том, что эта недвижимость по праву должна принадлежать другому человеку, и распоряжаться ею без его разрешения запрещено.

Наконец, молиться перед разожженной печью запрещается потому, что так поступали огнепоклонники. Передают, что этого мнения придерживался Мухаммад ибн Сирин. Некоторые ученые запрещали молиться и в других местах. Имам аш-Шаукани перечислил двадцать шесть мест, в которых, по мнениям разных ученых, нельзя совершать намаз.


Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим!

Ва алайкум ассалам! Кибла является одним из фард-условий намаза. Намаз не считается совершенным, если не будет соблюден этот фард. Отклонение от направления киблы до 45 о вправо или влево допустимо. Намаз считается неверным, если поворот от Киблы достигнет 45 о и больше.

Для видящего воочию Каъбу человека фардом является обращать лицо на саму Каъбу. Тому, кто не видит Каъбу, достаточно обратить лицо в ее сторону. Человек, совершающий намаз, поворачивается к Каъбе своим телом и сердцем (душой). Улемы утверждают, что если в некоторых мечетях кибла отклонена влево или вправо в пределах 45 о , то в них дозволено совершать намаз. Если же отклонение достигает 45 о и более, то в них не дозволяется совершать намаз. Потому что в этом случае совершающий намаз обращается лицом в другую от киблы сторону. (из книги “Кифая”). Валлаху аълам.

Читайте также: