Надо ли обучать водителей по транспортной безопасности

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с приказом Минтранса России от 15 января 2014 года № 7, для безопасной работы водителей, руководителю организации необходимо:

  • запланировать и провести ряд обязательных мероприятий;
  • обеспечить профессиональную компетентность и профессиональную пригодность ра-ботников;
  • обеспечить соответствие транспортных средств требованиям законодательства РФ о техническом регулировании;
    • проводить анализ по результатам дорожно-транспортных происшествий;
    • обеспечить безопасные условия перевозок;

    Обязательные мероприяти для предприятий, которые используют автомобильный транспорт

    Все предприятия, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом должны ежегодно планировать и проводить мероприятия по подготовке водителей к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.

    Мероприятия по подготовке работников к безопасной работе

    Мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации

    1. Профессиональный отбор и профессиональная подготовка работников, которые замещают должности, перечисленные в разделе I перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16, и иных работников, которые непосредственно связаны с движением транспортных средств.

    2. Подготовка работников в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями.

    3. Стажировка водителей при переводе на новый маршрут, новый тип (модель) транспортного средства.

    4. Инструктаж водителей по БДД.

    5. Обязательные медосмотры водителей.

    6. Мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

    7. Соблюдение режима труда и отдыха водителей и соответствующий контроль

    1. Проверка соответствия транспортных средств по назначению и конструкции техническим требованиям.

    2. Проверка наличия действующих разрешительных документов:

    • свидетельство о регистрации транспортного средства;
    • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
    • лицензия на осуществление пассажирских перевозок;
    • путевой лист;
    • иные документы.

    3. Поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя транспортного средства.

    4. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в порядке и объемах, соответствующих технической и эксплуатационной документации.

    5. Ежедневный технический контроль транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки с отметкой в путевом листе.

    6. Хранение транспортных средств с исключением доступа к ним посторонних лиц и самовольного использования водителями

    Как обеспечить профкомпетентность и профпригодность сотрудников

    На предприятии, которое эксплуатирует транспортные средства, необходимо назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

    Требования к квалификации ответственного за БДД:

    • диплом о высшем образовании по направлению подготовки, которая входит в группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и аттестация;
    • диплом о любом другом высшем образовании, диплом о профессиональной переподготовке по квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и аттестация.

    Стаж работы для ответственного за БДД не требуется.

    Чтобы обеспечить профпригодность и профкомпетентность водителей:

    • проводите профотбор и профподготовку;
    • контролируйте здоровье и режим работы;
    • проводите инструктажи.

    Профотбор и профподготовка

    Проверить у соискателя, который претендует на профессию водителя:

    • водительское удостоверение соответствующей категории (ст. 25 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);
      • справку о прохождении медосмотра (ст. 213 ТК РФ);
      • квалификацию;
      • стаж работы.

      Требования к квалификации и стажу работы см. в приказе Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287.

      После профессионального отбора в необходимых случаях провести стажировку водителей. Водители проходят стажировку:

      • при приеме на работу после окончания учебы;
      • после перерыва в работе водителем более одного года;
      • при приеме или переводе на горные маршруты;
      • при приеме или переводе на новый для водителя тип транспортного средства или новый маршрут перевозки пассажиров.

      Стажировку проводит работодатель. Он самостоятельно определяет количество часов и содержание стажировки. По возможности проводить стажировку на транспортном средстве того же типа и модели и на том же маршруте, на котором сотрудник будет в дальнейшем самостоятельно работать.

      Стажировка состоит из инструктажа и практики. Ее проводят под руководством и контролем водителя-наставника.

      В ходе инструктажа водитель получает информацию о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Ее цель – подтвердить, что умения водителя соответствуют квалификационным требованиям и он сможет самостоятельно управлять конкретным транспортным средством.

      В практику включите управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования должно включать движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

      Водителя-наставника для водителя назначают из других сотрудников-водителей:

      без дорожно-транспортных происшествий по вине этого водителя;

      со стажем работы на соответствующем транспортном средстве:

      • при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле – не менее трех лет;
      • при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе – не менее пяти лет.

      По итогам стажировки необходимо оформить стажировочный лист. Форма документа произвольная, при этом в нем обязательно отразить:

      • номер стажировочного листа;
      • Ф. И. О. водителя-стажера;
      • сведения о транспортном средстве, на котором проходила практическая часть стажировки: тип, марка, модель транспортного средства;
        • Ф. И. О. водителя-наставника;
        • дату, время прохождения и количество часов стажировки;
        • замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
        • заключение о допуске стажера к самостоятельной работе от специалиста, ответственного за БДД.

        Необходимо вести документальный учет всех стажировок каждого водителя.

        Об этом говорится в пунктах 13–22 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 11 марта 2016 г. № 59.

        Контроль здоровья и режима работы водителей

        Проводить обязательные медосмотры водителей.

        Направлять водителя на внеочередной медосмотр, если выявите признаки ухудшения здоровья водителя, которые угрожают безопасности движения.

        Обеспечить документальный учет и анализ результатов всех медосмотров водителей, чтобы выявить сотрудников, которые склоны:

        • к злоупотреблению алкоголя;
        • употреблению наркотиков;
        • хроническим заболевания, влияющим на выполнение трудовой функции.

        Обеспечить контроль соблюдения режима рабочего времени и времени отдыха водителей по законодательству РФ (положение, утвержденное приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15).

        Это следует из пунктов 10–15 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7.

        Как обеспечить безопасность эксплуатации транспортных средств

        Чтобы обеспечить безопасность транспортных средств, которые используют для перевозок пассажиров и грузов:

        • использовать транспортные средства, которые допущены к эксплуатации;
        • обеспечить защиту от актов незаконного вмешательства (см. Порядок, утвержденный приказом Минтранса России от 11.02.2010 г. № 34, перечень, утвержденный приказом Минтранса России от 5.03.2010 г. № 52/112/134);
        • проводить предрейсовый контроль технического состояния и не допускать на линию транспортные средства, которые не прошли контроль;
          • обеспечить техобслуживание и ремонт в соответствии с предписаниями изготовителя;

          Внимание: не допускать к перевозкам пассажиров и грузов транспортное средство, которое не соответствует требованиям безопасности, установленным Основными положениями , утвержденными постановлением Совета министров – Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 .

          Допустить транспортное средство к перевозкам после устранения несоответствий и повторного контроля технического состояния.

          Кроме того, необходимо применять специальные правила, чтобы обеспечить безопасные условия:

          • перевозок грузов;
          • организации регулярных перевозок пассажиров;
          • организации и осуществления перевозок пассажиров по заказам;
          • организации и осуществления перевозок пассажиров легковым такси;
          • перевозок пассажиров и грузов в особых условиях.

          Как провести анализ причин и условий, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия

          В случае дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) с транспортным средством предприятия необходимо провести анализ причин и условий, которые способствовали возникновению ДТП. Результаты анализа оформить документально и хранить не менее трех лет.

          При анализе установить информацию по водителю, который попал в ДТП, по транспортному средству и по должностным лицам предприятия, ответственным за безопасную эксплуатацию транспортных средств.

          В отношении водителя:

          1. Ф. И. О., общий стаж вождения, стаж работы у работодателя и на транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях – участниках ДТП;
          2. прохождение медосвидетельствования на опьянение. Если водитель был пьян – обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения;
          3. соблюдение режима труда и отдыха в период, который предшествовал ДТП;
          4. соблюдение правил дорожного движения и Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;
          5. наличие административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года
            1. наличие взысканий в течение года;
            2. повышение квалификации и профмастерства;
            3. соблюдение условий стажировки.

            В отношении транспортного средства:

            1. модель транспортного средства;
            2. государственный регистрационный знак;
            3. право- или леворульное управление;
            4. неисправности в момент ДТП;
            5. диагностическую карту, которая подтверждает прохождение ТО;
            6. периодичность и сроки последнего техобслуживания, лицо, ответственное за проведение;
              1. соблюдение межсервисного пробега;
              2. наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техобслуживании;
              3. письменные обращения водителя к работодателю о неисправностях транспортного средства.

              В отношении должностных лиц:

              1. Ф. И. О. лица, которое проводило предрейсовый контроль техсостояния транспортного средства, соответствие квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка предрейсового контроля;
              2. Ф. И. О. лица, который проводил инструктаж водителей, соответствие квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение правил проведения инструктажа;
              3. Ф. И. О. лица, которое проводило предрейсовый медосмотр, соответствие квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение правил проведения медосмотра;
              4. соблюдение законодательства РФ по безопасности дорожного движения и Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;
              5. меры, которые применял работодатель к водителям с административными правонарушениями в области дорожного движения.

              Это следует из пункта 6 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;

              Правила которые необходимо выполнять водителю по безопасному вождению в неблагоприятных погодных условиях.

              Перед выездом на линию водителю необходимо пройти предрейсовый медосмотр и проверить, что транспортное средство прошло предрейсовый технический контроль. Убедиться в наличии исправного запасного колеса, аптечки первой помощи, домкрата, инструментов и приспособлений на случай шиномонтажных работ в полевых условиях.

              Во время движения двери транспортного средства должны быть закрыты.

              В случае снегопада, гололеда, тумана, ливня снижайте скорость до 50 км/ч. При необходимости остановить транспортное средство.

              В случаи ослепления встречной машиной светом необходимо включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

              Остановка запрещена на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги, если видимость дороги менее 100 м. в одном направлении.

              При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также при ослеплении водителя светом фар включить аварийную сигнализацию.

              Перед выходом из машины проследить, что ручной стояночный тормоз включен, под колеса установлены противооткатные упоры, выключить зажигание и замкнуть машину.

              В условиях видимости менее 100 метров запрещены :

              – движение задним ходом;

              Не допускается движение :

              – при негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в условиях недостаточной видимости;

              – не действующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

              При невозможности определенияь наличия покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т. п.), а знаков приоритета нет, необходимо применять правила дорожного движения для второстепенной дороги.

              В условиях недостаточной видимости включайте :

              – фары дальнего или ближнего света;

              – габаритные огни – на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах.

              При остановке и стоянке в условиях недостаточной видимости необходимо включать габаритные огни, фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

              На скользких участках дороги :

              – применяется торможение двигателем либо комбинируется его с резкими и кратковременными, по два–три раза, нажатиями педали тормоза. Таким образом снижается скорость автомобиля, не теряя управления;

              – избегать резких маневров и поворотов руля. Это приведет к блокировке колес и потере управления автомобилем.

              Если заметили водителей, нарушающих правила дорожного движения, уступите им дорогу.

              Если произошло ДТП или поломка и необходимо остановиться в неустановленном месте, где остановка запрещена, кроме аварийной сигнализации, устанавливается аварийный знак. Если поломка произошла на трассе или в поле, расстояние от машины должно быть не менее 30 м. Если поломка произошла в населенном пункте, знак выставляется на расстояние не менее 15 м. от машины.

              Если водитель почувствовал утомление и сонливость, необходимо остановиться и отдохнуть. Если утомление и сонливость не прошли, связаться с непосредственным руководителем и сообщить ему об этом. Далее выполнить распоряжение руководителя.

              При буксировке на гибкой сцепке расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами должно быть в пределах 4–6 метров, а при буксировке на жесткой сцепке – не более 4 метров. При гололеде буксировка на гибкой сцепке запрещена !

              При устранении неисправностей в пути использовать рукавицы.

              При заправке АТС топливом брать заправочные пистолеты в рукавицах. Соблюдать осторожность, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

              При работе в зимнее время :

              – не выезжать в рейс в транспортном средстве с неисправными устройствами для обогрева салона и кабины;

              – не прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц;

              – не подогревать двигатель открытым пламенем;

              – не перевозить пассажиров в открытом кузове.

              Административная ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей

              Автомобильный транспорт — источник повышенной опасности, его владельцы несут юридическую ответственность даже при отсутствии вины в совершенном правонарушении[1].

              Работники, непосредственно управляющие транспортными средствами или управляющие движением транспортных средств, ответственны за жизнь и здоровье многих людей. Поэтому трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу[2], рабочему времени, времени отдыха[3] и дисциплине труда лиц[4], работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств. Цель этих требований — свести к минимуму возможность причинения ущерба лицам, пользующимся транспортными средствами, иным лицам и окружающей среде.

              Важно!

              Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16.

              ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ РАБОТНИКОВ, ПРИНИМАЕМЫХ НА РАБОТУ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННУЮ С ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

              В системе обеспечения безопасности движения надежность водителя играет существенную и основную роль — 70 % ДТП происходит по вине водителей автомобилей. Поэтому повышение профессиональной надежности водителей — одно из важнейших направлений деятельности по профилактике и снижению уровня аварийности на автомобильном транспорте.

              Надежность водителя рассматривается как его способность действовать в соответствии с определенными требованиями профессии как в обычных, так и в критических ситуациях в течение определенного промежутка времени. В конечном итоге надежность водителя включает:

              • профессиональную пригодность, в которую входит состояние здоровья, психологические и личностные качества;
              • профессиональную подготовленность (уровень профессиональных знаний и навыков) и опыт вождения;
              • высокую работоспособность и степень утомления;
              • состояние организма, обусловленное приемом лекарственных и наркотических препаратов, алкоголя.

              Юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения[5].

              К сведению

              Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством)[6]. Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

              В соответствии со ст. 328 ТК РФ, работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

              Работник, принимаемый на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, также в соответствии со ст. 23 Федерального закона о БДД, ст. 69, 213 и 328 ТК РФ, обязаны при приеме на работу проходить обязательные медицинские осмотры[7] и психиатрические освидетельствования[8].

              Обратите внимание!

              Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения определен Порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[9].

              Данный Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — профотбор, транспортные средства), и их профессионального обучения (далее — профобучение), распространяется на юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) (далее — работодатели), осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

              Работники, которые принимаются на работу к работодателям (далее — водители), осуществляющим перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соответствовать требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом[10], если иное не установлено законодательством РФ, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации.

              При проведении профотбора водителей рекомендуется использовать МР 2.2.0085-14[11] — содержат сведения по вредным факторам, которые рекомендуется включать в список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, а также различные типы психофизиологических тестов, которые позволят на ранних стадиях собеседования выявить у водителей склонность к психическим расстройствам, которые могут оказать влияние на уровень профессиональных рисков.

              При проведении профессионального обучения (стажировки) водителей также можно руководствоваться РД-200-РСФСР-12-0071-86-12[12]. Данный Руководящий документ не обязателен для применения, так как не является нормативно-правовым актом, и может применяться в части не противоречащем законодательству.

              Мы рекомендуем

              Работодателю стоит разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок проведения профотбора и профобучения водителей в организации, который должен быть интегрирован с системой управления охраной труда, а также с системой управления безопасностью дорожного движения (при наличии).

              ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ВОДИТЕЛЕЙ

              Профессиональный отбор — это определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями[13].

              Цель профессионального отбора водителей — привлечь к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством РФ.

              У работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, трудовые функции которых непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, должны быть в наличии права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.

              Соответствие работников требованиям к стажу (опыту) работы, установленным квалификационными требованиями, подтверждается трудовой книжкой или иными документами в соответствии с трудовым законодательством РФ.

              Работники должны представить следующие документы: водительские права, трудовую книжку, свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика и др. Если документы соответствуют установленным требованиям, работодатель проводит собеседование с такими работниками.

              Цель собеседования — подтвердить соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям квалификационными требованиями.

              Собеседование проводится в устной форме.

              Результаты собеседования заносятся в листы собеседования (п. 11 Порядка прохождения профотбора), которые должны храниться не менее пяти лет. Порядок хранения листов собеседования устанавливается работодателем.

              Пример Листа собеседования для кандидатов в водители,

              принимаемых в организацию, осуществляющую деятельность

              по перевозке грузов неспециализированными автотранспортными средствами (грузовыми автомобилями)


              Обратите внимание!

              [1] Статья 1079, 1083 Гражданского кодекса РФ.

              [2] Статья 328 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

              [3] Статья 329 ТК РФ, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

              [4] Статья 330 ТК РФ.

              [6] Абзац 10 ст. 2 Федерального закона о БДД.

              [7] В соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее — Порядок проведения медосмотров).

              [8] В соответствии с Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695.

              [9] Утверждено Приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59 (далее — Порядок прохождения профотбора и профобучения водителей).

              [10] Утверждены Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287 (далее — квалификационные требования).

              [12] РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей, утвержденное Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986.

              [13] Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Минтруда России от 27.09.1996 № 1.

              Н. Панфилов,
              специалист по охране труда

              С 1 января 2021 года изменились особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. 253 нормативных акта в сфере транспорта утратили силу. Взамен им утвердили новые документы, регулирующие режим труда и отдыха водителей 2021. Утвердили новые реквизиты путевых листов, новые правила по охране труда и новые требования к квалификации.

              Работодателям стоит иметь в виду, что для трудовой инспекции водители — это одна из излюбленных категорий проверяемых работников. На этих сотрудников приходится и максимальное количество штрафов. Чтобы избежать неприятностей, нужно изучить все особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. Вот некоторые из них.

              Кого работодатели имеют право принимать на работу в качестве водителя

              Принимаемый на работу водитель должен документально подтвердить:

              Категории водительского удостоверения должны соответствовать ряду требований (таблица 1).

              Таблица 1. Категории водительских удостоверений

              Транспортное средство

              Категория водительского удостоверения

              Легковые автомобили (легковые такси)

              Требования к опыту работы предъявляются для некоторых категорий водителей (таблица 2).

              Таблица 2. Требования к опыту работы и стажу водителей в зависимости от категории

              Вид транспорта

              Опыт работы (стаж) водителя

              Не менее трёх лет

              Автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей

              Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

              Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов

              Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

              Тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

              Общий стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля

              Транспортные средства, сопровождающие тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

              Стаж работы в качестве водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства не менее одного года

              Для прочих категорий водителей требования не установлены. Однако внести в должностную инструкцию необходимые требования может сам работодатель.

              Нанимаемый на работу водитель должен пройти медосмотр. А после приёма на работу водителя необходимо проинструктировать.

              Профотбор водителей: три изменения 2021 года

              Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

              Рекомендуем

              На семинаре слушатели получат практические рекомендации по режиму труда водителей, особенностям оформления трудовых договоров и мероприятий по охране труда, смогут разобраться требованиях к квалификации водителей.

              В соответствии с новым Порядком кандидат допускается к аттестации при предъявлении полного комплекта документов, который включает в себя:

              а) заявление о прохождении аттестации, подписанное кандидатом и содержащее следующие сведения о кандидате:

              фамилия, имя, отчество (при наличии);

              место работы и должность (при наличии);

              адрес электронной почты (при наличии);

              данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

              страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);

              б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также его копия;

              Обращаем Ваше внимание, что согласно приказу Минтранса России от 31 июля 2020 г. № 282 с 1 января 2021 г. к аттестации допускаются кандидаты с образованием не ниже уровня среднего профессионального.

              Кроме того, к кандидатам, имеющим среднее профессиональное образование, предъявляются требования к стажу работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

              В качестве подтверждения стажа работы кандидатам, имеющим среднее профессиональное образование, необходимо будет предъявить оригинал трудовой книжки (заверенную работодателем копию) либо выписку из электронной трудовой книжки, а также ее копию.

              При проведении тестирования кандидату запрещается:

              пользоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными материалами;

              пользоваться личными средствами связи и компьютерной техникой;

              вести переговоры с другими кандидатами, а также передавать им записи или материалы;

              покидать пункт проведения аттестации до завершения выполнения тестового задания.

              Если у вас появились предложения по улучшению
              портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

              Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

              Обратная связь

              Обратная связь

              Ошибка!

              Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

              В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

              • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
              • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
              • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
              • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
              • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

              Клавиатура:

              • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
                При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
              • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
              • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
                У активной ссылки будет подсвеченный фон.
              • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
              • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
                Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
              • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
                Нажатие Tab после этого вернет активацию.

              Обновлено секунду назад

              В ходе досмотра осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц. При его проведении могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура.

              Лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются. Отказ пассажира от досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке.

              Согласно статье 12.3 Федерального закона установлено, что уполномоченные работники подразделений транспортной безопасности в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств также имеют право задерживать для передачи органам внутренних дел или органам федеральной службы безопасности лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, изымать оружие и боеприпасы при отсутствии у лица законных оснований для их ношения или хранения, а также устанавливать личность физического лица, находящегося или пересекающего зону транспортной безопасности, по документам, удостоверяющим личность.

              Задержанные лица, используемые ими транспортные средства и находящиеся при них оружие и боеприпасы, незамедлительно передаются представителям органов внутренних дел или органов федеральной службы безопасности на объекте транспортной инфраструктуры.

              Сотрудники подразделений транспортной безопасности имеют право на применение физической силы, специальных средств, электрошоковых устройств и огнестрельного служебного оружия для отражения нападения на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, работников подразделений транспортной безопасности или лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, пресечения сопротивления, оказываемого нарушителем, задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам подразделений транспортной безопасности.

              Неисполнение гражданами (пассажирами) требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей. В случае, если данные действия совершены умышленно, санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток.

              Читайте также: