На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега волги

Обновлено: 05.07.2024

А1. Крупнейшее танковое сражение в Великой Отечественной войне произошло в ходе битвы

1) Курской 2) Московской 3) Берлинской 4) Сталинградской

А2.Прочтите отрывок из работы историка и определите, о битве за какой город в нём говорится.

«Трёхмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам. Чем плотнее они охватывали город, тем ограниченнее становились возможности для тактического манёвра как средства преодоления сопротивления противника. Сужение фронта к тому же облегчило оборонявшимся задачу переброски внутренних ресурсов на оказавшийся под угрозой сектор обороны. Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

1) Харьков 2) Севастополь 3)Сталинград 4) Ленинград

А3. Командиром крупного партизанского соединения в годы Великой Отечественной войны был

1) С.А.Ковпак 2) Я.Ф.Павлов 3) Н.Ф.Гастелло 4) А.М.Матросов

А4. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

1) Московской битве 3) Курской битве

2) освобождении Белоруссии 4) Сталинградской битве

А5. В ходе какой битвы за город проходили кровопролитные сражения в районе Мамаева кургана?

1) Киев 2) Севастополь 3) Сталинград 4) Ленинград

А6..В годы Второй мировой войны СССР получал от союзников, прежде всего от США, бесплатные поставки вооружения и продовольствия. Эта помощь получила название

А7. К периоду коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны (1942 -1943 г.)

1) битва за Москву 3) Освобождение Варшавы

2) Курская битва 4) Смоленское сражение

А8. Прочтите отрывок из материалов международной конференции и укажите её название.

«Мы, президент Соединённых Штатов, премьер-министр Великобритании и премьер Советского Союза, встречались… в столице нашего союзника… и сформулировали и подтвердили нашу общую политику…

1) Тегеранская 2) Генуэзская 3) Потсдамская 4) Гаагская

1) Московской битвы 3) Смоленского сражения

2) Курской битвы 4) Сталинградской битвы

В1. Расположите в хронологическом порядке события Великой Отечественной войны.

1) Неудачное наступление Красной Армии на Волховском фронте, в Керчи и под Харьковом.

От Мюнхена до Токийского залива

Взгляд с Запада на трагические страницы истории второй мировой войны

Составитель Е. Я. Трояновская

Интересные подробности приводятся в исследованиях У. Ширера, А. Готара, Л. Дейтона о войне в Европе в 1939–1940 годах, Э. Аптона о советско-финляндской войне, Г. Пранджа о войне на Тихом океане, К. Райана о высадке союзных войск в Нормандии, П. Элстоба о наступлении вермахта в Арденнах, У. Черчилля о межсоюзнических отношениях в 1944–1945 годах.

В подстрочных примечаниях даны необходимые пояснения от редакции и переводчиков.

На пути к Мюнхену[1]

Ко времени Мюнхена Невиллу Чемберлену уже шел семидесятый год и его внешний вид вполне соответствовал возрасту. Хотя он не привык к воздушным путешествиям, тем не менее в течение двух недель он дважды летал в Германию, хотя в то время самолеты были тихоходными и, главное, значительно менее комфортабельными, чем в наши дни, а теперь ему предстояло совершить воздушное путешествие в третий раз. После полета в Берхтесгаден Чемберлен провел ряд длительных и, как правило, бесплодных совещаний с членами кабинета, а также с представителями Франции. Он обращался к нации по радио, отчитывался о делах в палате общин и пытался разрешить множество внешнеполитических проблем.

Итак, у приободрившегося Чемберлена было явно беспечное настроение, когда он рано утром прибыл в аэропорт Хестон и застал там кабинет, явившийся пожелать ему счастливого пути. Вопреки легенде, у премьера не было зонтика, и он предстал перед фотокамерами, улыбаясь и размахивая своей фетровой шляпой, его окружали миниатюрный Кингсли Вуд и огромный Галифакс, из-за его левого плеча выглядывал круглолицый Хор-Белиша.[2]

Лорд Галифакс не сопровождал премьера ни в Берхтесгаден, ни в Годесберг, он снова остался дома. В самолете премьера оказались шесть других человек, главным был сэр Хорас Вильсон, формально главный советник правительства по промышленности, а фактически — ближайший советник и доверенное лицо премьер-министра. Вильсон только что провел два крайне неприятных дня в Берлине, тщетно пытаясь передать фюреру послания Чемберлена; поток речи Гитлера не позволял вставить ни слова в ответ. Пятеро других были: сэр Уильям Мэлкин, советник министерства иностранных дел, Уильям Стрэнг, глава департамента Центральной Европы МИД, Фрэнк Эштон-Гуэткин, советник МИД, принимавший участие в миссии лорда Рэнсимена, парламентский секретарь премьер-министра лорд Дангласс, впоследствии известный как сэр Алек Дуглас-Хьюм, министр иностранных дел и премьер-министр в начале 60-х годов, и личный секретарь Чемберлена Оскар С. Кливли.

Около полудня самолет Британских авиакомпаний с миссией на борту приземлился в аэропорту Мюнхена. Был выстроен почетный караул, и Иоахим фон Риббентроп приготовился встречать гостей.

Чемберлен прибыл последним из главных действующих лиц; он и его спутники направились на Кёнигплац, где намечалась конференция.

Taylor T. Munich. The Price of Peace. New York, 1979. p. 14–21.

Кингсли Вуд — министр авиации; лорд Галифакс — министр иностранных дел в 1938–1940 годах; Лесли Хор-Белиша — военный министр в 1937–1940 годах. — Прим. ред.

Тренировочные задания по истории для подготовки к ГИА Часть 3 (С)

Уварова Е.В.

Тренировочные задания по истории для подготовки к ГИА Часть 3 (С).

Часть 3 (С) содержит задания высокого уровня сложности с развернутым ответом

Часть 3 (С) содержит задания высокого уровня сложности с развернутым ответом, предполагающие анализ исторического источника (С1, С2), обобщенную характеристику значимых исторических событий, явлений, процессов (С3, С4). К заданиям высокого уровня сложности относят задания, с которыми могут, по результатам апробационного тестирования и педагогической экспертизы, успешно справляться 30%–40% выпускников с отличной подготовкой. Максимальный балл за выполнение этой части работы – 7 баллов.

Таблииа 2. Распределение заданий по основным отделам курса истории

Задания, предусматривающие анализ источника (относятся к разным разделам курса)

Задания с развернутым ответом (относятся к разным разделам курса)

Рекомендации по подготовке к экзамену 2011 г.

Целесообразно акцентировать внимание на работу с историческими источниками с учетом того, что все три части экзаменационной работы включают источники разного уровня сложности.
Желательно применение проблемного подхода при изучении таких важных вопросов, как эволюция государственного строя России от древности до современности, процессы модернизации, становление и эволюция социальной структуры Российского общества, роль личности в Отечественной истории, эволюция взаимоотношений власти и общества, процесс становления новой демократической России и др. Освещение этих проблем необходимо осуществлять в тесной связи с мировыми событиями, явлениями, процессами, что позволит выделить общее и особенное в эволюции разных обществ, подчеркнуть национальную специфику страны.

Наиболее сложной методической задачей является развитие у школьников сложных познавательных умений, необходимых для выполнения заданий части 3(С). С помощью этих заданий проверяется широкий круг исторических знаний и умений экзаменуемых, то, насколько они владеют основными видами деятельности, присущими историческому познанию. Задания С1, С2 проверяют сформированность умения проводить комплексный анализ исторических источников; задания С3, С4 – систематизировать материал, давать обобщенную характеристику исторических явлений, процессов, например, характеристику значительных исторических движений (становления и развития государства, социальных движений и т.п.) или масштабных событий (войны, преобразования и др.).

Задания на анализ исторического источника (С1, С2)

С1.О каком сражении идёт речь? Назовите год этого события. Каков был итог этого сражения?
С2.Назовите не менее трёх имён участников этого сражения.

С1. Когда происходила агрессия немецких рыцарей против русских земель? Какие действия предпринял князь Александр для отражения немецкой агрессии?
С2. Чем завершилась битва на Чудском озере? Привлекая знания из курса истории, отметьте, в чем состояло историческое значение побед князя Александра Ярославича.

3. Из записок Е.Р. Дашковой

С1. О каком правителе идет речь? Какие черты личности правителя отмечены в тексте документа?
С2. Что было характерно для его политики в отношении дворянства? Что имел в виду автор, говоря об уничтожении бесценного, самобытного характера предков?

С1. О каком монархе идет речь в документе? На какое время приходится его правление?
С2. Какими достижениями в области внутренней политики ознаменован этот период? Приведите 2—3 примера. Используя знания по истории, назовите основные внешнеполитические достижения этого периода. Приведите 2—3 примера.

5. Из работы историка Е. Тарле «Когда Кутузову представили ночью первые подсчеты и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, 7 сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручен. Победа моральная была бесспорно. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки больше, чем французской.

С1. В ходе какой войны произошли описанные в документе события? Как М.И. Кутузов оценивал итоги Бородинского сражения для русской армии?
С2. Какое решение и почему было принято М.И. Кутузовым? Чем Бородинское сражение для французов отличалось от других, выигранных Наполеоном?

С1. О ком идет речь в документе? Какими чертами личности примечателен. Приведите не менее 2-х положений.
С2. Какие реформы были проведены в России в этот период? (Укажите не менее 2-х.) О каких грядущих реформах, проведенных после Крымской войны, идет речь?

С1. К какому общественно-политическому движению относится устав созданной организации? Когда была создана эта организация?
С2. Какие задачи поставлены в программе членами организации? Используя знания по истории, отметьте, какова судьба этой организации?

8. Из допроса бывшего командующего Черноморским флотом

«Вечером я получил телеграмму от Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла к Комитету Государственной Думы, и что он просит меня соблюдать полное спокойствие, памятуя, что все идет к благу родины, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным, будет заменено новым, и что он просит меня принять меры, чтобы не было никаких осложнений и эксцессов.

9. Из статьи западного историка Б.Л. Гарта

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам. Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

На последнем этапе осады [города] линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжелых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им все дороже и приносил все меньше результатов.

С1. Укажите название города, о котором говорится в статье. К какому году относится описываемая ситуация?
С2. На основе текста и знаний из курса истории укажите не менее двух проблем, с которыми столкнулись защитники города. На основе текста и знаний из курса истории . укажите не менее двух причин, по которым выстояли защитники города.

10. Из заявления советского правительства «После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии.

Япония оказалась единственной великой державой, которая все еще стоит за продолжение войны.
Требование трех держав — Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Китая от 26 июля сего года о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил было отклонено Японией.
Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому Правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира.

С1. К какому году относится заявление? В ходе какой войны оно было сделано?
С2. Назовите не менее двух причин указанного в заявлении решения правительства СССР. Укажите, какие две территории вошли в состав СССР в результате реализации указанного решения.

12. Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А. Медведева

«11 июня. прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

13. Из книги советского руководителя

«Российское руководство тяготил какой бы то ни было центр. Оно действовало по принципу: сейчас или никогда. Вот где корни того, что произошло в Минске, в Беловежской Пуще.
Первые дни декабря были наполнены тревогой. Не только журналисты, но и зарубежные государственные, общественные деятели искали контактов со мной.
Они хотели знать, что происходит и какая судьба ждет те грандиозные начинания, которые оказали огромное воздействие на всю мировую ситуацию. Больше того, они искали в моих оценках подтверждения надежды, что не пойдет все прахом. И наверное, правильно полагали, что от моего поведения в этот драматический момент многое зависело для сохранения элементов стабильности, мирного характера бурных процессов.

3 декабря мне позвонил канцлер Германии Гельмут Коль. Мы — друзья. И разговор, как всегда, был предельно откровенным. Характерны и вопросы, которые затрагивались. Скажи, спросил он, как у вас в действительности обстоят сейчас дела? Я ему ответил, что в ближайшие дни и недели предстоит решить кардинальнейшие вопросы, связанные с подписанием нового Союзного договора и практическим началом широкомасштабных экономических реформ.

С1. Назовите фамилию автора воспоминаний. К какому году относятся воспоминания?
С2. Укажите не менее двух причин кризиса, описанного в воспоминаниях. Укажите основной итог описанного кризиса

Задания на обобщенную характеристику фактов, явлений, процессов (С3, С4)

С3. Назовите не менее трех реформ, проведенных Избранной Радой в XVI в.
С4. Укажите, в чем заключалось их историческое значение (приведите не менее двух положений).

С3.Назовите три итога внешней политики России во второй половине XVIII в.
С4.Приведите два примера военных побед России во второй половине XVIII в.

С3. Назовите не менее трех направлений развития русской культуры XVIII в.
С4. Приведите не менее двух примеров памятников

С3. Назовите основные итоги (не менее 2-х) внешней политики России в царствование Александра I.
С4. Приведите примеры (не менее 2-х) военных успехов России этого периода.

С3. Назовите не менее трех причин Крымской войны.
С4. Укажите не менее двух ее результатов.

С3. Назовите не менее трех причин проведения реформ 60-70-х гг. XIX в.
С4. Приведите примеры (не менее двух) проведенных реформ.

С3. Назовите не менее двух целей царского правительства в Первой мировой войне.
С4. Приведите примеры не менее двух военных операций, крупных сражений Первой мировой войны, в которых участвовали русские войска.

С3. Укажите не менее двух итогов внутрипартийной борьбы 1920-1930-х гг.
С4. Назовите не менее двух партийных деятелей, участвовавших в борьбе за лидерство в этот период.

С3.Какие вопросы обсуждались на международной Тегеранской конференции, проходившей в 1943 г.? Назовите не менее трёх вопросов.
С4.Приведите примеры других международных конференций глав держав
СССР, Великобритании и США в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Укажите даты их проведения

С3. Укажите не менее двух характерных черт внешней политики периода второй половины 1960-х - середины 1970-х гг.
С4. Приведите не менее двух примеров международных договоров, подписанных СССР в этот период.

С3. Укажите не менее двух задач реформирования политической системы СССР, ставившиеся партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в период перестройки.
С4. Приведите не менее двух примеров реформ политической системы СССР в период перестройки.

Наша авиация шла над полем боя волнами Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зесловских высот своей артиллерией, минометами появилась группа бомбардировщиков И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага «. Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя… Читать ещё >

Практикум. История россии хх ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

  • 1. Каковы основные периоды Великой Отечественной войны?
  • 2. В чем заключались основные причины поражения Красной армии в начальный период войны?
  • 3. Почему начавшаяся война приняла характер Отечественной?
  • 4. Когда была создана антигитлеровская коалиция? Какие страны входили в нее?
  • 5. Можно ли утверждать, что Московская битва стала крахом нацистских планов в отношении Советского Союза?
  • 6. Когда и почему СССР вступил в войну с Японией?
  • 7. Каковы основные итоги Великой Отечественной войны?

Задание, но анализу исторического источника.

Прочитайте фрагмент приказа Ставки Верховного Главного командования № 0428 от 17 ноября 1941 г.

Ответьте на вопросы.

  • 1. На ваш взгляд, каковы были основные причины поражения немецко-фашистских войск под Москвой?
  • 2. Согласны ли вы с положениями приказа?

Задания по анализу исторической литературы.

1. Прочитайте фрагмент из воспоминаний маршала Советского Союза А. М. Василевского .

" Если бы наши войсковые части и соединения были своевременно отмобилизованы, выведены на предназначенные для них планом рубежи, развернулись на них, организовали четкое взаимодействие с артиллерией, с танковыми войсками и авиацией, то можно предположить, что уже в первые дни противнику были бы нанесены такие потери, которые не позволили бы ему столь далеко продвинуться по нашей стране.

Неправильно объяснить неудачное начало войны исключительно ошибками Сталина. Партия видела приближение войны и предпринимала максимум усилий, чтобы оттянуть вступление в нее Советского Союза. Это был мудрый и реалистичный курс.

Следовало проводить форсированную мобилизацию и переводить наши пограничные военные округа в полную боевую готовность, организовывать жесткую эшелонированную оборону. Сталии не мог уловить этого переломного момента.

Наши разведорганы не могли в полной мере объективно оценивать поступающую информацию о военных приготовлениях фашистской Германии и честно, по-партийному, докладывать ее И. В. Сталину и (он. — Прим, авт.) переоценивал возможности дипломатии в решении этой задачи.

В роковую ночь начала войны отборные фашистские орды, обладавшие двухлетним опытом ведения войны, обрушились на наши пограничные войска и войска прикрытия".

Ответьте на вопросы.

«На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжелых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им все дороже и приносил все меньше результатов.

Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем [10, "https://referat.bookap.info"].

Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым испытаниям Напряжение сил героических защитников достигло предела, но они выстояли".

Ответьте на вопросы.

  • 1. О каком городе идет речь? Когда проходили описываемые события?
  • 2. Как развивалась в дальнейшем оборона города? [1]
  • 10 км, войска Модели были остановлены. Правда, на юге успех был больше, но он был недостаточен для блокирования русской дуги или для понижения сопротивления. 15 июля началось русское контрнаступление на Орел 4 августа город пришлось оставить. В тот же день пал Белгород «

Ответьте на вопросы.

  • 1.0 каких событиях Великой Отечественной войны идет речь в мемуарах Гейнца Гудериана?
  • 2. Какую задачу ставило германское командование перед своими войсками в ходе операции?
  • 3. Почему события описанной многодневной битвы историки называют коренным переломом в ходе войны?
  • 4. Прочитайте фрагмент из воспоминаний маршала Г. К. Жукова .

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы.

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли ее пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зесловских высот своей артиллерией, минометами появилась группа бомбардировщиков И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага «.

Ответьте на вопросы.

  • 1. О каком сражении идет речь в воспоминаниях маршала?
  • 2. Как развивались описанные события?

Учебная группа делится на несколько команд. Каждой из команд предлагается поочередно ответить на вопрос. В случае если отвечающей команде это сделать не удается, на помощь приходят другие команды, которым засчитываются соответствующие баллы. В конце игры подводятся итоги, победившая команда получает право на учебные преференции.

Примерный перечень вопросов

Из учебной группы формируются две команды: одна из них готовит презентацию Сталинградской битвы в советской интерпретации, другая — с немецкой.

Команды должны не только показать намерения и действия противоборствующих сторон, но и на основе аргументов ответить на следующий вопрос. Известно, что уже в первые дни окружения советскими войсками немецко-фашистской группировки под Сталинградом фельдмаршал Ф. Паулюс намеревался бросить все силы на прорыв из окружения, однако не получил согласия А. Гитлера. Если бы подобное решение было принято, удалось бы немецко-фашистским войскам вырваться из окружения?

Читайте также: