Наиболее комфортная температура в кабине водителя

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Верещагин Сергей Борисович

Приведены результаты климатических испытаний, показывающие в каких тяжелых реальных условиях высоких температур приходится работать водителям в летнее время. Выполнена оценка влияния высоких температур и влажности на физиологическое состояние человека за рулем.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Верещагин Сергей Борисович

Безопасность пожарных подразделений с использованием специальных средств защиты при тушении пожаров на открытых пространствах

Study of Temperature and Humidity Characteristics in the Transport Vehicle Cabin under Heat Conditions

Results of climate tests are given which show under which hard real conditions of high temperatures the drivers have to work in summer time. The influence of the high temperature and humidity on physiological state of a steering human is estimated. Refs. 2. Figs. 1. Tabs. 4.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА И ВЛАЖНОСТИ В КАБИНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В УСЛОВИЯХ ЖАРЫ

Приведены результаты климатических испытаний, показывающие в каких тяжелых реальных условиях высоких температур приходится работать водителям в летнее время. Выполнена оценка влияния высоких температур и влажности на физиологическое состояние человека за рулем.

Ключевые слова: климат, температура, влажность, измерения, вентиляция, кабина, салон.

Целью приведенных в настоящей статье исследований является изучение реальных температурно-влажностных характеристик кабины (салона) транспортного средства в условиях жары. Толчком к проведению таких исследований стали расхождения в значениях температур и влажности, встречающиеся в публикациях, а также расхождения в значениях параметров и зонах их измерения. Кроме того, зарубежные производители климатических систем для автомобилей часто скрывают истинные параметры климата в кабине (салоне).

Климат европейской части России характеризуется высокими перепадами температур летнего и зимнего периодов, что не только разрушительно сказывается на состоянии техники и дорог, но и усложняет работу водителей.

Особенно сильно на работу водителя влияют экстремальные низкие и высокие температуры. Если при низких температурах современные кабинные отопители обеспечивают достаточно комфортные климатические условия для водителя, то при высоких температурах подобная эффективность достигается не всегда, поскольку не во всех транспортных средствах используются необходимые климатические установки, а конструктивное исполнение кабин во многом не отвечает условиям эффективного теплоотвода из зоны расположения водителя и пассажиров.

Исследования аварийности, проведенные в 1990-е гг. в Краснодарском крае [1], показали, что ее рост в летнее время связан с высокими температурами (выше +27 °С), которые традиционны в это время года.

В результате исследований выявили, что для водителя температура в кабине (салоне) +27 °С является критической — при превышении этого значения сильно усложняется его психическая деятельность. Причем чем сложнее задачи приходится решать водителю, тем больше ошибок он допускает (рис. 1). Это можно объяснить тем, что при

перегреве организма его биохимические реакции замедляются. При угрозе перегрева организм в защитных целях резко снижает основной обмен, что приводит к уменьшению энергозатрат на обслуживание самого себя и, как следствие, снижению выделения теплоты. При этом понижаются обменные процессы на биохимическом уровне, что приводит к снижению способности быстро и точно оценивать дорожную обстановку, увеличению времени реакции, притуплению внимания и увеличению числа ошибок.

Летом 2007-2009 гг. в Москве и московской области, а также в Краснодарском крае и на юге Ростовской области проводились исследования климатических условий работы водителя автомобиля [2], а также испытания по исследованию влияния на климатические условия работы водителя различных режимов функционирования вентиляции. При этом были выявлены закономерности перераспределения температуры и влажности внутри салона.

Краснодарский край и Ростовская область выбраны для проведения экспериментов по следующим причинам:

— в летнее время в этих областях из-за сильной жары увеличивается число тяжких дорожно-транспортных происшествий (ДТП);

— некоторые результаты проводимых в этих местностях исследований требуют уточнения;

— в летнее время в Краснодарском крае и Ростовской области, по сравнению с средней полосой, климат наиболее стабильный, что позволяет ежедневно повторять эксперименты в одних и тех же условиях температуры и влажности.

Для исследования характеристик нарастания температур в салоне и роли системы вентиляции в этих процессах были проведены испытания в дорожных условиях Москвы и Московской области.

Результаты этих исследований оказались более пессимистическими по сравнению с результатами, полученными ранее.

Для проведения экспериментов использовали наиболее популярный и распространенный в России автомобиль ВАЗ-2106 светлого цвета и аппаратуру для определения температуры и влажности в обитаемых и необитаемых отсеках автомобиля на всех режимах движения (табл. 1).

Влияние роста температуры, воздействующей на водителя, на число ошибок, допускаемых им при управлении автомобилем (по данным В.А. Варламова )

Приборы для измерения температуры и влажности

Прибор (страна-изготовитель) Функции Погрешность измерений

Электронный термометр Wendox 3360 (Швеция) Измерение температуры внутренним и выносным датчиками Температура ±1 °С

Электронный прибор измерения температуры и влажности 1поуа11еу БМ 17 (Франция) Измерение температуры и влажности Температура ±1 °С Влажность ±2 %

Спиртовой термометр (Россия) Измерение температуры Температура ±1 °С

Наряду с высокоточными электронными термометрами и измерителями влажности использовали обычные спиртовые термометры. Это связано с тем, что для большей достоверности необходимо дублирование измерений электронными и спиртовыми термометрами в целях выявления влияния различных условий на характеристики приборов.

Для измерения температуры использовали следующие приборы: электронный термометр Wendox 3360 (Швеция), электронный прибор измерения температуры и влажности 1поуа11еу БМ 17 (Франция); спиртовые термометры (Россия) (см. табл. 1).

Исследования проводили при следующих условиях: температура воздуха в тени +32. +34 °С, машина светлого цвета модели ВАЗ-2106 двигалась по направлению на юг (отклонение от направления + 15° . 20°), скорость движения 80. 90 км/ч, время измерения температур с 12:00 до 14:00. Доказано, что в период с 12:00 до 14:00 солнечная радиация и, следовательно, измеряемые температуры наиболее стабильны. Температуры многократно измерялись в следующих зонах: голова водителя, грудь, живот-бедра, ступни-голени, а также в зоне багажного отсека.

Исследования выполнялись следующим образом. Учитывая, что сиденья водителя и пассажира, сидящего рядом с ним, располагаются симметрично и климатические условия для водителя и пассажира одинаковые, датчики температуры были установлены на пассажирское место в зоне расположения головы, груди, живота-бедер и ступней-голеней. Измерения проводились в каждой зоне троекратно с повторением через 5 мин.

Средние значения измеренных температур приведены в табл. 2, из которой следует, что значение температуры в салоне автомобиля явно превышает норму, при которой возможна реально безопасная работа водителя (см. рисунок).

Значение температуры, воздействующей на водителя и багаж при движении

Зона измерения Температура, °С Воздействие солнечного

температуры измеренная внешняя (в тени) света

Голова водителя + 43 + 32 В тени

Грудь водителя + 40 + 32 В тени

Живот водителя + 62 + 32 На солнце

Бедра водителя + 62 + 32 На солнце

Стопы водителя + 30 + 32 В тени

Багажный отсек (на дне) + 30 + 32 В тени

Багажный отсек (под крышкой) + 32 + 32 В тени

Если сравнивать температуры, измеренные в зоне головы и груди водителя, можно сделать вывод, что превышение на 3 °С температуры в зоне головы связано с тепловым излучением со стороны обивки крыши. Температура самой панели крыши при этом может достигать +50. + 52 °С.

Температура в зоне живот-бедра водителя достигает +62 °С вследствие прямого воздействия солнечной радиации через ветровое стекло автомобиля.

Температура +30 °С в зоне стоп водителя свидетельствует о том, что наиболее холодный воздух скапливается над полом салона, к тому же имеет место температурная инерция (температура панелей и деталей корпуса в ночное и утреннее время составляет +18. + 20 °С, и они еще недостаточно нагрелись). К тому же набегающий поток воздуха взаимодействует с наружными панелями пола салона и, охлаждая их, замедляет повышение температуры в результате воздействия солнечной радиации на салон.

Процентное соотношение теплоты, поступающей в кабину (салон) и воздействующей на водителя, приблизительно выглядит следующим образом: 40% теплоты поступает от нагретой крыши, передней и боковых панелей кабины; 60 % — через ветровое стекло (в меньшей степени через боковые стекла). Как раз тепловая энергия, поступающая через ветровое стекло, и привела к чрезмерному нагреву до +62 °С в зоне живот-бедра.

Существуют четыре степени перегрева организма человека в результате воздействия температуры внешней среды в течение 1 ч: до +40 °С — 1-я степень; до +50 °С — 2-я степень; до +60 °С — 3-я степень; свыше +60 °С — 4-я степень.

В рассматриваемом случае перегрев водителя может относиться ко всем четырем степеням.

Влияние солнечной радиации на температуру в салоне в условиях холодной

Зона измерения температуры В салоне

Наружная (в тени) на уровне груди водителя на уровне живота водителя (под действием солнца) на уровне стоп водителя

Значение измеренной температуры, °С + 12 + 24 + 35 + 17

Исследования показали, что в холодную осеннюю погоду солнечная радиация также способна повысить температуру в кабине (салоне) (табл. 3), и если водитель использует теплую осеннюю одежду, то это может привести к его перегреву. При выходе водителя из кабины (салона) в естественную окружающую среду с температурой +12 °С может произойти переохлаждение с последующим простудным заболеванием.

Исследования проводились по такой же методике, которая описывалась ранее. Температуру измеряли в трех зонах: грудь водителя, живот и стопы. При исследовании влажности в кабине (салоне) автомобиля, воздействующей на водителя, определяли ее значения: на расстоянии не менее 30 м от дороги; на высоте 1 м над поверхностью дороги; на поверхности одежды водителя на уровне груди; на расстояниях 2 и 4 см от поверхности одежды на уровне груди; в салоне автомобиля на расстоянии 50 см от водителя, а также измеряли наружную температуру (в тени) и внутри салона на уровне груди водителя.

Режимы движения, при которых проводились измерения, следующие: машина располагалась неподвижно на обочине; машина двигалась по шоссе со скоростями 40 и 80 км/ч.

При исследовании влажности также использовали электронный прибор 1поуа11еу БМ 17 (Франция) и электронный термометр Wen-dox 3360 (Швеция).

Исследования проводились следующим образом. Влажность внешней среды определяли на расстоянии не менее 30 м от дороги. При этом прибор располагался на расстоянии 1 м от поверхности грунта. Измерения проводились троекратно, при каждом измерении прибор смещался на 4. 5 м вдоль дороги.

Влажность над поверхностью дороги измеряли, устанавливая прибор на высоте 1 м над поверхностью дороги на расстоянии от края

проезжей части 1. 1,5 м. Измерения проводились троекратно с перемещением в каждом случае прибора на 7. 10 м вдоль дороги.

Влажность на поверхности одежды водителя измеряли путем установки датчика прибора непосредственно на поверхность одежды водителя на уровне груди. Измерения проводились троекратно с временными интервалами 5. 7мин при движении со скоростями 40 и 80 км/ч и при стоянке на обочине.

Влажность на расстоянии 2 см от поверхности одежды измеряли прибором, установленным на уровне груди водителя. Измерения проводились троекратно с временными интервалами 5. 7мин и при тех же режимах движения.

Влажность на расстоянии 4 см от поверхности одежды на уровне груди измерялась так же, как и на расстоянии 2 см, т.е. троекратно при тех же временных интервалах и при тех же режимах движения.

При измерении влажности в салоне в 50 см от водителя прибор располагался справа от водителя на уровне груди. Измерения проводились троекратно с временными интервалами 5. . . 7 мин при тех же режимах движения.

Температуру внутри салона измеряли на расстоянии 50 см справа от водителя на уровне груди. Измерения проводились также троекратно с временными интервалами 5. 7 мин при тех же режимах движения.

Наружную температуру (в тени) измеряли троекратно на расстоянии не менее 30 м от дороги на высоте от поверхности грунта 1 м.

В результате испытаний выявили (табл. 4):

— влажность над поверхностью дороги на высоте 1 м (высота забора воздуха для вентиляции салона автомобиля) на 10 % меньше, чем в 30 м от дороги;

— влажность в салоне на расстоянии 0,5 м от водителя меньше на 5%, чем над поверхностью дороги, и на 15% меньше, чем в 30 м от дороги. Информация, высказанная в других литературных источниках о том, что в результате жизнедеятельности водителя в салоне повышается влажность, пагубно сказывающаяся на его самочувствии, не подтвердилась;

— при полном закрытии приточной вентиляции и окон влажность в зоне 4 см от водителя повышается на 10. 15 %.

— во время стоянки уровень влажности в салоне совпадает с уровнем влажности на расстоянии 30 м от дороги (35 %). При этом температура внутри салона была на 10 °С выше, чем температура наружного воздуха.

— наибольшая влажность наблюдается на поверхности одежды водителя; на расстоянии 4 см от поверхности одежды водителя влажность практически такая же, как на расстоянии 0,5 м от водителя.

Значение влажности и температуры, воздействующих на водителя при различных режимах движения автомобиля

Измеряемые параметры машина стоит на обочине скорость 40 км/ч* скорость 80 км/ч*

Наружная температура (в тени), °С + 32 + 32 + 32

Температура внутри салона на уровне груди водителя, °С + 43 + 41 + 41

Влажность на уровне груди, на поверхности одежды, % 63 5 С/. 60. 61

Влажность на уровне груди в 2 см от поверхности одежды, % 38 28. 32 30. . . 31

Влажность на уровне груди в 4 см от поверхности одежды, % 36 20. ..21** 20. ..21**

Влажность в салоне в 50 см от водителя, % 35*** 20 20

Влажность над поверхностью шоссе на высоте 1 м, % 25 25 25

Влажность в степи на расстоянии 30 м от шоссе, % 35 35 35

* Измерения проведены в условиях максимального режима работы приточной и вытяжной вентиляции, окно водителя было приоткрыто на 40. 50 мм.

** При полностью закрытых приточной вентиляции и водительского окна уровень влажности повысился до 30. ..35%.

*** Влажность в салоне без водителя достигает 35 %.

После обработки полученных значений температуры и влажности были определены относительные погрешности: при измерении температуры — 1,5 %, влажности — 2%.

Исследования показали что, для борьбы с высокими температурами в кабине (салоне) автомобиля наиболее правильным и экономически оправданным является путь дальнейшего конструктивного совершенствования обитаемых отсеков для водителей и пассажиров. Необходимо наиболее рационально компоновать кабины в целях уменьшения проникания в обитаемые осеки прямого солнечного излучения, использовать для окраски и покрытия кабины материалы, отражающие световой поток от ее поверхности. Следует использовать более совершенные системы рассредоточенной вентиляции. Например, при изменении режима работы штатной вентиляции легкового автомобиля с приточного на принудительный можно понизить температуру в салоне на 1,5. 3 °С.

1. Варламов В. А. Что надо знать водителю о себе. - М.: Транспорт, 1990. -192 с.

2. Верещагине. Б. Исследование климатических условий работы водителя. - М.: МАДИ (ГТУ), 2009.

Статья поступила в редакцию 9.03.2010

Сергей Борисович Верещагин родился в 1964 г., окончил в 1986 г. Московский автомеханический институт. Канд. техн. наук, доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). Автор более 20 научных работ и изобретений в области систем управления и управляемости колесных и гусеничных машин, эргономики органов управления, кабин и обитаемых отсеков.

Вы слышали историю, как у жителя Кобрина в автомобиле взорвался йогурт? Немудрено! Под прямыми солнечными лучами салон прогревается до +50°С, а в некоторых местах температура может превышать и +85°С!


Мы знаем это наверняка: в тот самый день, когда незадачливый автомобилист очищал свой автомобиль от остатков биологической бомбы, мы как раз занимались тем, что, вооружившись термометрами и тепловизором, измеряли, до какой температуры прогревается салон машины под солнцем. А заодно проверяли, насколько эффективны те рекомендации по защите от жары, которые сами давали вам два года назад.

Как проверяли


Для начала мы дождались жарких дней. Затем задались вопросом поиска двух одинаковых автомобилей, ведь все измерения мы собирались производить в сравнении. Спасибо дилеру Skoda, который откликнулся на нашу просьбу и оперативно выделил для нашего эксперимента две одинаковых "Октавии". У обеих белый низ, темный верх (черная крыша и глубокая тонировка задних стекол), а также климат-контроль – так что условия по технике равные.


Как насчет инструментария? Температуру в салоне было решено измерять при помощи бытовых спиртовых термометров. Как бы архаично они не выглядели, считается, что погрешность будет не более 0,5–1 градуса, что нас вполне устраивает. Единственный недостаток – приборы инертные, изменения отражают неспешно, что в некоторых случаях для нас было совершенно не существенно, но в некоторых, наоборот, принципиально.


Поэтому мы вооружились еще двумя приборами. Один из них – бесконтактный термометр, которым мы точечно замеряли разные зоны салона. Другой – тепловизор. Он появился в нашем распоряжении в самый последний момент и в первую очередь мы использовали его ради наглядной демонстрации того, насколько разной может быть температура в салоне.



Все тела испускают излучение в инфракрасном диапазоне электромагнитных волн. Измеряя мощность этого излучения, можно получить температуру поверхности. Но, во-первых, температура поверхности, скажем, приборной панели, это не одно и то же, что и температура воздуха в салоне. Во-вторых, у разных тел разный коэффициент излучения. В тепловизоре мы установили его на уровне 0,95, что справедливо далеко не для каждой поверхности. А в термометре коэффициент и вовсе установлен производителем и неизменен.


Но использование трех приборов позволяет делать больше измерений и, сопоставляя результаты, приходить к наиболее верному значению. К тому же мы получаем дополнительные возможности. Например, точечного измерения температуры в разных зонах салона, которая действительно будет отличной, особенно в летний день.

Открывайте окна!


Для начала проверим рекомендацию оставлять автомобиль со слегка приоткрытыми окнами. Считается, что благодаря этому в салоне сохраняется минимальная вентиляция, он не так сильно прогревается. Оставляем обе машины на улице кормой к солнцу (основной солнечный удар при этом принимают на себя глубоко тонированные задние стекла), при этом в одной из "Октавий" все стекла опускаем на несколько сантиметров вниз.


Спустя час проводим замеры. С начальных +28°С салон полностью закрытой машины хорошенько прогрелся – там отменная парилка. Спиртовой термометр показывает +40°С.


Во втором автомобиле дышать легче, поэтому кажется, что температура намного ниже. Хотя термометр показывает +37°С – разница в три градуса совсем невелика. Но цифры цифрами, а субъективно садиться в салон с "вентиляцией" гораздо приятнее!

Без шторки никак!



Оставляя на солнце автомобиль, мы получаем не только сильно прогретый салон, но и раскаленные руль, рычаг КП, панель. Дедовский способ решения проблемы – полотенце на панель. А лучше специальная шторка – экран с зеркальной поверхностью.


При помощи климатических установок охлаждаем салоны обоих автомобилей до +25°С, разворачиваем "лицом" к солнцу и снова оставляем на прогрев. При этом в одной из машин устанавливаем солнцезащитный экран. Мы знаем, что польза от него точно есть. Но какова она в цифрах?


Спустя полтора часа проводим измерения. В автомобиле со шторкой салон прогрелся до +42°С – такая температура в районе центральной консоли и в нижней части передней панели. Столько же бесконтактный термометр показывает на ободе рулевого колеса. Верхняя часть торпедо и козырек щитка приборов прогрелись чуть больше, до +53°С.


Но все это мелочи в сравнении с тем пеклом, которым нас встретил салон второго автомобиля! Спиртовой термометр бесполезен – красный столбик уперся в верхнее деление шкалы, так что температура внутри заметно выше +50°С.



Область в районе головы водителя также прогрелась почти до +60°С, в то время как в автомобиле с экраном измерения показывали не более +46°С. Таким образом, можно говорить о том, что использование солнцезащитного экрана позволяет снизить температуру на 10–20 градусов (в зависимости от зоны).

От цвета зависит?


"Тыкая" бесконтактным термометров в капот или крышу автомобилей разного цвета, получаем любопытные цифры: на белом – +39°С, на сером – +55°С, на черном – +59°С! Но это как раз тот случай, когда данные не совсем корректные: поверхности разного цвета имеют разный коэффициент излучения, так что полученные цифры требуют пересчета по формуле.


Но ведь салон темного автомобиля нагревается сильнее, чем светлого? Мы измерили температуру серой "Октавии", стоявшей на той же площадке и также передней частью к солнце. Температура в салоне – +55°С, то есть столько же, сколько и у одного из наших автомобилей, стоявших против солнца без шторки. Выходит, разницы нет? Будем считать, что эксперимент не был чистым, ведь у белой машины была черная крыша, а именно она и должна притягивать солнечные лучи!

Лучше в тень


А если от солнца закрывать не просто переднюю панель, а всю машину? Снова охлаждаем салоны и один автомобиль оставляем на солнце, вновь поставив его кормой к прямым лучам, а второй загоняем в тень. Выжидаем 40 минут – в разгар жаркого дня этого более чем достаточно, чтобы уже получить весомую разницу в температуре.


Так и есть! Оставшийся под воздействием прямых солнечных лучей салон мигом прогрелся до +44°С, в то время как внутри оставленного в тени автомобиля мы получили всего +35°С.

Сквозняк против кондиционера



Мы уже не раз говорили о том, что прежде, чем усаживаться в автомобиль, салон лучше проветрить: открыть окна, а еще лучше и двери распахнуть. Кстати, а насколько существенна разница между этими двумя вариантами?


Доводим температуру в салонах машин до +39°С, в одной открываем окна, в другой – еще и двери. Спустя 10 минут получаем +37°С и +36°С соответственно. Впрочем, здесь надо сделать скидку на инертность спиртовых термометров и их расположение в салоне. Субъективно же температура снизилась заметно больше, особенно во второй машине. Также следует учитывать погодные условия. В момент испытаний стоял полный штиль. В ветренную погоду эффект был бы большим.



Впрочем, как потоки не распределяй и как не направляй, климатической системе требуется определенное время, чтобы охладить воздух до приемлемого уровня. Но как до этого момента "выживать" водителю и пассажирам? И не лучше ли до этого устроить гипервентиляцию, открыв окна /двери?


Для ответа на этот вопрос проводим еще один эксперимент. Снова "прогреваем" салоны до +39°С, затем пытаемся остудить до +25°С разными способами. Первый из них – просто включаем климат-контроль, выставляем желаемую температуру и ждем до тех пор, пока система не перейдет в поддерживающий режим, то есть не снизит эффективность обдува. На это потребовалось порядка 9 минут.


Теперь попробуем устроить активное проветривание салона: открываем все окна и три минуты с выключенной климатической системой катим со скоростью 10–15 км/ч, как если бы мы выезжали со стоянки или катили по дворовой территории. После этого закрываем окна и также включаем климат-контроль в автоматическом режиме, установив значение +25°С.


Во втором случае вентилятор сбавляет обороты всего через пару минут работы, а суммарно – на 6-й минуте после начала движения. То есть охладить салон удается в полтора раза быстрее. Еще важнее, что в салоне автомобиля можно находиться с первой же минуты, как только открыли окна и начали движение.

Наш вердикт


Мы наглядно показали, насколько сильно может нагреваться на солнце салон. Причем это зависит даже от того, какой стороной машина ставится к светилу. Если имеется задняя тонировка, лучше ставить автомобиль под прямые лучи кормой. Солнцезащитный экран обеспечивает разницу в 10–15 градусов, что очень существенно, так что девайс полезный. Еще лучше поставить автомобиль в тень, желательно с чуть приоткрытыми окнами.


А после стоянки остудить салон позволит гипервентиляция: на пару минут открываем двери, а первые метры дистанции делаем с опущенными стеклами – так вы заметно снизите температуру в салоне и поможете климатической системе быстрее достигнуть требуемого значения. Только помните о том, что разница между тем, что в салоне, и тем, что за бортом, не должна превышать 10 градусов!


Какая температура должна быть в автобусе зимой?

В соответствии с ГОСТом 20774-75 температура внутреннего пространства наземного общественного транспорта должна соответствовать следующим условиям:

  • быть выше наружной на 20°C;
  • если наружный термометр показывает -15…-25°C, то внутри должно быть +10°C или выше;
  • если на термометре снаружи -40°C и ниже, то внутренняя температура не может быть ниже +5°C.

Температура в салоне автобуса зимой, согласно нормативам, принятым Минздравом, должна поддерживаться на следующем уровне:

  • на высоте корпуса сидящих пассажиров и поясницы водителя столбик термометра не может опускаться ниже +8°C;
  • на дистанции 10 см от напольного покрытия не допускается температура ниже -2°C.

Измерения температурного режима в период осуществления пассажироперевозки проводят с помощью сухого термометра динамического психрометра Ассмана на высоте 130-150 см в центре салона при условии его среднего наполнения пассажирами.

Обязанности водителя по поддержанию температурного режима в салоне

Для создания температурного комфорта водитель обязан закрывать дверь, если пассажиры зашли в салон. Если к остановке еще подошли люди, то необходимо дверь снова открыть и закрыть. Держать ее распахнутой настежь запрещено. В случае нарушения этого правила, пассажиры могут написать жалобу в компанию-перевозчик о том, что их здоровье было подвергнуто угрозе.

Нормативы температуры в автобусе зимой

Автобус – комфортный и безопасный вид транспорта. Он должен оставаться таким и при резко отрицательных температурах наружного воздуха. Для этого транспортные средства оборудуются специальными печками, расположенными под сиденьями, по бортам и в полу. Если отопительное оборудование неисправно и температура в салоне ниже установленных нормативов, автобус на маршрут в зимнее время не выпускается., его отправляют на диагностику и в ремонт.

Температурные нормы в салоне автобуса зимой

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50993-96 в салоне автобуса тепловые условия зимние холода должны выйти на нормативные значения после начала движения:

  • через 15 минут в умеренном климате при Т окружающей среды до -25С;
  • через 30 минут в умеренно-холодном климате до -40С.

Какая температура должна быть в автобусе зимой, следует из требований Государственного стандарта России, введенного 01.07.97:

В зоне ног 0С (допускается до -2С);

На уровне поясницы +8С;

В зоне головы +10С

На уровне ног +10С;

В зоне головы +17С

Система отопления АТС рассчитана на непрерывную работу в течение не менее 8 часов. Температура воздуха в непосредственной близости от нагревательного элемента не должна превышать 80С.

Что должен делать водитель по поддержанию нормативной температуры в салоне автобуса зимой

Создание комфортных условий перевозки, без риска для здоровья пассажиров – прямая обязанность компании –перевозчика и конкретно водителя. Перед выходом на рейс проверяются не только системы обогрева, но и дверные и оконные уплотнения, целостность стекол. Отопление должно включаться при температуре окружающей среды +5С. В холодное время не допускается оставлять на остановках открытыми двери, они должны закрываться сразу после входа или выхода пассажиров.

При жалобах пассажиров на холод в салоне водитель должен определить, какая температура в салоне на высоте 1,3 – 1,5 м специальным термометром в центре помещения при средней наполняемости автобуса.

При отказе водителя принимать меры по повышению температуры в салоне до нормативов пассажиры вправе обратиться с жалобой в орган, уполномоченный на проведение контроля за качеством пассажирских перевозок. Контактная информация располагается в салоне на видном месте.

Читайте также: