Не работает датчик температуры москвич

Обновлено: 17.05.2024

УМПО-331 работает совместно с датчиком ТМ-100А, ввернутым в отверстие отводящего патрубка головки блока цилиндров. На двигателе ВАЗ-2106 датчик ТМ-106 ввернут в отверстие головки блока цилиндров. В обоих датчиках установлены терморезисторы, изменяющие сопротивление в зависимости от температуры.

Данные для проверки датчика указателя температуры охлаждающей жидкости

Данные для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости

Указатель уровня топлива работает совместно с датчиком, установленным в топливном баке. Датчик представляет собой реостат с резистором из нихромовой проволоки. Подвижный контакт реостата перемещается рычагом с поплавком. На конце рычага имеется дополнительный контакт, замыкающий цепь контрольной лампы резерва топлива, когда в баке остается 4,0-6,5 л бензина.

Данные для проверки указателя уровня топлива

При выходе из строя контрольных приборов или датчиков заменяем их новыми.

Не работает датчик температуры, Не знаю почему.
Сам прибор работает, проводка целая(проверял накидываем провода на массу, Да и сама стрелка при запуске со 110 в сторону 40 уходит)
Датчик покупал новый ТМ101.
Сам датчик скорее всего не работает или Может еще в чем проблема быть?

Москвич 2140 1978, двигатель бензиновый 1.5 л., 75 л. с., задний привод, механическая коробка передач — поломка

Машины в продаже



Москвич 2140, 1986



Москвич 2140, 1985



Москвич 2140, 1986



Москвич 2140, 1988

Комментарии 20

датчик этот новый. Я два поменял уже, один с 40 показывает, вместо ноля. Другой на 110 всё время.Вот жду нового завоза, если и этот не будет норм показывать, то наверное китайский закажу

Ну вот у меня родной просто сгнил внутри( доставал час где-то еле еле) потом попробовал тм 100а — ничего. Потом вот типо родной тм 101 купил(типо новодел) и так же ничего. В следующий раз думаю купить советский тм 101, на котором именно прорези есть

ну у нас выбора нет, только новодел какой-то

Ну вот у меня родной просто сгнил внутри( доставал час где-то еле еле) потом попробовал тм 100а — ничего. Потом вот типо родной тм 101 купил(типо новодел) и так же ничего. В следующий раз думаю купить советский тм 101, на котором именно прорези есть

Покупать иди с мультиметром. Исправный датчик звоница. Неисправный нет. Но и это не гарантия. Может врать безбожно. Я так купил, звонился, проверил в кастрльке, показывал, но врал. В итоге врезал в приборку указатель без корпуса, от автобуса какого то под датчик ТМ-100. Теперь показывает отлично и точно.Циферки только вверх ногами. Но это я поленился снять шкалу и перересовать циферки.

Не понятки с термодатчиком ТМ - 101 установлен на 412 ИЭ
заменил термостат. всё разобрал почистил, снял термодатчик он был как я понял 79 года как и машина значит там было написоно вниз. я его подтянул чтоб надпись была вниз. и он заработал первые секунд 5 потом стал показывать 110. хотя температура была градусов 50 60.
думал что делать. взял его раслабил он стал показвать то 70 то 90 потом 70 в общем стелка скакала ну видимо показывал то нормально то скакал в верх. потом в обще его раслабил температура выше 50 не поднялась но движек был горячий и термостат похоже открылся.

поехал на базар купил новый датчик российский дорогой оригинальный.
Вкрутил до момента когда туго стало и пол оборота. он показывет меньше 40 в 0 грел грел до 60 точно нагрел нельзя было его трогать а он показвает 0 я его раслабил до того момента что что уже рукой крутился всё равно 0 прибор показал 0 ом корткое. я очень думаю что он не брак.
Подскажите что может быть?
До этого всё точно работало. может надо поездить он заработает? до 90 прогреть?

_________________
в электрике существует всего две неисправности - нет контакта там где он должен быть и есть контакт там где он не должен быть!

тот кто ищет тот что-то знает

Если всю мочу собрать,сделать всё умело -
Можно Солнце обоссать - чтоб оно шипело!

Чем круче джип, тем дальше идти за трактором.

мой конь ИЖ-412 - БСЗ, Solex21083, тазобак, волгоГТЦ и немного по мелочи - уже труп
ИЖ 21251 - всё что было хорошего на 412-ом снято и установлено сюда ))
АЗЛК 2140 SL первый по настоящему мой

Схема простая вот только приборку снимать не так уж хотелось.

Внутри датчика возможно замыкание?

у кого нибудь были подобные симптомы? при покупке датчика потому что продавцы говорят брака не бывает их проверяют и не разу возрата не было.
почему то датчик короткое показывает 0 ом

Нашел у одного знакомого панель с исправными приборами, буду вечером испытывать прогрею до 80 потом подключу датчик к прибору а другой конец от прибора к плюсу и с разу всё будет видно. у него же нет полярности?

Вроде народ говорит его не возможно раздовить? и что он после этого перестанет работать?

Изображение

Вот как-то так,чтоб много не писать.

Изображение

_________________
в электрике существует всего две неисправности - нет контакта там где он должен быть и есть контакт там где он не должен быть!

тот кто ищет тот что-то знает

Если всю мочу собрать,сделать всё умело -
Можно Солнце обоссать - чтоб оно шипело!

Чем круче джип, тем дальше идти за трактором.

мой конь ИЖ-412 - БСЗ, Solex21083, тазобак, волгоГТЦ и немного по мелочи - уже труп
ИЖ 21251 - всё что было хорошего на 412-ом снято и установлено сюда ))
АЗЛК 2140 SL первый по настоящему мой

Москвич – это машина Московского автомобилестроительного завода. На сегодняшний день завод уже прекратил свою деятельность в связи с банкротством, однако два миллиона выпущенных машин всё еще колесят пространство бывшего Союза и отчаянно нуждаются в постоянном уходе.

  • ДТОЖ в Москвиче
  • Коротко о сигнализаторах

ДТОЖ в Москвиче

В старых моделях автомобилей используются такие же старые датчики измерения температуры охлаждающей жидкости. Для измерения в них устанавливался температурный датчик тм 101 на москвич, а до того и вовсе ТМ3.

Однако на текущий момент такие датчики сняты с производства и многие не знают, что поставить им взамен.

Температурный датчик тм 101 на москвич

Существует много схожих измерителей вот некоторые из них:

Из этих моделей следует вывод, что существует два типа датчиков:

Как следует из названий, первый тип отвечает за измерения. Он работает с более широким спектром температур, чем аварийный и выводит информацию о температуре на приборную панель.

Второй тип служит для сигнализации о произошедшем перегреве. В случае, когда двигатель достигает запретной отметки, аварийный датчик замыкает цепь и зажигает сигнальный огонь на приборной панели. Аварийный датчик никогда не сможет работать, так как измерительный, но этого от него не ждут. Главное что следует запомнить это то, что такими моделями нельзя заменять измерительные и наоборот. Сигнализационные реагируют лишь на пороговые значения температур (минимальные или максимальные).

В современном формате датчиков участвуют три основополагающих кита измерителей. Сигнализирующий версии ТМ 111 и подобных ей. Указатель температуры версии ТМ 100 и подобных ему. Датчик включения вентилятора ТМ 108.

Из перечисленных моделей и их свойств можно понять, что по современным меркам для устаревшего Москвича подойдет только марка датчика ТМ 100. Рекомендуется своевременно менять неисправный датчик на новый, чтобы избегать возможного перегрева двигателя в дороге. Используйте специально предназначенную охлаждающую жидкость для охлаждения двигателя и ни в коем случае не заливайте обычную воду, это приводит к скорейшему износу системы охлаждения целиком из-за коррозии и ржавчин.

Коротко о сигнализаторах

ТМ111 работает за счет свойств термобиметаллических пластин изгибаться при нагреве. Пластина состоит из двух полос с металлами разных температурных коэффициентов расширения.

Различные версии 111й модели подразумевают небольшую разницу в рабочих температурах, примерно в 5-6 градусов по сравнению с предшествующей версией.

Аналогично работает ТМ 108, только выполняет иную функцию. Если ТМ 111 просто включает сигнальную лампу при пересечении тревожной отметки, то 108й обеспечивает включение вентиляторов при замыкании контактов в ответ на достижение температурной отметки.

Его функционал обусловлен измерением температуры антифриза. В случае его перегрева сигнализатор включает вентиляторы для дополнительного продува решетки радиатора и остужения тем самым охлаждающей жидкости. Как правило, вентиляторы бывают, необходимы во время остановки машины, когда встречные радиатору потоки воздуха прекращают свой напор, а охлаждение по-прежнему необходимо.

Температурный датчик тм 101 на москвич

Датчик температуры измерительный ТМ 101 для ГАЗ, Москвич, ЗАЗ, УАЗ, ВАЗ

И тот, и другой выполняют важную функцию в работе автомобиля, предотвращая закипание и отвечая за качество работы автомобиля. Если вдруг окажется, что они стали неисправны в автомобиле, немедленно проверьте качество электронной цепи подключенной к сигнализаторам. Убедитесь, что лампочка в бортовой панели не перегорела. После того, как никаких проблем с проводкой выявлено не будет, нужно будет приступить к демонтажу датчиков и их диагностики с последующей заменой при необходимости.

YouTube responded with an error: The provided API key has an IP address restriction. The originating IP address of the call (87.236.20.136) violates this restriction.

Когда зажыгание выкл. показывает максимум а когда вкл. стрелка медленно падает.

Изначально - максимум, потом с прогревом стрелка идет в сторону уменьшения.

у меня тоже с выключенным зажиганием на 110 стоит, потом становится на место когда включишь

А у Addja, я так понял, стрелка изначально на максимуме и двигаться начинает только после прогрева двигателя, причем в сторону минимальной отметки.

Я тоже так понял. Но все почему-то решили рассказать, что у них тоже стрелка стоит на максимуме при выключеном зажигании.

Бывает ))) В любом случае, пока автор темы не появится и не ответит на несколько вопросов, то решить его проблему будет проблематично.

Поставил новый датчик температуры (старый год назад умер).Так получается что он показывает в обратную сторону. Изначально - максимум, потом с прогревом стрелка идет в сторону уменьшения. Прогретый показывает около 60.Либо датчик подсунули не тот, либо х.. знает.Насколько я помню сам "показометр" термо-электрический. Т.е. количество замыканий датчика зависит от температуры прямо, но как обратные показания?

И что датчик от ваза не подойдет на москвич?

Я пытался скрестить вазовский прибор с москвичевским датчиком,так он у меня показывал так как ты описывал выше, всё исправила замена датчика. Наверное они друг с другом в паре не "дружат".

boris2137, надо полагать что там и там идет термистор только с разными характеристиками иначе бы у мосика было бы два критерия оценки температуры: "холодно" и "закипел".

boris2137, надо полагать что там и там идет термистор только с разными характеристиками иначе бы у мосика было бы два критерия оценки температуры: "холодно" и "закипел".

Addja, а мне всегда казалось что в отечественном автомобилестроении все показометры были на основе амперметров. Только одно не понятно - как же биметаллические пластины генерируют импульсы. Температура же постоянная, кто там размыкает то контакт, а?

Addja, а мне всегда казалось что в отечественном автомобилестроении все показометры были на основе амперметров. Только одно не понятно - как же биметаллические пластины генерируют импульсы. Температура же постоянная, кто там размыкает то контакт, а?

На примере стрелочного указателя температуры охлаждающей жидкости (антифриза, тосола) в щитке приборов автомобиля ВАЗ 21093 с карбюраторным двигателем выясним почему он не работает.

Вариантов неисправности указателя температуры чаще всего два: либо стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы, либо стрелка постоянно в ее красной зоне. Помимо этого указатель может давать неверную информацию о реальной температуре охлаждающей жидкости (ОЖ).

Причины неисправности: "не работает указатель температуры охлаждающей жидкости"

Причинами выхода из строя указателя температуры на автомобиле ВАЗ 21093 являются:

- неисправность датчика указателя температуры ОЖ (он установлен в головке блока двигателя и работает в паре с указателем);

- неисправность электрической цепи указателя;

- неисправность самого указателя температуры.

Как установить "виновника" неисправности указателя температуры

Если стрелка указателя температуры ОЖ постоянно находится в начале или конце шкалы, а система охлаждения двигателя автомобиля функционирует нормально: двигатель прогревается как обычно, термостат полностью горячий, печка "греет", ОЖ не кипит.

Проверяем исправность датчика указателя температуры

Включаем зажигание, снимаем провод с датчика и замыкаем его на "массу" (прикасаемся к двигателю или кузову), если стрелка указателя поднялась с начала или конца шкалы - датчик температуры неисправен.

Если стрелка не отклонилась - датчик исправен, нужно проверить сам указатель.

Проверка исправности указателя температуры охлаждающей жидкости

Снимаем щиток приборов. Отсоединяем от него белую колодку жгута проводов. Включаем зажигание. Проверяем подачу напряжения на плюсовой вывод указателя (вывод 12 колодки). Используем мультиметр (тестер) с режимом вольтметра или контрольную лампу. Если напряжение присутствует, проверяем минусовой участок цепи. Это вывод 5 колодки (общий минус). Соединяем щупами мультиметра минусовой и плюсовой выводы колодки. Напряжение должно быть не менее 12 В. Если все в порядке проверяем "минус" с датчика.

Присоединяем колодку к щитку приборов и при включенном зажигании соединяем отрезком провода ее вывод 2 (минус с датчика) с "массой". Если стрелка указателя отклонилась, указатель исправен и нужно будет проверить провод к датчику на "обрыв" или замыкание на "массу". Если стрелка не отклонилась, указатель температуры неисправен и подлежит замене.

Проверка электрической цепи указателя температуры

По схеме при помощи мультиметра (тестера) или контрольной лампы проверяем исправность отдельных участков электрической цепи.

Схема подключения датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости автомобиля ВАЗ 21093 с карбюраторным двигателем

Схема подключения датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости автомобиля ВАЗ 21093 с карбюраторным двигателем

Примечания и дополнения

Стрелочный указатель температуры ОЖ установлен в щитке на панели приборов автомобиля ВАЗ 21093. Его стрелка соединена с вращающемся магнитом, который изменяет свое положение в зависимости от силы действующего на него магнитного поля. В электрическую цепь указателя температуры ОЖ включен датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в головке блока двигателя. Датчик - это "масса" указателя. В нем имеется терморезистор изменяющий сопротивление цепи в зависимости от температуры ОЖ. Чем горячее тосол или антифиз тем сопротивление цепи ниже, тем сильнее магнитное поле воздействующее на стрелку датчика, тем больше она отклоняется.

Как подключить телефон к автомагнитоле и включить музыку в машине

Узнай первым о выходе нового полезного контента

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

Какой датчик температуры в москвиче 412 thumbnail

Москвич – это машина Московского автомобилестроительного завода. На сегодняшний день завод уже прекратил свою деятельность в связи с банкротством, однако два миллиона выпущенных машин всё еще колесят пространство бывшего Союза и отчаянно нуждаются в постоянном уходе.

ДТОЖ в Москвиче

В старых моделях автомобилей используются такие же старые датчики измерения температуры охлаждающей жидкости. Для измерения в них устанавливался температурный датчик тм 101 на москвич, а до того и вовсе ТМ3.

Однако на текущий момент такие датчики сняты с производства и многие не знают, что поставить им взамен.

Существует много схожих измерителей вот некоторые из них:

Из этих моделей следует вывод, что существует два типа датчиков:

Как следует из названий, первый тип отвечает за измерения. Он работает с более широким спектром температур, чем аварийный и выводит информацию о температуре на приборную панель.

Второй тип служит для сигнализации о произошедшем перегреве. В случае, когда двигатель достигает запретной отметки, аварийный датчик замыкает цепь и зажигает сигнальный огонь на приборной панели. Аварийный датчик никогда не сможет работать, так как измерительный, но этого от него не ждут. Главное что следует запомнить это то, что такими моделями нельзя заменять измерительные и наоборот. Сигнализационные реагируют лишь на пороговые значения температур (минимальные или максимальные).

В современном формате датчиков участвуют три основополагающих кита измерителей. Сигнализирующий версии ТМ 111 и подобных ей. Указатель температуры версии ТМ 100 и подобных ему. Датчик включения вентилятора ТМ 108.

Из перечисленных моделей и их свойств можно понять, что по современным меркам для устаревшего Москвича подойдет только марка датчика ТМ 100. Рекомендуется своевременно менять неисправный датчик на новый, чтобы избегать возможного перегрева двигателя в дороге. Используйте специально предназначенную охлаждающую жидкость для охлаждения двигателя и ни в коем случае не заливайте обычную воду, это приводит к скорейшему износу системы охлаждения целиком из-за коррозии и ржавчин.

Коротко о сигнализаторах

ТМ111 работает за счет свойств термобиметаллических пластин изгибаться при нагреве. Пластина состоит из двух полос с металлами разных температурных коэффициентов расширения.

Различные версии 111й модели подразумевают небольшую разницу в рабочих температурах, примерно в 5-6 градусов по сравнению с предшествующей версией.

Аналогично работает ТМ 108, только выполняет иную функцию. Если ТМ 111 просто включает сигнальную лампу при пересечении тревожной отметки, то 108й обеспечивает включение вентиляторов при замыкании контактов в ответ на достижение температурной отметки.

Его функционал обусловлен измерением температуры антифриза. В случае его перегрева сигнализатор включает вентиляторы для дополнительного продува решетки радиатора и остужения тем самым охлаждающей жидкости. Как правило, вентиляторы бывают, необходимы во время остановки машины, когда встречные радиатору потоки воздуха прекращают свой напор, а охлаждение по-прежнему необходимо.

Датчик температуры измерительный ТМ 101 для ГАЗ, Москвич, ЗАЗ, УАЗ, ВАЗ

И тот, и другой выполняют важную функцию в работе автомобиля, предотвращая закипание и отвечая за качество работы автомобиля. Если вдруг окажется, что они стали неисправны в автомобиле, немедленно проверьте качество электронной цепи подключенной к сигнализаторам. Убедитесь, что лампочка в бортовой панели не перегорела. После того, как никаких проблем с проводкой выявлено не будет, нужно будет приступить к демонтажу датчиков и их диагностики с последующей заменой при необходимости.

YouTube responded with an error: The provided API key has an IP address restriction. The originating IP address of the call (87.236.20.136) violates this restriction.

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, создаваемой центробежным насосом. К системе подключен обогреватель кузова автомобиля. Полная емкость системы 9,3 л. Корпус насоса размещен в полостях приливов блока цилиндров и нижней крышки привода газораспределительного механизма и прикреплен к фланцам этих приливов четырьмя длинными стяжными болтами с гайками.

Вместе с корпусом насоса болты крепят к блоку цилиндров нижнюю крышку привода газораспределительного механизма и входной патрубок насоса. Соединения между узлами насоса уплотнены картонными прокладками.

В алюминиевый корпус насоса запрессован стальной стакан, образующий гнездо для подшипников. На этих подшипниках установлен вал насоса, являющийся одновременно и валом вентилятора. Подшипники зафиксированы в корпусе стопорным винтом с контргайкой. Между внутренними кольцами подшипников размещена распорная втулка. Подшипники смазаны высококачественной смазкой, не требующей пополнения до ремонта насоса.

Вал удерживается от продольного перемещения в кольцах подшипников ступицей вентилятора, напрессованной на его передний, и пружинным стопорным кольцом, размещенным в проточке вала. Чугунная крыльчатка напрессована на задний конец вала.

Вал уплотнен в корпусе насоса самоподжимным сальником с уплотняющей графито-свинцовой шайбой, по торцовой поверхности которой трется своим торцом крыльчатка. Внутри корпуса сальника, запрессованного в гнездо корпуса, кроме уплотняющей шайбы, размещены резиновый манжет, распорная пружина и две латунные обоймы. Пружина через обоймы постоянно прижимает торцы манжета к корпусу сальника и к уплотняющей шайбе.

К ступице вентилятора четырьмя болтами прикреплены шкив насоса и вентилятор. Для удаления жидкости, просочившейся через сальник в полость подшипников, в корпусе насоса предусмотрено дренажное отверстие.

Привод насоса с вентилятором и генератора осуществлен клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Натягивают ремень, отклоняя генератор от двигателя.

Жидкость, охлажденная в радиаторе, по патрубкам и шлангам всасывается в насос через его входной патрубок. Из насоса жидкость по соединительному каналу, отлитому в теле нижней крышки привода газораспределительного механизма, подается на правую сторону двигателя в продольный распределительный капал блока цилиндров и далее вверх – в рубашку охлаждения головки цилиндров.

Из рубашки охлаждения головки цилиндров жидкость выходит в выходной патрубок, являющийся одновременно п корпусом термостата, а затем по отводящему шлангу направляется в верхний бак радиатора. Кроме того, часть жидкости из рубашки охлаждения головки цилиндров поступает в рубашку подогрева впускного трубопровода двигателя, имеющуюся в его средней части, из которой по шлангу направляется в патрубок термостата и далее в радиатор.

Головка цилиндров интенсивно нагревается, поэтому в ее рубашке охлаждения создана принудительная циркуляция жидкости от насоса. В рубашке же охлаждения блока цилиндров циркуляция свободная – нагретая стенками цилиндров жидкость поднимается вверх и, пройдя в рубашку головки цилиндров, увлекается основным потоком; одновременно часть охлажденной в радиаторе жидкости, поступающей в головку цилиндров, отделяется от основного потока и перетекает в рубашку охлаждения блока цилиндров.

Тепловой режим двигателя автоматически поддерживается в требуемых пределах термостатом, а также при помощи жалюзи /, Термостат снабжен основным и перепускным клапанами. В зависимости от температуры жидкости термостат или отключает радиатор от системы и направляет жидкость из головки цилиндров по перепускному шлангу непосредственно в насос и далее снова в рубашку охлаждения, или отключает перепускной шланг и направляет жидкость для охлаждения в радиатор.

Температура жидкости в системе контролируется электрическим указателем, имеющимся на панели приборов. Датчик указателя установлен в выходном патрубке головки цилиндров.

Радиатор имеет трубчато-пластинчатую сердцевину, впаянную в нижний и верхний бачки, и размещен в каркасе. Каркас радиатора прикреплен к щиту кузова четырьмя болтами. Пробка радиатора снабжена выпускным и впускным клапанами, предохраняющими радиатор от повреждения при избыточном давлении или разрежении в нем.

Обогреватель кузова подключен к системе охлаждения двигателя шлангами. Подводящий шланг обогревателя присоединен к крану, ввернутому с помощью угольника в стенку рубашки впускного трубопровода. Управление краном осуществляется тросом, связанным с ручкой И управления, размещенной на панели внутри кузова. Отводящий шланг обогревателя присоединен к угольнику промежуточного патрубка.

Сливают жидкость из системы охлаждения при открытой пробке радиатора и открытом кране обогревателя кузова через два краника: один из них установлен в промежуточном патрубке а второй ввернут в стенку нижней части рубашки охлаждения блока цилиндров с правой стороны двигателя. Для более удобного управления кранами от них вверх выведены тяги с рукоятками.

Доработка системы охлаждения Москвич 412

Никто не задумывался, почему так часто жалуются владельцы автомобилей Москвич 412 на тепловой режим своих уфимских двигателей и практически никогда хозяева ВАЗовских двигателей? С появлением умощненных версий двигателей УЗАМ (1,7, 1,8, 2,0 л.) проблема стала еще более распространенной. Достаточно беглого взгляда на конструкцию системы охлаждения, чтобы все стало ясно.

Схема подачи охлаждающей жидкости УЗАМ 412

Схема подачи охлаждающей жидкости УЗАМ 412

Совершенно очевидно, что практически весь объем охлажденного хладагента поступает сразу же в головку блока цилиндров.

Какой датчик температуры в москвиче 412

Маленькое отверстие (O5мм) в стенке блока, подводящее охлаждающую жидкость к нижней части 1 цилиндра не обеспечивает интенсивного движения охлаждающей жидкости (в дальнейшем – ОЖ) по объему блока цилиндров.

Вывод из этого и является ответом на первый вопрос:
решающее отличие в конструкциях систем охлаждения двигателей ВАЗ и Москвич в том, что в последнем не используется принудительная циркуляция ОЖ в рубашке блока цилиндров. По задумке разработчиков, в блоке цилиндров УЗАМ-412 должна происходить естественная (термосифонная) циркуляция ОЖ, возникающая вследствие разницы температур жидкости в рубашке блока цилиндров и рубашке головки блока. Более горячая жидкость из блока цилиндров поступает в головку блока, а вместо нее поступает менее горячая жидкость из рубашки головки.

Прокладка ГБЦ УЗАМ 412

Вот только выравнивание методом ухудшения циркуляции может происходить только в сторону более высокой температуры.

Схема система охлаждения двигателЯ УЗАМ (УМЗ) на автомобиле Москвич (АЗЛК и ИЖ) 412

Схема система охлаждения двигателЯ УЗАМ на автомобиле Москвич (АЗЛК и ИЖ) 412

1 – радиатор отопителя;
2 – пробка расширительного бачка;
3 – шов соединения верхней и нижней половин бачка;
4 – расширительный бачок;
5 – пароотводящая трубка;
6 – радиатор системы охлаждения;
7 – электровентилятор;
8 – датчик включения электровентилятора;
9 – термостат;
10 – насос охлаждающей жидкости;
11 – двигатель;
12 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
13 – пробка для слива жидкости из двигателя;
14 – впускной коллектор;
15 – кран отопителя.

Что мы имеем в результате?

Какой датчик температуры в москвиче 412

Так выглядит крыльчатка, помпы М-407, установленная на привод насоса М-412.

Как с этим бороться?

Какой датчик температуры в москвиче 412

Крыльчатки насосов. Стандарного размера слева и справа. Левая – со спиральными лопастями. Увеличенная – по центру.

В идеальном случае для устранения этой проблемы необходимо организовать интенсивную принудительную циркуляцию ОЖ как в головке, так и в блоке двигателя, об этом позже.

Несколько снизить неравномерность температуры можно, увеличив скорость циркуляции ОЖ. Для этого многие владельцы Москвичей оснащают помпу модифицированными крыльчатками. Такие крыльчатки могут быть стандартного размера, но со спиральными лопастями, либо еще большие по размеру и производительности (при условии растачивания полости насоса в блоке двигателя).

Какой датчик температуры в москвиче 412

Пример подготовки полости в блоке двигателя для установки насоса с крыльчаткой увеличенного размера.

Иногда внедряют всевозможные отводы из рубашки блока в районе 4 цилиндра, которые направляют часть потока ОЖ от головки к цилиндрам. При, наличии положительного эффекта, недостатком такого решения является то, что вышедшая из блока двигателя ОЖ не участвует ни в дальнейшем процессе отвода тепла от головки, (а в ней, все же, выделяется наибольшее количество тепла) ни в процессе охлаждения в радиаторе, поскольку для обеспечения потока без дополнительного электронасоса отвод может быть подсоединен только к входу помпы.

Верхний термостат на УЗАМ 412

Пример “верхней” установки термостата.

Какой датчик температуры в москвиче 412

На фото хорошо видно, насколько уменьшается сечение водяных каналов при установке гильз с внутренним диаметром 92,5мм.

А для решения этой проблемы альтернативы более быстрой принудительной циркуляции ОЖ – нет. Все описанные выше доработки, плюс организация интенсивной принудительной циркуляции ОЖ в рубашке блока обеспечат надежное охлаждение, даже серьезно форсированного двигателя. В последнем случае, без такой схемы и вовсе не обойтись.

Касательно принудительной циркуляции, хочу отметить, что движение ОЖ можно организовать в горизонтальной плоскости, т.е. от цилиндра к цилиндру – последовательно, либо с низу цилиндров к их верху – параллельно, распределив ОЖ индивидуально по цилиндрам. В связи с тем, что при применении гильз увеличенного диаметра (особенно в версиях с объемом двигателя 2,0, 2,2, 2,3 л.) сечение каналов водяной рубашки становится крайне не удовлетворительным, вариант горизонтальной циркуляции следует признать не оптимальным. Очевидно, что суммарная площадь сечений каналов охлаждения для вертикального направления циркуляции в блоке двигателя несоизмеримо выше. При этом возможно прокачать больший объем ОЖ, что приведет к уменьшению ^t°, т.е. к меньшей неравномерности температуры внутри системы охлаждения, к чему мы и стремимся. Поэтому в дальнейшем буду описывать именно этот вариант.

Как это реализовать?

Какой датчик температуры в москвиче 412

Какой датчик температуры в москвиче 412

Какой датчик температуры в москвиче 412

Для подвода ОЖ к левой стенке блока двигателя изготавливается короб из П-образного алюминиевого профиля.

Какой датчик температуры в москвиче 412

На участке корпуса блока, накрываемого коробом, также просверливаются отверстия для подачи ОЖ в нижнюю область каждого цилиндра. Подача ОЖ в короб осуществляется через отверстие, просверленное на участке высокого давления в полости помпы.

Короб после приваривания к блоку

Короб после приваривания к блоку

Какой датчик температуры в москвиче 412

Отвод горячей ОЖ из двигателя целесообразно осуществлять из рубашки головки блока цилиндров симметрично, одновременно с двух сторон, чем достигается большее суммарное сечение каналов и равномерность охлаждения головки. Для этого необходимо вместо задней пробки рубашки головки ввинтить штуцер со шлангом, соединенным со штатным отводным патрубком, расположенным в передней части головки. Отвод на отопитель салона лучше сделать по центру головки, ввинтив штуцер в полость обогрева впускного коллектора.

Какой датчик температуры в москвиче 412

Трехрядный радиатор автомобиля ГАЗ 2705, доработанный для установки в Москвич 2141.

Для того чтобы не терять скорости циркуляции ОЖ, не сложно изменить схему ее движения в радиаторе М2141. В стандартном радиаторе М2141 правый бачок разбит на 2 секции. ОЖ движется по теплорассеивающим трубкам последовательно через верхнюю и нижнюю части радиатора. Такая схема вдвое уменьшает проходное сечение радиатора, не увеличивая его мощности рассеяния. Удалив внутреннюю перегородку в правом бачке и перенеся входной патрубок в левый бачок можно существенно снизить сопротивление, оказываемое течению ОЖ радиатором.

Какой датчик температуры в москвиче 412

После сварочных работ для снятия внутренних напряжений блок двигателя проходит процесс пристаривания в печи при 200°С в течение суток, после чего необходимо заверить все плоскости на координатно-расточном станке, а также обработать притиром постели коренных подшипников.

Читайте также: