Наказание в ссср за пьяное вождение

Обновлено: 05.07.2024

Правительство рассматривает вопрос пожизненного лишения прав за повторное вождение в нетрезвом виде, а также возможность отбирать у пьяных водителей права не только на автомобиль, но и на лодки, яхты, снегоходы и другой транспорт

По данным издания, вице-премьер Марат Хуснуллин поручил МВД, Минздраву и Минюсту представить согласованные предложения по введению уголовной ответственности для пьяных водителей. При этом наказание должно учитывать степень опьянения автомобилиста. Сейчас для тех, кого поймали в таком состоянии за рулем, по КоАП предусмотрен штраф и лишение прав, при повторном нарушении наступает уголовная ответственность.

Еще одну меру воздействия на граждан должны проработать МВД совместно с Росгвардией, Ростехнадзором, Государственной инспекцией маломерных судов МЧС и Росавиацией. Они представят единый механизм, по которому пьяного водителя будут лишать прав на управление всеми видами транспорта, включая снегоходы, спецтехнику, гидроциклы, лодки, яхты, самолеты и поезда. Помимо этого планируется ограничивать или отбирать права на владение оружием.

Источник газеты в Росавиации подтвердил, что соответствующее поручение было дано, однако уточнил, что ведомство пока формирует свои предложения.

В июле первый замглавы МВД России Александр Горовой сообщал, что за первые пять месяцев 2021 года число ДТП с участием пьяных водителей сократилось почти на 40% (до 3,2 тыс. случаев).

Фото:Артем Геодакян / ТАСС

За последние годы наказания за вождение в нетрезвом виде ужесточалось не один раз. Летом 2019 года президент Владимир Путин подписал указ, по которому выросли максимальные сроки за причинение тяжкого вреда здоровью в ДТП, совершенном по вине пьяного водителя, и за смерть пострадавшего. Так, за причинение вреда здоровью максимально теперь могут дать до семи лет тюрьмы (было до четырех), за смерть одного пострадавшего — до 12 лет (было до семи лет), за смерть двух и более человек — до 15 лет (было до девяти лет).

В июле этого года ужесточили наказание за повторную езду в нетрезвом виде, максимальный срок лишения свободы вырос с двух до трех лет.

Пешеходы поддержали ужесточение ответственности нетрезвых водителей.

Сергей Аксенов

Нужно ли сажать россиян за пьяное вождение?





За езду в нетрезвом виде водителей будут наказывать в уголовном порядке, а также пожизненно лишать прав (сейчас на 3 года). Такие меры среди прочих прорабатываются к 1 ноября в правительстве по поручению вице-премьера Марата Хуснуллина.

Также предполагается выработать единый механизм прекращения прав нетрезвого водителя на управление не только автомобилями, но и снегоходами, спецтехникой, гидроциклами, лодками, яхтами, а также самолетами и поездами. Спьяну погонять на бронепоезде уже не выйдет.

Степень опьянения в России не устанавливается. Достаточно самого факта употребления алкоголя или наркотиков. От Минздрава ждут градаций тяжести опьянения, чтобы дифференцировать наказание. Выявленных нетрезвых водителей поставят на учет в наркодиспансер.

Этим действующая российская практика отличается от европейской. Например, в Германии наказание зависит от количества промилле алкоголя в крови водителя. Допустимо до 0,5 промилле, но при этом нельзя совершить ДТП. Если совершил — придется отвечать за нетрезвое вождение.

— Одним ужесточением ответственности вопрос не решается. Изначально даже штрафов не было, потом ввели штраф 30 тысяч рублей, плюс лишение прав, потом 50 тысяч рублей… Были и другие предложения по ужесточению. Сейчас существует в том числе уголовная ответственность за пьяное ДТП с пострадавшими и за повторное вождение в нетрезвом виде для лиц, судимых за пьяное ДТП.

Но статистика показывает, что количество выявленных нетрезвых водителей не уменьшается даже в пандемию. Ужесточение ответственности приведет к дополнительной коррупции. Когда человек будет знать, что лишится прав навсегда, он будет пытаться договориться. Три года можно как-то пережить, но пожизненное лишение прав… Для многих водителей автомобиль является средством заработка.

Кроме того, у нас водители, отказавшиеся от освидетельствования, приравнены к тем, которых освидетельствовали и признали нетрезвыми. Практика показывает, что такие люди часто становятся жертвами злоупотреблений сотрудников МВД. Например, им обманом предлагается отказаться от освидетельствования — сделаете позже, а в суде это трактуется как нетрезвое состояние.

— Нужен дифференцированный подход. Все ужесточения должны зависеть от количества алкоголя в крови. И от рецидива. Безусловно необходимо лишать водителя, который многократно был пойман в нетрезвом виде и этот факт был подтвержден освидетельствованием с помощью сертифицированного прибора, а не по отказу. Но пожизненного лишения в любом случае быть не должно.

Врач-нарколог Любовь Шишенкова выступает исключительно за трезвое вождение:

— По моему мнению, выпивши, за руль садиться нельзя. Такой водитель может вполне владеть навыками вождения, может водить даже лучше, чем будучи трезвым, но это все очень индивидуально. Сегодня у него все нормально, а завтра он кого-то убьет. Поэтому такие вещи нельзя публично одобрять или тем более советовать. Они даже трезвые ужасно ездят.

— В Европе наркологов нет (они были в СССР, а сейчас есть в соседних республиках). Там врачи в принципе не занимаются состояниями опьянения. С такими людьми работают аддиктологи или психологи. Вопрос нетрезвого вождения в Европе имеет юридический характер. Им занимается полиция. Это ответственность гражданина. Совершил ДТП — ответишь независимо от состояния.

А в России все сваливают на медицину, чтобы мы за это отвечали. Поэтому нас проще сказать, что водитель должен быть совершенно трезв.

Автоюрист Лев Воропаев предложил альтернативу:

Плюс многие лекарства в свободном доступе содержат вещества, которые задерживаются в организме и определяются освидетельствованием как наркотические. Человек выпил обезболивающее, а его пожизненно лишают водительских прав. Каково?

— Следует посмотреть на проблему нетрезвых водителей по-другому. Кем-то раньше озвучивалась весьма здравая идея изъятия в пользу государства транспортного средства независимо от принадлежности. Навсегда. Это было бы более действенно.

Кроме того, у нас есть действующая процедура: по медицинским основаниям можно прекратить действие водительского удостоверения на большой срок. До тех пор, пока у водителя не будет устойчивая ремиссия. Почему бы не пользоваться этой нормой? Зачем изобретать велосипед?

— В России наказания водителей настолько мягкие, что их даже нельзя сравнить с ответственностью в развитых странах Европы. О какой неотвратимости наказания можно говорить, если у нас в городах максимальная скорость 60 км/ч, а фактическая 80 км/ч, поскольку есть ненаказуемое превышение в 20 км/ч?

Или, например, штраф за нарушение правил проезда пешеходного перехода — от 1,5 тысяч рублей, а за стоянку вблизи перехода — от 3 тысяч рублей (в Москве). Наши ПДД не ориентируются на опасность нарушений. И таких случаев много. В Европе же за угрозу жизни дается максимальное наказание, за угрозу здоровью — немного меньше, за моральный ущерб — еще меньше.

К тому же штрафы девальвирует инфляция. На дорогах много иномарок, у людей есть деньги. В этих условиях сдерживающим фактором могут стать уже не деньги, а другой уровень ответственности: лишение права вождения, тюремное заключение. Пусть на несколько месяцев. Эти механизмы будут эффективно влиять на целевой показатель, который стоит на месте. Других ресурсов сейчас нет.


Законопроект, ужесточающий ответственность водителей за управление автотранспортом в состоянии опьянения, приняла Госдума в пятницу во втором чтении. Теперь в случае повторного вождения в пьяном виде и повторного отказа от медосвидетельствования автомобилисту грозит уголовная ответственность. При этом вид опьянения может быть любого вида — как алкогольного, так и психотропного либо наркотического характера. Все санкции будут также распространяться на употребивших алкоголь уже после ДТП.

Пьяным водителям-убийцам установили нижний предел наказания

Сейчас в случае аварии с одним погибшим пьяному водителю по ч. 4 ст. 264 УК РФ грозит лишение свободы на срок до семи лет.

С 1 июля 2015 года в таком случае нарушителю будет грозить уже от двух до семи лет лишения свободы. То есть в законе впервые появится нижний предел наказания, который гарантирует, что подсудимый не сможет отделаться чрезмерно мягким наказанием.

В случае если погибших двое и больше, срок лишения свободы составит уже от четырех до девяти лет — сейчас по ч. 6 ст. 264 УК РФ предусмотрено наказание до девяти лет лишения свободы, а нижний лимит ответственности не предусмотрен.

Если попался во второй раз

Законопроект также вводит в УК РФ новую статью 264(1). По ней впервые к уголовной ответственности будут привлекать за сам факт повторного употребления алкоголя за рулем либо повторного отказа от медосвидетельствования. Наказание будет применяться в том случае, если нарушитель будет пойман в течение года после возврата водительских прав за первое нарушение. Естественно, что те, кому за пьяное вождение права еще не вернули, при повторной поимке также будут нести уголовную ответственность.

Напомним, что сейчас пьяное вождение считается административным правонарушением и регулируется исключительно КоАП РФ. В первый раз проступок наказывается штрафом в 30 тыс. руб. и лишением прав на срок от полутора до двух лет, а при повторном нарушении — штрафом в 50 тыс. руб. и лишением прав на три года.

С 1 июля 2015 года за повторное нарушение водитель может угодить за решетку. Наказания предусмотрены различные: штраф до 300 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет. Во всех трех случаях предусмотрено лишение водительских прав на три года.

По новому закону повторный отказ от медосвидетельствования в случае ДТП с жертвами будет приравниваться к управлению автомобилем в состоянии опьянения, и водитель автоматически пойдет под суд как нетрезвый.

Ранее предполагалось, что законопроект вступит в силу уже с 1 января 2015 года. Но в связи с событиями в Крыму его рассмотрение в Госдуме несколько раз откладывалось.

Скидка 50% на оплату штрафа

Между тем законодатели сделали большой шаг навстречу автомобилистам, которые совершили административные правонарушения.

Так, с 2016 года начнут действовать так называемые скидки на уплату штрафов за нарушение ПДД.

В случае если водитель оплатит пришедший ему штраф в течение 20 дней с момента вынесения соответствующего постановления, он сможет сделать это с 50-процентной скидкой. Соответствующий законопроект Госдума приняла в пятницу в третьем, окончательном чтении. По мнению Лысакова, это будет стимулировать водителей быстрее оплачивать штрафы, отслеживая их на сайте госуслуг.

Возможность уплатить штраф со скидкой не распространяется на ряд статей 12 главы КоАП — например, нельзя будет этого сделать водителю, управлявшему транспортным средством в состоянии опьянения или передавшему управление лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

Не будет скидок в случаях повторного превышения скоростных режимов, повторного проезда на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за повторный выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления. То же самое касается случаев повторного движения во встречном направлении по дороге с односторонним движением, нарушения ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Отметим, что меры по ужесточению ответственности за пьянство за рулем принимаются на фоне недавних заявлений МВД о том, что пропагандистские кампании в этой сфере неэффективны и почти не воздействуют на злостных нарушителей ПДД. Так, заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник Виктор Кирьянов прямо указывал, что Госавтоинспекция вынуждена задуматься об усилении мер борьбы с управляющими автомобилем в нетрезвом виде.

Уже рассматривается вопрос о более жестких наказаниях для пьяных водителей, вплоть до конфискации автомобиля у злостных нарушителей и отправки их на принудительное лечение.

Необходимость принятия решительных мер подтверждает и неутешительная статистика ГИБДД за 11 месяцев 2014 года. Так,с начала года произошло уже 14,3 тыс. аварий с погибшими и пострадавшими, ответственность в которых несли нетрезвые водители. За январь-ноябрь этого года количество аварий с участием пьяных автомобилистов выросло уже на 11,2% относительно аналогичного периода прошлого года. Для сравнения, рост этого показателя в сентябре составлял 4%, а в октябре – 6,7%.

Предельный уровень алкоголя

0,2 мг/л. Уровень алкоголя на уровне 0,2 мг/л соответствует одному выпитому бокалу вина (150 мл). Такой уровень официально разрешен в Китае, за него водителю ничего не будет.

0,3 мг/л. В переводе на бытовой 0,3 мг/л равен рюмке ликера (50 мл), бокалу виски (50 мл) или 0,5-литровой бутылке пива. Минимально допустимый уровень алкоголя в крови в размере 0,3 мг/л разрешен в Беларуси и Японии.

0,35 мг/л. Действует в России. Хотя нам более привычен его эквивалент — 16 мг на литр выдыхаемого воздуха. Именно этот показатель закреплен в КоАП.

0,5 мг/л. Равен двум бутылкам пива или 100 граммам водки. С таким количеством выпитого разрешается водить автомобиль в Германии, Франции, Италии, Таиланде, Турции, Греции, Испании и Австралии.

0,8 мг/л. Наиболее высокий в мире разрешенный уровень алкоголя в крови, закрепленный законом. Действует в США. Американцам можно выпить целую бутылку вина (750 мл) и спокойно сесть за руль.

Допустимый уровень алкоголя у водителя в Правилах разных стран

Допустимый уровень алкоголя, промилле

Допустимый уровень алкоголя для отдельных категорий, промилле

бокал вина (150 мл)

рюмка ликера (100 мл), бокал виски (50 мл) или бутылка пива (500 мл)

2 бутылки пива (1000 мл) или большая рюмка водки (100 мл)

бутылка вина (750 мл)

Уровень спирта в крови после употребления различных видов алкоголя

Объем выпитого

Доля спирта

Уровень спирта в крови, промилле

Мужчина, 80 кг

Женщина, 60 кг

Ответственность за вождение в нетрезвом виде

Все денежные штрафы для наглядности сравнения переведены в рубли.

1700₽. Таиланд. В азиатском королевстве нетрезвых водителей штрафуют на 1000 бат (1700 рублей). Кроме этого, могут присудить лишение свободы на срок до 3 месяцев.

9350₽. Франция. За вождение в нетрезвом виде — выше 0,5 мг/л — здесь выпишут штраф в 135 евро (9350 рублей). Помимо штрафа вычтут 6 баллов — в стране действует балльная система. Если в течение двух лет водитель израсходует 12 баллов, то его лишат прав. За содержание алкоголя в крови свыше 0,8 мг/л наказание резко увеличивается — штраф 4500 евро, или 315 000 рублей, лишение прав на три года и до двух лет тюрьмы.

10 200₽. Египет. За вождение в нетрезвом виде в стране фараонов предусмотрен штраф от 500 до 3000 египетских фунтов, или 1700–10200 рублей. Кроме этого, по решению суда могут лишить прав или посадить в тюрьму.

14 000₽. Греция. Нетрезвым потомкам аргонавтов выписывают штраф 200 евро, или 14 000 рублей. Тем же, кто хватил лишку и превысил норму в 0,8 мг/л, грозит штраф 700 евро (49 000 рублей + и лишение прав на 3 месяца). Если же в крови обнаружат свыше 1,1 мг/л, то нарушителя ждет штраф 2000 евро, или 140 000 рублей, лишение прав на полгода и 2 месяца тюремного заключения.

18 000₽. США. В Америке действует, пожалуй, самая гуманная норма допустимого содержания алкоголя в крови. И наказание за ее превышение довольно умеренное — штраф 300 долларов (18 000 рублей) и лишение прав на 3 месяца. За повторное нарушение штраф увеличивается в разы — до 5000 долларов, или 300 000 рублей, вдобавок к нему могу посадить в тюрьму на срок от 2 суток до 6 месяцев.

18 000₽. Китай. В Поднебесной за нетрезвое вождение штрафуют на 1000–2000 юаней (9000–18 000 рублей) и лишают прав на полгода. Злостных нарушителей, у которых обнаружат в крови свыше 0,8 мг/л алкоголя, лишат прав на 5 лет и упекут за решетку на срок до 3 лет. Но особенно жестко китайская Фемида расправляется с нетрезвыми водителями, ставшими виновниками аварии с человеческими жертвами. По решению суда их могут приговорить к расстрелу.

22 800₽. Бразилия. Страна карнавалов борется с пьянством за рулем с помощью штрафов в размере 300–1200 бразильских долларов (5700–22 800 рублей) и лишением прав на год. Любопытно, что при нулевом предельном уровне алкоголя, действующем в стране, штрафовать начинают при содержании спирта в крови от 0,2 мг/л. Причина — допустимая погрешность измерительной аппаратуры.

28 500₽. Австралия. За вождение в нетрезвом виде предусмотрен штраф 600 австралийских долларов, или 28 500 рублей. Выпивох, у которых обнаружат в крови свыше 0,8 мг/л алкоголя, лишают прав на полгода и ставят алкозамок на 5 лет (каждый раз, чтобы завести двигатель, придется дышать в трубочку и доказывать свою трезвость). Кроме этого, суд может присудить конфискацию автомобиля нарушителя.

30 000₽. Россия. В нашей стране за вождение в состоянии опьянения наказывают штрафом в 30 000 рублей и лишением водительских прав на 1,5–2 года. За повторное нарушение штраф увеличивается до 50 000 рублей, а с правами придется попрощаться на три года.

34 000₽. Турция. Турецкая республика штрафует нетрезвых водителей на 700–2000 лир (11 900–34 000 рублей) и лишает их прав на полгода.

35 000₽. Германия. Крупнейшая автомобильная страна Европы наказывает водителей с повышенным содержанием алкоголя в крови штрафом в 500 евро (35 000 рублей) и лишением прав на год. При этом виновников аварии наказывают при любом содержании алкоголя, отличном от нуля. Еще в Германии запрещено садиться нетрезвым за руль велосипеда. За это предусмотрены такие же наказания, как и для автомобилистов.

35 000₽. Испания. На Пиренейском полуострове за вождение в нетрезвом состоянии наказывают штрафом 500 евро (35 000 рублей). За значительное превышение нормы — свыше 1,2 мг/л — лишают прав на 12 месяцев и могут посадить в тюрьму на срок до полугода.

70 000₽. Беларусь. Соседи обходятся с нетрезвыми водителями строже нас — штраф составляет от 35 000 до 70 000 рублей. Помимо штрафа лишают водительских прав на три года.

140 000₽. Италия. В солнечной Италии за вождение в состоянии алкогольного опьянения действуют одни из самых высоких штрафов в мире — от 500 до 2000 евро (35 000–140 000 рублей). К ним добавляется лишение прав на 3–6 месяцев. Особо злостных нарушителей штрафуют на 1500–6000 евро, лишают прав на срок до двух лет и конфискуют автомобиль.

540 000₽. Япония. Страна восходящего солнца — мировой лидер по суровости денежного наказания за вождение в нетрезвом виде. Водителю грозит штраф в 1 миллион японских иен (540 000 рублей), лишение прав на 5 лет и тюремный срок до 5 лет. Кроме этого, штрафуются и все пассажиры, которые находились в салоне автомобиля или автобуса в момент нарушения. Сумма пассажирского штрафа может достигать 180 000 рублей. Исключение не делается даже для городских и туристических автобусов.

Читайте также: