На пространстве от волги до днепра существовало государство хазария

Обновлено: 07.07.2024

3 июля 965 года дружина князя русов Святослава одержала убедительную победу над войском Иудейского Хазарского каганата, порабощённого иудеями и превращённого в гнездо паразитизма на планете. Один из центров Каганата – Итиль – была взята войском Святослава и разрушена до основания. Затем были взяты и разрушены ключевые крепости иудейской Хазарии, составлявшие основу её паразитической власти.

Между тем, такие выдающиеся отечественные историки как Б.А. Рыбаков, Л.Н. Гумилёв и М.И. Артамонов не раз указывали на то, что эта поистине грандиозная победа стоит в ряду наиболее значимых событий русской и мировой истории. И это неудивительно, ведь хазары были не только первым серьёзным врагом нашего тогда совсем молодого государства, но и в лице правящей иудейской верхушки фактически подчинили своему влиянию средневековую Европу (прежде всего, в финансовом отношении). Результаты же похода Святослава против паразитарного каганата были совершенно исключительны: пути на Восток были расчищены, Крым стал русским, целый ряд сателлитов Хазарии перестали быть для Руси враждебным заслоном, освободились от иудейского гнёта и ряд европейских государств.

Возникновение Хазарского каганата

Хазарский каганат, Хазария (650-969) – средневековое государство, созданное кочевым народом – хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы, вплоть до Днепра.
Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, столица - г. Семендер. Позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Также информацию можно почерпнуть в песни "Песнь о побиении иудейской Хазарии Светославом Хоробре". Поэма Славомысла "Песнь о побиении иудейской Хазарии Светославом Хоробре" впервые была опубликована в 1847 году польским археологом Фаддеем(Тадеушем) Воланским в книге "Памятники славянской письменности до Рождества Христова", где древнерусский текст был воспроизведён литографическим способом.

Появление иудеев и захват власти в Хазарии

Появление иудеев в Хазарии можно связать с миграцией иудеев с Персии, где они пытались осуществить захват власти финансовым путем(ростовщичество) и уничтожение представителей сильных родов персов и захват власти.

Также появлением иудеев в Хазарии можно связать с представителем тюркского рода Булана , вышедший из степи. Который решил возвратиться к "религии предков - иудаизму", т.к. в его роду было принято праздновать субботу. Также приглашение "братьев по вере" в Хазарию. Об этом событии хорошо написал Л.Н. Гумилев в своей книге "Открытие Хазарии".

Основная волна иудеев - ростовщиков пришла из Западной Европы, современной Италии, оседали они, в основном, в городах Хазарии, занимая паразитические нищи в экономике.

Первоначально чисто военное государство, Хазария после захвата власти иудеями, начало быстро превращаться в паразитарную страну, черпавшую свои огромные доходы из посреднической торговли, сбора дани с покорённых народов и проезжающих через хазарскую территорию купцов (все важнейшие торговые пути из Азии в Европу пролегали в этом регионе). Не брезговали хазары и грабительскими набегами на своих соседей, что давало каганату большое количество рабов, продаваемых на невольничьих рынках по всему миру.

Разгром Иудейской Хазарии

Поход против каганата был продуман безукоризненно. Протяжённость похода – около 6000 км. На его осуществление потребовалось около трёх лет. Вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, князь не решился. Русы срубили и наладили ладьи, и весной 965 года спустились по Оке и Волге к крепости Итиль, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врага между Доном и Днепром. Выбирая благоприятные моменты, дружинники выходили на берег, где пополняли запасы пищи.

Хазарский каганат был сокрушён Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племён. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на её окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии.
Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Давайте зададимся вопросом: почему столь эпохальные события тысячелетней давности преподносятся сегодня, как промежуточные факты истории Отечества, не заслуживающие пристального внимания современников?

Что же представлял собой Хазарский каганат, каким образом его правителям удалось добиться столь беспрецедентного положения в средневековом мире, и почему всего лишь один сконцентрированный удар русских войск положил конец мощному господству ?

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы.

Верхушка власти не пользовалась поддержкой местного населения, по-этому после побед Святослава Храброго никто не стремился востанавливать государство.

Теперь становится понятным, почему подвиг Святослава не пропагандируется так широко, как он того заслуживает. Параллели с днём сегодняшним напрашиваются сами собой.


Остатки иудеев вернулось в Европу, часть осела в г. Киеве, что привело к дальнейшему ослаблению Киевской Руси. Остатки рассеялись по всему бывшему Хазарскому Каганату.

О Хазарском каганате практически не упоминают в школьных учебниках: обычно это государственное образование выступает фоном или контекстом истории других народов. Однако Хазарский каганат был очень важным явлением для мировой истории. Хазария до сих пор не нашла точного места в системе тюркской государственности, однако именно это государство, по многим косвенным признаком, стало основой для современной татарской цивилизации.

Хазарский каганат карта

Какую роль играл Хазарский каганат в общемировой истории? Какое наследие оставило это государство, разрушенное киевским князем Святославом? Рассмотрим в этой статье.

Формирование Хазарского каганата

Хазарский каганат (существовал с VII по X века) стал первым раннефеодальным государством Восточной Европы. Он возник в прикаспийских степях, а результатом его появление стало падение Западно-Тюркского каганата.

Хазары были тюркоязычной группой кочевников и скотоводов, которые перебрались на эти территории после гуннского похода в Европу.

Из записок сирийского историка Захария Митиленского, мы знаем, что примерно в V-VI веках в на северно-западных территориях возле Каспийского моря поселились тринадцать тюркских племен, среди которых были не только хазары, но также авары, болгары, савиры. Хазары и савиры, в отличие от своих более миролюбивых соседей, были реальной военной силой. Они неоднократно совершали походы в Закавказские земли византийцев и иранцев.

Хазарский каганат карта

В конце 560-ых годов хазары попали под влияние Тюркского каганата и стали частью тюркской армии. Вместе с армией кагана, заключившего мирное соглашение с Византией, хазары участвовали в походе на Иран.

После того, как Тюркский каганат пришел в упадок, хазары оказались самым мощным и централизованным народом на территории Северного Кавказа. Именно тогда был создан новый союз племен – Хазарский каганат. Однако стоит отметить, что власть в каганате была сосредоточена в руках тюркской династии Ашина.

Во второй половине VII века, постоянно наращивая военную мощь и усиливая свое влияние, хазары воспользовались разделением Великой Болгарии и подчинили себе часть болгарских племен. Так в состав каганата вошли савиры, барсилы, аланы и многие другие местные народности.

Хазарские территории

Между VII и VIII веками хазары сумели подчинить себя ближайшие славянские племена и обложить их крупной данью. А в результате военного конфликта с Византийской империей, в и тот же промежуток времени, Хазарский каганат занял Таманский полуостров, большую часть Крымского полуострова (за исключением Херсонеса), а также Боспор. Таким образом, хазарские племена вышли на главные торговые пути того времени.

К началу VIII века Хазарский каганат достигает наивысшей точки своего расцвета. В его состав входят огромные территории Северного Кавказа, все территории Приазовья, большая часть Крыма. Хазарами контролируются все лесостепи и степи вплоть до Днепра.

город Семендер

Византия, которая, напротив, переживает не лучшие свои времена (на территорию империи постоянно вторгаются арабы), заключает с Хазарским каганатом союз.

В это же время начинается арабская экспансия. Арабский халифат начинает свое шествие по территориям византийцев и иранцев, подчиняя себе земли. Арабский халифат оказал огромное влияние на дальнейшее развитие Хазарского каганата:

Во-первых, арабы сильно ослабили самые могущественные державы того времени: Византийскую империю и Сасанидский Иран;

К началу VIII века арабы покорили Иран, Закавказье и часть Средней Азии, назначив столицей своего государства город Багдад;

Хазары совершили несколько дерзких походов на арабские силы, занявшие Закавказские земли. В ответ на это, в 735 году, арабы, преодолев горы Кавказа, разгромили хазарскую армию. Каган был вынужден принять ислам, который затем быстро распространился среди основного слоя населения Хазарии;

С этого момента в Хазарию начинают стекаться арабские купцы и проповедники. Страна продолжает развиваться, принимая в себя влияние чужеродной культуры.

Столичный город Хазарии

После арабских походов на Хазарию центр каганата было решено переместить на север. Древней столицей Хазарии был город Семендер, стоящий на северной Прикаспийской территории. После переноса главным городом стал Итиль, стоящий на Нижней Волге (территориально это недалеко от современной Астрахани). Город стоял сразу на двух берегах реки, а на островке между ними располагался хорошо укрепленный дворец кагана.

Итиль раскоп

Благодаря свидетельствам современников и археологическим раскопкам, мы знаем, что в восточной части Итиля располагался ремесленный и торговый центр, где проводились крупные ярмарки. Западную часть города населяли чиновники и военные; здесь же располагались административные здания.

Население столиц, как и всего каганата, было очень неоднородным в этническом отношении. Здесь жили не только сами хазары, но и представители болгарских и аварских племен, тюрки и арабы, славяне, византийцы и семиты. Многие купцы, приезжающие в Итиль торговать, надолго задерживались в Хазарии. Здесь был очень высок уровень веротерпимости. В Итиле были христианские храмы, мечети, синагоги и языческие алтари.

Если верить свидетельствам путешественников и историков, посещавших Итиль в разное время, в городе стояло не менее тридцати мечетей, были приходские школы училища.

Столица Хазарии и застроена была неоднородно: тут встречались деревянные и глинобитные дома, шатры, юрты и землянки.

Город простоял в своем необычном многообразии культур и архитектурных форм вплоть до 965 года, когда был уничтожен киевским князем Святославом Игоревичем.

Экономика и торговля

Хазары, не смотря на возведение городов и мощных фортификационных сооружений, оставались полукочевым народом. Основным занятием большинства населения каганата было скотоводство. Позже, при расселении по захваченным территориям, хазары стали активно осваивать земледелие, садоводство и виноградарство.

Как же хазары вели полукочевой образ жизни? Все очень просто: летом скотоводы угоняли стада на временные кочевья, а зимой возвращались в поселения и города.

Итиль раскоп

Это интересно: многие зерновые и садовые культуры пришли в Хазарию из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока и даже из Центральной Европы. Как уже говорилось выше, Хазария разместилась на стратегически важных территориях: основными торговыми путями были реки, а Итиль как раз располагался на Волге. Кроме того, рядом располагалось два моря. Не удивительно, что еще одним основным занятием населения Хазарии стало рыболовство.

В Хазарии стремительно развивалось ремесло: местные мастера перенимали технические приемы и технологии разных народов и племен, представители которых приезжали в их города.

Для Хазарского каганата, как и для любого государства, огромную роль играла международная торговля. Удобное расположение среди главных торговых путей (Великий шелковый путь и Великий волжский путь) позволили каганату быстро добиться экономического роста. Торговали со всеми:

  • С севера шли поставки меха, меда и воска, скота и рыбьего клея;
  • С юга привозили ювелирные изделия и арабскую сталь;
  • С востока везли пряности, специи и драгоценные камни;
  • Западные купцы поставляли изделия из металла, оружие и ткани.

А еще через каганат шел транзит работорговли. Впрочем, не смотря на то, что на рынках Итиля продавали невольников, рабство в Хазарии не получило широко распространения. Редкие проявления местного рабства, носили, скорее, патриархальный характер.

Самая крупная хазарская крепость

Самым крупным городом Хазарского каганата был Саркел, возведенный на пересечении крупных караванных торговых путей с водным. Возвели Саркел в IX веке, причем источники говорят о том, что в 834 году император Византии Феофил направил на Дон одного из лучших своих архитекторов. Это была личная просьба кагана: хазарам нужна была мощная крепость. Именно ее и возвели местные мастера под руководством византийского архитектора.

каган Обадия

Саркел строился с практической целью: он должен был защищать крупный торговый город, раскинувшийся неподалеку. Крепость с толстыми каменными стенами была отделена от города рвом.

Саркел быстро рос и вскоре превратился в крупнейший торговый центр Приазовья с разноязычным населением, исповедующим разные религии. Как ни странно, в процентном соотношении в городе преобладали болгары.

В процессе войны с Киевской Русью Саркел был сильно разрушен войсками Святослава, занят русами и переименован в Белую Вежу. Под этим названием город, превратившийся в русскую крепость, просуществовал до середины XII века.

Отношения с Византией

Хазария была могущественным государством, но все-таки не могла конкурировать с Византией или Арабским халифатом. Каганат постоянно втягивали в войны и распри, особенно в религиозное противоборство. Как уже говорилось выше, в каганате не было единой религии, зато существовала полная свобода вероисповедания. Не удивительно, что проповедники разных религий пытались склонить правящую верхушку в свою сторону:

  • Изначально язычники-хазары и часть болгарских племен попали под влияние арабов-мусульман. Каган и практически вся аристократия Хазарии приняли ислам;
  • Затем Византия начала повсеместно внедрять христианство: с VIII века на территории каганата появилась собственная метрополия и семь местных епархий ортодоксальной церкви;
  • Почти одновременно с принятием ислама на север Дагестана проник иудаизм, который на Кавказ принесли евреи, изгнанные из Сасанидского Ирана.

Не смотря на влияние разных религий, значительная часть хазарских племен продолжала оставаться язычниками.

Религиозный раскол и междоусобица

Хазары были веротерпимы, и даже смена государственного курса с введением новой религии мало влияла на общество. Например, на рубеже между VIII и IX веками каган Обадия сместил тюркскую династию, исповедующую ислам, и объявил государственной религией иудаизм. Окружение кагана приняло эти перемены и тоже сменило религию. А вот простой народ все также продолжал исповедовать язычество, христианство и ислам.

Арабский халифат

Раскол произошел среди феодалов, которые привыкли держаться за тюркскую исламскую власть и потому не приняли перемены. Противники кагана заручились поддержкой кочевников-венгров, а Обадия, в свою очередь, заключил договор с печенегами. В результате затяжной междоусобной войны, проигравшие войска отступили за Дунай. А для каганата наступили тяжелые времена.

Падение Хазарского каганата

В конце IX века в причерноморские степи пришли новые кочевники – печенеги, которые начали нападать на торговые караваны. Торговля в каганате пошла гораздо хуже, однако дисциплинированные, профессиональные войска Хазарии с успехом обороняли свои города и поселения от варварских вторжений.

Более опасной угрозой для Хазарского каганата оказалась крепнущая Киевская Русь, которая тоже стремилась к выходу на мировой рынок. Для этого русам было необходимо взять под свой контроль главный транзит Восточной Европы – Великий шелковый путь.

В результате многочисленных русских походов Хазария начала терпеть постоянные убытки и терять войско. Были ослаблены главные стратегические точки государства – Саркел, Итиль и Семендр. Поход князя Святослава Игоревича закончился полным разгромом каганата. Восстановить былое величие государства оказалось непосильной задачей.

По иронии судьбы, уничтожение Хазарского каганата, хоть и открыло Киевской Руси путь к главным торговым магистралям, привело к регулярным набегам печенегов. Ведь именно Хазария много столетий была главным барьером, сдерживающим натиск кочевников.

В итоге, все племена и народы, некогда составлявшие единый Хазарский каганат, расселились по другим территориям, ассимилируясь с местным населением. В первую очередь – с печенегами и половцами.

Саркел

На данный момент единственными прямыми потомками хазаров принято считать небольшую тюркоязычную группу – караимов, которые продолжают исповедовать особую версию иудаизма, по всей видимости, сохранившуюся со времен Хазарского каганата.

Приходит довольно много интересных материалов, в том числе, и от учёных. Я как-то писал о том, как Пушкин в очередной раз проявил ясновидение и написал о великом русском князе. Предлагаю вам прочитать статью, на мой взгляд, очень интересную, хотя лично я считаю, что в ней перебор антисемитской категоричности. Но размышления в статье заслуживают внимания. Особенно Гумилёва о хазарах, как неразумных. И ведь действительно сегодня вопрос неразумности хазар тревожит и сионистов, и антисемитов. И, как всегда, правда где-то посередине….

О чем нас предупреждает Александр Сергеевич Пушкин


Овидий, я живу близ тихих берегов,

Которым изгнанных отеческих богов

Ты некогда принес и пепел свой оставил.

И почти в это же время из глубин языческой Руси является могучий образ вещего Олега:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам.

Поэт написал именно так, чтобы донести до нас не только глубинный смысл Олеговой судьбы, но и трагический смысл русской истории.

Итак, три вопроса в тексте этого произведения нас будут интересовать:

А что же остальные? Коренное большинство? А оно превратилось в собственной стране в бесправную и аморфную массу. Труд хазар оплачивался минимально, туземцы трепетали перед грозными сборщиками налогов, молились в таких же халупах, в каких жили, простым хазарам-мужчинам, однако, предоставлялось право охранять иудеев-купцов, главы иудейских общин выжимали из хазар средства на наемников, которые должны были в случае мятежей этих хазар подавлять. Таким образом, хазары сами оплачивали свое закабаление.

Еще более резкую характеристику Хазарскому каганату дает современный исследователь Олег Платонов: «Под водительством иудейской религии Хазарский каганат превратился в военно-разбойничье и торгово-паразитическое государство, занимавшееся сбором грабительских даней, посреднической торговлей, сбором пошлин с купцов (больше напоминающим современный рэкет)…

… Евреи вывозили из славянских стран не только воск, меха и лошадей, но главным образом славян-военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей для разврата и гаремов. Практиковалась торговля кастрированными славянскими юношами и детьми. Для кастрации евреи оборудовали в Каффе (Феодосии) специальные заведения.

Собственное искусство хазар в Хазарском каганате не могло найти не только заказчика, но и покупателя, потому что хазары были бедны. Они перестали даже ставить могильные памятники, просто клали покойников на бугры, где тех присыпала степная пыль…

Гром грянул в 964 году, когда князь Святослав со своей дружиной нанес сокрушительный удар по Хазарскому каганату. Была разгромлена иудейская столица Итиль, впоследствии уничтожены все центры разбойничьего паразитарного государства. Киевская Русь оказалась самым могучим и последовательным врагом иудейского Хазарского каганата. Почти полуторастолетняя освободительная война восточных славян, героем которой был и вещий Олег, победоносно завершилась.

Хазарское царство исчезло, как дым. Оно растворилось в половецком степном море. От него не осталось ничего: ни этноса, ни сколько-нибудь значимых культурных памятников, ни языка, ни могильных плит, а столица Итиль превратилась в город-призрак, до сих пор недоступный археологам.

Пройдут годы… Забудется предсказание волхва.

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана…

Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они…

«Так вот где таилась погибель моя!

Эта змея всегда выползает из недр нижнего мира к уверенному в своей правоте богатырю и мстит ему за его дерзновенные подвиги.

Как черная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

И отроки тотчас с конем отошли,

А князю другого коня подвели.

Но другой конь — это уже другая судьба для воина…

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе!

Медный всадник и змей под задним копытом лошади. Когда стоишь лицом к памятнику — змей не виден. Всадник тоже не видит аспида, взор его обращен вдаль.

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

А вот Георгий Победоносец на белом коне видит аспида. Он поражает его копьем в самую голову. (Кстати, этот змей нигде не изображается мертвым. Он извивается, придавленный, пытается укусить жертву, но он жив!). Свершится ли то, что Георгий Победоносец, Святой Егорий, как его еще называют в народе, герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов и мусульман, убьет змея, дракона, который опустошает землю?

… И тут я проснулся и вскрикнул: «Что, если

Страна эта истинно Родина мне?

Не здесь ли любил я и умер не здесь ли,

И понял, что я заблудился навеки

В пустых переходах пространств и времен,

А где-то струятся родимые реки,

К которым мне путь навсегда запрещен, —

так писал русский поэт Н.С.Гумилев, казненный в августе 1921 года в Петрограде по сфабрикованному контрреволюционному заговору.

Как ныне, как ныне… Почему именно эти стихи почти через сто лет стали неофициальным гимном русской армии в Первой мировой войне, а затем и Гражданской:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам.

Так громче музыка! Играй победу!

Мы победили: враг бежит, бежит, бежит.

Так за Царя, за Родину, за Веру

Но все закончилось подвалом Ипатьевского дома в Екатеринбурге.

Михаил Задорнов начал съемки фильма о Вещем Олеге youtu.be/y4cOOEoEmJ0

Булгарская орда, которая была вытеснена хазарами из азовского региона и расселилась в районе средней Волги, стала еще одним звеном великого торгового пути. Поволжские булгары, как и хазары, быстро поняли выгоды своего географического положения.


достопримечательности Приволжья (Казань)

Что касается угров (мадьяр), которые в определенной степени зависели от хазар, то им удалось со временем установить контроль над торговым путем в районе Донца.


В 650 году Князь Киевский Светояр направляет дружины во главе с Князем Болером на Дон и Кубань для военных действий против казаков, что бы ограничить их свободное перемещение и заставить платить полюдье, но его военная кампания терпит неудачу.

В 701 году умирает болгарский Хан Аспарух.

В 746-750 году Князь Бравлин Новгородский предпринимает действия по очищению Причерноморья от греков и идёт войной на Крым где освобождает от греков город Сурож (Судак), Корчев (Керчь). В 626 году согласно хронике византийца Феофана корабли русов господствуют в Чёрном море.

Житие Стефана Сурожского

Стефа́н Сурожский (род. ок. 700 — после 787 ) — византийский святой VIII века , архиепископ Сугдеи (именуемой в позднейших русских источниках Сурожем) (ныне Судак в Крыму ).


Иконное изображение Стефана Сурожского в храме в честь этого святого в пос. Орджоникидзе, Республика Крым

Велес книга


Свод древнебулгарских летописей



(составлен, когда волжские булгары уже приняли ислам и арабский язык)

Сказание про Русов и Угров


У́гры — обобщающее этническое имя, присвоенное родственным по языку народам — манси , хантам и венграм (мадьярам) [1] . Угорские языки и родственные им финно-пермские языки относятся к уральской языковой семье . К современным народам, говорящим на угорских языках, относят венгров и обских угров (хантов и манси).

Течет модрая река времени, течёт, в море впадает и там исчезает, будто и не было. Так и люди хранят Старовину Пращурскую, а потом многое забывают, будто и не было тех времён, про которые потомкам знать надобно.

Так во времена царя нашего Зеленима (степной казачий царь) прискакали гонычи от Кощобы, и передали они от царя их слово такое, что с Восхода солнечного идут на нас разбойники степные безжалостные.

И приказал тогда царь Зеленич пырей-траву высокую рвать, и из того пырея плести вервь зелёную, и той вервью обкручиваться, чтобы в траве ни коня, ни всадника не видно было врагу.

И до вечера плели воины вервии те, а вечером уже на конях зелёные попоны были, и всадника в той траве никто увидеть не мог. А трава в то лето такая густая была да высокая, что когда Месяц из неё вставал, так за деревей зацеплялся, и долго шелестел в траве и шуршал, пока на небо взбирался.

И пришли изведатели к царю Зеленичу и рассказали, что видели кострища великие и много людей, а то враги были злые, та была Угра дикая.

И сказал царь Зеленич идти на врага и бить его, гнать геть подальше с земли нашей. И напали Русы на Угру, а та Угра убегала, зубы щерила, а потом ворочалась и нападала на Русое. И жестокими были сечи.

Кровавый Месяц ходил над степью, а Русы шли из травы, гремя мечами по щитам своим, и гул великий стоял окрест.

Вставай, Месяц, вставай, ясный, да погляди на ту битву страшную! А там Угра дикая волком выла, а там Русы в щиты били и на врага бросались. И гром мечей, и звон щитов заглушали крики людские и конское ржание, и ничего слышно не было — ни стона, ни вопления человеческого.

Расступись, Мать Сыра-Земля, дай в твои недра укрыться от врага злого и меча беспощадного! Так молили иные воины к бежали в бурьяны от грозящей смерти. Да ежели час приспел, то Смерть-Мара и в густой траве настигала, и на поле боя дых перехватывала. Однако ж тех, кто пали героями, Перуница поила водой вечной жизни, и они отправлялись в Сваргу в войско Перуново. А трусливые и малодушные попадали к Мору с Марой и мерзкому Яме.

И кричали на них князья их, и мечами размахивали, головы снять им сами грозились. И шла Угра в сечу, и от русских мечей падала. И шла та битва три дня и три ночи. А потом Угорские князья решили идти лепше на Панщину, там люди смирные и легко подчиняются.

И пошли Угры иа Днепровщину, а оттуда — на Панщину. И не стала Панщина биться, и стала Угрой.

Такая же беда была с Мазовой и с Норчей — не сражались они до конца, и исчезли — стали Волошиной.

А Русы помнили, как Хоропы и Седьмичане врага не щадили, и Меды, и Троянцы, и все от Ойразов до Иры знали, что за родную землю надо сражаться до смерти! А ляжет Рус на поле со славою — отправится на Тот Свет в Ирий прекрасный, и встретится там с отцом, с матерью, с братьями, сестрами умершими и всей своей прежней Родыной. А там они землю Сварогову рают, пашницу сеют и вено венят летом, и Свет Тот такой, как и наш, только без болезней и горестей. И люди там такие же, как и здесь, только синие, и земля там синяя, и трава, и синие кони ржут, и синие стада по синим степям ходят.

Как мы знаем, какие-то коммерческие отношения были, вероятно, установлены между племенами на верхней Волге и прибалтийскими племенами еще в период неолита и бронзового века. Новый подъем коммерции в районе Волги не мог не повлиять также на торговлю с Прибалтикой. Скандинавским купцам, известным под названием варяги, постепенно удалось


установить контроль над подходом с Балтики к верхней Волге. Разумеется, скандинавский Drang nach Osten, в первую очередь – на восточное побережье Балтики, частично явился результатом, вызванным местными скандинавскими обстоятельствами, такими как рост населения сверх той плотности, при которой оно могло бы обеспечивать себя, используя преобладающие здесь примитивные условия земледелия. Но в дополнение к этим местным причинам были и более общие причины, толкавшие варягов к Восточному Пути (Osterweg). Захват арабами южного Средиземноморья и Испании прервал





Предисловие

бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река.

В историографии же устоялось понимание этого пути как пути в противоположном описанному направлении. В переводе на современные названия, путь от древних торговых центров Скандинавии — Сигтуне, Бирке или Висбю и южного берега Балтики — Волина (Винета, Йомсбург), Старигарда, Ральсвика на Рюгене, Щецина проходил Балтийским морем через Финский залив, затем по реке Неве (здесь были пороги), по штормовому Ладожскому озеру, реке Волхов (ещё одни пороги) в озеро Ильмень. Оттуда — вверх по рекам Ловать, Кунья, Серёжа; затем в районе нынешней деревни Волок волоком в реку Торопа, впадающей в Западную Двину. Вниз по Двине — до Каспли, а по этой реке — вверх до её истока из озера Каспля, где в районе городища Гнёздово существовал древний волок в речку Катынь, впадавшую в Днепр. Далее путь выходил в Чёрное море, минуя Днепровские пороги. По морю — вдоль европейского побережья (Румелийского берега) до Константинополя. Перед тем как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Ещё один остановочный пункт существовал на острове Змеиный близ дельты Дуная. От устьев Южного Буга, Днестра и Дуная можно было попасть в Западную Европу.


конце концов им удалось открыть новый путь от Балтики к Черноморскому и Каспийскому регионам.


Древний Белозерск празднует юбилей. Согласно Несторовой летописи, он был основан Синеусом, братом Рюрика, 1150 лет назад. Когда-то процветающий центр торговли, ныне тихий провинциальный город, сейчас стоит в стороне от популярных туристических маршрутов. Привлечь к нему внимание помогли российские Ганзейские дни, которые в этом году проводятся в городе-юбиляре.

Читайте также: